Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В основных фортепианных формулахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Техника в широком смысле — это не только скорость, сила, выносливость, но и навыки туше, умение фразировать, владеть нюансами динамики, артикуляции, выразительным интонированием, управлять сценическим временем, формой исполнения и т.д.. Понятие техники — комплексное, как суммы средств исполнителя, его индивидуальных представлений и ощущений. Техника в узком смысле — это техническая оснащённость пианиста, скорость, ловкость, беглость, знание всех основных формул и приёмов. Педагогу важно осознавать, как происходит процесс формирования и развития техники в узком понимании – как «БЕГЛОСТИ». В основе развития техники лежат процессы формирования условных рефлексов на основе 3-х главных идеомоторных актов: · слуховых представлений (высота звука, интонация, тембр, динамика, артикуляция) · психоэмоциональных представлений (память о пережитых эмоциях, интеллект, воображение)- образы реальности, · моторно-двигательных представлений – мысленное совершение движения, двигательные ассоциации. · Первая Основа техники пианизма – это «контакт с клавиатурой» на основе: · Гравитации, земного тяготения (падения руки вниз); · На основе нажимно-толчкового контакта с быстрым освобождением руки (как естественный бег, прыжки, ходьба, плавание, катание на коньках, лыжах и т.д.); · «Весовой контакт» - это подвижная и многовариантная основа ф-ой техники: многообразие заключено в интонационных, метрических, динамических и артикуляционных нажимах, в зависимости от обозначений автора и типа фортепианной фактуры. · Деление веса руки на суставные весовые части: «уровни веса» - I, II, III, IV, V. · Зависимость динамики (силы-f) ф-ого звука - от высоты падения (h); - от скорости падения (v); - от массы руки или её части (m) – Все эти компоненты контролируются слуховым представлением и воображением исходя из АВТОРСКОЙ общей концепции динамической ФОРМЫ произведения.
В начальном периоде обучения формируются навыки грамотного прочтения и качественного воплощения основных приемов звукоизвлечения: non legato, staccato, Legato. Важно приучать ученика всегда слушать три фазы звука: «начало» (несколько ударно-активных колебаний), «середину» — равномерно «уходящую», и конец звука (либо наступление тишины, либо следующий цикл). Воспитывать слуховую психологию: «вести» звук, увеличивать его силу (воображением), «переливать» в следующий, и т.д. 1. Один из сложнейших приемов звукоизвлечения это: а) легато-легатиссимо (в певучей кантилене) – требует полного контакта с дном клавиатуры, но при этом и разнообразной её градации - от PP – до fff. Техническое воплощение такого контакта строится на основе 5 принципов: — «непрерывное; (непрерывность включения свободного падения веса руки) — перетекание; (звукопереливание без пауз, без выключения веса руки) — веса руки; (глубокий контакт – погружение в рояль) — через конец пальца; (нагрузка веса всей руки на каждый палец больше, чем в пассажной технике) — в дно клавиатуры». (уровни веса III-IV-V) Развивающие упражнения: — играть «весовые толчки» по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 звуков на одном движении, после «толчка» доигрывать слабые доли пальцами; играть так: аккорды, двойные терции, гаммы, октавы (это - рикошет) и т.д. Качество упражнения зависит от слухового контроля и поставленной звуковой и артикуляционной задачи; а) Звук — как проверочный критерий технического приема («условная цель»). б) Звук — это основное средство для создания художественного образа. Понятие качества звука: объемность, ясность, протяженность, певучесть, либо «рассыпчатость», четкость, звонкость, матовость и т.д. Все эти качества звука связаны с культурой звукоизвлечения, организацией пальцев и рук в клавиатурном пространстве и чутким требовательным слуховым представлением (намерением). 1. Необходимо Ясное представление качества звука («Что я хочу сделать»). 2. Необходимо Ясное представление способа звукоизвлечения («Как я буду это делать»). Трактовка фортепианного звучания разнообразна в различных стилях, эпохах, в национальных школах и у различных композиторов. Характерная черта русской фортепианной традиции — это певучая трактовка фортепиано при всём многообразии музыкальных жанров и стилей.
Второе основание техники пианиста – эторазвитие дифференциации пальцев, организация независимого, изолированного пальцевого удара. Третье основание – это знание всех основных фортепианных формул, автоматизация их исполнительских навыков: аппликатур, штрихов, динамики озвучивания.
Цель: Выработка слухового контроля и свободы всей руки, опоры в рояль, сильных, независимых, быстрых пальцев, общей гибкости. Всё играть с чёткими акцентами, с «подтекстовкой» (слова, стихи, считалки).
Схема формирования художественной техники пианиста.
Работа над гаммами Гамма – это музыкальная линия, рисующая «устремление», «полёт», движение чувства или образа к «цели». Развитие образно-музыкального понимания линеарной символики гаммы происходит через пение, через мелодическое представление о гамме, как о 2-х тетрахордах, через внутриладовое и гармоническое тяготение, через штрихи – легато. Примеры: Черни соч. 299 Этюд № 1,2,5 До мажор, Бетховен Концерт №3 до минор-темавступления в оркестре, и другие примеры. Основной способ исполнения– это перенос веса руки с пальца на палец с помощью горизонтального скользящего движения крупных частей аппарата— плеча, корпуса, а также перемещения веса тела с правой стопы на левую при игре вверх, и наоборот. (непрерывное перетекание веса руки через конец пальца в дно клавиатуры) Вспомогательные движения – это ведущие и направляющие крупные части аппарата: корпус, плечо, локоть, пронационный и супинационный поворот кистей ппри игре вверх или вниз. 1.Формирование позиционного мышления на основе кластеров: · играть трихорд + тетрахорд: в правой руке вверхG: 3+4+3+5; в л. р, внизH: 3+ 4+3+5. · играть из середины в расходящемся движении двумя руками в гаммах с симметричной аппликатурой: «кластерами», «пробежками», «винтиками», и др. · Специальные упражнения для формирования пальцевого ощущения собранности пястья - «посыпание» («солью» или «сахаром»); элементы «берёзки»: («шелест листьев»), «рыба «Глиссанда»» и др. упражнения. · Левой рукой учить играть сначала сверху внизH чтобы сохранить у ученика понимание симметричной последовательности позиций в двух руках 4+3+4+3+4+3ç è 3+4+3+4 +3+4+3+5 2.Предварительное развитие «проблемных» пальцев (1-ого и 5-ого) и соответственно приёмов подкладывания 1-ого пальца и перекладывания через 1ый: 2-ого, 3-его, 4-ого через упражнения: · играть «овражки», (на подкладывание 1-ого пальца под 3-ий, под 4-ый) · играть «раскатки», упражнение для перекладывания 3-его и 4-ого через 1-ый палец · играть «болтушки» - как «трели» между 1и 2-м звуками, между 3 и 4 –ым звуками гаммы и 5-6, 7-8. · играть гаммы только двумя пальцами вверх и вниз каждой рукой отдельно: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5. и др. упражнения. 3. Каждой рукой добиться полного ЛЕГАТО в медленных и средних темпах: четверть равна = 50-60 ударов в минуту, затем –70 ударов, затем 80 ударов, 90, 100 (на 4-ре шестнадцатых) с пением со словами: § «Я иг- ра –ю на ро - я - ле, я иг— ра - ю, как по - ю.» · «Я иг----ра---ю на ле--га---то связ—но, связ—но, как по—ю» · Я умеренно шагаю, модерато я играю» · «Мои пальцы побежали на АЛЛЕГРО заиграли» · «На крещендо звук усилить, на диминуэндо увести» § «Я играю всё стаккато: прыг-скок, прыг-скок, прыг да скок» и т. д. 4. Развитие независимого пальцевого удара через специальные упражнения: · играть с приготовлением пальца с «места», т.е. с клавиши, § играть с приготовлением пальца с «замахом» над клавишей § играть с приготовлением следующей клавиши (пальца) одновременно с игрой предыдущего, § играть в пунктирном ритме для активизации снятия пальца, играющего короткую ноту, § играть пробежки -остановки для активизации пальцев, играющих быстрые пассажи: ♬♬♩♬♬♩♬♬ · играть трели между двумя соседними звуками с подтекстовкой и акцентами на 1-ом звуке из 4-х и т.д. 5. Учить различными ритмическими рисунками: (триолями, пунктирами, ломбардскими ритмами) с пением со словами: · «Тан -цы, тан- цы, тан-цы, тан—цы, как хочу я танцевать: вальсы, польки, и мазурки, полонезы и фокстрот.» и др. · «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах» · «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то как зверь она завоет, то заплачет как дитя» · «Я умеренно шагаю, модерато я играю «Я умеренно шагаю, модерато я играю · На триоли: «Эти триоли играются чётко и счёт будет: раз-два-три, раз-два-три раз» · Французский пунктир, ломбардский пунктир и др. упражнения.
Гаммы – основа виртуозности: «Гаммы надо играть у поительно, с наслаждением и красивейшим звуком на легато» утверждал один из великих пианистов 20-ого века Г.Г. Нейгауз. «Гамма – это красивейшая мелодия».
Самая симметричная гамма и самая удобная для руки пианиста это Ми-мажор! А так же Ми-бемоль мажор, и До маж; ми-минор гармонический, до мин. гарм, т.е. все гаммы - условно симметричные по клавиатурному рельефу · учить рельеф гамм по позициям: 3 + 43+ 4, 3 + 4, 3 + 5 в правой руке и
· -----------//-------------------//------- 5+ 3, 4+ 3, 4+ 3, 4+ 3 в лев, руке (в до маж.) отдельно каждой рукой: пр.р.Gá, а лев.р. обязательно сначала сверху вниз HiÈ. · играть упражнение в виде «кластеров»: трихорд+тетрахорд, отдельно каждой рукой, · играть упражнение в виде кластеров - «винтиков»- отдельно каждой рукой, на leggiero!
· играть позиционными кластерами обеими руками вместе на 4 октавы: пр.р. 3 + 4, 3 + 4, 3 + 4 и л. р. 4 + 3, 4 + 3, 4 + 3 одновременно!!!
· игратьупражнение «пробежки – остановки» по позициям 3+4, с остановкой на крайних звуках (пальцах) —на 3-ем, на 4-ом в правой рукеG, на 1-ом пальце делать остановку, играя вниз; то же самое в левой руке. · играть только крайние звуки позиций каждой рукой отдельно, на 4-ре октавы ái, без остановки (упражнение Нейгауза) · играть раскатки по позициям, с остановкой на последнем звуке со словами: «я весёлый бегемот, вот у меня разболелся живот» · играть пунктиры: qk x qk x qk x qk и x q k x q k x qk x q · играть гамму только 1ым и 2ым пальцами, а так же 1+3, 1+4, 1+5, по любым клавишам! · играть в разных ритмах с акцентами: по 2-ноты на один толчок, по 3 (триолями), по 4-ре (квартолями), по 5(квинтолями), по 6(секстолями), по 7(септолями) · играть трелями: 1-ая нота со 2-ой; 3-я с4-ой, 5-ая с 6-ой, 7-я с 8-ой, 9-ая с 10-ой, как дуолями, так и триолями. · играть 2-ва звука легато, следующие 2 звука играть стаккато, и наоборот. · играть, прибавляя по звуку, с акцентом и остановкой на последнем звуке, разгоняясь постепенно, с темпа «анданте» до «престо» (упражнение «стоп-кадр»). · играть совмещённые штрихи: пр.р. играет легато, а левая рука одновременно играет стаккато, и наоборот · правая рука играет триоли, а левая рука играет дуоли, и наоборот. · прав. р. играет ровно по восьмым, а левая пунктир, и наоборот. · играть упражнение «Хозяйка и служанка»: пр.р. играет свои полные позиции, а л.р. «огрызки» от своих позиций, т.к. зависит от своей «хозяйки». И наоборот: л.р.играет полные (правильные позиции), а пр.р. «огрызки». · играть с яркой динамикой на одной динамической волне, и на двойной волне (по 2-октавы крещендо) с наполнением и уплотнением уровня веса руки с 1-ого на 2-ой или 3-ий.
Играя в подвижном темпе помнить о горизонтальных движениях крупных частей аппарата: · о ведущем линию плече, верхней части туловища, а также об опоре на левую ногу при движении вверх, и на правую ногу при движении вниз. · о супинации и пронации лучезапястных суставов («рулить» как «на велосипеде») и др. упр.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.01 с.) |