Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактических мероприятийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ОТДЕЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ Согласно комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний, принятой в нашей стране, внедрение ее в выделенных коллективах имеет свои особенности. 1. Все профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний зубов и пародонта как у самих беременных женщин, так и у будущего ребенка проводятся на базе женских консультаций. Ответственный за данный раздел работы врач-стоматолог, прикрепленный к консультации, который работает в тесном контакте с акушером-гинеколо- гом и терапевтом и осуществляет плановую профилактическую санацию полости рта и первичную профилактику. В соответствии с общепринятым планом диспансеризации беременных: а) в первые 20 недель — один раз в месяц; б) после 20 недель беременности — 2 раза в месяц; в) после 32 недель — 3—4 раза в месяц. Медицинский стоматологический персонал проводит индивидуальное гигиеническое воспитание и, после предварительного определения концентрации фтора и кальция в питьевой воде, дополнительное назначение фторсодержащих средств (при их дефиците) и фосфата кальция (2 мг фторида натрия ежедневно и 0,5 глицерофосфата кальция 2 раза в день). В послеродовой период женщины наблюдаются в стоматологической поликлинике, где проводятся профилактические мероприятия соответственно их возрасту. 2. В детских дошкольных учреждениях (ясли-сад) профилактику В двухлетнем возрасте — санация полости рта по показаниям и обучение гигиене. В трехлетнем — у детей с пороками развития зубов и кариесом — 2 раза в год покрытие зубов фторлаком, глицерофосфат Са (по согласованию с педиатром). Здоровые дети — таблетки фторида натрия. В возрасте 4,5,6 лет всем детям назначают таблетки фторида натрия. Детям, имеющим кариес зубов и отягощенным общесоматической патологией, — дополнительно обработка зубов фторлаком 2 раза в год и санация полости рта 2 раза в год. Проводится коррекция гигиены полости рта и питания (углеводы). 3. В средних общеобразовательных школах с 1 сентября текуще двух последних групп дополнительно 4 раза в год проводят ремпрофи-лактику. В оборудованных классах гигиены и профилактики проводится весь комплекс гигиенического воспитания и обучения. 4. В высших учебных заведениях для проведения первичной про 5. На промышленных предприятиях организуется кабинет гигие 6. В сельской местности внедрение первичных стоматологичес Вторым важным моментом является разработка и применение на селе таких профилактических средств (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г. и др., 1989), которые были бы просты в изготовлении и применении и, к тому же, обладали высокой эффективностью (Торопов В.Н., 1993). В этом плане перспективен активизированный реминерализующий раствор, предложенный группой омских исследователей (а.с. № 1469609), а также реминерализующие гели Леонтьева-Сунцова. Заслуживает одобрения система создания областного, городского и межрайонных методических центров для совершенствования стоматологической профилактики на селе (Клементьева И.Ю., 1994).
і * Диспансеризация школьников может проводиться при различных методах работы (централизованная и децентрализованная, стационарные школьные кабинеты, пункты санации полости рта и т.д.). Дополнительной документацией является контрольная карта диспансерного наблюдения (форма № 30/у). Важным условием для диспансеризации является максимально полный охват детей плановой санацией. Последняя, при правильной постановке вопроса, позволяет располагать данными о распространенности кариеса в каждой возрастной группе (соответственно классам), показателями интенсивности кариеса для каждого ребенка и данными прироста интенсивности в течение года или 6 мес (при двухразовой санации). Диспансеризация может считаться полной при условии достаточно развитой специализированной помощи детям: ортодонта чес кое отделение со специалистами по логопедии и мио-гимнастике, хирургическое отделение, кабинет для лечения Детей в условиях общего обезболивания, физиотерапевтическое отделение с гидротерапией, рентгенологический кабинет и др., а также наличие деловых контактов с педиатрами для консультаций детей у отоларинголога, ортопеда, эндокринолога и педиатра при соответствующих показаниях. В проведении этой работы большое значение приобретает подготовительный этап, задачей которого является подготовка и оформление документации. Среди детей, страдающих общими заболеваниями (ревматизм, не-фропатии, заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта и печени), значительно более высокие показатели кариеса, большое количество осложненных форм его, высокий процент заболеваний краевого пародонта, слизистой оболочки полости рта и т.д.
В связи с указанным необходимо выделить группы детей, отягощенных общими хроническими заболеваниями. Эти дети независимо от показателей стоматологического статуса при формировании диспансерных групп, с разными периодами повторных осмотров, должны быть включены в группы более частого наблюдения. Различные формы нарушения осанки и ослабленного зрения у детей сопряжены с патологией челюстпо-лицевой области, что выражается в высоком распространении аномалий прикуса и заболеваний краевого пародонта. В связи с этим дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушенной осанкой и ослабленным зрением обязательно должны быть направлены на консультацию к ортодонту независимо от стоматологического статуса. Эти дети составят группу нуждающихся в контрольном наблюдении школьного стоматолога. После того как проделана подготовительная работа (выполняемая в отсутствие учеников), врач-стоматолог приступает к специальному осмотру, цель которого выделить диспансерные труппы детей в соответствии со стоматологическими заболеваниями. Вопрос о том, что осмотр и санация ведутся одновременно, в стоматологии решен и обсуждению не подлежит. Задача специального осмотра состоит в том, чтобы выявить сформированную патологию, признаки и начальные стадии формирующихся патологических процессов, а также постараться увидеть и выяснить причины, способствующие и создающие фон для развития заболеваний. На ребенка надо посмотреть «глазами трех специалистов» -терапевта, ортодонта и хирурга. Для этого рекомендуется начинать осмотр ребенка с того момента, когда он перешагнул порог стоматологического кабинета (положение ног, вид осанки), подошел к врачу, назвал свой класс и фамилию (речевая артикуляция). Уже это, до того как ребенок сядет в стоматологическое кресло, должно составить первые данные осмотра. Для упорядочения осмотра и получения достаточной информации предлагается план осмотра, который прошел клиническую апробацию, откорректирован и может стать основой для формирования различных схем и карт со специальным целевым назначением и использоваться при диспансеризации детей у различных специалистов стоматологии. План обследования ребенка при отборе контингента на диспансеризацию у стоматолога включает: Осмотр: — изучение осанки и положения головы; — осмотр лица (при необходимости измерение), изучение функций: — речи, дыхания, смыкания губ; — глотания
Изучение стоматологического статуса: — состояние регионарных лимфатических узлов; — состояние губ и приротовой области; — состояние преддверия рта (глубина преддверия, величина и фор — состояние гигиены полости рта (гигиенический индекс); — форма зубного ряда; — соотношение челюстей; — состояние щек, языка, ротоглотки; — состояние тканей зубов (гипоплазия, аплазия, флюороз и др.); — показатели кариеса КПУ, кп, КПУ+кп, кп поверхностей; — количество депульпированных зубов; — диагностика начального кариеса; — диагностика «одонтогенных очагов» (электротест по Гелену, ги- Таким образом, после первичного (в текущем году) осмотра и санации полости рта ребенка на корешке его санационной диспансерной карты должны быть отмечены следующие показатели: — возраст; — страдает хроническими заболеваниями внутренних органов; — имеет заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение — нуждается в лечении у ортодонта (сформированная и* явно фор — нуждается в лечении у хирурга-стоматолога и в диспансерном наблюдении школьного стоматолога; J — дети с компенсированной формой кариеса; — дети с субкомпенсированной формой кариеса; — дети с декомпенсированной формой кариеса; — дети, которым проведено консервативное лечение начальных — дети, которым проведено лечение осложненных форм кариеса — дети с компенсированными заболеваниями краевого пародонта; — дети с субкомпенсированными заболеваниями краевого паро
— дети с компенсированными, суб- и декомпенсироваиными заболе — дети имеющие другие виды патологии и нуждающиеся в дис В соответствии с полученными данными осмотра и исследования ребенка во время санации врач формирует три группы детей для диспансерного наблюдения. Первый осмотр — все дети школы (I группа), второй осмотр (через 3—4 мес) — дети с декомпенсированнои формой патологии (II группа), третий осмотр (через 6—7 мес) — дети с деком-пенсированпой и субкомпенсированной формой патологии (III группа) и четвертый осмотр (через 12 мес — в новом учебном году) —все дети школы (I группа). В I группу входят здоровые и практически здоровые дети, имеющие компенсированную форму кариеса, гингивита, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, некачественными пломбами и отсутствием функции, другие виды компенсированных форм заболеваний краевого пародонта; дети, у которых специальными методами диагностированы «одонтогенные очаги»; дети у которых большие дефекты твердых тканей устранены вкладками. Группу II составляют дети с хроническими заболеваниями внутренних органов, не имеющие кариеса или имеющие его в компенсированной форме; дети с компенсированными и субкомпенсированными формами заболеваний краевого пародонта; здоровые и практически здоровые дети, имеющие субкомпенсированные формы кариеса и заболеваний краевого пародонта; дети с гингивитами, обусловленными аномалиями прикуса, находящиеся на лечении у ортодонта, дети с гингивитами, обусловленными аномалиями прикрепления мягких тканей, мелким преддверием рта, тяжами и др. В эту же группу включают детей, которые лечились по поводу пульпитов и периодонтитов в период незаконченного роста корня; детей, нуждающихся в лечении у ЛОРспециалиста, ортопеда, логопеда, ортодонта, у инструктора по миогимнастике. Группу III составляют дети с хроническими заболеваниями внутренних органов и суб— и декомпенсированнои формой кариеса и заболеваниями краевого пародонта; здоровые дети с декомпенсиро-ваиной формой кариеса; дети с декомпенсированными формами заболеваний краевого пародонта, обусловленными местными причинами после оперативных вмешательств, находящиеся на ортодонтическом лечении; дети с заболеваниями краевого пародонта, обусловленными хроническими заболеваниями внутренних органов; дети с начальными формами кариеса, получавшие консервативное лечение. Такой подход к решению проблемы значительно увеличит возможность диагностики начальных форм заболеваний и повысит внимание к детям с активно развивающимися стоматологическими заболеваниями. Такая форма работы экономически более эффективна, чем другие. Санация полости рта — система активной лечебно-профилактической стоматологической помощи населению с целью лечения заболеваний органов полости рта и предотвращения осложнений. Санация полости рта является преимущественно мероприятием вторичной профилактики, так как целью ее проведения является лечение выявленных заболеваний для предотвращения возникновения осложнений. В этом плане санацию следует рассматривать как важнейшее государственное мероприятие по оздоровлению органов полости рта. Санация является активным лечебным мероприятием, так как стоматолог должен сам выявить нуждающихся в лечении пациентов и вылечить их. Наиболее эффективна и необходима санация полости рта в организованных коллективах, особенно детских. Санацию полости рта в организованных коллективах можно рассматривать как одну из форм стоматологической диспансеризации. Профессор Т.Ф.Виноградова предложила проводить санацию полости рта детям с частотой, соответствующей активности стоматологических заболеваний, выявляемой врачом по клиническим признакам. Это предложение позволило резко увеличить эффективность санации, высвободить время врача, снизить число осложнений. В настоящее время указанное предложение признано повсеместно и широко внедряется в практику. Порядок осмотра и санации детей (но Т.Ф. Виноградовой)
Недостатком санации полости рта является отсутствие профилактической направленности работы стоматолога при данном мероприятии, Санация полости рта играет огромную рдль в оздоровлении населения, но она не может снизить стоматологическую заболеваемость. Санация предусматривает излечение всех заболеваний органов полости рта и состоит из комплекса мероприятий: лечение кариеса, уст- ранение дефектов тканей зуба другой этиологии пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, не подлежащих консервативному лечению, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний краевого пародонта, подготовка полости рта к протезированию или ортодонтическому лечению. При показаниях целесообразно санацию полости рта завершить протезированием. У детей санация полости рта не предусматривает законченного ортодонтического лечения, ибо последнее может продолжаться в течение 2—3 лет, и за это время санацию полости ребенку приходиться повторять от 2 до 8 раз. Выделяют санацию полости рта по обращаемости, когда она осуществляется по инициативе пациента, и плановую санацию полости рта. Плановая санация полости рта проводится всем детям в организованных коллективах: детских садах, детских учреждениях, школах, интернатах, санаториях, летних лагерях отдыха, а также в педиатрических стационарах. Кратность (периодичность) плановой санации полости рта определяется интенсивностью развития ведущего стоматологического заболевания, при кариесе — степенью его активности. Исследования взаимосвязи осложненного кариеса с нарушением сроков осмотров запрограммированных в соответствии с активностью кариеса, позволили установить, что предельно допустимые сроки между осмотрами, исключающие или сводящие до минимума возможность развития осложненных форм кариеса при прочих равных условиях, составляют для детей с первой степенью активности кариеса — 13 мес, со второй —- 7 мес, с третьей — 3,3 мес. У детей, находящихся на лечении в стационаре по поводу любого стоматологического заболевания, санация полости рта проводится обязательно после согласования времени с лечащим врачом. Считают, что дети, поступающие в стационар на плановое лечение любого профиля, должны иметь санированную полость рта. Санация полости рта проводится в поликлинике по месту жительства вне очереди. Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стационарных стоматологических кабинетах, детских дошкольных учреждениях, интернатах, школах, ПТУ. Такая форма называется децентрализованной и осуществляется одним и тем же врачом в течение ряда лет. Децентрализованная форма плановой санации может проводиться бригадным методом и в передвижных стоматологических кабинетах. Однако при таком варианте работы снижается качество лечения, ухудшаются условия работы врача и падает его ответственность за результаты санации. Централизованная форма плановой санации полости рта осуществляется в поликлинике, куда приглашают школьников и дошкольников. Санацию проводят врачи на своих рабочих местах с использованием стационарной аппаратуры для диагностики и лечения заболеваний. Однако при такой форме медицинского обеспечения дети теряют время на ожидание, для доставки их в поликлинику и обратно требуется транспорт, большое число ожидающих обуславливает торопливость в работе врача и снижает качество работы. Показатели эффективности плановой санации полости рта должны учитываться при достижении максимального охвата санацией всего прикрепленного контингента, высокого процента санированных и нуждающихся в соблюдении кратности санации по степени активности кариеса. Эффективность рекомендуется оценивать по снижению числа лиц, нуждающихся в лечении при каждом осмотре, уменьшению количества выпавших пломб, рецидивов кариеса и обширных кариозных полостей. Кроме того, учитывается снижение числа депульпированных и удаленных зубов на 1000 обследованных.
ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ И ДЕФОРМАЦИЙ ПРОФИЛАКТИКА ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.93 (0.013 с.) |