Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения санпросветработы среди дошкольников

Поиск

Гигиеническччччое воспитание, состоящее из санитарно-просвети-тельной работы и обучения методам гигиены полости рта, является од­ним из основных и доступных мероприятий по первичной профилак­тике стоматологических заболеваний.

В основе санитарно-просветительной работы лежат два направле­ния — пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, пу­тях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний и аги­тация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убеждения.

В настоящее время убедительно доказано, что с помощью только санитарно-просветительной работы среди организованных детей (дош­кольников и школьников) можно существенно снизить стоматологичес­кую заболеваемость до 25% (Сунцов В.Г., 1987).

Накоплен большой опыт проведения санпросветработы среди орга­низованных детей школьного возраста в виде специальных уроков здо­ровья на различные темы: о правильном уходе за полостью рта, о пол­ноценном питании и здоровом образе жизни и т.д.

Однако вопросы санитарно-просветительной работы среди дош­кольников разработаны слабо, хотя они имеют в этом возрасте специ­фику и трудности. На первый взгляд кажется', что этот метод первич-

* Материалы разработаны сотрудниками кафедры стоматологии детского воз­раста ОГМА.


ной профилактики стоматологических заболеваний прост и доступен. Так почему же до сих пор широко не внедрена санитарно-просвети-тельная работа среди дошкольников? Сложен процесс организации проведения санитарно-просветительной работы среди детей дошколь­ных учреждений и врачам-стоматологам самостоятельно с этой про­блемой не справиться. Им должны помогать средние медицинские ра­ботники и педагоги-воспитатели детских дошкольных учреждений (приказ МЗ СССР и ГК СССР по народному образованию № 639/271 от 11.08.88 г.).

Детский стоматолог является организатором гигиенического вос­питания среди детей дошкольного возраста путем внедрения в пол­ном объеме двух основных разделов этой работы: санитарно-просве-тительных мероприятий и обучения рациональным методам гигиены полости рта.

Санитарно-просветительная работа проводится в виде пассивной и активной форм. Пассивные формы работы осуществляются в виде сан-бюллетеней, специальных памяток для родителей и детей, оформления плакатов, витражей, стендов, выставок и т.д. Активные формы работы проводятся с детьми дошкольного возраста в виде бесед или игровых композиций с целью формирования у них гигиенических умений, навы­ков и создания условий для перерастания их в жизненную потребность.

Особое значение имеет выполнение этого требования при воспита­нии детей раннего возраста, в котором закладываются основы гигиени­ческих знаний, формируются гигиенические навыки и привычки. Осу­ществляя гигиеническое воспитание детей, следует хорошо представ­лять уровень их развития.

Эффективность гигиенического обучения детей-дошкольников не может быть высокой без умения медицинских работников и педагогов осуществлять санитарно-просветительную работу с детьми этой возра­стной группы, без помощи персонала детских учреждений.

Особенностями детей 2—4 лет являются впечатлительность, вну­шаемость, склонность к подражанию, причем подражание взрослым в этом возрасте постепенно приобретает не только механический, но и сознательный характер. Волевые качества и мотивация поступков в большей степени определяется авторитетом родителей и воспитателей.

Таким образом, санитарно-просветительную работу нужно прово­дить не только с детьми, но и с родителями и воспитателями детских дошкольных учреждений.

Выступление или беседа с родителями преследует две цели: напом­нить родителям о необходимости следить за состоянием зубов и орга-


нов полости рта детей и вызвать непосредственную заинтересован­ность в проведении мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Воспитателям детс­ких дошкольных учреждений необходимо объяснить цели и задачи профилактики в стоматологии, круг мероприятий по ее проведению, объем работы, желательное время и условия их осуществления. От­дельно объясняют роль воспитателей и медицинских работников уч­реждений в проводимой работе, подчеркивают, что от их участия, тре­бовательности во многом зависят успех и эффективность проводимой профилактики. Для малышей характерны неустойчивость настроения, быстрая смена отрицательных эмоций положительными, и наоборот, поэтому продолжительные занятия для них неприемлемы, т.к. форми­руют вследствие утомления отрицательное отношение к занятию в бу­дущем. Мир познается ими в основном посредством игры.

Санитарно-просветительная работа является составным и ведущим компонентом занятий, которые следует начинать с элементов игры («приход в гости» зубной щетки, любимой игрушки и т.д.) и дальней­шие занятия также необходимо строить в форме интересной, занима­тельной игры (игровой композиции). Занятия по времени не должны занимать больше 15—20 минут.

Проводя с детьми занятия по гигиеническому ходу за полостью рта, целесообразно использовать сформулированные В.В.Гербовой (1983) педагогические приемы, способствующие лучшему усвоению материала:

1. Чередование хоровых и индивидуальных ответов;

2. Сочетание речевых ответов с практическими действиями;

3. Использование разнообразных игровых моментов и ситуаций
(ребенок учится, обучая любимую игрушку);

4. Обоснование ребенку необходимости выполнения задания («Если
мы не научим Ушастика правильно чистить зубы, они у него заболят»).

Одной из задач для детей дошкольного возраста является формиро­вание у них отношения к средствам индивидуальной гигиены полости рта, как к обязательному компоненту окружающей обстановки.

Особое значение это приобретает в процессе гигиенического обу­чения и воспитания детей младшего возраста, когда возможности про­ведения санитарно-просветительной работы ограничены словарным за­пасом у них и отсутствием абстрактно-логического компонента мысли­тельного процесса. На 5-м году жизни словарный запас значительно обогащается. В этом возрасте дети обучаются счету в пределах 5, уме­нию сравнивать величину предметов, определять пространственное


расположение предметов относительно себя (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Поэтому при обучении следует широко исполь­зовать жизненные ситуации. Например: «Возьми щетку в правую руку, начни чистить верхние зубы» и т.д.). Дети этого возраста очень иници­ативны, излишне поспешны в ответах на вопросы. Они очень реагиру­ют на похвалу и очень огорчаются при высказывании недовольства их ответами или поведением.

В средней группе дошкольного учреждения детей обучают счету до 10 (предметов, звуков и движений). У детей расширяется объем па­мяти, появляется способность управлять ею.

Гигиеническое обучение и воспитание детей средней группы направлено на формирование ряда новых представлений (о пользе растительных и молочных продуктов, о режиме дня, вредных при­вычках).

Дети старше 6 лет активны, достаточно дисциплинированы, демон­стрируют признаки волевых качеств. Несколько возрастает их способ­ность к концентрации внимания на занятии. Таким детям свойственны забота о младших, стремление обучать их, проявлять по отношению к ним покровительство. Этим детям полезно поручать объяснение правил гигиены полости рта младшим детям с соответствующей помощью.

Практические навыки формируются на основе полученных знаний. С учетом имеющейся у детей ориентировки в пространстве необходи­мо закреплять у них умение различать зубы левой и правой стороны, верхние и нижние, переднюю и заднюю поверхность; формировать и закреплять понятие о том, что остатки пищи застревают между зубами, откуда их следует удалять движениями щетки сверху вниз или снизу вверх. Используя умение ориентироваться во времени, следует учить детей последовательности чистки зубов. Примерным текстом может быть следующий: «Перед тем как начать чистить зубы, надо тщательно вымыть руки и прополоскать рот водой, потом взять зубную щетку и сполоснуть ее. После этого нанести на щетку пасту и чистить зубы. После чистки зубов щетку надо тщательно намылить и поставить в стакан головкой вверх. После этого умыть лицо и руки и вытереть их полотенцем». Детей подготовительной группы обучают заключитель­ному этапу чистки зубов «подметающими» движениями, а также мето­дам механотренировки зубов и челюстей.

Для формирования положительных эмоций у детей при обучении желательно подбирать «вкусную» пасту, яркую щетку, красивую посуду для полоскания.


ЛИТЕРАТУРА

1. Боровский Е.В., Копейкин В.Н. с соавт. Стоматология. — М.: Медицина,
1987. — с. 64—69.

2. Гербова ВВ. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского
сада. М.: Просвещение, 1981. — 57 с.

3. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М. Первичная профилактика
стоматологических заболеваний у детей. — Киев: «Здоровье». 1987. — С. 71—82.

4. Сунцов ВТ., Леонтьев В.К., Дистель В.А. и др. Санитарно-просветительные
беседы по стоматологии для населения (Методические рекомендации). — Омск,
1982.— 90 с.

5. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К.. Дистель В.А. Санитарно-просветительная рабо­
та в системе первичной профилактики кариеса зубов у детей в организованных
коллективах (Методические рекомендации). — Омск, 1982. — 11с.

Методические указания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.67 (0.011 с.)