Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитание музыкального восприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(Анализ на слух) Слуховой анализ в курсе сольфеджио, наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха учащегося. Всякое осознание начинается с восприятия, поэтому важнейшая задача – научить учащегося правильно слушать музыку. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работой, диктантом). Систематическая работа по анализу на слух дает возможность учащемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой учащихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте. Занятия по слуховому анализу должны проходить одновременно в двух направлениях: а) целостный анализ музыкальных произведений или их отрывков; б) анализ отдельных элементов музыкального языка.
Целостный анализ Основная задача этого вида анализа – научить учащихся слушать музыкальные произведения. О важности этого навыка в музыкальном воспитании детей можно судить по высказыванию Д.Кабалевского: “Музыкальная грамотность – это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство,...это особое “чувство музыки”, заставляющее воспринимать ее эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого. Это – способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером исполнения; это способность на слух определить автора (или стиль) незнакомой музыки”. И далее: “Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того: можно смело сказать, что не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо исполнять ее (играть, петь, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства”. (Кабалевский Д. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательных школ. Вводная статья. – М., 1975). Эти слова Д.Кабалевского, относящиеся к музыкально-эстетическому воспитанию в общеобразовательной школе, могут быть адресованы детским музыкальным школам. Но наши задачи этим не ограничиваются. Хотя большинство учащихся музыкальных школ мы не рассматриваем как будущих профессионалов, но они, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ, имеют значительно больший слуховой опыт, элементарные теоретические знания, а главное, сами играют на различных музыкальных инструментах. Поэтому мы можем научить их не только эмоционально воспринимать, определять характер музыкального произведения, его жанровые особенности, некоторые моменты формообразования и т. д., но и слышать в музыке конкретные элементы музыкального языка (лад, размер, темп, регистры и т. д.). При прослушивании одноголосной мелодии они должны не только эмоционально воспринять ее, но и проанализировать структуру мелодии, принцип, логику ее построения и развития (направление мелодической линии, повторность, секвентность и т. д.), узнать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты, услышать альтерации, хроматизмы, модуляции и т. д. и дать всему словесное объяснение. При анализе многоголосной музыки учащиеся музыкальных школ должны услышать в ней пройденные гармонии (аккорды, интервалы), разобраться в фактуре (мелодия, аккомпанемент), типах полифонии (имитационная, подголосочная, контрастная). Решающую роль при этом играет подбор музыкального материала. Музыкальные произведения, особенно вначале, должны быть небольшими по объему, доступными по содержанию, разнообразными по характеру, стилистическим особенностям. (Предлагаемые в программе музыкальные примеры для слухового анализа взяты, в основном, из учебников сольфеджио, а также сборников педагогического репертуара для ДМШ. Это облегчает педагогу подбор материала; вместе с тем эти примеры не являются обязательными: их можно заменить или добавить новые.) Желательно максимально использовать произведения, исполняемые учащимися в инструментальных классах. Одним из обязательных условий для успешной работы по слуховому анализу является яркое, эмоциональное и грамотное исполнение произведений педагогом. Возможно также использование озвученных пособий и примеров в механической записи. Целостным анализом необходимо заниматься на протяжении всех лет обучения, но особенно важным он является в 1–3 классах, т. е. до начала занятий по музыкальной литературе.
Анализ элементов музыкального языка Задачей этого вида анализа является слуховая проработка (определение на слух и осознание) тех элементов музыкального языка, которые определяют собой выразительность музыкального произведения: анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм; отдельных ступеней лада; мелодических оборотов; ритмических оборотов; интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз, в гармоническом звучании, от звука, в тональностях на ступенях лада, взятых отдельно и в последовательностях; аккордов и их обращений в тесном расположении, в мелодическом и гармоническом звучании, в тональности и от звука; последовательностей из нескольких аккордов. Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью. В качестве материала для анализа на слух элементов музыкального языка могут быть использованы как примеры из художественной литературы, так и сочиненные педагогом специальные слуховые упражнения (мелодии с характерными интонационными оборотами, последовательности интервалов, аккордов и т. д.). Желательно, чтобы они были организованы метроритмически, музыкально исполнены.
Музыкальный диктант Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память учащихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное. В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки учащихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от подвинутости группы) заниматься лишь различными подготовительными упражнениями (см. раздел “Диктант” 1 кл.). Успешная запись диктанта зависит также от индивидуальности учащегося, его музыкальной памяти, ладового слуха, ладового мышления, ориентировки в мелодическом движении: вверх, вниз, скачкообразно, по звукам аккордов и т. д. Не менее важно для учащегося уметь разбираться в строении формы мелодии (членение мелодии на фразы и предложения), а также иметь четкое представление о метроритмической структуре мелодии: ее размере, строении тактов, особенностях ритмического рисунка. Формы диктанта могут быть различными. Это может быть диктант с предварительным разбором. Учащиеся с помощью преподавателя определяют лад и тональность данной мелодии, ее размер, темп, структурные моменты, особенности ритмического рисунка, анализируют закономерность развития мелодии, а затем уже приступают к записи. На предварительный разбор должно уходить не более 5–10 минут. Такую форму диктанта целесообразнее использовать в младших классах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка. Наряду с такими диктантами следует давать диктант без предварительного разбора. Такой диктант записывается учащимися в течение установленного времени, при определенном числе проигрываний. Вначале диктант проигрывается 2–3 раза подряд (учащиеся в это время слушают и запоминают мелодию), а затем еще несколько раз с интервалом в 2–3 минуты (к концу реже). Такие диктанты более целесообразны в средних и старших классах, т. е. только тогда, когда учащиеся научатся самостоятельно анализировать мелодию. Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию учащимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память. Для развития внутреннего слуха следует предлагать учащимся, в частности, для домашней работы, самодиктант, запись знакомой мелодии по памяти. Полезно записывать мелодии, ранее прочитанные с листа. Это помогает запомнить и осознать спетую мелодию и укрепляет связь услышанного звучания с его нотным изображением. Возможны и другие формы диктанта, например, гармонический (запись прослушанной последовательности интервалов, аккордов), ритмический и другие. Перед началом записи необходима ладовая настройка, которая дается несколькими способами (см. раздел “Сольфеджирование”). Время для записи диктанта устанавливается педагогом в зависимости от его объема и трудности. В младших классах (2, 3), где записываются небольшие и несложные мелодии, это 5–10 минут; в старших, где трудность и объем увеличиваются – 20-25 минут. Для развития ладо-функционального слуха полезно первоначально проигрывать мелодию диктанта с гармоническим сопровождением. Проигрывание диктанта может осуществляться не только на фортепиано, но и на других музыкальных инструментах; запись диктанта возможна также с голоса (тембровые диктанты). Необходимо научить учащихся записывать диктант в разных регистрах, как в скрипичном, так и в басовом ключах. Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различные (педагог проверяет тетради, учащиеся проверяют тетради друг друга, один из учащихся записывает диктант на доске или проигрывает на фортепиано, класс поет диктант с названием звуков и дирижированием и т. д.). Дома можно выучивать диктанты наизусть, транспонировать, подбирать на фортепиано. Музыкальным материалом для диктанта могут служить мелодии из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также, в некоторых случаях, мелодии, сочиненные педагогом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.007 с.) |