Конвергенция как существенная характеристика медиадискурса. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвергенция как существенная характеристика медиадискурса.



В последние годы воплощаются в жизнь прогнозы о конвергенции – сближении и слиянии «традиционных» средств массовой информации (периодической печати, радиовещания и телевидения) при их переводе на единую цифровую платформу. Под влиянием процессов дигитализации и конвергенции средства массовой информации приобретают характеристики многоканальности, мультимедийности, интерактивности, способности к отражению происходящих событий в режиме реального времени и непрерывному обновлению информационных ресурсов. Уже сегодня сетевая пресса обладает характеристиками, немыслимыми для «традиционных» СМИ: она оснащена звуком, анимацией, гипертекстом, обширными электронными архивами, различными видами обратной связи с аудиторией.

Понятие «конвергенция» (лат. con – вместе, vergо – склоняю, сближаю) изначально определяет сходные процессы в различных сферах. Так, в биологии это – схождение в процессе эволюции признаков неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора; в лингвистике – сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей (например, возникновение у нескольких языков общих структурных свойств вследствие длительных и интенсивных языковых контактов).

Одно из направлений конвергенции имеет своим основанием технологические возможности, в первую очередь дигитализацию. На технологическом уровне конвергенция рассматривается как процесс, объединяющий все типы цифровой информации и медиаконтента в интегрирующихся телекоммуникационных, компьютерных сетях и медиа.

На основе технической конвергенции формируется конвергенция следующего уровня различных форматов, которую можно обозначить как вторичную. Техническая конвергенция определяет возможности формирования новых процессов и продуктов коммуникации. Например, контента. Контентную конвергенцию отнесем к вторичной конвергенции. К данному типу, например, относится конвергенция медиа (в том числе журналистики), рекламы, связей с общественностью. В российской практике на начальных этапах контентная конвергенция была связана с мимикрией текстов и сообщений СО и рекламы под медиатексты, что противоречит нормам профессиональной морали. С точки зрения теории развитие подобной контентной конвергенции должно соответствовать новейшим стратегиям ответственной коммуникации, которые развиваются в настоящее время и предполагают совместное участие медиа (в том числе, журналистики), рекламы, связей с общественностью в формировании открытой коллаборативной коммуникации в социуме.

Возможности формирования новых продуктов и шире – коммуникации как таковой – ведут к созданию на данной основе оригинальных форм организации коммуникационного бизнеса, в первую очередь в сфере ИКТ и медиа. Таким образом, контентная конвергенция становится одной из предпосылок конвергенции экономической.

Дигитализация является технологической основой создания коммуникации в интернете и в дальнейшем – в развитии и распространении веб как наиболее простого для использования массовой аудиторией программного обеспечения.

В идеальном мире конвергенция в медиа должна представлять собой тесное взаимодействие всех медиаплощадок: еженедельный журнал должен в одной связке работать с его же одноименной интернет-версией, телеканал также тесно должен сотрудничать со своим же сайтом. Например, журналист и оператор (фотограф) оказались на месте события, собрали всю информацию, провели съемку. Действуя по старой схеме, группа возвращается в редакцию и готовит сюжет или статью, и на выходе получится один сюжет, одна статья или одна новость. Конвергированная редакция поступит иначе: журналист по пути в редакцию по телефону передаст информацию онлайн-редакции, оператор по приезде или по интернету передаст фото и видео, и все это тут же появится на сайте. Затем журналист подготовит полноценный материал с большим количеством информации, комментариями, а оператор или фотограф – смонтированное видео или фоторепортаж. А группа обозревателей подготовит материал аналитического характера. Затем подключатся блогеры – штатные или приглашенные. В это же время отдел, работающий с соцсетями, будет твитить все это в «прямом эфире». В итоге медиахолдинг, в который входит газета, журнал, телеканал, радио (или что-то одно) и сайт (да еще плюс версия для смартфонов и планшетников) может приковать к себе внимание большой аудитории и выжать из одного события максимум контента и максимум контактов с аудиторией.

Цель «слияния» может состоять в том, чтобы один бренд работал по единым стандартам с единой позицией и чтобы удерживать аудиторию, а также доставлять ей контент всеми доступными путями, расширяя ее.

Медиасистема современной России: периоды, модели, тенденции.

ПЕРИОДЫ

Старая система в 1990е была разрушена. Старые существуют на принципах частной собственности. Этот период исторически по экспертам датируются оп разному, но общее – с начала 1990х по 2011 года – периоды определялись полит развитием страны:

1. Конце 1980-начало 1990 перестройка. Старые партийные медиа уже выполняли новые цкнции, перемены в полит структурах и взглядах. Старые медиа отражали реальность. В начале 1990 меняется радикально содержание и структура. Шаг год-два. Период борьбы при приходе ельцина на 2й срок – середина 1990х ->.

2. Закон о СМИ в 1991 г. Прогрессивный шаг – слова, что в России отсутствует цензура. Права и обязанности, свободы жуналиста, взаимодействие с органами власти и т.п.

3. 1994-1996 гг – период медиа стали своб площадкой для коммуникациии, потому что полит война обуславливалась войной компроматов.

4. Начало 2000 – стабилизауция полит системы, начлао долгоспорочных проектов. Медиа становится, ТВ становится гос структурой, траслирует гос политику. Является проводником единственным в настоящем масштабе проводником. Печать – завышены тиражи. Сейчас ТВ – федеральный канал инфо. Медиа ни на что не влияют.

Три периода – старый совок, потом закон о сми, потом свобода и полит борьба, путин – некое развитие. В 2007 году в связи с экономикой – тиражи снижаются, что то закрывается и т.п.

Модели коммуникации:

1) Информационная (90-х гг.): на пике массового производства сброс информации. Это модель Шенона-Уивера.

2) Односторонняя (20-е гг.): ассиметрия (модель Лассуэла??)

Кто Что говорит По какому каналу Кому С каким эффектом
Коммуникатор Сообщение Средство Реципиент Эффект

 

3) Двусторонняя ассиметрия (30-е гг.): великая депрессия. В данном случае специалисты по связям с общественностью запрашивают информацию от целевых групп и применяют ее для формирования эффективной информационной стратегии. Модель сформировалась в середине ХХ в. и основывается на идее двустороннего коммуникационного процесса с использованием методов научного убеждения. Главная задача – обеспечение обратной связи. Усилия в основном направлены на планирование и выбор целевой аудитории. На практике осуществляется в сфере связей с общественностью и широко используется конкурирующими фирмами в борьбе за потребителя. Организация-коммуникатор намеревается оказать на аудиторию убеждающее воздействие, однако для того, чтобы такое воздействие было более эффективным, оно должно строиться с учетом знаний о настроениях и потребностях аудитории. По этим причинам коммуникатор осуществляет «зондаж» общественного мнения и, с учетом поступающих по каналу обратной связи сведений об адресатах информационного воздействия, стремится обеспечить себе доминирующее положение по отношению к информируемой общественности и вызвать ее необходимую «управляемую» реакцию, имея возможность корректировать содержание, форму и способы распространения передаваемых сообщений. В условиях конкурентной коммуникационной среды примером такого процесса может служить деятельность политической партии по размещению в СМИ задолго до официального начала избирательной кампании «пробных» материалов о своей деятельности, носящих скорее нейтральный, чем агитационно-пропагандистский характер, с тем, чтобы выявить настроения потенциальных избирателей.

4) Двусторонняя симметрия (60-е гг.): Хантер Грюнинг. Наиболее популярная модель коммуникации конца ХХ в. Цель – достижение обоюдного взаимопонимания. Данная модель направлена на изучение восприятия аудиторией действий той или иной организации в целях определения степени воздействия и последствий коммуникационного акта. В отличие от предшествующих моделей она преследует прямо противоположную цель – достижение эффективного и взаимовыгодного обмена мнениями и сведениями с заинтересованной общественностью. Иными словами, данная схема, не отрицая возможностей использования агитации, пропаганды и политической рекламы как таковых, ориентирована скорее на конструктивный диалог с аудиторией, при котором между коммуникатором и адресатами информационного воздействия посредством использования устойчивой обратной связи складывается некий баланс сил.

5) Пятая модель:

За миллионы лет коммуникационная парадигма «вождь-стадо» не изменилась. Хотя сейчас появилась возможность использовать другие средства информации. В журналистике нет мессианства, это просто обслуживающий общество институт. Журналистика привязана к экономическим отношениям (массовые газеты появились в России только перед революцией).

Происходит переход к newzine. Интернет: впервые нет вожака и нет стада! Газета «Метро»: успешный проект, бесплатные новости, реклама может нам пригодиться, новости близкие.

Журналист как субъект профессии:

- медиатор;

- информатор (манипулятор) – коммуникатор;

- медиатор – 2.

Трансформации информационной медиации:

· Пророческая ->реальная;

· Индивидуальная ->коллективная

· Монологическая ->диалогическая;

· Устная ->письменная;

· Печатная ->электронная/многомерная;

· Аксиальная/осевая ->ретиальная/многолучевая;

· Непрофессиональная ->профессиональная;

· Информирование/служба ->творчество

· Литературная работа -> бизнес;

· Качественный журнализм ->желтая пресса.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.008 с.)