Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные отношения и Внешняя политика СССР в 1946-1984 Г. , холодная война.

Поиск

Главная страница ---> Ответы к билетам по курсу история России ---> Международные отношения и внешняя политика СССР в 1946-1984 г., холодная война.

Основные направления внешней политики СССР включали в себя:

- укрепление социалистического лагеря;

- стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами.

- поддержка международного коммунистического движения, национально-освободительных и революционных сил в третьем мире;

С 1957 по 1985 гг. министром иностранных дел СССР был А.А.Громыко.

Начало 70-х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно-стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав СССР и США.

Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и в 1979 г. - ОСВ-2. Процесс разрядки был закреплен Хельсинским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, которую поддерживали как Советский Союз, так и его потенциальные противники. Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, которые обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд. долларов в 1979 г. до 284 млрд. в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере. Вознкла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70-х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и, подчас, прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации стран Варшавского договора.

В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику мирного проникновения, которая дала результаты уже к концу 70-х гг.

В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против советского ревизионизма, а СССР, в свою очередь, критиковал китайский гегемонизм.

СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР. Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. рублей. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая первое место в мире в течение последних 30 лет). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд. долларов (при этом, многие братские страны брали в долг, который исчислялся млрд. долларов).

В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. Соединенные Штаты, как и СССР, оказывало широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в третьем мире. Эта борьба также отнимала у Советского Союза огромные средства.

В третьем мире интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

Вторжение в Афганистан. Во второй половине 70-х годов СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

Обострение холодной войны. Используя афганский фактор, Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно-техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американсцы бойкотировали ХХII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).

Итоги внешней политики.

За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.

В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).

У советского руководства оказалось два серьезных достижения: обеспечение военно-стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70-х годов. Но к началу 80-х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику. Международный кризис, в значительной степени вызванный действиями СССР в Афганистане, поставил мир на грань новой мировой войны.

Распад Восточного блока
Кризис социалистической экономики поставил под сомнение не только сталинскую модель экстенсивного роста. Он также затронул маоистскую модель культурной революции (1966-1976 гг.), которая опиралась на постоянную идеологическую мобилизацию и интенсивное участие всего населения в производственном процессе. Хаос, порожденный использованием этой радикальной модели, породил ревизионистское контрдвижение. В 1978 г. Дэн Сяопин объявил о начале проведения политики реформ, направленных на создание системы смешанной экономики. Китайский лидер опирался на принципы западной рыночной экономики и одновременно решил открыть китайскую экономику всему миру. Наибольший эффект принесли реформы в аграрном секторе. Принципу коллективизма здесь постепенно был положен конец. Сельские коммуны были разделены на кооперативы, деятельность которых благодаря системе аренды вновь стала ориентироваться на семейный принцип. Была смягчена система обязательных займов в пользу государства и ослаблен контроль за ценами, что возродило у заинтересованной части населения желание увеличить свои доходы. Эти меры привели к впечатляющим результатам. Сельскохозяйственное производство выросло настолько, что в 1984 г. страна добилась самообеспечения в продовольственной области. В то же время номинальный доход аграриев возрос в 3 раза. В конце 1984 г. реформы в области сельского хозяйства были углублены. Землепользование отныне регулировалось системой долгосрочной аренды на индивидуальной основе. Обязательные поставки продовольствия государству были заменены контрактными соглашениями аграриев и властей. Наконец, получила развитие торговля между частными лицами. Реформа продолжалась и в промышленности. Система централизованного планирования контролировала лишь 20 видов продукции базовых отраслей. Остальные подчинялись местной администрации или частной инициативе. Особенно успешными оказались результаты либерализации в сельских районах. Здесь деятельность мелких предприятий испытала значительный подъем: десятки миллионов человек были вовлечены в отрасли по переработке аграрной и производства потребительской продукции в рамках автономных хозяйств или подрядов для заводов, расположенных в городских зонах. Государственные предприятия в городах не имели такого же успеха. Их деятельность подчинялась местной администрации и партократии. Тем не менее значительно возросло число совместных предприятий с западными партнерами и были реализованы крупные инвестиционные проекты. Процесс реформирования китайской экономики был настолько быстрым и проходил в атмосфере недостаточной координации, что неизбежным становилось наступление фазы "перегрева". Цены росли, и в 1988 г. темпы инфляции, с учетом официальных цен в городах, составили 30%. В действительности же они находились на гораздо более высоком уровне. В конце этого года политике реформ был положен конец. Усилился контроль центральной администрации. Инвестиции резко сократились, заработная плата стагнировала, а контроль за ценами усилился. Был свернут и процесс либерализации в политической сфере после манифестации китайских студентов весной 1989 г. в Пекине. Армия, жестоко подавив их, вернула партии всю полноту власти. В действительности власти не имели намерения полностью свернуть экономические реформы. Они добивались установления своего контроля за их ходом, даже ценой ослабления динамики общего экономического развития. В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов экономического управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе. Усиленное использование советской модели экономического роста дало результаты лишь в период реконструкции. Впоследствии не замедлили сказаться внутренние слабости системы. Более того, эти государства не были столь крупными, чтобы быть в состоянии разви ваться по автаркичной модели. Создание СЭВ не стало решением этой проблемы. Играл свою роль и другой фактор: на них усиливала давление политическая и экономическая гегемония Советского Союза. Это вызвало растущее сопротивление, которое оказалось непреодолимым с того момента, когда Советский Союз признал провал модели экстенсивного роста даже применительно к своей экономике. Первыми переориентировали свою экономическую политику Польша и Венгрия. Эти страны уже в 70-х годах начали уделять большее внимание производству потребительских товаров, сокращая объемы тяжелой промышленности. К тому же к оборудованию, приобретенному на Западе, теперь добавилась потребительская продукция того же происхождения. В перспективе либерализации системы производства они также расширили область применения экономических реформ. В Венгрии "новый экономический механизм", введенный в 1968 г., дополнился на протяжении 70-х и 80-х годов мерами по либерализации в аграрном секторе и строительстве жилья. В 1980 г. было принято решение об использовании в качестве ориентира уровня мировых цен. Отныне каждое предприятие могло оказаться банкротом, по крайней мере в теории, так как на практике благодаря государственным субсидиям этого не происходило. Увеличение импорта достигалось ценой роста внешней задолженности. Желая сохранить политическую систему социализма, кадаризм ускорил наступление экономического и политического кризиса. Период 1987-1988 гг. стал фатальным для самого Кадара, заставив его расстаться с властью. Вследствие государственного переворота 1989 г. был положен конец однопартийной системе и объявлено о наступлении эры парламентской демократии. Свободные демократические выборы состоялись весной 1990 г., которые привели к созданию системы рыночной экономики, аналогичной той, которая действовала в государствах Запада. В Польше движение за экономические реформы в большей степени определялось социально-политическим развитием. Либерализация вызвала увеличение доходов в сельском хозяйстве, параллельных секторах экономики, промышленности, а также привела к росту импорта. Чтобы ослабить давление потребительского спроса, цены в 1980 году были значительно повышены. Это привело к забастовкам и рождению свободного профсоюза "Солидарность". Правительство попыталось подавить движение протеста, выдвинув в 1981 г. программу реформ с целью заменить советскую модель плановой экономики, системой индикативного и более демократичного планирования. Принятие временных ограничительных мер в сфере потребления сопровождалось предоставлением большей автономии в управлении промышленностью. Эти попытки реформирования экономики не привели, тем не менее, к ощутимым результатам. Перед лицом радикализации оппозиции власти ввели в декабре 1981 г. чрезвычайное положение и объявили незаконным существование "Солидарности". Экономический кризис достиг высшей точки. Чтобы выйти из этой ситуации, правительство пошло на уступки активной части населения. Однако вызванное этим повышение доходов и цен поставило страну в 1988 г. на порог гиперинфляции. Полная дезорганизация экономики заставила правительство пойти на легализацию "Солидарности" и организацию частично свободных выборов 1989 г. Результатом последних стала победа свободного профсоюза. Коалиционное правительство Тадеуша Мазовецкого приступило к деятельности в сентябре 1989 г. В начале 1990 г. оно приняло к выполнению план Бальцеровича, который предусматривал быстрый (за два года) переход от плановой экономики социалистического типа к системе свободного рынка. Другие государства этого региона также пережили период политических перемен. Все они хотели реформировать свою экономику на основах свободного рынка. Что касается Восточной Германии, она приняла решение интегрироваться в рыночную экономику ФРГ. Остальные, в свою очередь, выразили желание сблизиться с Европейским сообществом.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.25 (0.009 с.)