Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная миссия и профессиональные функции педагогаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Смысл и значение профессиональной деятельности для человека во многом определяется ее общественной значимостью – тем, насколько она востребована в обществе и что дает для него. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее формируется и развивается не только конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентированных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность выпускников не только к адаптации к условиям социальной жизни, но и к их преобразованию. Ш.А.Амонашвили называет «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее. Безусловно, деятельность учителя социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Но это не дает право учителю оправдывать свою бездеятельность ссылками на объективные трудности. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы, иначе нельзя ожидать изменений в общественном развитии, поскольку все они – прежде всего результат изменения сознания людей. Вот почему так важно для педагога осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности, смелости в принятии педагогических решений. Осуществление учителем своей высокой социальной миссии невозможно без четкого представления о тех профессиональных функциях, которые он призван выполнять. Независимо от специфики труда каждого из представителей педагогической профессии, основное содержание и функции их деятельности составляют образование, воспитание и обучение подрастающего поколения. Образование – процесс и результат целостного становления личности: физического, интеллектуального, духовного, осуществляемого посредством приобщения ее к культуре. Этимология (происхождение) данного понятия восходит к слову «образ». Изначальный смысл образования заключается в формировании человеком в своем сознании не только образа мира, но и своего собственного образа, возрастание к лучшему, высшему в человеке. Образование продолжается всю жизнь человека и включает в себя самообразование. Но полноценное образование человека, как правило, осуществляется в целостном процессе воспитания и обучения, которым руководят и управляют опытные наставники. Воспитание – многозначное понятие. В наиболее широком смысле его употребляют для обозначения целенаправленного педагогического процесса, создающего условия для развития и целостного становления (образования) личности. Вместе с тем, оно имеет и более узкое значение. Ш.А.Амонашвили трактует слово «воспитание» следующим образом: в-ось-питание – питание духовной оси человека. Таким образом, сущность воспитания заключается прежде всего в формировании внутреннего, духовного мира человека: его интересов и потребностей, взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения и качеств личности, в которых проявляется его ценностное отношение к миру и к самому себе. Именно этот результат воспитания включает в себя понятие «воспитанный человек». Воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и посредством организации педагогом внеучебной воспитательной деятельности и создания особой воспитательной среды в учреждении образования и вне его (совместно с родителями и другими институтами социального воспитания). Обучение рассматривается как одно из ведущих средств воспитания и образования личности. Его специфика связана с тем, что это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Осуществляя воспитание и обучение подрастающего поколения, педагог выполняет важнейшую функцию образования как специфической сферы духовного производства, которая заключается в производстве самого человека как социального существа, в социализации личности. Социализация представляет собой процесс ирезультат вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Социализация включает в себя две взаимосвязанных составляющих: социальную адаптацию – приспособление личности к социальным условиям, и индивидуализацию (обособление) – осознание ею своей неповторимости, индивидуальности, внутренней свободы и независимости, возможности быть самим собой и реализовать свой творческий потенциал, обеспечивающую не столько ее адаптацию к социальным условиям, сколько готовность к их преобразованию. Педагог должен постоянно иметь в виду две эти взаимосвязанные грани социализации, так как успешная адаптация личности в обществе напрямую зависит от степени развития ее индивидуальности. Самоопределение, а не «приспособление» становится ведущим механизмом социализации в современных условиях. Учитель призван помочь молодому человеку самоопределиться в окружающем мире: в системе общественных норм и ценностей, в отношениях с окружающими людьми, обрести смысл своей жизни и учебной деятельности, которой он занимается, осуществить профессиональный выбор и самоопределение. Необходимость социализации личности диктует определенные требования к построению им своей педагогической деятельности, которая не должна сводиться к научению, а обеспечивать моделирование и воспроизводство в учебно-воспитательном процессе богатство всех жизненных отношений личности. Существенной частью социализации на этапе ранней юности выступает профессионализация личности – подготовка ее к осознанному выбору профессии и последующему освоению профессиональных образовательных программ. Реализация данной функции связана с направленностью педагога на решение следующих задач: развития смысложизненных ориентаций учащихся, осознания ими своего призвания, своих возможностей; помощи в проектировании ими своего жизненного и профессионального пути; выявления познавательных и профессиональных возможностей. интересов и намерений школьников; обеспечения высокого уровня их подготовки в областях знаний, лежащих в основе выбранной профессии; формирования готовности к самоопределению в системе межличностных и деловых отношений, овладения умениями и навыками общения; развития организаторских способностей, формирования готовности к принятию социально и профессионально ценных решений в сложных ситуациях жизни и профессиональной деятельности. Таким образом, успешность социализации и профессионализации во многом зависит от ориентации педагога на развитие индивидуальности ученика, его творческого потенциала, на становление его социальной позиции. Культурно-гуманистическая функция. Образование является главным механизмом сохранения, наследования и развития культуры общества, которая прежде всего определяет характер его цивилизационного движения вперед. Культурно-гуманистическая функция педагога заключается не только в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, но прежде всего в становлении ребенка как человека культуры, определяющего его успешное развитие и социализацию, а следовательно, качество личностного, гражданского и экономического существования. Понятие «культура» несет в себе чрезвычайно большую смысловую нагрузку. Социологи нашли для него около 500 значений. Одним из наиболее общих является определение культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности, как «совокупности способов творческой деятельности человека в области материального и духовного производства, результатов этой деятельности, способов распространения и потребления материальных и духовных ценностей, достижений человека в области организации общественных отношений, способствующих прогрессивному развитию человечества» (15, с.5). Б.Пастернак рассматривал культуру как плодотворное существование человека в мире, определяя этим ее творческую суть и деятельностную природу, ее направленность на личностный рост и духовное возвышение человека. Мера приобщения к культуре общества и способность обогащать ее своим личностным вкладом определяет степень культурного развития личности. Вот почему одна из важнейших задач педагога заключается в формировании общей культуры школьников: умственной, духовно-нравственной, эстетической, экологической, правовой, экономической, физической, технологической, культуры общения и семейных отношений и т.д. Существенными условиями реализации педагогом культурно-гуманистической функции своей профессиональной деятельности Е.В.Бондаревская видит: в отношении к ученику как субъекту жизни, способному к культурному самоопределению и саморазвитию; в восприятии педагогом самого себя как посредника между учеником и культурой, способного ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; в отношении к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития; в отношении к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры (16, с.48-49). Охрана жизни, здоровья и социальная защита детей является не менее важной профессиональной функцией учителя. Педагог должен ни на минуту не забывать о том, что он имеет дело с растущим и формирующимся (физически, духовно, социально) человеком, который подчас не в состоянии противостоять тому давлению, которое оказывает на него окружающая среда. Необходимо пресекать чрезмерное стремление некоторых учителей и родителей интенсифицировать его учебные нагрузки, не учитывая возможности детского организма и индивидуальные различия, защитить от произвола взрослых, считающих себя в праве полностью распоряжаться судьбой своих детей и учеников. Учитель должен осознавать и неустанно соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, обеспечивать охрану здоровья и жизни учеников в образовательном процессе, его защиту от неблагоприятных воздействий окружающей природной и социальной среды. Многообразие профессиональных функций позволяет рассматривать педагогическую деятельность как сложное единство различных видов деятельности, взаимосвязанных и взаимоопределяющих друг друга, обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.71 (0.007 с.) |