Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 33. Специальные миссии и секции по интересам.

Поиск

Особую форму контактов между правительствами государств, которые по каким-то причинам не готовы установить между собой дипломатические отношения или прервали установленные ранее, но заинтересованы поддерживать между собой контакты непосред­ственно являются так называемые «секции по интересам». В этих целях ими направляются в столицы друг друга группы дипломатов в посольства стран, согласившихся их принять для возможного поддержания такого рода контактов. Эти группы именуются «сек­циями по интересам». Дипломатический персонал этих секций за­носится в дипломатический список и пользуется наравне с други­ми сотрудниками посольства дипломатическим иммунитетом, и, что является главным, получает возможность устанавливать необ­ходимые связи с МИД страны пребывания.

Секции по интересам могут иметь свое помещение. Однако им не позволено демонстрировать флаг своего государства, а также другие государственные символы. Автомашины, используемые персоналом секции, также получают номера, присвоенные посоль­ством, при котором они функционируют. В своей деятельности персонал секции строго следует указаниям своего правительства.

Примером таких секций могут служить секция по интересам Южно-Африканской Республики в Москве, созданная в 1991 г. при посольстве Австрии и секция России при Посольстве Австрии в Претории. Результатом деятельности указанных секций явилось соглашение об установлении между Россией и ЮАР в 1992 г. дип­ломатических отношений.

Использование секций по интересам не является юридически утвердившейся формой сношений между государствами и основа­но только на неофициальной договоренности между ними. Созда­ние и деятельность подобного рода секций не регулируются какими-либо международными конвенциями. Тем не менее опыт свиде­тельствует о достаточно высокой эффективности их деятельности. В заключение обратим внимание еще на один немаловажный для дипломатии и дипломатической службы вопрос. Он касается дипломатических миссий, как особой формы дипломатических сношений.

В практике дипломатического взаимодействия государств по­мимо дипломатических представительств, действующих на посто­янной основе, для решения конкретных задач используется и такой институт, как специальные миссии.

Специальные миссии и делегации на международных конференциях и двусторонних переговорах являются временными зарубежными органами внешних сношений государств. Они состоят из главы делегации, ее членов, советников и экспертов. Полномочия специальных миссий определяются главой государства, главой правительства, внешнеполитическим ведомством или его главой в зависимости от задач специальных миссий и ее уровня. Всего насчитывается свыше 20 видов специальных миссий (делегации на двусторонних переговорах, на различных церемониях, например, при вступлении в должность главы государства, на юбилеях, похоронах). Правовой статус специальных миссий определяется обычными нормами международного права и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г.,которая в основном фиксирует обычные нормы или сложившуюся практику в этой области. В Конвенции участвуют около 30 государств. Россия в ней не участвует. В ст. 1Конвенции 1969 г. специальная миссия определяется как миссия, имеющая представительный и временный характер, которая посылается одним государством в другое для рассмотрения определенных вопросов или для выполнения в отношении его определенной задачи. Следует отметить, что посылка и прием специальной миссии –дело заинтересованных сторон и может иметь место только по договоренности между ними.

По сравнению с дипломатическими представительствами специальные миссии имеют ряд отличительных признаков:

1) их функции ограничены во времени и имеют целевое назначение;

2) главой миссии и ее членами могут быть лица, ранее не имевшие дипломатического статуса;

3) специальную миссию может осуществлять и одно лицо.

Конвенция 1969 г. исходит в общем из того, что в тех случаях, когда специальная миссия возглавляется главой государства, главой правительства, министром иностранных дел или другим лицом высокого ранга или когда такие лица участвуют в специальной миссии, они пользуются в принимающем государстве или третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом.

Вопрос 34. Классификация и функции консульских учреждений.

Консульские учреждения подразделяются на следующие классы:

1. генеральные консульства,

2. консульства,

3. вице-консульства,

4. консульские агентства.

Консульские учреждения входят в систему МИД России и под­чинены главам российских дипломатических представительств в соответствующих государствах пребывания. В Положении подроб­но сформулированы задачи и функции консульских загранучреждений. Главные из них:

- защита в государстве пребывания прав и интересов Россий­ской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;

- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей с государством пребывания, установление с ним дружеских отношений;

- распространение в консульском округе официальной инфор­мации о внешней и внутренней политике России, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

- осуществление паспортно-визового обслуживания в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации;

- оказание содействия гражданам Российской Федерации, на­ходящимся в пределах консульского округа, в реализации их изби­рательных прав и права на участие в референдуме;

- осуществление нотариальных действий, регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, уста­новления опеки и попечительства, легализации документов, реше­ние проблем, касающихся наследства;

- представительство граждан России в судебных и иных уч­реждениях страны пребывания;

- принятие мер по учету, обеспечению, сохранению, благоу­стройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах консульского округа;

- формирование банков данных по законодательству государ­ства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересо­ванным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не за­прещенных законодательством государства пребывания;

- содействие установлению и развитию связей с соотечествен­никами, проживающими в пределах консульского округа;

- участие в подготовке и обеспечении межгосударственных об­менов и визитов официальных делегаций.

Вопрос 35. Порядок назначения глав консульских учреждений, старшинство. Консульский корпус. Почетные консулы.

Согласно практике консульских отношений, закрепленной в Конвенции 1963 г., главы консульских учреждений делятся на четыре класса: генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консульские должностные лица, которые не являются главами консульских учреждений, имеют различные наименования: заместители консулов, помощники консулов, проконсулы и т.п. Генеральный консул возглавляет генеральное консульство. Консул и вице-консул либо возглавляют соответственно консульство и вице-консульство, либо могут быть помощниками или заместителями генерального консула. Вице-консул может быть заместителем консула.

Следует отметить, что обычно под термином «консул»как собирательным понимают любого из указанных глав консульских учреждений, а также заведующего консульским отделом дипломатического представительства. Некоторые государства назначают как штатных, так и нештатных (почетных) консулов. Нештатные консулы, в отличие от штатных, не состоят на государственной службе назначающего государства. Ими могут быть лица, проживающие в стране нахождения консульства (чаще всего коммерсанты, адвокаты), граждане назначающего государства илиграждане третьих государств. Нештатные консулы не получают заработной платы за выполнение консульских функций, но им разрешено заниматься коммерческой деятельностью.

Конвенция 1963 г. определяет, что персонал консульского учреждения делится на три категории:

1) консульские должностные лица, состоящие на консульской службе и выполняющие консульские функции;

2) консульские служащие, выполняющие административно-техническую работу;

3) обслуживающий персонал.

В соответствии со ст. 10 Конвенции 1963 г. главы консульских учреждений назначаются представляемым государством и допускаются к выполнению своих функций государством пребывания. Формальности в назначении и допущении консулов определяются законами, правилами и обычаями представляемого государства и страны пребывания. В большинстве государств назначение консулов, а также прием иностранных консулов относятся к компетенции внешнеполитического ведомства.

В том государстве, которое представляет консул, он должен получить документ, который носит название консульский патент (удостоверение, подтверждающее полномочия консула). В нем указываются полное имя консула, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местопребывание консульства. Класс консула и консульский округ заранее согласовываются с государством, в которое назначается консул. Консульский патент направляется обычно по дипломатическим каналам властям государства, куда собирается прибыть консул, для получения экзекватуры (согласия на исполнение консулом его обязанностей). Консульские экзекватуры выдаются как в виде отдельного документа, так и в виде надписи на самом консульском патенте. Обычно экзекватура выдается ведомством иностранных дел, однако это определяется внутренним законодательством каждого государства. Принимающее государство вправе отказать в выдаче экзекватуры, не мотивируя причин отказа. С момента получения экзекватуры консул считается приступившим к исполнению своих обязанностей. С этой же даты определяется его старшинство по отношению к другим консулам в данном консульском округе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.007 с.)