Письменные аннотации исполнительских и педагогических особенностей 2-3 этюдов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письменные аннотации исполнительских и педагогических особенностей 2-3 этюдов.



Литература:

Й. Гат «Фортепианная техника»

А. Бирмак «О художественной технике пианиста»

Е. Гнесина «Подготовительные упражнения»

Ш. Ганон «Пианист-виртуоз»

И. Брамс «51 упражнение»

Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой»

Г. Нейгауз «Искусство фортепианной игры»

А. Николаев «Работа над этюдами и упражнениями»

А. Корто «Упражнения для развития фортепианной техники»

Ф. Бузони «Фортепианная техника»

Н. Ширинская «Гаммы, арпеджио»

Шитте Лёгкие этюды,

Гедике А. 40 мелодических этюдов

К. Черни (ред. Гермера) Избранные этюды; соч. 299 «Школа беглости»; соч. 740 «Искусство беглости»

А. Лемуан «50 прогрессивных этюдов»

И. Лёв «Избранные октавные этюды»

К. Черни «Первоначальный фортепианный учитель», соч. 599; соч. 337; соч. 849

Тема 9

Особенности аппликатурных принципов. Работа над этюдами.

 

Понятие фортепианной позиции – как удобного, рационального расположения пальцев на клавиатуре.

Роль позиции в освоении клавиатурного пространства и технических формул:

- осознание руки как «2-х этажной руки пианиста» – улучшает удобство использования 1-ого пальца при подкладывании и перекладывание всех пальцев через 1-ый.

- микроопора руки чуть больше на 2-3-4 пальцы, а 1-ый палец – как «костыль», «палочка» для опоры при перелёте руки с позиции на новую позицию.

Позиция широкая и узкая — как характеристика стилевого различия в понимании техники.

Роль горизонтальных движений руки, гибкости запястья, боковых движений кисти (супинации и пронации) в развитии техники.

Один из самых сложных феноменов пианизма - это Координация вертикальных движений пальцев и горизонтальных движений руки.

2 типа аппликатуры: «трехпалая» (Черни-Лешетицкий) и «пятипалая» (Лист, Бузони, Барток, Прокофьев).

Принципы при распределении и выборе аппликатуры:

а) удобство распределения пальцев внутри позиции (формула Шопена — 2, 3, 4-ый на черных);

б) целесообразность применения сильных пальцев 1-го, 3-го на сильных долях;

в) целесообразность симметричных аппликатур в унисонных движениях и параллельных движениях;

г) целесообразность одинаковой или подобной аппликатуры в секвенциях;

д) проверять удобство аппликатуры в быстром темпе.

Характеристика индивидуальных особенностей пальцев и их использование с художественной целью (Шопен, Шнабель в сонатах Бетховена; Прокофьев, Барток).

 

Характеристика аппликатурных приемов:

«подкладывание» 1-ого;

«перекладывание» через 1-ый, через 4-ый, 5-ый вверх в правой руке; вниз в левой руке;

«скольжение» 1-ого, 5-ого, 2-ого, 3-его, 4-ого;

«репетиция» (2 варианта или одинаковым пальцем или разными);

«беззвучная подмена»;

«перекрещивание рук»;

«передача из руки в руку».

Роль аппликатурной дисциплины, режима в начале работы над произведением.

Знать Аппликатурные формулы всех видов техники, Д7с обращениями, двойных нот. (Ширинская Н.»Гаммы, арпеджио»)

Роль аппликатурной дисциплины, режима в начале работы над произведением.

 

Этюд — (фр. Etude - набросок, exercise – упражнение) – небольшое произведение, используется как необходимое вспомогательное средство для развития определенных навыков, встречающихся в художественном произведении (впервые у Ж.Рамо, Ф.Куперена Д.Скарлатти). Жанр этюда приобрёл самостоятельное значение в фортепианной литературе, начиная с конца 18-ого - начала19века, в эпоху появления двойной ременной передачи «клавиша-струна» в механике, появления педали, появления 3-хструнного хора для 1-ого звука, т.е. усиления сопротивляемости клавиши, а также в эпоху смены эстетики музицирования. Камерное, домашнее музицирование сменилось на публично-демократичные концерты супервиртуозов конца 18-го, начала 19-го веков - Моцарт, Клементи, Мошелес, Тальберг, Д*Альбер и др. Появилась необходимость особого тренажа пальцевой силы и скорости пальцев, гибкости кисти, выносливости рук, скорости ивыдержки и масштабности т.д.

Этюд – это оптимально виртуозно-художественное произведение для развития и закрепления как определённого технического приёма, так и главных исполнительских качеств: силы воли, физической и психической выносливости, закрепления слухопсихомоторного навыка. (главного профессионального, артистического приёма)

Этюды можно условно разделить на инструктивные и художественные:

1. Инструктивный этюд – это произведение, где используется 1-2 динамических стереотипа или фортепианные формулы; это пьеса с не сложной мелодией и простыми гармониями, в 1-ой или 2-х частной репризной форме. (Шитте, Лемуан, Гедике, Крамер, Черни –Гермер, и т.д.)

1. Концертный этюд – это произведение, где используется более 2-х стереотипов фортепианных формул и фактур, с яркой и выразительной мелодико-ритмической и ладогармонической звучностью, с высоким - художественно значимым образом или идеей: Шопен, Лист, Рахманинов, Некоторые этюды Черни из 299(№21, 24, 38 и т.д.) и 740 (№№ 8, 12, 50) Токкатина Майкапара, Ё.Накада- Быстрый этюд и т.д.

2.

Методика выбора этюдов учитывает следующие педагогические задачи:

1. Равномерное, комплексное развитие техники, охват всех основных фортепианных формул.

2. Укрепление и развитие определенного навыка игры гаммаобразной техники, аккордовой, арпеджированной техники и т.д.

3. Этюд — это вспомогательное средство для развития определенных навыков встречающихся в музыкальном произведении.

Этапы работы:

— Анализ фактуры этюда, определение жанра, размера; анализ аппликатуры, позиционных структур и мотивов.

— Работа в медленном темпе (будущий фундамент быстрой игры) по принципу «укрупнения кадров», подбор подходящих движений в каждой руке отдельно.

— Постепенное осознание «позиционных комплексов» и «динамических стереотипов» — как схемы движения.

— Фразировка, опорные, кульминационные точки в движении, координация рук в штрихах, динамике.

— С увеличением темпа действует принцип экономии движений (быстро — значит «близко» к клавиатуре).

— Чередование быстрого и медленного темпов в работе предупреждает «заигрывание», «забалтывание», «замыливание» слуха.

— Вспомогательные упражнения обязательны («Техника - это накопление разнообразных движений и экономное их расходование». Ф. Лист).

Например:

а) контрастные штрихи, динамика;

б) «пробежки-остановки», «шагом, шагом - побежали»;

в) пунктирные ритмы;

г) «перенос рук» в далекие регистры (пр.р. - вверх, л.р. - вниз);

д) «беззвучный способ» с сохранением опоры;

е) транспорт с сохранением аппликатуры;

ж) совмещение приемов одновременно;

з) исполнение подряд 2-3 раза, без отдыха;

и) «весовые толчки», «рикошет»;

к) «в темной комнате», в «перчатках» и т.д. (см. «работа над гаммами. арпеджио и т.д.)

План - схема работы над этюдом.

Главная цель -– в создании связи и овладении гармонией между слуховыми и двигательными представлениями исполнителя. (Создание слухо-психо-моторного исполнительского навыка)

Представление звучания всегда должно включать и представление движения, и представления об артикуляции.

Штрих – это носитель образа.

В работе над этюдом определенным слуховым задачам должны соответствовать и определенные двигательные задачи.

 

 

ПРИНЦИП УКРУПНЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ КАДРОВ

1. 2.

1. 2.

Под "контролем" понимается одновременное представление звука (тембра, штриха), двигательных ощущений (силы веса руки и пальцев), включающих управление клавишами, затем звукоизвлечение и проверка состояния покоя в руке.

- Вначале контролируется каждый звук, далее - только звуки, попадающие в пульс (остальные исполняются подсознательно), потом первый звук фразы удерживается в представлении и мысленно соединяется с ее последним звуком. Вся фраза выстраивается как замкнутая целостность в пространстве. То же самое проделывается с предложением, частью. И, наконец, исполнитель контролирует только целостность звучания и единство потока энергии от мышц спины, через руки, ладони, кончики пальцев и клавиши в струны.

- Схема работы над произведением и принцип укрупнения осваиваются ребенком постепенно. В результате изучения первой темы "Ритм" ученик приобретает способность создавать гармонию слуховых и двигательных представлений при извлечении одного звука, а также начинает мысленно организовывать звуки в пространстве и во времени (это соответствует подготовительному этапу на схеме и первым двум ступеням принципа укрупнения).

- Изучив вторую тему "Интонация", ребенок уже способен оперировать мотивами и фразами (первый этап схемы и третья ступень принципа укрупнения).

- Завершив изучение третьей и четвертой тем "Полифония" и "Гармония", ученик мыслит двумя и более голосами, соединяя их в пространстве и во времени (второй этап схемы и четвертая ступень принципа укрупнения).

- После освоения пятой, последней, темы " Музыкальная форма" ребенок подготовлен к самостоятельной работе над музыкальным произведением, самостоятельному формированию целостного образа-представления (третий этап схемы и пятая ступень принципа укрупнения). Каждая тема делится примерно на 4-6 уроков, занимая определённую часть времени от урока.

Урок состоит из 4-х аспектов:

· развитие образных представлений (эмоций, эмпатии - сопереживания)

· развитие слуховых представлений (тембры, гармоническое тяготение, устой-неустойдинамика),

· развитие двигательных представлений (штрих –жест, пластика на основе идеомоторных ощущений)

· формирование слухопсиходвигательных представлений ученика (комплекса ощущений).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.015 с.)