Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конспекты подгрупповых занятий↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Введение Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речью. У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании и словоизменении. Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов. Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Наблюдаются сложности в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картин дети часто не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий. Рассказ-описание практически недоступен детям, он ограничивается перечислением отдельных предметов и деталей. Самостоятельный рассказ по многофигурной сюжетной картине дошкольники с ОНР составить не могут. Логопедам хорошо известно, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения. Однако проведение занятий по развитию связной речи у детей с ОНР часто вызывает значительные трудности, особенно у начинающих практикующих логопедов. Преодоление ОНР у детей традиционно осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. В данном пособии представлено тематическое планирование, календарное планирование и конспекты шестидесяти шести подгрупповых логопедических занятий. Пособие входит в комплект «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР», который также включает в себя: — методическое пособие с тематическим планированием, календарным планом и конспектами фронтальных занятий; — годовое понедельное планирование работы логопеда в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР; — годовое понедельное планирование работы воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР; — три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (Альбом 1 «Мир растений», Альбом 2 «Мир животных», Альбом 3 «Мир человека»); — демонстрационный материал к занятиям по развитию связной речи детей 6-7 лет с ОНР. Логопедическая работа в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по пособиям комплекта предполагает проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми на протяжении трех периодов обучения (с сентября по май включительно). В предлагаемой ниже сетке занятий представлено планирование логопедических занятий на неделю обучения.
Подгрупповые занятая по развитию связной речи проводятся два раза в неделю. Логопед делит группу на две подгруппы по шесть человек[1], учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Как показывает практика, самое главное — создание логопедом благоприятной атмосферы на занятиях для детей в каждой подгруппе. Только в этом случае дети будут испытывать эмоциональный комфорт, смогут раскрыть свои творческие и речевые возможности. На подгрупповых занятиях логопед регулярно проводит разнообразные игры с мячом. Проведение этих игр способствует обогащению и активизации словарного запаса дётей, развивает умение детей быстро находить ответ на поставленный вопрос, поддерживает их эмоциональную и речевую активность. Таким образом, на подгрупповых занятиях логопед активизирует словарь детей по каждой лексической теме, отрабатывает у детей умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки слово- образования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов. На подгрупповых занятиях логопед также знакомит детей со значениями различных образных выражений, пословицами и поговорками, учит дётей правильно использовать их в свободной речи. Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лексическим темам фронтальных занятий. Успех коррекционной работы по развитию связной речи детей во многом зависит от слаженности в работе логопеда, воспитателей и родителей. Большинство подгрупповых занятий логопеда, занятий воспитателей по заданиям логопеда и повторение дома родителями с детьми изученного материала по лексическим темам проводится с использованием трех индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи. Игровые упражнения и задания альбомов учат детей: — определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы)[2]; — сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам; — правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах по опорным карточкам и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям; — составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке. Это задание позволяет ребенку по следам прочитанного рассказа правильно расположить картинки серии и пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи; — составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по последовательному картинному плану. На протяжении трех периодов учебного года логопед проводит систематическую работу по развитию у детей с ОНР лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи на базе тридцати одной лексическойтемы. Каждая тема любого альбома представлена отдельным модулем. В альбомах предложены речевые задания и упражнения по следующим лексическим темам: «Деревья и кустарники», «Фрукты», «Овощи», «Садовые и лесные ягоды», «Грибы», «Цветы и травы»; «Дикие животные леса», «Домашние животные», «Животные Севера и жарких стран», «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы», «Пресноводные, морские и аквариумные рыбы», «Насекомые»; «Одежда, обувь, головные уборы», «Инструменты», «Профессии», «Транспорт», «Мебель», «Посуда». Логопед может проводить занятия по развитию речи в порядке, предложенном в данном методическом пособии, либо.самостоятельно выбирать порядок прохождения тем. Ниже предлагается тематический план работы в подготовительной логогруппе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
Проведение систематических занятий по любому альбому комплекта обязательно предполагает проверку и оценку полученных ребенком знаний логопедом, воспитателями и родителями. На каждой странице альбома предлагается оценочная шкала в виде трех пустых треугольников. Если ребенок правильно выполняет задание на логопедическом занятий, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» красным цветом (оценка «отлично»), если ответы ребенка неточные — синим цветом (оценка «хорошо»). При повторении речевого материала воспитатели и родители также должны оценить правильность ответов ребенка, закрашивая треугольники с соответствующей буквой: «В» (воспитатели) или «Р» (родители). Таким образом, занимаясь по альбому, ребенок повторяет изученный материал несколько раз, что способствует закреплению у него полученных речевых навыков. Для создания у детей положительной мотивации на протяжении каждого занятия логопеду предлагается использовать специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или кружки). За составление любого высказывания по заданию логопеда на фронтальном или подгрупповом занятии ребенок обязательно получает желтую фишку. Но каждый ребенок может также заработать и призовую красную фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, использование в речи сравнения, образного выражения, поговорки или пословицы). Дети, как правило, начинают очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эти фишки. Логопед тактично исправляет допущенные ошибки и неточности детей и поддерживает их речевую активность. Начиная с третьей недели сентября, каждую пятницу логопед просит родителей за выходные дни повторить с детьми по индивидуальному альбому задания по пройденной лексической теме, оценить знания и достижения своего ребенка. В третьем периоде обучения логопед более активно прибегает к помощи родителей. За выходные дни родители вместе с детьми должны по заданию логопеда готовить небольшие сообщения по некоторым темам. Такая совместная работа очень важна не только для специалиста, но и для детей и их родителей. Дети начинают чувствовать себя на занятиях более уверенно, а родители помогают детям расширить словарный запас и могут оценить их уровень владения связной речью. В ходе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками. Постепенно у детей формируются представления об основных принципах построения связного; сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств. На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор. Использование пособий данного комплекта поможет логопеду, воспитателям и родителям подготовить детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у них языковое чутье. В дополнение к комплекту пособий для проведения подгрупповых занятий логопедам рекомендуется использовать следующие пособия: — Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактический материал по развитию логического мышления и связной речи у детей /Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. Выпуск 1. Мир растений. — 16 с.: ил. Выпуск 2. Мир животных. — 16 с.: ил. Выпуск 3. Мир человека. —-16 с.: ил. Семьи домашних животных. — 16 с.: ил. — Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.Е. Арбекова. — М.: Издательство ГНОМ, 2011. «Овощи» и «Фрукты». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Домашние животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. — Ильякова, Н.Е. Серии сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР / . Н.Е. Ильякова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. «Как щенок нашел друзей». — 28 с.: ил. «Как помочь птицам зимой». — 28 с.: ил. «Скворцы прилетели». — 28 с.: ил. «День рождения цыпленка». — 28 с.: ил. Ниже представлено календарное планирование и конспекты подгрупповых логопедических занятий.
Календарное планирование подгрупповых занятий
Ход занятия I.Речевая разминка
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия Занятие 3. «В осеннем лесу» Цель: Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин. Задачи: — уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Деревья и кустарники»; — учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений и поговорок; — учить детей правильно образовывать форму множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных; — учить детей образовывать сложные слова; — учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии; — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление. Оборудование: картинки с изображениями деревьев и кустарников, альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия I. Речевая разминка
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия Ход занятия I. Речевая разминка Логопед приветствует детей и предлагает им провести речевую разминку[3]
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия Ход занятия I.Речевая разминка [4]
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II.Основная часть занятия Ход занятия I.Речевая разминка
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия
1. Объяснение значений пословиц. Логопед объясняет детям значения пословиц: «Какие труды, такие и плоды»; «Кто не сажал дерева, тому не лежать в его тени».
Ход занятия I.Речевая разминка
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия Ход занятия I.Речевая разминка
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия 1.Объяснение значений поговорок и пословиц. Логопед объясняет детям значения поговорки и пословиц: «Без труда нет плода», «Труд человека кормит, а лень портит», «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах». 2.Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей с опорой на картинный план. Логопед. Сегодня на Занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-сравнения фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 13, 21). Составление двух-четырех рассказов. III. Подведение итогов занятия Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание. Занятие 11. «Лесные ягоды» Цель: Составление пересказа «Как собрали землянику на варенье» по тексту и серии сюжетных картин (альбом 1, с. 24). Задачи: — активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Лесные ягоды»; — учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц; — учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа; — учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными; — учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц; — учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии; — развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление. Оборудование: альбомы 1 (по количеству детей), мяч. Ход занятия I.Речевая разминка
Физкультминутка. На усмотрение логопеда. II. Основная часть занятия Ход занятия I.Речевая разминка
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.24 (0.016 с.) |