Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические и нормативные основы и основополагающие принципы организации безналичного денежного оборотаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Безналичный денежный оборот – это совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег. Экономической основой организации безналичного денежного оборота является потребность хозяйства именно в безналичных денежных средствах. Полный расцвет безналичных расчетов начался с образованием и дальнейшим развитием банков и безналичных платежных средств. Безналичное обращение ускоряет оборот денег, снижает издержки обращения. Нормативные основы организации безналичного денежного оборота – это законодательство и банковские правила, которые регулируют безналичный оборот, определяя права и обязанности субъектов расчетных отношений. Главный регулирующий орган платежной системы — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону «О Центральном банке РФ» от 27 июня 2002 г. среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены: • установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов; • координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем. Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов. Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. Современная организация безналичных расчетов основывается на следующих принципах: унификации и регламентации расчетов; свободы выбора формы расчетов; срочности расчетов; акцепта (согласия) на осуществление расчетов; свободы распоряжения денежными средствами; обеспеченности расчетов; независимости исполнения обязательств банка по расчетам; документарного оформления расчетных операций. 1. Принцип унификации и регламентации расчетов. Выполнение средствами, находящимися на депозитных счетах, функций общепринятых средств платежа предполагает установление и поддержание единообразного порядка выполнения расчетных операций всеми участниками расчетов в пределах национальной банковской системы. В противном случае различные формы денег будут иметь различную «силу» в экономике и, следовательно, не смогут обеспечить единство и надежность (регулярность и скорость) платежно-расчетного оборота.
В России расчеты регламентируются Гражданским кодексом (гл. 46 «Расчеты») и нормативными документами Центрального банка. 2. Принцип свободы выбора формы расчетов. Хозяйствующие субъекты могут выбирать любую форму расчетов, предусмотренную законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, и закреплять их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Последние не вправе отказать клиентам в совершении операций, определенных законом для счетов того типа, которые открыты клиентами в банках. 3. Принцип срочности расчетов. Своевременное и полное перечисление средств со счетов клиента-плательщика на счет клиента-поставщика является необходимым условием функционирования экономики. Использование безналичных денег вместо наличных не должно создавать трудностей при осуществлении хозяйственной деятельности. Поэтому хозяйствующие субъекты должны иметь возможность влиять на скорость осуществления расчетов в пределах реальных возможностей банков, национальной и международной платежно-расчетных систем. Договорные отношения с обслуживающими их банками должны предусматривать ответственность банков за задержку расчетов. 4. Принцип акцепта (согласия) на осуществление расчетов. Списание средств со счета при выполнении расчетов происходит по распоряжению владельца счета. Его воля должна быть выражена: 1) либо в форме прямого указания банку о перечислении средств, оформленного в виде определенного расчетного документа (платежного поручении, чека) или платежного инструмента (вексель); 2)либо в форме письменного согласия па такое перечисление по требованию, предъявленному третьим лицом напрямую в банк плательщика в документарном виде. Письменное согласие может быть оформлено в виде специального заявления или путем акцепта документов, выписанных получателями средств (отметка об акцепте на переводном векселе и т.п.). Вместе с тем в России законодательством предусмотрены некоторые случаи списания со счета средств в бесспорном (списание со счета сумм недоимок по налогам, некоторых штрафов и т.п.) и безакцептном (списание со счета сумм за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и некоторые другие услуги, оказываемые юридическим лицам) порядках.
5. Принцип свободы распоряжения денежными средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств со счета клиента, ограничивать его нрава на распоряжение денежными средствами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или договором с банком. Наложение ареста на денежные средства на счете или приостановление операции по счету может происходить исключительно на законных основаниях. 6. Принцип обеспеченности расчетов тесно связан с принципом срочности платежа, так как его исполнение в определенный срок предполагает наличие у плательщика и, соответственно, у обслуживающего его банка ликвидных средств, которые могут быть использованы для перечисления в счет погашения обязательств перед поставщиком. Расчеты должны производиться и в пределах остатка средств на счете плательщика или за счет кредита, представленного на эти цели банком. Недопустимо использовать средства, попавшие на счет клиента по ошибке банковских служащих. Такое в отличие от расчетов наличными деньгами иногда случается при безналичных расчетах. 7. Принцип независимости исполнения обязательств банка по расчетам от исполнения обязательств клиентов по контрактам. Свобода выбора формы расчетов должна дополняться ответственностью клиентов за результаты их исполнения. Действительно, незнание некоторых правил проведения расчетов, в первую очередь международных документарных, которые требуют детальной регламентации отдельных операций и установления точных сроков их исполнения, может поставить как поставщиков, так и покупателей в очень сложное положение и даже привести к значительным убыткам. При этом обслуживающие их банки, точно исполняя полученные от клиентов инструкции, не всегда могут оперативно исправить положение. 8. Принцип документарного оформления расчетных операций. Все расчетные операции выполняются исключительно при условии предоставления в банк расчетных документов, оформленных в соответствии с установленными банковскими правилами. Обязательным условием является также письменное оформление волеизлияния владельца счета на документе в виде его личной подписи или подписи уполномоченных им лиц. В ряде случаев необходимо засвидетельствовать волю владельца счета также простановкой печати юридического лица на документе. Этот принцип прямо связан с требованием обеспечения безопасности осуществления расчетов. 5.5. Система безналичных расчетов, ее основные элементы Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства. Система безналичных расчетов– это совокупность участников расчетов. Основными элементами системы безналичных расчетов являются субъекты расчетов, объекты расчетов и формы расчетов.
К основным субъектам расчетов относятся коммерческие банки и иные кредитные организации, осуществляющие расчетные операции, а также их объединения. Последние представляют собой клиринговые или расчетные палаты, обеспечивающие взаимозачет встречных требований и осуществляющие межбанковские расчеты. Другими субъектами расчетов являются непосредственно плательщики и получатели средств: хозяйствующие субъекты, население, кредитно-финансовые институты, финансовые и иные государственные органы. Объектами расчетов выступают товарные и нетоварные расчеты (платежи), а также расчеты между кредитно-финансовыми институтами, образующие банковский и межбанковский безналичный обороты. 5.6. Формы безналичных расчетов Основой платежно-расчетной системы, ее ядром являются формы безналичных расчетов. Формы расчетов представляют собой урегулированные законодательством и банковскими правилами способы исполнения через банки денежных обязательств и перечислений хозяйствующими субъектами и населением, которые отличаются: а) порядком списания средств со счета плательщика (дебитора-должника) и их зачисления на счет получателя (кредитора), т.е. операций по перечислению средств; б) видом расчетного документа; в) порядком документооборота. Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере. Выбор формы расчетов в основном определяется: • характером хозяйственных связей между контрагентами; • особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки; • местонахождением сторон сделки; • способом транспортировки грузов; • финансовым положением юридических лиц. Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами. В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой для внутренних и международных перечислений используются следующие формы безналичных расчетов: банковский перевод; расчеты чеками; расчеты по инкассо; расчеты по аккредитивам; расчеты платежными требованиями, платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями. В Российской Федерации применяются аналогичные формы расчетов, организация которых, вместе с тем, имеет ряд особенностей, отражающих специфику экономического развития страны.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или (в установленных случаях) электронного платежного документа: 1. распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; 2. распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Первой и наиболее распространенной формой безналичных расчетов является банковский перевод — трансферт. Значение этой формы чрезвычайно велико, поскольку ее основу составляют операции по перечислению безналичных средств, т.е. их движение по банковским счетам, которые, в свою очередь, служат основой и составной частью всех остальных форм расчетов. Банковский перевод представляет собой последовательность расчетных операций, которая начинается с выполнения расходной операции — со списания средств со счета клиента. Принято подразделять все расходные операции банков по счетам на кредитовые и дебетовые. К кредитовым относятся операции, осуществляемые на основании четко выраженного и недвусмысленного указания клиента произвести перечисление средств с его счета и кредитовать счет получателя. Активной стороной этих операций является плательщик по контракту — отправитель денежных средств, который выступает инициатором проведения расходной операции. К дебетовым относятся операции, исполнение которых проводится на основании волеизъявления получателя платежа. Именно он дает указание произвести причитающийся ему платеж путем предъявления в банк расчетного документа. В результате у банков, участвующих в перечислении денежных средств, возникают перед ним определенные обязательства. В соответствии с представленной классификацией расчетных операций банковские переводы следует разделить на кредитовые и дебетовые переводы (трансферты). Банковский кредитовый перевод — это форма расчетов, выполняемая посредством расчетного документа, который один банк направляет другому по просьбе и за счет перевододателя (плательщика) в пользу получателя (бенефициара). Банковский перевод может быть сделан в оплату за ранее полученные товары, оказанные услуги или выполненные работы, в оплату векселей, для выдачи аванса или предоплаты. В западноевропейских странах (Бельгии, Германии, Франции, Голландии, Австрии, Финляндии) кредитовые банковские переводы лежат в основе системы жирорасчетов, которая обслуживает большую часть хозяйственного оборота стран. Здесь же помимо банковских жирорасчетов существуют почтовые системы жирорасчетов, использующие для переводов сеть почтовых отделений. В Германии, например, значительная часть денежных расчетов осуществляется через государственную почту.
В Великобритании для банковских переводов используется система кредитного клиринга, которая оказывает услуги по переводу кредитных расписок (ваучеров), называемых также кредитовыми трансфертами или банковскими жирокредитами. Эта форма расчетов была введена в Великобритании в 1960 г. как альтернатива системе безналичных почтовых переводов по счетам жиро. Ее суть состоит в том, что перечисление средств осуществляется на основе специального платежного поручения (кредитового ваучера). Кредитовый ваучер заполняется плательщиком и сдается в банк, где ведется его счет, для последующего перевода этой суммы на счет получателя в другом банке. Все кредитовые ваучеры подвергаются той же подготовительной обработке, что и чеки, перед отправкой в расчетную палату. Для автоматизации процессов обработки были стандартизированы бланки кредитных трансфертов, используемых для денежных перечислений банками и отделениями Национального управления почты и телеграфа. Для ускорения переводов в оплату электроэнергии и телефона компании прикладывают такие стандартные бланки к ежеквартальным счетам. В Российской Федерации принята специальная форма расчетного документа, называемая платежным поручением, поэтому банковские кредитовые переводы получили название расчетов платежными поручениями. Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета (рис. 5.1). Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики. Расчеты платежными поручениямииспользуются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т.д. Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета. Рис. 5.1. Расчеты платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг) 1 — поставка товара (оказание услуг); 2 — передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя; 3 — перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя; 4 — сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет. Расчеты платежными требованиями-поручениями. Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета. Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику (рис. 5.2). Плательщик обязан представить в банк платежное требование-поручение в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается при наличии средств на счете плательщика. Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк.
Рис. 5.2. Расчеты платежными требованиями-поручениями 1 — поставка товара (оказание услуг); 1а — передача платежного требования-поручения в банк покупателя; 2 — расчетные документы передаются покупателю для акцепта; 3 — акцептованные расчетные документы возвращаются в банк, где производится списание средств со счета покупателя; 4 — перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика; 5 — сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет. Расчеты платежными требованиями. Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование поставщика к покупателю об уплате ему определенной суммы денег и зачисления ее на счет получателя средств. Специфика данного расчетного документа состоит в том, что: – платежное требование применяется после отгрузки продукции, оказания услуг, выполнения работ; – оплата платежного требования осуществляется с согласия (акцепта) плательщика; – в основе расчетов лежит система инкассо, при которой банк поставщика по поручению последнего востребует (инкассирует) с покупателя причитающиеся ему денежные средства и зачисляет их на его счет (рис. 5.3). Платежное требование составляется на бланке установленной формы и представляется в обслуживающий поставщика банк с приложением товарно-транспортных накладных или заменяющих их документов.
Рис. 5.3. Расчеты платежными требованиями 1 – отгрузка продукции (оказание услуг, выполнение работ) и вручение или отсылка по почте плательщику товарных и иных документов, предусмотренных договором или условиями поставки до сдачи в банк поставщиком платежного требования; 2 – предоставление комплекта расчетных документов поставщиком в обслуживающий его банк (сдача на инкассо); 3 – проверка и пересылка платежных требований в банк покупателя; 4 – установление банком покупателя сроков акцепта оплаты платежных требований, вручение экземпляра платежного требования плательщику; 5 – согласие плательщика на оплату или отказ от акцепта, оплата банком платежных требований путем снятия денег со счета плательщика или возврат платежных требований в банк поставщика; 6 – перевод денег в банк поставщика и их зачисление на счет поставщика или перевод заявления об отказе платежа; 7 – извещение поставщика о поступлении денег на его расчетный счет или сообщение об отказе от акцепта. Расчеты с помощью аккредитива. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Если банк, выставивший аккредитив (банк-эмитент), по поручению плательщика (покупателя) переводит средства в другой банк - банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет «Аккредитивы». В соответствии с Положением о безналичных расчетах в нашей стране могут открываться следующие виды аккредитивов: • покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); • отзывные или безотзывные. Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательств банка-эмитента (рис. 5.4).
Рис. 5.4. Аккредитивная форма расчетов с предварительным депонированием средств 1 — заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предварительным депонированием средств на отдельном счете в банке; 2 — передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счета покупателя; 3 — перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет "Аккредитивы"; 4 — сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 — поставка товара (оказание услуг); 6 — расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы» и зачисление средств на счет поставщика; 7 — сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя; 8 — сообщение покупателю об использовании аккредитива. При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента (рис. 5.5). Каждый аккредитив должен быть отзывным или безотзывным. При отсутствии такого определения аккредитив считается отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором, досрочном отказе банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Рис. 5.5. Аккредитивная форма расчетов с использованием банковской гарантии: 1 — заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предоставлением банком покупателя гарантии платежа; 2 — передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету «Гарантии и поручительства банка»; 3 — сообщение об открытии аккредитива и отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету; 4 — сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 — поставка товара (оказание услуг); 6 — расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика и осуществляется зачисление средств на счет поставщика; 7 — дебетовое авизо направляется в банк покупателя, где производится списание средств со счета покупателя, при отсутствии средств на счете покупателя банк предоставляет плательщику кредит; 8 — сообщение покупателю о списании средств с его счета. В международной практике безналичных расчетов очень широко используется документарный аккредитив. Документарный аккредитив представляет собой поручение импортера своему банку произвести за его счет платеж экспортеру при расчетах по поставке или акцептовать тратту (переводной вексель), выставленную экспортером, при расчетах в кредит против получения указанных в этом поручении документов. Организация аккредитивной сделки, выставление аккредитива и обработка документов осуществляются следующим образом. Импортер дает поручение своему банку на открытие аккредитива в установленные контрактом сроки. После этого банк импортера открывает аккредитив в пользу экспортера и передает его в банк экспортера по принятой системе связи (телексом или по системе SWIFT). Экспортер, получив, от своего банка извещение об открытии аккредитива (авизо), проверяет условия открытого аккредитива, оформляет все документы, против которых может быть произведен платеж с аккредитива, и затем направляет товар в адрес плательщика. Собранные документы экспортер передает в банк для получения платежа. При использовании этой формы расчетов во внешнеэкономических связях банки руководствуются особым документом, разработанным Международной торговой палатой, — Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1993 г., публикация Международной торговой палаты № 500). Кроме вышеперечисленных видов аккредитивов, в международной практике наибольшее распространение получили их следующие виды: 1. Делимые и неделимые. Под делимыми аккредитивами понимается аккредитив, по которому бенефициар (получатель денег) имеет право на частичное использование аккредитива при предоставлении документов, подтверждающих частичное выполнение обязательств перед приказодателем. Под неделимым аккредитивом понимается аккредитив, исполнение по которому производится однократно при предоставлении документов, оговоренных в аккредитиве. 2. Переводные и непереводные. Под переводным аккредитивом понимается аккредитив, бенефициар которого имеет право дать указание авизующему банку перевести аккредитив полностью или частично на иное лицо с сохранением условий данного аккредитива. Аккредитив может быть переведен только один раз, если в аккредитиве не оговорено иное. Под непереводным аккредитивом понимается аккредитив, исполнение по которому осуществляется лишь указанному бенефициару. Аккредитив считается переводным только в том случае, если об этом есть прямое указание банка-эмитента в условиях аккредитива. 3. Возобновляемые (револьверные) и невозобновляемые. Под револьверным аккредитивом понимается аккредитив, который по мере его использования пополняется, т.е. приказодатель принимает на себя обязательство восстановить денежную сумму по аккредитиву до первоначального размера в течение определенного периода после осуществления выплат. Револьверный аккредитив подлежит возобновлению в течение определенного сторонами периода и/или определенного количества раз. Невозобновляемый аккредитив — это аккредитив, который прекращается с его исполнением. Расчеты чеками. При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю). Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-корреспондентом. Чек удобен для расчетов в случаях: • когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик — передавать товар до получения гарантии платежа; • когда продавец заранее не известен. Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации. Чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Зачет взаимных требований. В сложной системе хозяйственных связей существует возможность появления встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Эта ситуация служит основой применения такой специфической формы безналичных расчетов как зачет взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество данной формы безналичных расчетов состоит в относительной простоте и экономичности. К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: платежные требования-поручения, платежные поручения, расчетные чеки и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета. 5.7. Сущность и механизм банковского (депозитного) Мультипликатора Возможности ЦБ в создании денег не ограничены, т.к., приобретая активы у хозяйствующих субъектов или предоставляя кредиты коммерческим банкам, он расплачивается своими обязательствами, что может привести к значительному увеличению количества денег в обороте. Поэтому он должен пользоваться такой возможностью крайне осторожно, поскольку его основной задачей является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности, поддерживая равновесие на денежно-кредитном рынке и сохраняя стабильность цен в экономике. Кроме ЦБ существует еще один источник эмиссии денег. Это двухуровневая банковская система в целом, представляющая собой единство активно взаимодействующих между собой Центрального и коммерческих банков. При всей внешней парадоксальности заявления о возможности эмиссии денег банковской системой такая эмиссия является важнейшим и неотъемлемым свойством, присущим двухуровневой банковской системе. В основе механизма расширяющейся эмиссии денег лежит эффект кредитно-депозитной мультипликации. Как же действует механизм банковского мультипликатора? Этот механизм может существовать только в условиях двухуровневых (и более) банковских систем, причем первый уровень — центральный банк управляет этим механизмом, второй уровень — коммерческий банк заставляет его действовать, причем действовать автоматически, независимо от желания специалистов отдельных банков. Механизм банковского мультипликатора непосредственно связан со свободным резервом. Рассмотрим простой пример (рис. 5.6).
Рис 5.6. Мультиплексное (многократное) расширение кредитно-денежной Базы банковской системы
Допустим, для развития своего бизнеса некий хозяйствующий субъект – клиент А коммерческого банка (банк 1) продал при посредничестве этого банка полученную экспортную выручку Центральному банку на сумму 1000 денежных единиц (д.е.). Центральный банк зачислил указанную сумму в виде бессрочного депозита на корреспондентский счет банка 1. Одновременно банк 1 зачислил эту сумму на депозит своего клиента. По банковским правилам часть вновь открытого депозита на сумму 1000 д.е. должна быть размещена на специальном резервном счёте (депозите) банка 1 в Центральном банке в виде обязательного резерва. Дело в том, что все коммерческие банки, принимающие депозиты от хозяйствующих субъектов и населения, должны формировать и размещать на своих счетах в Центральном банке установленные законом денежные суммы — обязательные резервы. Их размер равен определенному проценту от суммы обязательств коммерческих банков, называемому нормой обязательных резервов. В нашем случае обязательством банка 1 служит новый депозит в размере 1000 д.е. Если же принять за норму обязательных резервов (обозначим R) 20%, то величина обязательного резерва составит 200 д.е. Таким образом, у коммерческого банка на счете в Центральном банке останется 800 д.е., которые могут быть использованы в дальнейшей деятельности. Эти средства в сумме, равной разнице между полученным резервом (депозитом) и обязательным резервом (1000 д.е. — 200 д.е.), представляют собой избыточные резервы коммерческого банка. Для банка средства, размещенные на депозите Центрального банка, играют роль активов, так как они являются требованиями коммерческого банка, предъявляемыми к имуществу (деньгам жирооборота) Центрального банка. Естественно, что эти активы, равно как и любые другие активы банка, должны «работать», т.е. приносить прибыль. Поэтому банк 1 будет стремиться использовать резервы для кредитования своих клиентов. Например, клиенту Б понадобились деньги для приобретения оборудования. Предоставив ликвидное обеспечение банку 1 и заключив кредитный договор, он получит на вновь открытый депозит в этом банке сумму кредита в
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.202 (0.017 с.) |