ТОП 10:

Последние годы биполярного мира Крах системы социализма



С середины 80-х годов наступает время последнего обострения биполярного мира

Капиталистический мир держался США и НАТО, а социалистические страны и СССР продолжали укреплять ОВД и вооружать просоциалистическое режимы в Азии и Африке Однако основным принципом отношений между враг гуючимы сторонами было взаимное ядерное сдерживание с одновременным запугиванием противника новыми видами оружияї.

исходе 80-х это противостояние достигает критически угрожающего состояния В Европе размещается самая оружие: СССР размещает ракеты СС-20, вводит войска в Афганистан, поддерживает форсированное развитие войском ькових программ для стран \"третьего мира\"; США размещают \"Першинг-2\" и начинают разработку нового вида вооружений (проект \"звездные войны\"), вводят эмбарго на поставки в СССР и страны соцлагеря новейшие х технологий (прежде всего компьютерной техники), зерна и другого продовольствия Усиливается антисоветская кампания в средствах массовой информации западных стран Одновременно и в СССР, и в странах социалистич ной содружества проводится кампания массовых протестов против \"главного врага человечества\" - США и НАТоловного ворога людства" - США та НАТО.

Такая политика готовила почву для нового витка гонки вооружений, заставляла парламенты стран каждый раз увеличивать военную долю в бюджетах практически всех стран мира: известно, что США тратили в эти годы и в среднем 5-5,5%, госбюджета, бедный африканский регион - до 3, а СССР - до 13% Такая значительная доля расходов СССР объясняется тем, что он фактически финансировал вооружения ОВД и большинства прос оциалистинних режимов стран \"третьего мирасвіту".

США и их союзники по НАТО в свою очередь выработали \"новую глобальную стратегию\" международных отношений, направленных на предотвращение нежелательных для Запада политическим изменениям в странах \"третьего мира\" Она была а опробована на практике во время событий в Гренаде в 1983 г и Панаме в 1989 г тощі Панамі в 1989 р. тощо.

Таким образом, обе стороны активно использовали биполярность, которая предусматривала политическое и военное вмешательство во внутренние дела независимых государств под лозунгами \"поддержки демократии\" или \"борьбы наро периода с социальным угнетением \"Поэтому характерным признаком этой эпохи были уменьшение европейских конфликтов и появление множества\" горячих точек \"в других регионах, которые возникали на базе этнических, религиозных, соц иально суперечностеійних, соціальних суперечностей.

С середины 80-х годов в СССР все более очевидной становилась необходимость коренных изменений в общественной организации

Не вызывало сомнения и то, что старое партийное руководство не способно возглавить эти радикальные изменения Это и определило избрание в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС молодого члена Политбюро ЦК М Горбачев ва Новый лидер провозгласил курс на ускорение общественно-политического развития, перестройку жизни страны Два слова - \"ускорение\" и \"перестройка\" стали магическими в СССР и породили надежды на быстрые и советы кальном измененийшвидкі й радикальні зміни.

Новый курс не имел сначала откровенной противников, никто не сомневался возможностей социалистического строя К старой системы власти, теоретически достаточно четкой и слаженной, произведенной всем предыдущим м опытом, - Верховная Рада, Кабинет министров, судебная власть и др., добавились новые институты - президентская власть с разветвленной сетью бюрократических учреждений, Съезд народных депутатов СССР и др. Это значительно расширило огромную армию коррумпированного чиновничества, усилило нагрузку на бюджет государства и вызвало недовольство общества антидемократических был и предложенный М Горбачевым принцип сочетания в одних руках должностей партийного и государственного руководства, что усилило политическое противостояние в обществьстві.

На фоне активной политической жизни и значительных достижений демократии все заметнее становилась отсталость СССР в экономике, значительно ухудшилось жизни советских людей Попытки реформировать экономику простым a администрированием, без решения проблем собственности на средства производства только ухудшили ситуацию Растущие трудности подтолкнули Кремль к поискам спасения за рубежом в обмен на кредиты для агоне зуючои экономики происходит отступление СССР по всем направлениям внешнеполитической деятельности В 1986 г было восстановлено диалог с США, который завершился договоренности об ограничении ядерного оружия (ракеты ма тук и средней дальности (РСМД)) и стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) Обоюдные действия способствовали урегулированию локальных конфликтов в Африке и Азии конце 80-х - начале 90-х годов СССР вы водит свои войска из стран социалистического содружестваужності.

В 1990-1991 гг все союзные республики СССР приняли декларации о государственном суверенитете 16 июля 1990 приняла Декларацию о государственном суверенитете Верховная Рада Украины Во всех республиках СССР наци ионально-патриотические силы потеснили коммунистов от руля власти Неудачная попытка сторонников доперестроечных порядков государственного переворота ускорила распад СССР Поэтому в декабре 1991 г. СССР как субъект объект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существованиенування.

С 15 субъектов СССР 11 вошли в состав Содружества Независимых Государств (СНГ) - Грузия, Латвия, Литва и Эстония отказались (Позже Грузия присоединилась к Содружеству, а в 2008 г вышла снова) Все и государства СНГ заключили между собой еще и двусторонние соглашения о дружбе и сотрудничестве Кроме того, каждая из них расширяет свои международные связиязки.

Страны Средней Азии и Кавказа налаживают контакты с мусульманским миром, Молдова тяготеет к Румынии, Беларусь и Казахстан ориентируются на Россию В декабре 1996 г Россия и Беларусь заключили Договор пр ро создания СВР - Союза Свободных Республик, который окончательно был оформлен в 1999 г Бывшие страны советского блока пытались выйти из сферы влияния России путем постепенной интеграции в ЕС и НАТАТО..

24 августа 1991 г Верховная Рада провозгласила государственную независимость Украины

Бывшая УССР получила название \"Украина\", что соответствует исторической традиции Главные принципы существования и деятельности Украины определено Декларацией о государственном суверенитете 1990 г. и Конституции 1996 г

Она занимает почетное место среди стран мира ее признали практически все ведущие державы, со многими из них установлено дипломатические отношения, она представлена ??в 47 международных и межправительственных в организациях Став субъектом международного права, Украина осуществляет активную внешнюю политику, В общественном сознании нашего государства зафиксировано определенное равновесие европейского и евразийского компонентов, пр оте главным торговым партнером Украины все же остаются страны СНГ Как одно из государств Европейского континента она активно сотрудничает с ЕС и различными общеевропейскими организациями и форумамами.

После подписания в 1992 г. Хельсинкского заключительного акта Украины принято в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Она была одной из первых стран мира, которая добровольно отказалась от статуса ядерной державы К сожалению, мало положительного принесло балансировки руководства государства между Европой, Россией и США в определение ни стратегического партнера Украинїни.

время перед Украиной встала ряд сложных проблем внутренней жизни Приняв статус социального государства, на фоне глубокого экономического кризиса и резкого падения жизненного уровня абсолютного большинства населения, за все годы независимости не создано действенной системы социальной защиты Быстрыми темпами растет разница между доходами узкого круга сверхбогатых и другого населения Продолжается поляризаций ия общественно-политической и общественной жизни на фоне резкого сокращения продолжительности жизни и численности населения Печальным следствием прошлого является сохранение огромного бюрократической государственной системы, поп овнюеться армия госчиновников, что отталкивает потенциальных экономических партнеров Украины и усиливает социальную напряженность в обществстві.

В начале 90-х годов социалистическая интеграция в рамках СЭВ окончательно исчерпала свои возможности

Попытки осуществить радикальные реформы потерпели крах, а частичное реформирование социалистической модели и в СССР, и в странах содружества (Международный банк экономического сотрудничества, Комплексной программы рама сотрудничества и развития стран СЭВ на базе интеграции и др.) существенных результатов не дали Поэтому преобладающей формой экономических связей оставалась торговля ее отличительной чертой было то, что Советский ский Союз поставлял странам-сателлитам энергоресурсы и сырье, причем по ценам, значительно ниже мировых, а к нему экспортировались промышленные изделия, прежде товары широкого потребления, которые бул и неконкурентоспособны на Западе С экономической стороны такое \"сотрудничество\" было явно невыгодным для СССР, но его руководство годы принимало решение не экономической, а политической целесообразности Это ско вувало инициативу хозяйственных субъектов, не давало возможности адекватно реагировать на новые тенденции и явления мирового экономического и политического развития Особенно наглядно эти процессы усилились во второй пол овини 80-х - начале 90-х годов Поэтому в 1991 г на 46-м заседании СЭВ в Будапеште было принято решение о прекращении деятельности РЕння діяльності РЕВ.

Демократические революции в Центральной и Восточной Европе стали крупнейшими событиями второй половины XX века

Революции разворачивались практически одновременно - во второй половине 1989 г Это объясняется, во-первых, зрелостью предпосылок и высокой степенью социальной напряженности в этих странах, а во-вторых, осознанием того, что СССР не сможет оказать помощи консервативным силам, которые будут противодействовать демократическим процессам Именно второе обстоятельство стало определяющим для начала радикальных превращениень.

Своеобразным детонатором на этом направлении были события в Польше Здесь в ходе борьбы трудящихся за свои права еще в 70-е годы зародились принципиально новые рабочие организации, которые затем сыграли ведущую р роль в становлении независимого профсоюза \"Солидарность\" во главе с Л Валенсой Это \"Комитет защиты рабочих\", который впоследствии был переименован в \"Комитет общественного самозащиты\", \"Движение молодежи Польши\" \"Конфедерация независимости Польши\" и ряд общественных организацииалежності Польщі" та ряд громадських організацій.

Экономические отношения с Западом, деятельность «Солидарности», усиление молодежного движения заставили руководство Польши провести демократические выборы органов власти в 1989 г и начать изменения в обще ьно-политической жизни государствтті держави.

Проявления нарастающего кризиса наблюдались и в других странах соцлагеря Но к середине 80-х годов здесь еще сохранялись определенные экономические резервы, чтобы поддерживать жизненный уровень населения, а правящие режим мы малыш возможность держать ситуацию под контролем, иногда применяя даже силу.

В начале 1988 г начались демократические преобразования в Венгрии Конференция коммунистов, критически оценив деятельность партии и правительства, признала наличие острого кризиса и необходимость реформ Однако ре еальний ход опередил намеченные мероприятия В стране создалась многопартийная система Венгерская социалистическая рабочая партия (ВСРП) заявила о самороспуске и создании вместо Венгерской социалисты ческой партии (ВСП) Но наиболее влиятельной силой стали оппозиционные Венгерский демократический форум (УДФ), Союз свободных демократов (СВД) и и та ін.

На основе политических соглашений в Венгрии состоялись свободные, на многопартийной основе выборы в парламент, в которых ощутимую победу одержал Демократический форум В последующие годы шел процесс формирования рыночных вой экономики, трансформации политической структуры государства, демократизации общества.

конце 80-х годов в некоторых странах Европы состоялась волна \"бархатных революций\", которые уничтожили монополию правящих компартийных режимов

В большинстве стран революционные события, несмотря на их массовые масштабы и бурный характер, произошли в цивилизованных формах, без каких-либо случаев насилия (ГДР, Чехословакия, Болгария, Албания я и др.) В Румынии - в результате вооруженного восстания и физического уничтожения М Чаушеску и его жены Несмотря на радикальные изменения в соседних странах, правительство Чаушеску проигнорировал стремление румунськог в народа к демократии В декабре 1989 г вспыхнуло народное восстание, которое еженедельно разрушило, казалось, непреклонен ре режим.

Под давлением общественного мнения, особенно студенческой молодежи, была движущей силой \"бархатных революций\", руководство этих государств вынуждено было уйти в отставку

В Чехословакии обновленное руководство КПЧ начало безрезультатные переговоры с оппозицией, представленной Общественным форумом, который находился в антикоммунистической оппозиции Через некоторое время, окончательно потерь тившы остатки сторонников, КПЧ была вынуждена отречься от власти в ЧСФР начались кардинальные изменения, символом которых стал первый президент республики В Гавел Одной из важнейших изменений стала ликвидация ЧСФР как государства 1 января 1993 г ??на карте Европы появились два государства - Чехию и Словакиюаччина.

Особой остротой и бескомпромиссностью характеризуются события в ГДР Руководство ГДР с подозрением и осуждением встретило переустройства курс М Горбачева, понимая, какие последствия это будет иметь для правящей С Социалистической единой партии Германии То, что многотысячные демонстрации и митинги, которые вызвали падение руководства во главе с Е Хонеккером, имели место в октябре, дало основание некоторым политологам названий ать эту революцию Октябрьской В ГДР октября 1989 г стал временем подведения черты под целым периодом истористорії.

В октябре 1989 г берлинцы разрушили ненавистный им символ - бетонный забор, разделявший немецкую нацию В октябре 1990 г произошло объединение Германии, которое по сути стало присоединением ГДР к мощной в экономическом и политическом отношениях ФРФРН.

Позиция Запада и СССР об объединении Германии изначально была более сдержанной, ведь мир помнил, что именно Германия стала детонатором двух мировых войн XX в Объективно объединенная Германия а усиливала НАТО и ослабляла позиции еще действующего тогда ОВД Многое в этой ситуации зависело от СССР Но внутренние реалии Советского Союза, взвешенная политика М Горбачева относительно \"немецкого вопроса \"позволили провести серию встреч по формуле\" 4 2 \"(4 державы-победительницы - СССР, США, Великобритания и Франция, а также ГДР и ФРГ), после которых объединение Германии стало делом времени С октября 1990 г ГДР перестала существовать, не дожив 4 дней до своего 41-летияи 4 днів до свого 41-річчя.

Это событие имеет эпохальное значение не только для граждан ФРГ, но и для мировой истории Впервые объединения такого государства, как Германия, проходило без войн, без \"бисмарковской железа и крови\" Впервые евро опейська государство родилась в результате согласия европейских государств, США и Канады, Это событие окончательно подвела черту под итогами Второй мировой войнітової війни.

Драматично развивались события в Югославии, где поиск путей выхода из кризиса начался раньше, чем в других социалистических странах Югославская федерация (СФРЮ) была наследницей довоенной Югославии, в качестве ской оказались народы одного славянского корня, но разные по уровню экономического, культурного развития и вероисповедания Ведущее место в федерации принадлежало сербам, ближайшими союзниками которых по вс их времена существования федерации были черногорцы, имеющие с ними тесное историю и общую религийію.

События, непосредственно положили начало реорганизации политической системы в Югославии, начались в октябре 1989 г массовыми забастовками в автономном крае Воеводина со столицей в г Новый Сад Невозможность ур ряда выполнить требования бастующих привела к отставке руководства края В Сербии и Черногории проходили митинги солидарности с сербами и черногорцами Косово В ответ протест выразили албанцы Косовосово.

Во всех республиках СФРЮ образовались оппозиционные Союза коммунистов Югославии (СКЮ) партии, течения, движения, создавались национальные коалиции СКЮ постепенно терял свои позиции и во второй половине 1990 г парт тия распадается на ряд отдельных республиканских организаций, начала свою дальнейшую самостоятельную политику, освободившись от коммунистической направленности и изменив названийву.

Наиболее развитые части Югославии - Словения и Хорватия, которые всегда тяготели к Западу и где были влиятельные антикоммунистические силы, в ноябре - декабре 1990 г приняли новые конституции своих Респ ублик, в которых было подчеркнуто право выхода из федерации, чем они и воспользовались в июне 1991 г В ответ Белград попытался применить силу, но лидеры Словении и Хорватии Милан Кучан и Франьо Ту джман призвали свои народы к оружию Словении удалось предотвратить расширение конфликта, а в Хорватии он превратился в межэтническую войнйну.

Сербы, проживавших в Хорватии, создали автономное образование Сербская Краина, которая 28 февраля 1991 г принял решение об отделении от Хорватии и присоединения к СФРЮ Результатом такого решения стал ло жесткое противостояние между сербами и хорватами Боевые действия не прекратило даже вмешательство мирового сообщества и введение войск ООН Хорватским вооруженным силам удалось потеснить сербов и выйти на административную границу Хорватии в пределах СФРЮ 150 тыс. хорватских сербов вынуждены были эмигрировать в БоснииБоснії.

В центре межнационального противостояния Югославии стоит \"сербское вопрос\" Когда образовывалась СФРЮ, значительные районы, населенные сербами (почти 2 млн человек), оказались в составе других республик Только в Хорва атии их насчитывалось более 600 тыс Зато в самой Сербии проживала значительная часть албанцев-мусульман, был создан албанский округ Косово Когда республики Хорватия, Босния и Герцеговина и др. поча ли внедрять государственный суверенитет, а затем и государственную независимость, сербское население в них стало требовать, чтобы сербские территории республик, где они проживают компактно и составляют большинство, остались в составе СФРь у складі СФРЮ.

Сербское руководство проводило достаточно жесткую просербську политику, настроив против себя значительную часть албанского населения, которое в свою очередь потребовало расширения прав автономии Начиная с нояб падения 1988 г Косово охватили беспорядки, которые впоследствии переросли в упорное вооруженное противостояние Опять мировое сообщество вынуждено было ввести войска для \"разбавления\" противоборствующих сторон, а когда и это не подействовало, то впервые после Второй мировой войны было применено бомбардировки Югославии авиацией НАТО под эгидой ООН Пламя войны было притушено в 1999 p, но проблема до конца так и не был решене було вирішено.

В сложной ситуации представители Сербии и Черногории в феврале 1992 г. приняли принципиальное решение остаться в составе единого федеративного государства В апреле 1992 г. на обломках СФРЮ была создана новая гос жаву - Союзную Республику Югославию (СРЮ) в составе Сербии и Черногории ее еще называют \"Малой Югославии\" Все другие бывшие республики стали независимыми государствами и были признаны европейским и международным ним сообществом В 2006 г, после референдума в Черногории, федерация Сербии и Черногории прекратило существованиеипинила існування.

После создания СРЮ возникает проблема боснийских сербов, после провозглашения Боснией и Герцеговиной независимости, провозгласили создание так называемой Республики Сербской Боснийские хорваты за поддер мКи Хорватии провозглашают Хорватский государство Герцег-Босния Боснийские мусульмане, которых активно поддержали мусульманские государства, отстаивали идею единой неделимой Боснии и Герцеговины боснийский ко нфликт сопровождался жестокими столкновениями между всеми сторонами и привел к гибели сотен тысяч людей, преимущественно мирных жителей, появились миллионы беженцев, нанесен значительный ущерб народному господа рство, треть населения потеряла крышу над головой Военное противостояние прекратилось с помощью войск ООН лишь в 1996 г, однако напряженность и враждебность между этническими группами сохраняласьалась.

В Сербии после отделения Черногории острой проблемой стала косовская По Конституции Сербии (2006) Косово была провозглашена неотъемлемой частью государственной территории Формула Белграда - \"Меньше, чем независимость, но больше чем автономия \"была резко отвергнута косоварами, которые считали необходимость отделиться от Сербии и провозгласить независимость Началось острое политическое и вооруженное против стояния, которое не остановили даже международные миротворческие силы В 2007 г Косово без согласия Сербии была провозглашена независимым государством Это решение поддержали некоторые страны ЕС, ОБСЕ и НАТО время многие дер жал мира (прежде всего Россия) не поддержали это новое образование Украина присоединилась к позиции последниео позиції останніх.

Единственной республикой бывшей Югославии, обрела независимость и избежала военного противостояния, была Македония

События в Югославии были кровавыми в Европе со времен Второй мировой войны Мировое сообщество (в том числе и Украина) усиленно ищет пути к прекращению этнического противостояния в бывшей Югосла скамье Достигнутые представителями ООН договоренности между представителями конфликтующих сторон, присутствие миротворческих сил ООН не привели к окончательному решению проблемми.

Под конец 90-х годов демократия в постсоциалистических странах Европы приобрела определенной стабильности, окрепли государственные институты, законодательная власть, судоустройстве Вместе с тем появились новые тенденции полет ческого развития Если после падения тоталитаризма ось политической жизни в них резко сместилась вправо, то через несколько лет почти повсеместно (кроме Чехии) усилилось влияние левоцентристских сил демокр тические революции коренным образом изменили также внешнеполитическую ориентацию Если раньше ее основой была \"дружба\" с СССР, то в новых условиях в центре внимания - ориентация на Западную Европу, на Европейский Сою с НАТО и Потеряв смысл своего существования, в 1991 г прекратили деятельность ОВД и РЕність ОВД та РЕВ.

Вместе с тем следует отметить, что наряду с положительными результатами практически в каждом из этих государств наблюдались и негативные тенденции: спад производства, рост безработицы, потеря рынков сбыта товар ров т.п. Все постсоциалистические страны, кроме общих, имели и \"национальные\" недостатки реформ Прежде всего это были последствия, связанные с сознательной политикой, направленной на дезинтеграцию бывших союзников по СЭВ и ОВД на фоне прогрессирующей интеграции Европы Центробежные процессы бывших партнеров не содействовали вступлению единолично в экономические и политические альянсы Европы и Северной Америки, а также негатив но влияли на внутренние процессы каждой отдельной страны (потери рынков сбыта, взаимных капиталовложений, промышленной интеграции и т.д.еграції тощо).

Распад СССР, падение социалистической системы, общий кризис мирового коммунистического и рабочего движения не привели к ликвидации коммунистических режимов в Китае, на Кубе, во Вьетнаме, Северной Корее, Ла аоси, монголы.

Конечно, каждая из этих стран имеет свою историю, свои проблемы, у них свое видение как идеологии, так и политики социализма

С середины 80-х годов здесь начали провозглашаться и внедряться реформы Особенно активно эти процессы происходят в Китае, Вьетнаме, Лаосе В Китае было выбрано более спокойный, \"китайский\", вариант т реформ - рыночные условия вводились с сохранением социалистических основ в государстве и соответствующей идеологии Содержание этих реформ состоит в том, что предоставляются равные возможности труда и налоговой систем и для всех форм собственности, происходит приватизация госимущества, осуществляется политика \"открытых дверей\" для иностранных инвестиций тощоземних інвестицій тощо.

Реформы в Китае дали ощутимые результаты Ежегодный прирост ВНП здесь составляет 9-10%, а в 2004 г он достиг 16,8%, и это был самый высокий показатель в мире за последние десятилетия Доход на душу населения вырос с в 2,5, а на селе - в 4 раза Свою экономическую мощь, политическую и общественную стабильность, высокий уровень культуры Китай продемонстрировал миру во время Олимпийских игр 2008 г, организацию которых МОК признал лучшей за всю историю Олимпийских иго ігор.

Вместе с тем здесь сохраняется однопартийная система и, несмотря на некоторую демократизацию политической жизни, довольно активно преследуется оппозиция и публично страчуються государственные служащие, обвиненные и в коррупции и хищении государственных средств Китай остается обладателем крупнейшей в мире армии и гигантского военно-промышленного комплекса, работают космические программы тощо.

В Корейской Народно-Демократической Республике сохраняется особый диктаторский режим Почти полвека ею руководил Ким Ир Сен, которого называли \"великим вождем\", сейчас - его сын Ким Чен Ир, которого т титулуют \"дорогим руководителем\" Тем самым, впервые в истории введен коммунистическую династию с наследственной властью, базирующейся на милитаризованной экономике, принудительном труде и казарменном способе жит я миллионов КНДР ли не единственное государство в мире, где рабочий день ненормированный Большинство населения государства голодает, а огромные средства тратятся на армию (здесь самая многочисленная, кроме Китая, армия в регионе), ведутся работы по созданию ядерного оружия, осуществляется строительство огромных промышленных предприятий и общественных объектов Руководство КНДР считает, что именно опыт их страны подтверждает правильность ность выбранного социалистического курса, который они воплощают на основе так называемых \"идей чучхе\" - самобытность, самостоятельность, специфичность, соответствие собственным условиям и интересаідність власним умовам та інтересам.

В 90-е годы все больший вес набирали государства - члены Движения неприсоединения

Возросло число членов и наблюдателей Движения Независимая Украина тоже стала государством-наблюдателем в Руси В 2006 г в Гаване состоялся 14-й саммит Движения неприсоединения Принятая на нем Декларация подчеркивает пе ершорядних проблемах Движения - преодоление разрыва между богатым Севером и бедным Югом, усиление многополярности мира, в котором Рух стал одним из полюсов, прекращение локальных конфликтов, защита государств - членов Движения от внешних посягательств, и прежде всего США и иа ін.

Соревнования СССР и США в гонке вооружений ослабляло оба государства, но все же больше пострадала экономика СССР Она была полностью истощена, стала не способной удерживать ОВД, долгое время играла а роль \"санитарного кордона\" между Востоком и Западом Государства - члены ОВД тоже не могли, да и не желали, и в дальнейшем поддерживать членство в ОВД Разрушалась сама система социализма, поэтому потребность в дальнейшем существовании ОВД отпала В ноябре 1990 г. в Париже государства НАТО и ОВД подписали совместную Декларацию о партнерстве и сотрудничестве В 1991 г было принято решение о роспуске ОВД \"Холодная война\" между д ержавамы завершилась, прекратилась биполярность, а человечество вздохнуло по облегчениюдство зітхнуло з полегшенням.

Распад СССР, а с ним СЭВ и ОВД, привел к падению одного из полюсов силы в 90-х годах XX века заговорили о том, что мир из биполярного превратился в однополярный Предполагалось, что могущество США посы илиться результате дальнейшего подчинения им Западной Европы и Японии, а также безоговорочного признания мирового лидерства развивающимися Этот тезис царила в США, ее разделяли некоторые поле политики Европы и Азии Тождественные суждения преобладали и в украинских политических кругаколах.

Мировой прогресс первого десятилетия XXI века показал, что подобное утверждение не является корректным Во-первых, распад биполярного мира резко ослабил \"внутреннюю дисциплину\" Запада, а это быстро привело к образованию ения отдельных могущественных сил: ЕС, НАФТА и т.п. Во-вторых, ликвидация противостояния и окончания \"холодной войны\" усилила свободу развития и поведения отдельных государств Так, Мексика по индексу человеческого решения итку приблизилась к ведущим странам мира в промышленности Бразилии бурно развиваются космическая, самолетостроительная, автомобилестроительная отрасли, производство военной техники Заключенные ею соглашения о сотрудни ацю с Россией в 2008 г в этих направлениях еще больше усиливают ее влияние в мире и дают возможность проводить собственную, независимую от США политику Достижения Индии, Пакистана, Северной Кореи и Ирана в области ядерного вооружения также резко уменьшили влияние США в этих регионах В-третьих, регионализация мировой экономики и опережающие темпы развития ведущих стран Европы, Японии, Китая, \"азиатских тигров\" значительно ослабили влияние США на мировую экономику и политику Тот факт, что мировой финансовый и экономический кризис начался именно в США, говорит сам за себочалася саме в США, говорить сам за себе.

Следует констатировать, что мир сейчас стал многополюсным, т.е. в нем сосуществуют государства с разным уровнем экономического, общественно-политического развития, имеют разные возможности и материальные ресурсы д для дальнейшего продвижения Современный мир достаточно четко и опасно делится на две части - зоны мира, материального достатка и демократии (страны Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Но ва Зеландия) и зоны поисков модели развития, бедности, войн, общественной и политической нестабильности Большинство людей (85%) живут во второй части земного шара К ним относятся, к сожалению и все постсоветские республикиіки.

Современные межгосударственные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, которые базировались на ядерном сдерживании, к равноправному партнерству во имя мира

не только некоторые политики, но и значительная часть общества по \"обе стороны баррикад\" проявляют недоверие к возможностям такого партнерства Особую важность в этом процессе должна набрать ООН, и, вопреки ожиданиям, она не стала центром новой системы, поскольку не имеет и по сей действенного механизма контроля выполнения принятых ею решений С 90-х годов XX века в терминологии ООН появились и все чаще действуют новые понятия - \"принуждение к миру\", \"гуманитарные операции\", правомерность которых обосновывается статьей 42 Устава ООнтовується статтею 42 Статуту ООН.

Перед США открылась перспектива в 90-е годы создать монополярную систему жесткого контроля международной ситуации США доминировали в ООН, в урегулировании локальных конфликтов в Кувейте, Боснии, Сербии на Ближнем Востоке, осуществляли давление на правительства тех стран, чья политика не устраивала американскую администрацию (бомбардировки Ирака, санкции против Ирана, Ливии, Кубы, КНДР и др.) Притяжение США в моно полярного мира вызвало определенное беспокойство ведущих государств, прежде всего европейских, которые ускорили процессы западноевропейской интеграции: было завершено создание экономического и валютного союза утвержден общую оборонную политику в области безопасности тощщо.

События 11 сентября 2001 подтолкнули новый \"крестовый поход против зла\" К претензии на мессианство и гегемонию добавились жажда мести и решимость гарантировать США безопасность, которая оказалась такой уязвимой В В \"Стратегии национальной безопасности США\", опубликованной в 2002 г, записано: \"Мы будем защищать США в самой стране и за рубежом, выявляя и уничтожая опасность еще до того, как она достигнет на ших границ, а в случае необходимости США будут действовать превентивно \" США будуть діяти превентивно"1.

Тяготение США в монополярного мира противоречит современным настроениям России, Китая, Японии и Западной Европы тоже Война США в Ираке и ее последствия усилили противодействие США со стороны арабского мира США сохраняется ають статус самой могущественной державы мира время внутри страны резко ухудшилось экономическое положение, усилились антивоенные настроения, углубились проблемы в социальной сфере и т.д. Война в Иране и кризис 2008 г резко уменьшили шансы сторонников \"мировой гегемонии\" и усилили позиции демократов, что привело к победе на президентских выборах 2008 г демократа Б Обамемократа Б. Обами.

Россия как наследница СССР, экономический и военный потенциал которой в связи с рядом непродуманных решений в начале реформ и этническими конфликтами значительно сократился, испытывала не только моральное пр ригничення из-за потери статуса сверхдержавы, но и осуществляла решительные шаги, направленные на восстановление своего мирового влияния Она резко выступила против расширения НАТО за счет восточноевропейских гос ав, стремясь одновременно превратить евразийское пространство в зону особых российских интересов К этому следует добавить жесткую позицию России в чеченских событиях, в Абхазии, Южной Осетийії.

США и европейские государства НАТО проигнорировали этот вызов, в НАТО было принято Чехию, Польшу, Венгрию, а на очереди до вступления еще ряд постсоциалистических государств Вместе с тем полностью игнорировать Россию как к ведущую ядерную страну мира НАТО и США не могут Как шаг к решению этой проблемы Североатлантический союз в 1994 г и США предложили восточноевропейским странам программы \"Партнерство ради тира \", в рамках которой активно сотрудничают ведущие страны Европы и мира, в том числе и Россия В апреле 1995 г к этой программе присоединилась Украина, а в мае 1997 г Россия подписала с НАТО договор в котором, соглашаясь с принятием в организацию новых членов, зафиксировала за собой право на участие в принятии натовских решений Зато НАТО обязалась не размещать на Востоке Европы ядерное с броропи ядерну зброю.

В 90-е годы Россия особое внимание стали уделять углублению интеграционных процессов на территории бывшего СССР, налаживанию отношений с \"ближним зарубежьем\" и странами Азии и Ближнего Востока Нев удовлетворения лидерство США в мировом пространстве подтолкнуло Россию и Китай к углубленному партнерства В 1999 году между ними было заключено соглашение о дружбе и партнерстве качестве основы их внешнеполитических го мышления и практического поведения избрали концепцию багатополюсности мирюсності світу.

С Россией в этом вопросе проявили солидарность некоторые азиатские страны В 2001 г в Шанхае (Китай) было образовано Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в составе России, Китая, Киргизии, Казахстана, Да аджикистану, Узбекистана Статус наблюдателя в ней получили несколько азиатских стран сена, несмотря на активные усилия, не получили статуса наблюдателя В 2005 г Россия и Китай подписали совместное \"Декла прав о мировом порядке в XXI веке \", чем дали понять, что будут активно влиять на международную политикжнародну політику.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.182.28 (0.028 с.)