Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочие способности музыканта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Любовь к музыке, интерес к новому репертуару, к исполнительству, желание играть. 2.1.Ум, логика, расчётливость в труде. 3.1. Сосредоточенность, слуховая наблюдательность, творческая изобретательность в труде. 4.1.Целеполагание, воля, терпение, дисциплина, соблюдение режима занятий. 5.1.Трудолюбие. 6.1.Достижение успеха ради самой МУЗЫКИ.
Музыкальные способности — результат развития задатков в процессе деятельности ребёнка. 1. Характеристика специальных музыкальных способностей — музыкальный слух — его особенности. а) Характеристика абсолютного, относительного, пассивного, активного слуха. Слуховой контроль, слуховое представление — внутренний слух. Роль пения, вокализации в развитии внутреннего слуха. Дать приемлемые определения мелодического, гармонического, тембрального, динамического, ладового и др. видов слухового анализа. Роль воспитания внутреннего, активного слуха — «предслышания» — в процессе исполнения музыки. б) Музыкальный ритм необходимо развивать— как способ организации эмоциональной, психической, мышечной энергии, организации звукового, акустического пространства во времени Двигательно-моторная природа чувства ритма. Слуховой контроль за двигательно - моторной сферой. Воспитание чувства доли; роль дирижирования; воспитание внутридолевой пульсации, ее контролирующая роль. Метр — как способ организации, пульсации сильных (слабых) долей. Жанровая природа метрической организации (Танец, Песня, Марш, и т.д.) Роль метра в работе над фразировкой, движением музыки. в) «Музыкальность» развивать — как способность реагировать на музыкальный образ включением всех ассоциативных зон (визуальной, пространственной, интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, -лимбической и др.) Воспитание силы и яркости воображения, эмоциональной реакции, опыта. Конкретность детского воображения требует от педагога специфических конкретных, доступных ассоциаций в образных характеристиках музыки попевок, пьес. г) Особенность пианистов - закрепление слухового и двигательно-пластического воображения. Интонационно-вспомагательные движения, пластика кисти, запястья, чувство опоры, разнообразие контакта с клавиатурой. д) Музыкальная память. Характеристика свойств мелодической, ритмической, гармонической, тембральной, динамической, а также других видов памяти, как - логическая, аналитическая, зрительная, двигательная (моторная), композиционная и т.д., позволяющих запоминать музыкальное произведение наизусть. 2. Роль интеллектуальных и психических способностей в обучении ребенка, таких как память, наблюдательность, сосредоточенность, устойчивый интерес, внимание, воля, логическая способность, пространственная ориентация, пластичность, гибкость, эмоционально-психическая реакция, темперамент, кругозор и т.д. 3. Специальные исполнительские способности: артистичность, «пианистическая одаренность», пластичность, гибкость, пространственная ориентация и координация, коммуникативность. 4. Рабочие способности развивать – как необходимое условие успешных занятий. Развитие усидчивости, трудолюбия, расчетливости в труде, организованности, мобильности, дисциплинированности и т.д. Широкий комплекс способностей может обеспечить успех в обучении. 5. Развитие музыкальных способностей на первоначальном этапе может осуществляться как в коллективной форме урока (групповой способ обучения), так и в индивидуальной форме; Основная цель первоначального периода обучения - активизация слуха и всех его разновидностей. а) Слушание музыки с последующим анализом ее характера; б) разучивание и пение песен, мелодий, попевок, их сольфеджирование с показом движения мелодии рукой (по релятивной методике). в) Слышание и различение ладов - воспитание ладового слуха: попевки и песенки петь с изменением лада, «кукушка», «На зеленом лугу» (в мажоре, потом в миноре); — Различение на слух 1-ого, 2-х звуков, 3-х звуков — допевание тоники, пение с пропусками, «подхватывание» мелодии, «выкладывание мелодии» с помощью длинной нити (понятие вверх - вниз); — подбор и транспорт разученных попевок, мелодий. г) Игра в ансамбле с педагогом: на одном звуке, на 2-х в октаву, на 2-х в квинту, в разных регистрах (например: сб. Хереско Л., Артоболевской, Соколова «Ребенок за роялем» и т.д.);
д) Воспитание чувства пульса, ритма, метра: дирижирование музыкой (шаги в музыке) и запись «палочками» сначала равномерной пульсации (Марш, Полька, Галоп, Колыбельная), затем игры из сб. Баренбойма: с симметричным соотношением длительностей: — Постижение и сравнение длины-долготы фортепианного звука в разных регистрах («посчитаем пульс звука!»), затем игры из сборника Баренбойма:
«Барабан и барабанчики» h h e e e e
«Старик - папа - я» h h q q e e e e «Бьют Часы», и т.д. Включать игру на 1клавише, играть с использованием барабанов, колокольчиков. Исполнение аккомпанемента — Т — Д — Т — в басу в виде равномерной пульсации с педагогом, играющим соответствующие попевки, пьески. д) Пение и игра звукорядов -змеек: дуолей, трихордов, тетрахордов, пентахордов в разных темпах, ритмических вариантах (в виде ритмо-слогов). — Осознание клавиатурного положения звуков: выше-вправо, ниже-влево. Собственное сочинение попевок (из 2-3-4 звуков) и подбор аккомпанемента к ним в виде бурдона, квинты, маркизовых басов, трезвучий и ритмических фигур - пунктира, ровной пульсации, триолей и т.д. е) Психофизическое и психотехническое развитие аппарата. Упражнения на релаксацию и внимание, затем развивающие и стимулирующие мышцы упражнения, с целью создания базовых ключей –«микроощущений» будущих фортепианных движений. — Постижение зависимости силы звука от веса руки, скорости ее движения и высоты замаха руки. Извлечение «разных по характеру» звуков: «мягких», «нежных», «гордых», «сильных», «разъяренных», «певучих», «острых» и т.д. Организация звукоизвлечения, нон легато. ж) Знакомство с жанрами, с различными тембрами (регистрами) фортепиано, с различными музыкальными образами и, соответственно, с различными способами звукоизвлечения (штрихами). з) Постепенное постижение музыкальной грамоты и освоение понятий: нотоносец для правой руки, нотоносец для левой руки, ключи — скрипичный, басовый, ноты — на линейках, между линейками, нота «до» — пограничник и т.д. Стимулируют интерес и помогают удерживать внимание ребенка на уроке подготовленные игры, рисунки, наглядные пособия, карточки. Уметь грамотно составить диагностический тест для определения (диагностики) первичного уровня музыкального развития ученика. Цель – самостоятельное проведение приёмных испытаний, вступительных экзаменов, прослушиваний, консультаций. Предлагается примерный диагностический план-тест для составления процедуры испытаний способностей ребёнка 5-6 лет. Смотрите Приложения.[i] Умение грамотно составлять характеристику ученика - профессиональное качество педагога.
Примерный план характеристики уч-ся 1. Фамилия, имя, возраст, класс, с какого времени занимается музыкой. 2. Задатки и способности: музыкальный слух, ритм, память, эмоциональность, музыкальность, физические данные. 3. Состояние аппарата и техники: анализ посадки, плечевого пояса, положение запястья, свод, растяжка, сила и дифференциация пальцев, гибкость суставов, пластичность, моторная память. 4. Сценическая выдержка, самочувствие, артистизм. 5. Психологические качества личности: темперамент, воля, внимание, реактивность, работоспособность, настойчивость, интеллектуальное развитие (кругозор), самостоятельность, сознательность и др. 6. Недостатки музыкально-технического развития и система мер для их устранения (упражнения, этюды, пьесы). 7. Предпочитаемый и пройденный ребенком репертуар. 8. Задачи и перспективы дальнейшего обучения и предполагаемый репертуар.
План составления профессиональной диагностической характеристики. 1. Фамилия, имя, возраст ученика. 2 С какого возраста занимается музыкой. 3 Характеристика слуха и видов слуховой памяти: звуковысотной, мелодической, ладовой, динамической, тембральной, гармонической, слухового воображения и предслышания (слухового представления, внутреннего слуха). Определить как: - отличные, - хорошие, - средние Указать, какой анализатор требует наибольшего развития в данное время. 4 Характеристика ритмической памяти: равномерной пульсации, ритмических фигураций, удержания темпа при смене метроритмических структур, особенно в этюдах, классических сонатах. 5 Характеристика музыкальности, - образного воображения, - глубины понимания, и -скорости возникновения самостоятельных музыкальных ассоциаций, -артистизма, -сценического самочувствия. 6 Характеристика психических особенностей ученика: внимания, восприятия, процессов возбуждения и торможения, воли, темперамента – (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик); интеллектуального развития и т. д. 7 Характеристика психофизических особенностей личности: "атлетик", "пикник", "астеник", "грацильный тип", и др. особенности двигательных и координационных реакций на музыку. 8 Характеристика аппарата уч-ся: посадка, положение корпуса, положение рук, гибкость запястья, организация свода ладони, сила и цепкость пальцев, независимость пальцевого удара, скорость беглости пальцев и др. 9 Характеристика качества звука ученика на "форте" и на "пиано", в различных фортепианных формулах. 10. Характеристика " рабочих " способностей: дисциплинированности, организованности, рациональности, трудолюбия, усидчивости и др. качеств личности. 11. Роль родителей в воспитании и организации музыкальных занятий ученика. 12. Успехи ученика за прошедшее время обучения. 13. Главные недостатки в развитии ученика и способы их преодоления в ближайшем будущем (зона ближайшего развития). 14. Перспективные задачи обучения, предпочитаемый учеником репертуар, и рекомендуемый преподавателем репертуар на ближайшее время. 15. Сценическая выдержка, самочувствие, артистизм 16. Задачи и перспективы дальнейшего обучения и предполагаемый репертуар. Предпочитаемый и пройденный ребенком репертуар. и т.д. Музыкальный материал: 1. А.Ф. Березняк «Первые шаги». 2. А.Д. Артоболевская «Первая встреча с музыкой». 3. Л. Хереско «Музыкальные картинки». 4. Л. Баренбойм «Путь к музицированию». 5. Андреева М., Конорова Е. «Первые шаги в музыке». 6. Лещинская Н. «Малыш за роялем». 7. Соколова «Ребенок за роялем». 8. «Фортепианная игра» ред. А. Николаева. 9. Тургенева Э., Малюков А. «Пианист-фантазер». 10. Гнесина Е. «Фортепианная азбука». 11. Майкапар А. «Первые шаги» (ансамбли).
Литература: — А. Шатковский «Развитие творческого музицирования с учащимися пианистами» — Тургенева Э.Ш. «Начальный период обучения игре на фортепиано». М., 1989. — Мальцев С.М. «Комплексная методика по творческому развитию начинающего музыканта» Л., 1989.
Тема 4
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.012 с.) |