Актуальные проблемы современного фортепианного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы современного фортепианного обучения



Современный рояль (фортепиано) в достигнутом техническом и звуковом состоянии находится более 100 лет. Проблематика исполнительской техники разработана глубочайшим образом в трудах великих пианистов – классиков XX века, но в основном для взрослых, или уже играющих детей. Накоплен огромный педагогический репертуар из произведений различных стилей школ и эпох.

Но по-прежнему остаётся вопрос: как сыграть “Детскую музыку” Прокофьева, когда ребенка это еще интересует, т.е. в 7-9 лет (?), а уровень сложности этих пьес по программе относится к 5-6 классу (это 11-12 лет), когда этих детей уже не интересуют «детские» пьески, а интересуют более сложные «романтические» произведения: «Лунная соната», «Турецкое рондо» Моцарта, «Ноктюрны» Шопена и др. Проблема эффективного, быстрого и комфортного для ребёнка обучения игре на ф-но до сегодняшнего дня остаётся актуальной, как актуальна и проблема подготовки педагогов-пианистов, владеющих всеми навыками современного музыкально – педагогического мастерства.

Новых способов игры на рояле не придумали, хотя композиторы конца 20 века (Губайдуллина С., Щедрин Р., Денисов, П.Булез и др.) пополнили репертуар пианистов произведениями с необычными сонорными эффектами: алеаторическими “формантами” (квадрат, варьируемый по желанию исполнителя), кластерами, игрой по струнам (Слонимский), эпизодами с эффектами речи исполнителя и т.д.

И, более того, есть тенденция к упрощению музицирования по части технических возможностей: - совместное ансамблевое музицирование на основе элементарных музыкальных эффектов, что возможно даже для неподготовленных участников - шумовые сочетания, отдельные звуки в любых регистрах и ритмических рамках. Замечательно! Для подготовительного периода или начала занятий, активизации интереса и творческого воображения ученика эти формы музицирования вполне доступны и интересны.

Но как быть с репертуаром “романтиков” - Шопена, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, где виртуозные трудности не позволяют исполнять его неподготовленным соответствующим образом музыкантам?.. И будет ли деструктивная, вне гармонии и лада музыка, согревать, образовывать, гармонизировать юную душу и давать пищу для духовных размышлений и эстетического удовольствия?

Я застала в Новгороде ещё хорошо подготовленное поколение любителей фортепианной музыки, которые не только ходили на концерты каждую неделю после работы, но и совместно с детьми слушали высокие образцы, и сами – совместно с детьми играли на рояле как в ансамбле, так и сольно – Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского. Эти традиции сегодня уже редкость, цифровые носители заменяют живое музицирование. Хотя некоторые любящие родители всё-таки понимают ценности высокого классического музицирования и пытаются дать музыкальное образование своим 5-6-ти летним деткам, приобщить их к высокой культуре фортепианного исполнительства.

Традиции высокой (классической) культуры заключаются в сохранении наиболее значительных явлений человеческого духа как в литературе, в живописи, архитектуре, философии, так и в музыкальном искусстве и, в частности, в фортепианном исполнительстве. Репертуар современного пианиста включает в себя все лучшие образцы музыкальных стилей предыдущих эпох. Несмотря на то, что инструментарий (клавир) претерпел значительные преобразования, по-прежнему востребованы сочинения Рамо, Куперена, Баха, Генделя, Моцарта и Гайдна, Равеля, Чайковского и Мусоргского и многих других композиторов прошлого. Но чтобы эти сочинения звучали в соответствии с замыслом композитора, с присущей ему манерой, артикуляцией и выразительными средствами, необходимо знать и владеть этими средствами исполнения, необходимо их изучать.

И сегодня нужны эффективные результативные методики, помогающие ребёнку быстро и легко ориентироваться в нотном тексте и на рояле, помогающие ему реализовать своё эстетическое и музыкальное чувство.

XX век дал нам новые педагогические концепции Б.Бартока, З.Кодаи, К.Орфа, Ш.Сузуки, и многих др. педагогов - практиков, ученики которых являются сегодня Лауреатами, известными концертантами. Мой опыт и педагогическая практика показывают, что ребенок получает более глубокое и разностороннее представление о явлении, если он действительно его изучаетзаинструментом “практически”, а не теоретически, как в общеобразовательной школе. Здесь уместно вспомнить Нейгауза Г.Г., который сказал: “Мой идеал - это всеобщее музыкальное образование для детей, каждый ребенок должен овладеть каким-либо инструментом. А универсальный инструмент - это рояль”. И далее: “Мне хочется обратиться к учителям начальных классов школ с призывом: - побуждайте детей обучаться игре на инструменте, научите их любить классическую музыку, посещайте концерты, повышайте свою культуру икультуру окружающих вас детей и родителей!” (из книги “Воспоминания, статьи, размышления” 1951-1964 год). Как актуальны эти слова, особенно сегодня, в 2010-е годы! Здесь можно вспомнить и К. Мартинсена, который писал: “Произведение искусства может быть пережито и воссоздано в индивидуальной форме, или же оно вообще не будет пережито и воссоздано. Это относится как к начальным, так и к высшим ступеням обучения”.

Попытки оценить исполнительское искусство снаружи - мало что дают для понимания его свойств и гармонизирующего смысла. Чтобы действительно познать суть искусства, надо оказаться внутри цепи – быть включённым в сеть напряжения этого тока. Тогда будет понятно, что мы все - есть часть этой цепи – главной сущности и цели Искусства – это движение к Истине. Когда глубина и сила напряжения, неодолимое стремление к совершенству – ведёт к познанию главной сущности Искусства – увидеть/услышать/ Бога – как совершенство звука, совершенство смыслов, как правду, как цель и путь.

Отсюда вытекают главные сверхзадачи и цели музыкального образования и обучения, которых я придерживаюсь и ставлю в основу процесса обучения, как на уроках по специальности, так и на лекциях и семинарах в курсе «Методики обучения игре на фортепиано»

I - Научить ребенка понимать музыкальный язык иего:

- закономерности:

· мелодия – это речь, декламация, пение, мелодекламация (речитатив);

· гармония – это цвет музыки: напряжённость («краснота») доминант, «вопросительность» субдоминант, или покой тоники, магнетизм и сила Кадансов и т.д.

· динамика – это результат взаимодействия мелодии + гармонии + фактуры;

· жанр влияет на размер, энергию движения,

· размер (метр) определяет форму движения, пластику рук и т.д.

· тонально-ладовая структура – влияет на форму произведения, его архитектонику и кульминацию.

- выразительные возможности:

· звук имеет ® тембр, тембр требует своего

· туше (способа касания клавиши), туше ведёт к определенному ®

· штриху и артикуляции, которая влияет на

· музыкальный образ произведения, музыкальный образвозбуждаетдальнейшее

· воображение исполнителяи т.д.

- конструктивные связи:

· интонации складываются в мотивы,

· мотивы сливаются во фразы,

· фразы - в предложения, предложения в - периоды, и рождается

· целостная форма произведения на основе сквозного ладо - гармонического тяготения.

 

II - Научить технике игры, очень сложной и трудоемкой части исполнительства:

а) освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого;

б) освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторные представления правильных игровых ощущений; штрих – это комплекс образных (слуховых) представлений и физических ощущений, переходящий в навык – приём, symbol или «штамп» в положительно профессиональном смысле;

в) освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через

взаимодействие всех частей аппарата (4-х, -5-ти ступеней уровней веса), на основе музыкальных представлений (слухо-моторный комплекс) и рационально организованной тренировки.

 

III - Способствовать развитию индивидуальных особенностей художественной натуры ученика: реализации его личности, самосознания, накоплению им эмоциональных, духовных впечатлений для дальнейшей самостоятельной деятельности (участие в концертах, в конкурсах, игра в ансамбле, чтение с листа, сочинение, самостоятельное разучивание любимых пьес и т.д.).

IV. - Научить профессиональному способу (навыку) мышления

в процессе регулярных занятий:

· активному, требовательному слуху - вслушиванию в процесс создания звука, интонации, мотива, фразы и т.д.

· слуховому контролю за ритмической энергетикой – внутридолевой, долевой, внутритактовой, фразировочной и т.д.

· мышечному контролю за уровнями веса руки при считывании длительностей, долей такта, сильных и слабых тактов и т.д.

· сценической выдержке, сценическому поведению, умению направлять стратегический слух (внимание), опережая звукоизвлечение, успевая корректировать будущее звучание от предыдущего, выстраивая перспективу, и управлять необходимыми эмоциями.

 

Каждый из этих разделов обширен и труден, а их объединение в органический сплав представляет собой суть “комплексного ” метода музыкальной педагогики. Сокращая или уменьшая один из перечисленных разделов, педагог непременно дезориентирует мышление ученика, создавая одностороннее представление об исполнительском искусстве.

Комплексный метод предполагает, на мой взгляд, не только дать методику и принципы занятий, знания, умения, навыки, по обучению детей игре на ф-но. Но и предполагает расширить представление студентов о последних научных достижениях в психологии, структуре и работе человеческого мозга и сознания, которое управляет всем комплексом способностей человека, его музыкальным восприятием и воспроизведением на основе творческого воображения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.015 с.)