Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование итоговой оценки

Поиск
Цифра Словесное выражение Характеристика ответа студента
  Отлично Даны полные развернутые ответы на все вопросы экзаменационного билета. Даны правильные полные ответы на вопросы членов ГАК.
  Хорошо Даны правильные ответы на все вопросы экзаменационного билета. Даны правильные ответы на вопросы членов ГАК. В ответах студента были допущены неточности.
  Удовлетворительно Один из вопросов, поставленных в экзаменационном билете, был освещен неверно.
  Неудовлетворительно Более, чем один из вопросов, поставленных в экзаменационном билете, был освещен неверно.

8.2. Содержание разделов программы итогового междисциплинарного экзамена

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ДИСЦИПЛИНЫ (ТЕМА) Содержание Формируемые компетенции  
РАЗДЕЛ I. «ОСНОВЫ ТОРГОВОГО ДЕЛА»     ОК-1, 0К-2, ОК-4,ОК-5,ОК-7,ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19  
ОБЩЕСИСТЕМНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОГО ДЕЛА    
ТОРГОВЛЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА Торговля как составная часть сферы обращения. Экономическая сущность торговой услуги. Функции торговли как отрасли национальной экономики. Место и роль торговли в процессе общественного воспроизводства. Торговля в структуре народного хозяйства, ее взаимосвязь с кредитно-финансовой системой и государственным бюджетом. Экономические отношения торговли с производством предметов потребления, сельским хозяйством, пищевой промышленностью, транспортом, строительством, коммунальным хозяйством и др. отраслями.    
ТОРГОВЛЯ И РЫНОК Соотношение категорий «рынок» и «торговля». Элементы рынка и их реализация в торговле. Торговая деятельность – экономико-организационная, системообразующая основа рыночных процессов. Рынок товаров (продуктов и услуг): оптовый и потребительский рынки, сфера обращения потребительских товаров: розничная торговля, оптовая торговля, массовое питание. Особенности формирования рынка потребительских товаров. Структура потребительского рынка. Потребительский рынок России: состояние, тенденции развития. Особенности формирования спроса и предложения на потребительские товары. Торговая конъюнктура. Методы количественной оценки конъюнктуры рынка.  
ИНСТИТУТЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОТРАСЛИ. КОНЦЕНТРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ Организационная структура отрасли. Общая характеристика видов торговли. Внутренняя и внешняя торговля. Оптовая и розничная торговля, их задачи и функции. Экономическое содержание и формы концентрации товарного обращения. Процессы концентрации, интеграции и диверсификации в торговле. Горизонтальная и вертикальная интеграция в торговле. Конкуренция в отрасли. Качественные характеристики современного состояния отрасли. Российские экономические реформы в сфере обращения. Экономические и социальные проблемы и перспективы развития торговли. Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения. Методы государственного регулирования. Зарубежный опыт государственного регулирования сферы обращения.    
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВЛИ Социально-экономическая сущность труда в торговле. Кадры торговли, их характеристика и подготовка. Особенности труда торговых работников. Структура и динамика кадров торговли. Эффективность труда торговых работников. Общая характеристика материальных ресурсов торговли. Рынок основных фондов. Предложение на рынке основных фондов, факторы, его определяющие. Понятие материально-технической базы торговли. Современное состояние материально-технической базы торговли, факторы, его определяющие. Оборотные фонды, фонды обращения в торговле. Товарные ресурсы. Структура источников товарных ресурсов. Понятие финансовых ресурсов торговли. Структура финансовых ресурсов отрасли. Торговля и финансовый рынок. Рынок кредитов, их роль в формировании заемных средств.  
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВЛИ Сущность и критерии экономической эффективности торговли. Методологические подходы к оценке эффективности торговли. Выбор показателя экономического эффекта торговой деятельности. Схема формирования и распределения добавленной стоимости в отрасли. Система показателей экономической эффективности. Многоаспектность социального эффекта в торговле. Качественные и количественные показатели социальной эффективности отрасли. Факторы, определяющие эффективность функционирования торговли. Система показателей социально-экономической эффективности торговли. Проблемы повышения эффективности отрасли.  
РАЗДЕЛ II. “КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ”      
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ Понятие методологии коммерческой деятельности. Сущность и содержание коммерческой деятельности. Развитие коммерческой деятельности в России. Цели, задачи и функции коммерческой деятельности. Место коммерции в общественном воспроизводстве. Характер и содержание бизнес-процессов, выполняемых в торговле. Объекты, субъекты и инфраструктура коммерческой деятельности. Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности. Основные тенденции развития торговли на внутреннем рынке.  
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Регулирующие функции государства в условиях рыночной экономики и их влияние на коммерческую деятельность. Основные направления и принципы государственного регулирования товарного обращения. Методы государственного регулирования. Правовая и нормативная база государственного регулирования коммерческой деятельностью. Регистрация торговых предприятий. Лицензирование и сертификация товаров и услуг. Правила торговли. Маркировка товаров, товарный знак. Налогообложение.  
ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ КАК СУБЪЕКТ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие торгового предприятия как объекта рыночной экономики. Организационно-правовые формы, используемые торговыми предприятиями. Коммерческая работа по оптовой и розничной продаже товаров. Оптовые продовольственные рынки, оптовые ярмарки, биржевая торговля, торговля на аукционах, конкурсах (тендерах). Формы и методы оптовой продажи товаров. Организация розничной продажи товаров. Форматы розничных торговых предприятий. Организация коммерческой работы в предприятиях массового питания. Формирование и анализ товарооборота в предприятиях торговли.  
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ.   Основные этапы модели закупки и доведения товаров до потребителей. Виды договоров, заключаемых торговыми организациями на поставку товаров и их содержание. Форма ведения переговоров о коммерческой сделке и согласованию ее основных условий. Формирование товарных запасов. Управление оборачиваемостью товарных запасов. Методы определения оптимальных размеров товарных запасов.  
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОММЕРЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ. КОММЕРЧЕСКИЕ РИСКИ В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Коммерческие взаиморасчеты: способы и формы расчетов, их влияние на коммерческую деятельность предприятия. Схема расчета платежными поручениями- требованиями. Аккредитивная форма расчетов. Особенности систем оплаты векселями и чеками. Понятие коммерческого риска. Методы определения коммерческих рисков. Основные направления снижения коммерческих рисков.  
МЕТОДЫ И ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОДАЖ В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ЗАЩИТА. Природа средств стимулирования продажи товаров. Формирование комплекса мер стимулирования закупки и сбыта товаров (стимулирование, направленное на потребителя, поставщиков, персонал предприятий и органи-заций). Разработка комплексного бюджета стимулирования. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны. Технические средства для сбора, обработки и выдачи информации. Информация в системе управления коммерческой деятельностью. Защита коммерческой информации.  
ФРАНЧАЙЗИНГ В СИСТЕМЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Сущность, виды, формы и концепция создания франчайзинговой системы. Правовое регулирование взаимоотношение сторон в системе франчайзинга. Финансовые взаимоотношения сторон.    
ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Понятие и отличия эффективности от эффекта в коммерческом предприятии. Доходы торговых предприятий от коммерческой деятельности и факторы, определяющие их величину. Затраты, расходы, издержки обращения торговых предприятий. Прибыль от реализации товаров и ее формирование в торговом предприятии. Показатели эффективности коммерческой деятельности.  
РАЗДЕЛ III. “ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ТОРГОВЛЯ)”      
ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ Понятие торговой организации и торгового предприятия – понятие и отличительные особенности. Цели, функции и задачи, решаемые торговыми предприятиями на внутреннем рынке. Основные признаки классификации торговых предприятий. Отдельные виды деятельности торговых предприятий. Экономические особенности торговых предприятий, занимающихся разными видами деятельности. Форма собственности как классификационный признак торговых предприятий. Влияние численности занятых работников на хозяйственную деятельность торговых предприятий. Экономические особенности различных организационно-правовых форм торговых предприятий. Коммерческие и некоммерческие торговые организации и предприятия. Деление торговых предприятий по специализации и форме обслуживания.  
 
ЧАСТЬ 2: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.ТОВАРООБОРОТ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ   Содержание товарооборота как экономической категории и как экономического показателя. Роль и порядок определения товарооборота в торговле, характеристики товарооборота. Розничный товарооборот и товарооборот розничной торговли. Формы розничного товарооборота. Состав розничного товарооборота. Содержание понятия "оптовый товарооборот". Виды оптового товарооборота. Особенности товарооборота организаций и предприятий внедомашнего питания. Розничный и оптовый товарооборот организаций и предприятий внедомашнего питания.    
ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ   Понятие товарных ресурсов, движение товарных ресурсов. Оценка обеспеченности торговых предприятий товарными ресурсами и эффективности их использования. Сущность и классификация товарных запасов. Соотношение между объемом товарооборота и величиной товарных запасов. Количественное определение величины товарных запасов. Товарооборачиваемость, скорость и время товарного обращения. Методы анализа величины товарных запасов и товарооборачиваемости.    
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   Особенности труда в торговых предприятиях. Регулирование трудовых отношений в торговых предприятиях. Категорирование работников в торговых предприятиях. Численность работников, занятых в торговых предприятиях и ее определение. Обеспеченность торговых предприятий трудовыми ресурсами. Показатели движения трудовых ресурсов и методы их расчета. Понятие производительности труда торговых работников. Показатели производительности труда и их исчисление в торговых предприятиях. Факторы, определяющие производительность труда торговых работников.    
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ   Понятие заработной платы. Принципы организации заработной платы в торговых предприятиях. Причины, вызывающие необходимость дифференциации размеров заработной платы. Тарифная и бестарифная заработная плата. Повременная оплата труда и ее виды. Условия эффективного применения повременной формы заработной платы. Сдельная заработная плата и условия её эффективного применения. Премиальные системы, их виды и составные части. Системы различных выплат, используемые в торговых предприятиях.    
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ   Понятие материально-технической базы и ее составные части. Амортизируемое имущество и его отличительные признаки. Понятие основных фондов торговых предприятий. Классификация основных фондов. Оценка основных фондов и определение срока их полезного использования. Эффективность использования основных фондов и ее количественное измерение. Стоимостные и натуральные показатели эффективности использования основных фондов. Виды ремонтов, применяемые торговыми организациями и предприятиями. Методы финансирования развития основных фондов. Износ и амортизация основных фондов в торговых предприятиях. Применяемые методы начисления амортизации и их характеристика.    
ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, СРЕДСТВА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ   Понятие финансов. Принципы организации финансов. Функции финансов. Средства торговых предприятий. Источники формирования средств. Основные и оборотные средства. Эффективность использования оборотных средств. Финансирование капитальных вложений в торговле. Понятие кредита. Основные принципы кредитования. Обеспеченность кредита. Виды финансовых (банковских) кредитов; коммерческие и товарные кредиты и их характеристика. Финансовое состояние торговых предприятий. Методы определения финансового состояния. Банкротство и директивно установленные критерии банкротства. Оценка финансового состояния с помощью многофакторных моделей.    
РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕМА 3.1. РАСХОДЫ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ   Экономическое содержание расходов торговых предприятий. Классификация и состав расходов. Расходы и издержки обращений торговых предприятий. Классификация издержек обращения. Методы и показатели, используемые для анализа расходов и издержек обращения в торговых предприятиях. Факторы, влияющие на величину расходов торговых предприятий. Экономия расходов в торговле.    
ДОХОДЫ И ПРИБЫЛЬ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ   Понятие дохода торговых предприятий. Составные части и источники образования доходов. Доходы от реализации. Торговые надбавки как один из главных источников образования доходов от реализации. Показатели, применяемые для количественного измерения величины доходов в торговых предприятиях. Распределение доходов в торговых предприятиях. Факторы, определяющие величину доходов. Понятие валового дохода и его количественное измерение. Сущность прибыли торговой предприятия. Особенности формирования прибыли в торговле. Функции прибыли. Направления распределения прибыли. Показатели, характеризующие величину прибыли. Рентабельность и методы ее расчета. Факторы, воздействующие на формирование прибыли и определяющие уровень рентабельности.    
РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ   Экономические функции государства по регулированию деятельности торговых предприятий. Обеспечение эффективного функционирования денежной системы. Стандартизация и лицензирование. Антимонопольное регулирование и защита прав потребителей. Кредитное регулирование: его значение для торговых предприятий. Государственные субсидии. Налоговое регулирование различных сторон хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий. Законодательные и другие нормативные документы, обеспечивающие государственное регулирование деятельности торговых организаций и предприятий. Государственное регулирование ценообразования и возможности его применения. Государственное регулирование оплаты труда.    
ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ   Виды планов. Методы и принципы планирования, необходимые расчеты и обоснования. Текущее и стратегическое планирование коммерческой деятельности предприятий торговли. Планирование отдельных показателей хозяйственной деятельности и его значение. Планирование товарооборота в торговых предприятиях. Определение потребности в товарных ресурсах. Планирование обеспеченности товарооборота товарными ресурсами (в том числе товарными запасами). Планирование расходов торговых организаций и предприятий. Планирование необходимой численности работников и обеспеченности торговых предприятий трудовыми ресурсами. Прогнозирование производительности труда. Планирование затрат на оплату труда. Соотношение производительности и оплаты труда. Планирование эффективности развития материально-технической базы торговых организаций и предприятий и эффективности капитальных вложений (прямых инвестиций). Планирование доходов и прибыли торговых предприятий. Прогнозирование доходности, прибыльности хозяйственной деятельности. Точка "безубыточности" и ее расчет. Финансовое планирование. Определение потребности в кредитах. Понятие бизнес-плана, его назначение. Бизнес-план как внутренний документ, определяющий направления экономического развития организации или предприятия торговли, и бизнес-план как инвестиционная заявка. Разделы бизнес-плана и их характеристика. Условия и последовательность составления бизнес-плана.    
РАЗДЕЛ IV. «ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ»      
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ, ЕЕ ПОСТРОЕНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ   Виды розничной торговой сети и ее развитие. Выполняемые функции и роль системы торгового обслуживания. Классификация розничной торговой сети. Специализация розничной сети. Формы продажи и методы обслуживания покупателей. Принципы и методы размещения розничной торговой сети. Виды зданий и сооружений торговых предприятий, особенности их планировочно-технологических решений. Состав и взаимосвязь помещений магазина. Устройство и планировка торговых и неторговых помещений магазина. Торговое и технологическое оборудование, его размещение. Качественные показатели, характеризующие состояние МТБ розничной торговой сети конкретного региона. Направления развития розничной торговой сети. Процессы вертикальной и горизонтальной интеграции в розничных предприятиях.  
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В РОЗНИЧНОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ   Сущность организации оперативного процесса в магазине. Организация технологического процесса в магазине и его взаимосвязь с неторговыми помещениями. Методы размещения торгового оборудования. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Зонирование товарных линий, методы технологической планировки торгового зала. Организация и технология розничной продажи товаров. Способы выкладки товаров на оборудовании. Организация обслуживания покупателей в розничной торговой сети. Этапы процесса продажи. Дизайн торгового зала. Услуги, оказываемые в процессе продажи.  
ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ   Понятие товарного ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров в магазинах. Порядок формирования и размещения ассортимента товаров в торговом зале и на оборудовании.Показатели, характеризующие качество товарного ассортимента. Управление товарными запасами, оптимизация системы товароснабжения как основа обеспечения стабильности ассортимента товаров и конкурентоспособности предприятия.  
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ     Сущность системы товароснабжения и требования к его организации. Участники системы товароснабжения. Формы товароснабжения. Факторы, влияющие на выбор форм товароснабжения.Особенности товароснабжения сетевых предприятий. Планирование закупок.Этапы осуществления закупочной работы. Выбор поставщиков, организация оптовых закупок и продажи товаров. Оформление оптовых закупок при различных формах товароснабжения. Техника установления прямых хозяйственных связей. Содержание и виды контрактов, договоров-поставки, договоров-комиссий, договоров-консигнаций. Оптовые торговые предприятия как посредническое звено в системе рыночных отношений. Классификация торгово-посреднических предприятий: 1) по степени универсализации (специализации) их деятельности - универсальные и специализированные (информационно- контактные, информационные, поисковые, поверенные, осуществляющие сбыт по почте, осуществляющие развозную торговлю и др.); 2) по их принадлежности (подчиненности) - независимые, формально-независимые, зависимые. Особенность деятельности посреднических предприятий-дистрибьютеров, джобберов, оптовиков-купцов, комиссионеров, файндеров, агентов, консигнаторов, брокеров; 3) по организационным основам деятельности (договорные, организованные государством); 4) по праву собственности на товар. Экономическая целесообразность и необходимость деятельности оптовых предприятий в системе товароснабжения. Перспективы развития. Особенности организационного построения и функции оптовых предприятий в системе потребительской кооперации. Организация биржевой торговли, аукционов, торгов, оптовых ярмарок, выставок, оптовых продовольственных рынков. Система франчайзинговых отношений. Лизинг, сущность, виды. Возможность и эффективность применения в торговом предприятии. Роль транспорта в торговле и характеристика основных транспортных средств. Организация перевозок товаров железнодорожным, автомобильным, морским, речным транспортом. Методы и маршруты доставки товаров. Документальное оформление доставки. Тарифы на перевозку, их виды и факторы, влияющие на их величину.  
  ТОВАРНЫЕ СКЛАДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ   Роль складов в системе товароснабжения, их виды. Классификация складов в торговле товарами народного потребления. Классификация общетоварных складов. Виды складских зданий (сооружений) и технологические требования к их устройству. Виды складских помещений и категории складских площадей. Особенности планировочно-технологических решений различных видов складов. Складское оборудование. Организация технологических процессов на складе. Организация и технология операций по выгрузке и приемке товаров на складах. Размещение, укладка и хранение товаров. Технико-экономические показатели работы складов. Методы расчета потребности в складской площади. Организация работы по формированию заказов потребителей. Отпуск товаров и организация транспортно-экспедиционных работ.  
ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ПОРЯДОК ИХ ОФОРМЛЕНИЯ.   Товаросопроводительные документы, понятие и виды. Накладная как первичный товарный документ.Документы, подтверждающие качество и безопасность товара и особенности их оформления для отдельных товаров. Счет-фактура как бухгалтерский документ.Платежные документы. Накладные, их виды и особенности применения. Реквизиты накладной. Товарно-транспортная накладная. Особенности оформления перевозки товаров автомобильным транспортом. Железнодорожная накладная и порядок ее оформления. Особенности оформления перевозок, организации приемки и выдачи грузов на железнодорожном транспорте. Коммерческий акт, его значение и порядок оформления.  
  ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЕМКИ ТОВАРОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ.   Организация приемки товаров в торговом предприятии. Факторы, влияющие на организацию приемки товаров. Нормативная база, определяющая порядок приемки товаров и работы с ними в торговых предприятиях. Основные элементы приемки товаров по количеству. Оформление приемки товаров по количеству. Особенности организации и оформления приемки товаров по качеству. Документальное оформление приемки товаров по количеству и качеству. Унифицированная форма акта ТОРГ-2 и условия его применения. Уценка товара при первичной приемке и порядок ее оформления. Списание товара.  
  ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ.   Основные этапы движения товаров в торговом предприятии: поступление, приемка товара, учет товара, движение товара в предприятии, реализация товара. Учет товаров на складах (в местах хранения товарно-материальных ценностей). Оформление реализации товаров. Товарный отчет. Особенности ведения товарного учета в мелкорозничной сети. Товарные ценники и требования к их оформлению. Информация для потребителей и порядок ее предоставления. Нормативные документы, регламентирующие деятельность розничных торговых предприятий.    
ОФОРМЛЕНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ   Требования к контрольно-кассовой технике. Порядок регистрации и применения контрольно-кассовой техники. Порядок осуществления расчетов с покупателями. Порядок определения лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Основные документы, оформляющие кассовые операции. Порядок выдачи кассового чека. Операционная касса. Главная касса. Оформление первичных кассовых документов. Оформление сдачи торговой выручки. Определение полноты учета выручки.    
РАЗДЕЛ V. «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»      
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ Понятие управления. Субъект и объект управления, прямая и обратная связь между ними. Предприятие торговли как объект управления. Процесс управления и механизм управления. Ресурсы торгового предприятия, внешняя и внутренняя среда предприятия. Современные принципы управления и их развитие применительно к торговому предприятию. Основы законодательства, регулирующего вопросы управления предприятием. Зарубежный опыт управления торговыми предприятиями.  
СТРАТЕГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕЛЯМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ   Стратегия предприятий, основные типы стратегий и политика предприятия на рынке. Внутрифирменная стратегия. Сферы деятельности предприятия и их влияние на формирование стратегии. Выбор и постановка целей деятельности торгового предприятия. Характеристика целей. Коммерческие и некоммерческие цели деятельности предприятия. Явные и латентные цели. Понятие совокупности целей. Миссия организации как общая цель, выражающая причину существования предприятия. Основные принципы и порядок формулирования миссии. Место и роль управления целями. Типология целей деятельности торгового предприятия: эффективность, действенность, качество, имидж. Основные этапа процесса управления целями и их характеристика: формирование целей, непосредственное управление целями, достижение целей, анализ потенциала и согласование новых целей. Метод «дерева целей» применительно к торговому предприятию. Построение дерева целей путем классификации, декомпозиции, ранжирования. Оценка вероятности достижения целей.  
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ   Общие и конкретные функции управления. Содержание функций управления торговым предприятием: управление товародвижением и товарооборотом, управление рынком, управление качеством товаров и услуг, управление развитием сети предприятия, анализ и прогнозирование спроса, управление персоналом и др. Характеристика контроля как одной из важнейших функций управления. Организация оперативного контроля за выполнением планов, качеством товаров, сохранностью товарно-материальных ценностей и др. Особенности развития процессов специализации и кооперации в торговом предприятии. Понятие и классификация управленческих отношений. Формирование матрицы функционального распределения труда торгового предприятия. Основные функциональные подразделения оптового и розничного торгового предприятия.  
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ТОРГОВЛИ   Общее понятие организационной структуры управления. Элементы структуры, виды связей. Основные требования, предъявляемые к структурам управления. Зависимость структуры от функций управления. Линейное и функциональное руководство. Построение структуры управления для различных типов предприятий торговли. Структуры, возникающие при объединении предприятий. Линейный принцип построения организационной структуры управления, его сущность и возможности применения. Функциональный принцип построения организационной структуры, его сущность и возможности применения. Линейно-функциональная структура управления, принципы ее построения и применения. Гибкие структуры управления. Штабная структура управления, принципы ее построения и применения. Структура управления «по подразделениям». Матричная структура управления. Централизованные и децентрализованные структуры управления. Критерии централизации. Понятие и сущность процесса делегирования полномочий. Возможные ситуации отказа от делегирования. Анализ и проектирование организационных структур управления. Этапы проектирования. Штатное расписание. Должностная инструкция, ее содержание, порядок разработки и утверждения.  
ПЕРСОНАЛ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ   Управление персоналом - основа успешной деятельности предприятия. Кадровая политика предприятия. Факторы, формирующие численность работников в торговом предприятии. Обоснование потребности в кадрах, квалификационная структура штатов предприятия. Штатное расписание. Оформление должностной инструкции. Формирование трудового коллектива торгового предприятия. Отбор и наем работников. Трудовой договор. Требования, предъявляемые к персоналу торгового предприятия. Организация работы с кадрами. Личность в коллективе. Социально-психологическая структура и динамика поведения личности. Производственный коллектив как объект управления. Структура коллектива, коммуникации в коллективе. Социально-психологический климат. Конфликты в коллективе. Конфликты с покупателями. Взаимоотношения с партнерами. Содержание труда работников торгового предприятия. Дифференциация трудовых функций. Вопросы физиологии и психологии в организации труда. Улучшение условий труда. Подготовка и повышение квалификации персонала. Материальная ответственность: виды и формы. Договор о материальной ответственности. Мотивация труда. Мотивы и стимулы. Влияние характера мотивов на эффективность стимулирования труда работников торгового предприятия. Организация оплаты труда. Формы признания и оценки труда работников. Управление посредством делегирования обязанностей и полномочий.  
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ТОРГОВОГОПРЕДПРИЯТИЯ   Характер, содержание и особенности труда менеджера в торговом предприятии. Анализ затрат рабочего времени руководителя торгового предприятия. Планирование рабочего времени. Рабочее место руководителя. Основные требования к рациональной организации управленческого труда в торговом предприятии. Стиль руководства. Виды, разновидности стилей. Понятие и сущность делегирования полномочий. Возможные ситуации отказа от делегирования. Деловое общение в структуре деятельности руководителя. Виды деловых коммуникаций. Информационный обмен. Межличностное взаимодействие. Помехи при общении. Факторы, влияющие на улучшение общения. Публичные выступления как вид делового общения. Беседа. Организация и проведение собраний, совещаний, переговоров. Прием посетителей. Деловое письмо. Стиль письма, порядок изложения материала. Правила оформления.  
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ   Информационные системы на предприятиях торговли. Роль и значение информации в процессе принятия решений. Виды информации, структура и носители информации. Основные требования к качеству используемой информации. Информационные процессы. Понятие и принципы построения информационного обеспечения процесса управления. Информационные потоки, их виды и назначение. Анализ и проектирование информационных потоков.    
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ   Понятие технологии процесса управления торговым предприятием. Основные направления рационализации технологии процесса управления. Управленческие решения. Организация процесса принятия и реализации решений в торговых предприятиях различных форм собственности. Индивидуальное и коллективное принятие решений. Этапы процесса принятия решений в условиях рыночных отношений, конъюнктурных колебаний и коммерческого риска. Оценка качества решения. Организация выполнения решений. Подбор исполнителей. Организация учета и контроля выполнения решений. Анализ и решение конкретных ситуаций, возникающих при управлении торговым предприятием. Технические средства управления. Средства организационной техники и средства вычислительной техники. Современные телекоммуникационные сети в процессе управления.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.015 с.)