Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аттестация и оценка деятельности поставщиков

Поиск

Первоначальная аттестация поставщика. После выбора поставщика, но до принятия решения о поставках больших объемов про­дукции на постоянной основе, продукция поставщика должна пройти проверку на соответствие самым различным установленным крите­риям. Такая проверка зависит от сложности изделия, новизны тех­нологии производства, значения изделия, с точки зрения его эксп­луатации, и других аналогичных обстоятельств.

Проверка начинается с представления нескольких образцов, ко­торые подвергаются физическим, функциональным испытаниям, испытаниям на долговечность и эксплуатационную пригодность. Целью таких испытаний является определение способности постав­щика производить продукцию приемлемого качества. Производствен­ные возможности поставщика могут быть подтверждены образца­ми, взятыми непосредственно на производстве.

После положительной оценки образцов поставщику дается раз­решение на подготовку производства. После завершения этой рабо­ты поставщик обычно производит несколько небольших партий продукции или даже одно изделие, если оно сложное и дорогосто­ящее, проверяя изделие после его производства, изменяя при этом оснастку и производственный процесс до тех пор, пока не будет изготовлено изделие приемлемого качества.

На этом этапе поставщик готов предоставить заказчику возмож­ность проверки технологии и оснащения. Недостаточно ответственное отношение к этому процессу влечет за собой возникновение многих серьезных проблем. Количество образцов оснастки должно быть до­статочно большим и выбираться произвольно в процессе производ­ства. Определению изменчивости процесса должна предшествовать оценка как минимум пяти—восьми образцов, однако большее чис­ло образцов позволяет определить изменчивость процессов. В любом случае заказчик должен быть осведомлен о режиме, в котором экс­плуатируют оснастку, и проинформирован о любых отклонениях от установленных требований. В процессе производства необходимо при­сутствие технолога заказчика, который произвольно выбирает об­разцы оснастки и оборудования для наблюдения.

Нарушение одного из вышеизложенных положений может при­вести к неправильной оценке заказчиком оснащения производства, что впоследствии явится результатом большого количества дефек­тов при крупных производственных поставках. Иногда проверяют один автомат из десятков, используемых поставщиком для произ­водства, что совершенно недостаточно для определения изменчи­вости процесса.

Результаты проверки оснастки поставщика должны направляться заказчику вместе с деталями, обработанными с помощью прове­ряемой оснастки, что позволяет на этом этапе решить проблему адекватности проверки. Даже определение заказчиком соответствия всех параметров требованиям технической документации не ис­ключает возможности модификации оснастки. Например, все за­меры параметра отвечали требованиям технической документации, однако были близки к одному из допустимых пределов, или заме­ры параметра были самыми различными и охватывали практичес­ки весь допустимый интервал допусков. В то же время модифика­ция оснастки, которая представляется целесообразной в результа­те анализа данных, может быть дорогостоящей или сопряженной с определенными трудностями. В этом случае проектировщики заказ­чика могут рассмотреть возможность включения незначительного изменения в проект, если такое решение не скажется отрицатель­но на функции конечного изделия. В любом случае должно быть ясно, что принятие образца требует проведения весьма тщательного анализа данных, подтверждающих готовность поставщика начать массовое производство.

Комплектующие изделия поставщика могут поступать на производственную линию заказчика. В этом случае значительное количество деталей используется в изделии заказчика при тщательно проводимом контроле, а конечные изделия проверяются в процессе заключительных испытаний с целью определения возможности ухудшения их качества. Экспериментальные партии также проходят через производственный процесс с целью определения их надежного функционирования в производстве сборного изделия заказчика, особенно если производство автоматизировано и чувствительно к незначительным изменениям в комплектующих изделиях.

На некоторых предприятиях после начала производственных поставок ориентируются на конечный оценочный критерий. Такая ориентация принимает форму «аттестации» данного изделия, поставщика после предварительно установленного числа бездефектных поставок или по прошествии нескольких месяцев. Э рискованно. Под аттестацией поставщика может иметься в виду достижение цели, после которой заказчик и поставщик начинают уделять внимание более неотложным проблемам. Риск заключается в ослаблении контроля только в результате приемки комплектующих изделий заказчиком, а не в результате достижения долгосрочной стабильности функционирования процесса. Постоян­ный контроль процесса, описанный выше, является абсолютно необходимым. Аттестация поставщика является, по своей сути, началом постоянного усовершенствования процесса, а не конеч­ным его этапом.

Отчеты о качестве продукции поставщика. Заказчик обязан обеспечить поставщика непрерывно поступающей информацией о качестве их работы. Такая информация должна быть своевременной, чет­кой, последовательной и направляться заинтересованным в ней специалистам поставщика.

Своевременность представления информации зависит от степе­ни ее важности. Уведомление об обнаружении дефектной продук­ции должно направляться незамедлительно или, по крайней мере, через несколько часов после обнаружения дефекта. Нет ничего пре­досудительного в заблаговременном предупреждении поставщика о возможном возникновении проблемы, степень серьезности которой еще не установлена заказчиком. Подобное предупреждение позво­лит поставщику заблаговременно проверить процесс и остановить производство, если проблема действительно имеет место. Кроме того, мнение поставщика имеет большое значение для выявления наибо­лее вероятных причин возникновения проблемы и ускорения всего процесса корректирующих воздействий.

Не менее важным является регулярное представление информа­ции о качестве работы поставщика при отсутствии проблем. Даже те поставщики, продукция которых отвечает предъявляемым требова­ниям на 100%, должны регулярно получать информацию, подтвер­ждающую удовлетворительный уровень качества выпускаемой ими продукции. Отчеты, содержащие такую информацию, должны обнародоваться, по крайней мере, ежемесячно.

Отчеты должны включать четкую информацию, особенно при обнаружении дефектов. Такая информация, как номера поставок, точное указание объемов поставок и характеристика дефектов, имеет исключительно важное значение для поставщика при принятии не­обходимых мер. Для заказчика представляется важной информация, включающая фамилию контролера, выявившего проблему или осуще­ствившего первоначальные замеры, описание используемого обо­рудования или методов контроля и конечное распределение изде­лий. Подобная информация может быть весьма полезной при реше­нии повторяющихся проблем, долгосрочном управлении производ­ственной деятельностью поставщика и рассмотрении проблем, воз­никающих при эксплуатации конечного изделия.

Требование, устанавливающее последовательность представления информации о характеристиках продукции поставщика, может явить­ся результатом возникновения серьезной проблемы, поскольку раз­личные представители заказчика не могут находиться в постоянном контакте с поставщиком. Для поставщика серьезна проблема полу­чения противоречивой или непоследовательной информации. Обес­печение представлений последовательной информации является обязанностью покупателя.

Представление последовательной информации на долгосрочной основе имеет большое значение при подготовке отчетов о деятель­ности поставщика. Поскольку заказчики стремятся к совершенство­ванию своих систем, обеспечивающих управление качеством вход­ных материалов, происходят необходимые изменения принципов выборки образцов, процедуры устранения отбракованной продук­ции, методов контроля. Многие из этих изменений могут вызвать перемены в оценке качества продукции поставщика без включения изменений в производственный процесс.

Заказчикам зачастую не удается представить информацию о дея­тельности поставщика непосредственно тем, кто занимается этими вопросами. Отчеты о качестве выпускаемой продукции обычно на­правляются специалистам поставщика, которые занимаются про­блемами качества. Но в таких отчетах заинтересованы производствен­ники и специалисты, занимающиеся реализацией продукции. Отче­ты должны направляться и руководству высшего звена, которое оказывает наиболее эффективное воздействие на определение политики всей организации в области обеспечения качества. Нередки случаи, когда заказчики обращаются за помощью к руководителю высшего звена как к последней инстанции в отчаянной попытки решить хроническую проблему качества и узнают, что он впервые слышит об этой проблеме. Вину за подобную ситуацию можно равной степени распределить между заказчиком и поставщиком.

Количественная оценка деятельности поставщика. Качество наря­ду со своевременностью поставки и расходами является одним трех критериев оценки деятельности поставщика. Всесторонняя система оценки качества поставщика должна включать все эти три критерия.

Существует много методов оценки деятельности поставщика. Предпочтительным представляется применение простого метол позволяющего произвести общую оценку отдельных показателей качества, своевременности поставки и уровня расходов.

Каждый из этих показателей может отличать свойственная ему сложность. В прошлом оценки качества основывались зачастую на допустимых нормах брака в партии. Однако при ориентации на нулевую дефектность более целесообразными представляются допустимые нормы брака из расчета нескольких единиц на миллион. Но сплошной контроль продукции, необходимый для точного определения норм брака из расчета нескольких единиц на миллион, обычно не является экономичным. Поэтому можно рекомендовать показатель качества, основанный на результатах постоянно проводимых проверок системы управления процессом производства поставщика. Показатель качества поставщика должен отражать любые проблемы, возникшие после приемки изделий, как на производственной линии, так и в условиях эксплуатации.

В соответствии с оценками качества различные дефекты мог определяться по-разному, а именно: критические, значительные и незначительные, или второстепенные. Однако такие второстепенные дефекты, как неправильная или некачественная упаковка, незначительные отклонения в «нефункциональных» размерах, могут заклинить автомат, отрицательно сказаться на системе транспорти­ровки, явиться причиной переделки оборудования. Таким образом, классификация дефектов не представляется реалистичной. Все де­фекты в равной степени могут отрицательно сказаться на качестве выпускаемой продукции в условиях высокоэффективного производ­ства. Кроме того, понятие несущественного дефекта не отвечает ориентации на нулевую дефектность.

Самым простым для расчета показателем является показатель качества поставки. Необходимо установить конкретные допустимые пределы, обусловливающие своевременную поставку. Самая простая система предусматривает подразделение поставок на своевременные и несвоевременные. Более сложная система предусматривает наложение различных штрафов в зависимости от того, является ли поставка преждевременной или запоздалой. Преждевременная по­ставка также подпадает под категорию несвоевременных, посколь­ку она означает избыточный запас и трудности, связанные с разме­щением поставленной продукции.

Определение показателя расходов поставщика может быть как весьма затруднительным, так и отчасти произвольным. Показатель, сопоставляющий несколько цен поставщика с самыми низкими расходами, является привлекательным, однако это может привести к случайному разглашению конфиденциальной информации о по­ставщике. Кроме того, ориентация на меньшее число поставщиков снижает значимость такого показателя. В основе другого подхода к определению показателя расходов может лежать определение эф­фективности деятельности поставщика по отношению к запланиро­ванному сокращению затрат, если такое положение закреплено дол­госрочным контрактом. Однако наилучшим решением при опреде­лении показателя расходов поставщика является сопоставление фак­тических цен с оценочной стоимостью.

 

ЧАСТЬ II



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.132.71 (0.008 с.)