Критерий 10. Результаты работы организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерий 10. Результаты работы организации



Оценка начинается с подкритерия 10а - Финансовые показатели работы организации.

Новосибирский телеграф - филиал открытого акционерного общества «Электросвязь» НСО является структурной единицей с самостоятельным балансом и расчетным счетом без права юридического лица. Основной целью деятельности филиала является предоставление услуг электросвязи физическим и юридическим лицам.

Основными видами деятельности филиала являются:

- оказание услуг (местной, междугородной, международной телефонной связи, телеграфной связи, передача данных и факсимильных сообщений, предоставление в аренду каналов связи и физических цепей);

- прием платежей за услуги связи;

- прием платы за коммунальные услуги;

- осуществление торгово-закупочной деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ, включая электронные карты для местных и междугородных таксофонов.

Ниже приведен перечень основных структурных подразделений телеграфа и краткое описание оказываемых ими услуг, таблица 8.2.

 

Таблица 8.2 - Перечень основных структурных подразделений Новосибирского телеграфа

Производственные структурные подразделения Краткое описание продукции и услуг
Цех № 4 Предназначен для автоматической обработки всех видов местной, зоновой и транзитной нагрузки телеграфной сети общего пользования, предоставления сетей абонентского телеграфа, сетей передачи данных и телекса
Цех №5 Предназначен для предоставления услуг электросвязи (включая дополнительные и непрофильные услуги) в отделениях электросвязи
Цех №6 Организация технической эксплуатации телеграфного и оконечного оборудования, каналов связи и междугородных таксофонов с обеспечением качества, а также монтаж телеграфного оборудования и техническое обслуживание слаботочных сетей, ремонт электронного и механического оборудования, ремонт и техобслуживание контрольно-кассовых машин
Цех №7 Качественная запись фотокопий газет, сдача фотокопий согласно техническим правилам на монтажный участок издательского полиграфического предприятия «Советская Сибирь»

Продолжение таблицы 8.2.

Производственные структурные подразделения Краткое описание продукции и услуг
Цех № 8 Электроснабжение всех видов электроприемников цехов филиала в соответствии с категорией электроснабжения. Обслуживание всего энергооборудования, находящегося на балансе цеха. Проведение электроизмерений в отделениях электросвязи, в «Доме связи» и в городских филиалах АО «Электросвязь»
Технический отдел Деятельность отдела направлена на повышение и стабилизацию экономического потенциала филиала путем развития и усовершенствования технологических процессов

 

Исходными данными для анализа деятельности Новосибирского телеграфа являются стандартные формы финансовой отчетности за 1998-1999 годы. Финансовое положение предприятия в целом характеризуется следующими экономическими показателями: объемом получаемых доходов, затратами на производство и рентабельностью.

Основной социально-производственной функцией отрасли связи и входящих в нее предприятий является создание услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в передаче различных видов информации.

Выручка предприятия связи за предоставляемые потребителям услуги по установленным тарифам составляет их эксплуатационные доходы, которые принято называть тарифными. Тарифные доходы являются одним из важнейших показателей деятельности предприятий и отрасли (в данном случае телеграфной) в целом. Они служат основным источником образования финансовых ресурсов для покрытия затрат по эксплуатационной деятельности, развитию средств связи, материальному стимулированию, а также платежей в государственный бюджет.

Доходы Новосибирского телеграфа складываются из 2-х источников: доходы основной и прочей деятельности, таблица 8.3.

Таблица 8.3 – Основные источники доходов

Наименование источников доходов     Значение показателей по годам   Удельный вес, %   Темп роста, %  
       
1. Доходы от основной деятельности, т.р.       76,3   84,8   113,4  
2. Доходы от прочей деятельности, т.р.       23,7   15,2   194,5  
Всего:           125,7  

 

Анализируя данные вышеприведенной таблицы, можно сделать вывод, что основной источник получения доходов на Новосибирском телеграфе - основная деятельность (в структуре доходов удельный вес стабильно превышает 75%, причем различия между 99 и 98 гг. незначительны). В процентном отношении рост по сравнению с предыдущим периодом составляет 113,4%. Доходы от прочей деятельности по удельному весу составили соответственно 15,2 и 23,7 % и складываются из таких видов, как прием различного рода коммунальных платежей от населения (тепловая и электроэнергия, абонементная плата ГТС, радио, междугородные разговоры в кредит, прием рекламных объявлений по телефону), а также оказания дополнительных нетрадиционных услуг (передача сообщений по сети Бюро факс, ксерокопирование, распространение различных печатных изданий и лотерей, реализация телефонных карт МТС и ГТС, доставка квитанций МТС, службы «066»).

Структура основных источников доходов показана на рисунках 8.5 и 8.6.

В условиях рыночной экономики предприятие связи не может и не должно ограничиваться только основной деятельностью. Необходимо стремиться использовать все возможности, предоставляемые ему статусом наиболее крупного филиала АО «Электросвязь» НСО, и ориентироваться в своей деятельности на несомненный дальнейший рост интереса пользователей к своим услугам. Поэтому Новосибирский телеграф, используя высокотехнологичные средства коммутации, современный подход к делу, а также профессионализм работников всемерно расширяет спектр нетрадиционных для телеграфной отрасли услуг. Процентное соотношение между основной и не основной деятельностью говорит о том, что рассматриваемое предприятие, с одной стороны, соответствует своему прямому назначению, а с другой - успешно ищет пути для расширения сферы своей производственной деятельности.

 

 
 

 

Финансовое положение любого предприятия связи, кроме объема доходов, характеризуется также затратами на производство и рентабельностью.

Процесс создания и реализации услуг всегда связан с использованием живого и овеществленного труда, которые в условной форме выступают в виде затрат на производство. Эти затраты называют текущими или эксплуатационными затратами. Они представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства за определенный период трудовых и производственных ресурсов, основных фондов и оборотных средств. В современной терминологии для характеристики затрат на производство применяется понятие «себестоимость продукции (услуг)».

Себестоимость является важным показателем деятельности любого хозяйствующего субъекта. Она показывает, во что обходится предприятию создание продукции или услуг данного объема, какие затрачены для этого производственные ресурсы.

На рассматриваемом предприятии себестоимость отдельных видов услуг связи связана непосредственно с передачей конкретных видов сообщений (телеграмм, междугородных телефонных разговоров) и обслуживанием предоставленных в пользование потребителям технических устройств (в частности - таксофонов, телеграфных каналов). Анализ затрат и себестоимости показан в таблице 8.4.

 

Таблица 8.4 – Анализ затрат и себестоимости

Наименование показателей Значения показателей по годам   Темп изменения, %  
   
1. Доходы, т. р.     113,4  
2. Затраты на производство, т. р.     117,1  
3. Себестоимость (коп.) на 1 р. доходов 125,3   121,3   103,3  

 

Из вышеприведенных данных видно, что себестоимость в отчетном году возросла на 3,3 % в связи с опережением темпа роста затрат по сравнению с темпом роста доходов.

В таблице 8.5 приведен пример структуры себестоимости 100 руб. доходов от основной деятельности.

 

Таблица 8.5 – Структура себестоимости по филиалу «Новосибирский телеграф» за 1999 год

Наименование показателей Величина показателя Структура, %
1. Фонд оплаты труда, т. р.   38,2  
2. Отчисления на социальные нужды, т.р.   14,45  
3. Амортизационные отчисления, т.р.   4,04  
4. Материалы и запасные части, т. р.     10,2  
       

Продолжение таблицы 8.5.

Наименование показателей Величина показателя Структура, %
5. Электроэнергия для производственных нужд, т. р.     0,78
6. Прочие затраты, т. р,   32,3  
Всего:    
       

Анализ структуры позволяет установить наиболее значимые резервы экономии затрат на реализацию услуг. В рассматриваемом примере наибольший удельный вес в общей себестоимости имеют фонд оплаты труда и социальные отчисления, а наименьший - затраты на электроэнергию.

В рыночной экономике успешным условием деятельности любого предприятия является превышение его доходов от реализации услуг над расходами, связанными с их созданием, то есть получение прибыли. Чем значительнее эта разница, тем большие возможности имеет предприятие в наращивании производства услуг. Таким образом, прибыль выступает в качестве важнейшего показателя, который характеризует конечный результат деятельности хозяйствующего субъекта.

Прибыль от реализации услуг определяется как разница между доходами от основной деятельности и эксплуатационными расходами.

Для того, чтобы определить эффективность производства, необходимо сопоставить полученный результат с теми затратами, которые были использованы для получения данной прибыли.

Такой относительный показатель называется рентабельностью и является обобщающим критерием экономической эффективности производства.

Необходимо отметить, что в последние годы наметилась тенденция к снижению рентабельности отрасли связи, что объясняется, прежде всего, более высокими темпами роста расходов предприятий по сравнению с темпами увеличения прибыли.

В частности, на Новосибирском телеграфе тарифы на услуги телеграфной связи и передачи данных, а, следовательно, и доходы, росли менее быстрыми темпами, чем цены в сопряженных отраслях, потребителями продукции которых и являются операторы электросвязи; также следует учитывать и тот факт, что в последние годы на телеграфе внедрено современное дорогостоящее оборудование (в частности установлено более 80 ПЭВМ). Это, с одной стороны, привело к повышению суммы амортизационных отчислений в составе эксплуатационных затрат, а с другой – не всегда сопровождается необходимой отдачей, так как низкая платежеспособность населения и снижение спроса на телеграфные услуги, как было указано выше, не обеспечило полного использования потенциала вновь введенных производственных мощностей.

Наиболее обобщающим показателем эффективности хозяйственной деятельности является уровень общей рентабельности.

В таблице 8.6 представлен сравнительный анализ прибыли и рентабельности на Новосибирском телеграфе.

 

Таблица 8.6 – Анализ прибыли и рентабельности на Новосибирском телеграфе

Наименование показателей Значения показателей по годам   Темп изменения, %
   
1. Доходы, т. р.     125,7
2. Затраты на производство, т. р.     117,1
3. Среднегодовая стоимость ОПФ, т. р.     112,4
4. Среднегодовая стоимость оборотных средств, т. р. 1100,4 1230,4 89,4
5. Доходы от внереализованных операций, т.р.   313,6 61,8
6. Расходы от внереализованных операций, т.р.   318,2 90,7
7. Прибыль - всего, в т.ч. убытки, т.р.   -1584 -
8. Рентабельность затратная, % 1,1 - +1,1
9. Рентабельность общая, % 8,05 - +8,05

 

Из таблицы 8.6 видно, что в 1999 г. за счет роста доходов основной деятельности и прочих доходов появилась прибыль в размере 3122 т.р., и предприятие вышло в число рентабельных, но затраты на производство по-прежнему остаются очень большими (в основном за счет расходов на заработную плату).

Основные экономические показатели филиала за соответствующие периоды его деятельности отражены в таблице 8.7.

 

Таблица 8.7 – Основные экономические показатели филиала «Новосибирский телеграф» за 1999 и 1998 гг.

Наименование показателей Значение показателей по годам Прирост 1999/98 Темп роста, %
   
1. Валовый доход, т.р.       125,7

Продолжение таблицы 8.7.

Наименование показателей Значение показателей по годам Прирост 1999/98 Темп роста, %
   
2. Объем реализации услуг связи населению, т.р.       133,3
3. Доходы от основной деятельности, т.р.       113,4
4. Среднегодовая численность работников основной деятельности, ед. 907,6 907,5 +0,1  
5. Затраты на производство, т.р.       117,1
6. Себестоимость 1 р. доходов, коп. 125,3 121,3 +4 103,3
7. Среднегодовая стоимость ОПФ, т.р.       112,4
8. Фондовооружённость, р.       112,4
9. Фондоотдача, коп. 142,8 141,6 +1,2 0,8
10. Прибыль - всего, т.р.   -1584   -
11. Рентабельность затратная, % 1,1 - +1,1 +1,1
12. Рентабельность общая, % 8,05 - +8,05 +8,05

 

По данным вышеприведенной таблицы в 1999 году произошло улучшение основных экономических показателей предприятия.

Валовой доход вырос в абсолютном выражении на 4849 т. р. (в основном за счет доходов от основной деятельности).

В связи с тем, что рост затрат немного превышает рост доходов, себестоимость 1 рубля доходов повысилась на 3,3%.

Среднегодовая стоимость основных фондов в 1999 году увеличилась в связи с приобретением дорогостоящего оборудования для реконструкции производственных мощностей телеграфа.

Положительным результатом деятельности производства можно считать улучшение фондообразующих показателей:

- увеличение фондовооруженности на 12,4 %;

- увеличение фондоотдачи по доходам на 0,8 %. (за счет того, что рост валового дохода опережает рост среднегодовой стоимости основных фондов).

Несмотря на значительно возросшие затраты на производство (на 10143 т.р.), вызванные повышением цен на материалы и запчасти, а также увеличением фонда оплаты труда, рост прибыли в 1999 году к предыдущему периоду в абсолютном выражении составил 3122 т. р.

Затратная рентабельность увеличилась на 1,1 пункт, общая - на 8,05 пункта.

Дальнейший анализ целесообразно провести по подкритерию 10б -Производственные показатели предприятия.

Как было указано ранее, потребительские свойства услуг связи характеризуются соответствующей группой показателей качества. В этой системе за основу принимаются показатели, которые отражают наиболее значимые с точки зрения потребителей свойства.

Для телеграфной отрасли это, прежде всего, контрольные сроки прохождения сообщения в системе связи и качественная обработка телеграфной корреспонденции.

В таблице 8.8 приведен сравнительный анализ показателей качества рассматриваемого предприятия за соответствующие периоды его деятельности.

 

Таблица 8.8 – Качество работы средств связи

Наименование показателей Значение показателей по годам В том числе по кварталам
    I II III IV
1. Передано телеграмм - всего            
2. Из них передано в контрольные сроки            
3. Процент телеграмм, переданных в контрольные сроки 99,998 99,997 99,999 99,996 99,999 99,997
4. Доставлено телеграмм – всего            
5. Из них доставлено в контрольные сроки            
6. Процент телеграмм, доставленных в контрольные сроки 99,12 99,06 98,90 99,27 99,17 99,14
7. Обработано телеграмм (исходящих, входящих, транзитных) – всего            

Продолжение таблицы 8.8.

Наименование показателей Значение показателей по годам В том числе по кварталам
    I II III IV
8. Из них обработано с браком, выявленным по служебной переписке и жалобам            
9. Число случаев брака на 1000 телеграмм 0,010 0,014 0,012 0,011 0,009 0,010

 

Процент замедленных телеграмм на предприятии составил в 1999году против уровня 1998 года - 0,003.

Процент замедленных телеграмм на доставке составил 0,88 против уровня 1998 года - 0,94. Показатель значительно улучшен, но не достиг установленного предела 0,85, утвержденного в анкете намерений руководителя телеграфа.

В 1999 году обработано с браком, выявленным по служебной переписке, 80 телеграмм, за тот же период 1998 года было обработано с браком 130 телеграмм, показатель также улучшен.

В рассмотренной системе единичных показателей одни из них (контрольные сроки) характеризуют качество услуг, а другие (брак, выявленный по служебной переписке) – количественную меру их нарушений.

Для оценки качества необходимо систематически проводить учет качества услуг по всей системе показателей, чтобы определить пути дальнейшего улучшения. С этой целью специалистами телеграфа в 2000 году проведены следующие мероприятия:

1. Установлен маршрутизатор Cisco 2511 в центре коммутации сообщений, что позволило увеличить доступ к информационной сети Интернет и облегчить выход со стороны клиентов соответствующей сети.

2. Произведена замена 100 таксофонов «Экситон-201» на «Экситон-201М» с целью упрощения процесса установления соединения с междугородних телефонов-автоматов.

3. Произведены работы по расширению серийного номера доступа к узлу Интернет, что позволило уменьшить количество отказов на сети, а также сократить время ожидания.

4. Проводится ежедневный мониторинг работоспособности телеграфных связей и мониторинг с целью своевременного выявления неработоспособных междугородних таксофонов и оперативного устранения неисправностей.

5. В отделениях электросвязи внедрены автоматизированные переговорные пункты (АПП). Это позволило значительно снизить трудозатраты со стороны эксплуатационного персонала и повысить культуру обслуживания клиентов.

6. Проводится проверка магистральных каналов и абонентских линий на наличие искажений с целью своевременной корректировки технических характеристик межстанционных участков.

Вышеперечисленные мероприятия, безусловно, оказывают свое влияние на улучшение качества прохождения телеграфных сообщений.


Конкретная ситуация: «Самооценка деятельности
АО «Хантымансийскокртелеком»

Проблема: В АО «Хантымансийскокртелеком» была проведена самооценка деятельности по критериям Премии Министерства связи России в области качества. Самооценка за 1998-1999 г.г. проводилась с целью анализа сложившейся на предприятии ситуации и определения путей дальнейшего совершенствования.

Однако после завершения работ по самооценке руководство предприятия решило представить ее результаты для участия в конкурсе по модели Премии Министерства связи России в области качества, для чего группе качества и руководителям, ответственным за соответствующие направления деятельности, отраженные в отчете, предложено предварительно еще раз проанализировать представленные материалы (кроме критерия 6, т.к. работы по созданию системы качества и подготовка к сертификации еще не завершены; и критерия 10, т.к. эти материалы непосредственно не отражают деятельность в области качества и не нуждаются в дополнительном анализе).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.054 с.)