Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционная модель организации центрального банка

Поиск

Наиболее часто встречается традиционная модель организационного строе­ния центральных банков, примером которых являются центральные банки стран Латинской Америки, Южной и Юго-Восточной Азии, многих стран Африки, стран Восточной и Центральной Европы (включая Россию). В качестве показательного примера традиционной модели организации цен­трального банка можно привести Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который был создан в 13 июля 1990 года. После упразднения в ноябре 1991 года Госбанка СССР он стал единственным в стране центральным банком.

Организационную структуру Банка России составляет центральный аппа­рат, 59 главных управлений, 19 национальных банков, 5 отделений Московского ГТУ, 1165 расчетно-кассовых центров, Центральное хранилище и сеть межрегио­нальных хранилищ.

Функциональная структура Банка России представлена коллегиальным органом — Национальным банковским советом (НБС), возглавляемым предсе­дателем Банка России. В НБС входят 12 человек, которые, за исключением пред­седателя, не являются его служащими. Решения НБС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов при кворуме в 7 человек. В его компетен­цию входит рассмотрение наиболее важных вопросов, таких, как совершенствова­ние банковской системы, утверждение проекта основных направлений денежно- кредитной политики, годового отчета Банка России.

Органом управления Банка России является Совет директоров, который возглавляет председатель Банка России. В Совет входят 12 членов. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года по представлению председателя и согласованию с Президентом Российской Федерации. Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торгов­ли Российской Федерации или один из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса.

На Совет директоров возложены такие важнейшие функции, как разработ­ка проекта основных направлений денежно-кредитной политики и его пред­ставление на рассмотрение в НБС, утверждение годовой финансовой отчетности Банка Росси.

АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

По принципам организации и управления вторая модель, американская, существенно отличается от первой и третьей. Наиболее известным и харак­терным ее примером служит Федеральная резервная система США, хотя она активно используется также Федеральной резервной системой Индии. Федеральная резервная система в США была создана в 1913 году и затем дважды реформировалась (в 30 и 80-е годы). В организационном и функциональ­ном плане она сочетает в себе элементы централизма и определенной самостоя­тельности на местах (в федеральных округах) при заметном преобладании первого.

В структуре ФРС США выделяются пять звеньев: Совет управляющих ФРС; Федеральный комитет по операциям на открытом рынке; Федеральный кон­сультативный совет; федеральные резервные банки (ФРБ); коммерческие банки.

Во главе ФРС стоит Совет управляющих, в который входят 7 членов. Они назначаются президентом страны и утверждаются Сенатом на период 14 лет. Столь длительный срок установлен в целях обеспечения преемственности, стабильности и независимости Совета. Аналогичным образом назначаются председатель и вице- председатель Совета, но на менее длительный период — на 4 года. Совет управ­ляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации президента. Под­отчетность заключается в том, что на регулярной основе законодателям представ­ляются доклады о состоянии экономики, целевых ориентирах денежно-кредитной политики, ежегодно — об операциях ФРС.

Совет управляющих был учрежден как государственная структура с полно­мочиями контроля над деятельностью резервных банков и принятия решений по основным направлениям денежно-кредитной политики ФРС. Эта функция является главной. Кроме того, Совет уполномочен устанавливать минимальные резервные требования на депозиты всех кредитных институтов страны, регулиро­вать учетную ставку, верхние пределы процентных ставок по срочным и сберега­тельным депозитам и т.п. Помимо этого, на Совет управляющих возложены надзорные контрольные функции над деятельностью всех банков (включая резерв­ные), обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы, осуще­ствление контроля за выполнением федеральных законов, регламентирующих порядок предоставления потребительского кредита.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (Комитет) был создан в 1933 году. В его состав входят 12 человек, 7 из которых являются членами Совета управляющих, 5 — президентами различных ФРБ. Комитет самостоятельно определяет свою организационную структуру. Согласно сложившейся практике его председателем является председатель Совета управляющих, а вице-председа­телем — президент ФРБ Нью-Йорка.

Комитет заседает 8—9 раз в году для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежно-кредитной политики. На него возложена ответственность за операции, осуществляемые ФРБ с ценными бумага­ми федерального правительства США. Комитет также выдает разрешения на осу­ществление операций с указанными ценными бумагами на международных финан­совых рынках.

Федеральный консультативный совет (Совет) состоит из 12 человек, кото­рые назначаются федеральными резервными банками сроком на один год и, как правило, переизбираются на очередной срок. Совет обладает только консульта­тивными функциями. Он разрабатывает рекомендации по вопросам деятельности ФРС, в частности, в области денежно-кредитной политики, банкнотной эмиссии и операций с золотом.

В соответствии с Законом о создании ФРС территория США подразделена на 12 федеральных резервных округов, границы которых ие совпадают с границами штатов. В каждом из них функционирует федеральный резервный банк. Входящие в ФРС 12 ФРБ имеют 25 филиалов, расположенных в крупнейших городах страны.

ФРБ юридически не являются государственными институтами, хотя тесно связаны с правительством, Министерством финансов, системой государственных учреждений. Их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков, являющихся членами ФРС.

Каждый федеральный резервный банк имеет собственный Совет, состоящий из 9 директоров, которые не являются служащими данного байка. 6 членов Сове­та избираются банками, а 3 назначаются Советом управляющих ФРС. По закону 3 директора класса А, представляющих банки,— члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих небанковский сектор, избираются в каждом федеральном округе банками — членами ФРС. Совет управляющих ФРС назначает 3 директо­ров класса С, которые представляют небанковский сектор.

ФРБ, выполняя функции центрального банка в рамках отдельного резерв­ного округа, занимаются следующей деятельностью:

■ осуществляют эмиссию банкнот, а также изъятие из обращения изношен­ных денежных знаков;

■ проводят чековые и клиринговые операции внутри ФРС, обеспечивают оперативные бесперебойные расчеты как внутри федерального округа, так и между округами;

■ выявляют банки, нуждающиеся в учетных кредитах;

■ предоставляют учетные кредиты в рамках резервных округов;

■ анализируют возможности слияния кредитных институтов;

■ проводят инспекционные проверки банков;

■ собирают информацию относительно условий хозяйственной деятель­ности в рамках округов, готовят для Совета директоров материалы, касающиеся экономической ситуации;

■ участвуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики, в том числе готовят предложения по уровню учетной ставки;

■ осуществляют контроль над выполнением решений ФРС.

При ФРБ созданы консультационные комитеты, важнейшими из которых являются комитеты, консультирующие руководство по вопросам развития сель­ского хозяйства и малого бизнеса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.211 (0.007 с.)