Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальность как свойство аудиально развитой личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Голос, интонация, тембр Голос — это единственный живой музыкальный инструмент, который от природы обладает интонацией. Интонация, т. е. духовное начало музыки, зависит от исполнителя. Не случайно одно и то же инструментальное произведение, исполняемое различными музыкантами, всегда звучит по- разному. Интонация представляет собой осмысленную эмоцию, которая ведет к правильно выбранному тону, передает характер, настроение отдельного мотива или целого музыкального произведения. У музыкального инструмента отсутствует эмоциональная окраска звука. Музыка одухотворяется посредством интонирования душевных движений музыканта. Но интонирует не только человек, а все живые существа. Звуки, издаваемые ими, несут интонационный смысл, хотя такое интонирование «обслуживает» биологические потребности. Живые существа способны пищать, скрипеть, шуршать, жужжать, звенеть, выть, хрипеть, шипеть, кричать, рычать и т.д. Практически всем звукам и шумам может подражать человек, но красота человеческого голоса заключена в выразительности, благородстве, «очеловечивании» звука. Каждый звук неповторим по интонации и тембру. Тембр мягкого, нежного, певучего женского голоса сравнивают со звучанием скрипки. М. Горький, услышав впервые баритоновый голос Чехова, поразился его тембру и сравнил со звучанием виолончели. Интонация — это индикатор состояния, она постоянно меняется. Тембр — это качество живого голоса и всего звучащего. В отличие от интонации, тембр — устойчивое качество, передающее характерные признаки люоого вибрирующего тела. Тому подтверждение — физическая характеристика тембра. Интонация как состояние, тембр как насыщенность, динамика как энергия (интенсивность), тон как стиль характеризуют человека в целом на основе его голоса. Тембр происходит от французского timbre, что значит «первоисточник», т. е основа звука. Данная характеристика подтверждается исследованиями звука как физического явления. Известно, что струна колеблется не только всей длиной, но одновременно ее частями: половинкой, третями, четвертями и т. д., таким образом, основной тон сопровождается обертонами или гармониками. Наибольшую амплитуду имеет основной тон, потому лучше слышится. Чем выше обертоны, тем они тише. Это натуральный звукоряд, который теоретически бесконечен, а практически имеют значение лишь 16 слышимых обертонов, придающих голосу окраску. Интонация может изменять основной тон до бесконечности, пока не сольется с другим тоном. Известно, что певец может интонировать четверть, восьмую часть тона, т. е. «уходить» от чистых тонов. Блестящий пример интонирования вне тонов — это пение известной певицы Инны Сумак, которая обладала не только огромным диапазоном, но и пела вне традиционной 12-тоновой системы. Такие возможности имеет любой человеческий голос. Но обучение на музыкальных инструментах или пение под фортепиано лишает человека этой способности. У пианистов нередко голос не обладает красивым тембром, а если его и удается развить, то это вопреки природе, так как тоновая и полутоновая система инструмента не позволяет пианисту естественно развить голосовую мышцу и воспроизводить невероятно большое количество интонационных переходов ог тона к тону. Он «осваивает» тоновое и полутоновое интонирование подобно строю музыкального инструмента. Развить крепкие, интонационно богатые голоса можно лишь при пении без сопровождения. Пение и аккомпанемент — это диалог между голосом, инструментом, равнозначный многоголосью, которое дети осваивают на более позОней ступени развития голоса. Тембру в музыкальном воспитании отводится второстепенное значение. Определив тембр как окраску и устоявшееся конкретное качество звука, обычно его связывают с характером звучания голосов или музыкальных инструментов. Тембр не может быть одномерной величиной, так как это сложное, объемное качество, подобно неповторимому интерьеру квартиры, заполняющему все пространство помещения. Мы выделяем несколько основных признаков тембра. Во-первых, тембр — это не только музыкальное явление, он присущ всему звучащему миру, в том числе и музыке. Здесь тембр как колорит, окраска звука полностью подчиняется законам синестезии: слышим, ощущаем, представляем и осмысливаем качество звука в сравнениях, образах, эмоциональных характеристиках. Синестетическая природа тембра заключается в том, что способы раздражения органов ощущения (звуком, цветом и т.д.) различны, а возникающие чувства, эмоции, состояния едины вне зависимости от характера источника, способа раздражения. Во-вторых, тембр — относительно постоянное качество, оно может меняться лишь благодаря яркой, выразительной интонации, как, например, меняется характер человека, если он изменит свои привычки. Это касается и голоса человека, и звучания музыкального инструмента в зависимости от исполняемого произведения и исполнителя. Иными словами, тембр и интонация — носители духовного начала звуков и музыки. В-третьих, живой тембр, т. е. тембр голоса, зависит от опыта, чистоты помыслов, от привычек и социального окружения человека. Если ребенок говорит неправду, то его может выдать голос: интонация может выразить неуверенность, тембр может стать неприятным, напряженным. Внутреннее состояние, отношение к сказанному выражается в качестве, характере речи, т. е. в тембре, интонации. Если человек спокоен, рассудителен, то и речь его плавная, мягкая. Отчаяние, агрессия выражаются в крике, напряжении, голосовом зажиме. Дети на переменах нередко поднимают такой шум и крик, что на занятиях очень трудно привести их в чувство. Сосредоточиться на чем-либо, гармонизовать чувства дети смогут лишь в том случае, если научатся управлять своим голосом, облагораживать его. Начинать следует с прислушивания к собственному голосу. Самостоятельно регулировать внутренние переживания возможно через внешние проявления, т. е. благодаря прислушиванию к тембру голоса и поиску выразительной, благородной мягкой окраски, что формирует красивый голос. Специальные упражнения по развитию выразительного голоса описаны в параграфе «Тембровое фантазирование». Огромное воздействие на формирование тембра голо са оказывают родители. Ребенок, активно осваивая речь, непроизвольно копирует взрослых и осваивает различные интонации, тембровые окраски, речевые акценты и другие выразительные особенности голоса. Например, в словах ребенка, который жалуется учительнице, копируя свою бабушку: «Мария Ивановна, а Маша бегает по лужам, она может простыть», мы можем услышать интонацию его бабушки. Таким образом ребенок лишается звонкого детского голоса, превращая его в голос маленькой старушки. Ребенок может непроизвольно повторять хриплое покашливание больного дедушки, которое он слышал, будучи в шестимесячном возрасте. Естественно, ребенок этого не помнит, но мышцы, голосовые связки «запомнили», «записали» голос дедушки и могут свободно воспроизвести его в подобной ситуации. А. Менегетти убежден, что тон голоса человека «кодируется» в памяти ребенка и затем ассоциируется с его эмоциональным состоянием. Так, один итальянский певец, будучи пациентом Менегетти, рассказывал, что его четырехлетняя дочь обратилась к нему с вопросом в тот момент, когда он репетировал: «Папа, почему ты всегда споришь, когда поешь?» Голос — это зеркало души, которую можно понять, научившись не только слушать и слышать тембр и интонацию голоса собеседника (которым может быть музыка), но и осмысливать, выражать отношение к происходящему через тембр и интонацию своего голоса А посредством игры на музыкальном инструменте можно передавать огромное богатство уже имеющихся в памяти состояний и переживаний. Это понимали еще в древности. Пение, игру на музыкальных инструментах люди считали способом общения с богами. Причем, в отличие от католицизма, где в храме допускается звучание музыкального инструмента — органа, в православии только через живой голос, пение человек обращается к Богу. Работе над тембром как средству аудиальной, и же музыкальной выразительности, необходимо уделять внимание на уроках музыки постоянно и систематически. Методы подобной работы описаны в параграфе «Тембровое фантазирование». Тембровое богатство голоса является условием управления внутренними состояниями, эмоциональными процессами человека и основой предмузыкального развития детей. Жесты, речь, пение Внутренние состояния 'мысли, чувства, эмоции) нередко выражаются в жестах, мимике, интонации, в употреблении слов. По движениям и жестам можно определить, насколько ребенок в данный момент свободен или зажат, активен или пассивен, опечален или радостен, открыт или замкнут. При рождении ребенка его жесты, мимика, позы явля ются не только способом активной деятельности, но и способом «мускульного вчувствования» (термин К. Гроса) услышанных слов, речи взрослых. Дети младшего школьного возраста, особенно первоклассники, также мышечно осваивают письмо, счет. Развитие голоса в процессе речи и пения становится возможным лишь при условии соматического «приятия» звуков. Чтобы улучшить интонирование, развить слух и голосовые возможности ребенка, учителю необходимо помочь ему избавиться от напряжения, зажимов. Можно подобрать комплекс движений, жестов, ритмических упражнений, которые раскрепощают, освобождают тело, голосовые связки от зажимов, тогда интонация может исправиться сама собой. Любой зажим в теле может стать причиной немузыкальности ребенка. Неточно интонирующие при пении дети («гудошники») обязательно имеют мышечные, мускульные зажимы. Чистота пения возможна лишь при полной соматической свободе. Сами мышцы также издают различные тоны, поэтому не случайно о пластичных, выразительных движениях человека говорят, что они музыкальные. Грация — это музыка в жестах, мимике, движениях. Наиболее грациозными представляются оптимальные движения, которые доведены по количеству до минимума, по качеству до пластического выражения музыки каждой частью и мышцей тела. Когда ребенок перестает нуждаться в движениях во время речи или пения — это значит, что он перевел движения во внутренний план, на уровень мелкой мускулатуры и невидимых мышечных сокращений и расслаблений. Такое пение всегда наполнено искренним легким волнением, которое «прочитывается» шестым чувством. Только тогда исполнитель и песня становятся единым целым. По этому поводу Б. Асафьев сказал, что песня — это мелодический рельеф, свойствами которого являются ясность рисунка, пластичность, обобщенность, понятность, экономичность, сжатость, эластичность[26]. И тогда, отказавшись от спонтанных жестов, можно ввести в процессе пения жесты как средство выразительности. Вспомним царственные жесты Н. Брегвадзе. Еще цо начала исполнения романса мы ощущаем движение души певицы, вхождение ее в образ. Движения кисти руки, которая изящно ложится на крышку рояля, медленный грациозный поворот головы, еле заметное движение корпуса создают чарующую напряженную атмосферу слушания, точнее сверхслушания, и единения певицы с залом. Эта своеобразная слитность движения, пения и слова дает ту гармонию тела, души и разума, которая называется духовностью. Жесты, мимика, движения тела становятся гибким, настроенным на музыкальное произведение инструментом. Текст, стихи — выражение смысла, идеи музыкального произведения. Выразительность человека начинается с выразительности речи. Речь начинается с жеста, явного или подразумеваемого. Мелодия, исполняемая голосом, становится энергетической ажурной тканью музыки. Только так оживает музыка, становится духовно осязаемой и не всегда осознаваемой человеком, но всегда вдохновляющей его. Создание особой вдохновенной атмосферы в процессе пения и слушания музыки — сложное, но необходимое условие полноценности восприятия и исполнения музыки. Прежде всего, необходимо позволить детям сидеть на уроке свободно. Складывая руки, как требует школьный этикет, дети «закрываются» в себе, представляют собой замкнутую систему, что ограничивает не только их певческие возможности, но и энергетический контакт с учителем. В песне особое смысловое значение имеет слово, стократ усиленное музыкой: мелодией, ритмом, динамикой. Поэтому любой незатейливый текст становится эмоционально заряженной мыслью, пронизывающей человека. Необходимо очень серьезно отбирать тексты песен для исполнения их детьми. Нередко тексты песен, которые звучат вокруг, по телевидению и радио, несут огромный разрушительный заряд: «Ох, ох, что ж я маленьким не сдох...»; «А я, тупица, гуляю по Москве, и мне не спится, и дырка в голове»; «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать». Такие мелодии с текстом «застревают» в голове детей, у которых подобные проблемы: ребенок агрессивен, недолюблен родителями или имеет комплексы неполноценности. Эти комплексы усиливаются под воздействием музыки и многократно повторяющегося негативного текста. Жесты, позы, движения имеют также социальное значение и выражают отношение к окружающим людям, событиям, а также передают внутреннее состояние детей. Очень важно помочь детям разбираться в характере телодвижений и управлять ими. Покажите детям различные позы: сидеть развалившись, упереть руки в бока, скрестить на груди и т.д. Попытайтесь с ними определить значение каждой позы и возможность работать в «подтянутом», но не зажатом положении. Проследите на занятии за позами детей и обратите их внимание на тех, кто очень выразителен в процессе пения и слушания, а не на тех, кто сидит неудобно. Детям можно показать жесты, передающие различные эмоциональные состояния, например: восхищение (аплодисменты), одобрение (поднятие большого пальца вверх), затруднение (почесывание затылка), прощание рукой (помахивание), порицание (погрозить указательным пальцем). Интересным для детей станет знакомство с жестами народов мира. Вот один из примеров. В Тибете высунутый язык означает: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен!» (Вряд ли стоит пользоваться таким жестом, если вы не в Тибете.) Эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат кулаком по голове или по плечам. Лапландцы трутся носами. Можно предложить детям перед пением упражнения с использованием некоторых жестов из «лексикона» разных народов. Например, упражнение «Лев» и тибетское приветствие. Дети садятся в позу сфинкса, положив руки на колени, ладонями вниз, с прямой спиной и твердой шеей. На выдохе дети, высунув язык, произносят «ххх-аа». Повторив это упражнение несколько раз, дети могут повернуться и очень серьезно «поздороваться» по-тибетски друг с другом. Такие и подобные жесты оживляют задания, делают их эмоциональными, образными, осмысленными и, самое главное, снимают внутреннее напряжение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.013 с.) |