Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Письменные аннотации исполнительских и педагогических особенностей 2-3 этюдов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Литература: Й. Гат «Фортепианная техника» А. Бирмак «О художественной технике пианиста» Е. Гнесина «Подготовительные упражнения» Ш. Ганон «Пианист-виртуоз» И. Брамс «51 упражнение» Е. Либерман «Работа над фортепианной техникой» Г. Нейгауз «Искусство фортепианной игры» А. Николаев «Работа над этюдами и упражнениями» А. Корто «Упражнения для развития фортепианной техники» Ф. Бузони «Фортепианная техника» Н. Ширинская «Гаммы, арпеджио» Шитте Лёгкие этюды, Гедике А. 40 мелодических этюдов К. Черни (ред. Гермера) Избранные этюды; соч. 299 «Школа беглости»; соч. 740 «Искусство беглости» А. Лемуан «50 прогрессивных этюдов» И. Лёв «Избранные октавные этюды» К. Черни «Первоначальный фортепианный учитель», соч. 599; соч. 337; соч. 849 Тема 9 Особенности аппликатурных принципов. Работа над этюдами.
Понятие фортепианной позиции – как удобного, рационального расположения пальцев на клавиатуре. Роль позиции в освоении клавиатурного пространства и технических формул: - осознание руки как «2-х этажной руки пианиста» – улучшает удобство использования 1-ого пальца при подкладывании и перекладывание всех пальцев через 1-ый. - микроопора руки чуть больше на 2-3-4 пальцы, а 1-ый палец – как «костыль», «палочка» для опоры при перелёте руки с позиции на новую позицию. Позиция широкая и узкая — как характеристика стилевого различия в понимании техники. Роль горизонтальных движений руки, гибкости запястья, боковых движений кисти (супинации и пронации) в развитии техники. Один из самых сложных феноменов пианизма - это Координация вертикальных движений пальцев и горизонтальных движений руки. 2 типа аппликатуры: «трехпалая» (Черни-Лешетицкий) и «пятипалая» (Лист, Бузони, Барток, Прокофьев). Принципы при распределении и выборе аппликатуры: а) удобство распределения пальцев внутри позиции (формула Шопена — 2, 3, 4-ый на черных); б) целесообразность применения сильных пальцев 1-го, 3-го на сильных долях; в) целесообразность симметричных аппликатур в унисонных движениях и параллельных движениях; г) целесообразность одинаковой или подобной аппликатуры в секвенциях; д) проверять удобство аппликатуры в быстром темпе. Характеристика индивидуальных особенностей пальцев и их использование с художественной целью (Шопен, Шнабель в сонатах Бетховена; Прокофьев, Барток).
Характеристика аппликатурных приемов: «подкладывание» 1-ого; «перекладывание» через 1-ый, через 4-ый, 5-ый вверх в правой руке; вниз в левой руке; «скольжение» 1-ого, 5-ого, 2-ого, 3-его, 4-ого; «репетиция» (2 варианта или одинаковым пальцем или разными); «беззвучная подмена»; «перекрещивание рук»; «передача из руки в руку». Роль аппликатурной дисциплины, режима в начале работы над произведением. Знать Аппликатурные формулы всех видов техники, Д7с обращениями, двойных нот. (Ширинская Н.»Гаммы, арпеджио»)
Роль аппликатурной дисциплины, режима в начале работы над произведением.
Этюд — (фр. Etude - набросок, exercise – упражнение) – небольшое произведение, используется как необходимое вспомогательное средство для развития определенных навыков, встречающихся в художественном произведении (впервые у Ж.Рамо, Ф.Куперена Д.Скарлатти). Жанр этюда приобрёл самостоятельное значение в фортепианной литературе, начиная с конца 18-ого - начала19века, в эпоху появления двойной ременной передачи «клавиша-струна» в механике, появления педали, появления 3-хструнного хора для 1-ого звука, т.е. усиления сопротивляемости клавиши, а также в эпоху смены эстетики музицирования. Камерное, домашнее музицирование сменилось на публично-демократичные концерты супервиртуозов конца 18-го, начала 19-го веков - Моцарт, Клементи, Мошелес, Тальберг, Д*Альбер и др. Появилась необходимость особого тренажа пальцевой силы и скорости пальцев, гибкости кисти, выносливости рук, скорости ивыдержки и масштабности т.д. Этюд – это оптимально виртуозно-художественное произведение для развития и закрепления как определённого технического приёма, так и главных исполнительских качеств: силы воли, физической и психической выносливости, закрепления слухопсихомоторного навыка. (главного профессионального, артистического приёма) Этюды можно условно разделить на инструктивные и художественные: 1. Инструктивный этюд – это произведение, где используется 1-2 динамических стереотипа или фортепианные формулы; это пьеса с не сложной мелодией и простыми гармониями, в 1-ой или 2-х частной репризной форме. (Шитте, Лемуан, Гедике, Крамер, Черни –Гермер, и т.д.) 1. Концертный этюд – это произведение, где используется более 2-х стереотипов фортепианных формул и фактур, с яркой и выразительной мелодико-ритмической и ладогармонической звучностью, с высоким - художественно значимым образом или идеей: Шопен, Лист, Рахманинов, Некоторые этюды Черни из 299(№21, 24, 38 и т.д.) и 740 (№№ 8, 12, 50) Токкатина Майкапара, Ё.Накада- Быстрый этюд и т.д. 2. Методика выбора этюдов учитывает следующие педагогические задачи: 1. Равномерное, комплексное развитие техники, охват всех основных фортепианных формул. 2. Укрепление и развитие определенного навыка игры гаммаобразной техники, аккордовой, арпеджированной техники и т.д. 3. Этюд — это вспомогательное средство для развития определенных навыков встречающихся в музыкальном произведении. Этапы работы: — Анализ фактуры этюда, определение жанра, размера; анализ аппликатуры, позиционных структур и мотивов. — Работа в медленном темпе (будущий фундамент быстрой игры) по принципу «укрупнения кадров», подбор подходящих движений в каждой руке отдельно. — Постепенное осознание «позиционных комплексов» и «динамических стереотипов» — как схемы движения. — Фразировка, опорные, кульминационные точки в движении, координация рук в штрихах, динамике. — С увеличением темпа действует принцип экономии движений (быстро — значит «близко» к клавиатуре). — Чередование быстрого и медленного темпов в работе предупреждает «заигрывание», «забалтывание», «замыливание» слуха. — Вспомогательные упражнения обязательны («Техника - это накопление разнообразных движений и экономное их расходование». Ф. Лист). Например: а) контрастные штрихи, динамика; б) «пробежки-остановки», «шагом, шагом - побежали»; в) пунктирные ритмы; г) «перенос рук» в далекие регистры (пр.р. - вверх, л.р. - вниз); д) «беззвучный способ» с сохранением опоры; е) транспорт с сохранением аппликатуры; ж) совмещение приемов одновременно; з) исполнение подряд 2-3 раза, без отдыха; и) «весовые толчки», «рикошет»; к) «в темной комнате», в «перчатках» и т.д. (см. «работа над гаммами. арпеджио и т.д.) План - схема работы над этюдом. Главная цель -– в создании связи и овладении гармонией между слуховыми и двигательными представлениями исполнителя. (Создание слухо-психо-моторного исполнительского навыка) Представление звучания всегда должно включать и представление движения, и представления об артикуляции. Штрих – это носитель образа. В работе над этюдом определенным слуховым задачам должны соответствовать и определенные двигательные задачи.
ПРИНЦИП УКРУПНЕНИЯ КОНТРОЛИРУЕМЫХ КАДРОВ 1. 2. 1. 2. Под "контролем" понимается одновременное представление звука (тембра, штриха), двигательных ощущений (силы веса руки и пальцев), включающих управление клавишами, затем звукоизвлечение и проверка состояния покоя в руке. - Вначале контролируется каждый звук, далее - только звуки, попадающие в пульс (остальные исполняются подсознательно), потом первый звук фразы удерживается в представлении и мысленно соединяется с ее последним звуком. Вся фраза выстраивается как замкнутая целостность в пространстве. То же самое проделывается с предложением, частью. И, наконец, исполнитель контролирует только целостность звучания и единство потока энергии от мышц спины, через руки, ладони, кончики пальцев и клавиши в струны. - Схема работы над произведением и принцип укрупнения осваиваются ребенком постепенно. В результате изучения первой темы "Ритм" ученик приобретает способность создавать гармонию слуховых и двигательных представлений при извлечении одного звука, а также начинает мысленно организовывать звуки в пространстве и во времени (это соответствует подготовительному этапу на схеме и первым двум ступеням принципа укрупнения). - Изучив вторую тему "Интонация", ребенок уже способен оперировать мотивами и фразами (первый этап схемы и третья ступень принципа укрупнения). - Завершив изучение третьей и четвертой тем "Полифония" и "Гармония", ученик мыслит двумя и более голосами, соединяя их в пространстве и во времени (второй этап схемы и четвертая ступень принципа укрупнения). - После освоения пятой, последней, темы " Музыкальная форма" ребенок подготовлен к самостоятельной работе над музыкальным произведением, самостоятельному формированию целостного образа-представления (третий этап схемы и пятая ступень принципа укрупнения). Каждая тема делится примерно на 4-6 уроков, занимая определённую часть времени от урока. Урок состоит из 4-х аспектов: · развитие образных представлений (эмоций, эмпатии - сопереживания) · развитие слуховых представлений (тембры, гармоническое тяготение, устой-неустойдинамика), · развитие двигательных представлений (штрих –жест, пластика на основе идеомоторных ощущений) · формирование слухопсиходвигательных представлений ученика (комплекса ощущений).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1078; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.206.84 (0.015 с.) |