Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно-экономические основы управления качеством↑ Стр 1 из 27Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
УДК 338.45(075.8) ББК 65.29я73 Б 27 Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Б 27 Учебник. - М: ИНФРА7М, 2001. - 212 с. - (Серия «Высшее образование»).
ISBN 5-16-000448-3
Книга представляет собой профессиональный курс управления качеством. Охватывает весь комплекс проблем и методов управления качеством продукции, услуг и работ, процессов и систем управления. Соответствует требованиям действующих российских образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях», а также основным требованиям программ курсов, читаемых в университетах США и Японии. Обобщает мировой и российский опыт, в том числе накопленных в военно-промышленном комплексе, материалы международных и российских стандартов, показывает возможности их применения на практике. Включает методики организации совершенствования деятельности и сертификации производства. Для студентов, аспирантов, преподавателей экономических вузов и факультетов, предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий и организаций, учреждений органов власти и управления.
ББК 65.29я73
ISBN 5-16-000448-3
ÓБасовский Л.Е., Протасьев В.Б., 2000, 2001
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 6 ЧАСТЬ I. 9 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ... 9 Глава 1. 9 Качество и конкурентоспособность. 9 в условиях рынка. 9 Качество — всемирное поле конкуренции на пороге XXI века. 9 Японские подходы к качеству. 12 Административный и экономический подходы к. 13 управлению качеством.. 13 Эволюция технологий и понятия качества. 14 Новая политика 100%-го качества. 18 Глава 2. 20 Совершенствование деятельности. 20 Предприятия. 20 Основные направления совершенствования деятельности. 20 Деятельность высшего руководства. 23 Формирование стратегии, тактики. 29 и краткосрочное планирование. 29 Глава 3. 34 Руководство улучшением деятельности. 34 Руководящие органы.. 34 Работа совета по улучшению деятельности. 36 Оценка текущих требований и достигнутых результатов. 39 Агитация и обучение. 42 Объекты, ресурсы и методы руководства. 44 Глава 4. 48 Участие управленческого персонала. 48 в совершенствовании деятельности. 48 организации. 48 Роль управленческого персонала. 48 Коллективное управление. 50 Обучение управленческого персонала. 54 Самоаттестация. 60 Глава 5. 63 Коллективное участие в совершенствовании. 63 Деятельности. 63 Групповой подход. 63 Группы по совершенствованию деятельности подразделений. 63 Характеристики групп. 65 Кружки качества. 69 Группы по совершенствованию процессов. 72 Целевые группы.. 72 Деятельность групп. 73 Совершенствование в рамках подразделения. 77 Глава 6. 79 Управление персоналом в процессе. 79 совершенствования деятельности. 79 Принципы организации и оплаты труда. 79 Планирование карьеры.. 82 Программы выдвижения предложений и улучшения работы.. 84 Признание заслуг и вознаграждение. 87 Программы дополнительных выплат деньгами и разделения прибыли. 89 Общественное признание. 92 Глава 7. 94 Совершенствование систем управления. 94 Организация управления процессами. 94 Статистическое регулирование процессов и системный подход. 96 Аттестация процессов. 99 Деятельность групп по совершенствованию процессов. 103 Функционирование системы обеспечения качества. 105 Обеспечение качества функционирования систем управления. 106 Глава 8. 110 Привлечение поставщиков к процессу. 110 совершенствования деятельности. 110 Контрактное взаимодействие с поставщиками. 110 Обучение и поощрение поставщиков. 112 Контроль поставщиков. 115 Аттестация и оценка деятельности поставщиков. 118 ЧАСТЬ II. 123 КВАЛИМЕТРИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ... 123 Глава 9. 123 Стандарты и сертификация товаров и услуг. 123 Сертификация товаров и услуг. 123 Закон Российской Федерации о сертификации. 125 Закон Российской Федерации о единстве измерений. 128 Закон Российской Федерации о стандартизации. 129 Стандарты Международной организации по стандартизации. 130 Глава 10. 135 Методы определения показателей качества. 135 Методы измерения показателей качества. 135 Экспертные методы.. 135 Ранжирование шести объектов методом попарного сравнения. 136 Шкала Мооса. 137 Влияние на результаты экспертизы состава экспертов. 137 Данные для оценки согласованности мнений пяти экспертов. 138 Причинно-следственные диаграммы Исикавы.. 139 Аналитический метод определения весовых показателей. 140 Потребительский и производственный допуски. 141 Глава 11. 142 Анализ качества продукции. 142 Социологический метод проведения экспертизы.. 142 Комплексные показатели качества. 143 Итоги опроса потенциальных покупателей утюгов. 143 Да. 143 Да. 143 Комплексные показатели качества. 145 Среднее. 145 Показатели качества вольтметров. 146 Комплексные показатели качества вольтметров. 146 Использование диаграмм Парето. 147 Данные о браке в производстве кровельных листов. 148 Данные о браке в производстве дисковых пил. 150 Глава 12. 151 Статистическое регулирование процессов. 151 Контрольные карты.. 151 Построение - карты.. 151 Данные контроля, необходимые для построения контрольной карты.. 152 Коэффициенты для расчета контрольных границ. 153 Выборочный контроль. 154 Биноминальное распределение. 155 Гипергеометрическое распределение. 158 Распределение Пуассона. 158 Сопоставление распределений. 158 Глава 13. 159 Выборочный приемочный контроль. 159 и качество измерений. 159 Приемочный контроль. 159 Оперативная характеристика плана приемочного контроля. 160 Качество измерений. 163 Результаты измерений одного и того же параметра. 166 Глава 14. 167 Анализ качества деятельности предприятия. 167 Матрицы анализа функционирования производственных систем.. 167 Оценка качества проектов. 169 Качество технологии. 171 Глава 15. 177 Сертификация производства. 177 Проведение работ по сертификации производства. 177 Структура типовой методики проверки. 178 производства при сертификации. 178 Документация к матрице качества. 180 ТПП-МТО.. 180 ТПП-ПР. 180 ТПП-УПХ.. 180 Сводная таблица показателей качества. 182 Схемы сертификации и их выбор. 183 Схемы сертификации. 184 Номограмма выбора номера схемы сертификации. 186 Методика выбора схемы сертификации. 186 Таблица 15.5. 189 Рекомендации по выбору схем сертификации. 189 Рекомендуемая литература. 192 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.. 193 ИДО Учебный курс "Управление качеством" спец. 061100 и 061500. 193 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ... 194 Учебник. 194 ВВЕДЕНИЕ Подготовка квалифицированных менеджеров во всем мире предусматривает изучение и освоение современных методов управления качеством продукции, товаров, услуг и работ, процессов и систем управления. Российские стандарты высшего образования предусматривают изучение студентами экономических вузов и факультетов дисциплины «Управление качеством» или дисциплины «Управление качеством продукции». В книге отражены темы, разделы и понятия в области управления качеством, соответствующие требованиям образовательных стандартов по специальностям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятиях». Рассмотрены, кроме того, вопросы, изучение которых считается в настоящее время необходимым при подготовке менеджеров в вузах Японии и США. Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом — это концепция, получившая в англоязычной литературе название Total Quality Management (TQM). На смену идеям Тейлора, возникшим в начале века и, к сожалению, активно используемых в российской практике, Пришли новые концепции и принципы управления качеством, значительная часть которых уже нашла отражение в международных стандартах. Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000: Первый принцип — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка. Второй принцип — роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством. Третий принцип — вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях. Четвертый принцип — процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип — системный подход к управлению. Всоответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей». Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода. В стандартах ИСО 9001 и QS-9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб. Шестой принцип — постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления. Седьмой принцип — принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования. Восьмой принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам. Необходимо иметь в виду, что современная концепция управления качеством — это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах. Предлагаемая Вашему вниманию книга имеет практическую направленность, основывается на развитии применительно к российским условиям представлений, сформировавшихся в результате ответа американского менеджмента на «японский вызов», наиболее удачно обобщенного в свое время Джеймсом Харрингтоном в книге «Управление качеством в американских корпорациях», на представлениях современной эволюционной экономической теории. В книге дано систематическое изложение предмета, рассчитанное на студентов и преподавателей, практиков — руководителей и специалистов предприятий и учреждений, предпринимателей, желающих ознакомиться, изучить суть, функции, основные методы и методики управления качеством продукции и качеством деятельности, ознакомить с юридическими положениями и стандартами, регламентирующими работу в этой области. При подготовке книги ставилась задача изложить предмет глубоко, но кратко и просто. Первый раздел книги, главы с первой по восьмую, написан профессором Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, доктором наук Л. Е. Басовским, второй раздел книги, главы с девятой по пятнадцатую, написан профессором Тульского государственного университета, доктором наук Д Б. Протасьевым.
ЧАСТЬ I Глава 1. В условиях рынка
Японские подходы к качеству Из числа развитых стран с рыночной экономикой осознание всей важности проблемы качества на современном уровне произошло сначала в Японии. Один из основателей движения за качество в Японии, профессор Каору Исикава указывал, что нельзя экономить на качестве, поскольку «качество само является экономией»6. В Японии решение проблемы качества было весьма успешным. Управление качеством возвели в ранг государственной политики. Основным направлением стало вовлечение в деятельность по обеспечению качества самих исполнителей, работников в сотрудничестве с контролерами качества на рабочем месте. В Японии сумели сделать доступными для рабочих сложные статистические методы и, самое главное, убедить работников, что проблема качества — это проблема каждого японца. Была создана модель управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятии; этот процесс осуществляется всем ее персоналом от президента до работников первой линии. Сформулированные в 1967 г. особенности японской системы управления качеством являются основополагающими во всем мире и в настоящее время7: 1) всеобъемлющее управление качеством на уровне фирмы, участие в нем всех работников; 2) подготовка и повышение квалификации кадров в области управления качеством; 3) деятельность кружков качества; 4) инспектирование и оценка деятельности по управлению качеством; 5) использование статистических методов; 6) общенациональная программа по контролю качества. Особенности японской системы управления качеством изучаются во всех странах. Необходимо добавить, что в Японии персонал многих предприятий имеет очень высокую квалификацию, рабочие знают основы высшей математики, ряд других дисциплин, которые во многих странах изучают только в высшей школе. Такой уровень компетенции в сочетании с высочайшей технологической дисциплиной обеспечивает наивысший уровень качества.
Управлению качеством Все многообразие подходов к управлению качеством можно подразделить на два основных направления. Административный подход. Предполагается повышение качеств выпускаемой продукции до 100%. Качество продукции расчленяете по стадиям цикла жизни продукции, изделия. Цикл жизни изделия8 начинается с маркетинговых исследований и разработок, включает производство, реализацию, эксплуатацию и утилизацию или потребление. Выделяются и исследуются этапы и операции, наиболее способствующие образованию дефектов. Возникающие дефекты разбиваются по видам. Для всех видов дефектов предлагаются меры по предотвращению образования дефектов и| доведению уровня качества до 100%. При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое необходимо устранить любой ценой. Экономический подход к проблеме качества основывается на чисто экономической точке зрения. Работа по предотвращению образования дефектов проводится примерно так же, однако при этом расчетный уровень качества продукции ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат для его достижения. Рубль, вложенный в обеспечение качества, может на каком-то начальном этапе работы принести десятки, а то и сотни рублей дохода. По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит снижение соответствующей отдачи на вложенную денежную единицу. Увеличение затрат на обеспечение качества приводит к тому, что на каждый вложенный рубль полученный эффект также будет равен одному рублю дополнительного дохода. При больших затратах вложения будут давать меньшую отдачу. Этот предел при экономическом подходе позволяет выбрать оптимальный уровень качества. Затраты предприятий, связанные с браком и отказами отдельных изделий в процессе производства и эксплуатации, относят к неизбежным потерям. Исторически раньше возникло административное управление качеством. По мере развития технологий, появления наукоемких производств затраты на обеспечение качества стали сравнивать с тем эффектом, который от него ожидают. Произошла трансформация понятия «качество» в экономическую категорию. Это не означает, что от концепции административного управления качеством отказались, как некоторые ошибочно полагают9. Многие принципы концепции административного управления продолжают оставаться основополагающими. Однако они обогатились экономическим содержанием.
Таблица 1.1 Таблица 1.2 Влияние суммарных затрат по этапам жизни изделия на обеспечение уровня качества
Например, такие разные американские компании, как АТТ, «Эйвон», «Корпинг Гласе», «Дженерал Моторз», «Хьюлетт-Паккард», «ИБМ», «Полароид» разработали единые для них десять основных направлений в области управления качеством16: 1. Достижение заинтересованности руководства высшего звена. 2. Создание руководящего совета по улучшению качества. 3. Вовлечение всего руководящего состава. 4. Обеспечение коллективного участия в повышении качества. 5. Обеспечение индивидуального участия в повышении качества. 6. Создание групп совершенствования систем, регулирования процессов. 7. Более полное вовлечение поставщиков в борьбу за качество. 8. Меры обеспечения качества функционирования системы управления. 9. Краткосрочные планы и долгосрочная стратегия улучшения работы. 10. Создание системы признания заслуг. Эти направления отражают суть организационно-экономических основ управления качеством. Глава 2. Предприятия Глава 3. Руководящие органы Руководящий совет по улучшению деятельности. Руководство процессом улучшения деятельности организации осуществляется коллегиальным руководящим органом — советом или комиссией по улучшению работы. Высшие управляющие назначают своих представителей для разработки и внедрения процесса улучшения работы. «Лидер» процесса является представителем руководителя организации в совете и, как правило, его председателем. Административная группа по улучшению работы. Для активизации процесса руководитель организации должен уведомить всех высших управляющих о том, что они должны стать активными членами административной группы, которую он должен возглавить. Эта группа отвечает за оценку и утверждение стратегии улучшения деятельности, которую разрабатывает руководящий совет, и реализацию одобренных мероприятий в своих подразделениях. Группа анализирует состояние дел с реализацией процесса улучшения и определяет все основные расходы, а также затраты времени персонала. Регулярное участие в деятельности данной группы отражает важность, придаваемую высшим руководством процессу улучшения деятельности. Задачи совета. Задачами руководящего совета по улучшению деятельности являются разработка процесса улучшения и основных направлений, создание учебных программ, оценка достигнутых результатов и оказание помощи в реализации процесса. Совет обеспечивает эффективное внедрение процесса во всех подразделениях. Руководитель организации может поставить задачи перед советом следующим образом: 1. Выработка стратегии по реализации процесса улучшения деятельности. 2. Обеспечение руководства его внедрением. 3. Отладка процесса для обеспечения соответствия изменениям в деятельности предприятия. Состав совета. В руководящем совете должны быть представлены все функциональные подразделения организации, поскольку каждое из них имеет сложившиеся связи в рамках сложившейся структуры. Эти связи влияют на уровень производительности труда и качество работы в смежных областях. Членами совета должны быть работники, которые занимают ведущие позиции в реализации новых идей, понимают, необходимость усовершенствований, пользуются уважением остальных членов коллектива, разделяют концепцию предотвращения ошибок. Члены совета: 1) представляют свои функциональные подразделения в руководящем совете и имеют полномочия для вовлечения данного подразделения в реализацию процесса улучшения работы; 2) являются инициаторами процесса улучшения работы в своих функциональных подразделениях; 3) координируют проводимые работы, сообщают о развитии процесса руководству и оценивают достигнутые результаты. Руководящий совет должен быть достаточно большим, чтобы представлять каждое функциональное подразделение, но и достаточно малочисленным для обеспечения эффективной работы. За исключением председателя, который должен постоянно заниматься всеми сторонами процесса улучшения деятельности, все остальные члены совета работают в нем по совместительству. Если все работники предприятия являются членами профсоюза, весьма желательно, чтобы в руководящий совет входили представители профсоюза. Рабочие заседания совета. Первое рабочее заседание руководящего совета представляет собой трехдневное мероприятие, на котором члены совета знакомятся с концепцией улучшения работы и могут открыто обсуждать проблемы с качеством, накопившиеся на предприятии. Такое заседание должно проводиться в спокойной обстановке вне стен организации. Необходимо, чтобы его вел опытный консультант по вопросам улучшения деятельности. Первоначальное заседание имеет очень важное значение, поскольку оно способствует упрочению связей между членами совета и более глубокому пониманию ими существующих в разных подразделениях проблем. Можно указать следующую типичную повестку дня такого заседания для предприятия: 1. Открытие. (Руководитель предприятия.) 2. Зачем совершенствовать деятельность? (Заместитель руководителя.) 3. Конкурентоспособность. (Руководитель по маркетингу.) 4. Мировые тенденции в области качества. (Лекция консультанта.) 5. Суть процесса улучшения работы. (Лекция консультанта.) 6. Анализ причин неуспехов предприятия. (Семинар с консультантом.) 7. Вечерние задания для рабочих групп по разработке планов действий в соответствии с проведенным анализом. (Три-четыре группы.) 8. Представление и обсуждение рекомендаций групп. (Выступления представителей групп.) 9. Обзор методов улучшения работы. (Лекция консультанта: Подсчет потерь вследствие низкого качества продукции. Статистические методы. Методы решения проблем. Совершенствование деятельности служащих. Методы контроля процессов.) 10. Разбивка на небольшие группы для вечерней работы по разбору примеров и формулированию плана рекомендуемых действий. 11. Представление и обсуждение рекомендаций групп. (Члены групп.) 12. Ознакомление с успешным опытом реализации процесса улучшения деятельности. (Представитель другого предприятия.) 13. Разработка плана действий на последующие три месяца. — Руководящий совет по улучшению деятельности. 14. Подведение итогов. («Лидер» процесса.) 15. Закрытие. (Руководитель предприятия.) Желательно, чтобы члены административной группы также присутствовали на этом трехдневном заседании, поскольку это даст им необходимую информацию. Они должны принять участие в разработке изначальной стратегии. После предварительного заседания руководящий совет должен проводить регулярные заседания не реже двух раз в месяц вместе с административной группой по улучшению деятельности. В ходе таких заседаний будет разработана стратегия реализации процесса улучшения деятельности. После завершения этапа внедрения процесса руководящий совет будет собираться по мере необходимости для решения конкретных проблем.
Агитация и обучение Агитационная работа должна вестись постепенно и усиливаться по мере реализации процесса улучшения деятельности. Просвещение и агитационная работа в области качества является частью постоянных обязанностей руководства, необходимой для воспитания должного отношения к вопросам качества. Политика в области качества является основой программы просвещения и агитации в деле повышения качества. Эта программа начинает реализовываться путем ознакомления с политикой предприятия в области качества и с новыми стандартами бездефектной работы всех работников предприятия. Выработка у руководства ответственного отношения к качеству. Следующим этапом программы просвещения и агитации является выработка отношения к качеству у руководства. Важно, чтобы каждый руководитель понимал и активно пропагандировал необходимость улучшения деятельности. Эффективным способом решения этой задачи является подготовка высшим руководством серии обращений к руководителям о том, как работает предприятие и каково его положение по сравнению с конкурентами, чтобы объяснить, почему важно для каждого работника повысить качество работы. Подобные обращения должны использоваться также для информирования управленческого аппарата о состоянии процесса улучшения деятельности. Людям нравится говорить о вещах хорошо знакомых и понятных. Осведомленность управленческого аппарата в данном вопросе способствует непрерывному обмену информацией! с рядовыми работниками. Работник предприятия как партнер. На предприятии имеются два партнера — владелец и работник. Руководство обязано в равной мере информировать и вовлекать в дела фирмы обоих партнеров. По крайней мере, раз в квартал президент должен докладывать работникам об успехах и состоянии важных показателей деловой активности. Ha таком собрании необходимо акцентировать внимание на вопросах качества и совершенствования, осуществить поощрения отдельных отличившихся работников и групп сотрудников. Выработка у работников ответственного отношения к качеству. Ha стадии вовлечения всего персонала в процесс улучшения деятельности необходимо использовать еженедельную газету предприятия, плакаты с материалами, подчеркивающими значение совершенствования деятельности и повышения качества. Задача данного этапа просветительно-агитационной работы заключается в том, чтобы убедить работников в серьезном отношении руководства к процессу улучшения работы и наглядно демонстрировать всем развитие этого процесса на регулярной основе. Программы обучения в рамках процесса улучшения. Необходимо ввести новые формы обучения всех руководителей и работников, чтобы показать им, что ошибки в работе не являются чем-то неизбежным. Такое обучение призвано снабдить всех знанием методов предотвращения ошибок, поиска их истинных причин и выработать методику подготовки мероприятий для предотвращения повторного возникновения проблем. Система обучения должна развеять частые заблуждения, такие, как: 1) повышение качества касается только производственной продукции; 2) повышение качества — это очередная кампания; 3) ответственность за качество несет служба контроля или служба обеспечения качества; 4) процесс улучшения деятельности должен быть реализован службой обеспечения качества. Обучение начинается с обеспечения правильного понимания каждым своих обязанностей и уверенности в том, что он может правильно выполнять эти обязанности. Поэтому руководство должно: 1. Сделать подробное описание каждого рабочего задания. 2. Снабдить работников средствами измерения результатов своего труда. 3. Снабдить средствами, обеспечивающими безошибочное выполнение рабочих заданий. 4. Организовать профессиональное обучение и обеспечить понимание каждым важности выполняемой работы. 5. Наладить получение информации от потребителя относительно адекватности результатов своего труда. 6. Установить такие сроки выполнения работы, которые необходимы, чтобы сделать ее правильно. Программа обучения должна предусматривать изучение профилактических методов. Если не удалось сделать работу безошибочно, то нужно знать методы решения проблем. Поскольку мы начинаем реализацию процесса улучшения деятельности в условиях, в которых часто возникают ошибки, программа подготовки кадров также должна включать методы исправления ошибок и их профилактики. Такая подготовка кадров должна распространяться как на нынешний управленческий аппарат и работников фирмы, так и на новых работников и новых руководителей. Учебная программа должна также отвечать специальным требованиям подготовки кадров, предъявляемым различными функциональными подразделениями. Руководящий совет совместно с отделом подготовки кадров должен обеспечить подробное изучение учебных материалов, подготовить перечень рекомендуемой литературы и предоставить помещения для занятий. Руководящий совет ведет разработки, которые служат ценным ресурсом организации. В совете имеются представители от каждого функционального подразделения, которые активно занимаются разработкой основных концепций и внедрением их в своих подразделениях. Такие представители должны не только полагаться исключительно на свой опыт, а в полной мере использовать опыт всего руководящего совета по повышению эффективности и качества. При возникновении специфической проблемы для ее решения должны использоваться все возможности руководящего совета. Глава 4. Организации
Коллективное управление Коллективное управление. Руководители знают, что успех очень сильно зависит от их подчиненных. Коллективное управление — это стиль руководства, при котором активная роль принадлежит рядовым работникам; они непосредственно участвуют в решении производственных вопросов. На этой концепции построен ряд популярных в настоящее время методов организации управления. К ним относятся кружки качества, рабочие бригады, группы по регулированию процессов, группы повышения качества, целевые группы и самоуправляющиеся полуавтономные коллективы. Несмотря на эффективность концепции, на некоторых предприятиях она потерпела неудачу, в чем, как правило, повинно руководство. В условиях коллективного управления основная задача руководителя — научиться эффективно координировать деятельность групп. Необходимо, чтобы в итоге сама группа, без начальника, смогла бы выявлять проблемы и принимать решения, связанные со своей работой. Тогда в максимальной степени проявляются коллективная ответственность и коллективный подход. Коллективное участие должно быть управляемым процессом. Но оно не возникает само по себе, как нельзя его добиться и насильственными методами. Условия эффективности коллективного управления обычно определяют следующими принципами: 1. Руководители должны быть готовы поделиться полномочиями и обязанностями. 2. Руководители должны доверять подчиненным. 3. Главное внимание должно уделяться обучению методам решения проблем путем их предотвращения. 4. Работа должна рассматриваться как совместная деятельность руководства и рядовых работников. 5. Руководство должно быть готово принять систему, децентрализующую процесс принятия решений. Руководство не должно взваливать ответственность за решения, принимаемые коллективом, на руководителя подразделения. 6. Руководство должно исходить из того, что каждый может иметь полезные идеи и что комбинирование различных идей поможет найти оптимальное решение. 7. Руководство должно быть готово к реализации предложений рабочих и служащих согласно их практической целесообразности. 8. Руководство должно обеспечивать условия, способствующие воспитанию рабочих и служащих в духе преданности организации. 9. Руководство должно признавать заслуги коллектива. 10. Профсоюз должен активно участвовать в разработке системы коллективного управления. 11. Руководители должны относиться к созданию системы коллективного управления как к долгосрочной программе и не рассчитывать на немедленные результаты. Преимущества для организации. В случае эффективного использования коллективного управления фирма получит следующие преимущества: 1. Возрастет уровень качества продукции и эффективность производства. 2. Повысится деловая активность. 3. Улучшится передача информации снизу вверх и сверху вниз. 4. Возрастет моральный дух работников. 5. Решатся проблемы, которым в иных условиях не уделялось бы внимания. 6. Цели неформальных лидеров в подразделениях сближаются с| целями руководства и сами сотрудники будут способствовать налаживанию дел в организации. Преимущества для персонала организации. Персонал организации получает от коллективного управления следующие преимущества: 1. Большие возможности для роста. 2. Ощущение причастности к общему делу. 3. Большее удовлетворение от своего труда по мере устранение однообразия в работе и повышения ее содержательности. 4. Лучшая система подготовки кадров и возможность демонстрировать свои способности; новые возможности морального и материального стимулирования. 5. Повышение гарантий занятости в результате роста эффективности организации. 6. Новые возможности для интеллектуального развития. Препятст |
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.016 с.) |