Вопрос 44. Представительства при международных организациях: нормативная база, функции, общая характеристика деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 44. Представительства при международных организациях: нормативная база, функции, общая характеристика деятельности.



Международные организации являются одной из форм межгосударственного взаимодействия, относящейся к много­сторонней дипломатии, получившей свое развитие в XX в. Создаваемые государствами на основе заключаемых между ними многосторонних договоров и в соответствии с междуна­родным правом, эти международные (межгосударственные, межправительственные) организации различаются:

а) по характеру вопросов, которыми они призваны зани­маться (например, обеспечение мира и безопасности, экономи­ческие проблемы, здравоохранение, вопросы спорта, культуры, науки и др.);

б) по составу участников: они могут быть универсаль­ными, подобно Организации Объединенных Наций, членами ко­торой является большинство государств мира; региональны­ми, как Организация африканского единства; субрегиональны­ми, например, как Лига арабских государств;

в) по объему полномочий и по другим признакам.

Статус таких организаций, как правило, определяется их уставными положениями. При таких организациях государства в зависимости от характера отношений с ними назначают своих представителей или наблюдателей. Их деятельность обычно определяется уставными положениями организаций и (или) специальными соглашениями, а также национальным законода­тельством государств. Однако процесс быстрого развития числа международных организаций как одной из форм межгосударственного дипломатического взаимодействия создал необходи­мость унификации представительств, регламентации функций постоянных представителей и наблюдателей, определения их правового положения, иммунитетов, привилегий и других во­просов.

В связи с этим 14 марта 1975 г. в Вене была подписана «Конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера». Конвенция устанавливает международно-правовой статус по­стоянных представительств государств при международных ор­ганизациях (ООН, ее специализированных учреждениях, МАГАТЭ и др.), делегаций и наблюдателей в органах и на кон­ференциях, созываемых международной организацией или под ее эгидой. Конвенцией предоставляются также постоянным представителям и наблюдателям иммунитеты и привилегии, объем которых близок к тому, что установлен в Венской кон­цепции 1961 г. о дипломатических сношениях для дипломати­ческих агентов.

Конвенция была подписана Союзом ССР 10 октября 1975 г. и ратифицирована 14 июля 1978 г. Россия, как государство-продолжатель Союза ССР, является участником конвенции.

Деятельность постоянных представительств Российской Феде­рации при международных организациях определяется также специальным Положением о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации в 1999 г. [1].

Положением устанавливается, что Постоянное представи­тельство Российской Федерации, являющееся ее государствен­ным органом, учреждается по решению Правительства Россий­ской Федерации. Оно входит в систему МИД России и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановле­ниями и распоряжениями Правительства Российской Федера­ции, другими законодательными и нормативными актами, ука­заниями МИД России, международными договорами Россий­ской Федерации, нормами международного права, а также пра­вилами международной организации, ее соглашениями с госу­дарством пребывания и с учетом законодательства последнего. К числу основныхзадач представительства относятся:

1) представительство Российской Федерации в соответст­вующей международной организации;

2) защита национальных интересов в рамках междуна­родной организации, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в международной организации;

3) обеспечение участия Российской Федерации в деятель­ности международной организации;

4) выполнение поручений Президента Российской Феде­рации, Правительства Российской Федерации, МИД России, а также согласованных с МИД России поручений других феде­ральных органов государственной власти и запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций; поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций направляются Посто­янному представительству только через МИД России;

5) выяснение и анализ деятельности международной орга­низации, состояния и основных тенденций развития сотрудни­чества в рамках международной организации государств — членов международной организации и наблюдателей при меж­дународной организации;

6) информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИД России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам деятельности международной организации, внесение в установленном порядке предложений по обеспече­нию участия Российской Федерации в деятельности междуна­родной организации;

7) получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию Постоянного представительства, передача в установленном порядке инфор­мации указанным органам, предприятиям, учреждениям и ор­ганизациям;

8) содействие осуществлению целей и принципов между­народной организации, членом которой является Российская Федерация, реализации ее решений и выполнению принятых в ее рамках международных договоров, участником которых является Российская Федерация;

9) ведение переговоров с международной организацией и в ее рамках, участие в разработке проектов международных договоров и других документов по вопросам, относящимся к деятельности международной организации;

10) поддержание контактов с секретариатом международ­ной организации, постоянными представителями (постоянными представительствами) государств — членов международной ор­ганизации и миссиями постоянных наблюдателей при между­народной организации, а также с органами государственной власти, общественными объединениями, деловыми, научными и культурными кругами государства пребывания, средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетен­ции Постоянного представительства;

11) участие в подготовке и осуществлении визитов должно­стных лиц и официальных делегаций, включая делегации Феде­рального Собрания Российской Федерации, связанных с прове­дением мероприятий в рамках международной организации;

12) выполнение иных функций в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, правилами соответствующей международной организации, нормами международного права и с учетом законодательства государства пребывания.

Согласно Положению, непосредственное руководство ра­ботой Постоянного представительства возложено на Постоян­ного представителя, который назначается и отзывается Президентом Российской Федерации по предложению Министра иностранных дел Российской Федерации после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Феде­рального Собрания Российской Федерации.

Постоянный представитель, основные права и обязанно­сти которого регулируются специальным положением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Постоянное представительство задач и осуществление им функций, определяет его структуру и распределяет должност­ные обязанности между сотрудниками.

В случае отсутствия в государстве пребывания Постоян­ного представителя, его функции выполняет исполняющий обя­занности Постоянного представителя, назначаемый в установ­ленном порядке из числа его заместителей или старших дипло­матических сотрудников представительства.

В случае если пост Постоянного представителя занимает по совместительству Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в стране пребывания, то во время его отсутствия исполняющим обязанности Постоянного представи­теля будет Временный поверенный в делах Российской Феде­рации или один из старших дипломатических сотрудников, на­значаемый в установленном порядке. В Постоянных представи­тельствах могут создаваться отделы или группы по направлени­ям деятельности (в Постоянном представительстве Российской Федерации при ООН в настоящее время функционируют рефе­рентуры).

В состав Постоянного представительства по аналогии с по­сольствами могут включаться представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.

Постоянное представительство, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и за­конодательством государства пребывания. Они обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть использованы как вмешательство во внут­ренние дела государства пребывания.

Обеспечение безопасности Постоянного представительства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты госу­дарственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, организация работы персонала и взаимодействия подразделений Постоянного представительства осуществляют­ся Постоянным представителем непосредственно или назна­чаемым им старшим дипломатическим сотрудником.

Постоянное представительство является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Россий­ской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, бланки, счета в банках.

В настоящее время Российская Федерация имеет свои по­стоянные представительства при Организации Объединенных наций (ООН) в Нью-Йорке, при Отделении ООН, а также ряде других организаций в Женеве. Постпредство Российской Федерации в Женеве обеспечивает также работу российских делегаций, участвующих в заседаниях различ­ных органов ООН и других функционирующих в Женеве международ­ных организациях.

Постоянные представительства Российской Федерации имеются при Организации ООН по во­просам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже, при Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Отделении ООН, Постоянном комитете Организации по вы­полнению Договора о всеобщем запрещении ядерных испыта­ний (ПК ОДВЗЯИ) в Вене.

В некоторых случаях имеет место совмещение поста российского Чрезвы­чайного и Полномочного Посла с постом Постоянного предста­вителя в международной организации. Так, например, в Найро­би при органе Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам ок­ружающей среды (ЮНЕП) пост Постоянного представителя Российской Федерации занимает по совместительству Чрезвы­чайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Кении. Он же является представителем при функционирующем в Най­роби органе Генеральной Ассамблеи ООН по населенным пунктам (ЦНП).

Постоянные представительства Российской Федерации аккредитуются также при региональных организациях. Особое место среди них как организация, которая способна брать на себя ответственность за решение широкого круга вопросов в регионе Евразии, обеспечивая безопасность, экономическое и гумани­тарное сотрудничество, занимает Содружество Независимых Государств (СНГ). Исполнительный секретариат СНГ имеет свою штаб-квартиру в Минске. При уставных и других органах СНГ учреждено Постоянное представительство, возглавляемое Постоянным представителем в ранге Чрезвычайного и Полно­мочного Посла.

Среди европейских региональных организаций постоян­ные представительства Российской Федерации имеются при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), штаб-квартира которой расположена в Вене, при Совете Европы (г. Страсбург), при Европейском Союзе (ЕС), Постоянное представительство Российской Федерации — в Брюсселе.

Российская Федерация имеет также Постоянное представительство при Организации Североатланти­ческого договора (НАТО), которое было создано в соответствии с «основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудни­честве и безопасности между Российской Федерацией и Органи­зацией Североатлантического договора».

Российская Федерация осуществляет сотрудничество с рядом международных организаций в форме участия ее делегаций и представителей в различного рода форумах и иных формах межгосударственного взаимодействия: совещаний на уровне ми­нистров иностранных дел, заседаний структурных органов орга­низаций (комиссий, комитетов), на уровне рабочих групп и т.п.

Первыми заместителями Постоянных представителей Российской Федерации обычно назначаются дипломаты в ранге Чрезвычайного и Пол­номочного Посланника 1-го и 2-го классов, за исключением ООН, где пер­вый заместитель Постоянного представителя обычно состоит в ранге Чрезвы­чайного и Полномочного Посла. Россия, являясь государством — продолжа­телем Союза ССР, сохранила за собой членство в ООН и во всех ее органах и, в частности, в Совете Безопасности в качестве его постоянного члена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.009 с.)