Кафедра Истории экономики, политики и культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Истории экономики, политики и культуры



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Отечественная история

Методические указания

по выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов I курса,

обучающихся по направлениям:

521600 «Экономика» и

521500 «Менеджмент» (бакалавры)

(первое высшее образование)

 

 

Учетно-статистический факультет

Кафедра Истории экономики, политики и культуры

МОСКВА 2008

 

Методические указания разработала

кандидат исторических наук, доцент Е.М. Скворцова

 

Методические указания одобрены на заседании

Научно-методического совета ВЗФЭИ

 

Проректор, председатель НМС, профессор Д. М. Дайитбегов

 

Отечественная история. Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов I курса, обучающихся по направлениям 521600 – «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование). – М.: ВЗФЭИ, 2008.

 

 

Методические указания

Значение контрольной работы

 

При изучении дисциплины «Отечественная история» студентам-бакалаврам необходимо выполнить одну контрольную работу. Контрольная работа служит важной формой самостоятельного изучения студентами-бакалаврами дисциплины «Отечественная история».

Значение контрольной работы определяется также необходимостью: самостоятельного углубленно-аналитического изучения тем курса «Отечественная история» и усвоение необходимых навыков в работе с учебниками, учебными пособиями и дополнительными источниками, в том числе Интернет – ресурсами; овладения методикой изложения и оформления изученного материала.

Подготовка контрольной работы и ее оформление

 

Начать подготовку к выполнению контрольной работы необходимо с выбора темы.

Кафедра предлагает студентам в соответствии с начальной буквы своей фамилии выбрать одну из семи тем, предложенных в таблице

Начальные буквы фамилии студента Номер темы контрольной работы
А Е Л Р Х Э              
Б Ж М С Ц Ю              
В З Н Т Ч Я              
Г И О У Ш              
Д К П Ф Щ              
                 

Выбор темы может определяться научными интересами студента и имеющейся в его распоряжении литературой. При этом, кроме рекомендованной в данных методических указаниях литературы студенту следует изучить и дополнительную литературу: энциклопедии, экономические словари, периодические издания, компьютерные программы и пр.

После изучения соответствующей литературы целесообразно составить план, в соответствии с которым дать изложение содержания темы.

При окончательном оформлении контрольной работы следует учесть следующее:

1. Текст работы может быть выполнен как в рукописном, так и в компьютерном варианте.

2. На обложке тетради необходимо указать свою фамилию, инициалы, факультет, специальность, номер группы, номер студенческого билета, фамилию преподавателя, читающего лекции по данной дисциплине, и тему работы.

3. На второй странице указываются пункты плана, в соответствии с которыми и осуществляется изложение содержание темы. При этом изложение каждого нового раздела необходимо начинать с его наименования в соответствии с планом работы.

4. Письменная контрольная работа исключает дословное заимствование текста источников, а в приведенных цитатах следует давать ссылки: автор и название работы, ее выходные данные, номер цитированной страницы.

5. В конце работы необходимо привести список использованной литературы и источников, поставить дату выполнения и свою подпись.

6. Объем работы не должен превышать 10-12 стр. Страницы должны быть пронумерованы, а тетрадь иметь поля. Компьютерная печать – формат А4, 12 шрифт.

7. Необходимо строго придерживаться сроков представления контрольной работы преподавателю, не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Сдача работы в период экзаменационной сессии не допускается.

Собеседование по контрольной работе

 

Проверенная преподавателем контрольная работа с рецензией, в которой отмечаются положительные стороны и недостатки, даются рекомендации по их устранению, возвращаются студенту для подготовки к собеседованию.

Работу, не допущенную к собеседованию, необходимо доработать и представить для повторной проверки.

Студент должен внимательно изучить замечания преподавателя, подготовиться к ответу и в назначенный день прийти на собеседование. Положительные результаты собеседования оформляются в зачетной книжке оценкой «зачет» и служат допуском к сдаче экзаменационного зачета в период сессии.

Участие в научной работе

Наиболее содержательные контрольные работы могут быть рекомендованы в качестве докладов на студенческой конференции, научном кружке, а также после определенной доработки для участия в конкурсе лучших студенческих работ.

Активность студентов и склонность к самостоятельным научным исследованиям учитывается при проведении итогового экзаменационного зачета.

 

Тема 1

Отечественная история как наука

План

1. История как наука.

2. Особенности исторического пути развития России.

3. Тест.

Методические указания

1. Этапы изучения отечественной истории. Летописный период. Нестор. Зарождение исторической науки. В.Н. Татищев. Норманнская теория и ее критика М.В. Ломоносовым. Расцвет истории в XIX в. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историография и ее выдающиеся представители. Дискуссии о происхождении государства, генезисе самодержавия и феодализма, путях развития России.

2. Евразийская концепция и ее критика. Географический и геополитический факторы русской истории. Устойчивые специфические формы организации политической и социально-экономической жизни, черты народной психологии. Наглядные примеры их конкретно-исторических проявлений.

Тест

Выделите факторы, определяющие важнейшие специфические черты российской истории:

I. Обширная протяженность территории.

II. Суровые природно-климатические условия.

III. Буферное геополитическое положение страны.

IV. Наличие прямого выхода к морям.

V. Долговременное иноземное иго.

Тема 2

Восточные славяне на исходе первобытной эпохи (VI – сер. IX вв.)

План

1. Происхождение восточных славян.

2. Строй и образ жизни восточных славян.

3. Тест.

Методические указания

1. Происхождение славян. Спор о прародине. Разделение славян на три ветви. Расселение восточных славян на Великой Русской равнине. Образование единой древнерусской народности. Специфика этногенеза восточных славян.

2. Распад родового строя. Особенности политической консолидации восточно-славянских племен. Образование первых этно-территориальных союзов и протогосударственных объединений. Образ жизни, хозяйство, обычаи и верования восточных славян.

Тест

Разложение первобытного строя у восточных славян сопровождалось:

1. Переходом от кровно-родственной общины к соседской территориальной.

2. Ростом имущественной дифференциации соплеменников.

3. Выделением из общинной среды «лучших» людей и дружинной знати.

4. Формированием княжеско-боярской правящей прослойки общества.

5. Повышением роли вече и вои в общественной жизни.

 

Тема 3

Этапы развития древнерусского государства в IX – XIII вв.

План

1. Образование государства Киевская Русь.

2. Расцвет Киевской Руси.

3. Начало феодальной раздробленности.

4. Тест.

Методические указания

1. «Повесть временных лет» о призвании Рюрика новгородцами и захвате Олегом Киева. Норманнская теория происхождения древнерусского государства и ее критика. Условия становления русской государственности. Завершение объединительного процесса.

2. Политический строй. Отношения с Византией и народами Степи. Крещение Руси. Его влияние на внутреннюю жизнь государства и международные отношения.

3. Княжеские усобицы. Съезд рюриковичей в Любече. Распад единого древнерусского государства. Начало феодальной раздробленности. Причины политической децентрализации Руси. Выделение новых региональных центров консолидации власти: Владимир, Новгород, Галич.

Тест

Установите соответствие:

1. 862-980 I. Расцвет Киевской Руси.

2. 980-1054 II. Начальный период.

3. 1054-1113 III. Второй «Золотой век» Киевской Руси

4. 1113-1132 IV. Период княжеских усобиц.

 

Тема 4

План

  1. Становление феодальных отношений на Руси.
  2. Экономическое развитие Киевской Руси.
  3. Общественный строй Киевской Руси.
  4. Тест.

Методические указания

1. Феодализация Руси в Киевскую эпоху. Предпосылки формирования частной собственности на землю. «Обояривание земель» и возникновение вотчин. Первые феодалы и их привилегии. Формы зависимости смердов и пути их закабаления. Новые феодальные институты в домонгольский период: поместья, закладничество, иммунитеты.

2. Ведущие отрасли экономики. Города. Складывание налоговой системы государства. Рост экономической самостоятельности отдельных русских земель в домонгольский период. Их хозяйственная специфика. Расцвет ремесла и торговли.

3. Начало формирования сословного строя в Киевской Руси. Социальное расслоение и его материальная основа. Свидетельства «Русской правды». Господствующий слой. Категории непривилегированного сельского и городского населения. Рабы и низшие слои зависимых людей. Специфика рабства на Руси.

Тест

Распределите категории населения по основным сословным группам Киевской Руси:

I. Господствующий слой служилой аристократии.

II. Посадские люди.

III. Земледельческое население.

IV. Низшие непривилегированные слои общества.

1) Гости, 2) смерды-общинники, 3) земские бояре, 4) тиуны, 5) гриди, 6) ремесленники, 7) князья, 8) рядовичи, 9) челядь, 10) городские старейшины, 11) холопы, 12) ростовщики, 13) закупы, 14) сироты, 15) лучшие люди общин,.

 

Тема 5

План

1.Татаро-монгольское завоевание Руси.

2. Борьба Руси с экспансией Запада.

3. Тест.

Методические указания

  1. Нашествие Батыя. Завоевание Северо-Восточной и Южной Руси. Установление татаро-монгольского ига. Русь и Золотая Орда. Дань, баскаки, ярлыки. Последствия татаро-монгольского нашествия и установления ига для дальнейшего развития Руси.
  2. Сдерживание натиска Венгрии, Польши и Германии галицко-волынскими князьями Романом Мстиславичем и Даниилом Романовичем. Их отношения с Римом. Борьба новгородцев со шведами и немецкими рыцарями–крестоносцами. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. Их значение для Руси.

Тест

Установите соответствие:

1. 1223. 2. 1237. 3. 1240. 4. 1242.

I. Невская битва.

II. Начало Батыева нашествия.

III. Битва на Калке.

IV. Ледовое побоище

Тема 6

План

  1. Возвышение Москвы.
  2. Этапы освобождения Руси от татаро-монгольского ига.
  3. Образование единого российского государства.
  4. Тест.

Методические указания

1. Первое летописное упоминание о Москве. Образование Московского княжества. Начало возвышения Москвы при Иване Калите. Его причины. Объединение земель вокруг Москвы. Приток населения. Борьба Москвы за Владимирский ярлык. События 1327 г. Право сбора дани. Строительство городов, развитие сельского хозяйства и ремесел. Иван Калита и митрополит Петр.

2. Дмитрий Донской – великий преемник Ивана Калиты. Куликовская битва. Роль церкви в объединительном процессе. Митрополит Алексий I и Сергий Радонежский. Прекращение поездок московских князей в Орду за ярлыками. Начало превращения великого Владимиро-Московского княжестве в единое русское государство при преемниках Дмитрия Донского. Феодальная война за московский престол при Василии II. Его религиозная политика.

3. Завершение объединительного процесса при Иване III и Василии III. Конец татаро-монгольского ига. Самодержавное правление и его специфика. Начало складывания государственного аппарата. «Москва-Третий Рим». «Судебник» Ивана III. Роль Софьи Палеолог.

Тест

Установите соответствие:

1. 1147. 2. 1276. 3. 1327. 4. 1328.

2. 1325-1340. 6. 1367. 7. 1375. 8. 1462-1505. 9. 1523.

II. Строительство белокаменного кремля в Москве.

III. Окончательное признание Тверью политического первенства Москвы.

IV. Правление Ивана Калиты.

V. Первое упоминание о Москве.

VI. Превращение Москвы в религиозную столицу Руси.

VII. Образование Московского княжества.

VIII. Завершение объединительного процесса в русских землях.

IX. Московские князья становятся сборщиками татарской дани.

X. Правление Ивана III.

 

 

Тема 7

План

  1. Покорение Руси монголо-татарами.
  2. Монголо-татарское иго.
  3. Этапы освобождения Руси от монголо-татар.
  4. Конец монголо-татарского ига.
  5. Тест.

Методические указания

1. Чингиз-хан и монгольская экспансия в Азии. Первое вооруженное столкновение русских с монголо-татарами. Поход Батыя на Русь. Падение Рязани. Евпатий Коловрат. Попытка создания коллективной обороны Руси владимирским князем Юрием Всеволодовичем. Битва на реке Сити. Покорение Северо-Восточной и Южной Руси. «Злой городок» Козельск. Факторы победы моноголо-татар.

2. Образование Золотой Орды. Первые переписи русского населения моноголо-татарами и вспышки вооруженных столкновений. Дань. Бессермены, баскаки. Борьба русских князей за ярлыки в Орде – трагическая страница отечественной истории. Отрицательные последствия иноземного ига.

3. «Чолханова рать» - конец баскачества. «Великая замятня» в Орде середины XIV в. и прекращение традиции ярлыков. Военные столкновения русских с татарами в 50-70-е годы XIV в. Куликовская битва – первое крупное сражение русских с монголо-татарами после Батыя. Ее историческое значение. Поход Тохтамыша на Москву.

4. Ордынская политика московских князей в XV в. «Великое стояние» на реке Угре – конец ига. Распад единства Золотой орды в конце XV в. Покорение Иваном IV Казани и Астрахани. Набеги крымских татар на Москву в XVI в. Строительство засечной линии.

Тест

Татаро-монгольское иго простимулировало объединительное тенденции на Руси посредством того, что:

  1. Русский народ и князья познакомились с властью, которой необходимо было подчиняться бесприкословно.
  2. Татары упразднили значение великого князя.
  3. Налоговая политика татар в отношении православной церкви способствовала выдвижению ее на роль идеолога объединительного процесса вопреки надеждам завоевателей.

Тема№8

План

1. Формирование крепостного права на Руси.

2. Юридическое оформление крепостного права.

3. Апогей крепостничества и его разложение.

4. Тест.

Методические указания

1. Определение сущности крепостного права. Его элементы на Руси до XV в. Интенсивный рост феодального землевладение в XIV – XV вв. и новые социальные явления: полное поглощение свободной сельской общины феодалами и государством; укрепление дворянских поместий, унификация сельского населения и начало его закрепощения в общегосударственном масштабе. «Судебник Ивана III» 1497 г. – введение правила Юрьева дня для владельческих крестьян и распространение на них государственных податей. Вытеснение боярской вотчины дворянским поместьем в XVI в. Увеличение численности феодалов и усиление закрепощения крестьян. «Судебник Ивана IV». Резкое ухудшение положения крепостных крестьян из-за опричнины и Ливонской войны. Введение заповедных и урочных лет.

2. Хозяйственное разорение страны в годы Смуты. Массовое бегство крестьян на окраины государства. Участие их в антифеодальных движениях Хлопка и Болотникова. Увеличение урочных лет в первой половине XVII в. «Соборное Уложение» Алексея Михайловича – юридическое оформление крепостного права с 300-летним отставанием от стран Западной Европы. Причины консервации феодально-крепостного строя в России. Реакция крестьян на закрепощение. Движение С. Разина.

3. XVIII век – апогей крепостничества в России. Распространение крепостного состояния на новые категории населения в начале XVIII в. и на новые регионы в конце XVIII в. Рост государственных повинностей и податей крестьян при Петре I. Усиление судебно-полицейской власти и хозяйственной опеки помещиков над крестьянами во второй половине XVIII в. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева – приговор крепостному строю России. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева – последнее и самое мощное антифеодальное движение в истории России.

Тест

Установите соответствие:

1. 1467. 2. 1497. 3. 1550. 4. 1581. 5. 1597. 6. 1649.

I «Судебник Ивана IV».

II «Соборное Уложение Алексея Михайловича».

III «Указ об урочных летах».

IV «Псковская судная грамота».

V «Судебник Ивана III».

VI «Указ о заповедных годах».

А. Временная отмена Юрьева Дня.

Б. Юридическое оформление крепостного права.

В. Введение Филиппова дня.

Г. Установление пятилетнего срока розыска беглых крестьян.

Д. Запрет перехода для крестьян–старожилов, увеличение «пожилого», введение платы за проезд.

Е. Введение Юрьева дня.

Тема 9

План

  1. Иван Грозный и особенности централизации России.
  2. Государственные реформы Ивана Грозного.
  3. Опричнина.
  4. Тест.

Методические указания

1. Иван IV Грозный – государь и человек. Цели и направления его внутренней политики. Избранная рада – разработка проекта государственных реформ. Специфика централизации власти в России. Государство и церковь: характер взаимоотношений.

2. Осуществление Иваном IV государственных реформ в середине XVI в. Земский собор. Стоглавый собор. Приказы. Стрелецкое и ополченское войско. Разрядные книги. Отмена кормлений. Губная реформа. Значение реформ.

3. Роль опричнины в истории становления централизованного государства. Введение опричнины, ее цели, сущность и характер осуществления. Влияние опричнины на аграрный переворот XVI в. Отрицательные последствия опричнины.

Тест

Является ли верным данное утверждение?

В отличии от стран Западной Европы процесс централизации Российского государства сопровождался закрепощением крестьян и был обусловлен не столько внутренними, сколько внешнеполитическими причинами.

1) да

2) нет.

Тема 10

Достижения и просчеты внешней политики России в XVI в.

План

  1. Цели и направления внешней политики России в XVI в.
  2. Расширение границ России на Востоке.
  3. Ливонская война.
  4. Тест.

Методические указания

1. Завершение объединения русских земель в первой трети XVI в. Начало расширения границ Российского государства при Иване IV. Цели, характер и направления его внешней политики. Союзники и враги России. Связи с Англией.

2. Отношение России с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами и Ногайской ордой в первой половине XVI в. Дипломатическая экспансия Турции в Поволжье и Крыму. Взятие русской армией Казани и Астрахани. Присоединение Башкирии, Приуралья и Урала. Начало проникновения в Сибирь. Ермак. Набеги крымских татар. Строительство засечной черты. Успехи России на Северном Кавказе и Закавказье при Иване IV и Борисе Годунове.

3. Ливонская война. Повод и причины. Противоборствующие страны. Влияние внутренних трудностей на ведение войны. Псковская оборона. Итоги войны – Ям-Запольский мирный договор. Причины поражения России. Частичная ликвидация последствий войны при Б. Годунове – Тявзинскй мир.

Тест

1. 1552. 2. 1556. 3. 1557. 4. 1558. 5. 1581/2. 6. 1582. 7. 1583.

8. 1595. 9. 1571.

I. Оборона Пскова.

II. Начало Ливонской войны.

III. Взятие Казани.

IV. Присоединение Башкирии.

V. Ям-Запольский мир.

VI. Взятие Астрахани.

VII. Разгром Сибирского ханства.

VIII. Последний набег крымских татар на Москву.

IX. Тявзинский мир со Швецией.

Тема 11

Великая Смута в России.

План

  1. Причины и сущность Смуты.
  2. Лжедмитрий I и Василий Шуйский.
  3. Семибоярщина и изгнание интервентов из России.
  4. Итоги Смуты.
  5. Тест.

Методические указания

1. Отношение народа к Борису Годунову. Великий голод. Народные антифеодальные движения. Самозванчество. Роль бояр Романовых в событиях Смутного времени. Интересы Польши и Швеции в России.

2. Начало Смуты. Поход Лжедмитрия I на Москву. Причины кратковременности его царствования. Правление Василия Шуйского. Крестьянская война под руководством И. Болотникова. Тушинский вор. Польско-шведская интервенция. Падение Смоленска, Новгорода, осада Пскова.

3. Семибоярщина. Призвание на престол польского королевича Владислава. Первое рязанское народное ополчение П. Ляпунова и его неудача. Второе нижегородское народное ополчение. Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, патриарх Гермоген. Изгнание интервентов из России. Конец Смуты. Созыв Земского собора и избрание на царство М. Романова.

4. Последствия Смуты. Утверждение в России новой правящей династии и новой формы правления. Выход на историческую арену широких народных масс. Рождение элементов общественного самосознания. Перераспределение ведущих ролей внутри господствующего класса. Внешнеполитические итоги: Столбовой мир со Швецией, Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

Тест

Укажите последствия Смуты:

  1. Укрепление авторитета Русской Православной Церкви.
  2. Хозяйственная стабилизация страны.
  3. Воцарение династии Романовых.
  4. Прирост территории государства.
  5. Рождение абсолютизма.
  6. Усиление позиций боярства.
  7. Начало массовых народных антифеодальных движений.
  8. Утверждение в общественном сознании идей единения «всей земли» русской и богоизбранности рода Романовых.
  9. Появление элементов правового регулирования государственных отношений.

 

Тема 12

Россия на пороге Нового времени (XVII в).

План

  1. Социально-политическое развитие России в XVII в.
  2. Зарождение капитализма.
  3. Внешняя политика России.
  4. Тест.

Методические указания

1. Новые явления в социально-политической жизни страны. Первые Романовы. Царь Алексей Михайлович Тишайший - ключевая фигура XVII века. Абсолютизм, его национальная специфика и формы проявления. Внутренняя политика – социальный стабилизатор «бунташного» века. Массовые народные движения. Крестьянская война под руководством С. Разина. «Соборное уложение»: юридическое оформление сословного строя и крепостного права. Церковная реформа патриарха Никона. Появление раскольников.

2. Новые явления в экономике. Развитие промыслов и складывание общенационального рынка. Первые общероссийские ярмарки и частные мануфактуры. Специфика рынка труда и первоначального накопления капитала. Начало протекционизма – «Новоторговый устав».

3. Задачи российской внешней политики после Смуты. Войны с Польшей и Швецией. Возврат русских городов и земель. Воссоединение Левобережной Украины с Россией. Богдан Хмельницкий. Переяславская Рада. Отношения России с Турцией. Взятие казаками Азова. Первая русско-турецкая война. Азовские походы В.В. Голицына. Выход России к берегам Тихого океана. Присоединение Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Тест

Выделите главный фактор становления абсолютизма в России XVII в.:

  1. Неразвитость правосознания в обществе.
  2. Неопределенность и незащищенность личных прав людей.
  3. Отсутствие политического противовеса феодальному дворянству со стороны буржуазии.
  4. Внешнеполитические потребности государства.
  5. Бюрократизм и взяточничество в государственных органах.
  6. Замедленное формирование буржуазии под определяющим влиянием государственных структур.
  7. Консолидация старых феодальных сословий.
  8. Острота межсословных противоречий.

Тема 13

План

  1. Петр I – государь и человек.
  2. Реформы Петра I.
  3. Внешняя политика Петра I.
  4. Тест.

Методические указания

1. Личность Петра I в оценках современников и историков. Цели и задачи государственной деятельности Петра I. Сила и слабость петровских начинаний. Сподвижники государя. Дело царевича Алексея. Народные восстания эпохи Петра I.

2. Административные, военные, социально–экономические и культурные преобразования. Итоги и цена их осуществления. Утверждение абсолютизма. Консолидация высших сословий.

3. Внешняя политика России. Борьба за Азов. Прутский и Персидский походы Петра I. Великое посольство. Северная война. Ништадтский мир. «Окно в Европу». Образование Российской империи. Историческая роль Петра Великого.

Тест

Сопоставьте понятия, отражающие сходные явления разных эпох:

  1. Сенат. 7. Стрельцы.
  2. Синод. 8. Приказы.
  3. Империя. 9. Боярская Дума.
  4. Рекруты. 10. Патриарх.
  5. Коллегии. 11. Волости.
  6. Губернии. 12. Царство.

 

Тема 14

План

  1. Формирование дворянской империи в эпоху «дворцовых переворотов».
  2. Елизавета I и особенности ее царствования.
  3. Внешняя политика России в эпоху «дворцовых переворотов».
  4. Тест.

Методические указания

1. Причины дворцовых переворотов. Борьба за власть преемников Петра I. Роль дворянской гвардии и аристократии. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение дворянских привилегий. «Манифест о вольности дворянской». Оформление дворянской империи.

2. «Блестящее» царствование Елизаветы Петровны. Расцвет мануфактурного производства. Экономическая реформа графа Шувалова. Учреждение первых государственных банков. Крестьянская и налоговая политика. Открытие Московского университета. Отмена смертной казни.

3. Внешняя политика. Войны с Персией и Турцией. Польский вопрос. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав империи казахских земель. Имперская политика на Украине.

Тест

Установите порядок царствования государей и укажите их временные рамки:

  1. Елизавета Петровна. I. 1725 – 1727.
  2. Анна Иоановна. II. 1727 – 1730.
  3. Петр III. III. 1730 – 1740.
  4. Екатерина I. IV. 1740 – 1741.
  5. Анна Леопольдовна и Иван Антонович. V. 1741 – 1761.
  6. Петр II. VI. 1761 – 1762.

 

Тема 15

План

1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

2. Разложение феодально-крепостного строя.

3. Внешняя политика России в последней трети XVIII в.

4. Тест.

Методические указания

1. История воцарения Екатерины II. Личность императрицы. «Просвещенный абсолютизм». Генеральное межевание и секуляризация церковных земель. Уложенная комиссия. «Наказ» Екатерины II и его главная идея. Губернская, судебная и городская реформы. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Оформление сословного строя. Внутренняя политика Павла I.

2. Апогей крепостничества. Усиление барщины и отходничества, появление крестьянских крепостных мануфактур. Развитие капиталистического уклада. Крестьянская война под руководством Е. Пугачева. Распространение крепостничества на казацкие округа и лишение их права самоуправления. Указ Павла I о трехдневной барщине.

3. Достижения внешней политики России при Екатерине II. Русско–турецкие войны. Выход Росси к южным морям. Участие в разделах Польши. Территориальный прирост страны. Вешняя политика Павла I.

Тест

Какие территории были присоединены к России при Екатерине II:

  1. Правобережная Украина. 6. Крым.
  2. Молдавия. 7. Приазовье.
  3. Северное Причерноморье. 8. Литва.
  4. Закавказье. 9. Белоруссия.
  5. Крым. 10. Курляндия.

 

Тема 16

План

1. Антинаполеоновские войны и участие в них России.

2. «Восточный вопрос» во внешней политики России.

3. Приоритеты внешней политики России во второй половине XIX в.

4. Тест.

Методические указания

1. Задачи внешней политики России в начале XIX в. Участие в антифранцузских коалициях и войнах. Тильзитский мир. Отечественная война. Заграничные походы. Венский конгресс. Священный союз. Политика легитимизма. Новая система границ. Россия и революции в Европе.

2. Войны с Ираном и Турцией. Расширение границ империи в первой трети XIX в. Поход на Хиву – начало присоединения Средней Азии. Война на Северном Кавказе. Крымская война. Оборона Севастополя. Парижский мир. Причины поражения России.

3. Борьба русской дипломатии за отмену условий Парижского мира. А.М. Горчаков. Лондонская конференция. Балканский вопрос. Последняя русско – турецкая война. Дипломатическая переориентация России в конце XIX в. Присоединение Средней Азии. Договор с Англией о разграничении сфер влияния в Азии. Дальневосточная политика России.

Тест

Установите соответствие:

1. 1907. 5. 1839 – 1881.

2. 1812. 6. 1853 – 1855.

3. 1814 – 1815. 7. 1871.

4. 1817 – 1864. 8. 1877 – 1878.

 

I. Северокавказская война

II. Последняя русско–турецкая война

III. Лондонская международная конференция

IV. Тильзитский мир

V. Завоевание Средней Азии

VI. Отечественная война с Наполеоном

VII. Крымская война

VIII. Венский конгресс

 

Тема 17

План

1. Либеральный курс Александра I.

2. Николай I и укрепление самодержавной власти в России.

3. От либерализма к консерватизму в пореформенной России.

4. Тест.

Методические указания

1. Александр I и его либеральный курс первого десятилетия правления. Негласный комитет. Учреждение министерств. Создание Государственного совета. М.М. Сперанский. Реформы образования и печати. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике Александра I после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев и организация военных поселений.

2. Ужесточение полицейского контроля над обществом и армией. А.Х. Бенкендорф и III Отделение. Кодификация законов. Политика в области просвещения. Первый виток от либерализма к консерватизму и его исторические итоги.

3. Александр II. Великие реформы: крестьянская, земская, судебная, военная, финансовая, образования и печати. Их предпосылки, характер осуществления, противоречивость и историческое значение. Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Политика контрреформ. Второй виток во внутренней политике самодержавия и его необратимые последствия.

 

Тест

Установите соответствие:

  1. Александр I I Освободитель
  2. Николай II II Миротворец
  3. Александр III III Благословенный
  4. Николай I IV Кровавый
  5. Александр II V Палкин

 

А. 1801-1825 Б. 1825-1855 В. 1855-1881 Г. 1881-1894 Д. 1894-1917

 

Тема 18

План

  1. Кризис феодализма в первой половине XIX в.
  2. Промышленное развитие пореформенной России и его социальные последствия.
  3. Специфика утверждения капитализма в сельском хозяйстве.
  4. Тест.

Методические указания

1. Начало промышленного переворота и факторы его сдерживания. Денежно-кредитная реформа Е.Ф. Канкрина. Аграрный вопрос. Деклассирование дворянства. «Манифест о почетном гражданстве». Указ о майоратах. Рост численности горожан и буржуазии.

2. Влияние реформ Александра II на состояние экономики и общества. Завершение промышленного переворота. Создание отечественной инфраструктуры и промышленного производства. Специфика развития капитализма в пореформенную эпоху. Политика протекционизма С.Ю. Витте. Формирование классовой структуры общества. Перепись 1897 г.

3. Подземельные отношения и острота аграрного вопроса. Остатки крепостничества и общинного быта в русской пореформенной деревне. Политика государства в отношении поземельной общины. Аграрный кризис 1880-1890-х гг. Крестьянское движение.

 

Тест

Укажите специфические черты развития капитализма в России:

  1. Большой удельный вес государственного сектора в экономике.
  2. Высокий уровень концентрации рабочей силы на предприятиях.
  3. Кратковременность фазы свободной конкуренции.
  4. Активный приток иностранного капитала.
  5. Проведение государственной политики свободной торговли.

Тема 19

План

  1. Аграрный вопрос в России первой половине XIX в.
  2. Подготовка крестьянской реформы.
  3. Отмена крепостного права.
  4. Тест.

 

Методические указания

1. Рост антикрепостнических настроений в обществе после Отечественной войны 1812 г. Государственная политика по крестьянскому вопросу в первой половине XIX в. Поиск оптимальных путей освобождения крестьян.

2. Резкое ухудшение положения крестьян после Крымской войны. Рост крестьянских выступлений «Движение в Таврию за волей». Учреждение секретного комитета по подготовке крестьянской реформы и его деятельность.

3. Условия освобождения крестьян. Временнообязанное положение. Выкупная операция. Характер поземельных отношений. Обострение аграрного вопроса. Реакция крестьян и передовой общественности на реформу. Историческое значение отмены крепостного права в России.

Тест

Установите соответствие:

1. 1803. 2. 1805. 3. 1810. 4. 1837. 5. 1842. 6. 1847. 7. 1861.

 

I. Указ о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.

II. Указ об обязанных крестьянах.

III. Начало аграрной реформы в Прибалтике.

IV. Указ о вольных хлебопашцах.

V. Инвентарная реформа на Украине и в Белоруссии.

VI. Начало реформы государственной деревни.

VII. Организация военных поселений.

Тема 20

План

  1. Декабризм.
  2. Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в.
  3. Русский социализм.
  4. Тест.

Методические указания

1. Рост национального самосознания в русском обществе после Отечественной войны 1812 г. Декабризм. Первые тайны организации. Северное и Южное общества, их программы и лидеры. Восстание на Сенатской площади и на юге России. Правительственная реакция. Историческое значение декабристов.

2. Охранительное направление. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности графа С.С. Уварова. Либеральное течение. Славянофилы и западники. П.Я. Чаадаев. Кружки конца 1820-1830-х гг.

3. Революционеры–разночинцы. Б.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Огарев. Русский общинный социализм. Петрашевцы. Подъем революционного общественного движение после поражения России в Крымской войне. Открытие вольной типографии в Лондоне. Журналы «Колокол» и «Полярная звезда».

Тест

Укажите основные идеи теории русского социализма:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.186.218 (0.208 с.)