Международные организации: аккредитация главы миссии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные организации: аккредитация главы миссии



Глава миссии (или любой член дипломатического состава его миссии) может выступать представителем своего госу­дарства в любой международной организации, и в этом слу­чае необязательно информировать государство, в котором он аккредитован, и оно не вправе высказывать какое-либо возражение.

Размещение дипломатической миссии

Дипломатическая миссия располагается в столице государ­ства. Дополнительные офисы, образующие часть миссии, могут располагаться в других регионах страны в случае полу­чения особого разрешения государства. В некоторых странах, например в Нидерландах, дипломатическая столица (Гаага) не совпадает со столицей государства (Амстердам).


Установление дипломатических отношений

Размер миссии

Размер дипломатических миссий может быть взаимно согла­сован. В противном случае государство может потребовать соблюдения разумных ограничений на количество членов миссии, учитывая обстоятельства и ситуацию в принимаю­щем государстве и потребности миссии. В рамках таких огра­ничений и при соблюдении принципа репрезентативности своих граждан государство имеет право назначать сотрудников любой дипломатической миссии по собственному желанию. Что касается военных, морских и военно-воздушных атташе, Министерство иностранных дел может конфиденциально потребовать, чтобы их имена были предварительно сообще­ны для получения одобрения, прежде чем будет произведе­но какое-либо назначение на пост. Государство также может отказать в принятии официальных лиц отдельных категорий при условии, что ограничение будет применяться ко всем дипломатическим миссиям в государстве без исключения.

Право представлять интересы в нескольких странах

Два государства и более могут в исключительных обстоя­тельствах аккредитовать одно и то же лицо в качестве главы миссии в другом государстве при отсутствии возражений со стороны принимающего государства.

Объявление персоны «нон грата» или «нежелательной»

Любое государство имеет право объявить главу миссии или члена его дипломатического состава нежелательной персо­ной {персоной нон грата) и информировать об этом его пра­вительство. В этом случае функции дипломата потеряют силу и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несет службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, при­нимающее государство может отказать ему в признании его членом миссии. Объявление персоны нон грата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изло­жения причины тому не требуется.


Дипломатические отношения

Таким же образом нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административного и технического пер­сонала.

Существуют два принципиальных основания для объявле­ния дипломата персоной нон грата: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкос­новенности. Кроме того, возможным предлогом для объявле­ния такого статуса является месть другому государству за объяв­ление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу междуна­родных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.

Обязательства, которые берет на себя принимающая сторона

Подразумевается, что, дав согласие на размещение посто­янной дипломатической миссии, государство принимает на себя некоторые обязательства: оно должно предоставить такие условия и неприкосновенность, которые обеспечат удовлетворительное функционирование миссии. Оно так­же должно наделить сотрудников миссии личным привиле­гиями и неприкосновенностью, необходимыми им для вы­полнения своих функций без опасений и препятствий. Эти обязательства изложены в главе 5 «Дипломатические при­вилегии и иммунитеты».

Отсутствие полной дипломатической миссии. Обострение дипломатических отношений

Ни одно государство не содержит дипломатической мис­сии в каждой столице мира, большинству из них приходит­ся выбирать и устанавливать баланс между своими нацио­нальными интересами и необходимыми затратами. Проблема


Отсутствие полной дипломатической миссии

отсутствия полного дипломатического представительства в определенном государстве может быть решена одним из че­тырех способов:

(a) просьбой к правительству, которое представлено посто­
янной миссией в таком государстве, действовать и от его
лица, на что правительство может согласиться при по­
лучении одобрения принимающего государства. При та­
ких условиях глава постоянной миссии обычно сводит
свою деятельность к передаче сообщений между двумя
заинтересованными правительствами и консульским воп­
росам, и если бы возник конфликт между интересами
его собственного и иностранного правительства, от чье­
го имени он действовал, превалировали бы интересы
его собственного государства;

(b) аккредитованием одного из глав миссий в другом госу­
дарстве в качестве нерезидента или «приглашенного» гла­
вы миссии в соответствующем государстве;

(c) размещением дипломатической миссии, возглавляемой
аккредитованным иностранным главой миссии, имею­
щим стасус поверенного в делах ad interim. На практике
из-за сложности, с которой сталкивается несколько го­
сударств в подборе адекватного дипломатического сос­
тава для заполнения вакансий, принимающая сторона
обычно соглашается, чтобы такую миссию возглавлял
дипломат более низкого ранга;

(d) аккредитацией очень высокого официального лица (нап­
ример, постоянного секретаря Министерства иностран­
ных дел) в качестве нерезидента или «приглашенного»
главы миссии в нескольких государствах при сохранении
места жительства в столице собственного государства.

В некоторых случаях дипломатические миссии могут быть отозваны в результате обоюдного согласия между заинтере­сованными государствами, например, на основании того, что изменившиеся обстоятельства привели к отсутствию не­обходимости в существовании миссий или их неэкономич­ности. Отзыв миссии может также рассматриваться как пред­намеренный шаг внешней политики, и во времена прямоли-


Дипломатические отношения

нейной «дипломатии канонерок»1 отзыв миссии с последу­ющим разрывом дипломатических отношений был логичес­кой прелюдией к войне. На практике лишь угрозы таких дей­ствий крупной державы было обычно достаточно, чтобы убедить меньшую державу в том, что пора пересмотреть ее внешнюю политику. Сегодня этот маневр иногда применя­ется скорее не как угроза, а как протест, но при этом его эффект ограничен и обычно не соразмерен с неудобством, которое он создает всем вовлеченным сторонам.

Даже когда миссия отозвана и дипломатические отношения формально прерваны, контакты редко прекращаются: государ­ства мира становятся все в большей степени взаимозависимы­ми, и дипломатические отношения часто продолжаются на другом уровне, чем ранее, но (при условии, что у принимаю­щей стороны нет возражений) через посредников или «надеж­ные ведомства» государства, которое представлено постоянной миссией в этой стране. В некоторых случаях страну покидает только глава миссии, обычно «для консультаций», и возвраща­ется в течение короткого промежутка времени. При более серь­езных обстоятельствах глава миссии и большинство состава покидают страну, оставляя вместо себя «отдел интересов» как часть миссии защитного характера, которая следит за соблюде­нием интересов своего государства. Члены «отдела защиты интересов» сохраняют за собой личные дипломатические при­вилегии и неприкосновенность, ведут переговоры со своим правительством на привилегированной основе от лица своего отдела и продолжают функционировать в обычном режиме, за ис­ключением того, что они не могут вывешивать свой националь­ный флаг или изображать национальный герб на своих офици­альных помещениях. Если они вывешивают флаг или герб, то только тот, который принадлежит «отделу интересов».

1 Под «дипломатией канонерок» понимают дипломатию, основанную на силовом давлении и шантаже, опирающуюся на постоянную угрозу применения военной силы. Канонерка (фр. canonniere) — небольшое во­енное судно, действующее в мелководье, неожиданно появляющееся у того или иного берега. После такого появления переговоры велись с опорой на угрозу применить всю артиллерийскую мощь канонерок. В XX веке в подобной дипломатии часто обвиняли США, которые неоднократно демонстрировали мощь своего военно-морского флота для оказания по­литического давления в том или ином регионе. — Примеч. ред.


Глава 2

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

Структура и функции

Во всех странах среди членов правительства есть одно лицо, которое несет ответственность за отношения с другими госу­дарствами и международными организациями. Степень его личной ответственности зависит от государства, так же, как и его титул: министр иностранных дел, государственный секретарь (в США), государственный секретарь по иностран­ным делам и делам Содружества (в Великобритании) и т.д. Должностными обязанностями министра являются проведение внешней политики своего государства и управление его меж­дународными отношениями. Свои функции он осуществляет при помощи постоянного состава своего министерства и глав своих миссий за рубежом, а также посредством глав иностранных миссий, аккредитованных в его государстве. Состав министерств в значительной степени зависит от го­сударства, но основные функции, выполняемые министер­ством, подразумевают, что в его состав должны входить:

Политический отдел — обычно имеет региональные под­разделения, например: Латинская Америка, Австралия.

Отдел Организации Объединенных Наций — деятельность включает подготовку директив или сводок.

Отдел других международных и региональных организаций — в функции включены координация и подготовка нетех­нических сводок.

Договорный отдел — работает в тесной связи с юридичес­ким отделом.


Министерство иностранных дел

Юридический отдел — самостоятельный отдел в министерст­вах крупных государств; он обычно занимается всеми меж­дународными документами и всеми вопросами междуна­родного права. Небольшие государства могут назначать профессионала или академических советников с непол­ной занятостью либо получать советы от общего Минис­терства юстиции. Юридический отдел может давать кон­сультации как по вопросам внутренней, так и внешней деятельности. В некоторых государствах Отдел междуна­родного права существует как структура, независимая от Юридического отдела. Последний же занимается право­вой поддержкой, проблемами границ, гражданского зако­нодательства, национального имущества за рубежом и т.д.

Протокольный отдел — отвечает за все личные отношения с главами иностранных миссий по таким вопросам, как привилегии, иммунитет и формальности, а также за ор­ганизацию конференций, приемов посетителей и т.д.

Отдел торговых и экономических отношений

Отдел культурных отношений

Отдел по вопросам разоружения

Пресса, СМИ и информация

Научный отдел

Отдел кадров

Отдел обеспечения

Отдел консульских отношений

Администрация, коммуникации и безопасность

Архивы и библиотека

Если бы государство поддерживало тесные международные отношения по широкому спектру проблем национального значе­ния, его Министерство иностранных дел было бы перегру­жено и действовало бы технически поверхностно, пытаясь удерживать все необходимые переговоры под непосредствен­ным контролем. Примером обратной ситуации являются от­ношения между странами Западной Европы, где вопросы обороны, социального благосостояния, здравоохранения, экономических отношений и другие являются общим ин­тересом, и действия в этих областях постоянно обсуждают­ся скорее между специалистами отделов, чем посредством


Отношения с собственными миссиями

традиционных каналов Министерства иностранных дел. Но, хотя Министерство иностранных дел может во многих случа­ях передавать непосредственную ответственность другим де­партаментам, оно оставляет за собой основное управление и должно всегда нести ответственность за базовую информа­цию, политические рекомендации, личные отношения, пла­нирование и учет. Оно должно всегда быть вправе вмешаться и принять меры или, во всяком случае, дать рекомендации, если оно считает, что определенному отделу грозит опас­ность потери из виду общих национальных интересов в пре­следовании какого-то определенного интереса.

Отношения с собственными миссиями

Первичной обязанностью главы миссии является выполне­ние инструкций своего министерства и сообщение в ответ затребованной информации. Однако от него ожидается про­явление собственной инициативы в предложении курса, ко­торый, по его мнению, должно принять государство, а также в предоставлении информации, которую он лично считает значительной, независимо от наличия запроса на таковую. Отношения между министерством и главами миссий в боль­шой степени построены на взаимной уступке, и степень пре­восходства министерства или миссии в формировании по­литики колеблется в зависимости от государства и отвечает требованиям и возможностям нации. Современные техноло­гии помогают министерству и миссии поддерживать почти непрерывный контакт, таким образом объединяя их вклады в разработку политики.

Если политические решения принимаются главным обра­зом министерством и задачей миссии является в основном их воплощение, превосходство персонала по количеству (и час­то — по способностям) вероятнее всего будет в министерстве, а для службы за рубежом оставлено лишь небольшое количес­тво сотрудников^Но, если на процесс формирования полити­ки оказывают сильное влияние консультации глав миссий, тогда необходимо, чтобы состав министерства был относи­тельно невелик, а зарубежные посты — хорошо укреплены.


Министерство иностранных дел

Политика распределения персонала также определяет срок службы дипломатов за рубежом по сравнению со сроком служ­бы в собственном государстве, и в этом существует заметное различие не только между установками различных стран, но также между типами должностных лиц: например, атта­ше по коммерческим вопросам или пресс-атташе, для ко­торого существенно поддержание широких контактов на местном уровне, может принести огромную пользу, если его пребывание в стране составит пять лет и более, в то время как для секретаря посольства стандартным сроком может быть три или четыре года.

Аргументы в пользу того, чтобы дипломат остался на пос­ту на долгий срок, следующие:

(a) ему (или, конечно, ей и его/ее семье) необходимо вре­
мя для того, чтобы обустроить свой быт, прежде чем он
сможет реально сосредоточиться на своей работе;

(b) у него будет надлежащая возможность узнать и понять
страну, в которой он служит, — ее язык, историю, поли­
тику и национальную специфику;

(c) у него будет время наладить личные контакты и дружес­
кие отношения;

(d) государство сэкономит на проездных и транспортных
расходах.

Главным недостатком долгого пребывания дипломата за ру­бежом может быть то, что он станет эмоционально вовле­чен в проблемы государства, в котором живет и работает, и, следовательно, не будет способен действовать и консульти­ровать свое государство беспристрастно и реалистично. Так­же он будет склонен к потере эмоциональной связи и от­рыву от событий в своей родной стране.

Глава отдела кадров наделен одной из самых важных функций в министерстве — определением, кого, куда и на какой срок направить. Дипломат подвергается разнообраз­ным типам давления на различных постах за рубежом, и некоторым удается справляться с обстоятельствами лучше, чем другим, поэтому важно, чтобы пост соответствовал ин­дивидуальным способностям.


Отношения с иностранными миссиями

Отношения с иностранными миссиями

Министерство иностранных дел (или его эквивалент) — это канал, через который другому государству, его дипломати­ческому представителю или международной организации следует осуществлять все представления правительству. Ес­ли запрос носит в целом технический или рутинный харак­тер, министерство может уполномочить соответствующий технический отдел для ведения дальнейшей корреспонден­ции напрямую с заинтересованной миссией или организа­цией, но первичное обращение и все существенные вопро­сы традиционно адресуются министерству.

На практике одновременно со стремительным расшире­нием масштаба и степени международного сотрудничества с момента образования Организации Объединенных Наций и региональных экономических и политических организаций появилась тенденция принятия правительственными органами большей по сравнению с МИДом ответственности за между­народные переговоры в пределах их сферы деятельности.

Когда министр иностранных дел принимает служебные обя­занности, он в письменной форме уведомляет об этом всех дипломатических представителей иностранных государств и в последующем организует визит каждого из них или (в крупных державах) прием, на котором он может встретиться с ними. Когда министр оставляет пост, он также уведомляет их об этом соответствующим образом и сообщает имя своего преемника. Кро­ме того, о таких изменениях министр информирует диплома­тических представителей собственного государства за рубежом.

Глава дипломатической миссии (если он не является пове­ренным в делах en titre) является представителем главы одного государства перед главой другого, и, хотя для него не всегда целесообразно требовать права доступа к главе государства или во многих странах — к главе правительства, он обладает, согласно обычаям и правилам учтивости, правом обращения к ми­нистру иностранных дел в любое время с целью обсуждения воп­росов особой важности между двумя государствами. Однако те­кущие вопросы, как правило, решаются между главой миссии или членом дипломатического состава миссии и соответствую­щим должностным лицом в Министерстве иностранных дел.


Министерство иностранных дел

Когда министр иностранных дел изъявляет желание пере­дать сообщение другому правительству, у него есть два воз­можных средства общения: через дипломатического предста­вителя собственного государства в соответствующем иностран­ном государстве или через представителя того государства в собственном правительстве министра. (Поскольку любое пра­вительство — это инструмент главы государства, главу миссии можно по праву назвать представителем одного правительс­тва в другом.) В большинстве случаев правительство делает официальные обращения через своего представителя за рубе­жом, но официальные протесты часто объявляются иностран­ному представителю, с которым можно быстрее связаться, что, очевидно, эффективнее. Иногда используются оба способа од­новременно. Вызывая главу миссии и беседуя напрямую с глазу на глаз, требуя разъяснений, министр иностранных дел од­нозначно подчеркивает степень своего недовольства, особен­но если известно, что время, выбранное для встречи, совпада­ет с завтраком дипломата или игрой в гольф.

Отношения с дипломатическим корпусом

Вопросами, касающимися дипломатического корпуса в це­лом и правительства страны, в которой его члены уполно­мочены представлять интересы или назначены на должность, занимаются старший глава миссии (известный как дуайен) и соответствующий министр или начальник протокольного отдела. Термин «дуайен» дипломатического корпуса соот­ветствует термину «старшина дипломатического состава»; в англоговорящей среде обычно пользуются термином «стар­шина дипломатического корпуса».

При назначении старшины или дуайена старшинство гла­вы миссии основывается на продолжительности периода непрерывной службы в этой должности. В некоторых стра­нах (особенно в Латинской Америке) апостольский нунций всегда является дуайеном. В практике нередко, также осо­бенно в Латинской Америке, специальное положение уста­новлено для армейских служащих: атташе назначаются из служащих протокольного отдела Министерства обороны.


Глава 3

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

Обшие замечания и определения

В состав дипломатического представительства (иначе — миссии), установленного в дипломатической столице государства, входят дипломатический представитель, который должен быть соот­ветствующим образом назначен одним государством и признан другам, а также персонал миссии. В принимающем государстве только один человек может представлять другое государство, и именно он является главой представительства, ответственным за все его действия. Персонал миссии, строго говоря, не имеет прямых репрезентативных функций и только помогает главе.

Дипломатическая терминология часто непонятна и спо­собна ввести в заблуждение. Венская конвенция о дипло­матических сношениях 1961 года помогает внести ясность, определив штат дипломатического представительства сле­дующим образом (с французским эквивалентом в скобках):

(a) «глава представительства» (chefde mission) — человек, на
которого направляющим государством возложена обя­
занность действовать в этом качестве;

(b) «членами представительства» (membres de la mission) яв­
ляются глава и члены персонала;

(c) «члены персонала представительства» {membres du personnel
de la mission)
— члены дипломатического персонала, ад­
министративно-технического персонала, а также обслу­
живающего персонала миссии;

(d) «членами дипломатического персонала» (membres du per­
sonnel diplomatique)
являются члены представительства,
имеющие дипломатический ранг;


Дипломатическое представительство

(e) «дипломатический агент» {agent diplomatique) — глава
представительства или член дипломатического персонала
представительства;

(f) «членами административно-технического персонала»
{membres du personnel administratif et technique) являются
члены представительства, осуществляющие администра­
тивно-техническое обслуживание представительства;

(g) «членами обслуживающего персонала» {membres du per­
sonnel de service)
являются.члены персонала представи­
тельства во внутренней службе представительства;

(h) «личный служащий» {domestique prive) — человек, заня­тый во внутренней службе члена представительства и являющийся служащим направляющего государства.

Термин «дипломатический агент», ранее относившийся толь­ко к главе миссии, в настоящее время относится также к чле­нам дипломатического персонала миссии, к атташе, совет­никам и сотрудникам других служб при условии, что они обладают дипломатическим рангом.

Термин «дипломатический ранг» не определен, но использу­ется в данном контексте для описания ряда должностей в диплома­тической миссии, занимающие эти посты традиционно наде­ляются всеми дипломатическими привилегиями и иммуните­тами. Термин «дипломатический агент» также является более точным словом для описания главы и членов дипломатичес­кого персонала представительства. Общепринятая термино­логия использует слово «дипломат», хотя это менее точно.

Структура представительства отражает его функции, и описываемая ниже модель остается действительной, даже если все эти функции выполняются одним человеком (как это может быть в некоторых конкретных случаях).

Глава представительства

Глава представительства является ответственным за все дей­ствия, связанные с его миссией. Он может передать различ­ные функции своему персоналу, но он один несет ответ­ственность и за свое руководство, и за то руководство, ко­торое осуществляется другими, уполномоченными им.


Глава представительства

Независимо от количества персонала миссии существует перечень вопросов, которым глава миссии обычно уделяет личное внимание:

(a) разработка дипломатической политики;

(b) передача принимающему правительству мнения своего
правительства по важнейшим вопросам, касающимся об­
щих интересов и общей политики; в таких делах глава
миссии действует в качестве связующего звена между
двумя правительствами;

(c) доклад своему министерству о событиях политического
и экономического характера, независимо от того, име­
ют ли они прямое значение (то есть национальный бюд­
жет или изменения в кабинете министров) или косвенное
значение (то есть перемены и тенденции в социальных
и экономических условиях), и о комментариях третьих
сторон (то есть статьи из местных газет, мнения дипло­
матов);

(d) осведомленность о влиятельных людях и источниках на­
циональной власти в государстве, в котором он служит;

(e) официальное и личное поведение, которое должно
укреплять репутацию страны, которую он представляет;

(f) расширение круга друзей, насколько это возможно, с
целью обеспечения выполнения указанного выше (а),
(с), (d) и (е).

Основная обязанность главы миссии состоит в формулировке дипломатической политики миссии, в этом ему помогают главные советники — главы различных отделов миссии. Дип­ломатическая политика представительства может быть более точно определена как осуществление конструктивного под­хода ко всем вопросам, касающимся отношений между главой государства, которое представляет миссия, и главой государства, в котором аккредитована эта миссия. В основе такой политики лежит обсуждение различных политических мнений и подходов, политическая мудрость, хорошее знание и понимание людей и правительств двух государств. Дипло­матическая политика может иметь форму рекомендаций со стороны главы представительства своему правительству


Дипломатическое представительство

или разъяснений, инструкций и предложений иного пути, подхода; или же альтернативного предложения правительс­тву принимающего государства, когда, например, сообще­ние, которое оно поручило главе миссии передать своему правительству, по мнению главы миссии, заслуживает пе­ресмотра. Функцией, которая отличает дипломатическую миссию от почтовой службы, является то, что она советует предпринимателям и прибывающим политикам, к каким людям надо обращаться или как подходить к решению воп­росов в этой стране.

Администрация и координация

В большинстве дипломатических служб единственный со­трудник (заместитель главы миссии) несет ответственность за координирование политической и экономической дея­тельности миссии и все оплошности администрации миссии. Он (или она) обеспечивает правильное координирование работы различных отделов представительства; правильную организацию и состав персонала; надежное и должное ис­пользование коммуникаций и зданий миссии. Обеспечение благоустройства персонала является отдельным вопросом, и это важно, так как, например, начинающие сотрудники миссии и те, которые не являются членами дипломатичес­кого персонала, могут ощущать себя одинокими, что имеет отрицательные последствия.

Одна из наиболее важных обязанностей администрации — сбор и обновление материалов по всем местным вопросам, которые могут бытьнеобходимы главе миссии или члену ее персонала.

Такие материалы обычно включают:

(a) сведения о структуре Министерства иностранных дел
принимающего государства и любого другого ведомства
или учреждения, с которым имеет дело миссия; какими
вопросами занимается каждое подразделение; как полу­
чить интервью и к кому обратиться (или кого избегать);

(b) краткие сообщения о последних событиях в стране пре­
бывания;


Коммерческий и экономический отделы

(c) должностной доклад, касающийся местных вопросов,
важных для членов персонала: медицинские, стоматоло­
гические, транспортные и спортивные условия, климат,
условия проживания, прислуга, школы, церкви и т.д.
(эта информация должна быть отправлена в соответст­
вующий отдел кадров посылающей страны, занима­
ющийся персоналом, для инструктажа будущих членов
миссии);

(d) список персоналий, включающий в себя известных и
предприимчивых людей, имеющих влияние в полити­
ческой, военной, административной, промышленной,
коммерческой, академической и социальной сфере.

Обладая такой информацией, прибывающий глава предста­вительства может быстро сориентироваться в местной си­туации и выбрать соответствующий образ действий. В час­тности, он может сразу узнать, кто имеет большое значение для интересов его страны, может избежать ошибок в кон­тактах, лучше обустроить свое пребывание.

Коммерческий и экономический отделы

Экономическая и коммерческая деятельность имеет важ­ное значение в работе миссии.

Экономическая деятельность заключается в анализе эконо­мической и финансовой политики принимающего правитель­ства, оценке ее влияния на внутреннюю и внешнюю полити­ку государства, прогнозе будущих тенденций и подготовке док­ладов (а также — в ведении необходимых переговоров) по экономическим вопросам, имеющим воздействие на взаи­моотношения между странами. Эта работа требует сбора и ана­лиза соответствующей статистики, широких контактов в со­ответствующих министерствах, банковском и финансовом сек­торе. С помощью современных технологий статистика может стать быстро известной правительству дипломата, но дипло­матическая работа состоит в наблюдении за происходящими событиями, сборе информации по частицам, понимании фак­тов, стоящих за цифрами, их взаимосвязи и значения.

3 Зак 235 • 33


Дипломатическое представительство

Коммерческая деятельность выполняет две функции: под­держку торговли и инвестирования и формирование торго­вой политики. Содействие торговле требует самостоятельной проработки и высоких персональных навыков для организа­ции сделок своих экспортеров и потенциальных импортеров.

Дипломаты должны быть готовы помочь прибывшим биз­несменам в поиске деловых возможностей, ответить на их спе­цифические просьбы и в целом обеспечить информационную базу, которая будет способствовать вхождению их на местный рынок, контактам с нужными людьми. Этот род деятельности требует также знаний рынков и их структуры, действующих на них субъектов, постоянного отслеживания объявляемых тен­деров и «острого» глаза на открывающиеся возможности.

Проведение торговой политики связано со знанием за­конодательства принимающего правительства, его позиции в коммерческих вопросах, в вопросах создания региональ­ных преференциальных торговых зон, того, как правительс­тво пытается решать проблему занятости и глобализации факторов производства. Концентрируя внимание на интере­сах своего правительства, которые являются приоритетными, дипломаты также должны работать в обратном направле­нии — с местными бизнесменами, способствуя удовлетво­рению их интересов в рамках плодотворных двусторонних отношений.

Переговоры по продаже оружия чаще идут через атташе по вопросам обороны, чем через коммерческий отдел. Ког­да важные контракты с принимающим правительством ка­саются оружия или других подобных изделий, глава миссии при необходимости может играть ключевую роль в оказа­нии дипломатического давления.

Секретариат и архивы

Члены секретариата и архивные служащие, которые имеют дело с секретными материалами, обычно являются гражда­нами той страны, что и миссия. Неполитические секторы (например, культурный или коммерческий) могут привле­кать местных сотрудников, служащих в основном в качес-


Коммерческий и экономический отделы

тве секретарей и архивных работников. Ведение эффектив­ной и хорошо классифицированной системы записей — про­цесс трудоемкий, но имеет исключительную важность.

Безопасность

Задача сотрудников безопасности состоит в том, чтобы в по­мещение представительства невозможно было бы проник­нуть незаконно; чтобы лица, вошедшие в здание по делам, не могли бы иметь доступа к секретной информации, к ком­пьютерам, файлам и документам ограниченного доступа. Предпочтительно, чтобы служба безопасности состояла из граждан той же страны, что и миссия.

Техническое обслуживание и коммуникация

Технические сотрудники прежде всего сосредоточены на коммуникации. От них требуется кодировка и декодиров-ка, шифрование и дешифрование, а также управление и, если необходимо, починка передающих и приемных ус­тройств (в тех миссиях, где принимающим правительством разрешено использование таких средств коммуникации), факсов, кодирующего и декодирующего оборудования и т.д. Их работа, естественно, носит конфиденциальный харак­тер, и без всяких исключений они должны быть граждана­ми той же страны, что и миссия.

Местные сотрудники

Местные специалисты привлекаются к выполнению пору­чений, не носящих конфиденциального характера, как часть административного персонала и секретариата. Их работа мо­жет иметь огромное значение ввиду продолжительности сро­ка службы и знания местных традиций, политической жиз­ни, а также политических деятелей. Местные специалисты привлекаются в основном к работе в коммерческом, кон­сульском и информационном отделах, а также в качестве переводчиков.


Дипломатическое представительство

Ведение счетов

Ведение счетов является обязательной процедурой, которая, если не уделять ей должного внимания, способна вызвать больше трудностей, чем все остальные функции миссии вместе взятые. При имеющейся возможности необходимо привлечь к работе компетентного бухгалтера (обычно — мест­ного). Хорошо налаженная система бухгалтерского учета характеризуется своевременной оплатой местных счетов. За­держки же в оплате могут отрицательно повлиять на хоро­шие отношения, установленные миссией в целом.

Консульский отдел

Консульский отдел, располагающийся в столице государ­ства, обычно подчиняется непосредственно главе миссии и часто находится в здании, занимаемом миссией. Однако, в силу некоторых причин, консульский отдел может быть организован в форме отдельного подразделения, управляе­мого по своим правилам. Более подробно принципы орга­низации и функции консульского отдела будут рассмотре­ны в главе 6.

Отдел прессы и информации

Сотрудник отдела прессы и информации должен знать, как формируются новости в каждой отдельной стране и кто их формирует, с тем чтобы наиболее эффективно предоставлять информацию о своей стране. Кроме поддержания хороших взаимоотношений с непосредственными производителями ин­формации — прессой, радио, телевидением — представители отдела часто прибегают к возможности распространять ин­формационные бюллетени среди заинтересованных лиц, а так­же лиц, симпатизирующих стране. Обычно при составлении бюллетеней обращаются к услугам переводчика (из местного персонала). Статьи принимаются только в письменной фор-


Дипломатические служащие и специалисты-атташе

ме, на языке и с использованием выражений той страны, в которой будет использоваться бюллетень. Выбор названия для подобного отдела осуществляется министерствами, среди вариантов: пресс-служба, служба средств массовой информа­ции, информационный отдел — в зависимости от конкретной ситуации.

Дипломатические служащие и специалисты-атташе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.093 с.)