Обследование дошкольников с умственной отсталостью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование дошкольников с умственной отсталостью



Глава 1. Рекомендации к постановке логопедического заключения

Проблема диагностики речевых расстройств имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Точная диагностика нарушений речи способствует более правильному комплектованию речевых групп ДОУ, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы (классы), более направленному, дифференцированному, а, в конечном счете, и более эффективному логопедическому воздействию.

В теории и методике современной логопедии отсутствует единый стандарт формулирования логопедического заключения. В практике логопедической диагностики это приводит к тому, что логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах.

Принятые в отечественной логопедии психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации нарушений речи рассматривают речевые расстройства в разных аспектах. При этом данные той и другой классификации дополняют друг друга.

Психолого-педагогическая классификация ориентирована на определение симптоматического уровня нарушений речи, создает предпосылки определения характера речевой патологии и решает, прежде всего, практические задачи комплектования логопедических групп.

В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить логопедический диагноз на основе клинико-педагогической (этиопатогенетической) классификации. Клинические характеристики, в первую очередь, ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи. Однако дифференцированный подход в коррекции нарушений речи невозможен без учета как уровня несформированности речи ребенка и нарушенных компонентов его речи, так и механизмов, форм нарушения речи.

Таким образом, логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна реализоваться в рамках обеих классификаций, а логопедическое заключение выстраиваться на основе их пересечения. Принятые в логопедии классификации дополняют друг друга и служат общим задачам – комплектованию логопедических групп и реализации системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

Помимо этого, Р. И Лалаева (2000) указывает на назревшую к настоящему времени необходимость уточнения и расширения психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций. В частности, она отмечает тот факт, что у детей с ОНР, по мере проведения коррекционной работы, происходит нормализация звукопроизношения и фонематического развития, а недоразвитие лексико-грамматического строя сохраняется еще длительное время. Это может стать основанием для того, что бы наряду с ОНР и НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить еще и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Кроме того, и внутри клинико-педагогической классификации необходимо уточнить формы нарушений речи.

Далее приводятся рекомендации по постановке логопедических заключений Р. И. Лалаевой в книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения», Е. М. Мастюковой в статье «Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза» в учебном пособии для студентов педвузов «Логопедия», Н.М. Трубниковой в пособии «Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и ДЦП», В.М. Акименко в сборнике «Речевые нарушения у детей», примеры формулирования логопедических заключений логопедами – практиками.

 

Глава 2. Методические рекомендации к постановке логопедических заключений Р. И. Лалаевой *

_________________________________________________________________

* Приводится по книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения»: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).

 

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи:

- Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение про­изношения отдельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

- Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.

- Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаше всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

- Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй:

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, мотор­ная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического раз­вития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

 

Варианты пересечения двух классификаций.

• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

- дислалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- нарушения голоса,

- ринолалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

- дислалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- ринолалия.

• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

- выход из моторной (сенсорной) алалии,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР,

- невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

- моторная алалия,

- сенсорная алалия,

- семсомоторная алалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР,

- невыясненного патогенеза.

• Нарушение темпа и ритма речи:

- заикание,

- тахилалия,

- брадилалия,

- спотыкание (полтерн).

 

Примерные формулировки логопедического заключения

• Общее недоразвитие речи (I уровень).

Моторная алалия.

• Общее недоразвитие речи (I уровень).

Сенсорная алалия.

• Общее недоразвитие речи (1 уровень).

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Общее недоразвитие речи (I уровень).

Моторная алалия, заикание.

• Общее недоразвитие речи (I уровень).

Сенсомоторная алалия.

• Общее недоразвитие речи.

Детская афазия.

• Общее недоразвитие речи (II уровень).

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Общее недоразвитие речи (II уровень).

Моторная алалия.

• Общее недоразвитие речи (II уровень).

Моторная алалия, заикание.

• Лексико-грамматическое недоразвитие речи.

Выход из моторной алалии.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи.

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи.

Открытая органическая ринолалия.

• Фонетическое нарушение речи.

Моторная функциональная дислалия.

• Фонетическое нарушение речи.

Открытая органическая ринолалия.

 

Примерные формулировки логопедического заключения

• ОНР (III уровень).

Выход из моторной алалии.

Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи. Сенсорная функциональная дислалия.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

• НОНР.

По типу задержки речевого развития.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и син­теза, аграмматическая дисграфия.

• Лексико-грамматическое недоразвитие.
Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

 

Примерные формулировки логопедического заключения

• Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости.

Стертая форма псевдобульбарной дизартрии.

Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисгра­фия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

• Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной
отсталости, механическая дислалия.

Аграмматическая дислексия и дисграфия.

 

Глава 3. Рекомендации к постановке логопедического заключения детям с дизартрией М. Е. Мастюковой*

Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизарт­рии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляционно-акустической дисграфии.

В речевой карте ребенка с дизартрией, наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.

Например:

1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект.

2. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.

У школьника может быть такой вариант: псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

3. Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень).

__________________________________________________________________

* Е.М. Мастюкова Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза / Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 680 с.

Глава 4. Рекомендации по составлению заключений ПМПК В. М. Акименко*

* Приводится по книге «Речевые нарушения у детей» / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 141 с. – (Сердце отдаю детям).

 

Для дошкольных общеобразовательных учреждений

Заключение ПМПК:

ОНР (I, II, III уровня) у ребенка с дизартрией (и т. д.) – тяжелое нарушение речи.

Рекомендуется воспитание и обучение по программе кор­рекционного учреждения дошкольного образования V вида (группа для детей с ОНР, ФФНР).

Заключение ПМПК:

Смешанные нарушения психологического развития с расстройствами артикуляции речи. Несформированность языковых и речевых средств у ребенка у ребенка со ст. ф. дизартрии.

Рекомендуется воспитание и обучение по программе коррекционного учреждения дошкольного образования VII вида.

 

Варианты заключений и рекомендаций МППК для ОУ

1. Для детей с нарушениями речи.

Заключение: ФФНР, ОНР у ребенка с... (развернутый рече­вой диагноз). Рекомендации: Обучение по общеобразовательной програм­ме, занятия на школьном логопедическом пункте.

2. Для детей со смешанными специфическими нарушениями психологического развития (ЗПР).

Заключение: смешанные специфические нарушения психо­логического развития. Несформированность языковых и рече­вых средств.

Рекомендации: обучение по программе VII вида,... класс. За­нятия с логопедом.

3. Для детей с нарушением интеллекта.

3.1. Заключение: легкая умственная отсталость. Несформи­рованность языковых и речевых средств.

Рекомендации: обучение по программе VIII вида,... класс.

3.2. Заключение: умеренная умственная отсталость. Несфор­мированность языковых и речевых средств.

Рекомендации: обучение по VIII виду (по программе для де­тей с тяжелой степенью умственной отсталости),... класс.

3.3. Заключение: умеренная / тяжелая умственная отсталость. Несформированность языковых и речевых средств.

Рекомендации: создание индивидуально-педагогических ус­ловий для развития ребенка.

 

Варианты заключений и рекомендаций МППК для ДОУ

1. Для детей с нарушениями речи.

1.1. Заключение: ОНР (I, II, III уровня) у ребенка с дизартрией (ринолалией, заиканием...) – тяжелое нарушение речи.

Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с тяжелыми нарушениями речи).

1.2. Заключение: ФФНР у ребенка с дизартрией (ринолалией, заиканием...).

Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).

2. Для детей с нарушением интеллекта.

2.1. Заключение: легкая умственная отсталость.

Рекомендации: обучение и воспитание в детском саду ком­пенсирующего вида (группа для детей с нарушением интеллек­та – умственной отсталостью).

2.2. Заключение: смешанные специфические нарушения пси­хологического развития.

Рекомендации: обучение и воспитание в детском саду ком­пенсирующего вида (группа для детей с задержкой психического развития).

3. Для сложной структуры дефекта (ЗПР + ОНР).

Заключение: смешанные специфические нарушения психи-то развития, вторичное тяжелое нарушение речи.

Рекомендуется: обучение и воспитание в детском саду компенсирующего вида (группа для детей с задержкой психического развития).

 

Глава 5. Примеры формулирования логопедических заключений

Отсутствие единого стандарта формулирования логопедических заключений вынуждает учителей-логопедов к самостоятельному определению перечня их наименований. Многие из подобных продуктов интеллектуальной деятельности могут стать предметом дискуссионного обсуждения. Однако, с целью побуждения учителей-логопедов к собственным методическим изысканиям, в качестве иллюстрации приводим пример формулирования логопедических заключений, представленный учителем-логопедом специальной (коррекционной) школы № 24 г. Магнитогорска Корнещук С.А. Данный вариант избран нами как пример реализации синтеза психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций. В иных аспектах он так же может являться основанием для обсуждения.

1. Недостаточная сформированность языковых и речевых средств (фонетическое, фонетико-фонематическое, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

2. Нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).(1-й класс).

3. Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетическим (фонетико-фонематическим) недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

4. Нарушение письма и чтения, обусловленное лексико-грамматическим недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

5. Нарушение письма и чтения, обусловленное общей недостаточной сформированностью средств языка (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие речи) у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

6. Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза.

7. Аграмматическая дисграфия, обусловленная лексико-грамматическим недоразвитием речи.

8. Акустическая (аграмматическая) дисграфия с нарушением восприятия пространственных координат у ребенка со стертой формой дизартрией (ринолалией, заиканием).

9. Акустическая дисграфия, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

10. Дизорфография.

11. Системное недоразвитие речи легкой (средней, тяжелой) степени при легкой (средней, тяжелой) умственной отсталости у ребенка со стертой формой дизартрии (ринолалией, заиканием).

 

Глава 1. Рекомендации к постановке логопедического заключения

Проблема диагностики речевых расстройств имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Точная диагностика нарушений речи способствует более правильному комплектованию речевых групп ДОУ, отбору и направлению детей в массовые и специальные школы (классы), более направленному, дифференцированному, а, в конечном счете, и более эффективному логопедическому воздействию.

В теории и методике современной логопедии отсутствует единый стандарт формулирования логопедического заключения. В практике логопедической диагностики это приводит к тому, что логопедические заключения по-разному определяются и фор­мулируются в различных регионах, городах, районах.

Принятые в отечественной логопедии психолого-педагогическая и клинико-педагогическая классификации нарушений речи рассматривают речевые расстройства в разных аспектах. При этом данные той и другой классификации дополняют друг друга.

Психолого-педагогическая классификация ориентирована на определение симптоматического уровня нарушений речи, создает предпосылки определения характера речевой патологии и решает, прежде всего, практические задачи комплектования логопедических групп.

В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить логопедический диагноз на основе клинико-педагогической (этиопатогенетической) классификации. Клинические характеристики, в первую очередь, ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи. Однако дифференцированный подход в коррекции нарушений речи невозможен без учета как уровня несформированности речи ребенка и нарушенных компонентов его речи, так и механизмов, форм нарушения речи.

Таким образом, логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна реализоваться в рамках обеих классификаций, а логопедическое заключение выстраиваться на основе их пересечения. Принятые в логопедии классификации дополняют друг друга и служат общим задачам – комплектованию логопедических групп и реализации системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптомати­ки речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

Помимо этого, Р. И Лалаева (2000) указывает на назревшую к настоящему времени необходимость уточнения и расширения психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций. В частности, она отмечает тот факт, что у детей с ОНР, по мере проведения коррекционной работы, происходит нормализация звукопроизношения и фонематического развития, а недоразвитие лексико-грамматического строя сохраняется еще длительное время. Это может стать основанием для того, что бы наряду с ОНР и НОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) выделить еще и лексико-грамматическое недоразвитие речи. Кроме того, и внутри клинико-педагогической классификации необходимо уточнить формы нарушений речи.

Далее приводятся рекомендации по постановке логопедических заключений Р. И. Лалаевой в книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения», Е. М. Мастюковой в статье «Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза» в учебном пособии для студентов педвузов «Логопедия», Н.М. Трубниковой в пособии «Логопедическое обследование младших школьников, страдающих олигофренией и ДЦП», В.М. Акименко в сборнике «Речевые нарушения у детей», примеры формулирования логопедических заключений логопедами – практиками.

 

Глава 2. Методические рекомендации к постановке логопедических заключений Р. И. Лалаевой *

_________________________________________________________________

* Приводится по книге «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного уч­реждения»: Сб. методических рекомендаций. – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – (РГПУ им. А.И. Герцена).

 

Обследование дошкольников с нормальным интеллектом

В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.

1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нару­шений речи:

- Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение про­изношения отдельных звуков (НПОЗ).

При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

- Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).

При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фо­нематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представ­лений.

- Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относи­тельно сохранны фонематические процессы (чаше всего в ре­зультате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

- Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).

При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (рече­вой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй:

2. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механиз­мы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, мотор­ная, сенсорная алалия, детская афазия, задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи при задержке психического раз­вития (ЗПР), ОНР невыясненного патогенеза, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).

 

Варианты пересечения двух классификаций.

• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):

- дислалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- нарушения голоса,

- ринолалия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):

- дислалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- ринолалия.

• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):

- выход из моторной (сенсорной) алалии,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР,

- невыясненного патогенеза.

• Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):

- моторная алалия,

- сенсорная алалия,

- семсомоторная алалия,

- дизартрия или стертая дизартрия,

- по типу задержки речевого развития,

- при ЗПР,

- невыясненного патогенеза.

• Нарушение темпа и ритма речи:

- заикание,

- тахилалия,

- брадилалия,

- спотыкание (полтерн).

 

Примерные формулировки логопедического заключения

• Общее недоразвитие речи (I уровень).

Моторная алалия.

• Общее недоразвитие речи (I уровень).

Сенсорная алалия.

• Общее недоразвитие речи (1 уровень).

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Общее недоразвитие речи (I уровень).

Моторная алалия, заикание.

• Общее недоразвитие речи (I уровень).

Сенсомоторная алалия.

• Общее недоразвитие речи.

Детская афазия.

• Общее недоразвитие речи (II уровень).

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Общее недоразвитие речи (II уровень).

Моторная алалия.

• Общее недоразвитие речи (II уровень).

Моторная алалия, заикание.

• Лексико-грамматическое недоразвитие речи.

Выход из моторной алалии.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи.

Стертая псевдобульбарная дизартрия.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи.

Открытая органическая ринолалия.

• Фонетическое нарушение речи.

Моторная функциональная дислалия.

• Фонетическое нарушение речи.

Открытая органическая ринолалия.

 

Обследование дошкольников с умственной отсталостью

Термин «ОНР», предложенный Р.Е.Левиной и сотрудниками НИИ дефектологии*, определяется следующим образом: «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторо­не, при нормальном слухе и интеллекте».

___________________________________________________________________

* Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – 1968.

 

В соответствии с определением, термин «ОНР» не может быть использован при логопедической диагностике нарушений речи у умственно отсталых детей. Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются сле­дующие формулировки логопедического заключения (для дошколь­ников 5 – 7 лет).

 

1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умствен­ной отсталости

Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10 – 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.128 с.)