Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индекс для оценки зубного налета у детей раннего возраста (Э.М. Кузьмина, 2000г.)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Для оценки количества зубного налета у маленького ребенка (от прорезывания временных зубов до 3 лет) осматривают все зубы, имеющиеся в полости рта. Оценку проводят визуально или с помощью стоматологического зонда. Количество налета необходимо определять даже в случае, если в полости рта ребенка присутствуют всего 2-3 зуба. Коды и критерии оценки: • 0 - нет налета • 1 - налет присутствует Расчет индивидуального значения индекса осуществляется по формуле: Зубной налет = количество зубов, имеющих налет / количество зубов в полости рта Интерпретация индекса
Индекс эффективности гигиены полости рта Для количественной оценки зубного налета окрашивают 6 зубов: 16, 26, 11, 31 - вестибулярные поверхности; 36, 46 - язычные поверхности. В случае отсутствия индексного зуба можно обследовать соседний, но в пределах одноименной группы зубов. Искусственные коронки и части фиксированных протезов обследуют так же, как и зубы. Обследуемая поверхность каждого зуба условно делится на 5 участков: 1 – медиальный 2 – дистальный 3 - срединно-окклюзионный 4 – центральный 5 - срединно-пришеечный Коды и критерии оценки зубного налета 0 - отсутствие окрашивания 1 - выявлено окрашивание Расчет индекса проводят, определяя код для каждого зуба путем сложения кодов для каждого участка. Затем суммируют коды для всех обследованных зубов и делят полученную сумму на число зубов. Индекс рассчитывается по следующей формуле: Рнр = сумма кодов всех зубов / количество обследованных зубов
Индекс Silness-Loe Без окрашивания! Определяют толщину зубного налета в пришеечной области. Исследуют группу зубов или все зубы, в каждом зубе - вестибулярную, оральную и контактные поверхности. Зуб высушивают и проводят кончиком зонда в пришеечной области. Оценка: 0 баллов - отложений не обнаружено; 1 балл - визуально отложения не обнаруживаются, на кончике зонда остается налет после проведения по поверхности зуба в пришеечной области; 2 балла - умеренное скопление зубного налета в десневой борозде, на поверхности десны и зуба, видимое невооруженным глазом; 3 балла - интенсивные зубные отложения в области десневого края и на поверхности зуба. сумма баллов Результат = количество обследованных зубов Не превышает 1 - в норме, при хорошем гигиеническом состоянии, больше 1 - показатель плохого гигиенического состояния полости рта.
Индекс Рамфьорда Для определения зубного налета на вестибулярной, оральной и контактных поверхностях зубов: 1.4, 1.1, 2.6, 3.4, 3.1, 4.6. Используют раствор Бисмарка коричневого. Оценка окрашивания: 0 - зубная бляшка отсутствует; 1 - зубная бляшка на некоторых поверхностях; 2 - зубная бляшка на вестибулярной, оральной, обеих контактных поверхностях, покрывает меньше 1/2 поверхности зуба; 3 - зубная бляшка на всех поверхностях, покрывает более 1/2 поверхности зуба.
сумма баллов Результат = количество обследованных зубов
Не превышает 1 - в норме, при хорошем гигиеническом состоянии, больше 1 - показатель плохого гигиенического состояния полости рта. Рекомендуемая литература: 1. Яковлев В.И., Трофимова Е.К. и др. Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний. – Минск: Вышэйшая школа, 1995. 2. Сунцов В.Г., Леонтьев В.К., Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей. — Москва: Мед.книга; Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2001. — 344 с. 3. Терехова Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений по специальности «Стоматология» - Мн.: Беларусь, 2004. – 526 с.: ил.
Занятие № 4. Тема: Методы чистки зубов. Цель занятия: Изучить методы чистки зубов, предложенные разыми авторами, провести их сравнительный анализ. СРС: освоить методы чистки зубов на фантоме Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия, фантомы, зубные щетки. Контрольные вопросы для усвоения темы: 1. Как проконтролировать усилие, с которым необходимо прикладывать к зубной щетке во время чистки зубов? 2. Что является показанием для чистки зубов методами Чартера и Басса? 3. Как осуществляется чистка зубов по методу Леонарда? 4. Какие движения производят зубной щеткой при чистке по методу Рейне, Смита-Белла, Фонеса, Стилмана? 5. В каком случае пациентам рекоменендуется стандартная методика чистки зубов? 6. Алгоритм проведения стандартного метода чистки зубов? Содержание темы: Рациональная гигиена полости рта с использованием зубной щетки и пасты является неотъемлемой частью общей гигиены человека. Клиническими исследованиями неоднократно установлено, что большинство лиц чистят зубы горизонтальными движениями, или же не знают критериев рациональной чистки зубов. Так давление щетинок на десну и зубы не должно превышать 15 г/см2. На практике такое давление на десну вызывает ее легкую анемию. Проконтролировать данное усилие можно надавив щетинками щетки на ногтевую пластинку, появление легкой анемии (белого пятна) ногтевого ложа – говорит о достаточном давлении. Кроме того, не существует универсального метода чистки зубов, который можно рекомендовать всем пациентам. Необходимо учитывать индивидуальные особенности (состояние слизистой оболочки полости рта, зубного ряда, возраст, общесоматическое здоровье…) пациента и рекомендовать комбинацию отдельных приемов различных методик. Например, при гингивите в пубертатный период рекомендуют применять щадящие приемы чистки зубов, к которым относится метод Чартера и Басса.
Метод Чартера. Метод является дополнительным терапевтическим мероприятием при лечении воспалительных заболеваний пародонта, а также показан как мера профилактики рецидивов после проведенного курса лечения. Используется не столько для очистки зубов, сколько для массажа десен. Обязательным условием является предварительное удаление зубного камня. При этом зубную щетку устанавливают так, чтобы щетинки находились под углом 45 градусов к десневому краю, свободные концы щетинок обращены к жевательной поверхности (режущему краю) зубов. Не убирая щетинки, сохраняя их наклонное положение, выполняют мягкие встряхивающие или круговые движения, щетинки при этом проникают между зубами. После трех-четырех движений зубную щетку перемещают на новую группу зубов и повторяют процесс. Жевательные поверхности очищают движениями вперед – назад. Желательно чистку проводить под постоянным контролем стоматолога или специально обученного персонала.
Метод Басс. Щетку ставят под углом 45 градусов к оси зуба, концы их частично проникают в десневую бороздку и межзубные пространства. Движения щетки вибрирующие вперед – назад без перемещения концов щетинок. Жевательные поверхности очищают движениями вперед – назад. Эти два метода способствуют очистке десневых борозд, межзубных промежутков и контактных поверхностей зубов.
Метод Леонарда. Выполняется с помощью щетки, которую устанавливают перпендикулярно поверхности зубов, производя только вертикальные движения в направлении от десен к коронке, не меняя положения щетки. При таких движениях удается избежать повреждения или ретракции десны. Жевательные поверхности очищают движениями вперед – назад.
Метод Рейте. При методе Рейте щетинки устанавливают параллельно оси зуба, свободными концами они должны прилегать к десневому краю. Выполняя скатывающие движения от десен к коронке, вращают щетку так, чтобы в конце движения щетинки были перпендикулярны продольной оси зуба. Язычные поверхности очищают таким же способом, жевательные – движением щетки вперед – назад.
Метод Смита-Белла. При этом методе чистки зубов движения щетки повторяют путь пищи при жевании. Щетку устанавливают перпендикулярно жевательной поверхности и в этом положении при слабом надавливании и вращении продвигают к десне.
Метод Стилмана. Метод выполняется надавливанием на десневой край щеткой слабыми вращательными движениями. Щетинки устанавливаются так, чтобы концы их частично лежали под углом к оси зуба, частично - на десне.
Метод Фонеса. Выполняя этот метод чистки зубов, щетинки ставят перпендикулярно к вестибулярной поверхности зуба, зубные ряды сомкнуты, очищают круговыми движениями. Этот метод особенно рекомендуется лицам, не имеющим патологии пародонта.
Людям со здоровым пародонтом рекомендуют чистить зубы стандартным методом чистки зубов два раза в день (утром после завтрака и на ночь). При стандартном методе чистки зубов зубной ряд условно делят на 6 сегментов (группа моляров, группа премоляров и группа фронтальных зубов). Зубы начинают чистить с левых моляров верхней челюсти по направлению к центру. Сначала на верхней челюсти, затем - на нижней челюсти. Зубные ряды разомкнуты. Каждую поверхность зубочелюстного сегмента надо очищать восьмью-десятью движениями щетки разных вариантов. На очищение всех поверхностей зубов нужно затратить 300-400 движений зубной щеткой, что составляет примерно 2,5-3,5 мин. Стандартный метод чистки зубов предусматривает выполнение движений зубной щеткой в определенной последовательности. При чистке зубов этим методом предусматриваются вначале подметающие движения зубной щеткой (на щечных, вестибулярных, небных, язычных, поверхностях зубов), после которых совершаются возвратно-поступательные (горизонтальные) и круговые движения. При чистке жевательных поверхностей применяют возвратно-поступательные движения в продольном и поперечном направлении. Осуществив десять подметающих движений с вестибулярной поверхности в области левых верхних моляров, перемещают щетку последовательно на следующие сегменты до правых верхних моляров. Затем чистят зубы верхней челюсти по сегментам подметающими движениями с небной поверхности. После этого чистят жевательную поверхность зубов верхней челюсти слева и справа по десять движений в каждом сегменте. В такой же последовательности очищают все поверхности зубов нижней челюсти. Чистку зубов заканчивают массажем десен, делая широкие круговые движения щеткой вдоль сомкнутых зубных рядов слева направо с захватом зубов и десен. Алгоритм стандартного метода чистки зубов 1. Разделить зубной ряд на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы. 2. Расположить щетку под углом 45 градусов к поверхности зубов (зубные ряды разомкнуты). 3. Чистить зубы с вестибулярной поверхности верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10 подметающих движений от десны к режущему краю (к жевательной поверхности), затем перейти ко всем остальным сегментам. 4. Чистить зубы с небной поверхности верхних зубов, переходя по сегментам от левого к правому, делая на каждом 10 подметающих движений. 5. Чистить зубы нижней челюсти в той же последовательности. 6. Чистить все поверхности зубов движениями щетки вперед-назад по 10 движений на каждую поверхность. 7. Завершить чистку зубов круговыми движениями по вестибулярной поверхности с захватом зубов и десен. Примечание. Выполняя подметающие движения щеткой. ее ставят сначала под острым углом с очищаемой поверхности. а затем щетку поворачивают вдоль своей оси. При возвратно-поступательных движениях щетку ставят перпендикулярно к очищаемой поверхности. На верхней челюсти при чистке небной поверхности фронтальных зубов зубную щетку располагают ручкой вниз, а на нижней челюсти при чистке язычной поверхности - вверх. При нарушении последовательности движений зубной щеткой зубной налет может перенестись в межзубные nромежутки.
Рекомендуемая литература: 1. Пахомов Г.Н. первичная профилактика в стоматологии. –М.: Медицина, 1982, с. 240, ил. 2. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004. - 184с: ил.
Занятие № 5. Тема: Контролируемая чистка зубов и методика её проведения. Цель занятия: Научиться проводить контролируемую чистку зубов. Самостоятельная работа студентов (СРС): проведение контролируемой чистки зубов Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия. Контрольные вопросы для усвоения темы: 1. Что такое контролируемая чистка зубов? 2. Что является показанием к проведению контролируемой чистки зубов? 3. Каков алгоритм проведения контролируемой чистки зубов? 4. Как часто необходимо проводить контролируемую чистку зубов? Содержание темы: Контролируемая чистка зубов – это чистка зубов, которую самостоятельно осуществляет пациент в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста). Она является этапом обучения пациента рациональной чистки зубов, а также входит составной частью в профессиональную гигиену полости рта. Методика проведения контролируемой чистки зубов: зубы пациента обрабатывают окрашивающим раствором и определяют гигиенический индекс. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют величину индекса гигиены. Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно и проводит коррекцию метода чистки зубов пациентом. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая и корректируя навыки пациента.
Рекомендуемая литература: 1. Пахомов Г.Н. первичная профилактика в стоматологии. –М.: Медицина, 1982, с. 240, ил. 2. Энциклопедия профилактической стоматологии / Под ред. С.Б. Улитовского. -СПб.: Человек, 2004. - 184с: ил. Занятие № 6. Тема: Особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста. Цель занятия: изучить особенности обучения гигиене полости рта детей различного возраста. Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия. Контрольные вопросы для усвоения темы: Содержание темы: Обучение детей — самый трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше всего его проводить в сочетании с активными и пассивными формами санпросветработы, т.е. чередовать эти мероприятия. Обязательными атрибутами обучения методам гигиены полости рта должны быть крупные игрушки (для младших детей), модели челюстей, рисунки, плакаты, зеркала, раковины. Обучение детей гигиене полости рта проводят с помощью бесед и уроков здоровья. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с классом (группой). В различных возрастных группах детей характер обучающих занятий дифференцируется. В возрасте 2—4 лет они носят игровой характер, должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие интонации. Беседы и обучение должны быть тесно переплетены между собой в форме игрового обучающего продолжительного, в несколько занятий, спектакля, в котором беседа подана в виде доступной детям игры (на примере «зайки», который хорошо чистит зубы, ест морковку и не любит конфеты), а обучение навыкам носит регулярный последовательный характер с требованием неукоснительного повторения и закрепления навыков путем их усложнения от занятия к занятию. К их окончанию ребенок должен владеть этими навыками полностью, хотя может чисто внешне, поверхностно представлять их необходимость. В соответствии с игровой ситуацией должно быть оформлено помещение. Плакаты и рисунки должны нести в себе определенную смысловую и обучающую нагрузку. Для детей 5—7 лет в обучение чистке зубов можно внести элементы соревнования, если предварительно или после окончания гигиенических мероприятий покрасить зубной налет (например, эритрозином). В этом случае дети могут наглядно убедиться в качестве ухода за полостью рта и необходимости довольно длительного времени для удаления налета. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологическими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта. В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжительностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела гигиенического воспитания — обучения методам гигиены полости рта. У школьников обучение гигиеническим навыкам проводится в комнате гигиены перед зеркалами. Группа обучающихся не должна превышать 7—8 человек. Обычно это обучение проводится на втором уроке здоровья и закрепляется на третьем. На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и значении зубов в жизни человека, как работают зубы, когда прорезываются и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно 1—4 классов необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важно проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока. На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и показать зубные щетки, пасты, порошки, правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях. В заключение второго урока нужно проверить знания по этому разделу. На третьем уроке здоровья, который должен быть посвящен практическому обучению ухода за полостью рта, дети знакомятся с методами контроля гигиены. В средних и, особенно, в старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на разум слушателей. Очень сложно проводить обучение гигиене полости рта у старшеклассников, которые в большинстве случаев уверены в правильности проводимых ими гигиенических мероприятий, довольно скептически относятся к словам и действиям стоматолога, стесняются друг друга. Поэтому с данным контингентом детей нужна очень серьезная предварительная разъяснительная работа. Группы обучающихся должны быть минимальными, отдельно юноши, отдельно девушки.Старшеклассники приобретают серьезные знания по физиологии и анатомии полости рта, причинам и механизмам развития заболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно (фотографии, слайды) показать эстетические аспекты, возможность сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид. Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный (группы детей) характер. Основной метод — беседы с детьми по вышеуказанной методике. Среди неорганизованных детей работа по обучению гигиеническим навыкам чаще всего проводится перед лечебным приемом в кабинете поликлиники. После первого приема ребенку рекомендуется на следующий прием (или вывешивается соответствующее объявление) приходить со своей зубной щеткой. Специально обученная медсестра проверяет качество зубной щетки, ее соответствие физиологическим параметрам полости рта ребенка, после чего перед зеркалом проводит весь необходимый комплекс обучающих мероприятий. В это же посещение или в следующее проводится после чистки зубов специальный профилактический сеанс (покрытие зубов фторлаком, обработка ремрастворами, фторидами, гелями и т.д.). В результате этих мероприятий появляется возможность широкого использования индивидуальной первичной профилактики кариеса зубов у детей в условиях поликлинического приема. Перечисленные и широко применяемые методы и формы гигиенического воспитания не являются догмой. В каждом коллективе, проводящем первичную профилактику, найдутся свои оригинальные находки и усовершенствования. Однако, предлагаемая систематизация этих мероприятий позволяет учесть весь необходимый объем санитарно-просветительных и обучающих методов и может явиться базой для дальнейшего совершенствования важнейшего раздела профилактики кариеса зубов.
Занятие № 7. Тема: Предметы гигиенического ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним. Цель занятия: Материальное оснащение: таблицы, наглядные пособия. Контрольные вопросы для усвоения темы: Содержание темы:
Основным предметом гигиены полости рта является зубная щетка. Зубная щетка состоит из ручки, рабочей части (головки), между которыми имеется шейка. На головке различными способами укрепляется щетина (ворс). Зубные щетки, в зависимости от степени жесткости, делятся на: очень мягкие, мягкие, средней жесткости, жесткие, очень жесткие. В последние годы производители мануальных зубных щеток (МЗЩ) стали уделять особенное внимание строению МЗЩ: форме ручки, ее длине, рельефу захвата для большого пальца, формированию щеточного поля – какие пучки, по сколько щетинок в пучке, их количество, форма, величина, длина, диаметр, упругость, качество закругления и степень полировки кончиков щетинок и так далее. Все это делается только с одной целью – максимально повысить очищающую способность щеток, для удаления зубного налета, полировки поверхностей и поддержания чистоты ротовой полости. Классификация зубных щеток (С.Б. Улитовский, 2000) 1. По виду зубные щетки бывают: детские, подростковые, взрослые. 2. По группе зубной щетки: гигиенические, профилактические (пародонтологические), дополнительные (специального назначения). 3. По классу зубной щетки: мануальные (ручные), механические (электрические). 4. По подклассу: прямые, угловые (ангулярные). 5. По подподклассу: без индикации и индикаторные. 6. По виду щетины: натуральная, искусственная. 7. По группе щетины (по характеру размещения пучков и степени обработки щетины): а) искусственная щетина зубной щетки: одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая, многоуровневая; б) искусственная щетина: нарезная, полированная, закругленная, шлифованная, комбинированная. 9. По классу щетины (по материалу щетины): нейлон (индикаторная, безындикаторная), сетрон, перлон, деролон, смешанная (сочетание щетины разных степеней жесткости), комбинированная (с полимерным покрытием), микротекстурная (с перекрученными между собой волосками в щетинке типа “Твистер”). 10. По подклассу щетины (по степени жесткости): искусственная щетина – очень мягкая типа «Сенситив», мягкая типа «Софт», средняя степень жесткости типа «Мидиум», жесткая тип «Хард», очень жесткая тип «Экстра Хард», «ХН»; смешанная (сочетание щетины разных степеней жесткости), комбинированная (комбинация нескольких видов материалов, меняющих жесткость щетины). 11. По виду ручки: плоская, тонкая, узкая, круглая, комбинированная (комбинация нескольких материалов), смешанная (сочетание различных форм), пружинящая, жесткая. 12. По типу ручки (по величине ручки): ручка зубной щетки – детская, подростковая, взрослая (малая типа «Смол»), средняя тип «Мидиум», большая тип «Лардж». 13. По виду захвата: захват ручки зубной щетки – отсутствует, рифленый, плоский, выпуклый, вогнутый, смешанный, горизонтальный, вертикальный, круговой, комбинированный, универсальный, особый захват, смешанный (сочетание нескольких видов захвата), комбинированный (комбинация нескольких типов материалов).
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.93 (0.015 с.) |