Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура предмета методики. Методы воздействия на ученика.

Поиск

содержание дисциплины «Методика» (II-III-IV курсы)

 

Знаниерепертуара: исполнительские и Педагогические -задачи èèè . Ученик Диагностика и развитие его музыкальных способностей. Методы воздействия на ученика. Педагогическая стратегия. ççççççç
1. Знание репертуара ДМШ по классам и по: -- Количеству необходимых в каждом классе сочинений, т.е. знание «программы - минимума»; по 3-ём уровням сложности. -- Классификации репертуара по техническим и фактурным трудностям, -- Классификации репертуара по жанровому разнообразию; -- Классификации репертуара по музыкально – художественным образным задачам: ладово-гармонич-е, интонационные, артикуляционные, педальные и др.). -- Классификации репертуара по назначению в годовом плане ученика (на экзамен, для развития, на концерт академический, для закрепления навыков, для удовлетворения эстетической потребности т. д.).   2. Знание особенностей (выраз. средств) исполнительского стиля разных композиторов и эпох: а) Особенности работы над воплощением «строгой» зоны авторского текста: -- определение идеи, образа сочинения, -анализ ритма, метра, аппликатуры, ------строение мотивов, фразировки; - принципы артикуляции, туше, звука; -- особенности звучания инструментов авторской эпохи и авторские тембры; --особенности авторской расшифровки и воплощения орнаментики: Ù T m; É;H M ¡ *;ß ^ - авторской динамики: Ä S ¯ ê <> -авторская агогика: riten, U и т.д. б) Особенности работы над «эмоциональной» зоной текста: -- особенности озвучивания фактуры в данном жанре; - технические особенности фактуры (позиционные, аппликатурные); - особенности формыпроизведения   3. Изучение характерных исполни- -тельских особенностей жанров: -- Этюдов (инстр-ых, концертных); -- Пьес – кантиленных, танцевальных, виртуозных, хоральных и др. жанров; -- Полифонии - прелюдии, инвенции, фуги, фугетты, канона; --Сонатное Allegro и его варианты, -- Вариации: и способы варьирования муз. материала;   4. Развитие оперативного мышления будущего педагога, это: --подбор определенных «целевых» программ (или произведения) для определенного ученика с целью решения определённой педагогической задачи. --«умение» (навык) составить комплексный репертуарный план для развития определённых, (недостающих) и т.д. качеств ученика по разным уровням: - для «слабых», -для «средних», - для сильных» учеников.   5. Умение осуществлять – целостный, стилевой, структурный, художественно-музыкальный(исполнительский) анализ произведения за инструментом, в классе для ученика и, соответственно, на экзамене   6. Подготовка к уроку педагога: - Исполнение программы учеников. - Выбор формы и содержания урока для конкретного ученика. -Реализация индивидуального подхода в музыкальной педагогике: -выбор задачдля данногоэтапа работы над определенным произведением.   7. Развивать в ученике любовь к музыке - через исполнение высококачественного репертуара и --слушание высококачественных интерпретаций на концертах и в записях, --читать специальную литературу о композиторах, пианистах и т.д.   8. Задача педагога «Сделать трудное – привычным, привычное – лёгким, лёгкое – прекрасным!» /К.Станиславский/     1. Знание структуры способностей (задатков) человека: а ) зоны интеллекта головного мозга, их процессы и взаимодействие, б) особенности восприятия, памяти, воображения, воспроизведенияребёнком информации - по возрастам; в) типы личности по психоэмоци-ональнымреакциям: «холерик», «сангвиник», «меланхолик», флегматик», г) типы личности по психофизическим реакциям: «атлетик», «пикник», «астеник», «грацильно-инфантильный»; д) Общий уровень развития интеллекта ребёнка, уровень его кругозора, опыта, адекватности музыкальных понятий и качество информационных «ключей», (прочность нейронных связей, аксоновых «сцеплений» клеток головного мозга, влияющих на процессы памяти).     2.Структура музыкальных способностей ребёнка. Развитие слухаи разновидностей слухового анализа. а) Способы развития слуха через речь, пение, декламацию, исполнение музыки с прохлопыванием, с движением под музыку, с дирижированием. б) Ритм, метр, пульс– как слухомотор-ная эмоционально- мышечная реакция на музыку. Способы развития чувства ритма, темпа, через внутридолевую пульсацию, дирижирование и интонационное натяжение. в) Артикуляция – её связь с зоной слуха Брока, и зоной восприятия Вернике. Развитие качества речи - есть развитие качества техники и артикуляции. г) тембральное, гармоническое развитие слуха через персонализацию ступеней, интервалов, функций лада, регистров; г) воспитание внутреннего слуха, и слухового представления на основе ладового, мелодического, динамического гармонического слухового многовари-антного анализа, (опыта), и повтора этих действий «про себя» т.е. мысленно.     3. Изучение и развитие моторнодви-гательныхнавыков ребёнка - на основе егоиндивидуальных данных: -- «рост-вес», телосложение, длина рук, -- гибкость суставов запястья, -- длина и крепость пальцев, цепкость концов пальцев, -- растяжка и дифференциация(независимость) пальцевого удара, -- особенность его туше (прикосновение к клавише).   4.Анализ и развитиерабочих способ-ностей ученика: самодисциплины, трудолюбия, воли к преодолению трудностей, рациональности в труде, соблюдении режима дня и регулярности в занятиях и т.д. --Обязательно учить в классе конкретным способам домашней работы и музицирования: -- составлять ученикупландомашних занятий – письменно! И сначала учить тренироваться по нему в классе, под присмотром педагога. --Давать письменно (печатно) всю информацию, все правила по новому материалу, способам и приёмам тренировки дома.     5.Уметь составить полную творческуюхарактеристику на ученика с анализом его успехов и задачами на перспективу.   6.Обязательно беседовать с учеником и его родителями об успехах и недостатках развития ученика и задачах на ближайшее и перспективное будущее.   7.Быть духовным наставником для ученика, -- воспитывать хороший вкус во всех сферах его жизни и творчества. ---------------помогать родителям в трудные периоды переходного возраста ученика налаживать общение с ним и окружающими его людьми, и т.д. 1.. Рациональный способ воздействия на ученика: а)- словесное пояснение на доступном ребёнку языке; обсуждение, дискуссия; б) - подбор поэтических метафор, слов- «экстрактов» на высоколитературном языке: младш. кл. – это «язык сказок», визуальных образов (картинки, рисунки, мультики); сред. кл - это и сказка, стихи и шутка, и серьёзные рассказы о явлениях жизни и искусства; старш. кл.- это «наводящий» метод, или «многовариантный» приём работы для самостоятельного выбора или вывода учеником); в )- метод сравнений, муз.аналогий (жанровых) и визуально-наглядных ассоциаций (картины, рисунки, схемы); г)- исключительно редко можно применить метод «отрицательного» показа (в качестве шутки, сатиры).  
2. Эмоциональный способ влияния: а) - выразительное исполнение педаго- гом пьес из репертуара ученика с последующими комментариями образа и настроения; б)- выразительное пение педагога; в) - совместное пение с учеником мелодии, подголосков, 2-х голосия; г) - совместная игра (исполнение) с учеником разных партий рук и голо- сов в его произведении; д) - дирижированиеисполнением ученика; е) - использование выразительной мимики, интонаций голоса, артистизма, ж) - положительная суггестия: внушение уверенности, похвала; з) - выразительная игра учителя, артистическое исполнение программы ученика. и др.     3. Сенсорно-тактильный способ воздействия предполагает передачу технического приёма (штриха, опоры), движения руки или пальца через субъективные осязательныеощущения педагога - ученику: -«рука-на-руке»,- «нажим на плече», -----«нажим на колене»-- «палец-на-пальце», --«поглаживание» плеча или позвоночника при его «зажиме», и т.д.     4. «Классические» педагогическиеприёмы: Приём «Наведение» - наводящие вопросы ученику, подводящие его к правильному выводу. Приём «Подкрепления» - похвала за правильные действия, за конкретный приём работы ребёнка, акцент внимания на + моментах работы; Приём «Закрепления»- повтор правильных, удачных движений, действий ребёнка. Приём «Расширение поля зрения» - подбор аналогов, метафор, либо ассоциаций, либо другого пр-ия, аналогичного жанра, или усиление динамики, акцентов, поиск вариантов исполнения из нескольких правильных записей;     5. «Эвристический» приём – применение противоположногонеправильного»)действия, приёма, динамики, туше, аппликатуры, штриха, акцентов, ритма, жанра, стиля; транспорт в другую тональность, перенос партий рук в другие регистры, исполнение «как бы» в другом жанре, темпе и т.д. Осуществление нового, неожиданногоракурса в привычном действии (применение «абсурда», «игры в театр»: чрезмерностей в динамике, или полном её отсутствии, или стаккато вместо legato и наоборот, т.е. «поиграть», «побаловаться» с материалом пьесы     .   6. «Суггестивные» приёмы воздействия - это применение лёгкого гипноза,внушения с оптимизирующими, положительными установками для неуверенных в себе учеников: 1)«новизна», например в голосе, в вашей интонации, в поведении и т.д. 2)«категоричность» в требованиях, в объяснениях, в изложении причин; 3)«безусловная, безошибочная любовь» к ученику; 4) «исключительная альтернатива» - т.е: «если ты не..., то ты не сможешь...», или «я не смогу сделать то-то, если ты не выполнишь это», и т.д. 5) «сочувствие, эмпатия» по отношению к неудачам ученика, или его огорчениям, 6) «осознание», анализ учеником своего сценического самочувствия, игры; и осознание возможности их изменить, улучшить, регулировать («рефлексия»). 7) для убеждения собеседника положите ему «руку на плечо». Часто эти приёмы носят характер «терапевтической пощёчины»: пробуждают в ученике новое осознание, расширение мироощущения, новое доверие в общении с вами.

Знать и владеть педагогическими приёмами и методиками воздействия на уч-ся;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.187 (0.007 с.)