Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В основных фортепианных формулах

Поиск

 

1. Техника в широком смысле — это не только скорость, сила, выносливость, но и навыки туше, умение фразировать, владеть нюансами динамики, артикуляции, выразительным интонированием, управлять сценическим временем, формой исполнения и т.д.. Понятие техники — комплексное, как суммы средств исполнителя, его индивидуальных представлений и ощущений.

Техника в узком смысле — это техническая оснащённость пианиста, скорость, ловкость, беглость, знание всех основных формул и приёмов.

Педагогу важно осознавать, как происходит процесс формирования и развития техники в узком понимании – как «БЕГЛОСТИ».

В основе развития техники лежат процессы формирования условных рефлексов на основе 3-х главных идеомоторных актов:

· слуховых представлений (высота звука, интонация, тембр, динамика, артикуляция)

· психоэмоциональных представлений (память о пережитых эмоциях, интеллект, воображение)- образы реальности,

· моторно-двигательных представлений – мысленное совершение движения, двигательные ассоциации.

·

Первая Основа техники пианизма – это «контакт с клавиатурой» на основе:

· Гравитации, земного тяготения (падения руки вниз);

· На основе нажимно-толчкового контакта с быстрым освобождением руки (как естественный бег, прыжки, ходьба, плавание, катание на коньках, лыжах и т.д.);

· «Весовой контакт» - это подвижная и многовариантная основа ф-ой техники: многообразие заключено в интонационных, метрических, динамических и артикуляционных нажимах, в зависимости от обозначений автора и типа фортепианной фактуры.

· Деление веса руки на суставные весовые части: «уровни веса» - I, II, III, IV, V.

· Зависимость динамики (силы-f) ф-ого звука

- от высоты падения (h);

- от скорости падения (v);

- от массы руки или её части (m)

– Все эти компоненты контролируются слуховым представлением и воображением исходя из АВТОРСКОЙ общей концепции динамической ФОРМЫ произведения.

 

В начальном периоде обучения формируются навыки грамотного прочтения и качественного воплощения основных приемов звукоизвлечения: non legato, staccato, Legato. Важно приучать ученика всегда слушать три фазы звука: «начало» (несколько ударно-активных колебаний), «середину» — равномерно «уходящую», и конец звука (либо наступление тишины, либо следующий цикл). Воспитывать слуховую психологию: «вести» звук, увеличивать его силу (воображением), «переливать» в следующий, и т.д.

1. Один из сложнейших приемов звукоизвлечения это:

а) легато-легатиссимо (в певучей кантилене) – требует полного контакта с дном клавиатуры, но при этом и разнообразной её градации - от PP – до fff. Техническое воплощение такого контакта строится на основе 5 принципов:

«непрерывное; (непрерывность включения свободного падения веса руки)

перетекание; (звукопереливание без пауз, без выключения веса руки)

веса руки; (глубокий контакт – погружение в рояль)

через конец пальца; (нагрузка веса всей руки на каждый палец больше, чем в пассажной технике)

в дно клавиатуры». (уровни веса III-IV-V)

Развивающие упражнения: — играть «весовые толчки» по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 звуков на одном движении, после «толчка» доигрывать слабые доли пальцами; играть так: аккорды, двойные терции, гаммы, октавы (это - рикошет) и т.д. Качество упражнения зависит от слухового контроля и поставленной звуковой и артикуляционной задачи;

а) Звук — как проверочный критерий технического приема («условная цель»).

б) Звук — это основное средство для создания художественного образа.

Понятие качества звука: объемность, ясность, протяженность, певучесть, либо «рассыпчатость», четкость, звонкость, матовость и т.д.

Все эти качества звука связаны с культурой звукоизвлечения, организацией пальцев и рук в клавиатурном пространстве и чутким требовательным слуховым представлением (намерением).

1. Необходимо Ясное представление качества звука («Что я хочу сделать»).

2. Необходимо Ясное представление способа звукоизвлечения («Как я буду это делать»).

Трактовка фортепианного звучания разнообразна в различных стилях, эпохах, в национальных школах и у различных композиторов. Характерная черта русской фортепианной традиции — это певучая трактовка фортепиано при всём многообразии музыкальных жанров и стилей.

 

Второе основание техники пианиста – эторазвитие дифференциации пальцев, организация независимого, изолированного пальцевого удара.

Третье основание – это знание всех основных фортепианных формул, автоматизация их исполнительских навыков: аппликатур, штрихов, динамики озвучивания.

 

Цель: Выработка слухового контроля и свободы всей руки, опоры в рояль, сильных, независимых, быстрых пальцев, общей гибкости. Всё играть с чёткими акцентами, с «подтекстовкой» (слова, стихи, считалки).

 

Схема формирования художественной техники пианиста.

Музыкальное мышление исполнителя – это слуховая сфера, интеллект, воображение, мотивация музицирования – философия исполнительства и т.д.; глубина постижениямузыкального образа, любовь к исполняемому произведению и знание стиля композитора. 1 ТИП высшей нервной деятельностиисполнителя: это реакции возбуждения и торможения (темперамент), устойчивость процессов памяти, глубина эмоциональных «следов», надёжность аксонных и нейронных связей, воля, устремлённость к цели, терпение, настойчивость и др. качества. 2
     


Физические качества личности исполнителя 3
Скелетное строение рук (рост, вес, сложениетела) Сила мышц, связок, ладоней, пальцев и т.д. Гибкость суставов и пластикаигрового аппарата: растяжка разгибателей и сгибателей, запястья, лучезапястья(ротация). Подвижность и скорость игрового аппарата пианиста: это беглость пальцев, их дифференциация. Выносливостьигрового аппарата пианиста («долго, громко и быстро»)

 

Координация игровых движений. Создание двигательных стереотипов. 4
Координация крупных рациональных игровыхдвижений на основе метра, фразы, периода, общей формы, стиля и музыкального образа произведения. Подчинение движений музыкально-художественным представлениям. I –Фундамент техники –это контакт с инстр-ом на 5 приципах; II –это развитие беглости и дифференциации пальцевпианиста; III – развитие скорости слухаи слухового представления и воображения Организация артикуляционных, ритмических, динамических, интонационных–правильных рациональных движений. «Динамический стереотип»для каждого вида техники и фактуры: - полифон. (2-х и 3-хголосие), 3-хслойная романтическая, танцевальные 2/4, ¾, 4/4, 3/8, 6/8, и т.д.
Автоматизация двигательных процессов. Создание устойчивых исполнительских навыков на основе двигательных «динамических стереотипов». 5
Гибкость и управляемостьвсеми навыками автоматизации в сценических условиях Скоростьобразования и устойчивость автоматизации всех двигательных навыков. Влияние интеллектуального развития пианиста на развитие худож. техники: уровень развития логической зоны мозга, (правое полушарие), пространственного воображения и т.д. формообразование. Обобщениедвигательных динамических стереотипов игровых движений по жанрам, стилям, размерам и т.д.
Художественная техника пианиста – это система психомоторных навыков, регулируемых слуховой и интеллектуальной сферой неокортекса мозга (система условных рефлексов). 6

 

 

Работа над гаммами

Гамма – это музыкальная линия, рисующая «устремление», «полёт», движение чувства или образа к «цели».

Развитие образно-музыкального понимания линеарной символики гаммы происходит через пение, через мелодическое представление о гамме, как о 2-х тетрахордах, через внутриладовое и гармоническое тяготение, через штрихи – легато.

Примеры: Черни соч. 299 Этюд № 1,2,5 До мажор, Бетховен Концерт №3 до минор-темавступления в оркестре, и другие примеры.

Основной способ исполнения– это перенос веса руки с пальца на палец с помощью горизонтального скользящего движения крупных частей аппарата— плеча, корпуса, а также перемещения веса тела с правой стопы на левую при игре вверх, и наоборот. (непрерывное перетекание веса руки через конец пальца в дно клавиатуры)

Вспомогательные движения – это ведущие и направляющие крупные части аппарата: корпус, плечо, локоть, пронационный и супинационный поворот кистей ппри игре вверх или вниз.

1.Формирование позиционного мышления на основе кластеров:

· играть трихорд + тетрахорд: в правой руке вверхG: 3+4+3+5; в л. р, внизH: 3+ 4+3+5.

· играть из середины в расходящемся движении двумя руками в гаммах с симметричной аппликатурой: «кластерами», «пробежками», «винтиками», и др.

· Специальные упражнения для формирования пальцевого ощущения собранности пястья - «посыпание» («солью» или «сахаром»); элементы «берёзки»: («шелест листьев»), «рыба «Глиссанда»» и др. упражнения.

· Левой рукой учить играть сначала сверху внизH чтобы сохранить у ученика понимание симметричной последовательности позиций в двух руках 4+3+4+3+4+3ç è 3+4+3+4 +3+4+3+5

2.Предварительное развитие «проблемных» пальцев (1-ого и 5-ого) и соответственно приёмов подкладывания 1-ого пальца и перекладывания через 1ый: 2-ого, 3-его, 4-ого через упражнения:

· играть «овражки», (на подкладывание 1-ого пальца под 3-ий, под 4-ый)

· играть «раскатки», упражнение для перекладывания 3-его и 4-ого через 1-ый палец

· играть «болтушки» - как «трели» между 1и 2-м звуками, между 3 и 4 –ым звуками гаммы и 5-6, 7-8.

· играть гаммы только двумя пальцами вверх и вниз каждой рукой отдельно: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

и др. упражнения.

3. Каждой рукой добиться полного ЛЕГАТО в медленных и средних темпах: четверть равна = 50-60 ударов в минуту, затем –70 ударов, затем 80 ударов, 90, 100 (на 4-ре шестнадцатых) с пением со словами:

§ «Я иг- ра –ю на ро - я - ле, я иг— ра - ю, как по - ю.»

· «Я иг----ра---ю на ле--га---то связ—но, связ—но, как по—ю»

· Я умеренно шагаю, модерато я играю»

· «Мои пальцы побежали на АЛЛЕГРО заиграли»

· «На крещендо звук усилить, на диминуэндо увести»

§ «Я играю всё стаккато: прыг-скок, прыг-скок, прыг да скок» и т. д.

4. Развитие независимого пальцевого удара через специальные упражнения:

· играть с приготовлением пальца с «места», т.е. с клавиши,

§ играть с приготовлением пальца с «замахом» над клавишей

§ играть с приготовлением следующей клавиши (пальца) одновременно с игрой предыдущего,

§ играть в пунктирном ритме для активизации снятия пальца, играющего короткую ноту,

§ играть пробежки -остановки для активизации пальцев, играющих быстрые пассажи: ♬♬♩♬♬♩♬♬

· играть трели между двумя соседними звуками с подтекстовкой и акцентами на 1-ом звуке из 4-х и т.д.

5. Учить различными ритмическими рисунками: (триолями, пунктирами, ломбардскими ритмами) с пением со словами:

· «Тан -цы, тан- цы, тан-цы, тан—цы, как хочу я танцевать: вальсы, польки, и мазурки, полонезы и фокстрот.» и др.

· «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах»

· «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»

· «Я умеренно шагаю, модерато я играю «Я умеренно шагаю, модерато я играю

· На триоли: «Эти триоли играются чётко и счёт будет: раз-два-три, раз-два-три раз»

· Французский пунктир, ломбардский пунктир и др. упражнения.

 

Гаммы – основа виртуозности:

«Гаммы надо играть у поительно, с наслаждением и красивейшим звуком на легато» утверждал один из великих пианистов 20-ого века Г.Г. Нейгауз. «Гамма – это красивейшая мелодия».

 

Самая симметричная гамма и самая удобная для руки пианиста это Ми-мажор! А так же Ми-бемоль мажор, и До маж; ми-минор гармонический, до мин. гарм, т.е. все гаммы - условно симметричные по клавиатурному рельефу

· учить рельеф гамм по позициям: 3 + 43+ 4, 3 + 4, 3 + 5 в правой руке и

 

· -----------//-------------------//------- 5+ 3, 4+ 3, 4+ 3, 4+ 3 в лев, руке (в до маж.) отдельно каждой рукой:

пр.р.Gá, а лев.р. обязательно сначала сверху вниз HiÈ.

· играть упражнение в виде «кластеров»: трихорд+тетрахорд, отдельно каждой рукой,

· играть упражнение в виде кластеров - «винтиков»- отдельно каждой рукой, на leggiero!

 

· играть позиционными кластерами обеими руками вместе на 4 октавы:

пр.р. 3 + 4, 3 + 4, 3 + 4

и л. р. 4 + 3, 4 + 3, 4 + 3 одновременно!!!

 

· игратьупражнение «пробежки – остановки» по позициям 3+4, с остановкой на крайних звуках (пальцах) —на 3-ем, на 4-ом в правой рукеG, на 1-ом пальце делать остановку, играя вниз; то же самое в левой руке.

· играть только крайние звуки позиций каждой рукой отдельно, на 4-ре октавы ái, без остановки (упражнение Нейгауза)

· играть раскатки по позициям, с остановкой на последнем звуке со словами: «я весёлый бегемот, вот у меня разболелся живот»

· играть пунктиры: qk x qk x qk x qk и x q k x q k x qk x q

· играть гамму только 1ым и 2ым пальцами, а так же 1+3, 1+4, 1+5, по любым клавишам!

· играть в разных ритмах с акцентами: по 2-ноты на один толчок, по 3 (триолями), по 4-ре (квартолями), по 5(квинтолями), по 6(секстолями), по 7(септолями)

· играть трелями: 1-ая нота со 2-ой; 3-я с4-ой, 5-ая с 6-ой, 7-я с 8-ой, 9-ая с 10-ой, как дуолями, так и триолями.

· играть 2-ва звука легато, следующие 2 звука играть стаккато, и наоборот.

· играть, прибавляя по звуку, с акцентом и остановкой на последнем звуке, разгоняясь постепенно, с темпа «анданте» до «престо» (упражнение «стоп-кадр»).

· играть совмещённые штрихи: пр.р. играет легато, а левая рука одновременно играет стаккато, и наоборот

· правая рука играет триоли, а левая рука играет дуоли, и наоборот.

· прав. р. играет ровно по восьмым, а левая пунктир, и наоборот.

· играть упражнение «Хозяйка и служанка»: пр.р. играет свои полные позиции, а л.р. «огрызки» от своих позиций, т.к. зависит от своей «хозяйки». И наоборот: л.р.играет полные (правильные позиции), а пр.р. «огрызки».

· играть с яркой динамикой на одной динамической волне, и на двойной волне (по 2-октавы крещендо) с наполнением и уплотнением уровня веса руки с 1-ого на 2-ой или 3-ий.

 

Играя в подвижном темпе помнить о горизонтальных движениях крупных частей аппарата:

· о ведущем линию плече, верхней части туловища, а также об опоре на левую ногу при движении вверх, и на правую ногу при движении вниз.

· о супинации и пронации лучезапястных суставов («рулить» как «на велосипеде») и др. упр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.01 с.)