Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уметь делать сравнительный Анализ муз-выразительных средств в произведениях музыкальной литературы от баха до современразныхных авторов за инструментом.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Составлять «целевые» программы из произведений различных стилей для ученика 5-7 классов. Литература: С. Раппопорт «Вариантная множественность исполнительства» Е. Либерман «Творческая работа пианиста с авторским текстом» В. Ландовска «О музыке» Мельникова Н. И. Фортепианное исполнительство как культурологический феномен. Новосибирск, 2002 с.223 Драч Н. Основные стилевые тенденции в отечественном ф-ом ис-ве второй половины XX века. Дисс. Саратов, 2006г. Консультации. Подготовка к итоговой Государственной аттестации. Тема 20 Педаль в структуре целостного стилевого и Исполнительского анализа. Жанровые особенности педализации. Педальные эффекты.
1. Современные акустические условия и возможности концертных инструментов. а) Анализ авторской педали, сравнительные характеристики редакторских обозначений педали в произведениях Моцарта, Бетховена. Определение функции педали, используемых в том или ином произведении, в его эпизодах. б) анализ фактуры с точки зрения использования педали в произведениях романтического склада. Проблема артикуляции в педальной звучности. Весовые опоры, акценты в педальном звучании. 2. Зависимость плотности фактуры и педализации. Распределение динамики, туше в 3-х слойной фактуре: специфическое «окутывание баса» фигурациями; независимость и ясность произношения в мелодическом движении. Анализ произведений Мендельсона, Шопена, Чайковского, Рахманинова, Фильда, Дебюсси, Шумана и других авторов. Расстановка педали в заданных пьесах самостоятельно. 3. Педаль в произведениях танцевального характера, ее метро-ритмические функции. Сравнительный анализ вальсов, полек, мазурок, менуэтов и др. «танцевальных» жанров, расстановка педали и комментарии за инструментом. 4. Значение педали в создании «стереозвучания», в использовании всех регистров рояля одновременно («органный» эффект). Анализ эффектов: «полная глубокая педаль», «полупедаль», «четверть-педаль», «вибрирующая педаль», «ритмическая педаль», «органный пункт», «левая педаль», «пальцевая педаль» и др. Подобрать примеры из репертуара ДМШ и исполнить все основные педальные эффекты. Расстановка педали в заданных пьесах самостоятельно
Литература: Голубовская Н. «Искусство педализации» Музыкальная литература для анализа: Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен Сонаты, сонатины И.С. Бах Французские, английские сюиты; Инвенции, Маленькие органные прелюдии и фуги в обработке Кабалевского, Прокофьева Л. Бетховен Немецкие танцы Ф. Шуберт Скерцо. Музыкальные моменты М. Глинка, П. Чайковский Мазурки. Польки Ф. Шопен Ноктюрны. Вальсы. Полонезы, мазурки, экспромты. К. Дебюсси «Детский уголок» Э. Вилла-Лобос Сюита «Куклы» С. Рахманинов Прелюдия до диез минор. Элегия. Мелодия. Полишинель С. Слонимский «Колокола»; «Северная песнь». А. Скрябин Прелюдии, ор 11, ор 16; А. Хачатурян Токката
Тема 21 Характер и формы индивидуальной работы в классе По специальности
1. Публичность деятельности исполнителя-пианиста. Коммуникативная функция искусства. Педагог является личностью для подражания своих учеников -. «Личность - создает личность». Многолетнее общение делает учеников «похожими» на своего педагога. Проблема сохранения индивидуальности ученика. Доброжелательность, интерес к личности ребенка создает чувство ответственности, доверия, взаимного интереса. — Поощрение — лучший способ воздействия на ученика; уважение его мнения в выборе того или иного произведения. — Профессиональная ориентация лучших учеников. -- Связь с родителями учеников, обсуждение их успехов и неудач; знание домашних условий. – - Психологическая подготовка к выступлению. 2. Совместные классные вечера, собрания, посещения концертов, музеев, выстовок, общение на природе, совместное слушание музыки. — Концерты в детских учреждениях, школах, ансамблевое музицирование, творческие юбилеи, участие в конкурсах.
— Организация и проведение таких мероприятий в школе как, например: — Творческий вечер, посвященный С.С. Прокофьеву, Чайковскому и др; — Вечер ансамблевой музыки; — Конкурс на лучшую аранжировку детской песни; — Оформление выставок, театральные постановки с использованием исполнения старинной музыки и т.д.; — «Праздник октав», «Праздник терций» и т.д. (В виде конкурса этюдов, например). Все это позволяет поддерживать у ребенка интерес к занятиям. Студенты участвуют во всех творческих и концертных мероприятиях школы.
Литература: С. Ляховицкая «Задачи воспитания пианистов» С. Ляховицкая «О педагогическом мастерстве» В.А. Караковский «Общечеловеческие ценности — основа учебно-воспитательного процесса» 1993, №№ 2-5 ж. «Воспитание школьников» В.Т. Лихачев «Педагогика» М., 1993 Тема 22 Способы повышения педагогического мастерства Педагогика — открытый динамический процесс, вбирающий все лучшее в психологии общения, дидактике, в музыкальном исполнительстве, требующий знаний психологии личности, закономерностей «созревания личности». Все оригинальные идеи, как правило, лежат на стыке науки и искусства, на стыке предметов. Большое значение имеет эрудиция преподавателя: · знание и понимание роли Искусства звука (как облагораживающих или возбуждающих вибрациях, влияющих на психику человека), · понимание принципа – «музыка это Речь» – ораторская,, или как диалог, как речь повествовательная, как любовная, как скорбная, как радостная и т.д (так формировались жанры). · о роли Жанров в музыки музыке и их литературных аналогов, · знание всех смежных искусств (архитектура, скульптура, балет, живопись и др.) · и понимание общих принципах принципов движения в дирижировании, в танце, в пианизме, как и в ходьбе, беге человека, - основанных на Земной Гравитации и её преодолении. · о религиозном содержании музыкальной символики: интонаций, ладов, тональностей, жанров и т.д. · о числовой символике (интервалы, ступени, клавиатурное число и т.д.) и · о музыкальной симметрии (2-4-8 тактов)и значении К4/6 как точки золотого сечения и т.д. — Большое значение имеет знание психологии ребенка, подростка; особенностей психологии одаренных детей. —Обязательное расширение музыкального кругозора за счет чтения новинок музыкально-методической литературы, исполнения, слушания и анализа музыки. — Освоение нового репертуара, знакомство с нов ы ми сборниками, «школами», «системами»; использование вспомогательных технических и художественных (литературы, живописи) средств. — Полезно посещение открытых уроков, мастер-классов, уроков своих старших коллег; анализ и осмысление собственных удач и неудач, промахов и успехов, достижений. Обязательны курсы повышения квалификации в любой форме. — Полезно ведение педагогического дневника по каждому учащемуся, с записью о его «росте» и продвижении в течение всего цикла обучения (для стратегического и тактического планирования) — Участие в концертной жизни школы; разучивание и исполнение новых музыкальных произведений. Составление перспективных планов на каждого ученика на 2-3 года вперёд и подбор к этому репертуару этюдов, упражнений для развития техники и навков. Открытые уроки студентов с учащимися школы по 20-25 минут.
Литература: С. Ляховицкая «Задачи воспитания пианистов» С. Ляховицкая «О педагогическом мастерстве» Д. КорнегиКарнеги «Искусство общения», «Как выработать уверенность в себе...» Е. Либерман «Педагогические проблемы» в книге «Творческая работа пианиста с авторским текстом»
Тема 23 (вариант) Этапы развития музыкально-педагогической мысли В XVI-XX веках
Обобщение опыта клавиристов в важнейших трудах-трактатах: Д. Дирута «Трансильванец» (1593), Ф. Куперен «Искусство игры на клавесине» (1716), Ф. Рамо «Метода пальцевой техники» (1724), Ф.Э. Бах «Истинное искусство игры на клавире» (1753-1762). - Эстетика «Механистической школы», — абсолютизация количественной тренировки, пальцевая игра. - Значение школ И. Гуммеля, М. Клементи, Т. Лешетицкого. - Прогрессивная направленность педагогики романтиков Шумана Р., Листа Ф., Шопена Ф. - Характеристика положений «анатомо-физиологического» направления. Депне Л. (1828-90), Р. Брейтгаупт (1873-1945). Ф.А. Штейнхаузен. - «Психотехническое» направление: Ф. Бузони, И. Гофман, К. Мартинсен.
- Ф. Бузони, И. Гофман, К. Мартинсен. 3 стиля фортепианной техники — «классический», «романтический», «экспрессионистский». - Русская фортепианная педагогика. Творческие портреты А.Г. Рубинштейна, Н.Г. Рубинштейна; роль работ Н. Буховцева; - Сафонов В.И. «Новая формула»; - А.Н. Есипова — творческий портрет; - Л. Николаев, А. Гольденвейзер, Е.Ф. Гнесина. Фортепианная педагогика за рубежом: А. Шнабель, А. Корто, М. Лонг; Деятельность К. Орфа, Б. Бартока, З. Кодаи. Портреты современных музыкальных педагогов и пианистов: Г.Г. Нейгауз, М.В. Юдина, Н Николаева Л,. Перельман, Э. Гигельс, Св. Рихтер, М. Плетнев, Г. Соколов и др. Сравнительный анализ записей пианистов, просмотр кино-видео пленок, сообщения, рефераты.
Литература: Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства» I-III чч. Алексеев А.Д. «Клавирное искусство» Музалевкий В. «Русское фортепианное искусство» Г. Коган «Вопросы пианизма» А. Корто «О фортепианном искусстве» Д. Рабинович «Портреты пианистов» В. Натансон «Прошлое русского пианизма». Сб. «Мастера советской пианистической школы» под ред. Николаева А. Сб. «Вопросы фортепианного исполнительства» ред. М. Соколова, вып. I-IV Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» ред. Натансона В., вып. I-IV Хентова С. «Э. Гилельс» Хентова С. «М. Лонг» Хентова С. «В. Клайберн» Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» Л. Григорьев, Я. Платек «Современные пианисты» (Энциклопедический словарь) и др.
Приложения
Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
Приложение I Контрольно – измерительные дигностические материалы по дисциплине «Методика обучения игре на фортепиано» Настоящие контрольно - измерительные диагностические материалы составлены в соответствии с авторской программой обучения по данному предмету и одобрены цикловой комиссией фортепианного отделения НОКИ им. С.В. Рахманинова для практического применения.
Пояснительная записка. С целью определения прочности знаний студентов, навыков самостоятельной работы с учебно-методической литературой и практического их применения в работе с учеником, проводятся контрольные уроки, тестирование, экзамены по соответствующим разделам курса «Методики обучения игре на фортепиано», либо по всему объему материала согласно учебному плану. Сроки проведения зачетов и экзаменов определяются учебным планом колледжа. По окончании каждого семестра выставляется итоговая оценка на основании текущей успеваемости, независимо от того, выносится предмет на экзамен в данном семестре или нет.
Проверке подлежат все основные уровни восприятия, запоминания, воспроизведения и оперирования методической информацией и практическое ее применение: - знание - запоминание, воспроизведение терминологии, способов и педагогических приемов;
- понимание - умение описать действия, задачи, характер, образ, технологию работы, обнаружить взаимосвязи фактов, явлений, систематизировать их;
- применение – без подсказки и наводящих вопросов анализировать произведение за роялем, либо педагогическую ситуацию;
- анализ – умение вычленить, списать элементы педагогических действий, отдельных узловых проблем (в произведении или в способностях ученика).
- синтез – умение обобщать информацию, получаемую из разных источников, самостоятельно подобрать программу, репертуарный план, исходя из индивид. Особенностей ученика и требований Государственного Стандарта – Прогрммы ДМШ;
- творчество – умение диагностировать, предвидеть стратегию обучения данного ученика, соотнести его способности с конкретным произведением; предлагать варианты действий, ассоциативные связи и параллели в создании интерпретации произведения, с целью всестороннего развития способностей ученика
Содержание контрольных заданий. Зав. форт. отделом. Засл. раб. Культуры РФ Лебедева С.И.
Автор составитель преп. ФОРО НОКИ – Калинина О
Содержание контроль
Содержание и формы текущего, промежуточного, итогового контроля
Приложение Анкеты для анализа музыкальных произведений для аудиторной и самостоятельной работы Анкета для исполнительского анализа пьесы Методика обучения игре на фортепиано 3-ий курс 1. К какому стилю относится пьеса или творческий почерк автора: ·барокко, классический, «галантный», «салонный», «романтический», «импрессионизм», «экспрессионизм», «модерн», «неоклассицизм», «постмодернизм» (нужное подчеркнуть) · другие варианты...................................................................................................................
2. Жанр пьесы: (нужное подчеркнуть) ·Кантилена: песня, романс, ноктюрн, серенада, колыбельная, баркарола, ариозо, ария, хорал, и т. д. ·Танцевальные элементы: менуэт, сарабанда, куранта, аллеманда, вальс, лендлер, мазурка, полька, галоп, марш, качча, хороводная, рондо, жанровые сценки и т. д. (нужное подчеркнуть)............................. ·Другие основы: прелюдия, импровизация, фугато, токката, вариациии,.......................................................... ·Другое......................................................................................................................................................................
3. Форма пьесы: ·1-частная, из 2-4-х предложений; ___________________________________________________________ ·2-х частная (репризная) - ·3-х частная простая ·3-хчастная с контрастной серединой ·3-хчастная сложная: «АвА СдС АвА» ·куплетно-вариационная А,а1,В, в1, С, с1, А ·рондо А С А В А Д А и т.д. ·другое...................................................
4. Тонально – тематический план пьесы по партиям: гл. т. (её элементы), 2-ая тема(её элементы), \\ средний раздел\\ реприза. --------------------- -------------------------- ----------------------- ------------------------
5. Артикуляционные характеристики главных тематических элементов и разделов обозначить в штрихах и образно – тембральных характеристиках:
·Вступление (если есть)исполняется штрихом--------------------------------------------------------------------------- ·главная партия (тема) исполняется штрихом --------------------------------------------------------------------------- ·развитие (разработка) или 2-ая тема (новый материал) штрих --------------------------------------------------- ·средний раздел (разработочный) штрих --------------------------------------------------------------------------------- ·реприза (если есть изменения, указать №№тактов)------------------------------------------------------------------ ·кода (если есть изменения, указать №№тактов)-----------------------------------------------------------------------
6. Характеристика главной партии: (указать №№ тактов) · одномотивная, нет контраста в интонационном (образном) решении.......................................-----------.
· 2-а и более мотивов (образное звучание каждого элемента)--------------------------------------------------------
· с элементами развития (разработки) внутри главной темы ---------------------------------------------------------
·контрастна по тематическому материалу или конфликтна.--------------------------------------------------------- ·
1. Характер разработки: ·«мотивное вычленение» из главной темы (указать №№тактов)...................................................... ·«мотивное вычленение» из другой темы (№№ тактов)...................................................................... ·контрастный новый материал (№№ тактов).......................................................................................... ·преобразования (характера) пьесы на основе «лейтмотива».................................................... ·вариационный принцип: фактурные добавления, опевание, каденционные вставки................... ·другое.................................................................................................................................................
8.Характер динамики по разделам (указать №№ тактов) ·контрастный................................................................................................................................... ·волнообразный................................................................................................................................. ·террасообразный............................................................................................................................ ·смешанный...................................................................................................................................... ·наличие р, sp, sf, fp, ff, fff, акцентов, фермат, и других обозначений.................................................. 9. Наличие и использование видов педализации (указать №№тактов) ·интонационная................................................................................................................................. ·метро - ритмическая........................................................................................................................... ·динамическая.................................................................................................................................... ·гармоническая................................................................................................................................... ·артикуляционная............................................................................................................................... ·другие функции педали (фразировочная, формообразующая и т.д.)............................................
9. Характер фразировки: ·симметричная: по 2-4 такта; (предложение по 8т.т.)----------------------------------------------- ·не «симметричная»: по 10-12т.т.-------------------------------------------------------------------------- ·наличие «гемиол» (перемещение сильной доли такта) указать такты--------------------------. ·наличие секвенций (указать такты)--------------------------------------------------------------------
9. Особенности гармонического языка: ·.тональный план пьесы.................................................................................... ·отклонения, в какие ступени (указать такты)--------------.-------------------------------------------- ·модуляции, в какие тональности (указать такты)----------------------------------------------------- ·наличие альтераций, в каких гармониях, функциях (указать такты).--------------------------
9. Технические сложности (нужное подчеркнуть)
- о собенности фактуры (тип фактуры):романсовый 3-хслойный.......................................................... - «гитарный».................................................................................................................................................. - «аккордовый»........................................................................................................................................................ - полифонический тип фактуры: подголосочный, контрастный, имитационный, смешанный..................... - используемые виды техники.............................................................................................................. - уровень трудности по классу или году обучения..........................................................................................
9. Педагогическая целесообразность изучения данной пьесы: ·для развития кругозора...................................................................... ·для развития и закрепления навыка – легато, ·для развития и закрепления др. штрихов................................ ·для развития тембрального и динамического воображения и соответствующей артикуляции ·для развития эмоциональной сферы (например, быстрых переключений).......................... ·другое……........................................................................................
(2-ой курс) Примерный план проведения приемных испытаний в подготовительный
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.009 с.) |