Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая сила международных договоров

Поиск

По существу, международный договор является контрак­том между государствами, и его юридическая сила может быть теоретически оспорена одной заинтересованной сто­роной и более на различных основаниях, которые изложе­ны в статьях 48—53 Венской конвенции по закону о между­народных договорах. Этими основаниями могут быть:


Международное право и практика

Ошибка в отношении факта или ситуации, которые заинте­ресованное государство считало существующими на мо,-мент заключения договора и которые составляли основу его согласия быть связанным договором (за исключени­ем случаев, когда данное государство своим поведением внесло вклад в возникновение ошибки или если обсто­ятельства могли дать повод государству предположить возможность ошибки).

Обман, когда государство вынудили заключить договор по­средством деятельности мошеннического характера дру­гого государства, участвовавшего в переговорах.

Коррупция представителя государства.

Принуждение представителя государства.

Принуждение государства угрозой применения или приме­нением силы.

Общее международное право: договоры, вступающие в про­тиворечие с императивной нормой общего международ­ного права. В данном контексте «императивная норма» означает норму, принятую и признанную международ­ным сообществом государств в целом в качестве нормы, ограничение которой не допускается и которую можно изменить только последующей нормой общего между­народного права аналогичного характера.

Невозможно привести общее правило в отношении случаев, когда добросовестно подписанный договор оказывается не­совместимым с условиями договора, заключенного ранее, — си­туация, которая может возникнуть между двусторонним и мно­госторонним соглашениями, возможно, по недосмотру архи­вариуса. Что касается положений Устава ООН, то статья 103 предусматривает, что в случае конфликта обязательства по Уставу ООН приоритетны по отношению ко всем прочим.

Прекращение действия международных договоров

Действие договора может быть юридически завершено по соглашению между заинтересованными сторонами; по ис­течении срока действия, указанного в договоре, или вслед­ствие применения сторонами предусмотренного в договоре


Политическое убежище и выдача преступников

положения о его расторжении. При отсутствии любого из данных положений он может быть (на практике, хотя по закону — сомнительно) отменен или денонсирован в од­ностороннем порядке, если заинтересованная сторона счи­тает, что политические последствия (при их наличии) тако­го действия будут менее тягостными и обременительными, чем соблюдение положений договора. Различные степени легитимности могут потребоваться для такого односторон­него действия в случаях:

(a) коренного изменения обстоятельств, существовавших на
момент составления договора;

(b) прекращения существования другой стороны по дого­
вору как государства (в случае двустороннего договора),
при котором государство-правопреемник не наследует
права или обязательства по данному договору;

(c) возникновения войны;

(d) денонсации многостороннего договора таким количест­
вом сторон, которое приведет к его недействительности;

(e) существенного нарушения договора другой стороной по
договору.

Политическое убежише и выдача преступников

Традиционная интерпретация международного права в отноше­нии лиц, которые просят политического убежища, перестала применяться в последние годы в основном потому, что поли­тически сложно установить новые отдельные нормы для лиц, обратившихся с просьбой об экономическом убежище. Тем не менее следует отметить, что существуют две категории поли­тического убежища: территориальное убежище (предоставляе­мое государством иностранцу, пребывающему на его террито­рии) и экстерриториальное или дипломатическое убежище (в по­мещениях дипломатической миссии или других помещениях, имеющих право на неприкосновенность). Случаи первого дос­таточно многочисленны, и группы «политических беженцев» можно обнаружить в большинстве государств, но поскольку они проживают в другой стране, то не представляют большой заботы для собственного правительства.

13 Зак 235 193


Международное право и практика

Иная ситуация возникает в случаях дипломатического убежища, когда политический правонарушитель может жить -под защитой и неприкосновенно в собственной стране сре­ди своих соратников-соотечественников, которых он пред­положительно пытается восстановить против собственного правительства.

По общему правилу государство имеет право предоста­вить убежище иностранцам, пребывающим на его терри­тории («территориальное убежище»), и бремя представле­ния доказательств обоснованности их выдачи лежит на го­сударстве, желающем их экстрадиции (выдачи). С другой стороны, если государство предоставило убежище в одной из своих миссий гражданину государства, в которой она расположена («экстерриториальное убежище»), то обосно­вывать это действие надлежит главе данной миссии или его правительству.

Особые положения, касающиеся inter alia экстрадиции, были внесены в отношении преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в Конвенцию ООН по предотвращению и наказанию за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая диплома­тических представителей, от 14 декабря 1973 года (Нью-Йоркская конвенция).

Дипломатическое убежише

Неприкосновенность помещений дипломатической миссии традиционно приводила к их рассмотрению в качестве места для убежища. Вопрос о существовании и юридической силе права на получение убежища от политического преследо­вания (как правило, не применимого в отношении обыч­ных уголовных дел) долгое время остается нерешенным, являясь лишь темой периодических ожесточенных споров. В Европе данная практика почти прекратилась. Сложив­шуюся ситуацию можно разрешить только путем перего­воров, потому что Венская конвенция о дипломатических сношениях, хотя и обеспечивает неприкосновенность по­мещений дипломатической миссии (и тем самым всех, на-


Политическое убежище и выдача преступников

ходящихся внутри), не содержит положений о выезде лю­бого лица, на которое не распространяется действие Кон­венции, с гарантией неприкосновенности и безопасности. В других регионах практика предоставления дипубежища продолжается, даже несмотря на то, что в рамках обычно­го международного права дипломатическое убежище не признано существующим. Практику Латинской Америки можно обобщить следующим образом на основе Конвен­ции по дипломатическому убежищу, принятой Десятой ме­жамериканской конференцией, которая проводилась в го­роде Каракас в 1954 году:

1. Каждое государство имеет право предоставлять убежи­
ще и самостоятельно определять характер правонару­
шения и мотивы преследования лица, обратившегося
с просьбой о предоставлении убежища.

2. В контексте предоставления убежища дипломатическое
представительство включает не только место нахождения
постоянной дипломатической миссии и место жительства
главы миссии, но и любые иные помещения, предостав­
ляемые миссией лицам, обратившимся за убежищем,
если их число превышает обычную вместимость зданий.

3. Убежище может не предоставляться, за исключением слу­
чаев крайней необходимости, и строго на срок, требую­
щийся для выезда лица, обратившегося за убежищем, из
страны с гарантиями правительства государства, на тер­
ритории которого расположена миссия.

4. Под случаями крайней необходимости понимаются, сре­
ди прочих, случаи, когда гражданина разыскивают лица
или толпа, над которыми власти утратили контроль, или
сами власти и он подвергается опасности лишиться жиз­
ни или свободы в связи с политическим преследовани­
ем и не может без риска обеспечить свою безопасность
каким-либо иным способом. Право на определение сте­
пени срочности случая остается за государством, пред­
оставляющим убежище.

5. Незаконно предоставлять убежище лицам, которым на
время подачи просьбы об убежище было предъявлено
обвинение или которые находились под судом по об-


Международное право и практика

щим правонарушениям или были осуждены компетен­тным судом общей юрисдикции и не отбыли свой срок, а также дезертирам из наземных, морских и воздушных военных сил, за исключением случаев, когда действия, повлекшие за собой просьбу о предоставлении убежи­ща, носят явно политический характер.

6. Непосредственно после предоставления убежища об этом
факте должно быть извещено Министерство иностран­
ных дел государства лица, получившего убежище, или
местные административные органы власти, если действие
произошло за пределами столицы.

7. Правительство государства имеет право потребовать, что­
бы данное лицо, получившее убежище, было выслано за
пределы национальной территории в кратчайшие сро­
ки; дипломатический же представитель страны, пред­
оставившей дипломатическое убежище, в свою очередь,
имеет право потребовать, чтобы данному лицу было доз­
волено покинуть территорию данного государства. В обо­
их случаях должны быть предоставлены гарантии без­
опасности и неприкосновенности.

8. Лица, которым предоставлены убежище и гарантии не­
прикосновенности, не могут размещаться в какой-либо
точке на или вблизи территории, с которой они попро­
сили убежища.

9. После получения убежища беженцам нельзя позволять
совершать какие-либо действия, нарушающие общес­
твенный порядок.

10. Если вследствие разрыва дипломатических отношений
дипломатический представитель, который предоставил
убежище, вынужден покинуть страну пребывания, ему
должно быть позволено покинуть ее с лицами, которым
предоставлено убежище, или, если это невозможно, он
может передать их дипломатической миссии третьего го­
сударства.

11. Тот факт, что правительство страны пребывания не при­
знано государством, предоставляющим убежище, не пре­
пятствует применению вышеизложенных общих принци­
пов, и их применение также не означает признания.


Политическое убежище и выдача преступников

Выдача преступников (экстрадиция)

Экстрадицией является насильное выдворение лица из одно­го государства в другое для участия в судебном разбиратель­стве или отбывания тюремного заключения за инкримини­рованное ему преступление; запросы на выдачу преступни­ков (экстрадицию) возникают, когда лицо, обвиняемое или осужденное за уголовное преступление, ищет убежище (или в данное время проживает) в другом государстве. Обычно инкриминируемое преступление было совершено на терри­тории государства, подавшего запрос на экстрадицию, либо на борту корабля, плавающего под его флагом. Запросы на выдачу преступников подаются по дипломатическим кана­лам, и они в разумной степени прямолинейны в том, что касается конкретных принципов, заранее согласованных обоими государствами посредством Договора о выдаче пре­ступников. Обычно в такого рода договорах содержатся сле­дующие принципы, которые применяются даже при отсут­ствии договора, хотя практика может в значительной степени варьироваться в различных государствах:

(a) Лицо, в отношении которого подается запрос о выдаче,
должно быть гражданином государства, направившего
запрос о его выдаче, или гражданином третьего госу­
дарства. Для практики не характерна выдача государ­
ством одного из своих граждан другому государству, хо­
тя Великобритания и Соединенные Штаты Америки яв­
ляются исключениями из общего правила.

(b) Инкриминируемое преступление, по которому запраши­
вается выдача преступника, должно быть тяжким и обыч­
но должно считаться преступлением в обоих заинтересо­
ванных государствах, к тому же должны предоставляться
соответствующие доказательства причастности к нему
данного лица. Преступления, по которым обычно не
применяется экстрадиция, включают политические пре­
ступления, военные преступления, например дезертирство,
(если они не подпадают под законодательство принима­
ющего государства, например, под Закон о приглашен­
ных военных силах), и религиозные преступления.


Международное право и практика

В Европейской конвенции по выдаче преступников, при­нятой Советом Европы, содержатся следующие более кон­кретные обстоятельства, при которых экстрадиция не при­меняется:

(a) если преступление, в отношении которого подан запрос,
считается запрашиваемой стороной (то есть государст­
вом) политическим преступлением или преступлением,
связанным с политическим преступлением;

(b) если запрашиваемая сторона имеет весомые основания
полагать, что запрос на выдачу преступника по обычно­
му уголовному преступлению направлен с целью пре­
следования или наказания лица в связи с его расовой
принадлежностью, национальностью или политически­
ми взглядами.

В данной Конвенции убийство или покушение на убий­ство главы государства или члена его семьи не считается политическим преступлением.

В Европейской конвенции по борьбе с терроризмом, принятой Советом Европы в 1977 году, кроме всего прочего, пред­усматривается, что следующие преступления не относятся к политическим и, следовательно, не могут приводиться в ка­честве причины отказа в выдаче преступника:

(a) преступление, подпадающее под действие Конвенции
по борьбе с незаконным захватом воздушных судов, под­
писанной в Гааге 16 декабря 1970 года;

(b) преступление, подпадающее под действие Конвенции
по борьбе с незаконными действиями, направленными
против безопасности гражданской авиации, подписан­
ной в Монреале 23 сентября 1971 года;

(c) тяжкое преступление с покушением на жизнь, физичес­
кую неприкосновенность или свободу лица, пользую­
щегося международной защитой, в том числе и дипло­
матических представителей;

(d) преступление с похищением, захватом заложника или
серьезным незаконным задержанием;


Признание государств и правительств

(e) преступление с применением бомбы, гранаты, ракеты,
автоматического оружия или бомбы в письме либо по­
сылке, если таковое применение подвергло опасности
жизнь людей;

(f) попытка совершить любое из вышеперечисленных пре­
ступлений или соучастие в качестве сообщника лица,
совершающего или пытающегося совершить такого рода
преступление.

Признание государств и правительств Государства

Вопрос о признании государства возникает, когда оно пре­терпевает фундаментальное изменение: оно может изменить­ся территориально или совсем исчезнуть либо новое госу­дарство или государства могут возникнуть в результате пре­кращения существования, слияния, образования федерации, отделения или разделения. В отношении признания госу­дарств в международном праве существуют два направле­ния: одно состоит в том, что признание создает государство, то есть означает появление нового государства, второе — что признание является всего лишь официальным признани­ем свершившегося факта. В практике многих стран призна­ние нового государства является в основном политическим решением, но в целом принято считать, что государство должно занимать определенную территорию, иметь постоянное население, которое признает легитимность правительства, и суверенное правительство (которое способно вступать во взаимоотношения с другими государствами).

Правительства

Правительства также имеют свойство претерпевать ради­кальные и неконституционные изменения; признание но­вого правительства в таких обстоятельствах обычно осущес­твляется при условии, что оно обладает действенным кон-


Международное право и практика

тролем над значительной частью территории государства и пользуется поддержкой основной массы населения и что имеются основания считать этот контроль постоянным.

До недавнего времени в соответствующих случаях бри­танское правительство делало официальное заявление о ре­шении «признать» новое правительство сомнительной ле­гитимности, но в настоящее время оно отказалось от дан­ной практики, в основном по той причине, что «признание» может быть ошибочно принято за «одобрение». Его нынеш­нее отношение к вопросу о том, следует ли считать новый режим правительством, проистекает из характера его взаи­моотношений с данным режимом и, в частности, из того, носят ли они обычный межправительственный характер. Тем не менее британское правительство принимает на себя обя­зательство в случае запроса удостоверить перед Междуна­родным или национальным судом признание либо неприз­нание конкретного правительства.

Признание де факто {de facto) позволяет правительствам выполнять обычные международные функции суверенного государства с взаимной ответственностью по международ­ному праву, но обычно не позволяет им заключать и офи­циально подписывать двусторонние договоры, устанавли­вать'официальные дипломатические отношения или вы­давать консульские экзекватуры: данные акты считаются подразумевающими или требующими признания де юре (de jure). Признание де факто обычно принимается в качестве указания на то, что, если все будет идти хорошо, в должное время последует признание де юре. Признание де факто часто означает наличие элемента сомнения в постоянстве правительства, которое признано таким образом. В случае гражданской войны может возникнуть ситуация, когда значительная часть государства удерживается и управляется администрацией, отличной от правительства де юре. В таких редких ситуациях практика в разных странах различна, но возможно признание администрации повстанцев де факто на той части территории, которой они управляют.


Пределы суверенитета и юрисдикции государства

Пределы суверенитета

и юрисдикции государства

Суверенитет

Территориальный суверенитет государства распространя­ется на землю внутри государственных границ и воздушное пространство над ней, но не на верхние слои воздуха (косми­ческое пространство). В случае морских держав суверенитет также распространяется, с определенными ограничениями, на внутренние и территориальные воды; и государство обла­дает мерой контроля над специальной морской зоной, ис­ключительной экономической зоной и континентальным шельфом. Международный режим для определения закон­ности на морях основывается на Женевской конвенции 1958 года и Конвенции 1982 года по морскому праву.

Ниже приводятся основные положения конвенций.

Прибрежные государства пользуются суверенностью над сво­ими территориальными водами протяженностью до двенадца­ти морских миль, но иностранным судам позволяется мирный проход через данные воды с целью осуществления мирной навигации, а разрешение на полет подлежит согласованию с прибрежным государством.

Морские и воздушные суда всех стран имеют право на транзитный проход через проливы, используемые для между­народной навигации, если они передвигаются без задержек и без угрозы прибрежным государствам. Пограничные с проли­вами государства смогут применять общепризнанные между­народные правила и контроль за загрязнением окружающей среды, но не могут препятствовать или задерживать транзит.

Государства-архипелаги, состоящие из группы или групп тесно связанных островов и взаимно связанных вод, обла­дают суверенитетом в отношении морских территорий, огра­ниченных прямыми линиями, проведенными между край­ними точками островов. Суда всех остальных государств пользуются правом прохода по морским путям, указанным государством-архипелагом.


Международное право и практика

Прибрежные государства имеют суверенные права на ис­ключительную экономическую зону (ИЭЗ, англ. соответствие — EEZ) протяженностью в 200 морских миль в отношении природных ресурсов и большинства видов экономической деятельности, а также имеют право на некоторую степень юрисдикции в отношении научных исследований и охраны окружающей среды. Все остальные государства обладают свободой мореплавания и полетов в данной зоне, а также свободой прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Когда прибрежные государства не могут в полной мере ис­пользовать имеющиеся ресурсы, они должны обеспечить доступ других государств, с некоторыми привилегиями для государств, не имеющих выхода к морю.

Делимитация совпадающих экономических зон осущес­твляется по соглашению на основании международного пра­ва с целью достижения справедливого решения.

Прибрежные государства осуществляют суверенные права над континентальным шельфом (национальной территорией морского дна) в целях его исследования и разработки; эти права не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. Шельф про­стирается не менее чем на 200 морских миль от берега и до 350 миль в определенных обстоятельствах. Комиссия по гра­ницам континентального шельфа выдает государствам ре­комендации по внешним границам шельфа. Прибрежные государства обязаны выделять международному сообщес­тву часть прибыли, получаемой ими от добычи нефти и дру­гих природных ресурсов в любой части принадлежащего им шельфа, выходящей за пределы протяженности в 200 мор­ских миль. Конвенция 1982 года предусматривает делими­тацию совпадающих участков шельфа на условиях, иден­тичных условиям в отношении ИЭЗ.

Все государства пользуются традиционной свободой мо­реплавания, полетов, научного исследования и рыболовства в открытом море. У них есть обязательства по принятию мер или сотрудничеству с другими государствами для при­нятия мер по управлению и сохранению живых природных ресурсов.


Пределы суверенитета и юрисдикции государства

Территориальные воды, исключительные экономические зоны и континентальный шельф островов должны опре­деляться в соответствии с нормами, применимыми к суше, но скалы или утесы, которые не могут обеспечить суще­ствование человека или экономическую деятельность, не будут обладать экономической зоной или континентальным шельфом.

Предполагается, что государства, расположенные на гра­нице внутренних или полузакрытых морей, будут сотрудни­чать в области управления живыми природными ресурсами, охраны окружающей среды и научно-исследовательской по­литики и деятельности.

Государства без выхода к морю имеют право доступа к мо­рю и от моря и пользуются свободой транзита через терри­торию транзитных государств всеми видами транспорта, под­лежащими согласованию.

«Параллельная система» (с поправками от 1994 года) обеспечивает исследование и эксплуатацию международ­ного района морского дна. Все виды деятельности в данном районе подлежат контролю со стороны Международного агентства по морскому дну, которое несет ответственность за осуществление надзора за добычей минералов с морского дна, штаб-квартира Агентства находится в Кингстоне, Ямайка.

Государства обязаны предотвращать и контролировать загрязнение морской среды из любых источников с помощью наилучших практических средств, имеющихся в их распо­ряжении. Прибрежные государства, портовые государства и государства флага несут ответственность за меры по пред­отвращению загрязнения и наказывают нарушителей, осо­бенно если загрязнение происходит с борта судна. Государ­ства несут материальную ответственность за ущерб, выз­ванный нарушением ими своих международных обязательств по борьбе с загрязнением морской среды. Они обязаны сот­рудничать в мировом и региональном масштабах при фор­мулировании правил и норм охраны окружающей среды и берут на себя обязательства по предоставлению развива­ющимся странам технической помощи в данной сфере.


Международное право и практика

Все морские научные исследования в исключительной эко­номической зоне и на континентальном шельфе должны быть согласованы с прибрежным государством, и в обычных об­стоятельствах такие государства дают свое согласие инос­транным государствам, если научные исследования прово­дятся в мирных целях, как изложено в статье 246 Конвен­ции по морскому праву. Прибрежное государство может отказать в разрешении на такого рода исследования или настаивать на их прекращении, но только в обстоятельс­твах, установленных Конвенцией. В случае возникновения спора государство, проводящее исследования, может пот­ребовать от прибрежных государств проведения междуна­родной согласительной процедуры на основании, что их действия не совместимы с Конвенцией.

Государства обязаны способствовать развитию, разработке и передаче морской технологии на справедливых и разумных основаниях, что осуществляется с должным учетом всех за­конных интересов, включая права и обязанности владель­цев, поставщиков и получателей технологии.

Государства обязаны мирными средствами урегулировать свои споры по толкованию или применению Конвенции. При невозможности достижения согласия в отношении средств урегулирования они должны представить спорные вопросы для проведения обязательной процедуры, решения кото­рой будут обязательны для обеих сторон. Им предоставля­ются четыре варианта выбора: Международный трибунал по морскому праву, учрежденный в рамках Конвенции; Международный суд; арбитраж и специальный арбитраж. Некоторые виды споров подлежат согласительной процеду­ре, результат которой не является обязательным для сторон.

Юрисдикция

Обычно считается, что юрисдикция государства распрос­траняется на всех лиц, собственность, действия и события на его территории, и с этой целью в его территорию вклю­чаются территориальные воды. Однако обычно государства


Гражданство

вводят ограничения при применении юрисдикции в отно­шении преступлений, совершенных на борту иностранных судов иностранными гражданами, при условии, что не на­рушается общий порядок и что преступление не относится к категории тяжких, особенно если консульский предста­витель данного иностранного государства явно контроли­рует ситуацию. Юрисдикция также распространяется на воз­душные суда, зарегистрированные в данном государстве, морские суда, плавающие под его флагом, и на его граждан за рубежом, кроме этого, всеобщей юрисдикции подлежат пираты и военные преступники.

Гражданство

Гражданство обеспечивает гражданину привилегии и соот­ветственно налагает обязательства:

«Каждое государствчо само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданами. Данный закон признается другими государствами в той степени, в которой он согласуется с международными конвенци­ями, международным обычаем и общепризнанными при­нципами права, касающимися вопросов гражданства.

Любой вопрос о том, обладает ли лицо гражданством конкретного государства, решается в соответствии с за­конодательством данного государства».

Данные фундаментальные принципы, заложенные в Гааг­ской конвенции от 1930 года о некоторых вопросах, относя­щихся к коллизии законов о гражданстве, были модифици­рованы принятым впоследствии принципом: если государ­ство предоставляет статус гражданина лицу, связь которого с данным государством настолько слаба, что не образует «истинных уз», другие государства не обязаны признавать такого рода гражданство; в иных случаях вышеуказанные принципы продолжают применяться.

Обычно гражданство получают по праву рождения на территории (jus soli) или в качестве потомка гражданина


Международное право и практика

(jus sanguinis), иногда посредством натурализации, вступ­ления в брак или по заявлению, а также в редких случа­ях — как последствие завоевания, передачи или другого изменения статуса государства. Гражданство часто утра­чивается при получении другого гражданства и может ут­рачиваться в результате отказа, особого государственного законодательного акта или, в некоторых случаях, вступле­ния в брак либо долгого отсутствия. Двойное гражданство может иногда иметь место в результате частичного совпа­дения законодательств двух государств по данному пред­мету или в исключительных обстоятельствах. Лицо стано­вится лицом без гражданства, когда оно лишается своего гражданства и не получает иного.

Законы, касающиеся гражданства, сложны и разнооб­разны, но имеют важное значение для дипломатов в целом и консульских работников в частности. Например, государ­ство имеет право предоставлять дипломатическую защиту за рубежом своим гражданам, но не другим; лицо обычно имеет право на восстановление владения недвижимостью в государстве, гражданином которого оно является (и, сле­довательно, prima facie право на транзитную визу для про­езда через соседнее государство в направлении своего госу­дарства), или оно может подлежать призыву на военную службу либо экстрадиции. Должным образом оформленный паспорт обычно повсеместно признается как prima facie до­казательство гражданства.


Глава 10 КОНФЕРЕНЦИИ

Международные переговоры представляют собой особую форму выработки соглашений: если это двусторонние пе­реговоры, они могут быть относительно неофициальными, однако многосторонние переговоры обычно проводятся на уровне официальных конференций. С расширением сферы международного бизнеса в течение последних нескольких лет практика и процедура проведения конференций стала более отработанной и стандартизированной — это один из видов науки, а дипломатия конференций, которая гораздо ближе к искусству, как и дипломатия во всех ее формах, адапти­ровалась к изменяющимся ситуациям.

Практика и процедура проведения конференций касаются в первую очередь общепринятых правил, предназначенных для достижения максимально возможного результата и на­ибольшего удовлетворения всех участников конференции, тогда как дипломатия конференций сводится к знаниям и опыту конкретного делегата, который стремится принести максимальную пользу своей стране. Можно также сказать, что для успешного исхода конференции требуется значи­тельное проявление дипломатичности от председателя или президента конференции, а так как он должен хорошо раз­бираться в практике и процедуре, лучше всего его мастер­ство следует определить как управление конференцией.

Международные конференции можно классифицировать по целому ряду принципов. Они могут быть:

• двусторонние или многосторонние;

• посвященные одному или нескольким вопросам;

• специальные (ad hoc) или обычные;

• с постоянным секретариатом или без него.


Конференции

Кроме того, международные конференции можно разде­лить по принципу целей, для достижения которых они ор­ганизуются. В соответствии с этим они могут:

• служить в качестве форума для общего обсуждения од­
ного или нескольких вопросов;

• разрабатывать необязательные рекомендации правительс­
твам или международным организациям;

• выносить обязательные для правительств решения (в боль­
шинстве случаев ad referendum);

• выносить решения, определяющие деятельность, или разра­
батывать инструкции для секретариата межправительствен­
ных организаций либо способы реализации программ, фи­
нансируемых правительствами, например, путем создания по­
стоянных или исполнительных комитетов международных
организаций в промежутке между пленарными сессиями;

• служить для обсуждения и разработки договоров или
иных официальных международных документов;

• способствовать международному обмену информацией,
например, Конференция ООН по использованию атома
в мирных целях;

• служить получению добровольных вкладов в междуна­
родные программы, например, Комиссия ООН по де­
лам беженцев, Всемирная программа обеспечения про­
довольствием.

Практика и процедура проведения конференций Правила процедуры

В качестве обязательного элемента любая официальная кон­ференция должна иметь ряд письменных правил, которые направляют и определяют деятельность участников, к кото­рым председатель прибегает в случае сомнения или несогла­сия. Это должны быть либо постоянные правила, принятые во время предыдущей сессии и рассматриваемые как стан­дартные последующими сессиями, например, правила про­цедуры Генеральной ассамблеи ООН; или же они должны быть представлены на рассмотрение и утверждение новой


Практика и процедура проведения конференций

конференции. В этом случае правила распространяются в ви­де проекта с указанием даты и места проведения конферен­ции, соответствующее уведомление о которой всегда дол­жно рассылаться заранее.

Повестка

В повестку конференции включаются вопросы для обсуж­дения в порядке их рассмотрения. Проект или предвари­тельная повестка обычно подготавливается членами комис­сии или секретариата конференции и, в случае проведения обычной конференции, включает (i) обязательные пункты (например, утверждение протокола предыдущего заседания); (И) вопросы для рассмотрения, оставшиеся с прошлой сес­сии; (ш) вновь поданные на рассмотрение вопросы. Повес­тка должна быть распространена до начала конференции, с тем чтобы участники имели возможность внимательно изу­чить предложенные к обсуждению пункты. Таким же обра­зом вопросы, включаемые в повестку, должны быть нап­равлены в секретариат и/или членам комиссии заблаговре­менно, с тем чтобы они успели их обработать и уведомить участников.

Для некоторых конференций (таких, как Генеральная ас­самблея ООН) обязательно распространение объяснительно­го меморандума по каждому отдельному пункту повестки.

Состав делегаций

При определении состава делегации руководствуются прави­лами процедуры. ООН признает представителей (максимум пять) или альтернативных представителей (максимум пять) и такое же количество необходимых советников и экспертов.

Верительные грамоты

Верительные грамоты — это документы, удостоверяющие личность представителя и уполномочивающие его к участию в конференции; обычно специальная комиссия проверяет аутентичность грамоты и докладывает о результате на пле-

14 Зак 235 209


Конференции

нарном заседании. Верительные грамоты выдаются соот­ветствующими государственными органами и должны со­ответствовать правилам процедуры проведения конферен­ции. Полные полномочия требуются в определенных слу­чаях, например для того, чтобы подписывать текст какого-нибудь договора. В соответствии с параграфом 29 Правил процедуры Генеральной ассамблеи ООН возможен предварительный допуск кандидатов в случае, если против данной кандидатуры выдвигаются возражения.

Наблюдатели

Допуск и статус наблюдателей зависит от правил процеду­ры конференции, однако ни при каких обстоятельствах они не имеют права голоса. В виде исключения на Генеральной ассамблее ООН наблюдатели могут быть допущены к учас­тию в обсуждении, тогда как в Совете безопасности при­держиваются обычной процедуры.

Официальные и рабочие языки

Официальными языками считаются те, на которых публи­куются тексты и резолюции, а также проводятся дискус­сии. Рабочие языки используются в дискуссиях и при пере­воде с/на язык участников конференций.

Гласность

Конференции могут быть поделены на три основных кате­гории: полностью открытые для общественности и средств массовой информации, куда они приглашаются; полнос­тью закрытые, когда общественность и журналисты полу­чают лишь окончательное коммюнике конференции, одоб­ренное участниками; конференции с ограниченным коли­чеством участников, общественность и журналисты в этом случае узнают о происходящем от участников посредством организованных последними пресс-конференций, телеин­тервью или иных способов. На практике существует целый


Практика и процедура проведения конференц<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.253 (0.013 с.)