Расследовательская и прецизионная журналистика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расследовательская и прецизионная журналистика.



Существует несколько образцов классификации жанров. Американская школа: прецизная (журналистика факта) и расследовательская.

Прецизионная журналистика – (англ. precision – точность) использующая методы получения информации в точных науках, преимущественно социологии.

В «прецизионной журналистике», предтечей которой была теория объективной журналистики Уильяма Риверса, совершенно иные подходы. Именно Риверсу принадлежит определение новости как «своевременного сообщения о событиях, фактах и мнениях, которые интересуют значительное число людей». Собственно говоря, определенные попытки утверждения в журналистике объективности предпринимались неоднократно. Так, еще в 1920 годы «объективный репортаж» строился на принципах, исключавших любой оценочный момент в публикации. Это должно было, по замыслу создателей «объективного репортажа», значительно расширить читательскую аудиторию. Но со временем общественность заметила целый ряд недостатков этого метода. Руководители СМИ и государственные деятели делали все для того, чтобы в масс-медиа присутствовала только одна, официальная точка зрения. А поскольку должностные лица отгородились от журналистов пресс-службами и «контржурналистами», то доступ к ним стал весьма ограничен. Выяснилось также, что сами «вожди нации» могут говорить не только правду, но и полуправду, а иногда и откровенную ложь. В результате доверие к официальным пресс-релизам, а в итоге и ко всей журналистике стало падать. Появление собственно прецизионной журналистики связывают с именем американского исследователя и бывшего военного журналиста компании «Найт ньюспейперс» Ф. Мейера, который в 1973 году опубликовал под таким названием книгу. Он и его последователи исходили из того, что традиционные методы сбора и обработки информации устарели, не позволяют разглядеть потенциально важное явление в социально-политической жизни, а акцентируют внимание лишь на сиюминутных событиях. Отсюда вывод: для устранения имеющихся недостатков журналисты должны использовать для сбора и обработки информации методы социологии и других наук. Смысл всего метода прецизионной журналистики заключается в том, что социологические, математические и другие способы измерений и анализа сами по себе делают публикацию точной и правильной.

Расследовательская журналистика.

У журналистского расследования есть черты, присущие лишь ему, как особому виду деятельности. В доперестроечное время в российской журналистике понятие «журналистское расследование» в качестве самостоятельного практически не существовало. Попытки журналиста докопаться до истины вполне укладывались в понятие «журналистское исследование». И происходило это не только потому, что расследованиям, скажем, мешала цензура, но и потому, что многими журналистами (особенно в период «застоя») ощущался определенный уровень общественного благополучия. Вследствие этого склонные к расследованиям журналисты занимались в частности тем, чем занимаются сегодня, к примеру, американские инвестигейтеры, то есть сбором материала, связанного прежде всего с анализом повседневных проблем общественной жизни. В настоящее время расследовательская журналистика, в силу прежде всего специфики ее целей (результатов), предмета отображения, средств, методов, условий осуществления, все больше заявляет о себе как о самостоятельном явлении. Она имеет свой «набор» целей, средств, методов деятельности; существуют и «субъекты», специализирующиеся на ее осуществлении, что и позволяет рассматривать это направление как самостоятельный вид журналистской деятельности.

В качестве основной цели предполагается необходимость установления истинных причин определенных событий, процессов, ситуаций (для российского журналиста-расследователя это в первую очередь негативные феномены); обнаружения тайных пружин расследуемых явлений или раскрытия порочного механизма совершения преступления, разоблачения преступников. Расследование может проводиться с целью достижения какого-то политического или экономического результата, например разоблачения деятельности экстремистской политической организации, выявления фактов злоупотребления должностным положением, смещения коррупционера с министерской должности, лишения махинатора депутатского иммунитета и предания его суду, возвращения в страну награбленных капиталов и пр.

В результате проведенного и опубликованного расследования достигается и такая важная цель, как нравственное воспитание аудитории, поскольку любое расследование заключает в себе моральное обобщение, вытекающее из примеров разоблачения каких-либо преступлений.

Расследования помогают разным СМИ решать такую важную для них утилитарную задачу, как привлечение внимания аудитории. В общем плане цели серьезного, социально важного журналистского расследования могут быть обозначены так: делать явной ту информацию, которая необходима, жизненно важна для народа, но от него скрывается; бороться со злоупотреблениями сильных мира сего; противостоять беззаконию, с тем чтобы изменялось к лучшему и все общество. В качестве предмета журналистского расследования выступают прежде всего разного рода преступления, происшествия, конфликты, существование которых кто-то пытается скрыть от общества, исторические и иные (кроме государственной и военной) тайны. В этом как раз и заключается своеобразие предмета расследования, его отличие, например, от предмета выступления журналиста-аналитика, очеркиста, фельетониста и пр. Конечно же, и аналитик, и очеркист, и фельетонист могут тоже писать о преступлениях, происшествиях, тайнах, но уже открытых кем-то, известных. Если же они берутся открыть нечто скрытое, то в этом случае будут ставить и решать задачу журналиста-расследователя. Порой она выглядит грандиозно – например, когда журналист хочет открыть глаза обществу на тех, кто им правит.

Методы поиска информации роднят журналиста-расследователя одновременно и со следователем, и с ученым-исследователем, что в первую очередь проявляется в установлении, скрупулезном изучении логических связей событий, в осмыслении и аналитической обработке каждой детали, вплоть до мелочи. Вопросы кто?, как?, что? для занимающегося расследованием журналиста наиболее важны. А сбор информации при этом является едва ли не самой большой сложностью. Порой это – гигантская по объему кропотливая работа, требующая особой скрупулезности, копания в грязных делах. Хотя у многих журналистов-расследователей есть свои излюбленные методы поиска информации, из этого не следует, что всегда можно обойтись только каким-то одним из них. Используются (разумеется, исходя из конкретной ситуации, в которой проводится расследование) разные методы и часто – в комплексе. Наиболее применяемые:

1. Наблюдение (открытое или скрытое; прямое или косвенное; включенное или невключенное).

2. Интервью или беседа.

3. Проработка документов. Существуют разные методы анализа документов в зависимости от того, какие сведения в данный момент более всего необходимы журналисту. Основные методы, описываемые специалистами, представляют так называемые традиционные и формализованные. Традиционные составляют основу журналистского исследования документов. Эти методы преломляются в понимании исследуемого документа, его интерпретации, фиксировании «извлеченных» из него сведений. Интерпретация осуществляется как сравнение содержания документа с определенными критериями, соотносящимися с ним. Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных документов (например, подшивки газет) по определенным их параметрам.

4. Эксперимент (журналист внедряется в уже существующую ситуацию и фиксирует факты).

Репортаж как жанр (печатные СМК, РВ, ТВ).

Для журналиста очень важна привязка к аудитории. После репортажа Мак Гаэна Россия объявила войну Турции. Репортаж – информационный жанр журналистики, оперативно сообщающий о каком-либо событии. Очевидец - автор репортажа. Репортаж – наглядная и эмоциональная форма передачи информации. Специфику реализации диктует информационный или новостной повод. Отличия репортажа от информационного сообщения заключается в единстве места и времени действия. Репортаж – это сегодня! Вчерашний новостной повод не годится для репортажа. Репортаж: пережить событие, преодолеть дистанцию (географическую, социальную, барьерную). Событийный повод – явления, события. Критерий – социальная значимость. Должны быть подробности, уточнение масштаба события, эффект присутствия, динамичность, наглядность, атмосфера, визуализация картинки, работа через детали, экспрессия, присутствие автора в тексте (язык – документальность и художественность).

Репортаж – жанр новостной журналистика. Важны: идея, факты, анализ фактов, логика изложения. Задача: увидеть, услышать, донести до аудитории.

Смотреть на мир глазами читателя. Ключевое ядро – история. Спорность темы – найти и обязательно указать. В репортаже главное – увидеть нечто особенное и донести атмосферу того, что происходит. Атмосфера события передается подробностями!

Виды репортеров: путешественник или свидетель.

Важно: донести ту историю, в которой автор (и, соответственно, читатель) почувствует себя участником; преодолеть социальную дистанцию, институциональные барьеры; уметь провоцировать события, чтобы найти неожиданные ракурсы. Очень популярны репортажи, где журналист меняет профессию. Показ «кухни», «внутренней истории», «подглядывание через замочную скважину» - все это повышает вовлеченность и заинтересованность.

Журналистика – это игра: мы создаем ситуации, находим что-то новое в банальной ситуации.

Структура репортажа:

· 300-600 слов;

· Цель;

· Особенный аспект;

· Конфликт!

· Главные действующие лица;

· Сцены;

· Цитаты;

· Ощущения;

· Детали;

· Информация о действующих лицах;

· Информация по теме.

В репортаже очень важны завязка, кульминация и развязка! Особенно тщательно выбирать тех людей, которые будут участвовать в вашем репортаже. Виды репортажа:

1. Ситуативный (незапланированный).

2. Запланированный:

- событийный (событие передается хронологически (также различают дособытийный и послесобытийные репортажи));

- проблемный (пробки на дорогах);

- тематическо-познавательный (менее оперативный и актуальный; кафедра ВУЗа);

- актуальный;

- репортаж-расследование;

- предыстория (рассказ о причинах события);

- комплексный (дополняют материал, идущий в выпуске до него; позволяет зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон);

- серийный (группа материалов, объединенных одной темой; тема выбирается достаточно серьезная, способная привлечь большую аудиторию, выход сопровождается рекламной кампанией);

- специальный (документальный);

- художественный (развлекательный/юмористический);

- репортаж-последствие (новые факты старого дела).

+ постановочный (ситуационный, когда репортаж передается с незапланированного события)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.81.136.84 (0.016 с.)