Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы обучения в начальном периоде

Поиск

I. Тенденция к раннему обучения обязывает педагога учитывать возрастные особенности мышления и восприятия ребенка: остроту, впечатлительность, эмоциональность, преобладание процессов возбуждения над торможением, короткие периоды слухового внимания, моторную активность и гибкость, конкретность воображения, а также добросовестность в выполнении заданий, быструю утомляемость от однообразия и др.

Поэтому музыкально-дидактический принцип обучения маленьких детей - это принцип игры, сказки; привычных детских действий (движений).

Любое понятие должно иметь яркий, понятный образ, характер, действовать и быть задействованным в игре.

II. Принцип «комплексного метода» воспитания позволяет обеспечить гармоническое развитие личности ребенка и задействовать все уровни психической организации ребенка и его восприятия:

1) в интеллектуальной сфере:

а) сенсомоторное восприятие (упражнения, движение, звукоизвлечение, координация);

б) пространственно-слуховое восприятие («слышу-запоминаю»);

в) пространственно-визуальное восприятие — «звук-видеоряд»-(картинка), («вижу-слышу-запоминаю);

г) понятийно-логическое восприятие («вижу-понимаю-запоминаю», «вижу-слышу-понимаюприменяю») и конечный вариант: «знаю - понимаю - слышу -играю- слышу - понимаю - корректирую (потому, что знаю)»;

д) эмоциональное восприятие: яркость образов музыки побуждает ребенка к самостоятельному процессу, рождает желание повторить, таким образом влияя на

е) мотивационно-волевую сферу, побуждая заниматься, стараться наилучшим образом воспроизвести музыкальный материал.

2) включение всех видов разнообразной деятельности ребенка в процесс обучения:

а) практическая деятельность - психотехнические упражнения, игры, движения, звукоизвлечение, «собственно манипуляции с предметом» - самостоятельное исполнение;

б) познавательная деятельность - «вижу, слышу, переживаю, запоминаю, повторяю» много нового, интересного музыкального материала; расширение музыкального кругозора;

в) художественно-эстетическая деятельность ребенка обусловливается глубиной впечатлений от музыки и развитием его исполнительских, артистических навыков, пониманием музыкального языка и осознанным исполнением;

г) коммуникативная сфера ребенка хорошо развивается в групповой форме обучения: возможность сравнивать свои действия, согласовывать; мобилизовывать ресурсы для лучшего исполнения; в классе действует реальная атмосфера: «исполнитель-слушатели» — что создает привычку «работать на сцене»;

д) духовно-ценностная деятельность — создание у ребенка чувства своей значимости для слушателя, и ответственности за качество исполнения, что помогает стимулировать весь потенциал умственных, волевых, духовно-образных, двигательных способностей и формировать внутреннюю направленность личности и систему ценностей в будущей деятельности в качестве музыканта.

Принцип «комплексного подхода» проявляется как в отдельном упражнении, в отдельном произведении, так и в построении отдельного урока (развитие нескольких навыков).

III. «Спирально-веерный» принцип в построении как целого педагогического процесса, так и отдельной темы, или урока:

а) «целостная картина» (например, интервалы: знакомимся со всеми — учим «итальянский счет», характер и попевку каждого интервала; затем следующий этап);

б) «детализация» — закрепление на конкретном музыкальном материале наиболее характерных интервалов (например, Соколова «Баба страшная Яга» — закрепление секунды, квинты и октавы) и т.д.;

в) возвращение к «целостной картине» на новом витке знания; закрепляем все интервалы (например, Артоболевская «Вальс собачек»; на более сложных пьесах: Майкапар «В садике»).

IV. Принцип обучения строится на строго профессиональной основе:

а) все теоретические понятия обозначаются двойным названием: «шаги-доли», «такт-квартира», «квинта-медуза», «субдоминанта-бабушка», «министр-доминанта» и т.д.;

б) при звукоизвлечении все движения руки, кисти, запястья, пальцев называются на профессиональном языке, принятом в детской практике: вниз рука — «вдох», вверх рука — «выдох», «шалашик-свод», «браслетик-запястье», «фонарики-пястные косточки» и т.д.;

в) акт обучения строится:

— получение новых знаний,

— трансформация знаний, перестройка,

— оперирование новым знанием (упражнение, конкретное действие),

— проверка адекватности знаний (вопросы, игры, упражнения — «обманки», пьески),

— оценка: за радость свершения трудной работы побудить ребенка испытать свои силы в полном поглощении самостоятельной работой — сначала в классе, потом дома.

V. Обязательные понятия, формируемые в процессе обучения:

1. «Выше-ниже» (на слух и на клавиатуре)

2. Строение клавиатуры, полутон, тон, диезы, бемоли

3. Доли («шаги»), длительности, паузы; дуоли, триоли, пунктиры (на слух и в записи)

4. Лад: тоника, тональность, ступени лада, функции лада; трезвучия с обращениями

5. Звукоряды и их аппликатурные принципы: симметрия, параллелизм; позиция, подкладывание, перекладывание

6. Гамма, аппликатурные позиции; хроматическая гамма

7. Основы звукоизвлечения: нон легато, легато, стаккато и их обозначения

8. Динамика и ее варианты (ближе-дальше):

f, p, mp, mf, <, >;

9. Темпы - «Кони» — «модерато — 80 км»,

— «аллегро — 120 км»,

— «адажио — 60 км»,

— «ленто — 48 км»,

— «гравэ — 40 км»,

— «престо — 160 км»

10. Интервалы и их аппликатурные принципы; обращения интервалов

11. Размер, такт, тактовая черта; сильная доля

12. Основные жанры (песня, колыбельная, марш, вальс, полька, галоп, менуэт, дуэт, этюд, пьеса)

13. Мотивы, фразы, элементарные формы - 2-х ч., 3-х ч.

14. Ключи, нотные станы, акколада, реприза, фермата, ноты, лига, «лига-хорей»

15. Подбор по слуху, транспорт, варьирование, элементарное сочинение, аккомпанемент, ансамбль

16. Квинтовый круг тональностей; количество диезов и бемолей

17. Украшения: форшлаг, группетто (опевание), мордент

18. Полифония - контрапункт, канон, имитация

19. Чтение с листа, навык разбора

VI. Период начального обучения условно можно разделить на этапы:

1-ый «ознакомительный» (подготовительный)

2-ой «донотный»

3-ий «обучение нотной грамоте»

4-ый «репертуарный, исполнительский»

VII. Обязательная подготовка педагога к уроку; подготовка наглядных пособий; целенаправленность в выборе репертуара для ребенка, репертуара для слушания; уметь качественно, выразительно показывать все произведения, сольфеджировать (петь) на уроке.

 

 

 

||

Донотный период обучения

I этап - «ознакомительный» (подготовительный)

Цель: сформировать у ребенка правильные представления об инструменте, о звукоизвлечении, о главных музыкальных понятиях и терминологии (названиях); дать положительные установки на мотивацию и необходимость действий; дать первоначальные упражнения на релаксацию и тренировку мышечного тонуса игрового аппарата, развитие слуховой наблюдательности.

Варианты начала урока: «Мы хотим быть пианистами, артистами! Мы хотим быстрее научиться играть, — мы должны освоить гимнастику пианистов! И одновременно послушаем какие замечательные пьесы мы будем вскоре играть! Мы должны владеть своим телом свободно; разогреем ножки! Послушаем музыкальные шаги!»

1. Звучит марш (Прокофьев, Шостакович, Лонгшамп-Друшкевичова и др.), дети с педагогом маршируют; задания — хлопать доли-шаги, бубном выделять «громкую» сильную долю; посчитать на 4 шага; громко топнуть на сильной доле; те же задания но в разных темпах: «Сядем на коня аллегро — 120 км, престо — 160 км» и т.д.

2. «Музыкальные вопросы и ответы» (Д - Т) попевки на пентахорде:

— «Чем мы будем хлопать?» (Д) — «Ручками» (Т)

— «Чем мы будем топать?» (Д) — «Ножками» (Т)

— «Чем мы будем слушать?» (Д) — «Ушками» (Т)

— «Как тебя зовут?» (Д) — «Петя» (Т)

— «Ласково зовут?» (Д) — «Петенька» (Т)

— «Ласково зовут?» (Д) — «Танечка» (Т) и т.д.

3. «Запишем шагами-долями в тетради свои имена».

| | | | | |

Та — неч — ка Ле — ноч — ка

4. Знакомство с инструментом. Фортепиано, рояль.

— Фортепиано — «громкотих» и «король» — рояль;

— клавиатура — «клавиши-ключи» к струнам, где живет звук (открыть крышку рояля, дети стоят на стульях и «трогают» струну во время звучания; сильный эффект от вибрации струны особенно в низком регистре, струна «щекочет» пальчик);

— обратить внимание на длину струн в разных «регистрах-голосах»;

— посчитаем длину звука в нижнем регистре, затем в среднем, в высоком; сравним счет;

— обратить внимание на «молоточек», «демпферы», их взаимодействие;

— «Рыба Глиссанда» поднималась быстро вверх и опускалась вниз на дно — показ; как звучит знакомая песенка в нижнем регистре, и как в верхнем регистре и т.д.;

— понятие «верх на клавиатуре — вправо», «вниз — влево» через образ «кит и птичка» (глубоко — низко, тонк— высоко);

— строение клавиатуры. Ребенку лучше видно сверху, поэтому обязательно стоя на стуле увидеть:

«2 черные скалы», «3 черных головы дракона»; «поздороваемся и чуть погладим их» —

а) «до-ди, ре-ди» — утром, когда поднимаешься вверх, «ре-ба, ми-ба» — вечером, когда опускаешься вниз (играть «перелеты» плавной рукой; глаза ребенка первыми делают «перелет»!);

б) «фа-ди, соль-ди, ля-ди» — вверх

«соль-ба, ля-ба, си-ба» — вниз

играть правой и левой рукой отдельно, затем по очереди; играть стоя (а не сидя).

5. Аккомпанемент на черных клавишах к песне «Калинка-малинка», «Заинька, повернись» и др.

6. Разучивание песенки («Едет, едет паровоз» или «Белка пела и плясала» и др.). Пение, хлопки, прыжки; форте, пиано; по очереди, допевая; в разных темпах.

7. Знакомство с ладами: мажор — минор (Мажоры пели веселые песни, миноры — «бедные», пели грустные песни). «Лад — это когда все звуки между собой ладили». Определять на слух когда звучит песенка в мажоре, когда в миноре.

8. Психофизические упражнения: «Березка», «Мельница», «Художник-маляр» — на стене, под музыку (например: Черни-Гермер Этюд № 28, Кабалевский «Клоуны», Филипп «Колыбельная»).

Материал урока можно переставлять, видоизменять; комплекс заданий можно повторить в течение 2-3 занятий, пока материал не будет усвоен достаточно прочно.

На последующих занятиях повторяя, закрепляя предыдущий материал, преподаватель вводит новые понятия и задания.

1. Слушание музыки, определение ее характера, лада. «Какое движение хочется сделать под эту музыку?». Можно совместить с психотехнической подготовкой и одновременно сделать соответствующие упражнения под музыку (Марш, полька, колыбельная, вальс).

2. Понятие диссонанса («Страшный брат, сердитый, жесткий»). Понятие консонанса («Добрый, любил консервы кушать», «Красивые песенки пел»). Примеры: Ё. Накада «Танец дикарей», И.С. Бах ХТК I т. Прелюдия До-мажор. «Как бы пел песенку («Маленькой елочке...») Диссонанс? Сыграть с секундами мелодию и аккомпанемент. «Как бы пел песенку Консананс?». И т.д.

3. Ноты и звуки.

Ноты живут на линейках и оживают, когда мы их поем. Звук имеет длину.

а) Игра в «клубочек звука» - ребенок «берет» звук (поет) и тянет нитку из мешочка, пока звучит голос. Нитка вытягивается до 2-3 метров; следующий ребенок поет, движется и тянет нитку, как голос закончился - нитка обрывается.

б) Затем понятие — «голос умет подниматься и опускаться». Из оторванной нитки выкладываем «музыкальные волны» и голосом движемся «по ниточке», показывая рукой «выше-ниже».

4. Понятие громко-тихо.

«Форте — медведь, громче всех кричит»,

«Пиано — маленькая птичка, пела очень тихо, или комарик»

(поют песенки на форте и на пиано).

5. Игра в «ритмический телефон» (ритм выученной песенки дети по очереди «передают друг другу).

6. Запись длинных и коротких звуков палочками. «Короткие палочки, чтобы не потеряться взялись за ручки»: на доске нарисовать «хвостики» и как они превратились в «перекладины».

Запись попевок палочками-длительностями:

 

| | | | | | | | | | | |

Та, та, два ко — та два о — бод — ран — ных хвос — та

Слоговая система счета: четверть — «та», восьмые — «ти-ти», половинная — «та-а», целая — ле-е-е-ев или «та-а, та-а».

Дома родителям необходимо приготовить несколько кругов из цветной бумаги, одинаковых по размерам (5-6):

1-ый — оставить «целым»;

2-ой разрезать на «половины»;

3-ий разрезать на «четверти»;

4-ый разрезать на «восьмые»;

5-ый разрезать на «шестнадцатые».

Ребенок выкладывает песенки с помощью «цветных» длительностей в относительной высоте. Затем складывает половинку — из четвертей, затем из восьмых и т.д.

7. Усложняется подготовительный комплекс психофизических упражнений, готовящих ребенка к игровым навыкам.

— «За партой»,

— «Мусульманская молитва»,

— «Замок» (впереди себя; сзади),

— «Кисточки художника»,

— «Веер»,

— «Шалашик» и «Змейка»,

— «Раз-два, острова!»,

— «Крабы», «Поцелуи»,

— «Лианы», «Висячие мосты»,

— «Журавлик с журавлятами» или «Цапля»,

— «5-ый учится держать спичку».

8. Навыки звукоизвлечения.

а) Нон легато («отыскивая звуки», «перелеты») — необходимо делать всей рукой («как крылом»), мягко опускаясь на клавишу до дна; следить за «запястевой рессорой», которая «первая опускается и первой поднимается»; обращать внимание на звуковой результат (сравнить с жестким «грубым» звуком) - звук должен быть «полным», «мягким», «певучим», «тягучим» и т.д.

В работу включать обе руки (по очереди). Подобрать попевки — на одном, двух, трех, четырех звуках и т.д., постепенно задействуя весь звукоряд (сб. Соколова «Ребенок за роялем», Артоболевская «Первая встреча с музыкой»).

II этапсобственно «донотный» плавно вытекает из I-го.

Цель: Активизация слуха — пение, подбор, транспорт.

Изучение музыкального языка.

Освоение первоначальных элементов техники.

Формирование понятий на основе разнообразных действий, «манипуляций с предметом» и его «индивидуализации» - персонализации.

1. Развитие ладового слуха:

— понятие тоники («королевы, «устойчивой, которой все звуки кланялись», «последнее слово всегда у нее»);

— «формирование уверенности через «обман» — «можно здесь закончить песенку?», «Нет», «А так?». Звук всегда «мертвый», но когда у него есть «дом» — этаж — «ступень», то он имеет характер и становится «живым» (устойчивым или неустойчивым). «Ожидание» тоники воспитывает слух. Играть в разных тональностях T-S-D, а дети допевают Тонику;

— понятие тональности — «это государство, мажорное или минорное, где правила определенная Тоника». Пение попевок, песенок: с пропусками, по очереди; допевание Тоники; подбор в другой тональности;

— понятие альтерации — это «страна Альтерация», где жили диезы и ходили с лестницами, помогали звуку быть повыше; и жили бемоли и ходили с креслицами и помогали звуку быть пониже (отыскивание звуков с диезами и бемолями). И только «злые» белые малые секунды «принц Си-дор» и «принцесса Ми-фа» от голода съели свои диезы и бемоли и им приходилось «выкручиваться» друг за друга;

— понятие «звукорядов» — маленькие «змейки», либо «если звуки встали в ряд — получился звукоряд».

1 этап — пение — сольфеджирование (развитие интонационного слуха) трихорды — «трое ходят»; петь вверх, вниз; в различном темпе, ритме, с вариациями; с хлопками, притопами, прыжками, аллегро, ленто; стоккато-прыгато, легато-лизато, со словами и «музыкальным языком», в мажоре, в миноре, на Т—Д—Т; и т.д.:

«До ре ми, до ре ми — к Мишке зайчики пришли»;

«до ре ми ре ми ре до — интересное кино»;

«ре ми фа, ре ми фа — не ходите без шарфа»;

«ре ми фа ми фа ми ре — дайте зайчику пюре»

и так все трихорды, тетрахорды («с тетрадками в школу ходили») — «До ре ми фа - на дворе растет трава» (развитие дикции предполагает в последующем активное развитие слухо-моторного навыка); пентахорды («с пеной на голове») — так же все пропеваются, дети с удовольствием придумывают слова сами, а в последствии и ритмические варианты; также гексахорды (любили «кексы»).

2 этап - через несколько уроков, ребенок начинает играть: трихорд — 2, 3, 4-м пальцами правой и отдельно левой рукой 2 3 4 (вниз);

— дать понятие симметрии — играть (на черных) попевку «Сидит Кот у ворот, мур-мур-мур, он поет» — 2-мя руками в расходящемся движении, затем в параллельном;

— постепенно переходить к игре 2-мя руками трихордов с ритмослогами «апельсин, мандарин»; далее включаются в работу отдельно каждой рукой, затем вместе тетрахорды, пентахорды, гексахорды (можно по Ганону). Закрепление аппликатурных принципов в симметрии и в параллельном движении 2-мя руками.

2. Развитие гармонического слуха.

— Интервалы (жили в музыкальном лесу, похожи на своих соседей: трихорды — ходили, а интервалы прыгали на «крайних ножках»). Принцип обучения «от общего к частному», поэтому слушаем и поем «итальянский счет» (Левая рука на звуке «до», а правая строит интервал вверх; дети поют и играют: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Затем характеристика каждого интервала и музыкальный пример.

— Секунды — большие (1 тон) были белые, черные и с разными лапками; «не очень голодные»;

— малые (1/2 тона) 2 белые (принц и принцесса), остальные черно-белые; все голодные и злые, как колючки, их любил братец Диссонанс подбрасывать Консонансу (музыкальные примеры — как можно «испортить» песенку, либо «Ежик» Кабалевского).

— Терции «трещали», им было по 3 года, были очень милые и добрые:

— малые (минорные);

— большие (мажорные);

— «ложные терции» (это «раздувшиеся» секунды «си бемоль - до диез»).

(Черни-Гемер Этюд 8; Гнесина Этюды из

«Азбуки» Черни 740 №10 Этюд).

— Кварты — жесткие, как черепахи, «каркали», «картавили», «квакали», все были чистые (2 белых «камушка» внутри) и только «уродец» — тритон — не был похож на остальных и разрешался в сексту («раздувался») «фа-сик».

— Квинты — «медузы» с 3 проглоченными рыбками, которые просвечивались и болтали между собой (будущее упражнение на полифонический слух).

Квинты — чистые; среди них один «уродец» — «уменьшенная» квинта «си-фак» и т.д. Ребенок играет интервалы в виде переноса руки через октаву («Радуги», «Перелеты»), одной, затем двумя руками по очереди; на интервалах закрепляются аппликатурные навыки и принципы.

Начинать:

секунды белые 1 и 2-ым пальцами «с колечком»;

секунды черные 2 и 3-им пальцами;

терции белые 2 и 4-ым пальцами;

терции черные 2 и 4-ым пальцами;

терции «белая + черная» 1 и 3-им пальцами правой руки;

терции «черная + белая» 3 и 1-ым пальцами левой руки и т.д.;

кварта - 1-4, либо 2-5;

квинта - 1-5.

— Закрепление материала в игровой форме - сказка «Теремок» - педагог играет интерлюдии, дети — героев сказки с ритмослогами (секунда — мышка, терция — зайчик, кварта — лягушка и т.д.).

— Музыкальный материал: Соколова «Баба страшная Яга», Артоболевская «Вальс собачек» и др. пьесы.

— Самостоятельное творчество: «трихорды поехали кататься на квинте» («сочиним маленькие этюды»).

— Обращение интервалов («злые в злых», «добрые в добрых»).

3. Развитие функционального гармонического слуха.

— Понятие трезвучия — это «музыкальная семья», состоящая из главных, устойчивых ступеней лада («королевства»).

— Понятие «обращение-превращение» («кувыркались через голову как интервалы»). Помочь ребенку с помощью цветных карандашей, пуговиц (рука перемещается при помощи приема «перегруппировки» пальцев) естественнее для правой руки перемещение сверху вниз, а для левой — снизу вверх.

— На каждом этаже в государстве жила своя семья. I — Тоника, II — Стражник вводный, VII — уменьшенный вводный, на III — семья Медианты, на IV — семья Субдоминанты (бабушки «бывшей Королевы»), V — Министр, муж Тоники.

— Дать понятие о развитии: сравнить Т35-Т35-Т35-Т35?! «Ничего не происходит?». И другой вариант — T—S—D—T; что произошло с музыкой? «Она стоит на месте или...?!». «Развивается» — «Двигается». Главный «мотор» музыки — это движение — тяготение функций («Ходили и «фукали» на всех, кто их не узнавал в лицо»). Варианты Т—VI (племянница-сирота) —S-K46-D7-T (в виде аккордов, хоралов, фигураций, в различных размерах).

— Понятие «отклонение» — «это когда Тоника завернула в соседнее королевство и вернулась домой».

— Понятие «модуляции» — «это когда Тоника домой не вернулась» (варианты — «произошла революция», «Тонику увезли в замок Доминанты и он стал королем»).

Слушание музыки, анализ партии левой руки («где все происходит»).

Дети рисуют все ступени и их главных «героев» по соответствующему цвету: Тоника — в синем платье, Доминанта — в красном, Субдоминанта —- в желтом (цвет осени), стражники — в «зеленых мундирах», III — голубое и розовое, VI — желто-голубое, Кадансовый — в малиновом камзоле — брат Тоники, адмирал, защитник Королевства, «выходил и кричал: «пора кончать!».

— Все ступени — жители королевства любили себя украшать бантиками — группетто (или телохранителями), для «остроты» — с альтерацией.

Играть трезвучие с украшениями I, III, V ступеней (левой рукой — квинту, или трезвучие без украшений). Также о мордентах.

4. Звукоизвлечение «легато».

Требуются предварительные упражнения:

— «Как ходит журавль?» — «Долго стоит на одной ноге и помахивает крыльями», потом мягко переступает на другую ногу и т.д.;

— упражнение «на стене» - перенос веса тела на «запястья» — затем на пальцы-подушечки и в обратном порядке;

— на рояле: по два звука — со словами: «Милой маме», по 3 звука «Яркое солнышко», по 4 звука «Тетрахордик в школу ходит» и т.д. Темп медленный, следить за подъемом пальца и переносом веса руки в этот палец, плечо и рука свободны (можно сделать проверку — «желе»);

— играем хроматическую гамму: вначале осваиваются ее элементы — «си-до-до диез», «ми-фа-фа диез» (1-2-3-2-1), левой рукой - «до-си-си бемоль» вниз, «фа-ми-ми бемоль» (1-2-3-2-1); затем зона 2-х черных, 3-х черных (3-1-3-1) клавиш. Играем симметричные варианты от «ре» и «соль диез». Важно следить за «круглым кольцом» между 1-ым и 3-им пальцами (3-ий «хозяин стоит на горе, а 1-ый - «собачка» - только хвостиком или лапкой его коснулся»);

— сочиняем «страшные» пьесы — «голодные секунды катались на уменьшенном стражнике» (левая рука — VII35 вводный, правая рука — отдельные элементы или целиком хроматическую в октаву вверх и вниз);

— звукоизвлечение «стаккато» (прыгато) — сначала отдельные элементы в пьесках: «Вот идет журавль с журавлятами» — легато, «Впереди лягушка скачет с лягушатами» — стаккато.

2 варианта этого штриха:

а) сверху, свободной кистью (вся рука гибкая);

б) «с места», толчком, выталкивая запястье вверх (участвует вся рука ребенка).

Кабалевский «Ежик», Майкапар «В садике», Литовко «Веселая прогулка», «Танец медвежат» и др. пьесы.

5. Развитие полифонического слуха.

— Слушание музыкальных произведений с анализом «где главная тема?» (в какой руке?). «Сколько голосов участвуют в разговоре?» (Бах Менует Соль мажор, 2-х голосные Инвенции).

— Понятие контрапункт («спорщики», друг против друга), контрастная полифония.

— Соединение 2-х попевок одновременно:

«Маленькой елочке холодно зимой» +

«Сидит кот у ворот, мур, мур, мур он поет» (в До мажоре). Сначала играют двое детей, затем оба варианта играет один ребенок; в транспорте. Или:

«Осень наступила, высохли цветы», +

«Вот идет журавель с журавлятами» (в ми миноре).

— Понятие «Канон» - имитации (своеобразная мелодическая «Тень» - идет сзадии делает все точно также или «спорщики» - «Кто прав?»):

а) «Сидит кот у ворот...

сидит кот у ворот...»,

б) «Во поле береза стояла”,

во поле берёза стояла …»

в) «Вышла курочка гулять”,

вышла курочка гулять …»

Особенно это эффектно получается в группе (дети + родители).

— Подбор своего контрапункта к песенкам.

— Импровизационные элементы в ансамбле с педагогом, в ансамбле учащихся.

III этапобучение нотной грамоте.

Цель: формирование навыка «комплексного» чтения (алгоритмического навыка); освоение многозначности музыкального текста.

Необходимо постепенно осваивать «язык» нот.

1. Чтение ритмических записей песенок, попевок с помощью ритмослогов (та, ти-ти) и хлопков (пауза — «не хлопается», а ручки разводятся в стороны — «слушается тишина»).

2. «Аппликатурные диктанты» внутри пятипальцевой позиции; отдельно и вместе руками:

а) вариант: чтение аппликатуры в пьесе на закрытой крышке;

б) «слепой музыкант»: игра трихордов, тетрахордов, гексахорд + пентахорд «без света» или не глядя на клавиатуру (ориентировка по черным).

3. Чтение разноцветных бус-нот (без длительностей!):

а) на линейках (Т35) правой рукой, следующие три звука другого цвета — левой рукой;

б) «между линейками» — по трезвучиям (смена цвета — смена руки);

в) цветные трихорды, тетрахорды, пентахорды;

г) «обманки» — 7 нот одного цвета — «в чем секрет?» (одна или две ноты повторяются);

д) смешанные «бусы» — трихорд + терция (смена цвета — смена руки).

4. Чтение двойных «бус-нот» двумя руками:

а) терции, кварты, квинты;

б) октавы, децимы;

в) чтение «бус-нот» по тетради другого ученика;

г) чтение трезвучий одной рукой; по очереди;

д) чтение секстаккордов одной рукой; по очереди (смена цвета — смена руки).

5. Чтение размеров.

— Понятие тактовой черты усваивается через запись стихов и выставление тактовой черты перед сильным ударением:

| Заинька, | Зайка, зайка

| Выйди в сад, | Выйди в сад,

| Серенький, | Серый, серый,

| Выйди в сад | Выйди в сад.

— Знакомство с различными жанрами; ребенок подчеркивает хлопками сильную (вытянутую, «с заглавной буквы») долю.

— Такт - «квартира, где живут доли — шаги», и верхняя цифра размера показывает сколько жильцов в такте, нижняя — какие это жильцы.

— Чтение размеров по карточкам (хлопками).

— Самостоятельно расставить тактовые черты в знакомых песенках.

— Чтение «полифонических» ритмических «партитур» сначала по очереди каждой рукой, затем одновременно:

а) правая рука — четверти, левая рука — восьмые, и наоборот;

б) правая рука — четверть с точкой, левая рука — восьмые, и наоборот;

в) правая рука — половинки, левая рука — восьмые, затем четверти, вновь восьмые; и др. варианты;

г) чтение ритмической партитуры двуручной пьески: Роули «Акробаты», Кессельман «Вальс» и др.

6. Принцип «одиннадцатилинейной» системы обучения чтению нот»:

— нотный стан для правой руки (красные линейки) и ключ «соль»;

— нотный стан для левой руки (синие линейки) и ключ «фа»;

— нота «пограничник» (в шляпе») - «до»;

— понятие «зеркальности» нотных станов (басовый ключ — если его продолжить — похож на ключ «соль» и наоборот), необходима карточка, которую можно перевернуть и увидеть ту же картину.

Первые песенки читаются сразу в двух ключах; на 2-х нотных станах:

(— «Тоника со стражниками» или «пограничник» с часовыми, помощниками:)

а) «до ре до си до» (сначала 2-мя руками!);

б) «до ре ми ре до си ля си до» (2-мя руками);

в) «до ре ми фа ми ре до си ля соль ля си до» (Винни-Пух идет гулять; Пятачок рядом с ним).

7. Важно иметь карточки с записью звукорядов, интервалов, трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов, хроматической гаммы, попевок (2-4 такта), антифоновых попевок, попевок на квинте, с легким контрапунктом для игры, викторин и контрольных проверок.

8. Самостоятельное чтение сформировать: психологический стереотип «вижу — слышу — играю» (вижу — знаю — слышу — играю):

а) прохлопать ритм пьески (ритмослоги);

б) спеть мелодию с названием нот (с хлопками);

в) определив мотивное строение, определяем интервальный состав, самый верхний и нижний звуки для аппликатурного устройства руки на клавиатуре;

г) осознание сильных долей (готовность большего замаха руки);

д) играем не глядя на клавиатуру (педагог может накрыть руку платком, держать лист бумаги над рукой ребенка);

е) «разведка глазами» не ноты, а мотива.

IV этапформирование исполнительских навыков, освоение и накопление репертуара, закрепление навыков разбора.

1. Основой успешной пианистической деятельности ребенка служит психофизическая, психотехническая подготовка в виде специфических упражнений для всех мышц верхней части тела, руки, пальцев. Это базовые исполнительские понятия, «пианистические ключи», формирующие профессиональные моторно-двигательные навыки и ощущения. Релаксационные, тонизирующие и развивающие.

«Мельница» — вращение рук от плеча, помогает почувствовать вес свободно падающей руки (вперед и назад).

«Березка» — стройная, затем «поломалась» верхушка, ветки, ствол, руки «болтаются» пока не остановятся сами; пальчики — «как листья на ветру» — «шуршат»; затем в обратном порядке — «оживление». Упражнение на релаксацию аппарата.

«Мусульманская молитва» — для растяжения сгибателей и разгибателей (руки вверх и вниз).

«Художник-маляр» — для развития запястья, понятия «опорный-безопорный» звук («взять-снять», «вдох-выдох»), делать на стене, на крышке клавиатурной, на столе.

«Замок впереди» из сцепленных рук, помогает растянуть лопаточную мышцу, выдвинуть вперед игровой аппарат.

«Замок сзади» — предупреждает развитие сколиоза, укрепляет мышцы спины, раздвигает грудную клетку.

«Полотенце-плакат» — для ощущения параллелизма рук.

«Шалаш-теремок» — формирование свода, пястных суставов («пришел медведь, сел на теремок, сломал крышу, но мы вновь ее построили»).

«Шалаш-змейка» — ладонь растянутая на столе, ребенок строит «шалашик»; 1 палец - «змейка» — заходит внутрь шалаша, быстро выскакивает; затем вверх по 2-му пальцу, вниз; затем натянуть к себе («открыть дверь шалаша») и быстро выпрямить ко 2-му пальцу — «закрыть дверь» и т.д.

«До свидания» — для пястных суставов, ладонных мышц.

«Собираем крупу» и «Хлебные шарики» — для чуткости концов пальцев.

«Поцелуи пальцев» — с 1-ым пальцем по команде педагога, для развития скорости управления пальцами.

«Раз-два, острова» — каждым пальцем на столе, для развития независимого пальцевого удара.

«Закрутить гайки» — 1-2-3, 1-2-3-4 — элементы ротации и позиционные ощущения.

«Веер» — для межпальцевой растяжки и гибкости, эластичности ладонных мышц.

«Висячий мост», «Лианы» — подготовка аккордовой техники, цепкость пальцев и свобода руки. Дети друг с другом сцепляются за пальцы сначала «раскручивает» один, а другой следит за свободой (релаксация), затем наоборот.

«Крабы» — пальцы «ходят» и несут вес руки (на столе).

«Журавлики» — ноги мягко и медленно переступают и ребенок стоит на одной ноге и плавно и расслабленно «машет» полуопущенными «крыльями» (чувство веса на одной ноге, - на «одном пальце»).

— Все упражнения делать в четком ритме, доводить до максимальной скорости и под музыку (одновременно слушая репертуар ближайшего будущего, дети запоминают понравившиеся пьесы).

2. — Следить за удобной посадкой, обеспечивающей

хорошую опору на клавиатуре, на первых занятиях лучше

играть стоя (сочетая упражнения для стоп).

— «Стоят ли пальцы правильно, с опорой?» — ребенок сам

может проверить способом «горят ли фонарики» на пястных

суставах (они белеют, «светятся»).

— Правильное положение 5-ых пальцев поможет

организовать запястевое вспомогательное движение «качели»

от 1-ых к 5-ым пальцам в разные стороны на пентахордах:

5 1 1 5

P Q

3. — Позиционное освоение гаммы Ми мажор, До мажор и других;

отдельно правой 3+4 вверх; левой 3+4 вниз; от одного звука «до», затем двумя руками в расходящемся движении.

 

— Упражнения для подкладывания 1-ого пальца, перекладывания 3-его и 4-ого.

— Роль плеча (локтя) в горизонтальном перемещении руки.

4. Сочетание 2-х принципов в работе над произведением:

а) анализ нотного текста — прохлопывание ритмического рисунка, анализ интервалов, мотивов, пение — сольфеджирование мелодии, пение и дирижирование; анализ штрихов, авторской динамики, формы произведения (в группе это можно делать «по очереди»), анализ позиций, аппликатуры;

б) анализ исполнительских выразительных средств — организация руки, жестов, координация опорных и безопорных точек; работа над звуком, тембром, характером, образом, эмоциональным состоянием (работа «без нот»); подготовка к сценическому выступлению.

Стимулировать самостоятельное разучивание нетрудных пьес.

Необходимо учитывать, что дети стремятся к постижению нового, и не могут в силу возраста, доводить пьесы до «совершенства»; что накопление нового музыкального материала, быстрое усвоение новых произведений — это цель начального периода обучения.

 

Цель: знать и уметь качественно показать все релаксационные, мобилизующие, развивающие упражнения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.017 с.)