Объем курса 112 учебных аудиторных часов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объем курса 112 учебных аудиторных часов.



Максимальная нагрузка на студента – 168 часов. Самостоятельная нагрузка студ. – 56 час.

 

Обеспечение дисциплины учебными изданиями

 

 

Библиографическое описание издания Вид занятий, в котором используется издание Число обеспеченных часов Количество экземпляров в библиотеке
1.«Вопросы ф-ого исполнительства» сб. под ред. Соколова выпуски1-4 М. 1968-1979г   2. Г. Цыпин «Методика обучения на фортепиано» М. 1984г.-   3. Н.Любомудрова «Работа над муз. произведением» М.,1979г.   4. И. Браудо «Артикуляция» Л.1969г.   5. А. Шмидт-Шкловская «Воспитание пианистических навыков» Л. 1971г   6. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на ф-но» М.3-е изд. 1979г.   7. Калинина Н. «Клавирная музыка Баха в ф-ом классе» Л. 1974г. 8.. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве ф-ой игры» М.1994г. - 9. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» М. 1989г. 10. Либерман Е. «Творческя работа пианиста» 2001г. М. 2-ое изд. 11. Бадура-Скода П.иЕ. «Интерпретация Моцарта» М, 1972г.   12. Авторская Программа по Методике- обучения игре на ф-но», Вел.Новг. 2010-2011гг состав. Калинина О.П. с.98 13.Калинина О.П. Педагогическая концепция современной фортепианной методики. Вел.Новг. 2010г, ГОУ ДПО «НОЦПК в сфере культуры», с.105   13. И другие издания по Программе дисциплины.   14. DVD, CD, с записями уроков и выступлений учеников, студентов, исполнителей.     аудиторно, СРС     аудиторно, СРС     -----------//----------     ------------//---------     ------------//---------   ------------//----------     ------------//---------   ------------//---------   ------------//---------   ------------//---------   ------------//----------     ------------//------------   -------------//------------   См. таблицу ниже     ---------//------------- 4ч.     10ч.     6ч.     4ч.     8ч.   10ч     6ч.   4ч.   4.ч   12ч.   2ч     40ч.   20ч.   30 час.     10 час 4экз.     8экз.                                       40 ГБ

 

Обеспечение дисциплины учебно- методическим материалом

 

Библиографическое описание издания Вид занятий, в котором издание используется Число обеспеченных часов Количество экземпляров в библиотеке.    
1. Артоболевская А «Первая встреча с музыкой» 2. «Фортепианная игра» под ред. Николаева 3. Артоболевская А. «Хрестоматия для ф-но» 4. Баренбойм Л. «Путь к музыке» 5. ХерескоЛ «Музыкальные картинки» 6. Соколова «Ребёнок за роялем» 7. Тургенева, Малюков «Пианист-фантазёр 8. Современный пианист» под ред. Соколова 9. Смирнова «Интенсивный курс ф-но» 1-3ч. 10. «Здравствуй малыш» сост.Бахмацкая 11. Чайковский «Детский альбом» 12. Шуман «Альбом для юношества». 13. Барток «Детям», «Микрокосмос» 14. Гречанинов «Детский альбом» 15. Григ «Лирические пьесы» 16. Майкапар «Бирюльки» 17. Прокофьев «Детская музыка» 18. Моцарт Сонатины 19. Бетховен Сонатины 20. Глинка Фуги 2-хголосные 21. Бах И.С. Мал. прелюдии и фуги 22. Бах И.С. Инвенции 2-гол.,3-хгол 23. Бах И. С. ХТК 1т.Прел и фуги 24. Черни К. ред. Гермера Этюды 25. Черни К. соч. 299 Этюды Школа беглости 26. Черни К.соч. 740 Искусство беглости 27. Кабалевский Вариации на рус. нар. песни 28. Бетховен В. Соната №20, №1-1ч 29. Гайдн Сонаты 30. «Фортепиано» сборник с 3—6 классы 31. Рахманинов С. «Итальянская полька»,«Мелодия», 32. Рахманинов С. Прелюдия cis 33. Бетховен Соната №20, №1-1ч 34. Шостакович Танцы кукол 35. Шопен Ноктюрн c-moll, cis, e-moll 36. Чайковский Времена года 1-7, 10,11. 37. Аренский соч.19 Этюды№ 1-2 38. Мендельсон Песни без слов 39. Хачатурян Детский альбом 40. И другие сборники согласно Программе по предмету.     Аудиторно и СРС Аудиторно и СРС ---------//--------- --------//-------- --------//------- --------//-------- --------//---------- --------//--------/ --------//-------- --------//-------- ------ -//-------- --------//--------/ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 8ч. 12ч. 4ч.   18 экз. 20 экз. Достаточно для анализа и работы.  

 

Комплексно-методическое обеспечение дисциплины методическими

Пособиями и разработками (Вузов, Академий и др.)

Библиографическое описание издания, используемого в дисциплине «Методика обучения игре на фортепиано».   Вид занятий, в котором используется издание. Число, обеспечивае- мых часов.   Количество экземпляров в библиотеке.
1.Мальцев С. «О школе и методе Ф. Лешетицкого»,     2. Мальцев С. «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе» //Материалы международной сессии, посв. 140-летию консерватории. 2002г.С-Петерб.консерватория.   3. О.Ю.Кошелев «Методико - педагогические инновации петербургских авторов современных учебных пособий для ДМШ по специальности – «фортепиано». Санкт –Петерб. Академия музыки.2008г.   4. И.В. Лебедев «К вопросу о техническом развитии пианиста. Методические рекомендации» С-Пет. 2004г.   5. Морозова Н.И. «Методические рекомендации по изучению фортепианных сонат Й.Гайдна» 1995г. Воронеж. Академия музыки.     6. Сохор А. «Эстетическая природа жанра в музыкальном искусстве» С.- Петерб. 1991г     7. Вейн А. «Мозг и творчество», журнал. «Наука и жизнь» 1993г. №11   8. Терегулов В. «Забытые правила. Проблема артикуляции и агогики в клавирных сочинениях И.С.Баха» Р.М.А. им. Гнесиных 2003г.   9. Петров Ю. «Символика и диалектика чисел в ХТК И.С.Баха». МГК им. П.И.Чайковского 2000г.     10. и др. издания, по мере их появления в личной или публичной библиотеках..   аудиторно   ----------------   -----------------   аудиторно, СРС   аудиторно   --------//--------   ---------//-------     ----------//------     -----------//-----   ----------//------ 1ч.   1ч.   2ч.   2ч.   2ч.   1ч.   1ч.     2ч.     1ч.   = 4-6ч.   в личной 1экз.   в личной 1экз.   ------//-------   --------//------   --------//------   ---------//-----   --------//------     в областной библиотеке. 3 экз.   в личной библиотеке 1экз.     -------//-------  

 

 

Материально-техническое обеспечение курса.

Обеспечение дисциплины средствами обучения.

С

 

хема 1

Наименование и описание Средств обучения Вид занятий, в котором используется Число обеспечиваемых часов Кол-во экземпляров
1. Фортепиано механическое, с 2-мя или 3-мя педалями. Или рояль концертный. Лекции, семинары, зачёты, экзамены, Самостоят. работа Открытые уроки, Мастер-классы 168 ч.  
2. Пластинки, CD, DVD, WMA, Компъютер, Интернет   Лекции, самостоят. работа Лекции, самостоят. работа Самостоят работа 168 ч.    
3. Ноты, Методические издания Лекции, самостоят. работа Открытые уроки, Мастер-классы 168 ч. Из библиотеки; Из личной библиотеки; Из интернета,  

 

 

Реализация учебной дисциплины требует наличия большого кабинета (для группы);

Фортепиано

Письменных столов;

Наглядных пособий: макеты, аудиовизуальные воспроизводящие, компьютерные средства с Интернетом

 

 

7. Методические рекомендации преподавателям.

 

Курс «Методика обучение игре на фортепиано» — это дисциплина является теоретическим базисом и входит в цикл специальных музыкальных дисциплин, изучаемых в колледже:

-специальность,

-чтение с листа,

-ансамбль, аккомпанемент,

-репертуар ДМШ,

-история фортепианного искусства,

-психология, педагогика,

-педагогическая практика.

Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» выносится на Государственную аттестацию и Государственный экзамен.

«Методика обучения игре на фортепиано» — дисциплина, формирующая профессиональное мышление будущего музыканта-педагога, дающая систему профессиональных и этических знаний, основных педагогических навыков и умений.

Для успешного усвоения материала курса, преподаватель должен опираться на знания, умения, навыки, получаемые студентом по всем вышеперечисленным специальным дисциплинам, и в том числе, на качественное исполнение студентами репертуара ДМШ.

Наиболее тесная связь курса «Методики» с курсом педагогической практики, где происходит реализация полученных знаний и умений в трех направлениях:

когнитивном: - познавательном (пополнение знаний, увеличение реального объема по сравнению со стандартом);

деятельном (творческом) - интеграция новых умений и навыков, гибкость в их практическом применении;

личностном (осознание мотивации к обучению, развитие необходимых профессиональных черт характера, готовность к самосовершенствованию, творческая инициатива и др.).

 

Задачи курса

 

1. Сформировать у студента навыки анализа, стремление к размышлению, сопоставлению, к обобщению своего исполнительского опыта, к самонаблюдению. Разбудить интерес к проблеме «Как?», к новым методикам, приемам, к новым сборникам, освещающим проблемы обучения игре на фортепиано и вопросы исполнительства.

— Стимулировать такие профессиональные качества, как умение расположить детей к себе, вызвать их доверие и любовь, эмоционально раскрепостить их через глубокое понимание и яркое исполнение музыкального произведения.

— Курс «Методики» должен дать студентам знанияо способах, принципах организации и планирования учебного процесса, об основных формах проведения занятий с учеником на разных этапах обучения. Студенты должны знать программные (как минимальные) требования школы, основные репертуарные, художественные и технические задачи.

— В курсе «Методики» изучаются основные приемы и формы выявления и развития музыкальных способностей ребенка.

— Важнейшая задача - сформировать навык оперативного, диагностического, педагогического мышления - это умение выявить индивидуальность ученика и развивать его на соответствующем репертуаре; студенты должны уметь составлять различные типы программ: «целевые» программы, «тематические», программы с различной степенью трудности, программы развивающего типа (для классных вечеров) и экзаменационные (для ответственных выступлений).

— В курсе «Методики» уделяется большое внимание анализу приемов работы над фортепианной техникой: основы формирования техники, организация игровых движений, принципы работы над видами фортепианной фактуры, вопросы координации, работа над этюдами, упражнениями.

— Студенты получают знания об основных принципах работы над музыкальным произведением: навыки анализа, разбора, чтения с листа; навыки педагогического и исполнительского комментариев музыкального произведения за инструментом.

— В курсе «Методики» изучаются приемы работы над основными музыкально-выразительными средствами:

авторскими (фактура, метро-ритм, артикуляция, лад, гармония, жанровые признаки),

исполнительскими (интонирование, аппликатура, фразировка, туше, артикуляция, тембральные краски, динамика и т.д.).

— Рассматриваются формы занятий по развитию творческих способностей ребенка (подбор, транспорт, гармонизация, варьирование, аранжировка).

— Изучаются принципы системного анализа стилевых, жанровых особенностей музыкального языка произведения: особенности артикуляции, динамики, метро-ритма, педали, агогики в полифонических, классических, романтических произведениях различных авторов и национальных школ.

2. Педагог должен использовать в своей работе новейшие методические пособия, педагогические издания, сборники; давать их анализ, характеризуя наиболее ценные.

3. Рекомендуемые формы занятий:

лекционная, семинарская, индивидуальные консультации, посещение открытых уроков методиста, других опытных педагогов школы, училища; проведение открытых уроков наиболее подготовленными практикантами.

Рекомендуются письменные работы: составление характеристики с определением текущих и перспективных задач; индивидуальных планов учащихся; исполнительских и педагогических комментариев к отдельным произведениям; конспектирование отдельных глав специальной литературы. В IV семестре студент может составить характеристику на основе самоанализа, а в V-ом семестре на своего ученика по педагогической практике.

— Эффективной формой является прослушивание учеников школы педагогической практики на академических концертах с последующим обсуждением; использование видеотехники с записями уроков или отдельных пьес учениками школы для анализа и обсуждения технических и художественных средств воплощения.

— Яркой и поучительной формой являются «ролевые игры» или «деловые игры» между студентами: это 8-10 минут открытого урока по заданной теме или фрагменту из произведения.

— Рекомендуются активные формы практики приемных испытаний во время набора детей в школу педагогической практики (май-июнь) для закрепления диагностических навыков и умений.

На семинарах и практических занятиях реализуются все основные уровни целей обучения:

1) знание — запоминание, воспроизведение методической информации;

2) понимание — умение описать, интерпретировать, обнаруживать связи фактов, явлений;

3) применение — без подсказки преподавателя анализировать произведение или педагогическую ситуацию;

4) анализ — умение вычленить, описать элементы педагогических действий, предложить упражнение, прием;

5) синтез — умение обобщать информацию, получаемую из разных источников; самостоятельно подобрать программу, определить ее трудность;

6) творчество — умение диагностировать способности, прогнозировать их развитие, предлагать иной возможный путь решения педагогической задачи.

4. С целью определения прочности знаний студентов, навыков самостоятельной работы с учебной литературой проводятся контрольные уроки по соответствующим темам и экзамены. Сроки проведения зачетов и экзаменов определяются учебным планом.

По окончании каждого семестра выставляется итоговая оценка на основании текущей успеваемости, независимо от того, выносится предмет на экзамен в данном семестре или нет.

В конце IV семестра (II-ой курс) к контрольному уроку студенты должны самостоятельно приготовить методическое пособие — «10 первых уроков с начинающими» (в виде наглядного дидактического набора для «0» класса).

На контрольном уроке в конце III-го курса студент должен:

а) продемонстрировать знание основных задач обучения и репертуара ДМШ по классам;

б) представить самостоятельно составленную «целевую» программу на ученика 3 либо 4 класса;

в) показать навык анализа исполнительских и педагогических особенностей 1-2 произведений за инструментом;

г) спрогнозировать трудные в техническом отношении места, рекомендовать соответствующие упражнения и приемы освоения.

4. На IV-ом курсе предмет «Методика обучения игре на фортепиано» выносится на итоговую Государственную аттестацию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.053 с.)