Специфика неинструктивных решений. Формы представления неинструктивных решений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика неинструктивных решений. Формы представления неинструктивных решений.



Решение - определенная мыслительная деятельность, совершаемая субъектом с целью уменьшения какой-то неопределенности, неточности, неоднозначности и т д в сложившемся положении дел

Под видом принятия решения будут пониматься характер организации интеллектуальных действий в их отношении к результатам, условиям регламентируемости, повторяемости, типичности/нетипичности. То есть при помощи понятия «вид принятия решения» обозначается, как организуется действие, является ли оно типичным или нетипичным, регламентируемым или нерегламентируемым.

Все множество решений можно разбить на 2 основных вида: инструктивные и неинструктивные.

Инструктивные решения – решения, процедура принятия которых четко оговорена в соответствующих регламентирующих документах (конституции, конкретные законодательные акты, регламенты, договоры, соглашения, собственно инструкции и т д.)

Неинструктивные решения – решения, которые конструируются по поводу проблем:

· Либо не описанных в регламентирующих документах,

· Либо предлагающих какой-то принципиально новый способ решения известных проблем, изложенных в предшествующих регламентирующих документах,

· Либо не описаны в предшествующих документах.

 

Среди неинструктивных решений особое место занимают инновационные решения, связанные с изменением, развитием способов и результатов деятельности людей.

Например, любому развитию фирм предшествуют инновационные решения, которые определяют в свою очередь инновационное развитие, т.е. становление нового рынка, новых потребителей, структур и тд.

В случае принятия инновационных решений изменения конструируются в зависимости от уровня принадлежности проблемы и могут охватывать любой из вышеназванных документов, начиная с конституции и кончая конкретным распоряжением в конкретной организации и соответственно результатами деятельности, предписываемой этими документами

149. Профессиональный уровень принятия решений (на примере пиар-деятельности).Субъекты принятия решений.

На основании признака «быть/не быть профессиональной сферой деятельности, т.е. в зависимости от сферы деятельности» выделяют 2 уровня принятия решений:1.обыденный 2.профессиональный.

В свою очередь, каждый из этих уровней может быть представлен в 2 видах в зависимости от признака действовать на основании известных правил/формировать новые правила.

Обыденный и профессиональный уровни принятия решений порой оказываются жестко взаимосвязанными между с собой. Это происходит тогда, когда какие-то профессиональные решения принимаются под влиянием определенных личностных, обыденных, семейных установок.

Профессиональный уровень принятия решений характеризуется своими особенностями, выстраивается в соответствии со сложившимися в данной профессиональной области традициями правилами нормами. Процедура поиска решения и принятое решение представляются в этом случае с использованием соответствующего понятийного аппарата, например врача, юриста, менеджера, др. профессионалов.

Важнейшая характеристика принятия решения в профес. области определяется тем фактом, что профессионализация какой-либо области знания или деятельности связана, в том числе с введением общезначимых норм и правил работы в выделенной области знания. При этом следует полагать, что нормативность в любой профес. Сфере деятельности опирается на две базовые формы нормативности в системе человеческого общества, а именно: на нормативность в области морали и в области права.

Институциональное оформление выделенной области знания и деятельности приводит к закреплению, развитию, уточнению существующих точек зрения на какую-то проблему, к «рекрутированию» людей, способных генерировать идеи в выделенной области. Именно профессионализация способствует развитию универсализации и стандартизации, в частности, в сфере принятия решений в конкретных областях деятельности. Профессионализация обеспечивает распространение в мире общезначимых идей, универсальных образцов деятельности, формирование корпуса мировых лидеров в выделенной области. Тогда, например, процесс изучения дисциплин, выделенных в соответствии с образовательной программой по специальности, может быть рассмотрен не только как получение теоретического и практического знания в конкретных областях будущей профессиональной деятельности, но и как представление и, в свою очередь, приобретение набора образцов принятия решений в соответствующих областях.

На уровне профессионального принятия решений проявляются общие регулятивные принципы деятельности, последовательно выделяются пути и фазы, ведущие к реализации принятого решения.

В профессионально разработанной области четко работает собственная практическая логика, выполняющая различные регулятивные функции и функции представления различных способов обобщений практического опыта.

(Практическая логика в узком смысле - логика, изучающая особые практические рассуждения, т.е. такие, результатом которых являются действия, а целью - обоснование этих действий. Другая трактовка: практическая логика как прикладная логика. В этом случае логикой может оказаться любая самая абстрактная логическая система, если предлагаемые ею модели найдут подходящую интерпретацию в какой-то конкретной области знания, например в медицинской диагностике. Широкий смысл понимания практической логики в качестве прикладной дисциплины связан с той ролью, которую логика способна играть в жизни общества и отдельного человека, оказывая на них влияние.)

 

Принятое или принимаемое решение – это всегда чье-нибудь решение. Традиционно в литературе субъект принятия решений называется лицом, принимающим решения (ЛПР). ЛПР может быть индивидуальным или коллективным. При этом процесс принятия решений не может быть сведен только к психологическим составляющим.

В качестве коллективного ЛПР могут выступать коллегиальные органы принятия решений (напр, ГосДума, правительство, совет директоров). Индивидуальные субъекты могут спорить между собой, предлагать различные варианты решений, но принятое коллегиальное решение защищается соответствующими регламентами организаций.

Процесс принятия решений не может быть сведен к жесткой объективности, независимости от субъективных точек зрений, индивидуальных эмоций. Для того чтобы понятии глубину принятия решений, необходимо учитывать именно эту субъективную позицию.

Каждое ЛПР, даже если оно коллегиально, в конечном счете оказывается единичным и индивидуальным, поэтому облик любой организации во многом, если не в основном, определяется ЛПР. В том же случае, если в качестве ЛПР выступает коллегиальный орган, облик организаций зависит от индивидуальных особенностей конкретных коллективных субъектов принятия решений.

Особенно четко место и роль ЛПР в процессе принятия решений можно проследить в ситуации, когда надо осуществлять «управление по слабым местам». Это понятие возникло в менеджменте. С его помощью представляются ситуации, в рамках которых ЛПР должно принять решение исходя из информации, которая не вписывается в имеющийся у него образ реальности, в уже сложившуюся парадигму анализа возможного развития событий, контроль над которыми входит в сферу компетенции ЛПР. ЛПР может недооценивать или переоценивать полученную информацию. Результаты такой позиции ЛПР могут оказаться самыми катастрофичными. Напр, перед трагедией 11 сентября в администрацию Президента США поступали какие-то сигналы о готовящихся терактах, но они не вызвали должной реакции.

150. Место ВОП в процессе подготовки и принятия решений (на примере пиар- деятельности).

ВОП (вопросно-ответные процедуры)

Вопрос играет очень важную роль в различных формах коммуникационных отношений. Первыми заметили древние греки, которые придали особое значение вопросу, задали некую схему: Что это такое? Ответ: это явл. тем-то. В системе коммуникации задается образец, при котором вопрос и ответ должны быть четко связаны. Ответ явл. ответом, когда его можно соотнести с вопосом.

Любой ответ на вопрос зависит от того контекста, в рамках которого он конструируется. Например, если речь идет о каких-то организационных структурах, то, для того чтобы понять роль ВОП в процессе принятия решений, необходимо знать, каковы те формы менеджмента, которые господствуют в организации.

Если в организации господствует авторитарная модель управления, то значение ВОП стремится к нулю. Управление в такой системе не нуждается в развернутом, последовательном анализе, учитывающем, например, позиции руководителей подразделений. Если вопрос и звучит, то он выполняет, в первую очередь, функции своеобразного наказания: «Когда будет выполнено?» «Сколько раз можно Вам напоминать?» и т.п.

В таких организациях подлинные вопросы, т.е. вопросы, направленные на получение дополнительной информации, оказываются ненужными, потому что у подчиненных нет шансов всерьез повлиять на принимаемое решение, на изменение сложившегося положения дел. Система взаимоотношений внутри подобных организаций строится по схеме: родители-дети, старшие-младшие. В такой организации не поддерживается самостоятельный поиск, а это значит, что уменьшаются ее возможности развития и изменения. В рамках авторитарной модели управления решения принимают только руководители.

Такое положение дел может проявиться как на уровне небольшой организации, так и на уровне столь мощной структуры, в качестве которой выступает государство. Различие будет заключаться лишь в масштабах. В целом «авторитарному стилю присуще единоличное принятие руководителем всех решений».

Пример, демонстрирующий особенности авторитарного стиля руководства на гос. уровне. Авторитарно-бюрократический стиль управления в бывшем СССР проявлялся в том, что государство «развитого социализма» принимало решения, где, как и какого ассортимента продукцию производить. Так, например, в нашей стране функционировал такой, образно говоря, общесоюзный кондитерский Макдоналдс: ассортимент пирожных в Москве, Таллинне, Риге, Минске и др. городах Союза был один и тот же, утвержденный в плановом порядке. Кондитерские выпекали в основном единые «национальные пирожные».

Иное положение дел складывается в условиях демократического стиля управления. Здесь ВОП занимают существенное место в процессе подготовки и принятия решений. Такой стиль управления предполагает умение учитывать и использовать человеческий потенциал организации, в частности при подготовке решений. ВОП позволяет превратить неявное знание в явное. Пример: «В чем причина успеха преуспевающих предприятий?» В этом вопросе выражена некоторая проблемная ситуация, характеризующая предпринимательскую культуру.

Вопросы, в рамках этого стиля управления выполняют свои основные функции, в числе которых – сбор информации, позволяющей рассматривать, сопоставлять различные позиции.

151. Функции вопросов. Структурные особенности вопроса.

Функции:

1. Навигационная («вопрос ведет»). Эту функцию впервые использовал Сократ: он демонстрировал, как надо вести за собой своих собеседников через вопрос, и предложил определенный алгоритм вопрошания: последовательное чередование вопросов и ответов; отказ от долгих речей; краткое формулирование ответов. В этой методике предлагается конвенция, в соответствии с которой:

a) вопросы надо задавать даже о том, что ясно. Цель: избежать возникновения привычки перебивать друг друга и забегать вперед; побудить собеседника довести свое рассуждение до конца, причем так, как он сам найдет нужным.

b) новый вопрос надо формулировать только после того, как получен ответ на предыдущий.

c) надо формулировать конкретные вопросы, порождающие логику последующего рассуждения.

d) спрашивающий не должен вести пространного рассуждения и задавать все вопросы сразу.

Эта методика предлагает механизмы управления мыслительной деятельностью, своей или другого, через систему ВОП.

2. Властная ф-ия представлена уже в мифах и сказках, где вопрос формулируется носителем власти (причем ответ на вопрос только ему и известен), а поиск ответа ведется фигурой подчиненной. Эта ф-ия сохранилась и до наших дней. Она проявляется в области права и политики (напр, в армии прерогативой задавать вопросы пользуется вышестоящий начальник), социологии (в опросе интервьюер задает вопрос респонденту).

3. Информационная. Всякий вопрос – требование информации. Т.к. реализация потребности в расширении знания происходит в процессе коммуникативных действий, то вопрос выполняет еще и 4. коммуникативную ф-ию.

Список ф-ий вопросов открытый. Можно назвать еще след. ф-ии: первичного информирования; актуализации внимания; подчеркивания противоположности позиции в переговорном процессе; концентрирования внимания; снятия напряжения в процессе коммуникации; передачи эмоционального состоянии; вовлечения в дискуссию; эмоционального волевого воздействия на участников коммуникации и т.д. Каждый вопрос выполняет одновременно несколько ф-ий, но никогда – все сразу.

Структура:

1. известное вопроса (явная предпосылка). Описывает состояние дел, известное спрашивающему. Фактически является несущей конструкцией любого вопроса, т.к. в нее закладывается исходная базовая информация, которую необходимо расширить. Благодаря этому элементу любой вопрос является своеобразной формой утверждения.

2. неизвестное вопроса – некоторое пространство, в рамках которого находятся варианты ответов.

3.необязательный, но чаще всего встречающийся элемент: вопросительное слово. Задает направление поиска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.013 с.)