Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема гигиены полости рта и гигиенического воспитания населенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Из анализа существующих направлений первичной стоматологической профилактики явствует, что центральным звеном, на котором замыкаются все предложенные методы предотвращения заболеваний органов и тканей полости рта, является формирование здорового образа жизни. Непосредственно в формировании ЗОЖ участвуют три важнейших в стоматологии направления: гигиеническое воспитание населения, рациональное питание и устранение вредных привычек и неблагоприятных факторов внешней среды. Гигиеническое обучение и воспитание — неотъемлемая часть комплексной программы социального развития нашего общества, в которой важное место принадлежит знаниям и навыкам, обеспечивающим должное гигиеническое содержание полости рта. Гигиеническое воспитание включает в себя два неотъемлемых раздела: санитарно-просветительную работу и обучение методам гигиены полости рта (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А., 1986). Несмотря на то, что вопросы санитарно-просветительной работы постоянно находятся в поле зрения стоматологов, знания и навыки населения в вопросах физиологии, патологии, профилактики все еще находятся на низком уровне (Максимова О.П. с соавт., 1985; Касенова Л.Р., 1980; Белова Н.А., 1984; Федоров Ю.А., 1984). Это обусловливает нарушение элементарных гигиенических норм и правил ухода за полостью рта (Виноградова Т.Ф., Липатова Л.С, 1975; Кадникова Г.И., 1976; Федоров Ю.А., 1979) и, как следствие, повышение поражаемос-ти кариесом и заболеваемости тканей пародонта (Харитон B.C. и соавт., 1981; Bellini, 1981). Так, анкетированием было доказано, что значение гигиены полости рта недооценивается не только детьми, но и родителями и педагогами (Боровский Е.В., 1983). Вместе с тем, дети стоматологов чаще чистят зубы, реже употребляют сладости, в этих семьях чаще говорят о здоровом образе жизни и значении ухода за зубами (Tala, 1984). Это, в свою очередь, отражается на более низком уровне поражения их зубов кариесом. Современное состояние проблемы первичной стоматологической профилактики, особенно у детей, настоятельно диктует дифференцированное проведение активных и пассивных форм санпросветработы среди различных групп населения (Белова Н.А., 1984; Сунцов В.Г., 1987) с обязательным соблюдением принципов преемственности (Келбауске-не Н., Стропене Г., 1980), разработкой средств наглядной агитации и широкого использования технических средств — радио, кино, телевидения, печатных материалов, создания объединенной информационной службы стоматологической профилактики и гигиены (Rizzutx, 1975). Задачи по решению вышеперечисленных проблем отражены в плане реализации неотложных вопросов профилактики и резолюции Всероссийского симпозиума «Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний» (Омск, 1985). Имеющиеся сведения уже на современном этапе позволяют утверждать, что эффективность профилактики кариеса зубов существенно повышается в результате проведения рациональных методов санпросветработы. Так, проведение пяти уроков гигиены в сочетании со специальными методами профилактики позволили авторскому коллективу, возглавляемому профессором Ю.А.Федоровым (1984), снизить у школьников прирост кариеса на 40—50%, однако у учащихся техникума с другим уровнем усвоения — редукция почти в два раза ниже. Реализация с 1962 года гигиенической программы в итальянских школах и дошкольных учреждениях, еженедельное выступление представителя Комитета по государственному радиовещанию и телевидению, подготовка и деятельность 21400 гигиенистов — дали ощутимые профилактические результаты (Bellagarda, 1975). Причем, участие в воспитательной программе родителей и педагогов дает наилучшие результаты. Доказано, что уже после 2,5 лет планомерной работы у дошкольников вырабатываются тесные связи между знаниями, уровнем гигиены полости рта, привычками в рациональном питании и снижении стоматологической заболеваемости. Сочетание устной информации при проведении санпросветработы с видеозаписью, фильмами, слайдами, магнитной записью улучшает клинико-гигиенические результаты. Другим важным аспектом гигиенического воспитания населения является обучение и соблюдение гигиены полости рта. Профилактическое значение ухода за полостью рта не вызывает никакого сомнения, об этом убедительно свидетельствуют данные специального изучения стоматологического статуса в зависимости от уровня гигиены (Васина С.А., 1983; Федоров Ю.А., 1984; Кадникова Г.И., 1984). Наглядным свидетельством профилактического значения гигиены полости рта являются исследования на добровольцах, у которых при исключении активных гигиенических мероприятий в присутствии углеводов в короткие сроки возникают множественные очаги деминерализации эмали (Fehr, 1970; Леонтьев В.К. с соавт., 1981), полностью исчезающие при последующем регулярном и тщательном уходе за зубами (Сунцов В.Г., 1986). Профессиональная и интенсивная гигиена полости рта при местной углеводной нагрузке (Сунцов В.Г., Недосеко В.Б., Бокая В.Г., 1980) полностью блокируют патогенетические механизмы развития начального кариеса зубов. Современная кулинарная обработка пищевых продуктов и характер пищи не способствуют процессу самоочищения полости рта и улучшению слюноотделения (Леонтьев В.К., 1978). В результате этого на твердых и мягких тканях накапливаются клейкие остатки пищи, являющиеся хорошей питательной средой для постоянно адаптирующейся микрофлоры полости рта, которая активно участвует в образовании вторичных приобретенных структур. Устранение этих структур, отрицательно воздействующих на полость рта (Пахомов Г.Н., 1982), возможно лишь при ее искусственном очищении. Для этого широко разрабатывается проблема средств и предметов гигиены полости рта, а также методы оценки качества гигиены. В настоящее время все более используется возможность придания средствам гигиены, наряду с очищающими свойствами, специального профилактического влияния путем внесения добавок, повышающих резистентность твердых тканей зубов (растворимые соли кальция и фосфата, фториды) или воздействующих на микрофлору полости рта (антисептики, ферменты, биологически активные вещества). Многообразие средств гигиены с различными профилактическими свойствами позволяют рекомендовать их дифференцированно с учетом возраста, состояния полости рта, индивидуальных привычек. Оптимальная гигиена возможна при выполнении ряда основных требований: обучение, регулярное соблюдение, контроль за правильностью выполнения (Овруцкий Г.Д., 1982). Несмотря на убедительные доказательства эффективности рациональной гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний, значительный ассортимент средств гигиены, процент населения, регулярно ухаживающего за зубами, не превышает 29—35% (Федоров Ю.А., 1984). Большинство обследованного населе- ния не располагает достаточными сведениями о гигиене полости рта и ее профилактическом значении. Это свидетельствует о том, что гигиеническое воспитание осуществляется недостаточно активно. Необходимы доступные формы и методы санпросветработы, остро стоит вопрос о создании «центров» гигиенического воспитания (комнат гигиены и профилактики), о выработке эффективных методов обучения, снабжения и разработки наглядных пособий и методических материалов. Все эти вопросы, наряду с подготовкой медперсонала, нуждаются в неотложном решении. Воспитательные мероприятия по профилактике кариеса зубов должны совершенствоваться по линии внедрения населению знаний о здоровом образе жизни, в том числе относительно органов полости рта, в выработке на их основе убеждений в необходимости его соблюдения, привитии навыков ухода за органами полости рта и поддержания их в здоровом состоянии, в воспитании привычек к их соблюдению и контролю за правильностью их применения. Эти задачи ложатся на плечи врачей, среднего медицинского персонала, педагогов и родителей. Гигиеническое воспитание в стоматологии играет очень важную роль, так как проблемы этиологии и патогенеза кариеса зубов и болезней пародонта в значительной мере обусловлены отрицательными нравами и привычками человека относительно потребления углеводов, нарушений самоочищения полости рта, недостаточного уровня гигиены. Поэтому преодоление этих привычек путем гигиенического воспитания населения является важным этиотропным и патогенетическим направлением профилактики, одним из существенных для органов полости рта аспектов здорового образа жизни. Для совершенствования гигиенического воспитания с учетом все возрастающего потока информации и научных разработок возникает необходимость в создании гибкой системы, которая бы дала возможность стоматологам дифференцировать выбор форм, средств и методов применительно к различным группам населения. В этой гибкой системе необходимо выделять ключевые, основные группы населения, четко определяя задачи и формы гигиенического воспитания. По мере накопления опыта работы, расширения материально-технической базы количество групп можно увеличивать с дифференциацией методов и средств воспитания. Как показывает опыт, особенно тщательно нужно планировать и осуществлять систему гигиенического воспитания при проведении профилактических мероприятий у детей, чему в основном посвящены материалы настоящей главы. Однако излагаемые принципы можно широко использовать для любой другой группы населения. При организации гигиенического воспитания равнозначное внимание необходимо уделять двум основным группам важнейших и взаимодополняемых мероприятий: санитарно-просветительной работе и обучению методам гигиены полости рта (схема). Успешное проведение этих разделов гигиенического воспитания настоятельно диктует создание специальных центров — комнат гигиены и профилактики. Эти комнаты необходимо создавать в поликлиниках, дошкольных и школьных детских учреждениях. В зависимости от площади выделяемого помещения можно компоновать несколько вариантов таких комнат. При достаточной площади (25—30 м2) создается типовая комната гигиены и профилактики (см. приложение № 1), включающая несколько функционально-ориентированных зон. 1. Зона активного обучения рациональным методам гигиены 2. Зона активной информации — предусматривает установку 3. Зона пассивной информации — размещается на свободных 4. Профилактико-гигиеническая зона предусматривает установ
Схема 2 Организация санитарно-просветителыюй работы с населением
Санбюл-
летени
Стенды Выставки и другие
Схема 3 Обучение методам гигиены полости рта
•Детей, посещающих организованные коллективы Обучение методам гигиены полости рта на фантомах Обучение методам гигиены полости рта в комнате гигиены Обучение методам гигиены полости рта на лечебном приеме в кабинете Показ и обучение методам гигиены полости рта в комнате гигиены Показ и обучение методам гигиены полости рта в поликлинике (кабинет)
Демонстрация качества чистки зубов (контроль) Демонстрация качества чистки зубов (контроль) Контроль за соблюдением Контроль за соблюдением детьми гигиены полости рта в домашних условиях Рис. 1. Зона активного обучения методам гигиены полости рта
Рис. 2. Зона активной информации в комнате гигиены и профилактики
Рис. 3- Зона пассивной информации в комнате гигиены и профилактики Ямс. 4. Индивидуальные зубные щетки в штативах с маркировкой и набор средств гигиены и профилактики в комнате гигиены (профилакти-ко-гигиеническая зона)
5. Зона обследования и контроля эффективности гигиены и профилактики (рис. 5) включает установку и оснащение рабочего места стоматолога (универсальная бормашина с подводкой воды и канализацией, кресло, столик и т.д.), где можно осуществлять качественное обследование состояния полости рта до и в процессе специальных гигиенических и профилактических мероприятий.
При создании комнат гигиены в школах и детских дошкольных учреждениях более целесообразно на наш взгляд создавать их совмещенными с лечебным стоматологическим кабинетом на 1—2 кресла. Для этого нужна комната размером с обычный класс. Создание оптимального графика проведения санационной, профилактической, гигиенической работы позволяет на небольшой площади (что в условиях детских учреждений очень важно) компактно провести все разделы лечебно-профилактических мероприятий. Если в детском комбинате или школе нет возможности выделить отдельную большую комнату для этих целей, то всю необходимую наглядную агитацию можно разместить в одном из холлов помещения, а практические навыки по гигиене полости рта и применению специальных средств профилактики проводить в умывальной или приспособленной комнате. Можно для этого использовать раковины с зеркалами, которые по типовым проектам устанавливаются в количестве 7—10 перед столовой. Зубные щетки для обучения гигиене полости рта удобнее хранить в химических штативах вверх щетиной. Такие штативы с соответствующей маркировкой должны быть в каждом классе или группе и хранится в шкафах с ячейками.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.177.173 (0.008 с.) |