Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разновидности официально-делового стиля↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В зависимости от области применения деловой речи и стилистического своеобразия соответствующих текстов обычно выделяют внутри ОДС две разновидности: официально-документальный и обиходно-деловой.
Задание 1. Укажите слова и словосочетания, которым свойственна официально-деловая окрашенность. Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик. Задание 2. В приведенных предложениях найдите отглагольные существительные, характерные для официально-делового стиля речи. В выделении дополнительных фондов тресту отказано. 2) Резкое торможение автомобиля на скользких участках дороги может привести заносу и опрокидыванию. 3) Оплата заказа гарантируется. 4) В результате расследования установлено, что пожар возник вследствие несправностей в системе электропроводки. 5) Ржавлению подвержено большинство материалов, непокрытых каким-либо защитным слоем. Задание 3. Подберите к данным словам синонимы, характерные для официально-делового стиля речи. Нехватка, из-за болезни, зачётка, ссора, босс, сказать, нажива, помочь, позвать. Задание 4. Составьте словосочетания, подобрав к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. Образец: разрешить спор, вопрос, проблему. Вынести, высказать, достичь, заслушать, затребовать, избежать, наладить, обеспечить, объявить, предоставить, признать, реализовать, составить, уделить, проявить. Задание 5. Составьте словосочетания, раскрывая скобки и употребляя данные в нихслова в нужном падеже Заведующий (лаборатория), благодаря (умелое руководство), вопреки (требовании), руководитель (филиал), заведующий (кафедра), руководство (предприятие), согласно (приказ), управляющий (банк), курировать (магистранты). Задание 6. Прочитайте предложения и найдите ошибки в управлении. Отредактируйте предложения. Образец: Должность управляющего клуба вакантна. Должность управляющего клубом вакантна. 1. Согласно распоряжения декана пересдачу экзаменов продлили на неделю. 2. Вопреки неблагоприятных погодных условии экскурсия состоялась. 3. Необходимо принести письменное разрешение заведующего кафедры. 4. Пассажир удостоверился о времени отлёта. 5. Вследствие изменению расписания движение поездов приостановлено. 6. Руководитель предприятием находится в отпуске. 7. Управляющий отдела не справился со своими обязанностями. 8. Замдекана курирует научной работой студентов.
Задание 7. Составьте резюме по аналогии с образцом.
Задание 8. Напишите две автобиографии: одну в художественном, вторую в официально-деловом стиле. Ориентируйтесь на образцы, приведенные ниже.
«Я мог бы начать свое жизнеописание с того, что я из рода Шекер. Шекер – наш родоначальник, мой отец – Торекул, его отец – Айтмат, а его отец – Кимбилди, его отец – Кончуджок. Все это сообщено мне, кстати, не отцом: он не успел этого сделать, и не до этого ему было. Этим я обязан, прежде всего, своей бабушке по отцу и ее дочери, моей тетке. Поразительно, как могут быть близки, похожи – и внешне, и по характеру, и по душевному складу – мать и дочь. Они были для мены неразделимы. Благодарю судьбу, что я видел и знал этих замечательных женщин, мудрых, красивых. Они-то и оказались моими наставницами по части старины и семейной хроники. Мой отец был грамотным человеком, живо интересовался политикой и литературой, что позволило ему сразу приобщить меня к русской культуре, русскому языку и, стало быть, к русской литературе». Ч. Айтматов Неделя 9. Тема: Язык служебных документов Документы – это письменные тексты, имеющие юридическую (правовую) значимость: закон, приказ, характеристика и др. Слово документ происходит от лат. documentum - «свидетельство, доказательство». Оно вошло в русский язык в Петровскую эпоху и в современном русском языке имеет несколько значений: 1. Деловая бумага, служащая доказательством чего-л., подтверждающая право на что-л. 2. Письменное удостоверение, подтверждающее личность предъявителя. 3. Письменный акт, грамота, рисунок, какое-л. произведение, имеющие значение исторического свидетельства. Задание 1. Составьте предложения с клише: В связи с началом...; Согласно вашему распоряжению...; В порядке оказания помощи… Запомните: согласно чему? В подтверждение чего? В соответствии с чем? Задание 2. Выпишите слова, принадлежащие письменной деловой речи. Десять, тождественный, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, тетрадь, истец, мешанина, инвентаризация, местожительство, жульничать, текущий период, нынешний, безотлагательно, уведомление, в самом деле, нижеизложенный, немножко, бюрократ. Задание 3. Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните написание этих слов. Составьте текст с этими словами. Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, бюллетень, ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант, реестр, резолюция, рекламация, сертификат, ультиматум, ходатайство. Задание 4. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи. Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция. Слова для справок: предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить.
Задание 5. Заполните таблицу «Жанры официально-делового стиля», пользуясь словарем, данным выше.
Краткий словарь документов Автобиография – документ, содержащий социально значимые сведения из жизни автора. Акт – документ, содержащий запись о каком-либо юридическом факте. Биография – документ, содержащий общественно важные сведения из чьей-либо жизни. Деловое письмо – документ, используемый для передачи информации на расстояние, служащий средством общения между учреждениями, а также между учреждениями и частными лицами. Доверенность – документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, его выдавшего. Докладная записка – документ, адресованный руководителю учреждения, информирующий о имеющем место явлении, факте, событии, о сложившейся ситуации, о выполненной работе. Заявление – документ, содержащий просьбу о чем-либо. Инструкция – документ, содержащий указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления чего-либо. Объяснительная записка – документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа или объясняющий причины какого-либо события, факта, поступка. Отчет – документ, содержащий сведения о выполнении какого-либо задания, представляемый вышестоящему учреждению или должностному лицу. Постановление – 1. Правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач. 2. Документ, отражающий результаты деятельности коллегиальных органов. Приказ – документ, содержащий официальное распоряжение органа власти, руководителя учреждения. Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решений на собраниях, заседаниях коллегиальных органов. Расписка – документ, подтверждающий получение чего-либо. Решение – то же, что постановление(во 2-м знач.). Справка – документ, содержащий краткие сведения, данные о ком-, чем-либо. Характеристика – документ, содержащий отзыв, заключение о чьей-либо служебной, общественной и т.п. деятельности, о деловых качествах кого-либо.
Информационно-справочные документы предназначены либо для передачи информации от одного адресата к другому, либо для фиксации каких-то информационных сведений. В отличие от распорядительных‚ документов эти документы могут не требовать исполнения. К информационно-справочным документам относятся письма и их разновидности, связанные со способом передачи информации по каналам связи (телефаксы, телеграммы, телефонограммы) акты, протоколы, справки, докладные и объяснительные записки, заявления и др. Информация, содержащаяся в информационно-справочных материалах, может побуждать к действию или может быть лишь принята к сведению. Справка - это документ, содержащий описание или подтверждение тех или иных фактов, событий. Различают справки служебного и личного характера. Служебные справки составляются по запросу вышестоящей организации или должностного лица. В делопроизводстве предприятий часто оформляются справки личного характера. Они начинаются с указания в именительном падеже фамилии, имени, отчества сотрудника (полностью), его должности, заработной платы или других сведений о работнике. Место предоставления такой справки указывают в правом верхнем углу (реквизит «адресат») или в конце текста справки. Образец: Справка дана Сулейменовой Айгерим Бекболовне в том, что она действительно обучается очно на первом курсе факультета информационных технологий по специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» в Международном университете информационных технологий. Приказ о зачислении № 123 от 1.09.2012 г. Справка дана для предоставления по месту требования. Декан факультета ИТ Сергазиев М.Ж.
Задание 6. Дополните тексты справок недостающей информацией. Укажите, куда может предоставляться та или иная справка. 1. Справка дана … в том, что он действительно работает в … в должности … с окладом … тенге. На время отпуска рабочее место за … сохраняется. Справка дана для предоставления по месту требования.
2. Справка выдана …, в подтверждение того, что … пособие по … ему не начислялось и не выплачивалось. Справка выдана для предоставления по месту требования.
3. Справка о том, что … принят на работу по совместительству … на условиях почасовой оплаты. Работает по настоящее время.
4. Настоящим подтверждаю, что … (паспортные данные …) работает в … с … … года и в настоящее время занимает должность …. Среднемесячный заработок … составляет … тенге. На время поездки за границу … предоставляется оплачиваемый отпуск и сохраняется должность. Приступить к выполнению рабочих обязанностей он должен не позже … … года. В случае возникновения каких-то вопросов обращайтесь в отдел кадров по телефону … или по e-mail …
Докладная записка - это документ, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса, в случае необходимости с выводами и предложениями составителя. Она может являться непосредственным основанием для издания распорядительного документа. Задание 7. Прочитайте внимательно правила составления докладных записок. Обратите внимание на речевые клише (штампы), используемые при оформлении докладных записок. Составьте свой текст, учитывая все правила составления. Текст докладной записки состоит из двух частей. В первой (вводной) части излагается состояние вопроса, факты, послужившие причиной составления документа, проводится их анализ. Текст докладной записки не следует начинать словами: «Довожу до вашего сведения». Предпочтительными являются следующие устойчивые обороты: «По вашему поручению проведена…», «Во исполнение приказа…», «В соответствии с планом…» и т.п. Во второй (основной) части докладной записки излагаются выводы, предложения, просьбы. Не рекомендуется заканчивать текст докладной записки словами: «Вносится на ваше рассмотрение», «Докладывается для принятия решения» и т.п. В конце текста докладной записки следует четко указать вносимое предложение (просьбу и т.д.) или сделать выводы. Заканчивать текст целесообразно словами: «Считаю (необходимым, целесообразным и т.д.)…», «Предлагаю… «, «Прошу…» и т.п. Датой докладной записки является дата ее подписания.
Образец: Декану факультета ИТ Сергазиеву М.Ж.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.011 с.) |