Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема «формирование музыкально-педагогического слышания» (работа над произведением)
Педагогические задачи
| Параметры оценки авторских муз-выраз средств пр-ия
| Параметры оценки главных муз.выразительных средств исполнителя
| Способы наблюдения за учеником
и его муз.выразит. средствами.
| 1. Вспомните «идеальный» стилевой вариант звучания этого
произведения в музыкальном и техническом воплощении.
Если вы не знаете этого
произведения, то вам необходим нотный текст или сосредоточенность
на стилевых муз.выразитель-
ных средствах этого композитора.
2. Грамотное исполнение авторских указаний, зафиксирован-ных
в НОТНОМ тексте.
(строгая зона работы над текстом)
3. Творческое преломление некоторых муз.
выразительных средств на основе индивидуальных возможностей
ученика.
(Свободная зона текста)
4. Педагогичес-
кая целесообраз-
ность выбора
этого пр-ия
для ученика:
какие навыки хотите
получить? Соответствен- ные задачи надо ставить
перед учеником
во время
работы
над этим про-изведением
5.. Слушая ученика, сравнитеэто исполнение с предшествующим
-оцените новые достиженияи похвалите его.
| 1. Воспроизведение ЗВУКА:
- ориентация на АУТЕНТИЧНОЕ звучание инструментов авторской эпохи,
- ориентация на задуманный автором звуковой образ -хор, оркестр, песня, ария, танец, движение.
- ориентация на авторское туше
2. РИТМ
- точность внутридолевого пульса;
- точность долевого пульса;
- владение авторской агогикой.
3. ШТРИХИ:
качество и соответствие образу штрихов и туше
в произведении.
4. ЖАНРОВЫЕпризнаки:
б) особенности звучания фактуры,
ТЕМП соответствующий
этому жанру, в пределах
возможного отклонения.
МЕТРИЧЕСКАЯ
точность (чувство сильной доли),соответствующая,
этому жанру,
5.образное интонирование мелодии(выразительное натяжение), гармонии, всех отклонений, модуляций и т.д. (музыкальность речи, движения).
6. Использование ДИНАМИКИ и её вариантов: < > p P ¹ Ä ì ê > S Z
7. Ясно ли слышна в ФОРМАсочинения, и
что применяется для этого: динамика, агогика, дыхание, педализация, акценты и т.д.
либо другое ср-во.
8. Техническая трудность пьесы:
- сложность образного содержания,
-особенности технических формул,
- необходимые пианистические навыки для исполнения этого сочинения.
9. Распределите пед. задачи по степени трудности:
- начните работать с любой задачи, но (!!):
через уточнение муз. образа, и только с показом настоящего
звука (создание звукового «идеала»)
| 1. Оцените звук по качеству: - соответствует ли звук стилю автора,
- соответствует ли музыкальному образу, исполняемого произведения,
- полный, красивый,
- либо сухой, «пустой» не тянущийся;
- или чрезмерно грубый, жёсткий.
-какое звуковедение - плавное или неровное, корявое.
2. Ритмическая точность:
- Есть ли трудные ритмические рисунки и сложные их сочетания;
- Есть ли естественное «живое» движение музыки в исполнении уч-ся («сквозное развитие»)
3. Правильные ли штрихи играет уч-ся,
-соответствуют ли они образу пр-ия и естественному звучанию рояля;
4. Понятен ли ребёнку жанр пр-ия?
-правильно ли он расслаивает фактуру пр-ия, слышит ли линии мелодии, баса, фигураций, подголосков и т.д.
- Уверенно ли ученик знает текст пр-ия, чтобы играть в нужном темпе;
-Соответствует ли темп пр-ия общепринятому в жанре – в пределах возможного отклонения;
-Какова степень предполагаемой агогики?
- Организовано ли муз. движение в
крупные структуры по 2-4-8тактов (фразы, предложения, периоды);
- правильно ли распределены акценты
внутри такта, фразы, периода.
5. Исполнение ученика можно оценить как:
- исполнение- «переживание», (непосредственное участие),
- исполнение- «представление» (умозрительное представление);
- использовал ли уч-ся все свои ресурсы - динамические, агогические,
- или он недостаточно ярко представляет себе форму подачи звука (манеру исполнения)?
6. Есть ли у ученика владение формообразующей динамикой:
- оттеняет эпизоды «эхо»,
- делает контрасты в эпизодах «tutti» и «solo»,
- использует crescendo и diminuendo
- другие средства, указанные и не указанные автором ( ¡ *, ¨ Å)
7. Меняет ли уч-ся характер звука при
- смене партий, гл.темы на поб.т.,
- при смене фактуры в пр-ии,
- при смене тональностей, и т.д.
- успевает ли сохранить при этом один темп или движение.
8. Соответствует лиуровень трудности пр-ия
-музыкальному развитию уч-ся,
- его темпераменту (психической реакции),
- техническому уровню подготовки уч-ка (уже полученных навыков),
- особенностям его аппарата: (атлетик, пикник, астеник, грацильный тип)-Росту, весу, длине рук, силе и дифференцированности пальцев,
гибкости суставов, и т.д.
- сценической выдержке ученика.
9. Объяснения должны строиться на доступном ребёнку, грамотном и поэтическом русском языке, с включением всех зон его мозга:
- логической - это пояснения; анализ, сравнение,);
-слуховой - (показ звука, пение, игра в ансамбле, предслышание.);
- эмоциональной - (сопереживание, вера в обстоятельства, накопление эмоционального опыта);
- визуальной - (картинки, рисунки);
- ассоциация – метро-ритмическая - чтение, подбор стихов.
| 1.Оцените по внешним признакам, как ученик настраивается на исполнение произведения:
- есть ли внутренняя предварительная настройка-- предслышание звука (внутренним слухом);
-выражение лица ученика до игры соответствует ли образу пьесы;
- есть ли «дыхание» рук;
- набрал ли сам ученик «длинное» дыхание;
- экономно ли его расходует на первой фразе;
- слушает ли себя (свой звук) сразу.
2. Контролирует ли ученик пульс
при смене длительностей;
- в сложных ритмосочетаниях;
- нет ли чрезмерных замедлений и ускорений в «пунктирных» и сложных ритмах;
3. Формальное ли исполнение
штрихов или наполнено тембральным (образным) пониманием природы штриха.
-позволяет ли уровень техники воплотить точные штрихи?
4. Есть ли звуковая, штриховая и весовая координация элементов фактуры пр-ия:
- опора на бас,
- весовое наполнение мелодии,
- дифференциация подголосков.
- Муз. речь льётся естественно,
- или муз. речь звучит по«складам»;
- либо темп ускоренный, сумбурный
и муз. речь – артикуляция нечленоразделна.
Основано ли это движение на гармоническом тяготении (к КАДАНСУ, к ТОНИКЕ),
-или является формальным акцентированием со стороны уч-ка?
- активен ли уч-ся в создании движения (тяготения),
- или уч-ся не осознаёт энергию развития и вяло перебирает звуки.
5. Определите процесс «изнутри»- если бы вы сами играли:
-ученик играет осознанно, с пониманием задач, артистично;
- ученик играет «от себя», он «захвачен» музыкой, чувством, эмоцией;
- или старательно выполняет указания педагога (формально),
- или играет, не понимая, не осознавая главных муз. задач в произведении;
-или он всё представляет верно, но недостаточно подготовился к выступлению
6. Как уч-ся пользуется динамикой:
- формально, не слушая себя (звук),
- естественно, вслушиваясь в звуковой результат и управляя им,
- не расчётливо, в «захлёст»,
-либо слабо представляет её, и ему не до динамики.
7. Исполняется ли пр-ие без остановок, запинок, цельно; использует ли уч-ся для этого - чёткий внутренний пульс,
-естественную агогику,
-горизонтальное движение корпуса,
-длинное дыхание,
- сквозное тяготение к кадансу; и т.д.
8. Степень освоения учеником пр-ия:
- знает текст уверенно, и исполняет
сочинение уверенно, без случайных остановок и запинок,
- знает текст неуверенно, и поэтому
есть запинки в исполнении, незначительные помарки,
- знает текст, но технические трудности пр-ия не преодолены в работе дома и на уроке;
- неразвитость аппарата мешает воспроизвести образ пластично, гибко и уверенно.
9. Следите за реакцией ребёнка на ваши объяснения:
- загорается интерес, хочет играть;
- вяло слушает, внешне не реагируя;
- не дослушивая, начинает играть;
- включается в работу медленно;
Соответственно выбирайте темп
речи, темп работы, характер общения с учеником, добавьте образную подтекстовку, рисунки, совместное пение, артистическое исполнение произведения целиком и с комментариями и т.д. Меняйте формы урока!
|
Педагогические задачи
| Параметры оценки авторских муз-выраз средств пр-ия
| Параметры оценки главных муз.выразительных средств исполнителя
| Способы наблюдения за учеником
и его муз.выразит. средствами.
| | 1. Вспомните «идеальный» стилевой вариант звучания этого
произведения в музыкальном и техническом воплощении.
Если вы не знаете этого
произведения, то вам необходим нотный текст или сосредоточенность
на стилевых муз.выразитель-
ных средствах этого композитора.
2. Грамотное исполнение авторских указаний, зафиксирован-ных
в НОТНОМ тексте.
(строгая зона работы над текстом)
3. Творческое преломление некоторых муз.
выразительных средств на основе индивидуальных возможностей
ученика.
(Свободная зона текста)
4. Педагогичес-
кая целесообраз-
ность выбора
этого пр-ия
для ученика:
какие навыки хотите
получить? Соответствен- ные задачи надо ставить
перед учеником
во время
работы
над этим про-изведением
5.. Слушая ученика, сравнитеэто исполнение с предшествующим
-оцените новые достиженияи похвалите его.
| 1. Воспроизведение ЗВУКА:
- ориентация на АУТЕНТИЧНОЕ звучание инструментов авторской эпохи,
- ориентация на задуманный автором звуковой образ -хор, оркестр, песня, ария, танец, движение.
- ориентация на авторское туше—(прикосновение) к клавиатуре.
2. РИТМ (авторский)
- точность внутридолевого пульса;
- точность долевого пульса;
- владение авторской агогикой.
3. ШТРИХИ:
качество и соответствие образу штрихов и туше
в произведении.
4. ЖАНРОВЫЕпризнаки:
б) особенности звучания фактуры,
в) ТЕМП соответствующий
этому жанру, в пределах
возможного отклонения.
г) МЕТРИЧЕСКАЯ
точность (чувство сильной доли),соответствующая,
этому жанру,
5.образное интонирование мелодии(выразительное натяжение), гармонии, всех отклонений, модуляций и т.д. (музыкальность речи, движения).
6. Использование ДИНАМИКИ и её вариантов: < > p P ¹ Ä ì ê > S Z
7. Ясно ли слышна в ФОРМАсочинения, и
что применяется для этого: динамика, агогика, дыхание, педализация, акценты и т.д.
либо другое ср-во.
8. Техническая трудность пьесы:
- сложность образного содержания,
-особенности технических формул,
- необходимые пианистические навыки для исполнения этого сочинения.
9. Распределите пед. задачи по степени трудности:
- начните работать с любой задачи, но (!!):
через уточнение муз. образа, и только с показом настоящего
звука (создание звукового «идеала»)
| 1. Оцените звук по качеству: - соответствует ли звук стилю автора,
- соответствует ли музыкальному образу, исполняемого произведения,
- полный, красивый,
- либо сухой, «пустой» не тянущийся;
- или чрезмерно грубый, жёсткий.
-какое звуковедение - плавное или неровное, корявое.
2. Ритмическая точность:
- Есть ли трудные ритмические рисунки и сложные их сочетания;
- Есть ли естественное «живое» движение музыки в исполнении уч-ся («сквозное развитие»)
3. Правильные ли штрихи играет уч-ся,
-соответствуют ли они образу пр-ия и естественному звучанию рояля;
4. Понятен ли ребёнку жанр пр-ия?
-правильно ли он расслаивает фактуру пр-ия, слышит ли линии мелодии, баса, фигураций, подголосков и т.д.
- Уверенно ли ученик знает текст пр-ия, чтобы играть в нужном темпе;
-Соответствует ли темп пр-ия общепринятому в жанре – в пределах возможного отклонения;
-Какова степень предполагаемой авторской агогики?
- Организовано ли муз. движение в
крупные структуры по 2-4-8тактов (фразы, предложения, периоды);
- правильно ли распределены акценты
внутри такта, фразы, периода.
5. Исполнение ученика можно оценить как:
- исполнение- «переживание», (непосредственное участие),
- исполнение- «представление» (умозрительное представление);
- использовал ли уч-ся все свои ресурсы - динамические, агогические,
артикуляционные, технические, душевные т.д.
- или он недостаточно ярко представляет себе форму подачи звука (манеру исполнения)?
6. Есть ли у ученика владение формообразующей динамикой:
- оттеняет эпизоды «эхо»,
- делает контрасты в эпизодах «tutti» и «solo»,
- использует crescendo и diminuendo
- другие средства, указанные и не указанные автором ( ¡ *, ¨ Å)
7. Меняет ли уч-ся характер звука при
- смене партий, гл.темы на поб.т.,
- при смене фактуры в пр-ии,
- при смене тональностей, и т.д.
- успевает ли сохранить при этом один темп или движение.
8. Соответствует лиуровень трудности пр-ия
-музыкальному развитию уч-ся,
- его темпераменту (психической реакции),
- техническому уровню подготовки уч-ка (уже полученных навыков),
- особенностям его аппарата: (атлетик, пикник, астеник, грацильный тип)-Росту, весу, длине рук, силе и дифференцированности пальцев,
гибкости суставов, и т.д.
- сценической выдержке ученика.
9. Объяснения должны строиться на доступном ребёнку, грамотном и поэтическом русском языке, с включением всех зон его мозга:
- логической - это пояснения; анализ, сравнение,);
-слуховой - (показ звука, пение, игра в ансамбле, предслышание.);
- эмоциональной - (сопереживание, вера в обстоятельства, накопление эмоционального опыта);
- визуальной - (картинки, рисунки);
- ассоциация – метро-ритмическая - чтение, подбор стихов.
| 1.Оцените по внешним признакам, как ученик настраивается на исполнение произведения:
- есть ли внутренняя предварительная настройка-- предслышание звука (внутренним слухом);
-выражение лица ученика до игры соответствует ли образу пьесы;
- есть ли «дыхание» рук;
- набрал ли сам ученик «длинное» дыхание;
- экономно ли его расходует на первой фразе;
- слушает ли себя (свой звук) сразу.
2. Контролирует ли ученик пульс
при смене длительностей;
- в сложных ритмосочетаниях;
- нет ли чрезмерных замедлений и ускорений в «пунктирных» и сложных ритмах;
3. Формальное ли исполнение
штрихов или наполнено тембральным (образным) пониманием природы штриха.
-позволяет ли уровень техники воплотить точные штрихи?
4. Есть ли звуковая, штриховая и весовая координация элементов фактуры пр-ия:
- опора на бас,
- весовое наполнение мелодии,
- дифференциация подголосков.
- Муз. речь льётся естественно,
- или муз. речь звучит по«складам»;
- либо темп ускоренный, сумбурный
и муз. речь – артикуляция нечленоразделна.
Основано ли это движение на гармоническом тяготении (к КАДАНСУ, к ТОНИКЕ),
-или является формальным акцентированием со стороны уч-ка?
- активен ли уч-ся в создании движения (тяготения),
- или уч-ся не осознаёт энергию развития и вяло перебирает звуки.
5. Определите процесс «изнутри»- если бы вы сами играли:
-ученик играет осознанно, с пониманием задач, артистично;
- ученик играет «от себя», он «захвачен» музыкой, чувством, эмоцией;
- или старательно выполняет указания педагога (формально),
- или играет, не понимая, не осознавая главных муз. задач в произведении;
-или он всё представляет верно, но недостаточно подготовился к выступлению (к уроку) и трусит?
6. Как уч-ся пользуется динамикой:
- формально, не слушая себя (звук),
- естественно, вслушиваясь в звуковой результат и управляя им,
- не расчётливо, в «захлёст»,
-либо слабо представляет её, и ему не до динамики.
7. Исполняется ли пр-ие без остановок, запинок, цельно; использует ли уч-ся для этого - чёткий внутренний пульс,
-естественную агогику,
-горизонтальное движение корпуса,
-длинное дыхание,
- сквозное тяготение к кадансу; и т.д.
8. Степень освоения учеником пр-ия:
- знает текст уверенно, и исполняет
сочинение уверенно, без случайных остановок и запинок,
- знает текст неуверенно, и поэтому
есть запинки в исполнении, незначительные помарки,
- знает текст, но технические трудности пр-ия не преодолены в работе дома и на уроке;
- неразвитость аппарата мешает воспроизвести образ пластично, гибко и уверенно.
9. Следите за реакцией ребёнка на ваши объяснения:
- загорается интерес, хочет играть;
- вяло слушает, внешне не реагируя;
- не дослушивая, начинает играть;
- включается в работу медленно;
Соответственно выбирайте темп
речи, темп работы, характер общения с учеником, добавьте образную подтекстовку, рисунки, совместное пение, артистическое исполнение произведения целиком и с комментариями и т.д. Меняйте формы урока!
|
Самостоятельно подобрать на каждый вид фактуры по пьесе из рекомендуемых сборников.
Анализировать исполнительские и педагогические особенности произведений за инструментом.
Примерный план-анализ «Анкеты-теста» прилагается в конце Программы.
Музыкальный материал:
А. Гречанинов «Бусинки», «Детский альбом»
М. Глиэр Пьесы для детей и юношества
С. Майкапар «Бирюльки»
П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»
С. Прокофьев «Детская музыка»
Ф. Мендельсон «Песни без слов»
К. Дебюсси «Детский уголок»
Литература:
Цыпин Г. «Методика обучения игре на фортепиано»
Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано»
Коган Г. «У врат мастерства», «Работа пианиста»
Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста»
Е. Либерман «Творческая работа пианиста с авторским текстом» гл.IV
Г. Нейгауз «Искусство игры на фортепиано»
Тема 12
Функции педали.
|