Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 2. Смысл жизни и призвание педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: Осмысление различных философских подходов к смыслу и назначению человеческого бытия, развитие смысложизненных ориентаций студентов. Примерное содержание занятия 1. Рефлексия эмоционального состояния в начале занятия. 2. Индивидуальная работа участников с заданием «Альтернативный выбор»: Разные люди видят жизнь по-разному, но каждый из нас должен найти смысл в своей собственной жизни. Итак, что думают люди о смысле жизни? · Жизнь – путь к победе. «Veni, vidi, vici – пришел, увидел, победил». Ю.Цезарь. · Жизнь – миссия. «Поиск смысла – это поиск цели, задачи, общего дела». Н.Ф.Федоров. · Жизнь – игра. «Весь мир театр, а люди в нем актеры». В.Шекспир. · Жизнь – поиск Бога. «Ты создал нас, и нашим сердцам не ведом покой, пока не придут они в обитель Твою». Августин. · Жизнь – служение другим. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П.Чехов. · Жизнь – любовь .«Никого не любить – значит не жить». Франсуа Фенелон. · Жизнь – счастье. «Жизнь – это дар, жизнь – это счастье, каждая минута которого могла бы быть веком счастья». Ф.Достоевский. · Жизнь – творчество. «Творчество – это природный смысл жизни». Н.Рерих. · Жизнь – лабиринт. «Жизнь – это неровное, неправильное и многообразное движение». М.Монтень. · Жизнь – вечное обновление. «Жизнь человеческая должна всегда походить на эту реку, текущую передо мной: постоянно одно и то же русло и в нем каждый момент свежая вода». Г.Торо. · Жизнь – постоянные перемены. «Познал восторг – познай страданье. Раз я меняюсь – я живу…Застыть пристойно изваянью, а не живому существу». И.Северянин. · Жизнь – труд. «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье». К.Ушинский. · Жизнь – борьба. «Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба». В.Белинский. · Жизнь – следование чувству долга. «Самое высшее удовольствие в жизни – сознание выполненного долга». У.Гэзлитт. · Жизнь – страдание. «Родился, жил в слезах, в слезах и умираю». А.П.Сумароков. · Жизнь – путь к смерти. «Первый шаг младенца есть шаг к его смерти». К.Прутков.
Выберите 3 высказывания, с которыми Вы прежде всего согласны, и поставьте около них цифры 1,2,3 по степени их значимости для Вас и знак «плюс». Поставьте такие же цифры со знаком «минус» около тех высказываний, с которыми Вы не согласны. 3. Каждый участник озвучивает свой список и комментирует сделанный выбор, отвечает на заданные вопросы. 4. Обсуждение разных точек зрения.
5. Выступление творческих групп: представление философских концепций, ответы на вопросы. 6. Дискуссия. Вопросы для обсуждения: — Почему вопрос смысла жизни вновь и вновь возникает перед человечеством? Это проблема, которая волнует только философов или она одинаково важна для каждого человека? — Какая из систем философских взглядов ближе вам, почему? — Всякий ли человек обретает смысл своего существования? — Что побуждает человека к поиску смысла? — Что может стать смыслом жизни современного человека, вашим смыслом? — Почему так важно для учителя жизненное самоопределение? 7. Подведение итогов. Коллективный анализ. Задания для самостоятельной работы 1. Самоописание (самоисповедь) на одну из тем: «Я в поисках смысла», «Какие идеи лежат в основе моих жизненных установок», «Мое жизненное кредо», «Философия моей жизни» (по выбору). 2. Герой романа М.Лермонтова Печорин страдал от ощущения бессмысленности своей жизни: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные…Но я не угадал этого назначения…» А в чем Вы видите ваше предназначение, вашу жизненную задачу? Связана ли она с вашей будущей профессиональной деятельностью? Насколько готовы к ее выполнению? 3. Ознакомление с материалом по теме: «Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности». Занятия 3-5. Способы самопознания и саморазвития. Цель: Осознание студентами своих состояний с помощью релаксации, концентрации, визуализации и рефлексии, освоение приемов самопознания, саморегуляции и саморазвития. Релаксация Примерное содержание занятия 1. Экспресс-анализ эмоционального состояния каждого студента. С его помощью мы фиксируем самосознание на наших состояниях до занятия и после него. Желательно эти записи вести в одной тетради, в последующем по ним можно отследить изменения, происходящие с вами. Для экспресс-анализа может быть использована шкала эмоциональных состояний или цветовая гамма. 2. Творческая разминка. Предлагается любая игра, которая создает определенное эмоционально благоприятное настроение в группе. Например, игра «Смех», позволяющая снять эмоциональное напряжение, расслабиться, легко и свободно себя почувствовать. У к а з а н и я п р е п о д а в а т е л я: На несколько секунд закроем глаза и вспомним состояние, которое каждый из нас испытал в своей жизни, когда мы смеялись безудержно, от души. Итак, сейчас мы посмеемся все вместе. Кто-то засмеется первым, а все поддержат этого заводилу смеха. Сначала смех может быть приглушенный, а затем все более нарастающий и, наконец, громкий, безудержный, эмоциональный. Взрыв смеха! Итак, начали! (Гонг, пауза 30 с.) Спасибо, спасибо. Пожалуйста, постепенно устанавливаем тишину. В заключение сеанса — несколько минут тишины. (Пауза 15 с.) Итак, вы успокоились, немножко отдохнули. Если кто-то хочет высказать нахлынувшие на него мысли — пожалуйста! 3. Рефлексия прошлого занятия. Попытайтесь проанализировать, какое впечатление у вас осталось от прошлого занятия. Какие чувства вы испытываете? Вызвало ли занятие желание размышлять, предпринять какие-то действия? Что вам больше всего запомнилось на занятии? Какие эмоции вы зафиксировали? Как вы ощущали себя в группе? Выскажите ваши предложения. 4.Сеанс релаксации — погружения в состояние полного телесного покоя. (Можно заменить сеанс погружения в состояние полного телесного покоя системой упражнений, нацеленных на овладение различными приемами релаксации.) Сеансу предшествует краткое сообщение преподавателя о сущности релаксации и ее назначении в процессе внутреннего самопознания. Ниже предлагается сам текст сеанса (разработан А. А. Востриковым. См.: Культура эмоций. — Одесса, 1989). Сеанс релаксации Сесть удобно и расслабиться. Закрыть глаза. Все, что тревожило, беспокоило, уходит на задний план. Полностью сосредоточьтесь на внутренних ощущениях и на мыслях, направленных на самовоспитание. Ваше тело занимает удобную позу и расслаблено. Это вам приятно. Прочувствуйте удовольствие от расслабленного тела. Вы занимаетесь самосовершенствованием и сейчас будете формировать у себя это нужное свойство. Вам приятен этот процесс. Начинаем формирование состояния телесного покоя при активном сознании. Внимание! Помните, самым главным вашим противником на этом сеансе является сонливость, которая часто возникает, когда мы расслабляем тело. Вы должны преодолеть эту сонливость и сохранить четкость и ясность сознания. Начинаем работу. Сосредоточились на лице. Прочувствовали лицо: лоб, веки, скулы, нос, губы, подбородок. Расслабили лицо обычным волевым усилием. Точно так же расслабили жевательные мышцы и прочувствовали, что нижняя челюсть стала свободной. Лицо полностью подготовлено для его «усыпления» с помощью мысленного самомассажа. Сосредоточились на коже лба, мысленно разгладили кожу и начали ее массировать с помощью мысленных представлений от центра к вискам. Расслабили веки. Вообразили и прочувствовали, как веки становятся тяжелыми и неподвижными. Веки слипаются, и их уже трудно открыть. Промассировали нос, скулы, виски. Промассировали губы, скулы, виски. Промассировали подбородок, скулы, виски. Замечательно! Лицо приняло спокойное бесстрастное выражение. Жевательные мышцы расслабились, нижняя челюсть слегка опустилась. Волна душевного покоя, успокоенности, комфорта постепенно охватывает все тело. Сознание по-прежнему остается ясным и четким. Мысли ясные, активные. Ваш разум обостряется, а чувства затухают. Чувства больше не влияют на ваши мысли. Все, что вас тревожило, беспокоило, вызывало напряжение, страх, ушло, покинуло вас. Взамен этого возникло чувство комфорта, удовольствия. Усилим это состояние мысленным самомассажем рук. Руки расслаблены, свободно лежат на бедрах. Неподвижны. Расслабляем руки, одновременно правую и левую. Попеременно выполняем упражнение то с правой, то с левой рукой. Прочувствовали правую руку от кончиков пальцев до плечевого сустава. Расслабили ее. Прочувствовали удовольствие от расслабленного спокойствия руки. Перенесли внимание на левую руку. Прочувствовали руку от кончиков пальцев до плечевого сустава. Расслабили ее. Почувствовали удовольствие от расслабленного спокойствия левой руки. Мысленно промассировали большой палец правой руки. Теперь указательный палец. Средний палец. Безымянный палец. Мизинец. Промассировали ладонную поверхность. Промассировали тыл кисти. Кисть стала мягкая, расслабленная, спокойная. Сделайте самостоятельно то же с левой кистью (пауза 40 секунд). Сосредоточились на правой руке. Мысленно промассировали внутреннюю и наружную поверхность предплечья. Самостоятельно промассируйте предплечье левой руки. Сосредоточьтесь на плече правой руки. Мысленно промассируйте его переднюю и заднюю поверхность, затем плечевой сустав. Сделайте то же самое с левой рукой. Чудесно! Руки расслаблены. Волна приятного покоя, удовольствия, комфорта охватила лицо и руки. Мышцы засыпают. В ответ возникает чудесное ощущение легкости, свободы, невесомости рук. Пусть это чувство нарастает, а вы тем временем перенесите свое внимание на ноги. Прочувствуйте свои ноги от кончиков пальцев до ягодиц и расслабьте их. Ваше сознание ясное. Ваши мысли четкие. Все признаки сонливости исчезают. Вам приятно и легко ощутить свои ноги расслабленными и свободными. Сосредоточьтесь на подошвах и пальцах стоп. Мысленно промассируйте подошвы и пальцы и почувствуйте, как они приятно нагреваются. Промассируйте пятку и голеностопный сустав. Прочувствуйте, как вся ваша стопа расслабилась и наполнилась приятным теплом справа и слева. Перенесите внимание на голени обеих ног. Расслабьте икроножные мышцы. Мысленно промассируйте эти мышцы на правой и левой ноге. Прочувствуйте, как приятное тепло охватывает ваши голени и коленные суставы. Перенесите внимание на бедра. Расслабьте их. Теперь промассируйте их. Прочувствуйте, как ваши бедра стали расслабленными, спокойными, теплыми. Итак, ваши ноги расслаблены. Мышцы ног засыпают от покоя и тепла. В ответ возникает удивительное чувство легкости и невесомости ног, которое распространяется и на туловище, соединяясь с чувством легкости и невесомости рук. Руки и ноги засыпают, а сознание, разум продолжают быть активными и ясными. Мысли четкие, яркие. Вы свободно отдаете себе отчет во всем, что делаете. Признаков сонливости нет. Завершаем глубокое расслабление тела. Переносим внимание на туловище. Расслабьте поясницу, спину, живот, грудь. Мысленно промассировали область поясницы. Прочувствовали, как приятное тепло охватывает ее. Расслабьте спину и начните ее мысленно массировать. Приятная волна тепла, истомы поднимается от поясницы вверх по спине, к шее, затылку. Вам приятно. Спина нагревается, и вам становится удивительно приятно и спокойно. Вы погружаетесь в удивительно нежную теплую среду. Тело испытывает особую радость. Радость мышечного покоя и мышечного удовольствия. Прочувствуйте эти ощущения. Это ощущения особого комфорта — чувства неги, истомы, необыкновенно радостного состояния. Прочувствуйте, как вам легко мыслить. Вы не испытываете сонливости при засыпающем теле. Это особое, очень приятное состояние, и вам оно легко удается. Усилим его, расслабив живот и грудь. Сосредоточились на области живота. Мысленно промассируем живот по часовой стрелке. Прочувствуйте, как в глубине живота чуть ниже пупка возникает приятное чувство тепла, которое нарастает и занимает все большее пространство. Чудесно! Перенесите внимание на грудную клетку. В области сердца возникает чувство тепла и неги. Прочувствуйте, как приятно вам дышится. Итак, мы завершаем процесс глубокого расслабления тела. Тело расслаблено. Ему очень приятно. Вы испытываете чувство удовольствия, неги, истомы, радость мышечного покоя. Сознание ясное, бодрое, а тело глубоко засыпает. В ответ на это возникает удивительное чувство легкости и невесомости всего тела. Если вы сейчас представите себя птицей, свободно парящей в небе, то вам это легко удастся. Вообразите и прочувствуйте: вы — это птица. Вы свободно парите в голубом небе. А далеко внизу под вами расстилаются поля, леса, реки, озера. Прочувствуйте счастье и радость свободного полета. Наслаждайтесь этим состоянием несколько минут. (Пауза 5 мин.) Завершаем сеанс самовоспитания. Вы выполнили поставленные перед собой задачи и овладели рядом приемов, ощущений и чувств, а также психических состояний, характерных для состояния полного мышечного покоя при активном сознании. Теперь нужно пробудить тело, вернуть ему былую активность. Начинаем мышечную активизацию. Прочувствуйте вновь свое тело. Прочувствуйте свои руки, ноги, туловище. Сосредоточьтесь на руках. Постарайтесь сжать пальцы в кулаки и прочувствуйте, как руки пробуждаются. К ним возвращается былая сила и активность. Сосредоточьтесь на ногах. Напрягите стопы, голени и бедра. Прочувствуйте, как мышцы ног активизируются. Сделайте глубокий вдох и потянитесь всем телом. Тело проснулось. Однако помните: пока вы не почувствуете, что вы полностью пробудили мышцы, не вставайте. Лучше лежа или сидя проделать активную гимнастику и только после этого закончить занятие. 5. Рефлексия состояний, ощущений в процессе сеанса и после. В о п р о с ы п р е п о д а в а т е л я: Удалось ли вам полностью расслабиться? Если нет, то что мешало? Что вы ощущали? Какие чувства, образные представления возникали в процессе? Что испытываете сейчас? Каково ваше настроение до и после сеанса? Проанализируйте, с помощью каких приемов достигается состояние полного телесного расслабления. Знаете ли вы другие способы расслабления? Назовите их. Для чего нам необходимо овладевать различными приемами релаксации? 6. Беседа: Что мы называем внутренним миром человека? Что такое самосознание? Какова роль релаксации в осознании человеком своего внутреннего мира? Концентрация 1. Упражнения на концентрацию внимания на объектах внешнего мира. У п р а ж н е н и е 1. Сосредоточение на предмете. Внимание! В вашей голове прожектор. Его луч может осветить что угодно с безмерной яркостью. Этот прожектор — ваше внимание. Управляем его лучом! В течение 2 — 3 минут «освещаем прожектором» любой предмет. Все остальное уходит во тьму. Смотрим только на этот предмет. Можно моргать, но взгляд должен оставаться в пределах предмета. Возвращаемся к нему снова и снова, разглядываем, находим все новые черточки и оттенки... У п р а ж н е н и е 2. Сосредоточение на звуке. А теперь сосредоточили свое внимание на звуках за окном (стеной) кабинета. Прислушаемся к ним. Для того чтобы лучше сосредоточиться, можно закрыть глаза. Выделим один из звуков. Вслушаемся в него, выслушиваем, держим его. Рефлексия ваших ощущений. Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на одном объекте? На чем легче удерживать внимание: на предмете или звуке? От чего это зависит? Какие свойства внимания необходимы для концентрации? У п р а ж н е н и е 3. «Войти в палец». Свободная, удобная поза. Руки лежат на коленях или подлокотниках кресла. Посмотрим внимательно на кончик своего указательного пальца. Вроде бы ничего особенного: кончик как кончик... А теперь посмотрим так, словно видим его в первый или последний раз и намерены основательно изучить... Он, только он занимает теперь ваше внимание, в нем все собралось и больше ничего интересного не существует. Только наше внимание и только на кончик пальца... теперь это единственная точка нашего мирообщения. Почувствуем, как он соприкасается с миром, с другой материей. Представьте, как от него идут импульсы, токи в мозг... Рефлексия возникшего состояния. Удалось ли перейти от внешнего созерцания к проникновению во внутреннее состояние? 4. Упражнения на концентрацию внимания на объектах внутреннего мира. У п р а ж н е н и е 4. Сосредоточение на ощущениях. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на телесных ощущениях. Направьте луч вашего внимания на ступню правой ноги. Прочувствуйте пальцы, подошву. Почувствуйте соприкосновение ваших ног с полом, ощущения, которые возникают от этого соприкосновения. Сосредоточьтесь на правой руке. Почувствуйте пальцы, ладонь, поверхность кисти, всю кисть. Почувствуйте ваше предплечье, локоть; прочувствуйте соприкосновение подлокотника кресла с вашей рукой и вызываемое им ощущение. Точно так же прочувствуйте левую руку. Прочувствуйте поясницу, спину, соприкосновение с креслом. Сосредоточьте внимание на лице — нос, веки, лоб, скулы, губы, подбородок. Почувствуйте прикосновение воздуха к коже лица. А теперь выходим из состояния релаксации. Рефлексия вашего состояния. Как вам удалась концентрация на ощущениях? На каких ощущениях вы сосредоточивались? Какие еще ощущения помогают нам целостно воспринимать окружающий мир и самого себя? У п р а ж н е н и е 5. Сосредоточение на эмоциях и настроении. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь. Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое? А теперь сосредоточьтесь на эмоциях, которые вызывает у вас это занятие. Оно вам нравится? Не нравится? Выходим из состояния релаксации. Открываем глаза. Рефлексия вашего эмоционального состояния. У п р а ж н е н и е 6. Сосредоточение на чувствах. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Выберите мысленно одного из присутствующих здесь — это может быть ваш сосед, ваш друг или любой другой человек из группы. Какие чувства вы испытываете по отношению к нему? Вы ему рады, вам он нравится, вы его не переносите, он вам безразличен? Осмыслите ваши чувства, осознайте их. Выходим из состояния релаксации. Открываем глаза. Рефлексия ваших чувств. У п р а ж н е н и е 7. Сосредоточение на мыслях. Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на потоке своих мыслей. О чем вы думали, выполняя эти упражнения? Это — концентрация сознания на потоке мыслей, то есть сосредоточение на мышлении. Теперь нужно осмыслить содержание этих мыслей. Возникает мысль о мыслях. Почувствуйте, что это такое. Рефлексия: как удалась концентрация на мыслях? Что вы почувствовали? Проанализируйте возникшие у вас мысли. 5. Обсуждение вопросов: Какие явления внешнего и внутреннего мира человека являются предметом сосредоточения? Что дает человеку концентрация на своем внутреннем мире? Какие способы осознания своего внутреннего мира, кроме концентрации, мы сегодня использовали? Объясните, где и когда мы занимались рефлексией. Что такое рефлексия? Для чего она необходима человеку? На что может быть направлена? 6. Сеанс обучения некоторым приемам самопознания (по А. А. Вострикову). Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Успокойтесь. Сосредоточьтесь на ваших мыслях. Вспомните все, что вы сделали с того момента, как проснулись. Проанализируйте ход ваших действий и поступков. В процессе этого анализа давайте оценку вашим действиям и поступкам. Всегда ли вы были правы? Не допускали ли вы сегодня ошибок? Довольны вы собой или нет? Эта деятельность будет называться самоанализом и самооценкой. Отрефлексируйте, как вы занимались самоанализом и как вы оцениваете себя. А теперь пронаблюдайте за тем, как вы сосредоточились на своем внутреннем мире и рефлексируете его. Понаблюдайте за этим умственным процессом как бы со стороны. Вам предлагается сложная умственная работа. Вы выполняете рефлексию и одновременно наблюдаете за тем, как вы рефлексируете. Надеюсь, вы с этим заданием справитесь. Этот прием самопознания называется самонаблюдением. Проконтролируйте себя, не отвлекаетесь ли вы в процессе рефлексии и самонаблюдения на посторонние мысли. Контролируйте все время, насколько глубоко вы сосредоточились на тех умственных действиях, которые вы рефлексируете. Этот прием самопознания называется самоконтролем. Упражнение закончено. Проанализируйте его рефлексию. Визуализация 1. Упражнения на оперирование чувственными образами с последующей рефлексией. У п р а ж н е н и е 1. Инструкции преподавателя: Сядьте удобно. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Мысленно и глубоко вдыхайте и выдыхайте воздух. С каждым вдохом и выдохом вы все более успокаиваетесь и сосредоточиваетесь на своих ощущениях. Дышите легко и свободно. Тело расслабляется все больше. Вам тепло, удобно и спокойно. Вы вдыхаете свежий, прохладный воздух. Вы успокаиваетесь и настраиваетесь на выполнение новой работы. Мы приступаем к овладению приемами формирования образных представлений. Я буду произносить отдельные слова, а вы должны проговаривать их про себя, сосредоточившись на их содержании. После этого вы стремитесь представить образы услышанных слов. Начнем со зрительных образов: 1) апельсин, 2) море, 3) поляна, 4) цветы, 5) птица. Слуховые образы: 1) шум волны, 2) скрежет колеса, 3) звон колокольчика, 4) звуки скрипки, 5) завывание ветра, 6) эхо. Телесные представления: 1) прикосновение к шелку, 2) колючий снег, 3) прикосновение к липкому предмету, 4) холодный ветер, 5) горячий пар. Осязательные и обонятельные образы: 1) вкус только что разрезанного лимона, 2) вкус шоколада, 3) икра: красная, крупная, 4) аромат розы, 5) запах моря, 6) свежесрезанный гриб. У п р а ж н е н и е 2. «Белая обезьяна». Сядьте удобно. Закройте глаза. Поднимите руку. Сосредоточьтесь на своих ощущениях. А сейчас постарайтесь не думать о белой обезьяне. Как только подумаете о белой обезьяне — опустите руку. Проанализируйте, удалось ли выполнить задание? Если удалось, то каким образом? Обсуждение приема «вытеснения» одного образа другим и его роли в саморегуляции и самовоспитании. У п р а ж н е н и е 3. Саморазвивающиеся представления. Сядьте уютно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Делаем глубокий вдох и выдох. Сосредоточимся на своих ощущениях. А теперь попытаемся воссоздать в своем воображении целостную картину, целостный образ. Представьте себе пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы в купальном костюме. С наслаждением вытягиваемся на песке... Смотрим в море. Барашки. Головы купающихся... Рассмотрим получше линию горизонта. Что там появилось? Всматриваемся внимательно... А что происходит вокруг, на берегу?.. Солнце палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок. Хочется искупаться... Входим в воду... Чувствуем ее прикосновение... Какая она?.. Образы уходят. Сосредоточили свое внимание на своем теле. Сжали руки. Открыли глаза. Рефлексия: удалось ли увидеть всю картину, вызвать соответствующие телесные ощущения? Какие образы возникали? У п р а ж н е н и е 4. Формирование зрительных представлений абстрактных понятий. 1). Введение в состояние релаксации. 2). Выполнение более сложного задания. Инструкция преподавателя: Сосредоточьтесь на своих ощущениях, активизируйте свою эмоциональную память. Я буду называть абстрактные понятия, постарайтесь увидеть образы, которые с ними ассоциируются: Счастье свобода покорность 3). Рефлексия ощущений, возникающих образов. 2. Обсуждение вопросов: Какие образы вам легче удавалось воссоздавать? Что помогало вам воссоздавать образные представления, что мешало? Какую роль выполняет визуализация в самопознании и самосовершенствовании? 3. Подведение итогов занятия: Экспресс-анализ эмоционального состояния: выразить одним словом свое эмоциональное состояние в конце занятия. Задания для самостоятельной работы 1. Изучение теоретического материала по теме: «Я-концепция учителя». 2. Выполнение упражнений на освоение различных приемов релаксации, концентрации и визуализации. Самоанализ возникающих состояний. Занятие 6. Образ «Я» Цель: Способствовать осознанию своего «Я», стимулировать потребность в самосовершенствовании путем создания ситуаций нового видения себя. Примерное содержание занятия 1. Рефлексия прошлого занятия: Какие состояния вы испытывали в период между занятиями? Какое настроение преобладало? Было ли состояние подъема, покоя сразу после занятия? В течение какого времени вы сумели его сохранить? Как вы реагировали на отрицательные воздействия?1 2. Творческая разминка «Здравствуй, я рад тебя видеть...» Участники группы обращаются друг к другу по очереди. Заканчивая фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть...», нужно сказать что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне. 3. Выполнение упражнений. У п р а ж н е н и е 1 на актуализацию эмоциональной памяти (см. микропрактикум — Тема 3). У п р а ж н е н и е 2. «Кто я?» Напишите в столбик цифры от 1 до 20 и 20 раз ответьте на вопрос «Кто я?»; используйте характеристики, черты, чувства и интересы для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «Я —...». В завершение работы каждый может громко прочесть свой перечень остальной группе и отрефлексировать те ощущения, чувства, эмоции, мысли, которые возникали в процессе выполнения этого задания. После этого участники образуют группы по 2 — 3 человека и зачитывают друг другу листки с самоописанием, одновременно заполняя предложенную ниже схему. Это задание позволяет выявить особенности индивидуального самовосприятия, осмыслить, насколько целостен образ собственного «Я».
У п р а ж н е н и е 3 на развитие углубленного самопознания (с использованием фоновой музыки). Закройте глаза, полностью расслабьтесь, отвлекитесь от всего внешнего и полностью погрузитесь в себя, почувствуйте свое тело, свое настроение. Мысленно повторяйте: «Перед моим внутренним взором появляется образ. Образ становится все более четким. Образ ясно стоит передо мной. Образ показывает мне, кто есть «Я». Рефлексия. Удалось ли вам вызвать образ? Какие ощущения, чувства вы при этом испытывали? Что мешало вам сделать этот образ более четким? Каковы ваши впечатления? Что нового вы открыли для себя? У п р а ж н е н и е 4. «Ищем секрет». Попробуйте отыскать в себе скрытые возможности следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он — орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас. Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваш секрет, может ли он воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас? Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия? 4. Вопросы для обсуждения: - Из чего складываются наши представления о самих себе? - Какую роль играет самооценка в формировании образа «Я»? - Почему образ «Я» не всегда соответствует нашей истинной сущности? - Какие чувства вы испытывали при выполнении упражнения? Задание для самостоятельной работы Напишите себе письмо. Попытайтесь в нем дать ваше реальное видение себя. Будьте максимально откровенны. Опишите все, что вас волнует, радует, что мешает в своем самовыражении. Пусть это будет письмо-обращение к самому себе. Можете ваше обращение записать на магнитофон. Вслушайтесь в себя! Что содержит ваше послание — тревогу, надежду, радость? Нет ли в ваших сообщениях противоречий? Возьмите за правило делать это каждый раз, когда вам трудно, когда ощущаете необходимость излить свои чувства, лучше понять себя, свои побуждения. Занятие 7. Самораскрытие. Принятие себя Цель: Осмысление самораскрытия как способа гармонизации внешнего и внутреннего «Я» и построения значимых отношений с окружающими, формирование позитивной Я-концепции. Примерное содержание занятия 1. Рефлексия прошлого занятия и процесса выполнения домашнего задания. 2. Творческая разминка Преподаватель сообщает правила игры: ведущий называет определенный признак, свойство человека, характеризующее внешность, эмоциональное состояние, интересы, ценности и т. д. Все, кому данный признак или свойство присущи, должны пересесть, поменяться местами. Например: всем, кто с бусами, пересесть; всем, кому нравятся наши занятия, пересесть; всем, кто оптимист, пересесть. Начинает игру преподаватель. Затем назначается новый ведущий (по желанию), он импровизирует, придумывая другие свойства и признаки. 3. Упражнения на самораскрытие. У п р а ж н е н и е 1. «Конверт откровений». Преподаватель предлагает каждому студенту вынуть из конверта вопрос, написанный на полоске бумаги, и ответить на него. Начинает он сам. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу (обычно такое желание возникает у самих участников). Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует членов группы, узнать, каковы их ценности, убеждения и т. д. Примерные вопросы: Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это? Если бы вы смогли на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы вы для этого выбрали? Почему? Если бы добрая фея обещала выполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали? Если бы вы в течение одного дня были невидимы, то как бы вы этим воспользовались? Ваша любимая книга? Какого человека вы считаете великодушным? По каким критериям вы выбираете себе друзей? В какой стране вы хотели бы жить? Если бы вам предложили наметить план вашей жизни, какими бы были три самые главные цели? Чем вы любите заниматься в свободное время? Если бы вам не мешали всевозможные жизненные обстоятельства, то в какое учебное заведение вы бы поступили? У п р а ж н е н и е 2. «Интервью». Один из участников садится в центр круга. Группа задает ему 5 вопросов. Это могут быть вопросы в рамках определенной социальной роли или любые другие. Например, вопросы как студенту, как будущему учителю, как сыну (дочери) и т. д. Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также задаются 5 вопросов, но с обязательной сменой социальной роли. У п р а ж н е н и е 3. «Сильные стороны». Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является, может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если» и т. д. Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пресекать каждую попытку самокритики, самоосуждения. Другие члены группы не задают вопросы, не высказываются, они остаются только слушателями. Через 3 — 4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся все по очереди. После этого преподаватель предлагает всем попытаться провести «инвентаризацию» своих сильных сторон и записать их в тетрадь. Затем студенты объединяются в группы по 2 — 3 человека и обсуждают, как смогли бы они, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-то по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. В заключение участники возвращаются в общий круг и рассказывают друг другу о том, как они собираются использовать свои сильные стороны. 4. Рефлексия студентами своего состояния в процессе выполнения упражнений. Обсуждение в группе следующих вопросов: — Насколько мы были откровенны? — Что мешает открыться другим? Почему мы не всегда можем выразить свои истинные чувства, мысли, отношения? — Что такое самораскрытие? Что оно дает человеку? (Обсуждение модели самораскрытия «Окно Джогари».) 5. Самодиагностика уровня самоуважения (по Розенбергу): При ответах на формулировки шкалы пользоваться оценочной шкалой: полностью согласен - 4 балла, согласен - 3 балла, не согласен - 2 балла, абсолютно не согласен - 1 балл. 1. Я чувствую, что я достойный человек. 2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником. 3. Мне кажется, что у меня есть хорошие качества 4. Кое-что я способен сделать не хуже, чем большинство. 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться. 6. Я к себе хорошо отношусь. 7. Я в целом удовлетворен собой. 8. Мне бы хотелось больше уважать себя. 9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность. 10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош. Обработка результата: 1. Суммировать баллы по п.п. 1, 3, 4, 6, 7. 2. Суммировать баллы по п.п. 2, 5, 8, 9, 10. 3. Из первой суммы вычесть вторую. 4. К разности прибавить 15. Интерпретация результата: 30-20 баллов - уровень самоуважения высокий. Высокая активность в общении, стремление к лидерству. 9-10 баллов - уровень самоуважения средний. Активность умеренная. Зависимость от постороннего мнения, способность посчитаться с мнением других. Осторожность в ситуациях выбора (иногда избыточная). 9-0 баллов - уровень самоуважения низкий. Тревожность. Мнительность. Депрессивность. Возможны психосоматические заболевания. Необходима психотерапевтическая поддержка. 6. Упражнения на развитие позитивного самовосприятия с последующей рефлексией. У п р а ж н е н и е 1. «Контраргументы». Составьте список ваших слабых сторон. Разместите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Например:
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.107 (0.014 с.) |