Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение предложений посредством консенсуса

Поиск

Нет необходимости в проведении голосования по каждому отдельному предложению (например, о необходимости пре­рвать конференцию для обеда): председатель решает, что по данному поводу достигнут консенсус, так как все учас­тники проголодались, и, следовательно, вносит предложе­ние сделать перерыв. Это решение при консенсусе голосов без вынесения резолюции: оно основывается на предположе­нии председателя о том, что ему кажется само собой разу­меющимся и, следовательно, нет необходимости уделять вре-


Конференции

мя принятию резолюции; применяется преимущественно по отношению к процедурным решениям. Это также сред­ство, которым председатель может воспользоваться, если посчитает, что отсутствие резолюции является самым луч­шим политическим решением особо деликатной ситуации и может быть поддержано участниками.

Решение при консенсусе голосов с вынесением резолюции относится к тем же категориям решений, но немного офи-циальнее. Применяется при рассмотрении текущих и непро­тиворечивых вопросов или же вопросов, против которых возражает меньшинство участников, которые, однако, пред­почтут этого не делать при открытом голосовании. Термин «консенсус» также стал широко применяться в различных межправительственных организациях как обобщение тер­мина «единогласие»; подразумевает, что:

(a) все делегаты имеют возможность выражать свою точку
зрения до окончательного утверждения, и

(b) хотя они могут полностью и не поддерживать проект
резолюции, все делегаты рассматривают его как целесо­
образный.

Подкомитеты и рабочие группы

Конференции могут делиться на подкомитеты и рабочие груп­пы, для того чтобы рассматривать различные аспекты вопро­сов, а затем обсуждать все отчеты на одном пленарном заседа­нии. Подкомитеты и рабочие группы также могут служить эффективным средством вынесения рекомендаций по специ­альным вопросам; а в случаях, если конференция собирается через значительные промежутки времени, — средством для проведения непрерывной работы в период между сессиями.

Выборы должностных лиц

Президент, вице-президент(ы) и в соответствующих слу­чаях специальный докладчик вступают в должность по­средством выборов (как и происходит на большинстве конференций) или по ротационному принципу (например,


Управление конференцией

смена председателей Совета безопасности). На ad hoc кон­ференциях представитель страны проведения конференции обычно выполняет обязанности временного председателя.

Заседание, протокол, порядок старшинства

На двусторонних конференциях обычно ведется простой дип­ломатический протокол. На многосторонних конференциях старшинство основывается на принципе алфавитного порядка названия стран (на английском или французском языке). На сессиях Генеральной ассамблеи ООН старшинство ме­няется от сессии к сессии в алфавитном порядке.

Управление конференцией Роль председательствующих лиц

Существует параллель между ролью председателя конфе­ренции и футбольного рефери. У каждого из них одна и та же ответственная задача наблюдения за применением на­выков и приемов профессиональными игроками, каждый из которых хочет получить больше преимуществ, и на оп­ределенный промежуток времени он должен гарантировать, что игра проходит по правилам и что окончательное реше­ние устраивает всех участников. У него есть книга с прав i-лами (правила процедуры), однако его полномочия, кото­рые теоретически считаются главенствующими, могут ока­заться бесполезными, если сам председатель, используя все свои навыки и дипломатичность, не сможет убедить учас­тников, что в их же интересах принимать и подчиняться его решениям. И председателю и рефери необходимы чув­ство справедливости, твердость, знание правил и умение чувствовать ситуацию; не говоря уже о невероятном спо­койствии, а временами и самообладании.

Функции председателя делятся на две категории: проце­дурные и основные.


Конференции

1. Процедурные функции

(a) открытие, закрытие и объявление перерыва конферен­
ции;

(b) вызов представителей на трибуну;

(c) ограничение выступлений по времени, если это необхо­
димо или если так требуют правила;

(d) вынесение решения по вопросам соблюдения правил
и процедуры конференции;

(e) призыв участников воздерживаться от неуместных за­
мечаний;

(f) обеспечение работы конференции в обычном режиме.

2. Основные функции

(a) выполнение специальных функций, которые присутству­
ющие оставляют на усмотрение председателя (напри­
мер, выбор страны или членов в новую комиссию);

(b) выполнение роли посредника, способствующего дости­
жению цели конференции. Эта функция может прини­
мать следующие формы:

 

• выделение времени для неофициальных дискуссий;

• содействие неофициальным обсуждениям, в которых
председатель не принимает участия;

• проведение дискуссий с различными представителя­
ми с целью поиска путей выхода из тупиковой ситу­
ации;

• поддержка дискуссии с индивидуальными предста­
вителями, если в ней председатель может найти удов­
летворительную для всех основу для выхода из тупи­
кового положения.

Усиление влияния на международные отношения организаций, имеющих в составе большое количество участников, выявило необходимость и возможность для председателя играть более активную роль, чем прежде. Делегаты собираются не столько ради того, чтобы прорекламировать себя или страну, которую они представляют, сколько для поиска решений, не все из которых удовлетворяют интересам той или иной страны, но предлагают наиболее приемлемый вариант для всей органи­зации в целом. Делегаты стараются применять позитивную


Управление конференцией

дипломатию, а председатель, зная об этих целях, имеет гораз­до больше возможностей передавать проекты резолюций на рассмотрение и, благодаря изобретению «электронного редак­тора», без всяких проволочек рассмотреть целый ряд исправ­ленных проектов, прежде чем будет выработана окончатель­ная версия, которая может и не быть единодушно поддержана всеми участниками, но против которой никто не будет готов возразить: речь идет о процессе нахождения консенсуса и в ко­нечном счете — единогласного решения.

Секретариат

Секретариат осуществляет административную поддержку кон­ференции, он не только помогает председателю и участникам, но также подготавливает и закрывает конференцию. Если сек­ретариат является постоянным, он выполняет административ­ные функции между сессиями, когда он может играть испол­нительную роль, действуя в соответствии с обычными или специальными директивами руководящего органа.

До начала конференции, когда уже определено место ее проведения, роль секретариата сводится к рассылке пригла­шений, подготовке протоколов, приемов, бронированию транспорта, обеспечению связи с местными властями и под­готовке конференц-зала вплоть до последнего микрофона, карандаша и кофейной чашки. Но кроме всего прочего сек­ретариат занимается подготовкой и распространением повес­тки (или проекта повестки) и иных сопутствующих докумен­тов, включая правила процедуры конференции.

Во время проведения конференции секретариат отвеча­ет за всевозможные административные вопросы, включая обеспечение переводчиками и ведение отчетов и протоко­лов заседаний в том количестве, какое определено предсе­дателем либо правилами процедуры. Значительное коли­чество документов должно находиться на руках участников на всех стадиях проведения конференции — особенно про­ектов резолюций и иных решений — и поэтому доступ­ность услуг машинисток требуется организовать на протя­жении всего рабочего дня. После окончания конференции, кроме простых обязанностей по уборке, у секретариата есть


Конференции

два важных задания: опубликование отчета (протоколов кон­ференции), который первоначально выпускается в виде про­екта (почти всегда при применении стенографического от­чета), чтобы участники могли исправить незначительные ошибки пунктуации, орфографии или грамматики (остав­ляя неизменной сущность выступлений), и исполнение раз­личных решений, принятых на конференции.

Во многих случаях глава секретариата выполняет опре­деленные функции, которые обозначены в правилах про­цедуры проведения конференции. В эти функции могут включаться предоставление периодических отчетов, сметы расходов и другие обязанности, относящиеся к сотрудни­кам секретариата.

Дипломатия конференции

Целью конференции является обсуждение проблем и по­иск приемлемых для всех участников решений, и этот про­цесс осуществляется по традиционным методам диплома­тии. Однако бурное развитие многосторонней дипломатии после создания ООН привело к увеличению числа между­народных организаций, конференций и комиссий, а также придало традиционной дипломатии дополнительный отте­нок: феномен группового голосования. Интерес какой-то группы обычно не попирает национальных интересов, од­нако там, где национальные интересы недостаточно креп­ки, доминирует интерес определенной группы, так как си­лу дает число и единство, а также и потому, что у многих государств с правом голоса не хватает специалистов для изу­чения всех необходимых вопросов. Система группового го­лосования может оказаться весьма полезной при предвари­тельной подготовке выборов должностных лиц и обмене информацией по вопросам, не вызывающим разногласий. Основными типами групп являются:

политические и культурные,

экономического развития,

региональные,

государств, связанных экономическими договорами.


Дипломатия конференции

В настоящее время к лидирующим группам можно отнести:

• Африканскую группу;

• Азиатскую группу;

• Европейский союз;

• Группу арабских стран;

• Группу 77 (развивающиеся страны Африки, Азии и Ла­
тинской Америки, на сегодняшний день их более ста);

• Латиноамериканскую группу.

Существуют также специальные группы, которые органи­зуются для защиты общих интересов в том или ином воп­росе. Например, при проведении морских конференций чле­ны одной политической или региональной группы могут противостоять друг другу в группе континентального шель­фа, группе территориалистов (200-мильная зона прибреж­ных вод), группе рыболовных государств и в других специ­альных группах, объединяющихся по какому-то определен­ному вопросу.

Для всестороннего изучения практики и процедуры кон­ференций, управления и дипломатии конференций обра­щайтесь к книге «Дипломатия конференций» Джоана Кауф­мана (Leyden, Sijthoff).


Глава 11

ДИПЛОМАТ И СРЕДСТВА

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

«Мы начали XIX век с выбора: распространять или нет нашу нацию от побережья до побережья. Мы начали XX век с выбора: как увязать индустриальную революцию и наши ценности. На заре XXI века, сейчас, мы должны сделать выбор: как использовать возможности Эпохи Информации и Глобального Общества».

Эти слова Клинтона по случаю его торжественного вступ­ления в должность президента Соединенных Штатов на второй срок включают: историческое обозрение двух важ­нейших проблем, которые встали перед его страной в XIX и XX столетиях, и его мнение, что основным вызовом, ко­торый сделает его стране грядущее столетие, станет наступ­ление Эпохи Информации и Глобального Общества. И из этого высказывания президента можно сделать вывод: отно­шения между существующими членами мирового сообще­ства — независимыми суверенными государствами — по­требуют управления с постоянно нарастающим мастерством и пониманием, равно как и адаптации и осознания того, как побочные продукты эпохи информации, в особенности телевидение, могут быть использованы на службе дипло­матии.

Основой дипломатии на протяжении веков являлось личное общение посланников или послов. Но термин «диплома­тия» связан также с изучением документов, и, принимая во внимание историческую эволюцию различных средств ком­муникации, становится очевидным, что написанное слово, в особенности в прессе, оказывает значительное влияние на формулирование внешней политики и процессов дип-


Дипломат и средства массовой информации

ломатии. Между дипломатами и журналистами, или их кол­легами на радио, установились осторожные, но взаимовы­годные отношения. Сегодня, в эпоху спутниковых антенн и цифровой связи, влияние, которое оказывает аудиовизу­альный образ, требует внимания дипломатов.

Телевизионная революция, которая разразилась во всем мире с неожиданной скоростью и пока что с непредсказуе­мым эффектом, — это революция, которая воздействует на человеческое мышление. Нарастающая доступность теле­видения привела к глобальной осведомленности, побужда­ющей население мира к новому видению и новым идеям. Сотни миллионов, которые до сих пор в основном беспо­коились о выживании семьи и местного общества, теперь видят себя частью социального и политического единства с правом голоса во внутренней и внешней политике их стра­ны. Более того, влияние телевизионной революции на фор­мирование политики является и национальным, и интер­национальным.

Национальное телевидение может оказывать влияние на внешнюю политику правительства подбором и интенсивно­стью новостей. Внешняя политика каждой страны формиру­ется на основе трех элементов: рационального — того, что министр иностранных дел считает наилучшим для интере­сов страны по собственному мнению или по совету своих дипломатов; политического — того, что правительство пола­гает возможным и соответствующим; и эмоционального — того, чего ожидает общественность, а это в значительной степени основывается на том, что она видела по телевидению. До недавнего времени формирование внешней политики было первостепенным делом грамотной, политически созна­тельной элиты; теперь главное средство информации — теле­видение — являясь повсеместным и уже не элитным и не требующим особенной грамотности, обладает силой про­буждать эмоции и создавать некомпетентное мнение во всех слоях общества.

Интернациональное телевидение — прошло немногим более десяти лет с тех пор, как был запущен первый ТВ-спут­ник, и 6 лет с тех пор, как охват стал действительно интер-


Дипломат и средства массовой информации

национальным — стало причиной структурной революции: создания, по президенту Клинтону, Глобального Общес­тва. Интернациональное телевидение:

(a) повысило чувство глобальной вовлеченности и ответ­
ственности за безотлагательность передачи новостей;

(b) способствовало осознанию гуманитарных нужд и забо­
ты об окружающей среде;

(c) создало для дипломатов новое измерение в традицион­
ной народной дипломатии, которая состоит из двух глав­
ных компонентов: возможности для страны оказывать
влияние на внешнюю политику другой страны путем
обращения непосредственно к общественному мнению
этой страны через голову правительства; обеспечения
простора для медиа-дипломатии, которая может быть
охарактеризована как процесс переговоров, при кото­
рых правительства используют телевидение как инстру­
мент для того, чтобы делать публичные заявления о по­
литике по отношению к другим странам с целью влия­
ния на результаты обсуждения.

На сегодняшний день создалась ситуация, когда междуна­родные телевизионные компании не только добиваются ин­тервью с дипломатами для того, чтобы помочь заполнить дневные «новостные дыры», что выгодно обеим сторонам, но и способствуют возрастанию значения так называемых «выпусков (релизов) видеоновостей». Это профессиональ­но сделанная видеокассета, которая обладает тремя харак­теристиками: использование ее в показе по телевидению заманчиво, и она для этого годится; она может быть про­изведена, оставлена на хранение и выпущена в свет в тот момент, когда сможет оказать наибольшее влияние, и она несет сообщение, которое тот, в чьих оно интересах, жела­ет распространить среди наибольшего количества зрителей. Существует более сотни компаний, вовлеченных в производ­ство релизов видеоновостей, только в Соединенном Коро­левстве. Покупателями в основном являются правительства и неправительственные организации. Выпуски видеоновос­тей часто показывают на переднем плане какое-либо спор-


Дипломат и средства массовой информации

тивное событие или туристическую рекламу, вуалируя та­ким образом действительное сообщение, которое они хотят распространить. Основные пользователи релизов видеоно­востей из неправительственных организаций — организа­ции по защите окружающей среды, благотворительные ор­ганизации и организации по оказанию помощи, и в своем успехе они полагаются на дальновидное наблюдение: «Че­ловеку присуще естественное стремление быть отвлечен­ным и развлеченным». Выпуски видеоновостей, которые пришли на смену пресс-релизам, по существу являются раз­влечением, но со скрытым сообщением.

Это положение дел относительно безвредно и отражает способность правительств и организаций приспосабливать формы дипломатии и убеждения к изменяющимся возмож­ностям времени; но эта передовая технология может прине­сти наравне с выгодой угрозу в виде дезинформации или неверной информации. Дезинформация — это форма наме­ренного обмана, практика, не являющаяся новой для дипло­матии. Дезинформация обычно может быть обнаружена (при условии, что она не подсознательна) и опровергнута. Невер­ная информация — это также создание ложного имиджа, без злой или намеренной цели и часто без осознания про­изводителем информации того, что она содержит обман. Однако неверная информация является реальной опаснос­тью тогда, когда оказывает эмоциональное влияние на фор­мирование внешней политики. Неверная инофрмация мо­жет складываться под влиянием следующих факторов:

Технические ограничения. Команда кинооператоров стоит де­нег, и она направляется только в места, где ожидаются наибольшая активность и возбуждение. Следовательно: «Новости там, где камера».

Выборочное восприятие и субъективность. Как бы ни стара­лись быть объективными продюсеры, они не смогут от­страниться от собственного понимания того, что явля­ется важным, а что таковым не является; что является правильным, а что — неправильным. Более того, они ведь не хотят быть просто докладчиками новостей — они хотят оказывать влияние на общество.


Дипломат и средства массовой информации

Культурные ограничения. Являются важным фактором, поскольку люди различных регионов и культур привыкают к рас­смотрению определенных стран или ситуаций с устояв­шейся точки зрения; более того, они плохо восприим­чивы к переменам. Когда президент Буш, стоя на ступе­нях Белого дома, обнял действующего президента Южной Африки де Клерка вскоре после окончания апар­теида и сказал: «Кто бы мог подумать год назад, что мы двое будем стоять здесь», он имел в виду факт, что ре­портажи из Южной Африки велись в соответствии с аме­риканским восприятием времени. Однако апартеид не закончился внезапно — он исчезал постепенно, в тече­ние нескольких лет, — но никто из журналистов, кроме нескольких дипломатов, не осмелился об этом сказать, поскольку это противоречило общепринятому — тому, чему простые люди хотели и привыкли верить.

Личные политические обязательства есть у всех продюсе­ров. Возможно, не осознавая этого, и, конечно, без на­мерения, они позволяют этим обязательствам влиять на их работу.

Драматизация сообщения —целый этап в эволюции театра и концепции «искусство ради искусства», представляет собой основной искажающий фактор. Все телепродюсеры, стремятся создать хороший театр. Они хотят услышать похвалу своих коллег-продюсеров за хорошо выполнен­ную работу; и если требуется небольшое преувеличение или манипуляция фактами с целью произвести волни­тельный и возбуждающий эффект, это может быть оправ­дано на основании того, что все телевидение — «докуд-рама»1 например — продолжение театра, эмоциональ­ное переживание и потому законный вклад в индустрию развлечений.

Постсфабрикованное сообщение. Команды кинооператоров не всегда могут быть на месте в момент совершения со­бытия, так же как бригада пожарных редко бывает там,

1 Докудрама — документальная драма, инсценировка на докумен­тальной основе, телепьеса, сочетающая игровые эпизоды с документаль­ными. — Примеч. ред.


Дипломат и средства массовой информации

где начинается пожар, но они могут быстро там ока­заться. Таким образом, многие события, увиденные по телевидению, являются лишь воспроизведением того, что имело место ранее, правдивое воспроизведение, но тем не менее сфабрикованное после.

Закон спроса и предложения средств массовой информации (СМИ) основывается на факте, что спрос на новости постоянен и продюсеры, возможно, иногда вынуждены передавать в эфир то, что они могут найти, — это тот момент, когда релизы видеоновостей наиболее подходят. Ведь заявление диктора: «Это девятичасовые новости — о, извините, сегодня никаких новостей нет, вместо этого смотрите вестерн» — исключено. Создание новостей иногда неизбежно.

Усиление эффекта происходит, когда значимость незначи­тельных эпизодов преувеличивается. Сцены столпотво­рения могут быть сняты на основе небольшого количес­тва собравшихся, и впечатления создаются путем обоб­щения частного.

Необходимость олицетворять и персонифицировать зло. Воз­можно, публика часто легче солидаризируется с лич­ностью политика, чем со страной; и если существует конфликтная ситуация, публике необходимо иметь воз­можность отличить Хорошего Парня от Плохого Пар­ня. Такой проблемы не было в Персидском заливе, но Сомали было трудным случаем. К счастью, на сцене по­явился генерал в роли Плохого Парня; в самом деле, его надо было бы изобрести, если бы он не существовал.

Развитие телевизионных технологий опережает способности зрителей понять степень манипуляции тем, что они видят и получают, и осуществить необходимую подстройку созна­ния. Всегда существует отставание между изобретением и началом его использования. Так, управление сознанием с помощью радиопередач велось в десятилетие, начинающееся нацистским правлением и его пропагандой и включившее «Дружеские беседы о прекрасном» президента Рузвельта с американским народом, которые дали результаты в до­стижении политических целей. После этого периода процесс

15 3ак 235 225


Дипломат и средства массовой информации

манипулирования сознанием в политических целях достиг взлета на телевидении. И здесь не найдется лучшего приме­ра, чем выборы, состоявшиеся в 1997 году в одной европей­ской стране с давно установленными демократическими ин­ститутами. Впервые в истории этой страны одна партия при­няла сознательное стратегическое решение состязаться в выборах посредством телевидения. На протяжении двух лет партия проводила высокопрофессиональную и строго пос­ледовательную кампанию, и результатом было то, что она выиграла с подавляющим большинством. Как заметила ис­панская газета «El Pais» (согласно лондонской «Times»): «Он (лидер партии) — новый продукт, продаваемый не более и не менее как новая стиральная машина». Эти выборы навер­няка найдут свое место в книгах по истории медиа-управле­ния и, возможно, по упадку демократических институтов в Ев­ропе.

Сложившаяся ситуация налагает на дипломатов обяза­тельство стать опытными в искусстве презентации в сред­ствах массовой информации (медиа-презентации) и в пред­елах одной страны, и на международном уровне. Посколь­ку внешняя политика страны, чтобы быть эффективной, требует высокой степени народной поддержки или, по край­ней мере, понимания, дипломат должен быть готов объяс­нить и оправдать политику своего правительства перед наро­дом наиболее эффективным способом, которым является широко распространенное аудиовизуальное средство — те­левидение. Владеть искусством медиа-презентации в между­народном масштабе важно, поскольку необходимо исполь­зовать любую возможность, чтобы улучшить имидж страны за рубежом перед наибольшим количеством зрителей и объяснить и оправдать ее действия. Независимо от их фун­кции пассивных аналитиков, дипломаты, находящиеся на службе за рубежом, должны обучаться появлению на теле­видении. Они могут стремиться или не стремиться к нему, но однажды телевидение найдет их. Появление дипломатов на телевидении — большая ответственность с серьезными последствиями в случае плохого выступления и польза для


Телевизионное интервью

их страны — в случае хорошего. А поскольку телевидение во многих случаях является современным методом допол­нительного влияния «дипломатической презентации», поз­воляющего политической элите воздействовать на публику, дипломаты должны реагировать позитивно и профессио­нально на предоставленные им возможности.

Телевизионное интервью

Телевизионное интервью требует тщательной подготовки и анализа, во время которых дипломату следует принять во внимание следующие моменты:

Цель интервьюеров: с какой стати они берут у дипломата интервью, что желают получить? Ответ может быть та­ким: нужна история, которая может помочь заполнить дневную «новостную дыру», — это их работа.

Цель дипломата: почему он должен дать согласие на интер­вью, что он желает получить? Если дипломат отказыва­ется от интервью и телевидение сообщает, что дипло­мат не согласился дать интервью на какую-либо опре­деленную тему, можно создать видимость, что должна быть какая-то зловещая причина, стоящая за отказом. С положительной стороны интервью предоставляет воз­можность обратиться к миллионам зрителей и обеспе­чить телевизуальную «презентацию» его страны и таким образом улучшить ее имидж. Интервью следует рассмат­ривать как выгодное предложение для дипломата и для интервьюера: оба выигрывают от этого.

Обстоятельства интервью: для того чтобы разработать стра­тегию, важно знать, будет ли интервью в прямом эфире или в записи; будет ли оно один на один или будет при­нимать участие кто-то еще, и если да, то кто; будет ли интервью частью новостей, документального фильма, ток-шоу или будет проходить перед публикой? В какое время оно будет показано, и будут ли приглашены обыч­ные зрители или более подготовленные представители?


Дипломат и средства массовой информации

Наиболее важно из всего, будет ли интервью показано полностью или будут использованы лишь одно-два пред­ложения как элементы «докудрамы», которую составля­ет продюсер в соответствии со своим сценарием, но дип­ломат будет находиться в неведении относительно раз­вязки. Независимо от того, устраивается интервью для дипломата или для одного из министров, важно убе­диться в том, что место для сиденья и свет удовлетвори­тельные и что камера находится на уровне глаз; идеаль­но, если интервью проходит в обозначенное время и на родной земле. Импровизированных интервью, например в аэропорту или на приемах, следует избегать.

Стратегия интервьюера может состоять в том, чтобы полу­чить информацию или объяснения; может состоять в по­иске сенсации или в создании театрального спектакля или докудрамы. Стратегия дипломата должна быть выб­рана соответственно.

Стратегия дипломата — создать у публики хорошее впе­чатление о нем и его стране, помня о том, что в мире более 180 стран, некоторые с путаными названиями, и что интервью может быть единственным способом для народа получить впечатление о стране путем ассоциа­ции дипломата со страной. Чего публика ожидает от дип­ломата? Он должен быть спокойным, уверенным, на-'дежным, заслуживающим доверия, честным, благоразум­ным и сердечным; он не должен производить впечатление человека, которому не по себе, нерешительного, запу­танного, догматичного или высокомерного. Коротко го­воря, на стратегию дипломата влияют повод, публика, культура страны и выбор стратегии интервьюером — веж­ливое обращение или грубое. В некоторой степени это способ выиграть время и не пропустить «гол» и при этом использовать любую возможность доказать, что страна дипломата ведет «игру» привлекательно и в соответствии с правилами.

Тактика интервьюера отличается в зависимости от человека: каждый обычно имеет определенный стиль, цель и modus operandi (способ действия), и дипломат должен доста-


Телевизионное интервью

точно хорошо знать «страну-хозяйку», чтобы иметь пред­ставление о личностях на телевидении. Те, кто хочет создать ажиотаж, организовать развлекательное зрелище, могут добиваться следующего:

• дестабилизировать дипломата, выбить его из колеи;

• спровоцировать неосмотрительное высказывание;

• наводить разговор на темы, которых дипломат хотел
бы избежать;

• организовать беседу по принципу «человек—чело­
веку» скорее от сердца, чем от головы;

• заставить обороняться;

• использовать любой трюк в пределах разумного (на­
пример, притвориться, что интервью окончено, когда
на самом деле камера еще включена) с целью орга­
низовать театральное представление.

Тактика и техника дипломата: они ораничены тем, что про­дюсер программы контролирует камеры и что аудитория отождествляется с интервьюером; но дипломат имеет преимущество в том, что интервьюер должен поддержи­вать интерес аудитории и, чтобы показать хороший «те­атр», имеет строго ограниченное время. Тактика дипло­мата в основном реагирующая, но если вопрос, заданный ему, является одним из тех, которых дипломат хочет избе­жать, он может воспользоваться тем, что интервьюер обычно не задает вопрос, предварительно не приведя его в контексте, давая некоторую фоновую информацию: аудитория хочет ощущать себя вовлеченной и отождест­вляться с задающим вопросы; и тогда будет вполне закон­ным выбрать для ответа одно из фоновых предположений и (это было бы идеально) заготовить фразу, вынуждающую интервьюера продолжить интервью в другом направле­нии, а не вернуться к главному вопросу. Интервьюер стремится к гармоничному течению вопросов и отве­тов, и он не захочет нарушить последовательность.

Техника дипломата может включать основное содержание и презентацию: основное содержание — это то, что он гово­рит, презентация — это способ, которым он сообщает это


Дипломат и средства массовой информации

при помощи языка тела (жестов), внешнего вида и голоса, и неудивительно, что презентация дипломата производит на зрителя гораздо большее впечатление, чем то, что он говорит.

Основное содержание

Для дипломатов важнейшими являются следующие правила:

Анализируйте вашу аудиторию и соответственно формули­руйте основное содержание.

Помните о том, что вам позволено говорить: не забывайте, что вы говорите от имени своей страны, а не от своего имени.

Идите подготовленным и поэтому будьте неторопливым.

Заготовьте основное сообщение и ищите возможность пред­ставить его аудитории.

Перед интервью запишите несколько фраз, производящих глубокое впечатление, которые могут быть легко подог­наны под контекст, и попытайтесь использовать их.

Предвосхищайте вопросы, которые будут заданы вам, и под­готовьте ответы.

Всегда старайтесь излагать ваши идеи в логической после­довательности, которую легко воспринимать.

Попытайтесь не дать интервьюеру определить ход интервью; 'имейте собственный план и не принимайте его темы и предположения.

Говорите не только об отрицательных моментах, которые затронет интервьюер, делайте упор на положительные аспекты.

Насколько длинным должен быть ваш ответ? Достаточно длинным, чтобы поддержать течение беседы, но не таким длинным, чтобы быть утомительным и произвести впе­чатление, что вы напрасно тратите время интервьюера и, следовательно, время аудитории.

А что если дискуссия продолжается? Не спорьте в ответ: сде­лайте вид, что обижены плохими манерами интервьюера.

Не цитируйте цифры, если нет острой необходимости, циф­рами можно запутать аудиторию.


Телевизионное интервью

Не называйте количество вопросов, которые вы собирае­тесь осветить: вы можете один из них забыть.

Запишите все личные имена, цитаты или инициалы, кото­рые вы хотели бы упомянуть, чтобы быть уверенным, что вы не произнесете их неправильно (не идите с пус­тым листом бумаги).

Помните о том, что ваши начальная и завершающая фразы особенно важны. Они формируют впечатление, которое вы производите. Начало интервью установит атмосферу, а ваши заключительные строки оставят прочное впечат­ление о вас.

Никогда не признавайте, что ваше правительство не право.

Никогда не отклоняйтесь от основной последовательности: выслушай, сделай паузу, подумай, отвечай.

Презентация

Основными правилами презентации являются:

1. Голос

Во всех аспектах личного общения важность голоса сильно недооценивается. Чей-то голос может немедленно зас­тавить кого-то защищаться, также может последовать враждебный ответ на простой вопрос; с другой сторо­ны, голос может сразу же настроить на одну и ту же «длину волны».

Научитесь правильно дышать и контролировать дыхание: начинайте, сделав глубокий вдох. Сделайте ваш голос интересным: разнообразьте высоту, объем и темп.

Говорите отчетливо, скорее мягко, чем громко, скорее мед­ленно, чем быстро. Избегайте произнесения «мм», «э» или «ну» (лучше помолчите или замедлите темп речи).

В начале предложения немного повысьте голос и пониже­нием голоса укажите интервьюеру, что ваш ответ подо шел к концу (на английском языке).

2. Язык тела (жестов)

Основной элемент языка тела — выражение лица, и важно поддерживать баланс между тем, чтобы, с одной стороны, не выглядеть слишком оживленными и, с другой стороны —


Дипломат и средства массовой информации

слишком «деревянным»; повлиять на этот баланс могут осо­бенности местного восприятия, но обычно ожидается, что дипломаты скорее «тяжеловесны», чем «легковесны». Дип­ломатам следует смотреть на интервьюера (и слушать бла­гожелательно и внимательно), а не в камеру; те, кто хочет привлечь внимение зрителей к своей личности, могут по­ступать наоборот, но такое поведение не в правилах дип­ломата. Язык тела также выражается в способе человека сидеть и двигаться: он может сутулиться на стуле и своим видом демонстрировать, что он делает большое одолжение интервьюеру (а таким образом, и зрителям), соизволив дать интервью; он может сидеть неуклюже и производить не­адекватное впечатление, как будто ему не по себе, или он может двигать головой и махать руками, что отвлекает вни­мание.

3. Внешний вид

Предполагается, что внешний вид будет скорее формаль­ным, чем небрежным, скорее опрятным, чем потертым, и со­ответствовать обстоятельствам. Если глаз не видно из-за оч­ков, при возможности их лучше снять за пять минут до интервью. Дамам следует избегать бижутерии или причес­ки, которые отвлекают внимание, или одежды, которая бу­дет контрастно выделяться на общем фоне. Поэтому реко­мендуется предварительно посмотреть, как будет выглядеть задний план в помещении для интервью.

Заключение

Не будет преувеличением сказать, что мы подошли к водо­разделу — пункту, из которого нет возврата, — в междуна­родных отношениях, где существует потенциальная миро­вая прозрачность границ, где каждый имеет возможность видеть, с небольшими исключениями, что происходит на задних двориках его соседей. И техническое развитие, ко­торое происходит с такой скоростью в информационных технологиях вообще и в телевидении в частности, неизбеж­но станет в будущем источником как возможностей, так



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.197.140 (0.016 с.)