Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по обучению гигиене полости рта детей школьного возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современные представления о причинах и развитии заболеваний зубов и тканей пародонта, а также имеющиеся в руках врача-стоматолога оборудование и средства предупреждения заболеваний позволяют перейти на высшую ступень организации помощи — к внедрению методов первичной профилактики стоматологической патологии. К основным методам профилактики относятся: общий рациональный режим, сбалансированное питание, рациональная гигиена полости рта, активная санитарно-просветительная работа методом медико-педагогического убеждения. Основополагающим принципом системы профилактики стоматологических заболеваний является принцип возрастного подхода к реализации всех мероприятий. Работы в школе начинаются с 1 сентября. Медицинская сестра вместе со школьным врачом-стоматологом подбирает для каждого учащегося индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, паста, стаканы) и составляет расписание уроков гигиены, которые затем утверждает директор (завуч) школы. Программа гигиенического обучения и воспитания рассчитана на обучение 3-х возрастных групп: 7—9 лет (1—3 класс), 10—14 лет (4—7 класс), 15—17 лет (8—11 класс). В 1 и 2 классах на эти уроки отводится по 8 часов. В 3 классе по 16 часов. В старший классах обучение рекомендуется проводить отдельно у мальчиков и девочек. Примерно на 3-м занятии проводят обучение по уходу за полостью рта. Для трансформации знаний в умения, умения в навыки необходимы: опрос, повторение, упражнения в действиях, контроль за применением навыка, поощрение знаний и действий. В зависимости от санитарно-гигиенической обстановки в школе место и план проведения практических уроков гигиены будут варьировать. При наличии в школе кабинета гигиены, в нем проводят как общую часть урока, так и практическое обучение детей по чистке зубов. При отсутствии в школе кабинета гигиены используют кабинет стоматолога. Теоретическую часть урока с обучением детей на тренажерах следует проводить в классе, а индивидуальное обучение у раковины — в кабинете стоматолога. При неблагоприятной санитарно-гигиенической обстановке (при наличии раковин лишь около столовой) урок ограничивается обучением детей уходу за зубами на тренажерах, а у раковины это осуществляется перед лечением зубов в процессе плановой санации или перед проведением специальных профилактических процедур. Формирование навыка по уходу за полостью рта проводится одновременно с обучением элементам действий, составляющих навык. Различают шесть элементов навыка по уходу за полостью рта: 1. Перед тем как чистить зубы, необходимо вымыть руки. 2. Прополоскать рот водой. 3. Тщательно промыть зубную щетку водой из-под крана. 4. Выдавить зубную пасту на зубную щетку на длину ее головки. 5. Чистить зубы по схеме: каждую половину челюсти нужно чис 6. Прополоскать рот после каждого приема пищи (в школе — пос Технология чистки зубов предусматривает очистку всей поверхности эмали зуба, особенно активно в местах скопления зубного налета (в пришеечной части коронки, на контактных поверхностях и непосредственно у края десны). 1. Движение зубной щетки по зубному ряду должно идти слева направо. 2. Чистка верхних зубов предшествует чистке нижних. 3. Чистка передней поверхности предшествует чистке задней по 4. При установке щетки на зубном ряду важно, чтобы наиболее 5. Ввиду опасности повреждения дна десневой бороздки щетиной Типы движений зубной щетки 1. Вертикальное по передней и задней поверхностям зубов. На 2. Горизонтальные движения по поверхности смыкания зубных ря Завершается чистка зубов «подметающими» движениями по поверхности зубов. Зубной ряд делят на несколько сегментов. Чистку начинают с верхних правых больших коренных зубов. Рекомендуется делать по 10 движений щеткой на каждом квадранте челюстей с наружной и внутренней поверхности, а также на жевательной. На двух зубных рядах должно быть сделано не менее 300 движений. Для закрепления и совершенствования навыка необходима систематическая проверка у школьников техники чистки зубов. После демонстрации методики чистки зубов проводится контролируемая чистка зубов (с окраской налета) детьми один раз в неделю под наблюдением медицинской сестры. Контроль за чисткой зубов осуществляется проведением пробы Шиллера-Писарева. Возможно два подхода к окраске налета: а) до чистки зубов с указанием детям на участки ретенции зубного б) после тщательной чистки зубов окрашивание зубов и повторная Впоследствии контролируемая чистка зубов у дошкольников проводится при проведении профилактических мероприятий. Каждая проверка в свою очередь должна сопровождаться индивидуальной коррекцией методики чистки зубов у каждого школьника. ЛИТЕРАТУРА /. Букреева Н.М., Гаккель Л.В. Гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков по вопросам предупреждения стоматологических заболеваний в условиях школы. — Ленинград. 1986. — 70 с. 2. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А. Система организации гигиеничес 3. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. — М., 1982. — 239 с. 4. Сунцов ВТ., Леонтьев В.К., Дистель В.А. Санитарно-просветительная ра 5. Удовицкая Е.В., Парпалей Е.А., Савчук Н.О. Организация обучения школь 15.1.5. Методика проведения санпросветработы среди родителей при внедрении первичной стоматологической профилактики у детей Существующие в настоящее время организационные подходы и методы лечения не в состоянии снизить все возрастающую распространенность и интенсивность заболеваний полости рта. Поэтому в решении этой задачи на помощь стоматологам должна прийти первичная профилактика стоматологических заболеваний, внедрение которой уменьшит вероятность возникновения этих заболеваний, позволит снизить потребность в их лечении, даст возможность врачу-стоматологу уделять больше времени предупреждению заболеваний. Существенную помощь во внедрении первичной стоматологической профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у родителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии — цель санитарно-просветительной работы среди родителей. Санитарно-просветительная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Санитарно-просветительная работа в своей основе имеет два направления: пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний, агитация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактика болезней их детей путем воспитания и убеждения. Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекомендуется организовать встречу перед родительским собранием в классе или группе. Нежелательно объединять родителей нескольких классов или групп (в детских дошкольных учреждениях), так как в этом случае лекция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо озаботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Продолжительность беседы не должна превышать 15—25 мин, так как примерно столько же времени потребуется для ответов на вопросы. Беседа должна проходить живо, со многими примерами, иллюстрациями, диапозитивами. Необходимо использовать показ кинофильмов (на родительских собраниях); выпуск санитарной стенной печати с отражением вопросов предупреждения стоматологических заболеваний, а также распространение среди родителей и учащихся памяток, содержащих в кратком виде основную гигиеническую информацию по проблеме. Следует помнить, что форма изложения и содержание рекомендаций должны соответствовать культурному уровню населения и условиям жизни в регионе. Санитарно-просветительная работа среди родителей как одно из основных действенных звеньев в обеспечении гигиенического воспитания должна проводиться по следующим разделам: 1. Здоровье матери, питание и состояние полости рта будущего ре 2. Болезни полости рта и здоровье детей. 3. Значение общего здоровья для состояния органов полости рта. 4. Роль качественного питания в предупреждении болезней полос 5. Профилактическое значение личной гигиены. 6. Лекарственная профилактика болезней органов полости рта и 7. Гигиеническое воспитание школьников. Для родителей дошкольников рекомендуется план основной беседы «Предупредить заболевания полости рта можно», которую первично один раз в каждом дошкольном учреждении и школе проводит стоматолог с родителями, как показательную для медперсонала и воспитателей детских садов, обязанных по плану дублировать ее по всем группам и классам. План беседы рекомендуется следующий: а) значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка (5 мин); б) важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи (15 мин); в) роль общеоздоровительных мер в развитии и состоянии органов и тканей полости рта (5 мин); г) выяв- ление и устранение вредных привычек (10 мин); д) гигиена полости рта (10 мин); е) способы предупреждения заболеваний полости рта (15 мин). В рамках этой беседы необходимо акцентировать пункты, соответствующие возрасту детей, с родителями которых проводится работа. Кроме того, ежегодно в беседе освещается один новый вопрос: с родителями детей ясельной группы (1-—2 года) — о необходимости наблюдения стоматологом детей, матери которых имели патологическую беременность; с родителями детей первой младшей группы — о вирусном стоматите, наиболее распространенном в этом возрасте; второй младшей группы — о значении активного жевания и способах формирования этого навыка; средней группы — о психологической подготовке детей к необходимости посещать стоматолога; старшей группы — о смене зубов и осложнениях этого процесса, в частности снижении интенсивности жевания; подготовительной группы — о сущности кариеса зубов, принципах его предупреждения и лечения. Целесообразно тезисы основной беседы приводить в стенной печати. Наиболее гибкой и популярной формой является родительский уголок, материалы которого следует планировать монотематично. В индивидуальном порядке следует приглашать родителей на показательное или текущее занятие с детьми по гигиеническому уходу за полостью рта. Можно также указанную тематику представить в художественной форме путем создания серии диафильмов, фильмов, фонограмм, организовать тематические игры, театрализованные встречи, выступление в печати, по радио и телевидению. Через центры здоровья (здорового образа жизни) возможно приобретение тиражируемых санитарно-просветительных материалов (листовок, памяток, буклетов и т.п.). При систематической работе по гигиеническому обучению, начатой с родительским коллективом детей ясельных групп, акцентуацию отдельных вопросов соответственно возрасту можно планировать так, чтобы обеспечить равномерное обновление текста бесед при обязательном сохранении всех 6 основных пунктов за счет расширенной подачи некоторых материалов. Выбор их обусловлен необходимостью создания базиса гигиенических знаний у родителей к тому периоду, когда начинается активное систематическое обучение детей. Приводим примерный текст беседы для родителей дошкольных учреждений. ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА Кариес — самая распространенная болезнь человека. До 98% населения страдают заболеваниями зубов и десен. Заболевания зубов приводят к ревматизму, хроническому тонзиллиту, болезням сердца, желудка, почек, легких. Поэтому меры предупреждения кариеса и его осложнений являются очень важными. Взрослые должны помочь ребенку правильно осуществлять меры профилактики кариеса. Необходимо зубы чистить 2 раза в день: утром и вечером перед сном. Зубная щетка должна быть с маленькой головкой из искусственной щетины. Ни в коем случае нельзя пользоваться одной щеткой двум и более лицам. После пользования зубную щетку рекомендуется тщательно вымыть с мылом и хранить в стакане или чашке. В специально закрытых футлярах хранить щетку можно только временно, например, при поездках. Новую щетку перед употреблением надо тщательно вымыть, а затем густо намыленной оставить на ночь в стакане. Кипятить щетку нецелесообразно, так как при этом она теряет свою первоначальную форму, а щетина может выпасть. Менять зубную щетку надо 4 раза в течение года. Приучать ребенка чистить зубы щеткой и полоскать рот следует с 2-х летнего возраста. При этом его необходимо научить правильно пользоваться одной зубной щеткой и лишь затем применять зубную пасту. Необходимо также приучать ребенка полоскать рот после каждого приема пищи. Наиболее эффективной схемой гигиенических мероприятий следует признать чистку зубов утром после сна и вечером после приема пищи, с обязательным полосканием полости рта после завтрака, обеда, полдника и ужина. Менее эффективна одноразовая чистка. Нерегулярный уход ничего не дает, так как зубной налет успевает пропитаться солями и не снимается щеткой, вредное воздействие пищевых остатков и микробов сохраняется. Относительно высоким является вызывающее кариес действие твердых легкоусвояемых углеводов, застревающих в бороздках зубов и межзубных пространствах. При плохой гигиене полости рта в этих же участках, а также в области шеек зубов скапливается мягкий налет, в составе которого содержатся микроорганизмы. Углеводы под действием микрофлоры полости рта превращаются в кислоты, разрушающие эмаль зубов. Возникает кариес зубов. Между тем, было бы неправильно думать, что детям совсем не надо давать сласти, сахар. Сласти служат специфическим легким пи- щевым раздражителем, который нормализует тонус нервной системы детей. Однако такое положительное влияние сластей на нервную систему отмечается только тогда, когда их употребляют в меру — не более 15—20% общего суточного количества углеводов в день. Мед, варенье, конфеты и другие сласти, которые содержат 60% Сахаров, рекомендуется употреблять с жидкостью (чай, молоко, вода), количество которой в 10—12 раз должно превышать количество сластей. Если после приема легкоусвояемых углеводов полость рта ополаскивают водой, то во рту остается очень незначительное количество сахара. Особенно вреден прием углеводов в качестве последнего блюда, сладкой липкой пищи (печенье, липкие конфеты), так как здесь особенно длительно сохраняются углеводы в полости рта. Сильным, вызывающим кариес действием может быть прием углеводов в качестве последнего блюда на ночь, так как образующиеся кислоты длительно воздействуют на зубы. Причем создающееся во время приема высокое содержание не является само по себе вызывающим кариес фактором, такую опасность создают именно остатки углеводов после приема пищи. Следует помнить также, что для развития кариеса важным является не абсолютное количество углеводов принятых, а частота их приема. Рекомендуется прием углеводов только в завтрак и обед. К моменту прорезывания зубов эмаль зуба имеет еще неполноценный состав. Прорезывание постоянных зубов при правильном развитии ребенка совпадает по времени с выпадением временных зубов. В 6 лет появляется первый постоянный зуб. Родители должны знать, что на время полного прорезывания зуба в диете ребенка необходимо исключить сласти (особенно липкие конфеты, пирожное, печенье и др. кондитерские изделия), заменять их молочными продуктами, фруктами, овощами. Чтобы повысить устойчивость эмали зубов к действию факторов, вызывающих кариес, каждый ребенок должен придерживаться следующих правил: 1. Правильно чистить зубы дважды в день утром и вечером. 2. Не употреблять много сластей и мучных изделий, особенно в ка 3. После каждого приема пищи и сластей полоскать рот водой 4. Между приемами пищи полоскать рот раствором поваренной 5. Медленно пить, задерживая во рту молоко, чай. 6. Энергично и много жевать, не отказываться от жестких овощей 7. Выполнять упражнения по тренировке зубов и челюстей, пооче 8. Закаливать свой организм и заниматься гимнастикой. 9. Посещать стоматолога 2 раза в год даже при отсутствии жалоб. каждую половину челюсти на три участка. Движения щетки должны идти от десны к зубу вертикально. Вначале очищают поверхность зуба со стороны губы, затем со стороны языка, в конце — жевательную поверхность. Жевательные поверхности зубов необходимо чистить горизонтальными движениями; язычные и щечные — снизу вверх на нижней и сверху вниз на верхней челюстях. Центральные зубы нужно чистить при сомкнутых челюстях вертикальными движениями. Детям со здоровой слизистой оболочкой десны можно рекомендовать для ухода специальные детские гигиенические пасты «Артек», «Чебурашка», «Ягодка», «Мойдодыр», «Детская» и ряд других. Употребление зубных порошков для ухода за зубами детей не рекомендуется, т.к. они больше стирают твердые ткани зуба, которые у детей менее прочны, чем у взрослых. При множественном поражении зубов кариесом у детей наиболее целесообразно применять пасту «Жемчуг», содержащую специальные противокариозные вещества, и фторсодержащие пасты. Дети должны знать десять правил чистки зубов (текст адаптирован для старшего дошкольника): 1. Щетка должна иметь изогнутую ручку и короткую, на 2—3 зуба, 2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой. 3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись — исполь 4. Зубной порошок лучше не применять, т.к. им можно поперх 5. Вначале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями 6. Затем надо почистить жевательную поверхность сначала верх
7. В конце чистки зубов надо «подмести» все очищенное по зуб 8. После чистки щетку надо помыть, намылить и поставить голов 9. Чистить зубы надо дважды в день — после сна или завтрака и 10. Новую щетку иметь весной, осенью, летом и зимой. привычкой на всю жизнь. Правильное питание — употребление молока, творога, сыра, рыбы, свежих овощей и фруктов, хорошее пережевывание, употребление жесткой пищи, регулярный уход за зубами способствует предупреждению заболеваний зубов и десен. ЛИТЕРАТУРА 1. Боровский Е.В., Кузьмина Э.М., Немецкая Т.И. Первичная профилактика ос 2. Леонтьев В.К., Магид ЕВ.. Сунцов В.Г. и др. Гигиена полости рта и ее ле 3. Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А, Санитарно-просветительная рабо 4. Пахомов Г.Н. Первичная профилактика в стоматологии. — М., 1982. — 237 с. 5. Разумеева Г.И., Удовицкая Е.В., Букреева Н.М. Первичная профилактика 6. Санитарно-просветительные беседы по стоматологии для населения (мето
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 2523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.116 (0.011 с.) |