Формы проявления, причины и последствия инфляции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы проявления, причины и последствия инфляции



Термин «инфляция» (от лат. inflatio – вздутие) впервые ввел в оборот в 1864 г. американский экономист Л.Делмар. Основанием явилось то обстоятельство, что в период Гражданской войны в США (1861— 1865 гг.) Фе­деральное правительство для покрытия дефицита госбюджета выпускало в громадном количестве неразменные на золотые монеты банкноты и казна­чейские билеты — «гринбакс» ("green backs" — «зеленые спинки»). Широкое распространение в западной экономической литературе понятие инфляции получило в XX в. после Первой мировой войны, а в советской экономиче­ской литературе — с середины 1920-х гг.

Инфляция – феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению, означающий переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и – как результат – повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег.

Однако явление инфляции, понимаемой как обесценение денег, сниже­ние их покупательной способности, исторически возникло вместе с рождени­ем самих денег в виде монет. Первичным проявлением инфляции стали че­канка властями (или отдельными лицами — фальшивомонетчиками) избы­точного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуск их в обращение по номиналу полноценных. Например, в Древней Греции многие правители, начиная с тирана Гиппия (VI в. до н.э.), который уменьшил наполовину металлическое содержание монеты, выпускали в об­ращение фальшивые деньги. Так же поступали и римские императоры.

В эпоху позднего средневековья широко практиковалась замена государ­ствами и городами серебряных монет медными при сохранении прежнего де­нежного номинала. Такая операция, приносившая крупный доход властям, вызывала сильную инфляцию медных денег, являвшихся лишь символами действительных денег — серебряных. Монетная инфляция широко практиковалась в XVI—XVIII вв. в России. Неоднократно понижалась так назы­ваемая стопа — содержание металла в серебряных монетах. Громадные мас­штабы принял выпуск неполноценных медных монет в России при царе Алексее Михайловиче в 1654 — 1662 гг., когда из одного фунта меди, рыноч­ная цена которого составляла 12 коп., чеканилось монет на 10 руб. По номи­налу медных денег было выпущено на колоссальную по тому времени сум­му — 20 млн. руб. Однако их реальный курс упал до стоимости содержащего­ся в них металла, т.е. до 1-2% номинала. Инфляция разоряла мелких торговцев, обесценивала доходы ремесленников и лиц, получавших твер­дый доход. Все это обостряло антагонизмы в обществе и привело к восста­нию 25 июля 1662 г., известному в истории как «медный бунт». Жестоко по­давив его, царь был вынужден принять срочные меры к урегулированию де­нежного обращения.

С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-денежной. В период становления буржуазного строя государ­ство стремилось ликвидировать средневековый хаос в денежном обращении, ввести и упрочить стабильную денежную систему. В XVIII—XIX вв. и в нача­ле XX в. до Первой мировой войны инфляция наблюдалась лишь в отдель­ных странах (при особо неблагоприятных условиях развития хозяйства) и носила преходящий характер. Так, например, инфляция имела место во Франции — в период Великой французской революции 1789-1791 гг., в Англии — в период войны с Наполеоном в начале XIX в. В тех странах, где уста­навливалась система золотого монометаллизма, в течение многих десятиле­тий функционировала относительно устойчивая денежная система.

В период Первой мировой войны система золотого стандарта рухнула. Всеобщее прекращение размена бумажных денег на золото по фиксирован­ному курсу лишило государства автоматически действовавшего антиин­фляционного механизма, обеспечивавшего стабильность денежного обра­щения. С этого момента и поныне инфляция приобрела повсеместный, все­охватывающий характер (т.е. она присуща практически всем странам мира), стала, как правило, непрерывной и хронической.

В западных литературных источниках предложены разные точки зрения на сущность современной инфляции, на толкование термина (они в принци­пе не противоречат друг другу, но раскрывают инфляцию с разных сторон). В частности, американцы К.Р. Макконнелл и С. Брю, шведский экономист К. Эклунд определяли инфляцию как повышение общего (среднего) уровня цен в экономике, американский экономист П. Хейне — как падение ценности или покупательной способности денег. Монетаристский подход (М. Фридмен) сводится к тому, что инфляция — это устойчивый непрерывный рост цен, выступающий всегда и везде как денежный феномен, вызванный избыт­ком денег по отношению к выпуску продукции.

Типичными проявлениями современной инфляции выступают общее по­вышение товарных цен и понижение курса, т.е. цены, национальной денежной единицы по отношению к ведущим иностранным валютам. О кризисном состоянии денежного обра­щения (инфляции) на практике реально можно судить только по динамике цен. Таким образом, инфляция — это денежно-ценовой феномен.

В плановом хо­зяйстве инфляция выражается в дефицитности экономики, снижении каче­ства товаров и значительно меньше — в повышении цен. Искусственное, ад­министративное установление и сдерживание цен государством, которые, с одной стороны, были ориентированы на фактические издержки, склады­вающиеся в производстве, с другой — на игнорирование потребительского спроса (розничные цены), в итоге тормозило развитие производства, повы­шение его эффективности, совершенствование технологического уровня и порождало товарный дефицит.

При этом не всякое повышение цен является инфляцией, но лишь обу­словленное ростом денежной массы при отсутствии соответствующего уве­личения товарного предложения (денежная масса — совокупность общепри­нятых средств платежа; товарное предложение — совокупность всех произве­денных товаров и услуг за определенный период времени, которые продавцы готовы предложить покупателям по определенной цене).

Так, неправомерно считать инфляцией повышательную рыночную конъ­юнктуру на фазе циклического подъема, поскольку растут товарное предло­жение, объемы продаж, но доходы и спрос растут еще быстрее. Превышение спроса над предложением, а не избыточность денежной массы — причина конъюнктурного роста цен. К неинфляционному росту цен можно отнести также удорожание сырьевых ресурсов в связи с усложнением горно-гео­логических условий их добычи; возвращение потребностей, рост качества и технического уровня продукции и проистекающее отсюда повышение из­держек и цен. Противодействующий фактор — использование передовых технологий, снижающих издержки на единицу продукции.

Для измерения инфляции необходима абсолютная сопоставимость реа­лизуемых товаров как по характеру, назначению, так и качеству, техническо­му уровню. Практическим инструментом такого измерения является индекс потребительских цен (соотношение между совокупной ценой строго опреде­ленного набора потребительских товаров и услуг для текущего периода вре­мени и совокупной ценой того же набора для базового периода).

Уровень, или темп, инфляции определяется по формуле

,

где IП – индекс потребительских цен,

PT – цена потребительской корзины в данном периоде (T),

P0 – цена потребительской корзины в базовом периоде (0).

Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени обще­го уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроиз­водственного потребления. В этом индексе интегрально от­ражается динамика изменений цен на всех предшествующих стадиях общест­венного производства (начиная с изменений цен на продукцию базовых отраслей экономики).

Именно рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг, или, наоборот, при повышении цены потребительской кор­зины для ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой подход позволяет увязать два аспекта инфляции — обесценение денег и по­вышение цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно до­биться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет тех­нический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплек­тующих элементов и т.д.).

Инфляция обусловлена внутренними и внешними причинами.

Среди внутренних причин (факторов) правомерно различение денежных (монетар­ных) и неденежных компонентов.

Для рассмотрения действия денежных причин целесообразно обратиться к уравнению обмена (см. п. 4.2.2). После преобразования получим

P = MV/Q

Инфляция наступает, если денежная масса с учетом скорости обращения денег превышает потребности товарооборота.

Однако далее обычно вступает в силу психологический фактор инфля­ции — инфляционные ожидания, т.е. действия субъекта на потребительском, товарном, фондовом, валютном и других рынках, основывающиеся на предположениях о высоких темпах инфляции в перспективе. Действия субъектов хозяйственной жизни заключаются в размещении своих денежных средств и других, теряющих от инфляции ценностей в товарные запасы, в стабильную конвертируемую валюту, недвижимость, в помещении в банк на валютные депозиты и т.д., т.е. в те ценности, рыночная стоимость которых не зависит от обесценения национальной валюты. Для уменьшения потенциальных по­терь эти процессы необходимо осуществлять как можно скорее. Но это ведет к ускорению обращения денег (росту показателя V ), что еще в большей мере усиливает инфляцию. Отсюда можно вывести закономерность инфляцион­ных процессов как саморазвивающихся и самоускоряющнхся. Образно гово­ря, инфляция похожа на «снежный ком», скатывающийся с горы.

При отсутствии инфляционных ожиданий в условиях гибких цен и процентных ставок проявляется другая закономерность — так называемый «эф­фект Пигу». Внезапный скачок цен потребители могут посчитать случайным и кратковременным явлением. Тогда они начинают сберегать денежные сред­ства. Уменьшение потребительского спроса оказывает давление на цены в сторону их снижения.

Увеличение денежной массы (М) обусловливается рядом причин: а) не­сбалансированностью государственных расходов и доходов, дефицитностью бюджета; широкое использование внутренних заимствований на цели по­крытия бюджетного дефицита способствует увеличению денежной массы в обращении, а, следовательно, повышению цен; б) ростом массы кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной системы; в) выпуском в обращение не-полностью контролируемых государством платежных средств (например, финансовых векселей); г) чрезмерностью инвестиций, которые приводят к перепроизводству одних товаров и одновременно к де­фициту других, что усиливает диспропорции в экономике и в сфере денежно­го обращения; д) опережающим ростом заработной платы по сравнению с по­вышением производительности труда; это явление может иметь место в госу­дарственном секторе экономики как следствие проведения популистской политики увеличения доходов населения.

Неденежные причины инфляции определяют ее опосредованно, но также ведут к повышению цен и обесценению денег. Правомер­но выделение ряда неденежных причин.

1. Деформированность структуры экономики. В случае чрезмерного развития отраслей тяжелой и добывающей промышленности их работники, не создавая непосредственно товаров непроизводственного назначении, вы­ходят на потребительский рынок с высоким уровнем доходов. В связи с этим создается избыточный спрос при отставании предложения необходимых и потребительских товаров. Кроме того, закладывается основа роста издер­жек производства последних. В случае неоправданного, превышающего разумные рамки роста сферы услуг также наблюдаются негативные последствия.

2. Милитаризация экономики. Финансирование государством военных расходов неизбежно ведет к росту денежной массы при относительном обеднении рынка потребительских товаров и услуг.

3. Монополизм в экономике. Естественные, экономические, искусственные монополии имеют возможность повышать цены на свою продукцию без соответствующего увеличения потребительских качеств. Цены обычно уста­навливаются по принципу «фактические издержки производства плюс гарантированная прибыль». Это приводит к незаинтересованности в снижении издержек, затратному хозяйствованию. В результате, в частности, в отраслях естественных монополий обычно плохо применяется новая техника, если она ведет к снижению затрат. И, наоборот, активно внедряются капиталоемкие технологии.

4. Экстраординарные обстоятельства социально-политического и экономического характера (требования профсоюзов о росте зарплаты, забастовки, нарастание политической и экономической нестабильности).

5. Ошибки в проведении денежно-кредитной, налогово-бюджетной, це­новой политики государства.

Среди внешних причин инфляции следует особо выделить следующие: а) приток иностранной валюты в страну в обмен на национальную валюту вызывает необходимость дополнительной эмиссии национальных платежных средств; б) падающий курс национальной валюты приводит к повыше­нию импортных цен и способствует росту общего уровня цен в стране; в) ввоз пользующихся высоким спросом импортных товаров, более дорогих по срав­нению с аналогичными национальными товарами, способствует удорожанию последних посредством механизма «подтягивания» уровня цен.

Социально-экономические последствия инфляции выражаются в сле­дующих явлениях и процессах:

1. Происходит перераспределение доходов между отдельными физическими лицами; группами населения; сферами производства; регионами; хозяйствующими субъектами; государством, населением, фирмами; между дебиторами и кредиторами. Наибольший ущерб инфляция приносит лицам с фиксированными доходами — пенсиями, пособиями, стипендиями, заработной платой (для ра­ботников бюджетной сферы).

2. Обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств бюджетной системы; обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс.

3. Ослабление деловой активности, поскольку неопределенность в росте издержек и цен делает неопределенными перспективы развития бизнеса.

4. Сокращение частных долгосрочных инвестиций и повышение их рис­ка, что ведет впоследствии к замедлению экономического роста; одновремен­но нарастают спекулятивные операции.

5. Перелив капитала и кадров из реального сектора производства в тор­говлю и посреднические операции, где меньше опасность потерь от инфляции.

6. Снижение мотивации к реализации достижений научно-технического прогресса.

7. Уплата государству инфляционного налога (с ростом цен растут адва­лорные косвенные налоги, оборотные налоги, номинально — налог на при­быль, на доходы физических лиц и другие).

Развертывание инфляции в целом приводит к обострению экономиче­ских и социальных противоречий.

Дефляция — процесс, противоположный инфляции. Дефляция наблюда­ется в отдельных странах на определенных этапах развития и носит, как пра­вило, краткосрочный характер. Так, например, в США в период Великой де­прессии с: 1929 по 1933 гг. потребительские цены ежегодно снижались на 7%. Такое же явление, но более краткосрочное наблюдалось в США в 1949 и 1955 гг. Самый последний случай — осень 2001 г. (после террористических актов 11 сентября), когда индекс потребительских цен в октябре снизился на 0,3%. Дефляционные процессы (с краткосрочными «разрывами») продол­жаются в Японии несколько последних лет. Но если дефляция выходит из-под контроля, страна попадает в затяжную дефляционную спираль, при которой компании теряют прибыль, вынуждены сокращать работников и ве­личину их зарплаты, а потребители начинают ограничивать покупки вслед­ствие сокращения общего платежеспособного спроса. Таким образом, затяж­ная дефляция может спровоцировать экономический спад и отнюдь не явля­ется безусловным благом для народного хозяйства.

Типы, виды и формы инфляции

Будучи сложным, многогранным явлением, инфляция может быть клас­сифицирована с разных позиций.

С точки зрения определяющих факторов инфляции выделяют два ее типа. К первой группе относятся факторы, вызывающие превышение спроса (денежной массы) над предложением (товарной массой), вследствие чего происходит нарушение требований законов денежного обращения. В резуль­тате формируется инфляция спроса.

Логическая схема здесь следующая. Превышение спроса над предложением вызывает рост цен. Повышение цен при неизменных издержках обеспечивает рост прибыли и денежных доходов работников. Этот рост обусловли­вает следующий виток повышения спроса, что на новом уровне поднимает цены. Как правило, данный тип инфляции чаще всего наблюдается при пол­ной занятости.

Вторая группа объединяет факторы, которые ведут к первоначальному росту издержек (затраты на зарплату; затраты на материалы, энергию и т.д.) и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной мас­сы к их возросшему уровню. Возникает инфляция издержек.

Логическая схема: рост цен на факторы производства (издержек производства) определяет сокращение товарного предложения и, соответственно, рост товарных цен. Повышение номинальной заработной платы, однако, не оз­начает увеличения реальной заработной платы, поскольку цены растут быст­рее. (Номинальная заработная плата — сумма денег, получаемая работником как следствие трудового участия в производственном процессе. Реальная заработная плата — масса потребительских товаров и услуг, которые могут быть приобретены за поминальную заработную плату). Увеличение заработ­ной платы, наращивание затрат на сырье, комплектующие изделия, топливо, энергию и т.д. дают новый «толчок» росту издержек производства, который приводит к новому повышению цен. Если денежная масса быстро не увеличится, не адаптируется к возросшему уровню цен, то возникнут проблемы де­нежного оборота. Имеется опасность остановки производства, сокращения товарной массы.

Инфляцию издержек может провоцировать так называемая инфляцион­ная спираль цен и заработной платы. Рост заработной платы в результате пересмотра тарифного соглашения между наемными работниками и работо­дателями при определенных условиях выступает источником обострения инфляции издержек. Первоначально устанавливается новый уровень зара­ботной платы на соответствующем сегменте рынка труда, затем происходит изменение общего уровня заработной платы в масштабе страны. Если этот процесс не уравновешивается противодействующими факторами, например, ростом производительности труда, то увеличение издержек на единицу про­дукции приводит к сокращению производства. При увеличивающемся спро­се уменьшение предложения приводит к росту цен. Рост цен, в свою очередь, дает импульс к началу очередных переговоров работников с работодателями об изменениях в оплате труда. Таким образом, ситуация повторяется на но­вом уровне, на следующем витке спирали заработная плата — цена.

Разновидностью инфляции издержек выступает инфляция предложе­ния. Этот тип инфляции связан с недоиспользованием производственных мощностей предприятий, например, в связи с проведением технической реконструкции и модернизации основного капитала. Недоиспользование имеющегося основного капитала приводит к сокращению выпуска продук­ции, а значит, к уменьшению так называемого «эффекта масштаба». Последнее выражается в росте издержек на единицу продукции. Повышение издер­жек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, который фирма готова предложить при существующем уровне цен. Если степень эла­стичности спроса по цене позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и увеличатся цены.

Инфляция спроса и инфляция издержек взаимосвязаны, избыточная денежная масса в экономике порождает повышенный спрос, реакцией на кото­рый выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного обращения, инфляция спроса распространяется дальше, усиливая неравно­мерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя к инфляции издержек.

Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен на три основных вида: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.

Ползучая (умеренная) инфляция со среднегодовыми темпами прироста потребительских цен до 10% характерна для промышленно развитых стран. Это признается неизбежным моментом нормального развития смешанной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста.

Галопирующая инфляция (прирост цен 10—50%) представляет собой скачкообразный рост цен, обусловленный резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями внешних факторов (например, радикаль­ным повышением цен на импортируемые товары).

Гиперинфляция это инфляция с очень высоким темпом роста цен (в на­стоящее время Международный валютный фонд за гиперинфляцию прини­мает 50%-ный рост цен в месяц). Гиперинфляция — свидетельство глубокого кризиса экономики и сферы денежного обращения. Гиперинфляция порож­дает долларизацию национальной экономики, что связано с привилегиро­ванным положением доллара (или других сильных конвертируемых валют). Происходит массовое бегство капиталов из национальной экономики. На этом основании Международные стандарты финансовой отчетности опреде­ляют наличие гиперинфляции через следующие характеристики экономиче­ской обстановки рассматриваемого государства;

«а) население в целом предпочитает хранить свои сбережения в неденежной форме или в относительно стабильной иностранной валюте. Имеющиеся суммы в местной валюте немедленно инвестируются для сохранения покупательной способности;

b) население в целом рассматривает денежные суммы не в местной валюте, а в относительно стабильной иностранной валюте. Цены могут указы­ваться в этой иностранной валюте;

c) продажи и покупки в кредит производятся по ценам, которые компенсируют предполагаемую потерю покупательной способности в течение срока кредита, даже если этот период непродолжителен;

d) процентные ставки, заработная плата и цены связаны с индексом цен;

е) совокупный рост инфляции за три года приближается или превосхо­дит 100%»[2].

Как отмечалось, инфляция позволяет государству получать инфляционный налог. Однако гиперинфляция корректирует данное фискальное последствие из-за так называемого «эффекта Танзи — Оливера» (латино-аме­риканские экономисты, обратившие внимание на этот эффект в 1970-х гг.). Высокий темп инфляции обесценивает поступления от налогообложения. Если налоги начисляют, например, в III, а выплачивают в IV квартале, то при гиперинфляции реальная значимость налоговых поступлений в бюджет ста­новится практически ничтожной. Таким образом, гиперинфляция формиру­ет специфическую закономерность инфляционного процесса.

Формы инфляции различаются по трем критериям: 1) по способам возникновения; 2) по характеру протекания; 3) по степени предсказуемости.

По первому критерию выделяют следующие формы инфляции.

Административная (социальная) инфляция — инфляция, порождаемая административно устанавливаемыми и управляемыми ценами. Предполо­жим, что в сбалансированной системе, где сумма цен всех товаров и услуг равна сумме обращающихся денег (с учетом скорости их оборота), государство решит установить цены на отдельные товары социально низкими. Тогда образуется некоторый излишек денежной массы по отношению к величине товарной массы. Этот излишек сформирует дополнительный спрос на другие товары, вызовет соответствующий рост цен.

Импортируемая инфляция вызывается воздействием внешних факторов, например, чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен. Рост импортных цен «переключает» спрос на това­ры национального производства, что обусловливает их рост.

Индуцированная инфляция обусловлена действием других экономических факторов. Например, скачок инфляции в России в январе 2002 г. на 3,1% был вызван («индуцирован») скачком тарифов на платные услуги (абонентная плата за телефон выросла на 18%, тарифы на жилищно-коммунальные услу­ги на 8,8%, тарифы на транспорт — на 6,6%). При этом сказалось и снятие льгот по НДС при продаже лекарств и печатной продукции. (Всего за ян­варь — апрель 2002 г. индекс потребительских цен вырос на 6,6%.)

Кредитная инфляция вызывается увеличением масштабов предоставления кредитных ресурсов. Наибольшую инфляционную значимость имеют кредиты Центрального банка правительству.

По второму критерию следует выделять:

подавленную (скрытую) инфляцию, характерную для планового хозяйства и централизованного государственного ценообразования. Цены на официальном рынке могут оставаться стабильными, но возникает товарный дефицит, падает качество товаров и услуг, вынужденно растут де­нежные сбережения, поскольку ограничены возможности удовлетворения платежеспособного спроса. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров с официальных рынков и их переток на теневые, спекулятивные рынки, где цены растут;

открытую инфляцию, характерную для рыночной (смешанной) экономики, когда преобладает либеральное ценообразование, реализующееся через взаимодействие платежеспособного спроса и товарного предложения.

Протекание инфляции определяется степенью расхождения роста цен. С этой точки зрения теоретически можно различать сбалансированную инфляцию, когда цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной инфляции цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в непрогнозируе­мых пропорциях. Но сбалансированная инфляция — лишь формальное допущение, абстракция. В силу различной эластичности спроса по цене разных товаров с ростом денежной массы цены меняются всегда по-разному. Дажев условиях высоких темпов инфляции одни цены могут оставаться стабиль­ными, другие — снижаться. Например, в США в 1970 — 1980-х гг. при относи­тельно высоком уровне инфляции цены на такие товары, как видеомагнитофоны и персональные компьютеры, фактически снижались.

По третьему критерию различают ожидаемую инфляцию, темпы которой предсказываются и прогнозируются заранее на основе анализа факторов те­кущего периода. Непредвиденная инфляция характеризуется тем, что ее уро­вень оказывается выше ожидаемого за определенный период.

B зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что также характерно для современной России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.039 с.)