Распределение учебной нагрузки по семестрам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение учебной нагрузки по семестрам



 

Вид учебной работы Всего часов Номер семестра
           
Аудиторные занятия   - теоретические занятия (лекции)   - практические занятия (семинары)                    
  Самостоятельная работа            
  ВСЕГО:            
Вид итогового контроля (согласно учебному плану)   Итог ЗачётИтог Экзамен Итоговая Государств. Аттестация

 

МДК.02.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса     3,4,6                        
  Методика обучения игре на инструменте     4,5,6,8     х                  
  Физическая культура (ритмика)         х                    
  Изучение методической литературы по вопросам педагогики и методики           х х                
  Недельная нагрузка студента по модулю                              

Вставить в 7 пункт «Методические рекомендации преподавателям»:

Курс «Методика обучение игре на фортепиано» — это дисциплина является теоретическим базисом и входит в цикл специальных музыкальных дисциплин, изучаемых в колледже:

-специальность,

-чтение с листа,

-ансамбль, аккомпанемент,

-репертуар ДМШ,

-история фортепианного искусства,

-психология, педагогика,

-педагогическая практика.

Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» выносится на Государственную аттестацию и Государственный экзамен.

«Методика обучения игре на фортепиано» — дисциплина, формирующая профессиональное мышление будущего музыканта-педагога, дающая систему профессиональных и этических знаний, основных педагогических навыков и умений.

Для успешного усвоения материала курса, преподаватель должен опираться на знания, умения, навыки, получаемые студентом по всем вышеперечисленным специальным дисциплинам, и в том числе, на качественное исполнение студентами репертуара ДМШ.

Наиболее тесная связь курса «Методики» с курсом педагогической практики, где происходит реализация полученных знаний и умений в трех направлениях:

когнитивном: - познавательном (пополнение знаний, увеличение реального объема по сравнению со стандартом);

деятельном (творческом) - интеграция новых умений и навыков, гибкость в их практическом применении;

личностном (осознание мотивации к обучению, развитие необходимых профессиональных черт характера, готовность к самосовершенствованию, творческая инициатива и др.).

Задачи курса

1. Сформировать у студента навыки к анализу, к размышлению, сопоставлению, к обобщению своего исполнительского опыта, к самонаблюдению. Разбудить интерес к проблеме «Как?», к новым методикам, приемам, к новым сборникам, освещающим проблемы обучения игре на фортепиано и вопросы исполнительства.

— Стимулировать такие профессиональные качества, как умение расположить детей к себе, вызвать их доверие и любовь, эмоционально раскрепостить их через глубокое понимание и яркое исполнение музыкального произведения.

— Курс «Методики» должен дать студентам знанияо способах, принципах организации и планирования учебного процесса, об основных формах проведения занятий с учеником на разных этапах обучения. Студенты должны знать программные (как минимальные) требования школы, основные репертуарные, художественные и технические задачи.

— В курсе «Методики» изучаются основные приемы и формы выявления и развития музыкальных способностей ребенка.

— Важнейшая задача - сформировать навык оперативного, диагностического, педагогического мышления - это умение выявить индивидуальность ученика и развивать его на соответствующем репертуаре; студенты должны уметь составлять различные типы программ: «целевые» программы, «тематические», программы с различной степенью трудности, программы развивающего типа (для классных вечеров) и экзаменационные (для ответственных выступлений).

— В курсе «Методики» уделяется большое внимание анализу приемов работы над фортепианной техникой: основы формирования техники, организация игровых движений, принципы работы над видами фортепианной фактуры, вопросы координации, работа над этюдами, упражнениями.

— Студенты получают знания об основных принципах работы над музыкальным произведением: навыки анализа, разбора, чтения с листа; навыки педагогического и исполнительского комментариев музыкального произведения за инструментом.

— В курсе «Методики» изучаются приемы работы над основными музыкально-выразительными средствами:

авторскими (фактура, метро-ритм, артикуляция, лад, гармония, жанровые признаки),

исполнительскими (интонирование, аппликатура, фразировка, туше, артикуляция, тембральные краски, динамика и т.д.).

— Рассматриваются формы занятий по развитию творческих способностей ребенка (подбор, транспорт, гармонизация, варьирование, аранжировка).

— Изучаются принципы системного анализа стилевых, жанровых особенностей музыкального языка произведения: особенности артикуляции, динамики, метро-ритма, педали, агогики в полифонических, классических, романтических произведениях различных авторов и национальных школ.

2. Педагог должен использовать в своей работе новейшие методические пособия, педагогические издания, сборники; давать их анализ, характеризуя наиболее ценные.

3. Рекомендуемые формы занятий:

лекционная, семинарская, индивидуальные консультации, посещение открытых уроков методиста, других опытных педагогов школы, училища; проведение открытых уроков наиболее подготовленными практикантами.

Рекомендуются письменные работы: составление характеристики с определением текущих и перспективных задач; индивидуальных планов учащихся; исполнительских и педагогических комментариев к отдельным произведениям; конспектирование отдельных глав специальной литературы. В IV семестре студент может составить характеристику на основе самоанализа, а в V-ом семестре на своего ученика по педагогической практике.

— Эффективной формой является прослушивание учеников школы педагогической практики на академических концертах с последующим обсуждением; использование видеотехники с записями уроков или отдельных пьес учениками школы для анализа и обсуждения технических и художественных средств воплощения.

— Яркой и поучительной формой являются «ролевые игры» или «деловые игры» между студентами: это 8-10 минут открытого урока по заданной теме или фрагменту из произведения.

— Рекомендуются активные формы практики приемных испытаний во время набора детей в школу педагогической практики (май-июнь) для закрепления диагностических навыков и умений.

На семинарах и практических занятиях реализуются все основные уровни целей обучения:

1) знание — запоминание, воспроизведение методической информации;

2) понимание — умение описать, интерпретировать, обнаруживать связи фактов, явлений;

3) применение — без подсказки преподавателя анализировать произведение или педагогическую ситуацию;

4) анализ — умение вычленить, описать элементы педагогических действий, предложить упражнение, прием;

5) синтез — умение обобщать информацию, получаемую из разных источников; самостоятельно подобрать программу, определить ее трудность;

6) творчество — умение диагностировать способности, прогнозировать их развитие, предлагать иной возможный путь решения педагогической задачи.

4. С целью определения прочности знаний студентов, навыков самостоятельной работы с учебной литературой проводятся контрольные уроки по соответствующим темам и экзамены. Сроки проведения зачетов и экзаменов определяются учебным планом.

По окончании каждого семестра выставляется итоговая оценка на основании текущей успеваемости, независимо от того, выносится предмет на экзамен в данном семестре или нет.

В конце IV семестра (II-ой курс) к контрольному уроку студенты должны самостоятельно приготовить методическое пособие — «10 первых уроков с начинающими» (в виде наглядного дидактического набора).

На контрольном уроке в конце III-го курса студент должен:

а) продемонстрировать знание основных задач обучения и репертуара ДМШ по классам;

б) представить самостоятельно составленную «целевую» программу на ученика 3 либо 4 класса;

в) показать навык анализа исполнительских и педагогических особенностей 1-2 произведений за инструментом;

г) спрогнозировать трудные в техническом отношении места, рекомендовать соответствующие упражнения и приемы освоения.

4. На IV-ом курсе предмет «Методика обучения игре на фортепиано» выносится на итоговую Государственную аттестацию.

 

 

Итоговая государственная аттестация включает в себя:

 

I. Проверку практической деятельности выпускника в форме открытого урока (или части его) с учеником школы педагогической практики по заранее выбранной теме или конкретному произведению из репертуара ученика.

Оптимальная форма урока:

а) работа над техникой (гамма, этюд) — 8-10 минут;

б) работа над художественным материалом (любого жанра) — 15-20 минут.

Открытые уроки выпускников проводятся по специальному графику в период учебы учеников школы педагогической практики. Сроки определяются цикловой комиссией, утверждаются учебной частью. Темы уроков объявляются заранее..

 

Критерии оценки урока:

а) умение анализировать возникающие педагогические ситуации и решать их с учетом индивидуальных возможностей ученика;

б) умение реализовывать теоретические знания в практической работе;

в) четкость, логичность построения задач урока;

г) убедительность аргументации предлагаемых ученику советов и требований;

д) достижение конкретных результатов в течение короткого времени (эффективность работы);

е) характер общения с учеником (сочетание рационального и эмоционального воздействия на ученика);

ж) качество показа на инструменте.

 

К открытому уроку выпускник представляет развернутую характеристику на своего ученика и план-тезисы открытого урока.

 

На оценку «три — удовлетворительно»: студент грамотно ставит задачи перед учеником, решает их грамотно с учетом индивидуальных возможностей ученика; студент грамотно показывает на инструменте главную мысль, ученик понимает основные положения. Характер общения позволяет ученику понять главные музыкально-образные задачи и их техническое воплощение.

На оценку «четыре - хорошо» - студент грамотно, точно ставит задачи перед учеником, решает их инициативно, качественно, с учетом индивидуальных возможностей ученика и в полном объеме. Студент качественно и выразительно показывает на инструменте все положения, ученик понимает все требования и советы. Характер общения позволяет ученику понять главные музыкально-образные задачи и воплотить их на новом качественном уровне.

На оценку «пять - отлично» - урок студента отвечает всем требованиям грамотности, объема, четкости, логичности, эффективности работы; демонстрирует высокий уровень профессиональной эрудиции, артистизм, творческую свободу и убедительность в решении педагогических ситуаций; студент демонстрирует яркий, образный показ на инструменте и стилевое решение предлагаемых средств воплощения. Урок отличается высоким уровнем эстетического воздействия на ученика.

 

На уроке присутствуют члены Государственной аттестационной комиссии, преподаватель-консультант по педагогической практике и методист. По результатам урока на каждого студента составляется краткий отзыв-характеристика с предварительной оценкой, которая представляется на теоретический экзамен по «Методике обучения игре на фортепиано».

II. В теоретической части итоговой Государственной аттестации по «педагогической подготовке» выпускника предполагается ответ по выбранному билету на следующие вопросы:

1) теоретический вопрос (знание основных методических понятий; организация учебного процесса, определение музыкальных способностей, задачи разных этапов обучения, характеристика школ, методов, принципов обучения);

2) знание практических приемов работы на инструменте (все виды технических и фактурных формул, работа над этюдами, пьесами, полифонией, крупной формой, педалью, аппликатурой, мелизмами на примерах музыкальных произведений из репертуара ДМШ);

 

3) исполнительский и педагогический анализ музыкального произведения на инструменте.

 

(Для ознакомления с произведением студенту дается 20-25 минут за инструментом в специально выделенном для этого классе)

 

Либо выпускник отвечает на любые вопросы комиссии по теме своего реферата (см. Приложение).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.027 с.)