Финансовый механизм организаций (предприятий) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый механизм организаций (предприятий)



Финансовый механизм предприятия представляет собой с одной стороны систему денежных отношений хозоргана, а с другой — систему образования и использования его фондов денежных средств. Через финансовый механизм функционируют финансы предприятия. Он обеспечивает взаимодействие указанных систем их воздействие на конечные результаты производства.
Если финансы предприятий являются объективной экономической категорией, характеризующей денежные отношения на уровне микроэкономики, то финансовый механизм субъективен. Он разрабатывается в пределах норм законодательства государства.
Структурно финансовый механизм предприятия состоит из следующих трех частей:
1. Механизм финансовых отношений предприятия, включающий взаимоотношения предприятия с:
— поставщиками и потребителями;
— внутрипроизводственными структурными подразделениями, в том числе с работниками;
— бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;
— банками и небанковскими учреждениями;
— денежным и фондовым рынками;
— инвесторами;
— страховыми компаниями;
— государственными органами управления.
2. Механизм образования и привлечения денежных ресурсов, предполагающий поступления от:
— реализации продукции, работ, услуг;
— внереализационных операций;
— улучшения использования оборотных и необоротных активов;
— привлечения банковских кредитов, инвестиций и других заёмных источников;
— эмиссии ценных бумаг;
— совместного производства;
— дотаций и субсидий;
3. Механизм использования финансовых ресурсов, направляющий полученные доходы и поступления на:
— образование резервного и амортизационного фондов, пополнение фонда развития;
— финансирование воспроизводства основных-фондов и дефицита оборотных средств;
— выполнение неотложных финансовых обязательств, в т. ч. перед бюджетом, фондами, поставщиками, работниками;
— погашение задолженностей, штрафов, пеней и т. п;
— кратко- и долгосрочные вложения;
— оплату труда и материальное стимулирование производства;
— социальное развитие.
Оптимальное взаимодействие вышеуказанных финансовых отношений и механизмов достигается через такие категории, как выручка от реализации продукции, прибыль, издержки, оборотные средства, безналичные расчёты, кредит, налоги, различного рода стимулы, льготы, нормативы отчислений, санкции.
Финансовый механизм должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами предприятий своих функций и их взаимосвязи.

8. Прибыль предприятия. Виды, анализ, планирование

Прибыль (Income) это разница между выручкой и всеми затратами на производственную и финансовую деятельность предприятия. Прибыль предприятия характеризует превышение (если наоборот, то убыток) выручки над расходами, является главным показателем эффективности деятельности и отражает цель предпринимательства.


В зависимости способа вычисления и направлений распределения различают такие основные виды прибыли предприятия: валовую (балансовую) прибыль, операционную прибыль, прибыль от обычной деятельности и прибыль после налогообложения (чистую прибыль).

Валовая (балансовая) прибыль (Gross Profit) - разность между чистым доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Себестоимость реализованной продукции, кроме производственных затрат, также включает в себя величину сопутствующих платежей: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств; плата за землю; акцизный сбор и т.д. Соответственно валовая прибыль уменьшается на эти сборы и платежи.

Операционная прибыль (Operating Profit)
- это балансовая прибыль, откорректированная на разность других операционных доходов и операционных расходов.

Другие операционные доходы включают в себя доход от операционной деятельности предприятия, кроме дохода (выручки) от реализации продукции (который уже заложен в валовой прибыли):

· доход от аренды имущества;

· доход от операционной разницы курса;

· доходы от реализации оборотных активов (кроме финансовых инвестиций);

· возмещение ранее списанных активов и тому подобное.

Операционные расходы включают в себя расходы на ведение операционной деятельности предприятия, а именно:

· административные расходы (общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия);

· расходы на сбыт (расходы на хранение, сбыт продукции, на рекламу, доставку продукции потребителям и т.д.);

· прочие операционные расходы (себестоимость реализованных производственных запасов, безнадежные долги, потери от операционной разницы курса, потери от обесценивания запасов, наложенные экономические санкции и прочие расходы, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (за исключением расходов, включенных в себестоимость продукции)).

Операционная прибыль является отражением эффективности основной деятельности предприятия и показывает, насколько успешным является производственная деятельности компании без учета влияния других факторов.

Прибыль от обычной деятельности - это операционная прибыль, откорректированная на величину финансовых доходов и финансовых расходов.Прибыль от обычной деятельности является прибылью подлежащей налогообложению (налогооблагаемой прибылью).

Финансовые доходы: доход от инвестиций в другие предприятия; дивиденды; проценты по займам; доход от неоперационной разницы курса и др.

Финансовые расходы: выплата процентов за ссудный капитал; потери от уценки финансовых инвестиций и необоротных активов; другие потери и расходы, не связанные с операционной деятельностью.

Чистая прибыль (Net Income) - это прибыль, которая поступает в распоряжение предприятия после уплаты налога на прибыль. Чистую прибыль предприятие использует по своему усмотрению в двух направлениях:

1. Фонд накопления (реинвестируемая прибыль) используется на развитие производства, создание резервного фонда, инвестирование в другие предприятия.

2. Фонд потребления используется для выплаты владельцам, акционерам, материальные поощрения персоналу по результатам работы, решения социальных проблем, благотворительность.

Прибыль каждого предприятия формируется из таких источников:

· Прибыль от реализации продукции (предоставления услуг) - это прибыль от операционной деятельности предприятия. Данный вид прибыли отображает результат от основной деятельности предприятия на рынке и его профиля. Прибыль от реализации является разностью между выручкой от реализации продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) и полной себестоимостью продукции.

· Прибыль от продажи имущества - это прибыль предприятия от продажи материальных активов (основных фондов, запасов) и нематериальных активов, ценных бумаг и т.д. Прибыль от продажи имущества определяется как разница между ценой продажи и балансовой (остаточной) стоимостью объекта, который продается.

· Прибыль от внереализационных операций - это прибыль от совместной деятельности предприятий, проценты по приобретенным акциям, штрафы, которые выплачиваются другими предприятиями за нарушение договорных обязательств, доходы от владения долговыми обязательствами, роялти и т.д.

Обратите внимание, различные источники предлагают и другие определения балансовой прибыли и единого нормативного акта или мнения на этот счет нет. Так что будьте аккуратны используя этот термин, старайтесь применять другие, более стандартизированные. Вот некоторые дополнительные определения:

Балансовая прибыль - это прибыль от производственной деятельности и внереализационных операций.

Балансовая прибыль - это прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.

Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.

Плановые показатели прибыли и рентабельности разрабатываются хозяйствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Процесс планирования прибыли состоит из нескольких этапов анализа прибыли и рентабельности за прошедший исследуемый период, расчета ее прогнозной величины; оценки достоверности произведенных расчетов; разработки плана мероприятий по обеспечению получения запланированного размера прибыли и рентабельности.

В ходе анализа прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают дикам-ику изменения объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы, их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализацнонных доходов, размер налогов и др.). На размер прибыли и рентабельности влияют две группы факторов: внешние и внутренние.

К группе внешних факторов относятся:

-уровень развития экономики страны в целом;

-меры регулирования деятельности предприятий со cтopoны государства;

-природные (климатические) факторы, транспортные и другие условия, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обусловливающие дополнительную прибыль у других;

-изменение не предусмотренных планом предприятия цен на сырье, продукцию, материалы, топливо, энергоносители, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; надбавок; норм амортизационных отчислений; ставок арендной платы; минимальной заработной платы; начислений на нее; ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями;

-нарушения поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами государственной дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Вторая группа объединяет факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности предприятия, с предпринимательской активностью субъекта, а также обусловленные нарушением предприятием государственной дисциплины.

К основным факторам этой группы относятся:

результаты коммерческой деятельности, эффективность заключенных сделок на поставку товаров, объем и структура товарооборота, формы и системы оплаты труда, производительность труда,эффективность основных и оборотных средств, уровень валовых доходов и издержек обращения, размер прочей прибыли и др.

Факторами, связанными с нарушениями хозяйственной дисциплины,являются:

-нарушение налогового законодательства и действующего порядка установления и применения цен и торговых надбавок;

-экономия, полученная в результате недовыполнения необходимых мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, плана текущего ремонта основных фондов, недоиспользование средств по подготовке и повышению квалификации кадров и др.;

-экономия, полученная в результате ухудшения культуры обслуживания, сокращения услуг, оказываемых покупателю, и др.;

-несоблюдение методов списанияябезнадежных долгов, принятой методики оценки товарно-материальных ценностей, начисления износа основных фондов и нематериальных.активов.

Внутрихозяйственный анализ прибыли и рентабельности включает: текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный (прогнозный) анализ.

Текущий анализ проводится по важнейшим отччтным периодам (год, квартал, месяц) хозяйствования на базе официальной отчетности и системного бухгалтерского учета. Его главной задачей является объективная оценка результатов деятельности предприятия (подразделения), выявление неиспользованных резервов, недочетов в работе и виновных в них, мобилизация их для повышения экономической эффективности торгово-производственной деятельности.

Этот вид анализа имеет недостатки. Выявленные резервы, как правило, означают потерянный доход, поскольку они относятся к прошлому периоду и их можно будет учесть только в будущей работе. Запоздалость получения соответствующей информации (в середине следующего месяца, квартала, к концу января, а то и к середине апреля при анализе годовых данных) не позволяет оперативно восполнить выявленные недостатки.

Нивелировать выявленные недостатки текущего анализа позволяет оперативный повседневный анализ, как это принято за рубежом. Он основывается на данных первичного учета и непосредственного наблюдения за работой каждой структуры и каждого работника в отдельности, на беседах с поставщиками, покупателями, работниками данного предприятия.

Вместе с тем и этот анализ имеет элементы несовершенства: неточность, приближенность в расчетах.

Широкое применение ПЭВМ (желательно на каждом рабочем месте) позволит значительно повысить достоверность аналитических оценок.

Особенность и специфика перспективного аналича (начального этапа планирования) заключаются в рассмотрении явлений и процессов хозяйственной деятельности с позиций будущей перепективы (месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет и более).

Последовательность прогнозного анализа в общем виде заключается в следующем:

-определяется круг показателей, характеризующих перспективу развития предприятия, по основным направлениям его хозяйственной деятельности;

-строится график исходного динамического ряда взаимосвязей показателей и путем сравнения его с графиком известныы функг отбирают наиболее подходящие;

-вводятся в систему дополнительные ограничения, рассчитываются теоретические уровни ряда и показатели соответствия полученной формулы принятым ограниченияя (чаще всего в этих целях используется метод наименьших квадратов).

Оценка прибыльности коммерческого предприятия проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности) -

В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохая работа.

Анализ прибыли производится в несколько этапов.

На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:

а) изменение объема товарооборота в текущих ценах,рассчитывается по формуле

АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100,

где АПаq - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота; Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.; Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;

б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота)

АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100,

где CQ - сопоставимый товарооборот;

в) для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать следующую формулу:

Agaйci = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100

где ФТ - физическая масса товаров; Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.

Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах;

г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяятся следующим образом:

AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф,

где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %', УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде; %, Qф - объем фактического товарооборота;

д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения:

AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100,

где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %; УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %',Оф - фактический объем товарооборота;

е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом пряяого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет.размером влияния данного фактора на результат;

ж) изменение эффективности использования ресурсов и капитала предприятия измеряятся с помощью следующей формулы:

П = (Р x Ррп)/100,

где Р -.размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке; Pрп - рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %.

(Совокупное влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом:

AПар = ((Рп - Рб) x Ррб)/ 100;

Aпаррп =(Рп x (Ррп - Ррб))/ 100,

На втором этапе анализа по рекомендациям отдельных экономистов предлагается также рассчитать удельный вес валовых доходов в товарообороте, удельный вес в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции прибыли, а затем на основании этих показателей построить график их взаимосвязи и определить достаточность доходов и прибыли для решения основных задач.

На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе.

Влияние факторов на размер отклонения фактической прибыли от плановой определяется по аналогии с вышеизложенной методикой.

На прибыль и рентабельность большое влияние оказывают ценовые факторы. С ростом цен на товары увеличивается сумма валового дохода и, наоборот, снижение цен приводит к ее уменьшению (прямая зависимость). Изменение тарифов на услуги других отраслей изменяет сумму издержек обращения. С их увеличением растут издержки, а тем самым уменьшается прибыль (обратная зависимость).

Для расчета влияния ценовых факторов необходимо пересчитывать сумму валового дохода и издержек обращения в сопоставимые цены. Наряду с этими факторами (изменение цен и тарифов) в процессе анализа устанавливается влияние на прибыль изменения обьема реализации товаров в сопоставимых ценах и структуры товарооборота.

Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста- Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения.

Для углубления анализа необходимо более детально изучить все вышеназванные резервы роста прибыли на предмет реальной возможности их реализации с целью получения более высокой прибыли и рентабельности. В этой связи рекомендуется использовать материалы оперативного анализа. И после этого приступают к прогнозному анализу.

Глубокий анализ прибыли и рентабельности представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу.

Хотя в условиях нестабильной экономической ситуации и постоянного роста цен многие отказываются от планирования по причине сложности прогнозирования даже однозначных количественных показателей, тем не менее без таких расчетов управляемость предприятия значительно снижается. Как показывает зарубежный опыт, именно детальное планирование позволило фирмам выжить, развиваться и побеждать в конкурентной борьбе.

При отсутствии прогнозных расчетов по важнейшим показателям предприятие не в состоянии оперативно контролировать свои доходы и расходы к принимать соответствующие управленческие решения.

Разработка прогнозных расчетов прибыли обусловлена необходимостью ежеквартального представления справки о взаимоотношениях с бюджетом по налогам на прибыль (доходы) налоговой инспекции своего района. В этой справке показывается прибыль, принятая в плане предприятия, в том числе доходы от других мероприятий и видов деятельности, налог на недвижимость, льготируемая и налогооблагаемая прибыль, ставка налога и сумма прибыли, которая должна быть перечислена в бюджет. Чтобы составить такую справку, кроме прибыли необходимо рассчитать и все другие промежуточные показатели: валовой доход, издержки обращения, товарооборот.

С целью повышения достоверности прогнозных расчетов прибыли рекомендуется разрабатывать прогноз не на год, а на квартал (а для внутренних целей - на месяц), т. е. идти от частного к общему.

При прогнозировании величины прибыли необходимо правильно разрешить противоречие, между желанием запланировать максимальную прибыль (минимальную - при сокрытии ее) и реальными возможностями ее получения исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений.

В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы следующие методы:

-метод определения прибыли на вложенный капитал;

-технико-экономических расчетов (нормативный);

-расчетно-аналитический;

-прямого счета;

-экономико-статистический (метод скользящей средней, уравнение простой регрессии, метод удвоенной средней, метод экстремумов, производственная функция, лагорифмический);

-экономико-математический (множественная корреляционно-регрессионная модель);

-метод оптимизационных моделей;

-метод, основанный на использовании в расчетах маржинального дохода.

В основе любого из вышеуказанных методов планирования прибыли лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками обращения. Расчет нормы прибыли, на вложенный капитал основан взаимосвязях между оборотом производственного капитала и рентабельностью продаж.

Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая функция зависит от выбранной предприятием стратегии.

По мере развития рыночных отношений основным методом прогнозирования становится метод обеспечения соответствующей прибыли на вложенный капитал. При прогнозировании с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения (если это предусмотрено принятой стратегией). Средствами для увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации товаров за счет ввода в действие дополнительных торговых площадей, изыскания дополнительных источников товарных ресурсов, ускорения товарооборачиваемости, оказания дополнительных услуг, разумной тактики в области ценообразования и управления финансовыми ресурсами, сокращение издержек обращения.

Исходными данными для прогнозирования прибыли по этому методу служат: информация о сумме вложенного капитала (по данным последнего отчетного баланса); прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный капитал, штатное расписание по предприятию, прогнозируемые величины фонда оплаты труда, всех издержек и материальных затрат, действующие ставки на-логов и др.

При определении минимального или необходимого размера прибыли как целевой функции предприятие исходит из прогнозной величины его капитала: прогнозов процентной ставки банков и нормы прибыли на капитал (средняя рентабельность капитала).

Прогнозируемая величина капитала зависит от его состава и факторов (источников), которые содействуют его росту (уменьшению). Таковыми могут быть кредиты банков, выпуск облигаций и их стоимость, продажа акций и их цена, уровень инфляции.

Расчет минимальной прибыли производится по формуле:

Пmin = (К x МРР)/( 100 - Ск )

Размер необходимой прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий по его производственному и социальному развитию, выполнению обязательств перед государством и создании соответствующих фондов (риска, резервного, фонда для выплаты дивидендов и др.).

Потребности предприятия в ресурсах для финансирования мероприятий, связанных с производственным и социальным развитием предприятия, определяются следующим образом.

Вначале определяется удельный вес всех налогов и обязательных платежей из прибыли в ее общей величине, что сложилась в отчетном периоде. В тех случаях, когда в плановом периоде изменится порядок налогообложения, сумму налогов необходимо уточнить с учетом этих изменений. Затем рассчитывается сумма необходимой прибыли (Пн) для обеспечения потребности предприятия в финансовых ресурсах и создания соответствующих фондов:

Пн = Чпн x 100, или Пнорм = (К x НПК)/(100 - Сп 100 - Сп),

где ЧП - потребность в чистой прибыли, р.; Сп - средний уровень налогов и обязательных платежей в процентах к балансовой прибыли; К - капитал предприятия, р.; НПК - норма прибыли на капитал, %.

За рубежом на практике часто прибыли определяют не по отношению к активам (капиталу), а к затратам. Во многих случаях легче установить прибыль как определенный процент к издержкам обращения (себестоимости) и в результате цена обеспечит необходимую отдачу на задействованные активы. Такая практика применяется, когда издержки обращения по реализации разных товаров примерно одинаковые в расчете на единицу реализации (кг, т, м, р, 1000 р.) или объем активов, задействованных в процессе купли-продажи, изменяется пропорционально издержкам. Чаще всего применяется рентабельность к себестоимости (в плановых расчетах) на уровне 10-15 %.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.079 с.)