Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальные способности, их определение,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие на начальном этапе обучения.
«Только очень сильное воображение рождает событие» «Долго и счастливо живут только те, кто постоянно решает новые задачи» Н.Бехтерева (директор института физиологии мозга). Определение способностей Процесс познания и способы восприятия информации «Методика обучения игре на фортепиано» II- III -IV курс (тема «Способности») Вступление. Процесс развития человеческого мышления и интеллекта (Базы данных) есть постоянный процесс познания, который включает следующие стадии: · - накопление данных (впечатления визуальные, эмоциональные, моторно-двигательные, слуховые, вкусовые и т.д.); · - встраивание их в предшествующую базу знаний (систему представлений); · - создание новых перцептивных ключей – «образов» - для нового познания и · - организация эффективной деятельности по овладению пространством и окружающей средой (трудовые знания, умения и навыки), в том числе игра на рояле. Познание опирается на главные психологические аспекты когнитивного процесса · восприятие информации всеми органами чувств; · - её анализ - сравнение с предыдущей базой знаний; · -процесс интеграции (переработка, перераспределение) информации в определённых зонах головного мозга, · - воспроизведение информации в творческом акте в процессе деятельности, в данном случае в процессе исполнительства. --Процесс познания опирается на перцептивное представление человека о явлениях окружающего мира через образы, которые формируются на основе деятельности различных зон головного мозга, так называемых, - зон интеллекта или видов интеллекта. --Учёные различают несколько основных зон психофизической и нервной деятельности головного мозга или видов интеллекта, а также дифференцируют особенности процессов, протекающих в различных полушариях головного мозга: 2. Правополушарное мышление мозга отвечает за возникновение метафор, аналогий, ассоциаций, различных нюансов образа, воображение. Но оно работает только в расслабленном состоянии альфа - ритмов, т. е. в состоянии медленных мозговых волн т.е. покоя. -- Поэтому в репертуаре всех юных и молодых пианистов обязательно должны быть произведения кантиленного характера. Эти произведения дают возможность и время услышать, почувствовать и выявить тончайшие нюансы звука, лирические и душевные потоки подсознания и звукового воображения ученика и справиться с их реализацией—воспроизведением. 3. Левополушарное мышление мозга отвечает заединичное конкретное постижение 1 явления, 1 ситуации, 1навыка, за постепенность процесса познания – поэтапность в обучении ребёнка, за качество и накопление информации. 4. Процесс формирования мышления ребёнка складывается постепенно, как это и происходило в исторической перспективе: · - от 0 -2-х лет – характер восприятия сенсорный, опирающийся на органы чувств (проба на вкус, на ощупь и т.д.); (субъективный тип восприятия - S) · - от 2 - 4-х лет – характер восприятия обогащается визуально-наглядными моделями – форма предмета, цвет, понятие «холодно-горячо», появляется желание движения в игре, как творческое освоение окружающего мира (S – субъективный тип восприятия) · - от 4-6 лет – характер восприятия смешанный (S+O), включается понятийный уровень, вербальное воспроизведение мысли (преобладает левополушарный тип мышления). Идёт освоение ценностных нравственных понятий – добра и зла; олицетворение и конкретизация (персонализация): «мама – символ добра»; большую роль в этом процессе играют сказки, детские стихи, песенки, игра и т.д. Этот период вполне подходит для начала творческого обучения музыке, живописи, лепке (первоначальным навыкам «игры в звуки»). · - от 6 – 8 лет – подготовительный период (S+O), когда у ребёнка появляется собственное ощущение личности, своё мнение, укрепляется воля, проявляется мотивация к познанию, большее терпение (укрепляются процессы торможения); · - от 8 – 10 лет – младший школьный возраст (S+O), появляются первые самостоятельные попытки выхода за пределы обыденной информации – желание «придумать», «сочинить», «самовыразиться», формируется самостоятельное воображение (активизируются лобные доли фронтальной зоны обеих полушарий) · - от 11 – 13 лет - средний школьный возраст (S+O), ребёнок входит в потубертатный период (период полового созревания), реакции познания могут значительно замедлиться. Постепенно включаются процессы самопознания – рефлексии, самооценки и переоценки понятий о себе, ребёнок может быть очень раним, т.к. в этот период он по-новому осознаёт себя и своё место в коллективе, в семье, в мире. · - от 14 - 16 лет – старший школьный возраст (O). В этот период происходит освоение семантики языка (объективного значения слов, выражений), понимание «стиля», «манеры» и др. значений языка (музыкального в том числе). Появляется уверенность в себе, независимость суждений, потребность самореализоваться, потребность в самоуважении. Включается звукотворческая воля, стратегическое мышление, расчётливость, и процессы осознанного самоограничения, в том числе управление реакциями возбуждения и торможения. Необходимо отметить, что у одарённых детей возможно более раннее развитие навыков, (видов интеллекта), в связи с их более тонким восприятием, более развитыми задатками, более качественными процессами памяти, и более острым восприятием музыкальной информации 5. Задача педагога - раскрыть язык музыки, его интонационную-мелодекламационную сущность, гармоническую логику, артикуляционное разнообразие (штрихи, туше), рациональную пластику, жанровую и стилевую сущность, развить технику ученика, его интеллект, кругозор, информационную базу и т.д. Но сделать это необходимо наиболее эффективным и продуктивным способом, без лишних психологических затрат со стороны учителя и ученика, тогда навыки будут крепкими, знания и умения прочными. 6. На процессы познания - восприятие информации, запоминание информации, узнавание информации, воспроизведение информации - значительное воздействие оказывают типы нервной деятельности, такие как темперамент: индивидуальные конституционные психофизические реакции организма. Сюда входит общий уровень энергичности (энергетики личности), эмоциональные реакции и их интенсивность, а также скорость реакций. Принято примерное деление типов реакций личности на 4 типа: «Холерик»(++++), «Сангвиник» (+++), «Флегматик» (++), «Меланхолик» (+). В некоторых исследованиях деление на типы реакций определяется по психоэмоциональной реакции: как «интроверты» и «экстраверты». Имеются данные, что интроверты более реагируют на наказания, а экстраверты – на поощрения. Существуют исследования, где деление происходит по моторнодвигательным и физическим реакциям: - «атлетики», - «пикники», - «астеники», - «грацильно-инфантильный» типы движений. В любом случае, педагогам, занимающимся развитием фортепианной техники ученика, необходимо знать особенности психофизической реакции своего ученика, особенности его эмоциональной реакции, физической силы, выносливости, пластичности, гибкости, особенности координации рук и т.д. 7. Память и процессы памяти – основной компонент в процессе познания и обучения. - Роль задатков (генетических возможностей мозга); - Роль создания адекватной перцептивной базы знаний - «ключей», многообразия ОР (ориентировочного рефлекса); - Роль опыта (кол-во нейронных связей), объёма кратковременной и долговременной оперативной памяти. - Роль неокортекса (верхней коры головного мозга) и активность процессов осознания, понимания, формирования обобщённых понятий и представлений.
Специальные музыкальные способности для занятий музыкой: 1. Музыкальный слух – этоспособность слышать, различать,запоминать, узнавать,воспроизводить, воображать (создавать) музыкальную информацию по следующим параметрам: - по звуковысотности - называется «звуковысотный слух», - по мелодическим интервалам – «мелодический слух», - по ритму – «метроритмический слух», - по ладогармоническим функциям – «ладогармонический слух», и т.д.: - динамический, -тембральный, -гармонический - архитектонический, (формообразующий слух) -артикуляционный, -акустический слух, - внутренний слух – как предслышание, мысленное представление о мелодии и т.д. - Роль воспитания внутреннего, активного слуха — «предслышания» — в процессе исполнения музыки. Музыкальная Слуховая память, «музыкальный слух» имеет следующие разновидности по качеству: · абсолютный активный слух (все параметры активны) · абсолютный пассивный слух (трудности с воспроизведением голосом и на «чужих»- других инструментах) · относительный слух (необходима настройка на тон) · внутренний слух (исполнительский слуховой контроль, мысленное слуховое представление). Расположение музыкального слуха – музыкальной памяти – это зона Гиппокампа, лабильная зона Мозга - чувства, эмоции, зона перцепции (предшествующих знаний). Влияние зоны Брока – в левом полушарии – («зона речи») – на скорость различения звуков, на их восприятие и обработку; влияние зоны Вернике на восприятие и реализацию - воспроизведение на слух звуков, артикуляции, и их тембров а так же на скорость пальцев, беглость; влияние лобных долей неокортекса головного мозга на восприятие и запоминание смысла музыкальной речи, фразы, формы, жанра музыки. 2. Метроритмическая энергия: это чувство равномерной пульсации, чувство долевой пульсации, чувство метра (слышание алгоритма сильных и слабых долей такта), чувство внутридолевой пульсации. В таком порядке следует и развивать эти анализаторы; через мышечное переживание, затем мысленное их воспроизведение (как идеомоторные акты). От природы слабое взаимовлияние и связь зон моторнодвигательного (мозжечок) и слухового интеллекта; Но хорошо развивается под воздействием психической энергии (эмоции, темперамента), слухового воображения и волевых качеств личности. Развивается методом тренировки и под влиянием силы идеомоторного представления, воображения (в зоне неокортекса), логической памяти и самодисциплины. 3. Эмоциональный интеллект (личный пережитый опыт) находится в гиппокампе, где и зона памяти, яркое воображение (роль визуальных представлений); зона расположения – лабильная система, мозжечок. В неокортексе – зона эмпатии – сопереживания, сочувствия, понимания. 4. Архитектоническое чувство, чувство формы - слышание развёртывания звуковой материи во времени, контроль за деталями исполнения, формой, стилем композиции. (Зона логического интеллекта и памяти). Есть связь с метроритмическим интеллектом (мозжечок), зоной воображения (лобные доли - неокортекс) и волевыми качествами личности. 5. Пластическое (моторно-двигательное) дарование: суставная гибкость, хорошая координация, глазомер, «рост», «вес», длина рук, гибкость суставов рук, ширина ладони, соответствующая длина и цепкость пальцев; сила и выносливость, координация движений – всё это зона моторнодвигательного интеллекта (мозжечок). 6. Музыкальность - как способность слышать, узнавать, запоминать, воспроизводить и воображать в музыкальном потоке звуков определённые картины реальности, образы, чувства, мысли, настроения, архитектонические формы, цвета, краски, в том числе и юмор, сарказм и т.д. 7. Артистизм - способность аккумулировать и получать дополнительную энергию на сцене, «зажигаться» и зажигать слушателей; чувство соразмерности, гармонии и естественности при исполнении, умение справляться со сценическим волнением, обращая его в «свою» пользу. Желание выступать перед публикой. 8. Рабочие способности: · Любовь к музыке, к исполнительству, интерес к новому репертуару, желание играть и сочинять. · Ум, логика, расчётливость в труде. · Сосредоточенность, слуховая наблюдательность в труде, творческая изобретательность. · Целеполагание, мотивация к муз. деятельности · Воля, терпение · Дисциплина, соблюдение режима занятий. · Трудолюбие, честолюбие. · Достижение успеха ради самой МУЗЫКИ. · Другие качества..................................
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.009 с.) |