Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовая система и финансовая политикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика. По содержанию финансовая политика предполагает:
Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:
Финансовая политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:
К основным задачам финансовой политики можно отнести:
Далее дадим краткую характеристику перечисленных ранее основных компонентов финансовой политики. Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков – физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и государство не должно угнетать источники и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы. Основные задачи современной налоговой политики РФ:
Бюджетная политика РФ сводится к:
В условиях современного бюджетного кризиса к первоочередным задачам бюджетной политики следует отнести:
В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. ЦБ РФ ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – окончательный вариант основных направлений. Основные направления включают:
Государственное регулирование при помощи денежно-кредитных инструментов – это количественное изменение, во-первых, предложения свободных денег, во-вторых, «цены кредита» – процента. Процент определяет спрос на заемный капитал и масштабы притока вкладов и депозитов, т.е. формирование кредитных ресурсов. Государственная экономическая политика, ориентированная на использование денежно-кредитных механизмов, называется монетаристской. Ее предпосылками служат развитая рыночная экономика, эффективные институциональная и юридическая инфраструктуры, укоренившаяся предпринимательская психология. Имеются в виду массовое, логичное с экономической и юридической точек зрения поведение хозяйствующих субъектов, высокая степень их зависимости от кредита, низкие и прогнозируемые показатели инфляции, сбалансированный бюджет, упорядоченный государственный долг. Денежно-кредитная политика имеет значительный временной лаг – время от принятия решения до его результата. Влияние ее на размер валового внутреннего продукта в значительной степени связано (через колебания ставки процента) с изменением инвестиционной активности в экономике, что само по себе является довольно длительным процессом. Запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Например, антициклическое расширение денежной массы (и вызванное этим снижение процентной ставки) для предотвращения спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы. Субъектом денежно-кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения властей. Правительство не вправе требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег. В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно-кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. В частности, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничения динамики кредитования. Денежно-кредитная политика имеет несколько элементов:
В рамках проведения эмиссионной политики обеспечивается оптимизация необходимой массы денег в обороте. Разумная эмиссионная политика направлена также на некоторое увеличение доходов бюджета – так называемых эмиссионных доходов. Второе направление требует особой осмотрительности, поскольку при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета. Если государство не в состоянии регулировать размер денежной массы, это подрывает экономическую безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальное богатство может быть обесценено либо в значительной степени утеряно. Эмиссия денег имеет три функции:
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ:
ЦБ РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Он использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. При проведении учетной (дисконтной) и ломбардной (залоговой) политики ЦБ РФ выступает в роли кредитора по отношению к коммерческим банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков (дисконтная политика) или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Такие кредиты называются редисконтными, или ломбардными. Ставку по таким кредитам называют официальной учетной (дисконтной или ломбардной) ставкой. По закону ЦБ РФ вправе манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления «цены кредита» выступает как метод влияния на кредитную систему, как рычаг, регулирующий спрос и предложение на рынке капиталов. Так, повышение учетной ставки (ее часто называют ставкой рефинансирования) вызывает сокращение объема заимствований у ЦБ РФ и удорожание коммерческого кредитования. Предложение денег снижается. Понижение учетной ставки действует в обратном направлении. Результативность рассматриваемого метода зависит от многих факторов, в первую очередь от финансового состояния коммерческих банков, наличия у них свободных ликвидных ресурсов. Именно это определяет частоту их обращений к ЦБ РФ за кредитами и величину испрашиваемых средств. Однако роль учетной политики не ограничивается данной функцией. Если манипулирование учетной ставкой не дает должного эффекта, то это еще не означает, что применение метода потеряло смысл. Во-первых, учетная политика, проводимые в ее рамках меры сказываются на эффекте других регулирующих воздействий ЦБ РФ на денежно-кредитную сферу (операций на открытом рынке, эффекте политики минимальных резервов). Во-вторых, учетная политика ЦБ РФ является для других хозяйствующих субъектов индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений. Если, например, учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намерено свертывать деловую активность. И наоборот. Учетная политика ЦБ РФ может дополняться другими методами. Например, он вправе изменять состав ценных бумаг, которые используются в учетных и ломбардных операциях. В качестве залога обычно используются высоколиквидные и надежные государственные ценные бумаги. Операции в сфере кредитных отношений требуют определенного страхования. Нередко банки, увлекаясь кредитной экспансией, попадают в тяжелую ситуацию. Крах одного неизбежно сказывается на положении других из-за денежной взаимосвязанности внутри банковской системы. Это послужило поводом к изданию законов о защите интересов вкладчиков. Так практически реализовалась идея о создании системы минимальных резервов, т.е. определенных денежных сумм, которые коммерческим банкам предписывается держать на счетах ЦБ РФ. Эти резервы хранятся в ЦБ РФ на бессрочных вкладах. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования) и в зависимости от размеров банков (для мелких они обычно ниже, чем для крупных). Надо отметить, что в современных условиях обязательные резервы выполняют не только функцию страхования вкладов. Они служат для реализации контрольных и регулирующих функций ЦБ РФ, а также для межбанковских расчетов. Механизм действия политики минимальных резервов достаточно прост: ЦБ РФ, повышая величину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует. Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, но достаточно грубым, так как затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита. Поэтому обычно этот метод используется в сочетании с другими нормами кредитного регулирования. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. В настоящее время основным инструментом денежно-кредитной политики становятся операции на открытом рынке ценных бумаг – купля-продажа ЦБ РФ казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций ЦБ РФ, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Путем покупки или продажи казначейских обязательств ЦБ РФ может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему страны, либо изымать их оттуда. Такие операции обычно проводятся совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Схема их проведения следующая. Если на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы, то ЦБ РФ ставит задачу по его ограничению или ликвидации. Для этого он начинает активно предлагать государственные ценные бумаги банкам или населению, которые покупают их через дилеров. Поскольку предложение увеличивается, то рыночная цена бумаг падает, а процентные ставки по ним растут. Соответственно возрастает их привлекательность для покупателей и начинается их активная скупка. Это приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Последнее, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. Если же ощущается недостаток денежных средств в обращении, то ЦБ РФ проводит обратную политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно скупает государственные ценные бумаги у банков и населения. Тем самым увеличивается спрос на них, возрастает их рыночная цена, падает процентная ставка по ним. Это делает бумаги непривлекательными для владельцев; население и банки начинают их активно продавать. В конечном счете это приводит к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения. Операции на открытом рынке позволяют ЦБ РФ активно вмешиваться в развитие кредитно-денежной сферы. Это выгодно отличает данный метод от предыдущего, поскольку при проведении учетной политики роль ЦБ РФ относительно пассивна: решение о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг, принимают коммерческие банки. К тому же операции на открытом рынке по своей природе вполне рыночный инструмент. ЦБ РФ, участвуя в торгах, является равноправным агентом рынка – таким же, как и все другие его участники. Под рефинансированием понимается кредитование ЦБ РФ кредитных организаций. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются ЦБ РФ. Под валютными интервенциями ЦБ РФ понимается купляпродажа им иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. ЦБ РФ может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В ряде случаев ЦБ РФ использует в качестве инструмента денежно-кредитной политики прямые количественные ограничения – устанавливает лимиты на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Эти ограничения ЦБ РФ вправе использовать только по отношению ко всем кредитным организациям и только в исключительных случаях после консультаций с Правительством РФ. Наконец, в целях реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. При этом предельный размер общей номинальной стоимости таких облигаций всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров ЦБ РФ решения об очередном выпуске облигаций, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов. Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от динамики цен на товары и услуги названных отраслей. Таможенная политика – это органическая часть налоговой и ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны. Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:
Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика, которая предполагает:
Российская Федерация придерживается следующих приоритетов при проведении политики в области международных финансов:
Государственный бюджет. 1. Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. 2. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета. 3. Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
4.Источники доходной части:
5. Структура расходной части бюджета в развитых странах:
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. 6. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
7. Источники покрытия бюджетного дефицита Ц Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости. - Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы. 8. Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета
9. Государственный долг — это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты. 10. Обслуживание долга — это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга. 11. Государственный долг - Внутренний государственный долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте. Внутренние долговые обязательства:
- Внешний государственный долг – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам международным и государственным банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и др., выраженные в иностранной валюте 12. Внутренний государственный долг – результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство – должник владельцев облигаций. Причины возникновения внутреннего государственного долга
13. Внешний государственный долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям. Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
14. Реструктуризация долга — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты страной долга на первоначальных условиях. 15. Меры по управлению государственным долгом:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.240 (0.011 с.) |