Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рос система норм-го регулирования бу, национальные стандарты его организации

Поиск

В России продолжается работа по сов-ию нормативной базы бу и отч. во исполнение Программы реф-ния бу в соответствии с МСФО, утвер-ой Пост-ем Прав-ва РФ от 06.03.98 г. № 283. Цель преобразований системы отеч-го бу - привести ее в соответствие с треб-ми рын экономики, а инф-ции, содер-ся в бух отч., - с треб-ми, уст-ми МСФО. Система норм-го рег. бу состоит из док-в 4 уровней. 1 ур. системы сост-ют законодате акты, такие как ФЗ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бу " (с изм и доп), кот-й устанавливает единые правовые и методолог основы орг-ии и ведения БУ в РФ, НК РФ и т.д.), указы Президента и постановления Прав-ва РФ, регулирующие прямо или косвенно порядок бу в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бу и бух отч. в РФ, утверж Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. 2 ур. - рос ст-ты - ПБУ, устан-т принципы, базовые правила ведения бу по сферам деят-ти орг-ции и видам активов, а также сост-я и предст-я бух отч.. ПБУ-нац стандарты, в них раскрываются нормы учета, закрепленные в законе "О бу " и ряде др законов. ПБУ устан-ют основные правила по организации и ведению бу базовых категорий имущества и обяз-в, а также порядок сост-я и предст-я бух отч.. Нац стандарты, в отличие от межд-ых, носят не реком-й, а обязат-й хар-р. В н.в. действует 21 ПБУ:«УП орг» (1/2008)- устан-ет основы форм-я и раскрытия УП орг-ии; «Учет дог-в строит-го подряда»(2/2008)– распростр. на дог. строит. подр.; на дог. оказ. услуг в области арх.ы, и иных услуг, неразрывно связ. со строящ. объектом; при усл., что дог. соотв. одному из 2х усл: - длит-ть вып-я раб. по дог. составл. более 1 отч пер. (долгоср. хар.) - или сроки нач. и оконч.работ по дог. приход. на разные отч. пер устан-ет правила отражения в б/у и отч-ти операций застройщиков и подрядчиков, связ-х с выполнением договоров подряда (контрактов) на кап.строит-во; «Уч А и Обяз, ст-ть кот выражена в ин.вал» (3/2006) – уст-ет особенности форм-е в б/у и отч-ти инфр-ии об А и Обяз; «Бух. отч. орг.»(4/99)- уст.состав, содержание и методич-е основы форм-я бух отч. орг.; «Уч МПЗ»(5/01) – уст.правила форм-я в б/у инф.о МПЗ, их оценке; «Учет ОС» (6/01)- уст.правила форм-я в б/у инф. об ОС орг., об их оценке, аморт.; «События после отч.даты» (7/98) – уст.порядок отражения в бух отч. коммерч.орг-й событий после отч.даты; «Услов факты хоз деят.» (8/01) – порядок отраж. усл фактов хоз деят и их последствий в бух отч. коммерч.орг-й, «Доходы орг.» (9/99) и «Расх. орг» (10/99) – правила формир-я в б/у инф. о дох (расх) коммерч.орг-й, их видов, признание дох(расх); «Инф о связанных сторонах» (11/2008) – порядок раскрытия инф-ии о связанных сторонах в бух отч-ти коммерч. орг., за искл. кредитн.; «Инф-я по сегментам» (12/2010) – правила формир-я и предст-я инф. по сегментам в бух отч.; «Уч гос пом.» (13/2000) – правила формир в б/у инф о получении и использ-и гос помощи, предост-ой коммерч. орг-ям, о видах гос помощи; «Уч НМА» 14/2007- устан.правила формир-я в б/у инф-ии о НМА орг-ии, об их оценке, аморт-ии, дел репутации; «Уч расх. по займам и кредитам» 15/2008–устан. особенности формир. в б.у. и бух.отч. инф. о расх., связ. с выполнением обязат-в по полученным зацмам и кред.; «Инф по прекращ-ой деят-ти» 16/02 – порядок раскрытия инф-ии по прекращ деяти в бух отч комм.орг-й; «Уч расходов на НИОКиТР» 17/02 – прав формир в б/у и отч комм орг-й информ о расходах, связ с вып-ем НИ..; «Уч расчетов по нал на приб» 18/02 – прав формир в б/у и порядок раскрытия в бух отч инф по нал на приб, учет ПР, ВР, ПНО, ОНА,ОНО; «Уч фин влож» 19/02 – правила форм в б/у и отч инф о фин влож орг, их Первонач и последующей оценке; «Инф-я о участии в совместной деят-ти» 20/03 –порядок раскрытия инф об участиии в совместной деят в бух отч комм орг-й. 21/2008 «изменения оценочных знач.» правила призн и раскр в бух. отч. юр. л. (за искл. кред. орг. и бюдж. учр.) инф. об изм. оцен. Знач;»исправление ошибок в БУ и БО» 22/2010. 3 ур - метод рек-ции (инструкции, указания и др) по учету имущ., затрат, сост-ю бух отч-ти и т.п., к-е утвер-ся Минфином с учетом отрас-й специфики и видов деят-ти орг-ий. Особое место среди норм- док-в данного уровня отводится Плану счетов бу фин - хоз деят-ти орг-ий и Инструкции по его применению, утвержд. Приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н, где определяется порядок отражения х/о на счетах бу. 4 ур. - это рабочие док-ты орг-ии. В их состав входят положение об УП орг-и (определяет способы и методы бу и оценки активов и пассивов, вкл-ет рабочий план счетов бу, сост-ый на основе типового Плана счетов бу); рабочие док-ты по орг-и учета отдельных видов активов, затрат, СК и обязат-в, иные док-ты, кот-е определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота. При формир-и норм базы бу исходят из осн-х допущений и треб-й, опр-х ФЗ «О бу».Допущения: им-й обос, непрер деят, послед прим УП, времен опр-ти ФХД. Треб-я: полносты, осмот, приорет сод-я перед формой, непротив, рац-ти. Согласно з-ну ведение бфу явл обяз-м для всех орг-й. Ответ-ть за орг-ю бу на п/п, собл-е зак-ва – несет рук-ль. Предметом бу явл ХД п/п. Объектом учета – им орг-и, ист-ки его формир-я, об-ва, хоз опер.

 

4 Модели учета в мировой практике. Особенности построения российского учета и отражение МСФО в национальных стандартах. Дальнейшее развитие рыночных отношений в России и перспектива вступления страны в ВТО требуют оценки пригодности информационной модели б.у. для решения задач рыночной экономики. Встает вопрос о необходимости применения в российском б.у. международных стандартов. Исторически сложились две концепции моделей б.у. 1-я концепция предполагала формирование инф-и о ликвидности п/п, достаточности активов (в реальной рыночной оценке) для погашения обязательств всем кредиторам. 2-я формировала инф-ю для оценки эффективности применения активов п/п, рентабельного использования собственного и заемного капитала. Эти концепции адаптировались к реальным экономическим условиям, присущим разным странам. Первая применялась там, где капитал компании формировался преимущественно за счет займов и банковских кредитов. Вторая - там, где корпоративный капитал формировался на фондовой бирже путем привлечения непосредственных инвесторов. Методология отражения инф-и в этих моделях имела существенные различия. В настоящее время в мире существуют две наиболее распространенные системы международных стандартов - IAS (МСФО) и GAAP, которая исп-ся в основном гос-вами Северной Америки (США). IAS и GAAP явл-ся совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к организации б.у. и бух. отч.. Их различие состоит в том, что стандарты GAAP более детализированы и фактически могут применяться всеми участниками предпр-ой деят-ти без доп-х указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы формирования бух. инф-и и поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, кот-е регулировали бы организацию б.у. на конкретных участках. Последнее обусловлено тем, что система IAS исп-ся значительно большим количеством гос-в и корпораций по сравнению с системой GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных подходов к организации б.у. и бух. отч. в разных странах обусловливают существование различий в конкретных приемах и методах учетной работы. Никаких требований к ведению б.у., на основании данных кот-го готовится фин. отч., МСФО не содержат. Это значит, что в МСФО отсутствуют стандартный план счетов, формы регистров б.у. и типовая корреспонденция. МСФО устанавливают правила подготовки фин. отч. и выдвигают требования к раскрытию инф-и, содержащейся в ней, а вопросы организации и ведения б.у. каждой компанией решаются самостоятельно. Российские стандарты б.у. по сравнению с МСФО ориентированы на правила и способы ведения б.у. Например, в Законе РФ "О б.у." изложены задачи б.у. и основные требования к ведению б.у., а в Принципах освещены цели и качественные характеристики фин. отч., а также даны определения основных элементов отч. Т.о., в РСБУ приоритет отдается "процессу", а в МСФО главное - "результат" (то есть непосредственно отчетность). МСФО исходя из их названия определяют требования к формированию фин. отч. При этом рассматривается формирование отч. не юр.л., а группы организаций (консолидированная фин. отч.). Главный акцент МСФО делают на удовлетворение интересов инвесторов и при этом в большей степени - финансовых аналитиков. Это объясняется ролью составленной по МСФО отч. на рынке капитала, для кот-го важны будущие, предполагаемые оценки деят-ти компании. Гипертрофированное значение придается принципу преобладания сущности над формой, когда в отч. разрешается не придерживаться норм делового оборота, зафиксированных в зак-ве. Национальные правила б.у. нацелены на соблюдение национального зак-ва (гражданского, финансового, налогового, процессуального и др.), базирующее на оценке по исторической стоимости. В то же время многие подходы МСФО к формированию фин. отч. уже нашли отражение в утвержденных российских Положениях (стандартах) по б.у. Поэтому Минфин России не против внедрения МСФО, а за рациональное их использование

УП организации

Под УП организации, ПБУ 1/2008 «УП организации», утв. приказом Минфина РФ от РФ от 06.10.2008 № 106н понимается принятая ею совокупность способов ведения б.у.-первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фхд. Сущность УП – выбор вариантов организации и методики ведения учета. К способам ведения б/у относятся способы груп­пировки и оценки фхд, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов б.у., систем регистров б.у., обработки инф-и и иные соответствую­щие способы и приемы. При формировании УП предполагается, что (допущения): активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности); организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деят-ти (допущение непрерывности); принятая организацией УП применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения УП);фхд организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фхд).УП должна обеспечить основные правила ведения б.у. (требования): полноту и своевременность; осмотрительность; преобладание экономического содержания операций и условий хозяйствования над их правовой формой; непротиворечивость (соответствие м/у оборотами и сальдо на счетах аналитического и синтетического учета); рациональное и экономное ведение б/у. К основным элементам УП можно отнести методи­ческие, технические и организационные. К методическим элементам относятся: способы амортизации ОС, НМА, спецодежды и специнвентаря; оценка производственных запасов (по фактической с/с); оценка ГП (по факт. с/с, по нормативной с/с, по плановой и производственной с/с, по прямым статьям затрат); оценка незавершенного производства (по факт. произ­в-ой с/с, по нормативной (плановой) с/с, по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов, по факт. произв-м затратам); списание расходов будущих периодов в течение периода, к которому они относятся (равномерно, пропорционально объему производства); создание резервов предстоящих расходов и платежей; группировка и списание затрат на производство (по статьям калькуляции, по видам продукции, база распределения накладных (косвенных) расходов); признание прибыли от реализации; создание резервов по сомнительным долгам, создание фондов спец-го назначения. К техническим аспектам учета относятся: план счетов; форма б.у.; учет ремонта ОС (с созданием ремонтного фонда или без); аналитический учет движения ТМЦ (с применением оператив­но-бухгалтерского метода, карточно-документационного метода); списание материалов (по с/с единицы запасов, по средней с/с, ФИФО); учет выпуска готовой продукции (с использованием счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» или без него); учет затрат на производство (по полной и неполной себ-ти) и калькулирование с/с (нормативный, позаказный, попередельный, поиздельный); распределение косвенных расходов; сводный учет затрат на производство (по изделиям, по группам изделий, по заказам, попроцессный); порядок проведения инвентаризации. К организационным аспектам УП относятся: организационная форма бух. службы; выделение подразделений на отдельный баланс; внутрипр-ый контроль. УП организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение б.у. организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются: рабочий план счетов б.у.,;формы первичных учетных документов, регистров б.у., документов для внутренней бух. отч.; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;способы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной инф-и; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации б.у. При формировании УП организации по конкретному вопросу организации и ведения б.у. осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по б.у. Если в нормативных актах нет конкретного способа веден-я бу, то разр-ся свой в соотвествии с Рос закон-в и м/ународными стандартами. Принятая УП утвержда­ется приказом или распоряжением руководителя п/п и приме­няется с 1 января года, следующего за годом, в кот-м она была утвер­ждена. Создается на один год, отдельно для целей б/у и н/у разными приказами. Изменения в УП могут производится в следующих случаях: изменения законно-ва РФ или нормативных актов по бу; разработки новых способов ведения бу, применение которых предполагает более достоверное представление фхд в учете и отч. орг-ии или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности инф-ии; существенного изменения условий деят-ти, кот-е м.б. связано с реорган-ей, сменой собственников, изменением видов деят-ти и т.п.

Учет кассовых операций

Работа организаций с наличными деньгами регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденным Советом директоров Банка России, Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением Совета директоров Банка России. Порядок ведения кассовых операций, предусматривает: наличие кассы и ведение кассовой книги; хранение свободных денежных средств в учреждениях банков; расходование наличных денег, полученных из банков, на цели, указанные в чеке; хранение наличных денег в кассах организаций в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций. Исключение составляют денежные средства, взятые в банке на оплату труда работников, выплату пособий по соц. страхованию и стипендий. Денежные средства, предназначенные на эти цели, могут храниться в кассе организации в течение 3 рабочих дней, включая день получения их в банке.

Кас опер- это расчеты наличными ср-ми, эти расчеты учит-ся на сч 50 «Касса» (акт, По Д – поступление ден ср-в в кассу, К – выдача). При необходимости на счете 50 организация может открыть специальные субсчета для учета: наличных денежных средств в кассе организации– 50/1; наличных денежных средств в операционных кассах – 50/2; денежных документов – 50/3. Примеры учета кассовых операций: Д50 К62 - отражена выручка за продажи товаров, продукции (работ, услуг); Д50 К62 - получен аванс согласно договору; Д50 К51 - поступили наличные деньги в кассу из банка; Д50 К91 - отражены излишки денежных средств, выявленных при инвентаризации кассы; 50/71 – возврат неиспол подотч суммы, 50/75-1 – взнос учредителя наличными а УК. Д70 К50 - выплачены оплата труда работникам и суммы, приравненные к ней; Д71 К50 - выданы авансы работникам на командировочные и хозяйственные расходы, 73-1/50 – выдан займ работнику предп-я, 60/50-расч с поставщ, 94/50 – недостача в кассе.

Кассовые операции оформляются с использованием следующих унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ № 88 и согласованных с Минфином РФ: приходный кассовый ордер (КО-1); расходный кассовый ордер (КО-2); журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (КО-3); кассовая книга (КО-4); книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (КО-5). Правила ведения кас опер: 1. Прием нал ден ср-в осущ-ся по ПКО, подписанному гл бух с выдачей квитанции лицу с наличными ден ср-ми. 2. Выдача ден ср-в из кассы оформ-ся РКО или по ведомости. (если выдача осущ-ся по вед-ти, то на всю сумму выданных ср-в д.б.оформлен РКО, № кот-го д.б. в вед-ти. Ден ср-ва, своевременно неполуч.из кассы (з/п, премии) депонируются в вед-тях 70/76-4, делается об этом пометка «Депонировано», а ранее депонир.сумму выдаются 76-4/50 из кассы наличными.

Осн требования к оформлению приходных и расх первич док-в:) Нумерация этих док-в д.б.сквозная, раздельная с нвч до конца года;) исправления не разрешаются;) заполнение лиц, сдающих или получающих ден ср-ва не разрешается;) эти док-ты д.регистрироваться в журнале выдачи в обязат.порядке;) при осуществлении предприятием расчета наличными или с использованием платежных карт за проданную прод, р, у, предприятие обязано использовать контрольно-кассовую технику;) расч с ю.л в налич ф.не д.превышать предела, установленного ЦБ РФ (100т.р.); Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У"О ПРЕДЕЛЬНОМ РАЗМЕРЕ РАСЧЕТОВ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ И РАСХОДОВАНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ, ПОСТУПИВШИХ В КАССУ ЮР.Л. ИЛИ КАССУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007 N 9757)) хранить ден.ср в кассе м.в пределах установл.лимитам;) все поступления и выдачи наличных денег учитывают в кассовой книге – это регистр ан.уч кас опер-й. Книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые остаются в кассовой книге При наличии ин.вал кас книга м.вестись 3-мя способами: - кас опер в руб и в вал в единой кас книге, - в единой кас книге выделяются отдельные листы для уч опер в ин.вал, - ведутся одельные кас книга для кас опер в руб и для ин вал;) пред-е обязано проводить инвентаризацию кассы, с целью проверки соответствия фактического наличия с данными учкта.

Кассир при поступлении на работу должен ознакомиться с правилами ведения кассовых операций и заключить с администрацией организации договор о полной индивидуальной материальной ответственности за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный организации в результате как умышленных действий, так и небрежного либо недобросовестного отношения к своим обязанностям, в соответствии с Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию. Руководители обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в ее помещении, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций закрыты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.173 (0.014 с.)