Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анкета для исполнительского анализа сонатного AllegroСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. К какому периоду относится данная соната: · ранний классический период (1760-1770г.г.) · средний классический период(1780-1790г.г.) · поздний классический период(1800-1820г.г.) 2. Вид сонатного allegro: · сонатина (без разработки)............................................................................. · соната с двойной экспозицией и разработкой //:-----://................................... · соната с развитой разработкой и динамической репризой............................ · соната-«КОНЦЕРТ» с кодой, каденцией....................................................... · соната – вариации......................................................................................... · соната – фантазия......................................................................................... · соната с ложной репризой......................................................................... · другое..........................................................................................................
3. Тонально –Тематическая схема главных разделов (указать тональности): - экспозиция - гл.п.________________св.п.___________п.п.____________закл.п._____________
- разработка: ___________/-_______________/___________________//______________
- реприза: ________гл.п.________св.п._______п.п._________закл.п________кода.__________
4. Интонационная характеристика главной партии: · однотемна (тема-ядро)............................................... · двухтемна (контраст)................................................ · двухтемна (конфликт)................................................. · многотемна................................................................ · с элементами развития(разработки)....................... · другое................................................................... 5. Характер связующей партии: · на материале гл.п..................................................... · на новом материале................................................ · св.п. отсутствует...................................................... · другое……………………………………………… 6. Характер побочной партии: · контрастна главной партии................................................. · конфликтна гл.п..................................................................... · на интонациях гл.п.(наличие лейтмотива).......................... · многотемна (многосоставная).............................................. · с элементами развития (разработки)................................... · другое………………………………………....................... 7. Характер заключительной партии: · на материале поб.п........................................... · на новом материале........................................ · на элементах главн.п......................................
7. Характер варьирования в разработке: · мотивное вычленение гл.п. (указать такты).................................................... · мотивное вычленение п.п. (указать такты)..................................................... · на новом материале......................................................................................... · смешанный вариант....................................................................................... · наличие «эпизода» внутри разработки.......................................................... · «эпизод» вместо разработки............................................................................ · Другое………………………………………………………………………….
9. Характер репризы: · «статическая»....................................................................................... · «динамическая».................................................................................... · «динамическая»с расширением (кода, каденция)............................. · наличие «ложной репризы».................................................................. · «зеркальная» реприза (поб.п.- св.п.- гл.п.).......................................... · другие варианты ……………………………………………………… 10. Жанровые признаки allegro: · дивертисмент................................................................................................ · «симфоническая» увертюра........................................................................ · «квартет» ________струнный, ___________ духовой _______________ · «оперная сцена»:опера-буф, опера-seria, опера-heroic............................. · танцевальные элементы: менуэт, марш, галоп, сицилиана, качча, аллеманда, пастораль… · трагическая исповедь................................................................................... · лирико-романтическая исповедь............................................................... · другое............................................................................................................ 11. Артикуляционные характеристики: · гл.п.-----легато, маркато, леджиеро, нон легато, портаменто,…другое____(каждый элемент) · связ.п.-------------- ------- ------------- ------------- --------------- ------------ -------------------------- · поб.п. ---------- --------- ----------- ------------- ------------ --------- -------------------- · закл.т. -------- -------- ---------- ------------- ------------- ------------ ------------------ 12. Характер динамики. · контрастный · волнообразный · террасообразный · «смешанный» тип динамики · Другое............................................................................................................................ 13. Использование педализации (указать такты): · ритмической......................................................... · метрической............................................................. · интонационной.......................................................... · динамической................................................................ · гармонической................................................................. · фразировочной............................................................... · другие варианты.............................................................
14. Уровень трудности по классу или году обучения. класс (примерно)....__________________________________________________________________
15. Целесообразность использования этой пьесы в педагогическом репертуаре: · для развития кругозора...................................................................................... · для развития чувства метро–ритма.................................................................... · для развития артикуляционной палитры пианиста......................................... · для развития тембрально-звукового воображения ученика............................. · для укрепления цепкости кончиков пальцев...................................................... · для развития контрастных переключений эмоционального и артикуляционного характера........... · для закрепления ранее полученных исполнительских навыков........................................................... · в качестве подготовки к более высокой ступени обучения............................................................... · другое..............................................................................................................
Тема 16 Украшения и мелизмы Особенности работы над Расшифровка мелизмами мелизмов.и их Особенности работы над мелизмами расшифровка в различных стилях
Орнаментика – лат.ornament – украшение. Это мелодические обороты из звуков относительно мелкой длительности, применяемые для украшения мелодии, усиления её экспрессии, для подчёркивания устойчивых или неустойчивых тонов лада, для демонстрации виртуозных возможностей исполнителя и т.д. К орнаментике относятся: 1 «Мелизмы»- греч.- маленькие мелодии 2. Тираты - итал. фр.-tirade- вытянуть, выстрелить, выбежать - украшение в виде гаммаобразного диатонического пассажа -или é, или ê. 3. Пассажи - (фр. passer)- действовать, идти. 4. Колоратуры - (вокальные) итал. colore – цвет, расцвечивать. 5. Глоссы - испанский- glosas – «вариант», вариация на каждый голос из 3-4-х-голосной фактуры. 6. Фигурации аккордов (арпеджио как éтак и ê) 7. Ритмические изменения – Ломбардский ритм, Французский ритм. и др. Истоки и эволюция Орнаментики связаны с искусством импровизации. Различают: - орнаментику, обозначенную в нотах, - орнаментику не обозначенную, т.е. импровизировавшуюся исполнителем; - полностью выписанную нотами в тексте автора; - орнаментику выписанную особыми знаками: мелкими нотками; (мелизмы - это сложившиеся устойчивые обороты, поддающиеся знаковому обозначению) Наивысшее развитие такая орнаментика получила в XVII –XVIII веках: -в итальянском органном и вокальном искусстве (Дж Фрескобальди, Д. Скарлатти), - во французском инструментальном ис-ве (Рамо, Куперен), - в немецком органном и клавирном искусстве. (И.С.Бах, К.Ф.Э.Бах) В это же время, в 17-18 в.в.складывается классическая вариационная форма, в которой важная формообразующая роль принадлежит Орнаментике, полностью выписанной нотами в так называемых «орнаментальных вариациях» (Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Аренский, Чайковский и др.)
Путь развития европейской муз. привёл к постепенному отказу от орнаментики, импровизируемой исполнителем. Привёл к точному обозначению всех орнамент. оборотов нотными знаками (Ф.Шопен, Ф.Лист и др. романтики). Но в XX веке орнаментика, не обозначенная в нотах, проявилась и была востребована джазовыми исполнителями в искусстве джазовой импровизации, как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Мелизмы
1. «Мелизм» переводится как – «маленькая мелодия» или отрывок мелодии (греч.), исполняемый на 1 слог текста, т.е. – распев. То же значение носят понятия: «колоратура», «пассаж», «рулада», «юбиляция» - в григорианском пении, «знаменный распев» в русском пении и т.д. К мелизмам принадлежат разл. виды орнаментики – т.е. украшений. 2. 2-ое значение: «мелизмы» – это небольшие, относительно устойчивые мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, обозначаемые особыми условными знаками или мелкими нотами. Широкое распростра- нение Мелизмы получили в клавесинной музыке 17-18 веков, что отчасти обусловлено природной краткостью звука на клавесине. Мелизмы делали менее заметным быстрое затухание звука на клавире. А отчасти обусловлено культурно-эстетическими особенностями бытовавших тогда стилей: «барокко» (Италия»), «рококо» (Франция) и «галантного» стиля (Франция, Австрия, Германия, Чехия) – миниатюризм, изысканность, украшательство, «услаждение слуха» (Куперен), комплиментарность и т.д. 3. К концу 18 –ого века сложились 2-е «школы», 2-е традиции в исполнении и расшифровке украшений: Итальянская и Французская. Итальянская школа предполагает в расшифровке и исполнении мелизмов б о льшую свободу: ритмическую, метрическую; импровизационность в употреблении того или иного мелизма. Это связано с особенностями вокальной техники певцов, сценическими традициями и манерой пения в 17-18 веке. Французская школа как и Испанская (в Глосах) отличается б о льшей строгостью в правилах применения и расшифровки всех мелизмов, (точный ритм, точное соотношение с левой рукой и т.д). Это связывается с особенностями развития французской культуры – инструментальной, преимущественно, (Королевскими придворными музыкантами были – были Ж.Б. Люлли, Ж.Ф.Рамо, Л.Ф.Куперен – великие клавесинисты, педагоги и теоретики своего времени, создатели инструментальной миниатюры, клавирной сюиты и печатных трактатов об искусстве игры на клавире, в к-ых они приводили таблицы расшифровок мелизмов).
Таблица общеупотребительных украшений (мелизмов).
Форшлаги: ( символ задержания - апподжиатуры) · Долгие – неперечёркнутые, исполняются «в долю», с басом вместе и занимают половину основной длительности ♫ H ♪ Q © H Q Q E E Q Q · Короткие форшлаги – перечёркнутые, исполняются «из-за такта», до баса: É Q É H E E E E E E Морденты (как символ самой короткой трели):
· Неперечёркнутые морденты исполняются с участием верхнего вспомогательного звука, сохраняя ладовые ступени, т.е.как правило, диатонические. В стиле «барокко», «классицизма» и «галантного» – 17-18 в.в. исполняются строго с акцентом на 1-ом звуке из 3-х, и с басом также на 1-ый звук. ü ü m m m F Q · Q Q · Q Q H Q F Q H · Перечёркнутые морденты исполняются с участием нижнего вспомогательного звука, имеют острое гармоническое тяготение: как VIIa в Тонику, поэтому часто имеют диез или бемоль в расшифровке. В стилях «барокко», «классицизм» и «галантный» (17-18в.в.) M M исполняются строго с акцентом на 1-ом звуке из 3-х, и 1-ый звук из 3-х. также совпадает с басом M # M M Q Q Q играть: Q Ï Q Q Ï Q Q Ï Q · двойные неперечёркнутые морденты – исполняются с участием верхнего вспомогательного звука и начинаются с верхнего вспомогательного звука(как трели), и совпадают с басом. µ µ исполнение H H F ♪ ♫ Q. Q Q Q Q Трели (trell – дрожь, дребезжание)- исполняются (начинаются) с верхнего вспомогательного звука (как символ задержания - апподжиатуры). Если занят предыдущий верхний звук, то играть нужно с основного, но с участием верхнего вспомогательного звука (если не указано специально).Минимальная трель – это 3 звука (как m мордент), 1-ый звук трели - играется вместе с басом Техника исполнения – ротация руки, при достаточно низком запястье и быстрое снятие-отскок лёгких пальцев с клавиши. (Скорость снятия – это и есть скорость взятия следующего звука). Для длительной трели больше подходят не рядом стоящие пальцы, а «терцовые»: 2-4 и 1-3.
трель без нахшлага трель с форшлагами трель с форшлагами и нахшлагом Ùµ Ùµ Ùµµµ Ùµµµ Ùµµµ♫ Q Q ♪ H ♫ H ♫ H ♫ h Группетто: символ опевания ступени (ступеней) лада (II –I – VII# – I) или: I-VII#-I-II-I (пример: К.Черни 299соч. Этюд № 4 группетто неперечёркнутое начинается группетто перечёркнутое начинается с нижнего с верхнего вспомогательного звука вспомогательного звука. T T · Q Ï Q Ï Q · Q Тремоло - («дрожь») - звуковая имитация литавр, быстрое чередование 2-х звуков через октаву, либо другой интервал. Чередование строго соответствует указанному ритму и соотносится с ритмом правой или левой руки. Технология исполнения – ротация всей руки и легко отскакивающие пальцы. !! -тремоло восьмыми ♫♫♫♫, @ -тремоло шестнадцатыми: ëë xxxx, d ¾ -тремоло тридцать вторыми.
Совмещённые украшения: Шлейфер с мордентом - («пральтриллер» - «сладкая дрожь»): mm - играть с верхних вспомогательных звуков; •●Ï♫♫♪ mµ - пральтриллер перечёркнутый - играть с нижних вспомогательных звуков ♫¯’ ∙ ’ ∙ • Все украшения при исполнении требуют быстрого отскока пальцев, чуть более низкого положения запястья (как в классической постановке). При затруднениях прорабатываются с помощью упражнений для дифференциации пальцев: с акцентами ^ ^ ^ ^ ^ ¯ ¯ ¯¯ ¯¯ ¯¯¯; по 2-дуолям, по 4 квартолям, по 3-олям, по 6-олям, по 8-октолям, по 5-квинтолям, и 7.
Примеры: Бах Мал.Прелюдии: До маж.1тетр, ми минор 2тетр; 2-гол. Инвенции; Гайдн Сонаты: С-Dur 1ч.(триольная), G-Dur (№23)1ч., Бетховен Сон.№20, 1часть, №17 1ч. гл.п., №10 гл.п., и т.д.
Знать: Роль и акустическое значение мелизматики в клавирном искусстве XVII-XVIII веков. 1. Две школы орнаментики — французская и итальянская. — Точность исполнения всех украшений, указанных автором, характерная для французской школы. (Таблицы Ф. Куперена); — и вариантность, произвольные украшения в итальянской школе. И.С. Бах предпочтение отдавал точности, и расшифровывал большинство украшений основными нотами. Значение таблиц «Нотной тетради» Вильгельма Фридемана Баха; — украшения в галантном стиле и в музыке венских классиков (трели, группетто, морденты, форшлаги).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.013 с.) |