Сертификация товаров и услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сертификация товаров и услуг



Сертификация — это процедура, удостоверяющая качество продукции.

Современное понятие сертификация было предложено специальным комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО) в 1982 г. в следующей формулировке: «сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие (услуга) соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу».

Обычно в практике производства участвуют две стороны: водитель товара и потребитель. Продавец — это посредник, он обслуживает процесс продажи, т.е. создает услугу, которая тоже может быть сертифицирована, но к качеству продукции это отношения не имеет.

Сертификация — это действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила от государства право удостоверять качество продукции — товара или услуги.

Все государства мира участвуют в международной торговле. Каждая страна заинтересована в удостоверении качества своих товаров путем их сертификации в соответствующих органах на своей территории и заботится о том, чтобы ее сертификаты признавались другими странами. Весьма важны в настоящее время международные соглашения о взаимном признании сертификатов разными странами и международный арбитраж в этой области. Их основу образуют системы международных стандартов.

Сертификат — это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны, например, путем отчуждения товаров, кото­рые могут составить конкуренцию своим товаропроизводителям. Например, страны так называемого дальнего зарубежья используют систему сертификации для защиты своих рынков от конкуренции товаров из стран СНГ.

Недостаточное внимание к вопросам сертификации приводит к возникновению проблем в экспорте товаров и большим потерям. Можно привести следующие примеры:

в США шампанское, производимое во Франции и имеющее сер­тификат, стоит 25—30 долл. Украинское шампанское того же уровня качества стоит 5 долл., так как сертификата не имеет;

тульский завод «Штамп», опасаясь непризнания российского сертификата на баллоны для огнетушителей, несмотря на их высокое качество, тратит большие средства на получение сертификата в Гер­мании, где организация предполагает сбыт;

итальянская фирма построила в Запорожье завод по производ­ству труб для бурения скважин и по невнимательности заказчика не выдала сертификат качества; теперь из-за отсутствия сертификата сбыт труб в Италию и во всю Западную Европу запрещен.

Стандартизация требований к качеству. Международные органы стандартизации в период с 1920 по 1980 г. провели большую работу и создали современную систему обеспечения качества в виде меж­дународных стандартов серии ИСО — 9000, определяющих требова­ния к совокупности служб, оборудования и документации, опреде­ляющих решение задач, обеспечивающих качество выпускаемой про­дукции.

Система обеспечения качества, нашедшая отражение в серии стандартов ИСО — 9000, в своем развитии прошла этапы, которые можно охарактеризовать следующим образом:

1. 1920 г. — осмотр, контроль при поступлении материалов, про­межуточный и окончательный контроль.

2. 1930 г. — осмотр, технико-статистические методы, контроль производственных процессов.

3. 1950 г. — улучшение качества изготовления и управление им (осмотр с контролем средств проверки, контроль производственных процессов, определение причин и последствий, технико-статисти­ческие методы, планирование проверок).

4. 1970 г. — интегрированный контроль качества (обеспечение качества при изготовлении, обеспечение качества в опытно-конст­рукторской сфере). Улучшение качества опытно-конструкторских работ и управление им (планирование качества опытно-конструк­торских работ, оценка качества чертежей, анализ испытаний, ана­лиз дефектов и рекламаций заказчиков).

5. С 1980 г. — обеспечение качества как стратегия работы предприятия.

Уровни сертификации. Сертификация имеет три следующих уровня:

1. Сертификация отдельно взятой продукции. 2. Сертификация производственного технологического процесса. 3. Сертификация производственной системы качества.

Может сертифицироваться отдельная продукция, например, молоток для выполнения слесарных работ, напильник. Изделие, бранное из отдельных узлов и деталей, например, двигатель, может получить сертификат, если сертификаты имеются на все покупные комплектующие изделия.

Сертификат можно получить на технологический процесс, вид отдельного производства — совокупность технологических процессов, на систему обеспечения качества товара. Последнее считает высшим уровнем сертификации. Сертификация может выполнятся по различным схемам, с различной степенью ответственное производителя. Различают добровольную и обязательную сертификацию.

Юридическая основа сертификации. В России имеется ряд законов, определяющих права производителя, потребителя и треть стороны, выдающей сертификат:

1. Закон о защите прав потребителей является базовым, он устанавливает права покупателя, механизм обеспечения этих прав и меру ответственности лиц, ответственных за нарушение качества.

2. Закон о сертификации определяет документацию, удостоверяющую качество, процедуру удостоверения качества, ее соответствие определенному нормативному документу (государственному стандарту, техническим условиям).

3. Закон о стандартизации помогает реализации двух первых актов.

4. Закон о единстве измерений создает материальную базу процессов сертификации и стандартизации.

На рис. 9.1 приведена схема взаимосвязи законов, определяющих качество продукции.

 


Рис. 9.1. Схема взаимосвязи российских законов, определяющих качество

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.005 с.)