Старшинство среди глав дипломатических представительств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старшинство среди глав дипломатических представительств



Старшинство глав дипломатических представительств зави­сит от их ранга:

Посол, Верховный комиссар или Апостольский нунций; Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр или

Посланник Ватикана (редко встречающийся ранг); Поверенный в делах en titre (титулованный или en pied).

В пределах каждого ранга старшинство определяется по времени, которое прошло с момента вступления в дол­жность соответствующего главы дипломатического предста­вительства. В таком случае учитывается либо дата вручения им верительных грамот главе государства, либо дата, когда он известил о своем прибытии Министерство иностранных дел или передал министру или Министерству иностранных дел копию своих верительных грамот, в зависимости от то­го, какой практики придерживается то или иное государ­ство. В большинстве стран учитывается дата представления верительных грамот главе государства, тем не менее неко­торые государства, включая Великобританию, признают дату передачи их копии.


Порядок соблюдения старшинства

В случае, если двое глав дипломатических представительств представляют свои верительные грамоты одновременно, стар­шинство может определяться по тому, какое место в алфавите (французском) занимает первая буква в названии государств, которые они представляют, либо, чаще всего, по времени, которое прошло с начала выполнения ими своих обязанностей. Какой бы практики определения старшинства ни придержива­лось государство, она должна применяться согласованно и не должна быть изменена без предварительного уведомления.

В некоторых государствах среди всех глав дипломатических миссий одного и того же ранга преимущество отдается дип­ломатическому представителю Святейшего Престола.

На собраниях, во время которых присутствуют все главы диппредставительств, поверенный в делах en titre следует по рангу за главами дипломатических миссий, находящимися в ранге пос­ла, третьими же по старшинству признаются поверенные в де­лах ad interim, причем по отношению к каждому из них учиты­вается дата принятия своих полномочий. В случае присутствия также других членов дипломатического представительства (включая жен дипломатов) последние занимают место, соот­ветствующее той степени старшинства, которое признается за гла­вой представительства или поверенным в делах.

На старшинство не влияет признание временно недей­ствительными верительных грамот главы дипломатическо­го представительства в связи со смертью подписавшего или принявшего их главы государства.

2. Индивидуальное старшинство в дипломатической миссии

Индивидуальное старшинство членов «политического» ап­парата, подчиненных главе дипломатического представи­тельства, определяется в следующем порядке:

Полномочный Посланник Советник- Посланник Советник Первый секретарь Второй секретарь Третий секретарь


Протокол и процедура

Место по старшинству военных и специальных атташе определяется каждым представительством индивидуально. Как правило, они предшествуют по старшинству Первому секретарю, но редко признаются выше дипломатических работников более высокого ранга. Точный порядок со­блюдения старшинства обычно указывается в списке дип­ломатического корпуса, который представляется каждым го­сударством, принимающим дипломатических представите­лей, хотя в некоторых случаях эти списки составляются организаторами приема. В обязанность главы дипломати­ческой миссии входит извещение Министерства иностран­ных дел о порядке старшинства подведомственных ему ра­ботников.

3. Индивидуальное старшинство inter se дипломатов во время формальных либо дипломатических приемов

Индивидуальное старшинство во время формальных или дипломатических приемов зависит от ранга соответствую­щего лица и определяется в следующем порядке:

Апостольский нунций (в тех странах, где он по должности

признается дуайеном ex qfflcio) Посол, Верховный комиссар, Апостольский нунций Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр Поверенный в делах (en titre) Поверенный в делах {ad interim) Полномочный Министр Посланник-Советник Советник Первый секретарь Второй секретарь Третий секретарь

Служащие и специалисты-атташе обычно следуют сразу за со­ветниками, однако на практике возможны варианты.


Список дипломатического корпуса

4. Старшинство глав дипломатических представительств в рамках порядка соблюдения старшинства, принятого определенным государством

Место по старшинству глав дипломатических представи­тельств определяется в соответствии с укоренившимися тра­дициями, обычно они следуют за членами кабинета минис­тров и главами законодательных собраний. В Великобрита­нии главы диппредставительств в ранге посла следуют по старшинству за семью сановниками, занимающими высо­кие государственные посты, выше которых лишь непосред­ственно сам суверен и близкие члены королевской семьи.

Список дипломатического корпуса

В Списке дипломатического корпуса указываются имена и должности (а) глав дипломатических представительств, в определенное время получивших аккредитацию в данном государстве, вместе с именами и рангом дипломатических работников, входящих в их представительство, а также (Ь) прочие организации и персоны, принимаемые на диплома­тическом уровне (например, руководство Организации Объ­единенных Наций).

Также указывается адрес миссии и, иногда, адреса рези­денций дипломатов; их семейное положение; находятся ли с ними их жены; а в некоторых странах — также имена их незамужних дочерей, достигших совершеннолетия.

В случае, если пост главы дипломатического представи­тельства временно является вакантным, должность главы должна сопровождаться пометкой «вакантна». Если глава представительства не проживает постоянно в данном мес­те, после его имени указываются также место его прожива­ния и адрес его представительства и (обычно) резиденции.

Вошло в традицию дополнять список глав дипломати­ческих представительств, перечисляемых в порядке стар­шинства (с указанием дуайена), списком национальных пра­здников представляемых государств.

4 Зак 235 49


Протокол и процедура

Список дипломатического корпуса регулярно пересмат­ривается и перепечатывается (с периодичностью, которая за­висит от величины государства и частоты сменяемости дип­ломатических представителей); государства перечисляются в алфавитном порядке (как правило, имеется в виду язык го­сударства, издающего Список); ответственность за верность содержащейся в Списке информации лежит как на прави­тельстве государства пребывания (обычно непосредственно на протокольном отделе), так и на главах дипломатических миссий: обе стороны одинаково заинтересованы в точнос­ти содержания Списка хотя бы потому, что обе вынуждены к нему обращаться, и потому, что это prima facie подтвер­ждение права на дипломатический статус.

Список обычно не содержит какой-либо секретной ин­формации и в некоторых странах может поступать в откры­тую продажу. Он может быть свободно приобретен всеми иностранными дипломатическими представительствами и дипломатами, а также министрами и официальными лицами государства пребывания, которым он может потребоваться в их деятельности (например, служащими таможни и иммиг­рационной службы, полицейскими чинами, мэрами и главами зарубежных представительств издающего Список государства).

В ряде случаев может издаваться комбинированный Спи­сок дипломатического и консульского корпусов, содержа­щий дополнительную информацию о подробностях карье­ры и имена почетных консульских служащих, либо иногда, если существует такая необходимость, может издаваться от­дельный Список консульского корпуса.

Переписка и обмен информацией

между дипломатическими представительствами

и правительством государства пребывания

Весь формальный обмен информацией между дипломатичес­ким представительством и правительством зарубежного госу­дарства, в столице которого расположено представительство, осуществляется между (а) непосредственно главой дипломати­ческого представительства или от его имени и (Ь) Министер-


Переписка и обмен информацией

ством иностранных дел (либо его эквивалентом), если только не существует специального разрешения на установление отношений с каким-либо другим учреждением. Специаль­ным атташе по традиции разрешается устанавливать отно­шения с организациями, соответствующими их профилю, по техническим (но не политическим) вопросам. На пра­ктике сложный характер современной дипломатии во мно­гих странах привел к устранению строгих формальностей.

Личные беседы

По установленному обычаю главы дипломатических пред­ставительств имеют доступ к министру иностранных дел, и связь с ним обычно поддерживается по телефону. Поводом к контактам такого высокого уровня являются, как прави­ло, дела чрезвычайной важности; для решения менее важ­ных вопросов главе дипломатического представительства ли­бо члену дипломатического корпуса лучше договариваться о встрече (опять же по телефону) с кем-либо из сотрудни­ков министерства. Последние обычно являются очень за­нятыми людьми и склонны с симпатией относиться к визи­там дипломатов, которые, после соблюдения формальных правил вежливости, излагают вопросы кратко и по сущес­тву и уходят, как только суть дела исчерпана.

Письменная корреспонденция

(а) Официальная нота в третьем лице Традиционным способом переписки между дипломатичес­ким представительством и Министерством иностранных дел является официальная нота. Нота печатается на общеиз­вестном международном языке, на официальном бланке, украшенном национальным гербом, с указанием адреса и начинается следующим образом:

Посольство____ свидетельствует свое уважение Минис­
терству иностранных дел и имеет честь известить Вас о
__ [или] обратить Ваше внимание на____

Затем следует содержание ноты, и заканчивается документ следующей формулой:


Протокол и процедура

Посольство пользуется случаем заверить Министерство иностранных дел в своем глубоком уважении.

Дата [Инициалы отправителя и печать посольства]

В некоторых государствах (например, в Соединенных Штатах Америки) заключительная формула вежливости опускается.

Официальная нота является также стандартной формой общения между самими дипломатическими миссиями.

(b) Вербальная нота

Вербальная нота пишется от третьего лица и обычно вы­полняется в такой же форме, как и официальная нота.

(c) Официальное письмо от первого лица (личное послание. —
Примеч. ред.)

Менее формальным способом общения с министром иност­ранных дел (со стороны главы дипломатической миссии) либо с кем-либо из представителей министерства (со сто­роны члена дипломатического корпуса миссии) является письмо, написанное от первого лица. Оно пишется на пис­чей бумаге высокого качества с указанием вверху адреса, даты и открывается следующей фразой:

Глава миссии министру иностранных дел Официальное письмо от лица главы дипломатического представительства министру иностранных дел начинает­ся, как правило, со слов «Ваше Превосходительство» или иногда просто «Господин...» Затем следует:

Имею честь...

В заключение пишется:

Хотел бы воспользоваться этой возможностью, Ваше Пре­восходительство, чтобы заверить Вас в моем глубоком уважении.

Или

Примите, Ваше Превосходительство, вновь мои увере­ния в самом глубоком уважении.

[Имя отправителя]

Иногда, в зависимости от отношений, сложившихся между послом и министром иностранных дел, письмо может начи-


Переписка и обмен информацией

наться со слов «Уважаемый Министр» и заканчиваться словами «Искренне Ваш». В Великобритании придерживаются менее формального подхода, поскольку ни к британскому министру, ни к одному из официальных лиц здесь не обращаются «Пре­восходительство».

Если письмо начинается со слов «Ваше Превосходительство», оно должно быть и далее строго выдержано в таком же стиле, например: «Наше правительство ознакомилось с предложе­нием Вашего Превосходительства...» Однако подобные обо­роты могут показаться скучными, и возможно использова­ние более привычного обращения во втором лице (Вы, Ваш) для того, чтобы избежать излишней помпезности.

Официальное лицоофициальному лицу Как правило, при переписке между официальными лицами используется обращение «Уважаемый (имя адресата)», и закан­чивается письмо словами «Искренне Ваш (имя отправителя)».

(d) Способы предоставления записей устных бесед Главы дипломатических представительств часто получают от своих правительств поручения предоставить Министер­ству иностранных дел государства, в котором они аккреди­тованы, протест либо попросить объяснения по какому-либо вопросу. Для этого требуется нанести личный визит, во время которого дипломат «излагает свой вопрос», и для того чтобы не оставалось никаких сомнений по поводу цели его визита, он оставляет в министерстве краткое изложение своих за­мечаний. Оно может быть выполнено в форме:

Памятной записки (aide-memoire), в которой объясняют­ся действия либо точка зрения правительства или содер­жится предложение. Пишется заглавие «Aide-memoire», в конце указывается дата, однако не указывается адрес и не ставятся подпись и печать.

Либо

Листка бумаги (bout de papier), на котором представлен текст без заголовка, подписи и даты, чтобы в случае не­обходимости его происхождение можно было бы отри­цать. Таким образом, он носит менее официальный ха­рактер, чем памятная записка.


Протокол и процедура

Дипломаты могут не пожелать выносить на обсуждение во время конференции какое-либо щепетильное предложе­ние либо по инструкции своего правительства представить протест по крайне деликатному вопросу, который не хотел бы затрагивать сам министр иностранных дел, в подчине­нии которого находится дипломат. Последний в таком слу­чае может сам обсудить данный вопрос и оставить неофи­циальную бумагу {non-paper), в которой проблема излагает­ся в уклончивой форме.

(е) Отклонение ноты или письма

В случае, если Министерство иностранных дел считает, что в обращении правительства иностранного государства со­держатся высказывания оскорбительного характера, оно мо­жет «отказаться принять» это обращение, даже если оно его уже получило и ознакомилось с ним. В подобных обстоя­тельствах Министерство — либо сам министр — вызывает главу соответствующего дипломатического представительс­тва и вручает ему обратно полученный документ, известив его о том, что документ не был принят его правительством.

Демонстрации

В дипломатическое представительство может обратиться группа лиц, испрашивающих разрешение на беседу с пос­лом или с кем-либо из дипломатического персонала. По­сольство в таких случаях может выбрать одну из трех следу­ющих форм ответа:

• не открывать дверь,

• принять петицию без комментариев,

• пригласить представителя данной группы лиц пройти
в здание посольства и там объяснить ему позицию руко­
водства своего государства.

Если демонстрация начинает выходить из-под контроля, гла­ва протокольного отдела может без промедления заявить (лучше всего — подразделению полиции по охране диплома­тических представительств, если таковое существует): «Госу-


Флаги

дарство пребывания обязано... предотвращать всякое нару­шение спокойствия дипломатического представительства или оскорбление его достоинства» (Венская конвенция о диплома­тических сношениях 1961, статья 22, параграф 2).

Флаги

Главы дипломатических представительств имеют право в лю­бое время вывешивать на своих резиденциях и зданиях пред­ставительств флаги своих государств — и на практике они это делают в дни своих национальных праздников, а также флаги государств пребывания. Они могут вывешивать на­циональные флаги также на своих служебных автомобилях, хотя многие главы представительств предпочитают делать это лишь по поводу официальных мероприятий или в си­туациях опасности.

В случае официального объявления национального тра­ура, равным образом как представляемым государством, так и государством пребывания, флаги должны быть наполови­ну спущены. Обычно они находятся в таком состоянии лишь на протяжении дня похорон, однако в случае смерти монар­шей особы флаги по традиции остаются спущенными на про­тяжении всего периода со дня смерти до дня похорон (и вклю­чая его). В день объявления нового коронованного лица флаги вновь приводятся в свое обычное положение.

Традиционно флаги поднимаются утром (в 8 часов) и спускаются на закате.

Консульским работникам, в компетенции которых име­ется порт, обычно позволяется — в зависимости от догово­ров и местных традиций — поднимать свой национальный флаг на носу судна во время исполнения официальных обя­занностей. Распространенной практикой является также поднятие главами консульских учреждений своего нацио­нального флага на служебных автомобилях во время совер­шения официальных визитов к представителям местных властей либо при получении ими официального приглаше­ния принять участие в торжественных или праздничных


Протокол и процедура

мероприятиях, однако конкретные условия часто опреде­ляются консульской конвенцией. Поднятие национального флага над консульским учреждением может быть запреще­но, если это здание расположено в том же городе, что и дипломатическое представительство.

В случае приема высокого зарубежного гостя националь­ный флаг последнего часто поднимается на том же месте, что и флаг представляемого государства, то есть по обе сто­роны от центральной трибуны. В этом случае место для флага по правую сторону от лица, находящегося на пло­щадке, предоставляется флагу гостя.

Если на индивидуальных флагштоках подняты флаги нес­кольких государств, почетное место должно быть отведено национальному флагу, прочие же флаги должны быть вы­вешены один за другим справа и слева от национального флага (развернутые во внешнюю сторону) в алфавитном по­рядке по названию своих государств.

При установлении флага на автомобиле место в автомо­биле за флагом считается самым почетным.

Одежда

Требования к одежде дипломатов различаются в зависимости от традиций, обычаев и климата той или иной страны. В нас­тоящее время возрастает тен^нция к меньшему официозу в форме одежды. Тем не менее существуют некоторые стан­дартные правила, которых необходимо придерживаться (по­мимо дипломатической униформы или национальных кос­тюмов, которые носят дипломаты некоторых стран). Стан­дартные требования к форме одежды обычно указываются в пригласительных билетах. По отношению к женским платьям в связи с этим возможна лишь пометка «соответ­ствующее». В противоположность скучным и стандартизи­рованным мужским костюмам женские платья вносят ожив­ление в атмосферу формальных собраний и выразительно подчеркивают индивидуальность каждой дамы. Для муж­чин существуют следующие варианты.


Одежда

«Визитка»

Иногда ее надевают для посещения дневных мероприятий, особенно проводимых на открытом воздухе, например при встрече или прощании с высокими гостями.

Визитка включает в себя черный фрак, черную жилетку и высокую черную шелковую шляпу в случае торжественных мероприятий либо серую жилетку и серый цилиндр (шляпу) при проведении праздничных мероприятий, белую рубашку, черные брюки в полоску из крапчатой шерстяной материи, тугой отложной воротничок, серый галстук и черные туфли. Орденскую ленту не надевают, однако в случае необходи­мости медали носят на левой стороне груди, например во время военных или поминальных мероприятий.

Фрак («белый галстук» или «полное вечернее платье»)

Обычно надевают лишь на официальные вечерние приемы, балы или ужины. Иногда — для участия в более официальных мероприятиях, проводимых в закрытых помещениях в днев­ное время (например, при представлении верительных грамот в Великобритании, поскольку здесь эта форма гражданской национальной одежды считается наиболее торжественной).

Полное вечернее платье включает в себя длинный чер­ный фрак, белую жилетку, накрахмаленную белую рубаш­ку, круглый воротник, белый галстук-бабочку, черные брюки с двумя шелковыми черными полосками, черную шелко­вую шляпу, лакированные черные туфли, колодки с изоб­ражением наградных знаков и орденов (лента с нагрудны­ми украшениями прячется под белым галстуком, в то время как орденская лента проходит через белую жилетку).

Обеленный костюм

(«черный галстук» или «смокинг»)

Используется для неофициальных вечерних собраний.

Включает в себя черный пиджак с шелковыми отворота­ми, черные брюки с одной шелковой полосой, белую рубаш­ку (обычно мягкую, с мягким воротничком), черный гал-


Протокол и процедура

стук-бабочку и черные туфли. Украшения и медали надева­ются, если это указывается в приглашении.

Чем более неформальной является атмосфера собрания, тем больше свободы предоставляется в выборе одежды. Иногда в комплект обеденного костюма могут входить ор­денские ленты черного либо темно-бордового цвета. Если позволяет климат, может быть надет белый смокинг.

Национальная одежда

Официальная национальная одежда является приемлемой для всех дипломатических собраний.

Государственные церемонии

Обычно в компетенцию главы протокольного отдела входит планирование и проведение государственных церемоний. Помимо дней независимости, для празднования которых устанавливается фиксированная дата, церемонии проводятся по поводу: инаугураций, визитов, юбилеев государственно­го значения и похорон.

Для проведения вышеуказанных мероприятий детальные планы составляются предварительно за несколько недель или даже месяцев (исключения возможны лишь в случае похорон), и Министерство проводит консультации с дуай­еном дипломатического корпуса, если весь дипломатичес­кий корпус вовлечен в их разработку.

При подготовке большинства мероприятий важна коор­динация действий между различными учреждениями, и в обычную практику входит создание ad hoc (лат. для данно­го случая, специальный. — Примеч. ред.) комитетов по пла­нированию и координационных комитетов, в которые мо­гут входить представители полиции (для контроля за пар­ковкой и регулированием дорожного движения), армии (для формирования оркестра и почетного караула), представи­тели прессы, гражданских властей и, если ожидается при-


Государственные церемонии

сутствие — в любом количестве — иностранных гостей, ра­ботники таможни, иммиграционной службы и аэропорта.

В случае визита главы зарубежного государства, члена правительства или иного высокого гостя глава соответству­ющего дипломатического представительства приглашается на все официальные собрания и вечера, которые посещает вышеуказанное лицо, и наоборот, высокопоставленный ви­зитер принимает гостей в резиденции главы представительс­тва либо в другом месте, соответствующем рангу и положе­нию гостя (по принципу: глава представляемого государ­ства принимает главу государства пребывания, министр иностранных дел представляемого государства — министра иностранных дел государства пребывания, глава церкви — главу церкви).

Официальный дипломатический визит начинается в тот момент, когда лицо, наносящее визит, прибывает в столи­цу государства (что является первым пунктом в программе визита), и именно в месте прибытия происходит церемо­ния его официального приема. Во время приема звучит на­циональный гимн государства, которое представляет визи­тер, отдается честь его национальному флагу и выставляет­ся почетный караул. Если порт, аэропорт или пограничный участок, на который прибывает высокий гость, находится на значительном удалении от столицы, его может встречать и сопровождать до столицы официальный представитель или представители местных властей. Организуется специ­альный мотоциклетный или конный эскорт, сам визитер размещается в повозке или в автомобиле (в зависимости от расстояния). Общим правилом при рассадке официаль­ных гостей в процессии является размещение их в тран­спортных средствах по старшинству в убывающем порядке, причем лицо, которому по старшинству отдается предпоч­тение, садится за флагом.

В общепризнанную практику входит приглашение офи­циальным гостем принимающего его лица нанести ответ­ный визит в представляемое им государство по прошествии некоторого времени.


Протокол и процедура

Официальный траур

Официальный траур может быть объявлен (а) главой пра­вительства представляемого государства, и в этом случае он соблюдается главой и работниками представительства, или (Ь) правительством государства пребывания, и тогда он соб­людается всеми членами дипломатического корпуса.

В первом случае, если траур объявлен в связи со смер­тью главы государства, правительства или члена королев­ской семьи либо в связи с национальной катастрофой, гла­ва представительства получает инструкции от своего ми­нистерства относительно продолжительности траура, спуска флага наполовину и т.д. В течение всего времени траура глава и работники представительства обычно носят галсту­ки черного цвета либо их эквиваленты (соответствующей формы одежды должны придерживаться и женщины), и главе представительства следует воздерживаться от посе­щения общественных мероприятий, насколько это возмож­но. Заранее запланированные мероприятия могут быть от­менены, но к приемам на государственном уровне данное правило не относится. Частные приемы, если таковые про­водятся, должны носить достаточно сдержанный и торжес­твенный характер. Книга соболезнований обычно находит­ся в посольстве или в резиденции главы представительства рядом с ящиком для визитных карточек: в ней могут поста­вить свою роспись все, кто желает выразить свои соболез­нования. В некоторых случаях может вывешиваться фотог­рафия покойного, обрамленная черной траурной лентой. При переписке на протяжении некоторого времени исполь­зуются канцелярские принадлежности, помеченные черным цветом.

В случае, если в стране объявляется официальный траур, дипломатический корпус действует согласованно под руко­водством дуайена, который поддерживает тесный контакт с главой протокольного отдела. К членам дипкорпуса мо­жет быть предъявлено требование наполовину спустить фла­ги и отменить большую часть неформальных собраний. Они могут участвовать в официальных церемониях и вести себя


Официальный траур

в соответствии с теми требованиями, которые диктует об­становка. Главы дипломатических миссий лично должны послать официальные письма с соболезнованиями минис­тру иностранных дел, и каждый работник дипломатическо­го представительства должен оставить в министерстве, где проводится соответствующее собрание, рядом с книгой со­болезнований свою визитную карточку, помеченную над­писью «р.с.» {pour condoleances — наши соболезнования).

Если умирает высокопоставленный чиновник государства кого-либо из коллег-дипломатов, главы дипломатических представительств должны выражать свои соболезнования вы­шеописанным образом, однако общий траур объявляться не должен. Соболезнования в таком случае выражаются че­рез письмо, визитную карточку или посещение похорон.

Нота, передаваемая в другое дипломатическое предста­вительство, может быть представлена в следующей форме:

Посольство______ свидетельствует свое уважение Дип­
ломатической Миссии, аккредитованной при Дворе Ее
Величества, и считает своим долгом с глубоким прискор­
бием известить о том, что____ скончался (дата)___

Книга соболезнований будет находиться в Посольстве

______ (адрес)______ с четверга 09.09 по пятницу 10.09,

с 10.00 до 14.00.

Посольство______ выражает свои заверения Диплома­
тической Миссии, аккредитованной при Дворе Ее Вели­
чества, в самом глубоком уважении.


Глава 5

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ

И ИММУНИТЕТЫ

Привилегированное положение дипломатов в обществе тради­ционно, и причина не только в сохраняющемся уважении к их професси, но и в том, что представители государства смогут выполнить свои дипломатические функции удовлет­ворительно лишь при условии полной свободы от правового, физического или морального давления со стороны государ­ства, в котором они работают. В большинстве миролюбивых правовых государств предоставленные дипломатам привиле­гии и иммунитеты могут показаться не имеющими смысла и излишними до такой степени, что могут вызвать негодо­вание жителей принимающей страны, но в исключительных обстоятельствах и в отдельных странах только официальное признание взаимно применимых привилегий и иммунитетов дает возможность поддерживать дипломатические отношения.

Привилегии и иммунитеты применяются как к дипло­матической миссии, ее функциям, так и к отдельно взятому человеку.

Привилегии и иммунитеты, предоставленные дипломати­ческим миссиям, также применяются и к ООН и ее функциям в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН от 1946 года, хотя применение Конвенции варьируется в различных государствах.

Следующий текст является кратким изложением положе­ний, содержащихся в Венской конвенции о дипломатических сношениях от 1961 года, которые были приняты подавляю­щим большинством членов ООН и представляют собой со­гласованный на международном уровне кодекс современного дипломатического права.


Привилегии и иммунитеты представительства

Привилегии и иммунитеты представительства

Неприкосновенность и иммунитет помещений, прилегающей к ним территории и имущества

Помещения и территория представительства и личная рези­денция главы миссии неприкосновенны; этой неприкосно­венностью по отношению к используемым помещениям об­ладают также члены дипломатического, административного и технического персонала миссии при условии, что они не яв­ляются гражданами или постоянными жителями принимаю­щего государства. Представители принимающего государства не могут входить в такие помещения и на территорию, к ним прилегающую, без разрешения главы миссии; принимающая сторона обязана гарантировать то, что будут предприняты все необходимые меры по защите таких помещений и тер­риторий от вторжения или причинения ущерба и по пред­отвращению любого нарушения порядка в миссии или ущем­ления ее достоинства. Помещения с прилегающей террито­рией и их содержимым, а также транспорт, принадлежащий миссии, обладают иммунитетом от обыска, реквизиции, на­ложения ареста или исполнения решения суда. Транспорт, принадлежащий членам дипломатического, административ­ного и технического персонала, пользуется аналогичным им­мунитетом, кроме специальных положений, относящихся к нарушению правил дорожного движения, действующих в различных странах. В отношении подобных нарушений с дипломатами обычно обращаются как с гражданами при­нимающей страны, но они не несут наказания, и об этом нарушении докладывается главе миссии.

Неприкосновенность записей, документов, корреспонденции и архивов

Записи, документы, корреспонденция и архивы миссии не­прикосновенны в любое время, где бы они ни находились.


Дипломатические привилегии и иммунитеты

Свобода и неприкосновенность способов общения

Дипломатическая миссия имеет право на свободное общение по всем служебным вопросам и право на доступ к любому оборудованию для этого в стране пребывания. Миссия может использовать любой способ, включая курьеров и кодирован­ные или шифрованные сообщения, для общения со своим правительством, с любыми из правительственных миссий и консульств, где бы они ни находились. Однако средства бес­проводной связи могут быть установлены и использованы только с согласия правительства страны пребывания.

Дипломатическая почта (сумка, мешок, чемодан)

Это опечатанная сумка или контейнер, четко маркированный как диппочта, содержащий только служебные документы или предметы для служебного пользования. Дипломатическая поч­та обычно разделяется по важности содержимого на два вида: сопровождаемая и несопровождаемая. Диппочта неприкос­новенна: она не может быть вскрыта или арестована; для ее быстрой пересылки должна быть использована любая воз­можность. Диппочта может перевозиться дипкурьером, ко­торый имеет право на защиту государством, которое он по­сещает или в котором он выполняет свои функции. Он поль­зуется личной неприкосновенностью и не подлежит никакой форме задержания или ареста. Дипломатический курьер — обычно служащий МИДа; на каждую поездку он должен быть обеспечен своим министерством или главой миссии доку­ментами, удостоверяющими его статус и указывающими ко­личество мест багажа, составляющего диппочту. Там, где нет постоянного дипкурьера, государство или миссия могут наз­начить отдельного человека, чаще всего — служащего соот­ветствующего подданства, совершающего поездку по другим причинам, — как дипкурьера для специальной поездки. В та­ком случае он обеспечивается необходимыми документами министерством или главой миссии, кроме того, он пользует­ся таким же иммунитетом и личной неприкосновенностью, как и постоянный дипкурьер, до тех пор, пока у него нахо­дится врученная диппочта. В обычных условиях диппочта


Привилегии и иммунитеты представительства

может быть вверена командиру экипажа самолета, если только он прибывает или покидает страну через служебный проход. Член соответствующей миссии имеет право передать дип-почту лично в руки командиру экипажа и точно так же по­лучить диппочту от него. Командир экипажа должен быть снабжен документами, подтверждающими число мест бага­жа, составляющего диппочту, но он сам дипкурьером не считается.

Когда связь между государством и его дипломатической миссией проходит через третье государство, последнее дол­жно предоставить такую же неприкосновенность, как и при­нимающее государство. Дипломатическая почта, равно как и дипломатические курьеры, во время прохождения транзитом через третьи страны неприкосновенна. Тем не менее дипкурь­еры должны получить соответствующие визы.

Освобождение от обложения налогом

Дипломатическая миссия освобождена от всех государствен­ных, региональных, муниципальных налогов и сборов, имею­щих отношение к помещениям и территории миссии, являю­щихся собственностью миссии или арендованных, за исключе­нием тех расходов, которые представляют собой плату за оказание специальных услуг (например: воду, электричество и уборку мусора). Это освобождение не распространяется на лиц, заключивших контракт с главой миссии или его прави­тельством; по этой причине в контракте обычно оговаривает­ся, что за любые платежи и сборы, связанные с резиденцией и миссией, отвечает глава миссии или его правительство.

Дипломатическая миссия также освобождена от налогов и сборов с любых вознаграждений и сумм, полученных в про­цессе обычного функционирования миссии.

Право на импорт и освобождение от таможенных пошлин

Дипломатическая миссия в соответствии с существующими законами имеет право на импорт предметов для служебно­го пользования, по отношению к которым она освобожде­на от таможенных и других подобных пошлин. Но миссия

5 Зак. 235 65


Дипломатические привилегии и иммунитеты

не освобождена от оплаты дополнительных услуг, связанных с ввозом своего имущества, таких, например, как хранение и перевозка. Товары, ввезенные беспошлинно, не могут быть проданы или распространены на территории принимающего государства, кроме как в соответствии с условиями, уста­новленными государством.

Личные привилегии и иммунитеты Основные положения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.088 с.)