Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 37. Дипломатические беседы (и из учебника надо).

Поиск

Значительная часть работы дипломата за границей посвящена встречам с иностранцами, беседам с ними, подготовке к разговору, анализу проведенных обсуждений, записям бесед и, на­конец, если это необходимо, выработке соответствующих предложений и рекомендаций.

Беседа часто является подготовкой к переговорам, а иногда и частью их. В беседе дипломата находят наиболее яркое проявление его профессиональная, в том числе языковая, подготовка, общие эрудиция и культура, глубокие знания положения на родине, особенностей страны пребывания, уровня и характера двусторонних связей, состояния международных отношений, основных международно-правовых документов. Причем, все это дипломат должен знать, не полагаясь на какие-то справочные письменные материалы, которыми при определенных обстоятельствах просто не представляется возможным воспользоваться. Словом, именно личные беседы являются вершиной практической деятельности дипломата, требующей от него подчас максимального интеллектуального, а нередко и нравственного, и нервно-психологического напряжения.

Международной практике известно два подхода к организации дипломатических встреч - через протокольную службу ведомства иностранных дел (в РФ, как правило, действует именно такой порядок) и напрямую, путем непосредственного обращения в соответствующие, представляющие интерес государственные органы, учреждения и организации. Иногда сочетаются оба подхода.

Круг вопросов, который может быть поднят в беседе дипломата, определяется в немалой степени профессией, служебным положением, интересами его собеседников. В их числе, в зависимости от страны пребывания, ранга и должности дипломатического сотрудника могут быть руководящие деятели государства и официальные лица министерства иностранных дел и других ведомств; члены дипломатического корпуса и политические деятели партий, профсоюзов, молодежных, женских и иных общественных организаций, представители военных кругов и деятели культуры и науки. Отсюда понятно, что такая эрудиция в сочетании с детальным знанием отдельных проблем является неотъемлемым атрибутом "амуниции" дипломата. Можно с уверенностью сказать, что ни один из них не будет страдать от избытка знаний. И в то же время наличие серьезных пробелов в знании литературы, основ музыки, живописи и т.д. обязательно сослужат рано или поздно дурную службу.

В случае, если дипломату необходимо сделать большое по объему заявление (трудно запомнить) или же небольшое, но очень важное, в котором каждое слово имеет значение, то в дипломатической практике принято и считается обычным такое заявление зачитывать. Текст заявления можно передать собеседнику, если это заранее предусмотрено. Особенно тщательная подготовка необходима, когда дипломата приглашают, подчас неожиданно, в Министерство иностранных дел или в другое ведомство. Трудность таких встреч усугубляется тем, что. в соответствии c широко распространенной протокольной практикой, заранее сообщать о цели подобных приглашений и спрашивать о теме предстоящей беседы не принято.

Неожиданные темы сплошь да рядом возникают в ходе "случайных" бесед во время дипломатических приемов, одно из главных назначений которых и состоит в создании таких "случайностей, в обеспечении дополнительных возможностей для получения информации. Нередко, правда, обстоятельно поговорить на приеме не удастся, и дипломат, обменявшись краткой информацией с собеседником, договаривается с ним о специальной беседе.
Давая встречающимся иногда выпадам принципиальный, достойный отпор, недопустимо ни при каких обстоятельствах терять самообладание, впадать в истерию, сбиваться на крики, личные оскорбления. Дипломат сильно проигрывает также как профессионал, если он по складу своего характера человек необщительный, угрюмый, а нередко к тому же - заносчивый и грубый. Напротив, внимательное отношение к людям, общительность и в то же время сдержанность в эмоциях, максимальная корректность во всем помогут ему в решении задач поддержания и расширения дружественных связей в стране пребывания.

В работе дипломата существуют свои "запретные плоды" - темы, которых нельзя касаться или которые не должны иметь в его устах негативного звучания. Не принято критиковать внутреннюю и внешнюю политику правительства страны пребывания, ее нравы и обычаи или же неодобрительно отзываться об отдельных лицах. О такой критике всегда становится известно и она может быть расценена как вмешательство во внутренние дела страны пребывания со всеми вытекающими последствиями, вплоть до объявления соответствующего дипломатического работника "персоной нон грата". Не следует критически отзываться и о правительствах третьих стран, с которыми страна пребывания поддерживает дипломатические отношения. Иногда мнением дипломата интересуются представители оппозиционных партий, "подбрасывая" ему критические оценки тех или иных мер своего правительства. Необходимо всячески избегать высказываний своего отношения к подобным оценкам, не уклоняясь вместе с тем от выслушивания мнений своего собеседника, что бывает подчас весьма полезно.
Следует проявлять особую осторожность в беседах с журналистами, поскольку при желании сам факт беседы, если даже в ней ничего и не сообщалось, может быть использован в недружественных целях, причем со ссылкой "на круги, близкие к посольству", или "на информацию, полученную во время приема" и т.п. Не должны вводить в заблуждение и оговорки типа "в неофициальном порядке", "неофициальный ответ" и др. Дипломат, независимо от ранга и должностного положения, всегда выступает как лицо сугубо официальное - представитель страны, своего посольства.

В беседе каждая из сторон стремится получить максимум информации. Нельзя поэтому сдавать инициативу, допускать ситуацию, когда один собеседник все время спрашивает, а другой только отвечает, не находя возможности спросить в свою очередь. Следует всячески избегать говорить неправду, не стесняться при необходимости уклониться от ответа, сослаться на свою неосведомленность. Особое внимание должно уделяться сообщаемым иногда в беседах цифровым и фактическим данным, следует пользоваться при этом только достоверными сведениями, почерпнутыми из официальных источников. Любой сомнительный факт может поставить под сомнение репутацию дипломата, негативно отразиться на его положении в стране пребывания и на дальнейшей карьере. Необходимо считаться с тем, что, если в беседе сообщено о доверительном характере информации, то к ней так и надо относиться, не разглашать ее в стране пребывания. В противном случае легко утратить доверие партнера, уронить свой престиж, лишиться на перспективу очень важного источника информации.
Каждая беседа требует от дипломата максимальной собранности и, несмотря на естественные особенности и различия, проходит в конечном счете по единой схеме: взаимные приветствия и небольшая протокольная часть - основное содержание - заключительные протокольные фразы и прощание. Полезны "неожиданные" повороты, "импровизации", которые в соответствии с известной шуткой "хорошо подготовлены", разного рода домашние заготовки, позволяющие придать беседе неординарный характер, расположить партнера и извлечь из встречи с ним максимум пользы. В этих же целях следует постараться заблаговременно получить наиболее полную информацию о партнере (основные моменты биографии, круг интересов, хобби и т.п.), продумать смысловые ходы в беседе, которые могут представить для него интерес, специально приберечь два-три еще неизвестных ему факта, примера. Не противопоказаны, разумеется, к месту, проявление юмора и т.п. Конечно же, важно настроиться с первых минут на конструктивный, деловой тон, вести беседу в спокойной рассудительной манере, демонстрировать доброжелательность, стремление вдумчиво, с пониманием подходить к излагаемому партнером. Даже при серьезном расхождении первоначальных позиций умный дипломат постарается найти то положительное, что может объединить, вынести за скобки разногласия и заложить надежную основу для будущего сближения позиций. Дипломатической практике известно немало случаев, когда талантливо проведенная беседа открывала путь к взаимопониманию, способствовала расчистке завалов в отношениях между государствами.

Вопрос 38. Дипломатические визиты. Виды, особенности подготовки и проведения.

- Официальные визиты

Главы государства

Главы правительства

Министра иностранных дел

- Деловые и неофициальные визиты

- Личные визиты

 

Встречам государственных деятелей, поездкам делегаций отводится важное место в ряду методов и форм дипломатической работы.
В ходе таких встреч проводится обмен мнениями по интересующим стороны вопросам, имеют место официальные переговоры, подписываются итоговые документы, определяющие существо и уровень отношений между соответствующими государствами, а нередко оказывающие влияние на судьбы мира, урегулирование спорных проблем и конфликтных ситуаций.
Протокольные особенности, связанные с проведением визитов, почести, оказываемые официальным делегациям, зависят от их уровня, положения руководителя (глава государства, премьер-министр, министр иностранных дел или другое высокопоставленное лицо), характера намечаемых к обсуждению вопросов.

 

Действующие в стране нормы протокольной практики, связанные с приемом отдельных государственных деятелей и официальных делегаций, как правило, доводятся до сведения дипломатического корпуса циркулярными нотами. О возникающих периодически изменениях дипкорпус также своевременно информируется. Принятые в России виды визитов - официальный, деловой (рабочий), неофициальный, визит проездом, в целом соответствуют мировой практике. О характере предстоящего визита, его сроках и уровне стороны договариваются по дипломатическим каналам (через посольства) заранее. После достижения договоренности об официальном визите заблаговременно, в один и тот же день в обеих странах публикуются информационные сообщения.

В классификации визитов могут существовать различия, определяемые особенностями страны. Каждая из них руководствуется своими правилами и нормами на этот счет, не вступая, однако, в противоречие с международной практикой по принципиальным вопросам.
Главное состоит в том, что в соответствии с действующим в международном праве положением о суверенном равенстве государств каждому из иностранных представителей одинакового уровня должен быть обеспечен равноценный протокольный прием вне зависимости от политических и иных соображений.

Официальные визиты

Официальному визиту (высший уровень визитов) присущи большая политическая значимость и особая торжественность. Он сопровождается оказанием церемониальных почестей при встрече и проводах высоких гостей, проведении других предусмотренных программой пребывания мероприятий, соответствующих протокольной практике. Целью официального визита является проведение политических переговоров, завершающееся нередко подписанием итогового документа.
В программу закладываются, как правило, церемониальные мероприятия, связанные с посещением памятных мест и возложением венков к ним; официальные обед (завтрак), посещение театра (по желанию); встречи с представителями общественности; нередко визит в парламент; при наличии времени - ознакомительная поездка по стране.
Особое место среди официальных визитов принадлежит визитам главы государства или возглавляемой им делегации. Подобающие таким визитам почести начинают оказываться с момента встречи на границе или в другом первом пункте прибытия в государство (когда визит начинается не со столицы).

Для встречи направляется официальный представитель (представители) центральной власти; участвуют также руководители местных (провинциальных) органов власти. Для встречи специально выезжает и аккредитованный в принимающей стране посол страны гостя. На месте встречи поднимаются государственные флаги двух стран.

Церемониал встречи в столице носит особо торжественный характер. На аэродроме поднимаются государственные флаги, вывешиваются приветственные транспаранты. Выстраивается почетный караул из состава вооруженных сил в парадной форме, с воинскими знаменами и оркестром. На встречу прибывают руководитель страны (иногда - второе лицо в государстве), другие официальные лица, посол страны гостя, персонал посольства. Послом может быть приглашена часть граждан, проживающих в столице. Во встрече участвуют также местные и иностранные корреспонденты. В соответствии с российским протоколом участие дипкорпуса в церемонии не предусматривается. Однако посольство страны гостя по согласованию с департаментом Протокола МИД РФ может пригласить некоторых иностранных послов, аккредитованных в Москве. Существуют страны, в которых дипкорпусу предписывается участие во встречах глав государств.

У трапа высокого гостя встречают руководитель страны с супругой (если гость прибывает с супругой), посол страны гостя, начальник протокольной службы. Первыми из самолета выходят высокий гость и его супруга, затем сопровождающие лица. Руководитель протокола представляет встречающих; гость - главных сопровождающих его лиц. Во многих странах принято супруге гостя преподносить букет цветов. В Индии, к примеру, гирлянды цветов преподносятся главному гостю и супруге.
После взаимных приветствий высокий гость и главный встречающий приглашаются пройти к почетному караулу, на специально отведенное место. Оркестр играет встречный марш. После принятия рапорта начальника почетного караула исполняются государственные гимны страны гостя и принимающей страны. Гость и главный встречающий проходят вдоль строя, гость останавливается перед знаменем и поклоном приветствует его. После обхода караула происходит представление гостю официальных встречающих лиц. Высокий гость возвращается к центральному сектору и занимает место, обозначенное ковром (иногда поднимается на специальный подиум); почетный караул проходит торжественным маршем.
С аэродрома высокий гость в автомашине, сопровождаемой эскортом мотоциклистов, отправляется в отведенную ему резиденцию. На улицах города по пути следования в соответствии с принятыми в той или иной стране протокольными нормами поднимаются флаги страны гостя и принимающего государства, вывешиваются приветственные транспаранты на двух языках.

В соответствии с российским протоколом завершение официальной церемонии встречи происходит в Кремле. Гость проходит в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, где его приветствуют Президент РФ с супругой (если гость прибыл в Россию с супругой). После взаимных приветствий и краткой беседы гость прощается и в сопровождении директора департамента Протокола МИД РФ направляется в отведенную ему резиденцию в Кремле.
В соответствии с протоколом США главу государства в аэропорту американский президент также не встречает. Торжественная церемония (с почетным караулом и исполнением гимнов) происходит в тот же, а иногда и на следующий день на лужайке перед Белым домом.
В Японии основные почести высокому гостю из-за рубежа отдаются в императорском дворце "Акасака". По-особому празднично организуются встречи глав государств во многих африканских странах: в дополнение к традиционным описанным выше атрибутам в ритуал включаются выступления фольклорных групп, исполняющих в колоритных национальных костюмах под гром тамтамов яркие африканские танцы.
В советской протокольной практике всегда отсутствовали какие-либо различия в процедуре приема высоких гостей в зависимости от того, большую или малую страну они представляли; не было чрезмерной помпезности; четко просматривалось стремление сделать нормы протокола более рациональными и демократичными.
С начала 60-х годов были отменены встреча на подступах к Москве прибывающего по воздуху гостя эскортом военных самолетов и сопровождение до аэродрома; артиллерийский салют наций во время исполнения государственных гимнов; вывешивание портретов на фасаде аэропорта (вокзала) и др.

Российский протокол сохраняет, в основном, преемственность в порядке встречи, развивая и уточняя некоторые положения с учетом нынешних реалий.
Порядок проводов высокого гостя, в основном, такой же, как и при встрече. Необходимо иметь в виду, что в процедуру встреч (проводов) в каждом конкретном случае могут вноситься некоторые изменения непринципиального характера в зависимости от пожеланий гостя, характера визита и отношений между странами, местной специфики. Однако, несмотря на естественные различия в церемониале, в нем всегда неизменной остается главная цель - оказание должных почестей высшим представителям суверенного государства.
Снижение уровня проводов по сравнению с уровнем встречи может рассматриваться как проявление неудовлетворенности итогами визита и наоборот (если вносимые изменения не были согласованы на двусторонней основе). Один из хрестоматийных примеров - подписание 13 апреля 1941 г. в Москве советско-японского пакта о нейтралитете, имевшего исключительно важное значение для нашей страны в канун нападения гитлеровской Германии. Желая подчеркнуть удовлетворение итогами переговоров с Японией, проводить министра иностранных дел этой страны прибыл И.В.Сталин, что никоим образом не предписывалось протоколом.

В программу пребывания делегаций на высшем уровне включается посещение национальных святынь, возложение венков к ним. В Индии, например, таковыми являются место кремации Махатмы Ганди, Дом-музей Д.Неру и мемориал И.Ганди; во Франции - могила Неизвестного солдата у Триумфальной арки; на Кубе - монумент национальному герою Хосе Марти. В России официальным местом возложения венков иностранными делегациями является могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены - символ героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны. В каждой стране разработан и утвержден подробный порядок посещения национальных памятников. Оно происходит до других мероприятий, одним из первых; гостей иногда сопровождают военные (как правило, при возложении венков к могилам Неизвестного солдата).
Центральное место в программах официальных визитов главы государства отводится их деловой части, включающей проведение встреч и переговоров с руководством посещаемой страны, подписание соглашений, совместных коммюнике и других документов, а также - весьма нередко в современной практике - совместные пресс-конференции по итогам визита.
К деловой части относятся и возможные встречи и беседы сопровождающих высокого гостя официальных должностных лиц (министр иностранных дел, министр финансов и др.) со своими коллегами, а также возможные односторонние пресс-конференции, интервью представителям печати, выступления по телевидению и радио. Иногда во время визита высокому гостю вручаются национальные награды. Все эти элементы должны получать обязательное отражение в официальной программе.

Неотъемлемой частью визитов являются представительские мероприятия - официальный завтрак (ланч) или обед от имени руководства принимающей страны. Именно такой вид приема носит особенно торжественный характер, чему в немалой степени призван способствовать и интерьер соответствующих помещений - нередко официальных резиденций главы государства. Одновременно с утверждением программы рассматривается и список гостей, приглашаемых с обеих сторон на прием. Их количество и состав - не только дань протоколу, но и своеобразное свидетельство уровня и характера отношений между странами, их руководством. На прием обязательно приглашаются посол страны гостя и ряд старших дипломатических сотрудников посольства. В ходе завтрака или обеда стороны обмениваются речами-тостами, тексты которых в переводе на соответствующий язык заблаговременно раскладываются на столах. Основное содержание речей получает освещение в печати. При проведении ответного протокольного мероприятия со стороны гостя происходит обмен только краткими тостами.

В большинстве стран существует практика представления гостю глав дипломатических представительств. Забота об оповещении дипкорпуса об этой церемонии лежит на посольстве страны гостя. Если гость прибыл с супругой, то на церемонию представления главы диппредставительств также приглашаются с супругами. После представления подается легкое угощение. У гостя есть возможность при желании побеседовать с кем-либо из иностранных дипломатов.
С учетом пожеланий высокого гостя в программу его пребывания может быть включено
официальное посещение театра, предполагающее в этом случае выполнение ряда протокольных требований - присутствие высоких официальных лиц принимающей страны в ложе с гостем, поднятие государственных флагов и исполнение перед началом спектакля гимнов двух стран. Артистам от имени гостя, как правило, преподносится корзина цветов. Также с учетом пожеланий гостя в программу могут быть включены мероприятия по ознакомлению со столицей. Нередко они включают в себя визит в мэрию (городской муниципалитет), осмотр достопримечательностей, посещение музея (картинной галереи), учебного заведения и т.п. Могут быть запланированы встречи с представителями общественности, научных и деловых кругов. При посещении (что возможно по просьбе гостя) какого-либо военного объекта отдаются воинские почести. Автомашину гостя при всех поездках сопровождает эскорт мотоциклистов. Для супруги гостя и сопровождающих ее в поездке женщин организуется отдельная программа.

Официальный характер имеет и поездка по территории страны. Гостя в поездке сопровождают должностные лица высокого уровня ему повсеместно оказываются подобающие, но несколько сниженного уровня почести. В аэропорту (на вокзале) поднимаются государственные флаги, вывешиваются приветственные транспаранты; однако почетный караул не выстраивается, гимны не исполняются, речи, как правило, не произносятся. Над резиденцией (местом проживания) поднимается государственный флаг или личный штандарт главы государства. Так же, как и в столице, могут быть предусмотрены возложение венков, протокольные мероприятия (завтрак или обед) с обменом речами (тостами), организуются посещение промышленных и иных объектов, культурная программа. Местные власти могут предусмотреть и какие-то иные мероприятия, отражающие национально-этнические, географические и иные особенности. Целесообразность их проведения, как правило, согласовывается с протокольной службой министерства иностранных дел.

В протокольной практике СССР, других социалистических государств, а также некоторых близких Советскому Союзу стран "третьего мира" было немало случаев, когда по соображениям политического характера некоторые официальные визиты первых лиц соответствующих государств именовались "официальным (рабочим) дружественным визитом", "дружественным визитом".
Иногда встречи на высшем уровне проходят на территории третьих стран. Их участники должны заранее договариваться о протокольной стороне подобных встреч. Согласование порядка прибытия и отъезда высоких гостей, очередности проведения бесед, процедуры подписания итогового документа и т.п. предполагает принцип строгого паритета.
Официальный визит главы правительства, строящийся в целом по той же схеме, что и визит главы государства, имеет вместе с тем ряд отличий: при встрече (проводах) выстраивается почетный караул одного (а не трех) рода войск; не проводится церемония представления глав дипломатических представительств; во встречах (проводах) и протокольных мероприятиях принимает участие руководитель правительства страны-хозяйки. Главе государства наносится, как правило, визит.
Свои особенности имеет визит министра иностранных дел. Церемониал встречи (проводов) ограничивается поднятием государственных флагов (почетный караул не выстраивается, гимны не исполняются); также без почетного караула и исполнения гимнов проходит возложение венков к национальным святыням (выстраиваются часовые из состава почетного караула, исполняется траурная музыка - в звукозаписи).
В подготовке визитов за рубеж российского руководства самое активное участие принимают соответствующие посольства РФ, территориальные и протокольный департамент МИД. После определения даты визита в принимающую страну заблаговременно выезжает подготовительная группа, которая знакомится с проектом предлагаемой программы пребывания, уточняет все протокольные моменты. Особое внимание уделяется церемониалам встреч, проводов, возложения венков идр. С учетом принципа взаимности могут высказываться замечания по отдельным позициям программы. Принципиальную важность имеют при этом вопросы политической значимости визита, все протокольные моменты, затрагивающие престиж государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.196 (0.013 с.)