Вопрос №2. Эвристическая роль философии в естествознании. Концепция «математического реализма». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №2. Эвристическая роль философии в естествознании. Концепция «математического реализма».



Вопрос №1 Непостижимая эффективность математики в естественных науках ли почему природа допускает математическое описание. Галилео Галилей: идея математизации природы. Галилеев принцип относительности, как проявление принципа симметрии.

Все небесные тела движутся согласно закона Ньютона (F=G*(M1+M2)\R2). Математика – система вечных математических истин, не создание человеческого ума. Математика – порождение разума вообще, этот разум должен иметь материальное выражение. «Монада» - это фундаментальная единица, лежит в основе числового ряда. Но всякое число – есть результат измерения. Во всяком измерении есть элемент различия и тождества(сопоставления). Квантовая теория наиболее выдающееся достижение естествознания 20-го века. Описывает мир таким, какой он есть на самом деле. До этого классическая физика была лишь приближением к действительности. Мир, открывающийся с точки зрения квантовой теории пародоксален. В классической физике физическая величина понимается качественно или количественно независимо от того производится измерение или нет(скорость, масса, энергия). Измерение физической величины состоит в пересчете. С точки зрения квантовой теории нельзя определенно сказать какой результат получится при измерении. Численная величина принимает значение только после измерения. То или иное значение физическая величина принимает с долей вероятности. Число – есть результат измерения. Вне процедуры чисел не сущ-ет. В квантовой физике возникает проблема измеряющего субъекта. Очевидно, что субъект не человеческое сознание, поскольку квантовая теория описывает реальные вещи.

Галилео Галилей идея математизации природы. Естествознание становится математическим только в эпоху Галилея. Аристотелевская физика была описательная, но не математическая. Э.Гусарль называет Г. Наиболее выдающимся мыслителем нового времени. «Впервые в натурфилософии Галилея идея рациональности проникает в естествознание и формирует совершенно новую идею математического естествознания.» Галилея интересовало движение тел (наука о движении - механика). Если размеры области, в которой движется тело много больше самого тела то с хорошей точностью движение этого тела можно описать считая его материальной точкой(точкой наделенной массой). Галилей заметил, что тело(материальная точка) движется описывая линию След. Движение тел можно трактовать на языке линий (применяя геометрию). Галилей приносит идею измерения в естествознание. Он усмотрел что движения могут быть измерены, их можно характеризовать с помощью чисел(физ. величин, выраженных в численном значении). След. Закономерности движения тел могут быть представлены, как численные закономерности. Дедукция – это способ рассуждения от общего к частному. Индукция – это заключения от частного к общему. Галилей получал свои законы, как индуктивно так и дедуктивно. Получение закономерностей индуктивным путем дает закон Галилея касающийся свободно падающих тел. Галилей бросая шары с Пизанской башни обнаружил, что шары большей массы падают быстрее(как и говорил Аристотель) он стал бросать шары в других средах. Он пришел к выводу, что ускорение тел в пустоте не зависит от его массы. Его открытие характеризует его, как платоника. Он дает естествознанию экспериментальную методику, кот. в существенных местах не претерпела изменение до наших дней. 1. должна исследоваться зависимость от параметра при прочих равных условиях.2. должны быть исключены все побочные эффекты, если это невозможно нужно их учесть. Тело движущееся из состояния покоя равноускоренно и прямолинейно в равные промежутки времени проходит расстояние возрастающее как ряд нечетных чисел – пример численной закономерности. Закон инерции. Тело предоставленное самому себе(когда на него не действуют другие тела) движется равномерно и прямолинейно. Принцип относительности Галилея. Никакими механическими опытами нельзя установить находится ли система отсчета в кот. Производятся эти опыты в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Инерциальные системы отсчета(ИСО) – это сис-мы отсчета, движущиеся относительно друг друга равномерно и прямолинейно. Во всех ИСО законы механики имеют одинаковый вид. Принцип относительности движения является выражением более мощного принципа – принципа симметрии.

 

 

Вопрос №2. Эвристическая роль философии в естествознании. Концепция «математического реализма».

«Философская субструктура» сыграла чрезвычайно существенную роль, и влияние философских концепций на развитие науки было столь же существенным, сколь и влияние научных концепций на развитие философии. (!!!!) Философские воззрения, по Бёрту, являются не больше чем строительными лесами. Но и в этом случае – поскольку крайне редко приходится видеть, чтобы здание строилось без них=> они необходимы для постройки, ибо они обеспечивают её.

Научная мысль никогда не была отделена от философской мысли.

Великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций

Научная мысль развивалась не в вакууме; оно всегда происходило в рамках определённых идей, фундаментальных принципов, наделённых аксиоматической очевидностью, кот., как правило, считались принадлежащими полностью философии. Что касается вопроса о том, полож. или отр. было влияние философии на развитие научной мысли, то этот вопрос либо не имеет большого смысла – ибо я только что заявил, что наличие некой философской обстановки или среды является необходимым условием сущ. самой науки, - либо обладает очень глубоким смыслом, ибо приводит нас вновь к проблеме прогресса – или декаданса – философской мысли как таковой.

 

Билет № 3 Р. Декарт.

Главное в научном исследовании это – метод.

Декарт считал, что настоящее положение наук бедственно. Что в свою очередь в нем идею реформации научного мышления. Его отталкивал недостаток действительных познаний.

Очень правильно Декарта иногда сравнивали с Лютером. Речь идет о реформаторе философии, который относится к современному ему положению науки так же, как Лютер- к современному ему состоянию церкви.

Декарт считал причиной зла отсутствие метода («либо нет собственного мышления, либо не хватает упорядоченного мышления»)

Путь к истине начинается с простейшего воззрения, в котором все абсолютно ясно и идет даже к сложным. Метод познания приобретает и образует истины путем прогрессивного сложения. Все дальнейшие познания истины только тогда, когда они яснейшим образом вытекают из первой истины. Синтез, состоит в логическом выведении всякой истины из предшествующей и всех истин- из первой. Такой метод Декарт называл дедукцией. Декарт считал, что нет другого критерия истины кроме правильно понятой дедукции. Декарт говорил: нельзя делать ложных предположений пути к познанию всех вещей. К этой цели ведут 2 пути: опыт и дедукцию. Бекон принял опыт за единственный путь к истине, а Декарт дедукцию. Декарт отверг бэконовский метод, т.к. он начинается с факта восприятия т.е. со сложного объекта, познание которого подвержено многочисленным иллюзиям. Опыт подвержен обману, дедукции- нет.

Но декартова дедукция в свою очередь отличается от аристотелевской. Она состоит в обычной силлогистике при помощи которой приводится в порядок и излагается в форме умозаключения. То, что уже известно но при этом не открывается что то новое ранее известно. Декарт и Бэкон считают такую дедукцию бесполезной. По мнению Декарта наука должна выводить из известного неизвестное, делать открытие. Метод дедукции Декарта таким образом состоит в непрерывности прогрессирующих и открывающих выводов.

Для решения задачи необходимо понять всю совокупность предварительных условий. Самое полное перечисление этих пунктов, разложение главного вопроса на необходимые для решения условия Декарт называет энумерацией или индукцией, При помощи индукции мы ориентируемся в задаче и овладеваем ею,

Таким образом методическое решение задачи требует систематической индукции всех ее условий которые должны быть сведены к индуктивному познанию, исходя из которого дедукция будет продвигаться вперед.

Ф.Бэкон.

Его заслуга состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, из целенаправленного организованного опыта, эксперимента, более того наука не может строиться на непосредственных данных чувства.

Опыт в науке должен осуществляться по определенному плану в определенном порядке и вести от экспериментов к новым экспериментам, или же от экспериментов к теоретическим аксиомам, которые укажут путь к новым экспериментам.

В трактате «О достоинстве и приумножении наук» Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментирования, в частности изменения, распространение, перенос, инверсию, усиление и соединение экспериментов.

Что не касается индукции, то Бэкон ставит перед собой задачу сформулировать принцип научной индукции, «которая производила бы в опыте разделение и отбор путем должных исключений и отбрасывания делала бы необходимые выводы»

Ошибка Бекона в том, что он был поглощен сугубо качественным рассмотрением эксперимента и индукции. Он фактически не связывал их в системе предложенной им методологии не с количественной обработкой результатов опыта, не с мат. Дедукцией, хотя он и понимал необходимость такой связи. Бэконовская индукция оказалась недостаточным, даже упрощенным, решением сложнейшей проблемы научно-теоритического обобщения эмпирического материала.

 

Наблюдаемые эффекты ОТО.

1. Искривление светового луча

А.Эддингтон и др.

Наблюдателю кажется, что свет выходит из другой точки пространства.

2. Прецессия орбиты Меркурия.

Сложное движение – прецессия.

Если бы пространство-время было плоским, то Меркурий двигался бы так

Но Солнце искривляет пространство и время поэтому на самом деле Меркурий движется вот так

Ось орбиты Меркурия поворачивается, перигелий Меркурия – точка на орбите планеты ближайшая к Солнцу. Эта точка за несколько лет отклоняется на некоторый угол. Прецессия характерна и для других планет, но так как Меркурий ближайшая к Солнцу планета, то у него оно заметно больше всех.

Прецессия орбиты Меркурия доказывает, что Солнце искривляет пространство и время.

3. Гравитационное красное смещение.

Звезды в основном состоят из водорода и гелия. Водород излучает в нормальных условиях свет длиной волны, соответствующий красному свету. Положение этой линии соответствует частоте излучения водорода в плоском пространстве и времени.

Смещение в спектре звезды – величина меньше, чем ν0

Это объясняется тем, что пространство-время вокруг звезды искривлено.

Частота уменьшилась. Чем больше масса звезды, тем больше в красную сторону смещается красная линия, согласно уравнению ОТО.

 

Волновая ф-ция.

Рассмотрим оператор координаты хx^

x^|x> = x·|x>, ρ(x)=|<x|ψ>|2.

Если мы будем менять х, то будет меняться <x|ψ>|, т.е. <x|ψ>| = ψ(х). Каждому собственному значению оператора x^ соответствует значение скалярного произведения.

ψ(х) – волновая функция. Она характеризует состояние системы.

ψ(х) – координаты вектора ψ.

ρ(x)=|<x|ψ>|2 – распределение вероятностей.

 

Оператор импульса эквивалентен оператору дифференцирования по координате х.

 

 

Вопрос 14. Копенгагенская интерпретация квантовой механики. Роль измерительного прибора и процесса измерения в квантовой физике. Проблемы языка описания квантовой реальности. Принцип дополнительности.

С открытием Планком элементарного кванта действия началась новая эпоха в физических науках. Это открытие обнаружило свойственную атомным процессам черту цельности, идущую гораздо дальше старой идеи об ограниченной делимости материи. Стало ясно, что свойственное классическим физическим теориям наглядное картинное описание представляет собой идеализацию, применимую только к явлениям, которые удовлетворяют условию, что все величины размерности действия, встречающиеся в их анализе, настолько велики, что по сравнению с ними квантом действия можно пренебречь, т.е. в опытных данных, относящихся к атомным частицам, мы наталкиваемся на закономерности нового типа, не поддающиеся детерминистскому анализу. Эти квантовые законы обуславливают замечательную устойчивость атомных систем и определяют их реакции.

Задача, с которой столкнулись физики, состояла в том, чтобы рациональным образом обобщить классическую физику, гармонически включив в нее квант действия. Эта задача была решена путем введения надлежащих математических абстракций. В аппарате квантовой механики на месте величин, хар-ризующих в обычной механике состояние физической системы, выступают символические операторы, подчиненные некоммутативному правилу умножения, содержащему постоянную Планка.

Квантовая механика сильно отклоняется от привычных требований причинного объяснения явлений => появляется повод поставить вопрос, действительно ли мы имеем здесь дело с полным описанием того, что дает нам опыт. Для ответа на это вопрос требуется тщательное рассмотрение условий, необходимых для однозначного применения понятий классической физики к анализу атомных явлений. решающим здесь является признание того положения, что описание экспериментальной установки и рез-тов наблюдений должно производится на понятном языке, надлежащим образом усовершенствованном путем применения обычной физической терминологии.

Проблема наблюдения в квантовой физике ни в какой мере не отличается от классического физического подхода. Существенно новой чертой анализа квантовых явлений является то, что вводится фундаментальное различие между измерительным прибором и изучаемым объектом.

В классич. физике взаимодействием между объектом и прибором измерения можно пренебречь, или, если надо, его можно компенсировать. А в квантовой физике это взаимодействие составляет нераздельную часть явления.

Повторение одного и того же опыта, дает разные отсчеты, относящиеся к объекту. => обобщающая формулировка полученных из опыта рез-тов в этой области должна выражаться в форме статистических (вероятностных) законов.

В классич. физике все стороны и св-ва данного объекта могут быть обнаружены при помощи одной экспериментальной установки, а в квантовой физике данные об атомных объектах, полученные при помощи разных экс.установок, находятся в своеобразном дополнительном отношении друг к другу. Отнюдь не ограничивая наши стремления задавать природе вопросы в форме экспериментов, понятие дополнительности просто хар-ризует возможные ответы, получаемые в рез-те такого исследования в том случае, когда взаимодействие между измерительным прибором и объектом составляет нераздельную часть явления.

Эти обстоятельства находят себе количественное выражение в соотношениях неопределенности Гейзенберга. Последние дают связь (обратную пропорциональность) между неточностями допустимого в квантовой механике фиксирования тех кинематических и динамических переменных, которыми в классич. механике определяется состояние физической системы. Действительно, некоммутативность математических символов, которыми в аппарате квантовой механики представлены эти переменные, соответствует несовместимости экспериментальных установок, необходимых для однозначного определения.

Резюмируя, можно сказать, что более широкие рамки дополнительности отнюдь не означают произвольного отказа от идеала причинности. Понятие дополнительности непосредственно выражает наше положение в вопросе об отображении фундаментальных св-в материи, которые считались подлежащими классич. физическому описанию, но оказались вне пределов его применимости.

 

БИЛЕТ 11

Неевклидовы геометрии и физика

Математика пользуется особым уважением, потому что ее теоремы абсолютно верны и неоспоримы, тогда как законы других наук в известной степени спорны. Положения математики покоятся не на реальных объектах, а исключительно на объектах нашего воображения. Математика является тем, что дает точным наукам известную меру уверенности; без математики они ее не могли бы достичь. Возникает вопрос: Почему возможно такое превосходное соответствие математики с реальными предметами, если сама она является произведением только человеческой мысли, не связанной ни с каким опытом? Ответ на этот вопрос таков: если теоремы математики прилагаются к отражению реального мира, они не точны; они точны до тех пор, пока они не ссылаются на действительность. Прогресс, достигнутый направлением математики «аксиоматикой», заключается в том, что она четко разграничила логически-формальное от его объективного или наглядного содержания. Согласно аксиоматическому подходу, только логически-формальное составляет предмет математики; но наглядное или какое-либо другое содержание математики, не связанное с логически-формальным, не имеет отношения к математике. Аксиомы прежде всего определяют объекты, которыерассматриваются в геометрии.

Под точкой, прямой и т.д. в аксиоматической геометрии следует понимать только лишенные

содержания понятия. То, что дает им содержание, лежит вне математики.

Геометрия означает «измерение земли». Измерение же земли имеет дело с возможными расположениями различных тел природе, таких как части самого земного шара, измерительные ленты, измерительные стержни и т.д. Ясно, что из системы понятий аксиоматической геометрии нельзя получить никаких суждений о таких реально существующих предметах, которые мы называем практически твердыми телами. Твердые тела ведут себя в смысле различных возможностей взаимного расположения, как

тела эвклидовой геометрии трех измерений; таким образом, теоремы эвклидовой геометрии содержат в себе утверждения, определяющие поведение практически твердых тел. Дополненная таким утверждением геометрия становится, очевидно, естественной наукой; мы можем рассматривать ее фактически как самую древнюю ветвь физики. Ее утверждения покоятся

существенным образом на выводах из опыта, а не только на логических заключениях.

Вопрос о том, является ли практическая геометрия эвклидовой или нет, приобретает совершенно ясный смысл: ответ на него может дать только опыт. Всякие измерения длины в физике составляют предмет практической геометрии, если при этом исходить из того опытного закона, что свет распространяется по прямой линии, и именно по прямой в смысле практической геометрии. В системе отсчета, которая вращается относительно некоторой инерциальной системы, законы расположения твердых тел не соответствуют правилам эвклидовой геометрии вследствие лоренцова сокращения; таким образом,

допуская равноправное существование не инерциальных систем, мы должны отказаться от

эвклидовой геометрии. Если же отвлечься от связи между телом аксиоматической эвклидовой геометрии и реальным практически твердым телом, то мы легко приходим к точке зрения мыслителя Анри Пуанкаре: эвклидова геометрия отличается от всевозможных мыслимых аксиоматических геометрий своей простотой. А так как аксиоматическая геометрия сама по себе никаких высказываний о реальной действительности не содержит и может это делать лишь совместно с физическими законами, то представлялось бы возможным и разумным придерживаться эвклидовой геометрии, какими бы свойствами ни обладала действительность. Если же обнаружено противоречие между теорией и опытом, то легче согласиться с изменением физических законов, чем с изменением аксиоматической эвклидовой геометрией. Пуанкаре и другие исследователи отклоняли напрашивающуюся эквивалентность практически твердого тела из реального опыта и геометрического тела потому, что реальные твердые тела в природе при ближайшем рассмотрении оказываются совсем не твердыми, потому что их геометрическое поведение, т.е. их возможное взаимное расположение, зависит от температуры, внешних сил и т.п. Тем самым первоначальная непосредственная связь между геометрией и физической реальностью оказывается уничтоженной. Поведение реальных вещей описывает только геометрия вместе с совокупностью физических законов. Такое воззрение Пуанкаре с принципиальной точки зрения совершенно правильно.

А насчет возражения, что в природе нет абсолютно твердых тел, всякая практическая геометрия основывается на одном доступном опыту принципе.

Если два отрезка в какой-то момент времени и в каком-то месте оказались равными, то они будут равны всегда и везде. Предположение об отрезках должно также выполпяться для промежутков времени, измеряемых часами. Если двое идеальных часов в какой-нибудь момент времени и в каком-нибудь месте идут совершенно одинаково, то они всегда будут иметь одинаковый ход, независимо от тего, где и когда их будут сравнивать.

В смысле практической геометрии особенно важным представляется вопрос о том, является мир пространственно конечным или нет.Согласно общей теории относительности, существует две возможности:

1. Мир пространственно бесконечен, если в мировом пространстве средняя пространственная плотность материн, сосредоточенной в звездах, исчезаюше мала.

2. Мир пространственно конечен, если уществует некоторая средняя плотность весомой материи во Вселенной, отличная от нуля. Лучше было бы сказать, что пространство бесконечно относительно
практически твердых дел, предполагая, что законы их расположения определяются эвклидовой геометрией.

Другим примером бесконечного континуума является плоскость. На плоскости мы можем так укладывать квадраты из картона, что каждая сторона любого квадрата прилегает к стороне другого квадрата, соседнего с ним. Построение никогда не будет закончено; всегда можно продолжать укладывать новые квадраты, если только законы расположения их соответствуют законам расположения плоских фигур в эвклидовой геометрии. Таким образом, плоскость бесконечна относительно картонных квадратов.

Представляется вероятным, что наше трехмерное пространство является приблизительно сферическим, т.е. что законы расположения в нем твердых тел определяются не эвклидовой геометрией, а приближенно описываются сферической геометрией, если только рассматривать области достаточно большой протяженности.

Пусть К - сферическая поверхность, касающаяся в точке S плоскости Е, показанной для удобства на рисунке в виде небольшого куска поверхности. Пусть, далее, L - диск на сферической поверхности. Представим теперь, что на поверхности сферы в точке N, расположенной диаметрально противоположно точке S, помешен точечный источник света, так что диск отбрасывает тень на плоскость Е. Каждой точке на сфере соответствует тень на плоскости. Если диск на сфере К движется, то его тень L* также движется. Когда диск L находится в точке S, то он почти точно совпадает со своей тенью. Если он движется по сферической поверхности от точки S вверх, то тень L* на плоскости удаляется от точки S, причем эта тень будет становиться все больше и больше. При приближении кружка L к светящейся точке N, тень удаляется в бесконечность и становится бесконечно большой. Теперь поставим вопрос: каковы законы расположения теней L* диска на плоскости Е? Очевидно, они совершенно такие же, как и законы расположения дисков L* на сферической поверхности. В самом деле, каждой фигуре на сфере К соответствует теневая фигура на плоскости Е. Если два диска на К касаются, то их тени на Е также касаются. Геометрия теневых фигур на плоскости согласуется с геометрией дисков на сфере. Если мы назовем тени дисков жесткими фигурами, то по отношению к ним на плоскости Е выполняется сферическая геометрия.

 

 

Вопрос №1 Непостижимая эффективность математики в естественных науках ли почему природа допускает математическое описание. Галилео Галилей: идея математизации природы. Галилеев принцип относительности, как проявление принципа симметрии.

Все небесные тела движутся согласно закона Ньютона (F=G*(M1+M2)\R2). Математика – система вечных математических истин, не создание человеческого ума. Математика – порождение разума вообще, этот разум должен иметь материальное выражение. «Монада» - это фундаментальная единица, лежит в основе числового ряда. Но всякое число – есть результат измерения. Во всяком измерении есть элемент различия и тождества(сопоставления). Квантовая теория наиболее выдающееся достижение естествознания 20-го века. Описывает мир таким, какой он есть на самом деле. До этого классическая физика была лишь приближением к действительности. Мир, открывающийся с точки зрения квантовой теории пародоксален. В классической физике физическая величина понимается качественно или количественно независимо от того производится измерение или нет(скорость, масса, энергия). Измерение физической величины состоит в пересчете. С точки зрения квантовой теории нельзя определенно сказать какой результат получится при измерении. Численная величина принимает значение только после измерения. То или иное значение физическая величина принимает с долей вероятности. Число – есть результат измерения. Вне процедуры чисел не сущ-ет. В квантовой физике возникает проблема измеряющего субъекта. Очевидно, что субъект не человеческое сознание, поскольку квантовая теория описывает реальные вещи.

Галилео Галилей идея математизации природы. Естествознание становится математическим только в эпоху Галилея. Аристотелевская физика была описательная, но не математическая. Э.Гусарль называет Г. Наиболее выдающимся мыслителем нового времени. «Впервые в натурфилософии Галилея идея рациональности проникает в естествознание и формирует совершенно новую идею математического естествознания.» Галилея интересовало движение тел (наука о движении - механика). Если размеры области, в которой движется тело много больше самого тела то с хорошей точностью движение этого тела можно описать считая его материальной точкой(точкой наделенной массой). Галилей заметил, что тело(материальная точка) движется описывая линию След. Движение тел можно трактовать на языке линий (применяя геометрию). Галилей приносит идею измерения в естествознание. Он усмотрел что движения могут быть измерены, их можно характеризовать с помощью чисел(физ. величин, выраженных в численном значении). След. Закономерности движения тел могут быть представлены, как численные закономерности. Дедукция – это способ рассуждения от общего к частному. Индукция – это заключения от частного к общему. Галилей получал свои законы, как индуктивно так и дедуктивно. Получение закономерностей индуктивным путем дает закон Галилея касающийся свободно падающих тел. Галилей бросая шары с Пизанской башни обнаружил, что шары большей массы падают быстрее(как и говорил Аристотель) он стал бросать шары в других средах. Он пришел к выводу, что ускорение тел в пустоте не зависит от его массы. Его открытие характеризует его, как платоника. Он дает естествознанию экспериментальную методику, кот. в существенных местах не претерпела изменение до наших дней. 1. должна исследоваться зависимость от параметра при прочих равных условиях.2. должны быть исключены все побочные эффекты, если это невозможно нужно их учесть. Тело движущееся из состояния покоя равноускоренно и прямолинейно в равные промежутки времени проходит расстояние возрастающее как ряд нечетных чисел – пример численной закономерности. Закон инерции. Тело предоставленное самому себе(когда на него не действуют другие тела) движется равномерно и прямолинейно. Принцип относительности Галилея. Никакими механическими опытами нельзя установить находится ли система отсчета в кот. Производятся эти опыты в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Инерциальные системы отсчета(ИСО) – это сис-мы отсчета, движущиеся относительно друг друга равномерно и прямолинейно. Во всех ИСО законы механики имеют одинаковый вид. Принцип относительности движения является выражением более мощного принципа – принципа симметрии.

 

 

Вопрос №2. Эвристическая роль философии в естествознании. Концепция «математического реализма».

«Философская субструктура» сыграла чрезвычайно существенную роль, и влияние философских концепций на развитие науки было столь же существенным, сколь и влияние научных концепций на развитие философии. (!!!!) Философские воззрения, по Бёрту, являются не больше чем строительными лесами. Но и в этом случае – поскольку крайне редко приходится видеть, чтобы здание строилось без них=> они необходимы для постройки, ибо они обеспечивают её.

Научная мысль никогда не была отделена от философской мысли.

Великие научные революции всегда определялись катастрофой или изменением философских концепций

Научная мысль развивалась не в вакууме; оно всегда происходило в рамках определённых идей, фундаментальных принципов, наделённых аксиоматической очевидностью, кот., как правило, считались принадлежащими полностью философии. Что касается вопроса о том, полож. или отр. было влияние философии на развитие научной мысли, то этот вопрос либо не имеет большого смысла – ибо я только что заявил, что наличие некой философской обстановки или среды является необходимым условием сущ. самой науки, - либо обладает очень глубоким смыслом, ибо приводит нас вновь к проблеме прогресса – или декаданса – философской мысли как таковой.

 

Билет № 3 Р. Декарт.

Главное в научном исследовании это – метод.

Декарт считал, что настоящее положение наук бедственно. Что в свою очередь в нем идею реформации научного мышления. Его отталкивал недостаток действительных познаний.

Очень правильно Декарта иногда сравнивали с Лютером. Речь идет о реформаторе философии, который относится к современному ему положению науки так же, как Лютер- к современному ему состоянию церкви.

Декарт считал причиной зла отсутствие метода («либо нет собственного мышления, либо не хватает упорядоченного мышления»)

Путь к истине начинается с простейшего воззрения, в котором все абсолютно ясно и идет даже к сложным. Метод познания приобретает и образует истины путем прогрессивного сложения. Все дальнейшие познания истины только тогда, когда они яснейшим образом вытекают из первой истины. Синтез, состоит в логическом выведении всякой истины из предшествующей и всех истин- из первой. Такой метод Декарт называл дедукцией. Декарт считал, что нет другого критерия истины кроме правильно понятой дедукции. Декарт говорил: нельзя делать ложных предположений пути к познанию всех вещей. К этой цели ведут 2 пути: опыт и дедукцию. Бекон принял опыт за единственный путь к истине, а Декарт дедукцию. Декарт отверг бэконовский метод, т.к. он начинается с факта восприятия т.е. со сложного объекта, познание которого подвержено многочисленным иллюзиям. Опыт подвержен обману, дедукции- нет.

Но декартова дедукция в свою очередь отличается от аристотелевской. Она состоит в обычной силлогистике при помощи которой приводится в порядок и излагается в форме умозаключения. То, что уже известно но при этом не открывается что то новое ранее известно. Декарт и Бэкон считают такую дедукцию бесполезной. По мнению Декарта наука должна выводить из известного неизвестное, делать открытие. Метод дедукции Декарта таким образом состоит в непрерывности прогрессирующих и открывающих выводов.

Для решения задачи необходимо понять всю совокупность предварительных условий. Самое полное перечисление этих пунктов, разложение главного вопроса на необходимые для решения условия Декарт называет энумерацией или индукцией, При помощи индукции мы ориентируемся в задаче и овладеваем ею,

Таким образом методическое решение задачи требует систематической индукции всех ее условий которые должны быть сведены к индуктивному познанию, исходя из которого дедукция будет продвигаться вперед.

Ф.Бэкон.

Его заслуга состоит в том, что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает из опыта, из целенаправленного организованного опыта, эксперимента, более того наука не может строиться на непосредственных данных чувства.

Опыт в науке должен осуществляться по определенному плану в определенном порядке и вести от экспериментов к новым экспериментам, или же от экспериментов к теоретическим аксиомам, которые укажут путь к новым экспериментам.

В трактате «О достоинстве и приумножении наук» Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментирования, в частности изменения, распространение, перенос, инверсию, усиление и соединение экспериментов.

Что не касается индукции, то Бэкон ставит перед собой задачу сформулировать принцип научной индукции, «которая производила бы в опыте разделение и отбор путем должных исключений и отбрасывания делала бы необходимые выводы»

Ошибка Бекона в том, что он был поглощен сугубо качественным рассмотрением эксперимента и индукции. Он фактически не связывал их в системе предложенной им методологии не с количественной обработкой результатов опыта, не с мат. Дедукцией, хотя он и понимал необходимость такой связи. Бэконовская индукция оказалась недостаточным, даже упрощенным, решением сложнейшей проблемы научно-теоритического обобщения эмпирического материала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.51.235 (0.09 с.)