Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение и обшие принципы

Поиск

Международное право является результатом попыток чело­века внедрить в сферу межгосударственных отношений нор­мы права и уважение к порядку, существующему внутри государства. Однако период после окончания холодной войны не вселял надежду приверженцам международного права. Как в области признания и выдачи преступников, так и в отношении применения силы международное право игнорировалось, нарушалось или, что еще хуже, им зло­употребляли в политических интересах.

В основном — и традиционно — международное право определяется как совокупность норм, регулирующих отно­шения между государствами. Однако в связи с эволюцией понятий о социальной и межгосударственной ответствен­ности, вследствие влияния послевоенных факторов и собы­тий (например, возникновение новых государств и возрос­шая роль личности в государстве), потребовалось более ши-

1 Тема еженедельного сочинения, заданная профессором Морисом Мендельсоном слушателям программы по дипломатической службе Ок­сфордского университета.


Определение и общие принципы

рокое определение международного права, что нашло свое отражение в создании и развитии Организации Объединен­ных Наций. Ниже приводится определение Дж.Дж.Старка, содержащееся в его «Введении в международное право».

Международное право можно определить как совокуп­ность норм права, по большей части состоящую из при­нципов и норм поведения, соблюдение которых государ­ства считают для себя обязательным и которые, следова­тельно, обычно соблюдают в отношениях друг с другом. Совокупность норм права также включает:

(a) нормы права, относящиеся к функционированию
международных институтов или организаций, их от­
ношениям друг с другом, государствами и отдельны­
ми гражданами; и

(b) определенные нормы права, касающиеся отдельных
граждан и негосударственных субъектов права в той
мере, в которой права и обязанности таких отдельных
граждан или негосударственных субъектов права пред­
ставляют интерес для международного сообщества.

Несмотря на то что международное право является предме­том множества споров и противоположных точек зрения, существуют некоторые области почти полного единодушия (например, пиратство в открытом море и дипломатические иммунитеты), наряду с которыми на другом конце спектра имеются области существенных разногласий. Поскольку су­ществуют сложившиеся нормы права, нельзя сказать, чго данный предмет — тема для обсуждения учеными юриста­ми, но, с другой стороны, можно аргументированно дока­зать, что «международное право», в некотором смысле, про­тиворечиво в терминах. Оно является своего рода парадок­сом, привлекающим как сторонников, так и скептиков: тех, кто с миссионерским пылом видит в нем путь к миру и справедливости во всем мире, и тех, кто считает, что без законодательных органов и международных санкций не мо­жет быть международного права. Оба взгляда до некоторой степени верны, и их значимость в дипломатических взаи-


Международное право и практика

моотношениях подтверждается тем, что положения между­народного права в действительности оказывают реальное влияние на правительства и представляют стандарты меж­дународного поведения, которое правительства признают идеальным, хотя им не всегда удается жить в соответствии с ними. Но, как и все благие намерения, международное право часто используется для злых начинаний, и политики всего мира не замедлят сослаться на его принципы, а при необходимости и исказить их, если это может послужить их целям, или отрицать их, если окажется, что они мешают. Следовательно, это предмет, с которым дипломаты должны быть знакомы, но обращаться с ним следует осторожно. Ис­точниками международного права являются: договоры, обы­чаи, общие нормы права, юридические прецеденты, доку­менты руководящих органов власти и др.

Следующие темы выбраны как представляющие интерес для дипломатов и в качестве основы для последующего изу­чения. Не хотелось бы создать впечатление, что вопросы международного права можно свести к простым обобщени­ям и терминологии, не являющейся юридической.

Договоры и их заключение Обшие принципы

Государства вступают в договорные отношения, когда они договариваются друг с другом или с группой других госу­дарств взять на себя определенные обязательства. Догово­ры неизменно принимают форму документов, хотя может утверждаться, что устная договоренность обладает той же юридической силой, что и письменный договор.

Договоры (используя общий термин) могут заключаться в различной форме, например, договоры между главами го­сударств, между государствами, между правительствами (в некоторой степени выбор формы договоров зависит от их важности и формальных требований, но часто — от же­лания или по обычаю). Такие договоры в равной степени


Договоры и их заключение

обязательны для государств-участников, даже если они сос­тавлены в форме соглашения между главами государств или правительствами.

Вилы договоров

Документы, регистрирующие международные соглашения, носят различные названия: соглашение, договоренность, конвенция, декларация, обмен нотами, генеральный акт, временное соглашение {modus vivendi), протокол (proce's-verbale), дипломатический протокол или статут. Все они об­ладают одинаковой юридической силой, но различаются по форме и формулировкам. Что же касается практики в США, то в отношении договоров требуется ратификация сенатом, а соглашения могут заключаться после получения согласия конгресса или по конституционному правомочию. В целом двусторонние документы составляются в форме договора, соглашения, обмена нотами или modus vivendi (в зависи­мости от их важности и формальных требований), а мно­госторонние документы облекаются в форму договоров или конвенций, за исключением случаев, когда они носят мас­штабный характер, тогда применяются такие термины, как генеральный акт или статут. Заключительный акт представ­ляет собой ряд соглашений или договоров, принятых в ре­зультате проведения конференции, причем каждый из них требует отдельного согласования.

Протокол о подписании, ныне редко используемый, об­ладает особым назначением: он может применяться в ка­честве «постскриптума» к договору. Договаривающиеся сто­роны считают его частью договора, но он составляется и подписывается как отдельный документ. Он менее офици­ален по сравнению с договором, к которому прилагается, и может содержать оговорки подписывающих сторон, пояс­нения пунктов договора или иные вспомогательные поло­жения. Через короткий промежуток времени в Протокол о подписании может быть внесен дополнительный пункт соглашения.


Международное право и практика

Протокол, который применяется часто, является между­народным соглашением, нередко представляющим собой до­полнение или поправку к договору. Обмен письмами может прилагаться к договору примерно с аналогичными целями, но он представляет собой гораздо менее официальную ре­гистрацию намерений, причем их подписание договарива­ющимися сторонами необязательно. Однако обмен нотами (или письмами) обычно производится независимо от дого­вора в качестве менее официального средства регистрации соглашения между государствами.

Процесс заключения договоров

(а) Аккредитация и полномочия

Процесс заключения договоров требует, чтобы лица, про­водящие переговоры от имени заинтересованных государств, могли подтвердить, что они уполномочены на ведение пе­реговоров, то есть они должны предъявить свои веритель­ные грамоты. Обычно верительные грамоты составляются в виде письма, подписанного лично министром иностран­ных дел или от его имени.

Если договор или иной международный документ дол­жен составляться и подписываться в ходе двусторонних пе­реговоров или многосторонней конференции, представи­тели (за исключением случаев, когда они являются главами правительств или министрами иностранных дел) должны быть наделены полномочиями. (Если договор заключается между главами государств, то полномочия должны подписы­ваться главой государства, если между правительствами — то министром иностранных дел.)

Ниже приводится стандартный образец полномочий, вы­дающийся делегату полномочной конференции.

Принимая во внимание, что для наилучшего рассмотре­ния и согласования определенных вопросов, которые могут возникнуть в ходе дискуссии между Правительством

________ [страна] и Правительствами некоторых других

держав и государств, представленных на предстоящей


Договоры и их заключение

Конференции [название Конференции], которая будет
проводиться в_____ [место]_____ [дата], целесообраз­
но наделить подобающее лицо всеми Полномочиями для
проведения вышеуказанной дискуссии от имени Прави­
тельства _______ [страна]: я [Ф.И.О. полностью], Министр

Иностранных Дел, настоящим удостоверяю, что

[ФИО полностью, звания и официальная должность руко­водителя делегации]

настоящим документом именуется, является и назнача­
ется Полномочным Представителем со всеми полномо­
чиями и правами для согласования и заключения с Пол­
номочными Представителями, которые могут быть наде­
лены аналогичными полномочиями и правами от имени
вышеупомянутых Правительств, любого Договора, Кон­
венции, Соглашения, Протокола или иного документа,
который может быть направлен на достижение выше­
упомянутой цели, и от имени Правительства__ [страна]

подписывать любой таким образом согласованный и за­
ключенный документ. Кроме того, я удостоверяю, что
какой бы документ, при необходимости подлежащий
ратификации Правительством____ [страна], ни был со­
ставлен и заключен вышеупомянутым Полномочным
представителем, он будет полностью принят и признан

вышеуказанным Правительством____ [страна].

В свидетельство чего я подписал данный документ и скрепил его своей печатью.

Подписано и скреплено печатью в Министерстве Инос­
транных Дел (место)_________ дня_____ месяца_____

года.

Печать Подпись Министра Иностранных Дел

На конференциях с участием большого количества госу­дарств обычно учреждается Комитет по верительным гра­мотам или полномочиям с целью проверки и подтвержде­ния подлинности и полномочий делегатов.

(Ъ) Переговоры

Переговорам по договору обычно предшествует соглаше­ние между заинтересованными государствами — иногда


Международное право и практика

письмо о намерениях — в отношении общей цели и вероят­ного результата переговоров. В случае проведения много­сторонних переговоров обычно заранее согласовывается повестка дня. В случае двусторонних договоров правительс­тва обычно составляют проект проведения переговоров и подразделяют его на конкретные разделы соглашения. Затем может выявиться, что целесообразно передать некоторые разделы в технические или специальные подкомитеты, с тем чтобы их заключения были заслушаны договаривающими­ся сторонами на пленарном заседании. Искусство ведения переговоров не требует усложнения: это те же умения и настойчивость, используемые на базарной площади, толь­ко возведенные на более высокую ступень. Тем не менее участники переговоров обычно ограничены в своем пове­дении письменными инструкциями своих правительств — их «резюме», а также наличием телефона или факса, которые делают возможным согласование с правительством всех ос­новных проблем для принятия решения.

(с) Засвидетельствование подлинности и подписание текста После согласования документ либо парафируется, либо подпи­сывается, либо подписывается до последующего утверждения (ad referendum) участвующими в переговорах представителя­ми. Парафирование обычно означает просто составление ау­тентичного текста, и требуются дальнейшие действия для вы­ражения согласия государства с обязательностью его испол­нения. Подписание до последующего утверждения (ad referendum) требует от соответствующего государства подтверждения для придания подписи полной силы. Если договор «подлежит ра­тификации», подпись имеет ограниченное значение. В других случаях вопрос о том, приводит ли подпись надлежащим об­разом уполномоченного делегата к обязательности договора для государства, зависит от намерения, отраженного в усло­виях договора (например, в отношении его вступления в силу), согласованного в ходе переговоров или указанного иным об­разом (например, условиями соответствующих полномочий). Многосторонние договоры могут (и так происходит в боль­шинстве случаев) подписываться с оговорками, если таковые не исключены по условиям договора или не являются несов­местимыми с его целью и назначением.


Договоры и их заключение

(d) Ратификация

Если предусмотрена (или подразумевается) ратификация, до­говор направляется правительствам договаривающихся сто­рон на утверждение. Ратификация в международном праве является исполнительным актом: так или иначе он вступает в силу до получения одобрения со стороны национальных законодательных органов или введения договора в отечес­твенное право и практику в законодательном порядке. Госу­дарство не связано юридическим обязательством ратифици­ровать договор, согласованный его собственным делегатом, но выбор действий государств ограничен: либо принятие, либо полное отклонение, хотя в исключительных случаях ра­тификацию можно проводить с оговорками, которые носят скорее процессуальный, чем касающийся существа дела ха­рактер. Обычно государство не может выступать с просьбой о проведении повторных переговоров с целью внесения поп­равок. Ратификация не имеет обратной силы в отношении даты подписания договора (если на этот счет не внесено осо­бое положение). Конституция США предусматривает, что ратификация всех международных договоров должна при­ниматься двумя третями голосов в сенате.

(e) Принятие

В некоторых случаях в качестве альтернативы ратифика­ции, вступлению в договор или присоединению к договору может быть внесено положение о «принятии» международ­ных договоров. Данная практика является новой, предназ­наченной для разрешения конституционных трудностей не­которых государств; в основном она касается конвенций Организации Объединенных Наций, некоторые из которых содержат статью о формуле принятия. Принятие вводится в силу путем составления документа о принятии.

(О Вступление или присоединение

В международные договоры (обычно многосторонние) мо­жет вноситься положение о последующем вступлении или присоединении государств, которые первоначально не под­писывали договор. Оба термина обычно считаются сино-


Международное право и практика

нимами, но иногда предполагается, что «вступление» отно­сится к договору в целом, а «присоединение» — только к его части. Вступление или присоединение может иметь место только с согласия всех сторон, подписавших договор, и ес­ли оно считается приемлемым, то разрешительное положе­ние об этом обычно вносится в договор.

(g) Обмен или хранение документов о ратификации Подписание документа о ратификации от имени государства само по себе не имеет особого значения в международном праве, только обмен документами о ратификации — или, как обычно происходит в случае многосторонних конвен­ций, их хранение депозитарием — позволяет им вступить в силу. (Депозитарием может быть государство или секре­тариат организации.) Обмен или хранение документов о ратификации обычно вводится в силу и регистрируется посредством составления протокола (proces-verbale). Доку­менты о ратификации подписываются главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, в за­висимости от важности вопроса.

(h) Регистрация и публикация

В статье 102 Устава Организации Объединенных Наций предусматривается, чтобы все договоры и международные соглашения, заключенные государствами-участниками, были зарегистрированы в секретариате и им опубликованы. Неис­полнение данного положения (с любой стороны) не приво­дит к потере договором юридической силы, но последствие таково, что на договор нельзя ссылаться в Международном суде или любом другом органе ООН.

Форма и содержание международных договоров

Обычно договоры подразделяются на три части:

1. Преамбула, несколько формальная по стилю, где указы­ваются названия сторон соглашения, Ф.И.О. полномочных представителей и предмет соглашения, например:


Договоры и их заключение

Республика X и Королевство Y

Желая способствовать_______

Имея в виду_______________

Решили заключить Договор о

и с этой целью назначили в качестве своих полномочных представителей:

Республика X: Достопочтенного г-на АБВ Королевство Y: Его Превосходительство г-на ГДЕ Которые имеют свои соответствующие полномочия, ус­тановленные как надлежащие и правильно оформлен­ные, пришли к соглашению о нижеследующем...

2. Условия или существо соглашения, известные как основ­
ные статьи.

3. Административные статьи или заключительные статьи
(иногда известные как протокольные статьи), которые вклю­
чают некоторые или все нижеприведенные положения:

Дата или метод введения в силу договора Срок действия и способ расторжения договора Определения терминов Метод урегулирования любых споров Оговорки

Присоединение других государств к договору Поправки или пересмотр

Языки договора, которые считаются аутентичными Ратификация и хранение документов о ратификации Регистрация в Организации Объединенных Наций и обязательно:

Дата и место подписания

Подпись (и иногда печать) полномочных представителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.15 (0.011 с.)